Про психологию. Учения и методики

Дизельная подводная лодка с 80 автономка мертвых. Дневник среднестатистической женщины

Январь 1961 года стал для Северного флота черным месяцем: из корабельного списка пришлось вычеркнуть сразу три подводные лодки. Даже в войну такое случалось нечасто... Сначала рванули торпеды в носовом отсеке Б-37, стоявшей у причала в Полярном. Чудовищной силы взрыв разворотил и соседнюю подводную лодку С-350. Погибли 122 моряка. Причины взрыва не выяснены до сих пор.

Потом не вышла на связь ракетная дизельная лодка С-80. Последний раз она дала о себе знать в 23 часа 00 минут 26 января. Командир капитан 3 го ранга А. Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки отработаны, и просил «добро» на возвращение на базу. «Добро» дали. Но в 0 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась. С 80 в Полярный не вернулась. В тот же день комфлота выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С 80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины - от 200 метров и ниже. Зимний шторм швырял корабли, моряки тщетно пытались разглядеть сквозь снежные заряды черный силуэт субмарины или хотя бы черное масляное пятно на воде - geoglobus.ru. На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно.

Увы, день, вернее арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный поиск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты. Радиотехнические посты просеивали на своих экранах каждое пятнышко засветки.

Командир отвечает за все, что случилось на корабле и с кораблем, даже если он погиб. Не миновала эта участь и навечно 36-ти летнего командира С-80 капитана 3 го ранга Анатолия Ситарчика. Вот что пишет о нем и об обстоятельствах катастрофы его бывший непосредственный начальник, командир дивизии подводных лодок Северного флота, а затем адмирал флота Георгий Егоров:

«Подводные лодки с крылатыми ракетами - новые, сложные по устройству и управлению корабли. Поэтому нам приходилось часто выходить в море на этих кораблях, изучать личный состав, особенно командиров. Тогда то я и обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр адмиралу Г.Т. Кудрявцеву с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку для определения его психологического состояния, но этого сделано не было. Вскоре я снова вышел в море на той же подводной лодке для проверки корабля и всех его систем на глубоководное погружение с уходом на рабочую глубину до 170 метров. Испытания показали, что прочный корпус, все забортные отверстия, механизмы в основном удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли серьезные претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальника штаба дивизии капитану 1-го ранга Н.М. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно на базе».

Распоряжение комдива не выполнили и отправили С-80 на полигон для отработки плановой курсовой задачи. Капитан 1-го ранга Егоров находился на мостике плавбазы «Иртыш», когда из перехваченной радиограммы узнал, что С-80 отправлена в море.

«Поэтому, - продолжает Егоров, - не вступая в полемику, а ссылаясь на тяжелый прогноз погоды, дал радиограмму в штаб подводных сил: „В связи с приближающимся ураганом прошу ПЛ С-80 срочно возвратить на базу“. Приближение шторма уже чувствовалось по многим признакам. Я приказал отправить в море часть лодок с рейда и погрузиться на глубину в назначенных районах. И, находясь на мостике плавбазы «Иртыш», которую на якорях носило с борта на борт ураганной силы ветром 25-30 метров в секунду при сплошных снежных зарядах, следил по локации за состоянием кораблей на рейде. От командиров лодок периодически поступали доклады о положении дел. Пришла радиограмма от подводной лодки С 80. Поскольку она была адресована штабу подводных сил, мы не смогли ее раскодировать. Полагал, что моя просьба выполнена, что командир С 80 подтвердил приказание штаба о возвращении и лодка направляется на базу. Уже на рассвете получаю тревожный доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С 80. Ответа от нее нет».

С ураганом шутки плохи. Каких только не возникло тогда предположений о причинах молчания корабля. Командир С-80, не получив распоряжения штаба о возвращении в базу, мог пойти на погружение, чтобы укрыться от шторма под водой. Решение тренировать экипаж при плавании под РДП в условиях тяжелого шторма в полярную ночь не вызывалось никакой необходимостью. Мои сомнения относительно возможностей этого командира, к несчастью, подтвердились. После подъема лодки с грунта проверка журнала радистов показала, что приказа штаба подводных сил о возвращении С 80 в базу, что могло предотвратить катастрофу, на корабль не поступало. Значит, моя просьба командованием подводных сил не была удовлетворена».

Однако мнения начальников и подчиненных часто расходятся. Бывшему лейтенанту, а ныне Герою Советского Союза вице адмиралу запаса Евгению Чернову командир С 80 запомнился другим человеком: «Это был смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его, генерал авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход...»

Только через неделю - 3 февраля - рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место, где затонула лодка. На нержавеющей табличке разобрали тактический номер - С-80. К сожалению, никто из рыбаков не мог сказать, где и когда они затралили буй. Штурманы пытались по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. Нанесли на карты район, где штормом могло оборвать буй. Искали до 16 февраля. Взять бы чуть севернее всего на полторы мили, и лодку бы нашли. Но никто не пересек 70-ю, будто заколдованную параллель. Правда, если бы тогда и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем: мощную судоподъемную фирму ЭПРОН по воле Хрущева давно разогнали. Поднять лодку с глубины 300 метров слабосильная АСС - аварийно спасательная служба флота - не могла.

«Под аварию» главкому ВМФ СССР удалось выбить деньги на развитие спасательных средств. Самое главное - спроектировали и построили «Карпаты», специальное судно для подъема затонувших лодок. Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт. Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали: оба аварийно спасательных буя - носовой и кормовой - отданы. Значит, подводники были живы по меньшей мере в обоих кормовых отсеках - geoglobus.ru. Верхний рубочный люк задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули: все горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальный же был переложен «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» корабля была составлена потом версия гибели.

После долгих проволочек и кадровых неурядиц была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН). Ее командир капитан 1-го ранга Сергей Минченко - безусловный герой этой судоподъемной эпопеи. Ведь начинать приходилось практически с нуля. Правда, в строй только что вступил спасатель подводных лодок «Карпаты». Но поднять с глубины 200 метров подводную лодку - задача более чем сложная. Минченко вспоминает:

«С-80 перетащили в безлюдную бухту Завалишина, что под Териберкой, и поставили на понтоны. Как быть дальше? Специалисты из минно торпедного управления уверяли государственную комиссию, что при осушении отсеков торпеды, пролежавшие столько лет под водой, при перепаде давления могут взорваться. Они почти убедили руководство не рисковать и подорвать лодку, не слушая ее, не извлекая тел погибших. При этом терялся весь смысл напряженнейшего труда - поднять корабль, чтобы выяснить причину гибели!

Однажды вечером ко мне приходит минер, капитан 2 го ранга (фамилию, к сожалению, не помню): «Разрешите, я проникну в первый отсек и приведу торпеды в безопасное состояние!» Риск огромный, и все таки я разрешил. Очень важно было выяснить все обстоятельства катастрофы. Ночью отправились с ним на С-80. Я страховал его на надстройке. Наконец он вынырнул: «Всё. Не взорвутся». Утром - совещание. Докладываю: работать можно. Как, что, почему?! Рассказал про ночную вылазку. Взгрели по первое число за самовольство. Но председателем госкомиссии был Герой Советского Союза вице адмирал Щедрин, сам отчаянный моряк. Победителей не судят. Отсеки осушили. Началась самая тягостная часть нашей работы: извлечение тел».

Вице-адмирал запаса Ростислав Филонович вспоминал: «Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...»

То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа - гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков, были размозжены головы. Участь тех, кого толстая сталь прикрыла от мгновенной смерти, тоже была незавидной: они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в «идашки», моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек. Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током. Еще один матрос затянул петлю на шее, лежа на койке. Так и пролежал в петле семь лет... Остальные держались до последнего - geoglobus.ru. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили старпома капитана 3-го ранга В. Осипова и командира ракетной части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер. Кто из них первым заметил опасность - не скажет никто, но приказ на срочное погружение из под РДП отдал, как требует в таких случаях корабельный устав, капитан 3-го ранга Осипов.

Тела командира С-80 и его дублера капитана 3-го ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По видимому, оба спустились в кают компанию на ночной завтрак. Катастрофа разразилась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсека...

Рассказывает бывший главный инженер ЭОН, ныне контр-адмирал Юрий Сенатский: «В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С 80, подогнали СДК (средний десантный корабль). В десантном трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом и не верили своим глазам: щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой. Врачи уверяли, что на запасе отсечного воздуха подводники могли вполне протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить из жизни в бреду удушья...»

Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в Полярный, в бухту Оленью. Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее, вечной мерзлоте Оленьей Губы, кадровики совершили свой ритуал - в комнате для сжигания секретных бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки. На капитана 1-го ранга Бабашина легла еще одна нелегкая обязанность: рассылать родственникам погибших подводников их личные вещи. Было куплено 78 одинаковых чемоданов, в каждый положили по новому тельнику, бескозырке... У кого сохранились часы - положили и их. Перетрясли баталерки, нашли письма, книги, фотоаппарат. И поехали по всему Союзу фибровые гробы с «грузом 200».

Точные обстоятельства гибели С-80 не установлены. Есть лишь версии.

С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других (лодок 613 го проекта было построено более двухсот) она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытательной платформой для нового морского оружия. Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль. По мнению моряка подводника старшего мичмана В. Казанова, шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины - geoglobus.ru) на С 80 была шире, чем на других лодках. В тот день море штормило и был хороший морозец. Вода, по видимому, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вода рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Спасатели их там и нашли.

Вице-адмирал запаса Евгений Чернов придерживается другой версии: «Лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. Как только С 80 стала уходить на глубину, матрос моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было - влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем же дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, виноват в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто? Командир отделения? Старшина команды? Командир группы? Инженер механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределились по этой цепочке? Тем более что подобных „чужаков“ на лодке было семь человек, не считая офицеров дублеров».

А вот выводы Сергей Минченко: «Положение вертикального руля С-80 - 20 градусов на левый борт - говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном...»

Что же это за «неизвестное судно», которое неожиданно оказалось на полигоне боевой подготовки? Никаких советских кораблей, рыболовецких траулеров там в тот день не было. Это подтверждают все оперативные службы. Но если вспомнить, как часто появлялись и появляются поныне в прибрежных водах Кольского полуострова иностранные подводные лодки, нетрудно предположить, что командир С-80 увидел в перископ корабль разведчик, шедший без отличительных огней и потому особенно малозаметный в полярную ночь да еще в слабосильную оптику. Вполне понятен интерес морской разведки НАТО к необычной субмарине с ракетными контейнерами. Итак, у С-80 не было прямого столкновения с неизвестным кораблем, но был опасный маневр, вызванный появлением этого корабля в запретном районе. Маневр, который случайно стал роковым.

Важно отметить, что С-80 - не жертва чьей то оплошности, а боевая потеря, понесенная флотом в ходе самой тихой из войн, но отнюдь не бескровной - подводной охоты в океане.

Подводная лодка 644 проекта, дизельная, с крылатыми ракетами П-5; разработчик - ЦКБ-18 (КБ «Рубин»). С-80 была одной из шести дизельных подводных лодок проекта 644 переоборудованных из проекта 613. 8 декабря 1948 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 13 марта 1950 года заложена на эллинге ССЗ №-112 «Красное Сормово» в г.Горький, как головная средняя подводная лодка проекта 613. 21 октября 1950 года спущена на воду. В октябре-ноябре 1950 года С-80 была переведена вниз по Волге и Каспию в Баку для прохождения сдаточных испытаний. С 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года подводная лодка прошла швартовные испытания. С 27 апреля по 28 июня 1951 года С-80 прошла заводские ходовые испытания. 9 июня 1951 года совершила глубоководное погружение на 203 метра. В наиболее опасных местах установили приборы, измеряющие напряжение конструкций. Затем подводную лодку с экипажем в отсеках на талях опускали на критическую глубину. Рядом в полигоне дежурили спасатели на своем судне. В случае аварии водолазы должны были прикрепить к корпусу подводной лодки понтоны, чтобы затем поднять ее на поверхность. 2 декабря 1951 года после окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов был подписан приемный акт, и подводная лодка С-80 вступила в строй.

В декабре 1951 года перевели с Каспия на Северный флот по системе внутренних водных путей в г. Молотовск, затем С-80 перешла на постоянное место базирования в г. Полярный. По другим данным 6 августа 1952 года была временно включена в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. Летом 1953 года переведена по внутренним водным системам из Баку в г. Молотовск. 9 ноября 1953 года вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 162-й Бригады подводных лодок 33-й Дивизии подводных лодок СФ с базированием на г. Полярный. В 1953-1955 годах несколько раз возвращалась из Полярного в г. Молотовск для облегчения испытаний в Белом море больших торпедных лодок 611 проекта. В 1954 году была С-80 перечислена в состав 339-й Бригады УСРПЛ Беломорской ВМБ с базированием на г. Молотовск. В 1957 году перешла в г. Горький на ремонт и модернизацию. 1 июля 1957 года – апрель 1959 года – на ССЗ «Красное Сормово». После выполнения модернизационных работ по проекту 644 С-80 была переведена в г. Молотовск. Вошла в состав 339-й Бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ. 15 января 1960 года закончила заводские и государственные испытания. Перешла из г. Молотовска в Оленью губу. Вошла в состав 212-й Бригады подводных лодок 8-й Дивизии подводных лодок Северного Флота. 30 июня 1960 года С-80 отнесена к проекту 644.

25 января 1961 года подводная лодка С-80 вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания. 26 января командир С-80 капитан 3-го ранга А. Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки отработаны, и просил «добро» на возвращение на базу. «Добро» дали, но в 00 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась. В тот же день Командующий флотом выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С-80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины - от 200 метров и ниже. На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно. Арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный поиск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты.

Только через неделю - 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место затонувшей подводной лодки. На нержавеющей табличке был тактический номер - С-80. К сожалению, никто из рыбаков не мог сказать, где и когда они затралили буй. Штурмана пытались по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. Нанесли на карты район, где штормом могло оборвать буй. Искали до 16 февраля. Правда, если бы тогда и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем. Мощную судоподъемную организацию ЭПРОН по воле Хрущева давно разогнали. Поднять подводную лодку с глубины 300 метров аварийно-спасательная служба флота не могла. «Под аварию» Главкому ВМФ СССР удалось выбить деньги на развитие спасательных средств. Спроектировали и построили «Карпаты», специальное судно для подъема затонувших подводных лодок.

С-80 нашли 23 июля 1968 года. Подводная лодка лежала на твердом грунте, на ровном киле, накренившись на правый борт. Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали, что оба аварийно-спасательных буя - носовой и кормовой - отданы. Верхний рубочный люк задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули – все горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальный же был переложен «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» подводной лодки была составлена потом версия ее гибели. После долгих проволочек и кадровых неурядиц была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН). Начинать приходилось практически с нуля. В строй только что вступил спасатель подводных лодок «Карпаты».

Операция по подъему С-80 получила название «Глубина». Ее проводила ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1 ранга С. Минченко. Затонувшая подводная лодка была оторвана от грунта специальным судном «Карпаты» и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего была поднята до глубины 70 метров и отбуксирована в бухту Завалишино под Териберкой и поставлена на понтоны. Специалисты из минно-торпедного управления уверяли государственную комиссию, что при осушении отсеков торпеды, пролежавшие столько лет под водой, при перепаде давления могут взорваться. Они почти убедили руководство не рисковать и подорвать лодку, не слушая ее, не извлекая тел погибших. При этом терялся весь смысл напряженного труда - поднять подводную лодку, чтобы выяснить причину гибели! Ночью, не докладывая командованию, торпеды разрядили, отсеки осушили. Спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было – часть экипажа продолжала жить на недосягаемой глубине. Началась самая тягостная часть работы извлечение тел. По воспоминаниям вице-адмирал запаса Р. Филоновича: «Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала подводную лодку должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, которую выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики потом говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...».

То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа - гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков, были размозжены головы. Участь тех, кого толстая сталь прикрыла от мгновенной смерти, тоже была незавидной, они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в ИДА-59, моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек. Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током. Еще один матрос затянул петлю на шее, лежа на койке. Так и пролежал в петле семь лет... Остальные держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили старпома капитана 3-го ранга В. Осипова и командира ракетной части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер. Кто из них первым заметил опасность - не скажет никто, но приказ на срочное погружение из-под РДП отдал капитан 3-го ранга Осипов. Тела командира С-80 и его дублера капитана 3-го ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По-видимому, оба спустились в кают-компанию на ночной завтрак. Катастрофа разразилась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсека...

Из воспоминаний главного инженера ЭОН контр-адмирала Ю. Сенатского: «В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали средний десантный корабль. В десантном трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом, и не верили своим глазам, щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой. Врачи уверяли, что на запасе отсечного воздуха подводники могли вполне протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить из жизни в бреду удушья...»

Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в г. Полярный, в бухту Оленью. Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее, вечной мерзлоте Оленьей Губы, кадровики совершили свой ритуал - в комнате для сжигания секретных бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки. На капитана 1-го ранга Бабашина легла еще одна нелегкая обязанность рассылать родственникам погибших подводников их личные вещи. Было куплено 78 одинаковых чемоданов, в каждый положили по новому тельнику, бескозырке... У кого сохранились часы - положили и их. Перетрясли все баталерки, нашли письма, книги, фотоаппарат. И поехали по всему Союзу фибровые гробы с «грузом 200».

Точные обстоятельства гибели С-80 не установлены. Есть лишь версии. С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других подводных лодок 613-го проекта она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытательной платформой для нового морского оружия. Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль.

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной – встреча с кораблем-шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос-машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводной лодки – не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина.

По мнению моряка-подводника старшего мичмана В. Казанова, шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины) на С-80 была шире, чем на других лодках. В тот день море штормило, и был хороший мороз. Вода, по-видимому, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вода рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Спасатели их там и нашли.

Вице-адмирал запаса Е. Чернов придерживается другой версии «Подводные лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из-под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было - влево. Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем же дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, виноват в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто: командир отделения – старшина команды – командир группы – инженер-механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределились по этой цепочке, тем более что подобных прикомандированных на поход на подводной лодке было семь человек, не считая офицеров-дублеров». Всего погибло 68 человек. В катастрофе обвинен экипаж лодки.

14 марта 1961 года подводная лодка С-80 исключена из состава ВМФ. Прибывшая на СФ комиссия Министерства Обороны под председательством маршала СССР К. Рокоссовского не смогла однозначно назвать причины гибели подводной лодки, сделав лишь заключение, что «…на лодке произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урагана не смог справиться». По результатам расследования был снят с должности командир Бригады подводных лодок.

В августе 1969 года на борт СПС «Карпаты» прибыла и начала работу Государственная комиссия, сформированная из высококвалифицированных специалистов ВМФ и судостроительной промышленности под председательством Героя СССР вице-адмирала Г. Щедрина. В октябре 1969 года расформировали ЭПРОН-10. По самой С-80 комиссия сделала заключение о нецелесообразности проведения восстановительных работ. Подводная лодка была взорвана и разделана на металл на базе «Главвторчермета» на м. Зеленый в Кольском заливе. Часть конструкций подводной лодки оставлены на берегу бухты Завалишина. Там же, в районе 1-го Титовского ручья находится неизвестное захоронение, предположительно старшего помощника командира и командира БЧ-2, которые в момент аварии находились в боевой рубке.

Русского флота. Согласно официальной версии 26 января 1961-го года в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море из-за попадания в нее забортной воды и фатальных ошибок экипажа. Тем не менее, в истории гибели лодки присутствует слишком много белых пятен. Попробуем рассмотреть формальную версию, после чего обратимся к воспоминаниям людей, причастных к этому делу. Их рассказы также проливают некоторый свет на то, что случилось с этим советским судном, затонувшим за пятьдесят лет до «Курска».

Субмарина С-80 была построена по проекту 613 в 1950-ом году. По типу она относится к дизельным подлодкам с крылатыми ракетами («Whiskey Twin Cylinder» согласно классификации НАТО). За период с 1957-го по 1959-ый годы на ней были проведены работы по модернизации по проекту 644. В результате этого добавилась новая астронавигационная система «Лира» и два контейнера с крылатыми ракетами.

Подводная скорость С-80 составляла 10 узлов, а предельная глубина погружения достигала 230 метров. Длина ее была семьдесят шесть метров, ширина корпуса (максимальная) – 6,6 метров. Силовая установка включала в себя: два дизеля по 2000 л.с., четыре электродвигателя (два гребных и два экономичного хода), аккумуляторные батареи. Вооружение составляли четыре торпедных аппарата, установленных в носовой части (533-мм), и пара стратегических крылатых ракет П-5. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей.

Ракетная подлодка С-80 (первая из проекта 644), приписанная к Северному флоту, затонула в Баренцевом море 26 января 1961-го года в результате попадания воды через шахту РДП, а нашли субмарину благодаря наводке местных рыбаков лишь спустя семь лет – 23 июня 1968-го года – на 196-метровой глубине в точке, имеющей координаты 70.01’23” северной широты и 36.35’22” восточной долготы. Лодка была обследована при помощи спускаемой подводной камеры и, после того как результаты анализа были рассмотрены правительственной комиссией, ее решили поднять. Экспедиция особого назначения формировалась долго и тщательно. Возглавил ее капитан первого ранга Сергей Минченко. Перед ним стояла очень сложная задача поднять подлодку с глубины почти в двести метров. Специально для этой работы на место, где лежала утонувшая субмарина, прибыло спасательное судно «Карпаты», имевшее специальное устройство для подъема подобных судов. Водный район охранялся отрядом тральщиков и эсминцем.

Операция «Глубина» проводилась силами ЭОН-10 Северного флота. Она началась 9 июня 1969-го года и проходила в два этапа. Сначала лодку оторвали от грунта и подвесили на подкильных приспособлениях из стропов, а затем судно «Карпаты» подняло лодку до семидесятиметровой глубины и отбуксировало в прибрежный район. Далее ее поднимали уже при помощи водолазов и понтонов. 12 июля С-80 была доставлена в бухту Завалишина, где и была опущена на грунт на пятидесятиметровой глубине. 24 июля 1969-го года операция была успешно закончена, С-80 оказалась на поверхности воды.
В августе начала работу правительственная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом, Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Щедриным. В результате ее деятельности были восстановлены события, повлекшие за собой гибель субмарины. 26 января 1961-го года С-80, отрабатывая задачи по одиночному плаванию в Баренцевом море, шла на перископной глубине при температуре -5 градусов Цельсия и волнении около 6 баллов. Примерно в 01 часов 27 минут лодка стала уходить ниже перископной глубины, что привело к попаданию воды в шахту РДП. Обогрев поплавкового клапана был отключен, поэтому он обледенел и не сработал. Когда машинист обнаружил поступление воды в пятый отсек, то ошибся и вместо закрытия захлопки РДП повернул маховик комплекса «Лира». Мотористы, сделавшие попытку вручную закрыть второй воздушный запор шахты РДП, уже не успели этого сделать – шток клапана погнулся под давлением воды. В возникшей чрезвычайной ситуации экипаж допустил две ошибки – вовремя не использовал систему продувания аварийно-балластных цистерн и не дал ход гребными электродвигателями. После того, как скорость С-80 упала до нуля, лодка ушла на глубину кормой вниз и вошла в грунт.

Когда все семь отсеков субмарины были осушены, лодка смогла самостоятельно держаться на воде. Большинство записей в корабельных журналах были разъедены морской водой. Следов пожара не наблюдалось, а согласно показаниям найденных корабельных часов было установлено, что авария произошла в считанные мгновения. Первый, пятый, шестой и седьмой отсеки не имели разрушений. Переборки второго, третьего и четвертого отсеков были уничтожены, причем обе переборки третьего отсека были вообще сметены силой, действующей по направлению от кормы к носу. В четвертом (аккумуляторном) отсеке палубу выгнуло вверх. В результате взрыва все, кто находился в четвертом (включая тех, кто успел перейти сюда из пятого), третьем, втором отсеках и боевой рубки погибли. Команды шестого и седьмого отсеков собрались вместе и попытались выйти из лодки, использовав аппараты «ИДА-51». Однако они не успели, переборка в концевой отсек дала трещину, и вода быстро затопила его. Оставшиеся в первом отсеке люди боролись дольше всех. Они грамотно и последовательно выполнили все установленные в подобных случаях мероприятия по борьбе за живучесть. Вода заполнила отсек только через несколько дней….

Все это легло в основу официальной версии произошедшей трагедии. Теперь обратимся к свидетельствам очевидцев. Ниже приведена выдержка из характеристики тридцатишестилетнего командира С-80, капитана третьего ранга Анатолия Ситарчика данной его бывшим начальником, легендарным советским подводником, участником Великой Отечественной войны, командовавшим с 1972-го по 1977-ой годы всем Северным флотом, Георгием Михайловичем Егоровым: «Подлодки с крылатыми ракетами были новыми, сложными по управлению и устройству кораблями. Поэтому мы нередко выходили на них в море, изучали командиров и прочий личный состав. Именно тогда я обратил на одного внимание. Он часто нервничал в море и допускал оплошности, что для подводника недопустимо. Не раз я просил командующего подводными силами контр-адмирала Г.Т. Кудряшова отправить его на проверку психологического состояния, но этого так и не сделали».

О произошедшей катастрофе вице-адмирал написал: «Я лично выходил в море на этой лодке, чтобы проверить корабль и все его системы. Было проведено глубоководное погружение с уходом на глубину до 170 метров. Проведенные испытания показали, что сама подлодка и ее механизмы удовлетворяют всем требованиям. Но к командиру корабля возникли серьезные претензии. Потому я и отдал приказ начштабу дивизии Н.М. Баранову лодку в море не пускать, заняться подготовкой личного состава и командира на базе».

Однако это распоряжение не выполнили. Субмарина С-80 была отправлена на выполнение очередной плановой задачи. Георгий Михайлович находился на плавбазе «Иртыш», когда узнал, что лодка ушла в море. Из дальнейших воспоминаний Егорова: «По многим признакам чувствовалось приближение шторма, поэтому, ссылаясь на прогноз погоды, я дал радиограмму: «В связи с близящимся ураганом прошу срочно возвратить на базу ПЛ С-80». Также мною была отдана команда направить часть лодок с рейда в море и погрузиться на глубину в назначенных районах. Расположившись на мостике плавбазы «Иртыш», болтавшейся на якорях от ураганного ветра, достигавшего 25-30 метров в секунду, я по локации наблюдал за состоянием судов на рейде. Периодически докладывали командиры лодок. От подводной лодки C-80 пришла радиограмма, но так как она шла штабу подводных сил, раскодировать ее мы не сумели. Я ошибочно решил, что была выполнена моя просьба, что лодка направляется на базу и командир подтвердил приказание о возвращении. На рассвете ко мне пришел доклад: «Узел связи флота вызывает подлодку С-80. Ответа нет». С ураганом шутки плохи, и возникло немало предположений о причинах того, почему замолчал корабль. Если командир C-80 распоряжения о возвращении на базу не получил, он должен был пойти на погружение для того, чтобы укрыться под водой от шторма. Но к несчастью, мои сомнения относительно способностей командира подтвердились».

Однако есть об этом подводнике и другие суждения. Например, бывший лейтенант, а теперь Герой Советского Союза, вице-адмирал запаса Евгений Чернов помнит командира С-80 абсолютно другим человеком: «Это был грамотный, смелый и решительный мужчина. Его отец был генералом и авиатором, погибшим на войне. А он выходил в море в его летном шлеме и перчатках. Не знаю только, взял ли Анатолий их с собой в последний поход…».
Первоначальные поиски лодки длились сравнительно недолго. Через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера Т-38 нашли у себя в трале аварийный буй с подлодки. Но никто из них не мог сказать, где именно буй был пойман. На карты нанесли район, где он мог быть оборван штормом. До 16 февраля субмарины активно искали С-80. Если бы тогда спасатели взяли всего на полторы мили севернее, то смогли бы отыскать лодку. Но семидесятую параллель никто так и не пересек. Хотя, даже если бы ее тогда и нашли – помочь не смогли бы ей ничем. Судоподъемное хозяйство по хрущевской воле пребывало в запустении. А едва развитая аварийно-спасательная служба флота была не в состоянии поднять подобную лодку с такой глубины. Главком ВМФ СССР смог «под аварию» выбить у государства денег на развитие спасательных средств. А позднее было спроектировано и построено специальное судно, предназначенное для подъема затонувших подлодок.

А вот, что вспоминал сам Минченко, возглавлявший операцию по подъему лодки: «С-80 была отбуксирована в бухту Завалишина, а там установлена на понтоны. Что с ней было делать дальше? Специалистами из минно-торпедного управления неоднократно заявлялось, что торпеды, которые пролежали под водой много лет, при осушении отсеков могут взорваться от перепада давления. Им практически удалось убедить руководство подорвать лодку, не пытаться рискнуть, не извлекать тел погибших. Весь смысл нашего огромного труда при этом пропадал – ведь мы поднимали лодку, чтобы узнать, почему моряки погибли! Вечером ко мне пришел минер, кавторанг. Попросил дать ему проникнуть в первый отсек и осмотреть торпеды. Риск был огромный, но я все же разрешил. Было необходимо узнать все обстоятельства катастрофы. И ночью мы пошли на С-80. Одетый в легководолазное снаряжение кавторанг исчез в люке. Я его страховал. Потом он вынырнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Не взорвутся». Утром я доложил, что можно работать. Спросили почему. Рассказал начальству про вылазку. За самовольство, конечно, взгрели. Но председатель комиссии – вице-адмирал Щедрин, Герой Советского Союза – приказал осушить отсеки. Потом перешли к самой тягостной части работы – извлечению тел».

Далее стоит обратиться к рассказу ветерана-подводника вице-адмирала Ростислава Филоновича Дмитриевича: «Я первым вошел в отсеки С-80. На это право претендовали политработники, особисты, но было вынесено решение, что субмарину сначала должен осмотреть кораблестроитель. В лодку я вошел с кормы – через аварийный люк в седьмом отсеке. Подводники были лицом вниз. Все – в соляре, выдавленной из топливных цистерн внутрь корпуса. В первом, третьем, втором и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большая часть тел была извлечена именно из отсеков в носу подлодки.

Удивительно, но тела хорошо сохранились, многих я узнавал в лицо…. Удар похоже шел из пятого отсека с дизелями, почти все, кто был извлечен из третьего и четвертого отсеков, были с размозженными головами. Те, кого сталь спасла от мгновенной смерти, погибли от удушья. Страшный конец. Все кислородные баллончики дыхательных аппаратов были пусты. Но предварительно моряками был стравлен весь сжатый воздух парогазовых торпед в носовой отсек. Тяжелейшую пытку выдержали не все. Во втором отсеке был найден мичман, замкнувший руками шину, по которой шел многоамперный ток. Один матрос затянул на своей шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в ней все семь лет. Другие держались до последнего. На крышке нижнего люка в боевой рубке были найдены старпом В. Осипов и командир ракетной боевой части В. Черничко. В момент аварии один из них нес командирскую вахту, другой – как вахтенный офицер стоял на перископе. Командир С-80 и его дублер В. Николаев были найдены в жилом офицерском отсеке. Видимо они спустились на ночной завтрак в кают-компанию. Непоправимое случилась очень быстро – они едва успели выбежать в проход отсека…».

Юрий Сенатский, бывший главный инженер экспедиции особого назначения, так говорил об увиденном: «В бухту Завалишина пригнали средний десантный корабль. В трюме установили столы патологоанатомов. Врачи оттирали спиртом лица погибших и изумлялись: щеки мертвецов были розовыми. Кровь в их жилах даже не успела свернуться. Доктора уверяли, что на запасах отсечного воздуха подводники могли продержаться неделю. Неделю они ждали помощи…. Тела погибших были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал – сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. А капитан первого ранга Бабашин должен был проделать еще одну непростую вещь – разослать родственникам умерших их личные вещи. Для этого купили несколько десятков чемоданов, положили в них тельники, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Союзу».

Патриарх отечественного судоподъема Юрий Константинович Сенатский появился на свет в 1924-ом году в Архангельске. В 1944-ом за проявленное мужество в боях при высадке морского десанта на острова Балтийского моря Даго и Эзель был награжден орденом Красной Звезды. С 1974-го по 1987-ой годы работал заместителем начальника, главным инженером аварийно-спасательной службы военно-морского флота нашей страны. Непосредственно участвовал в подъеме со дна моря более пятидесяти кораблей, в том числе четырех подводных лодок. Именно Сенатский разработал в 1969-ом году оригинальную методику подъема ракетной субмарины С-80, затонувшей в Баренцевом море. В октябре 1981-го года Юрий Константинович руководил спасением экипажа и подъемом с тридцатиметровой глубины С-178. В 1983-ем году на Камчатке он возглавлял операцию по спасению личного состава и подъема с сорокаметровой глубины атомной субмарины К-429.

А вот собственно, что рассказал сам Бабашин, сослуживец капитана-лейтенанта Виктора Черничко: «Витя остался в нашей памяти как гитарист, весельчак, спортсмен. Нос его был слегка кривоват, но это даже шло ему. При этом он был добрым семьянином, отцом двоих детей. Заядлым боксером и лыжником. Иногда прямо на лыжах прибегал к подъему флага…. Ракетчик высокого класса, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Успел получить назначение на ракетную лодку 651-го проекта. В море мог не ходить. Но решил подготовить преемника – Колю Бонадыкова, командира ракетной группы. Всем говорил: «Последний раз схожу…».

Почему же затонула С-80? А этот счет существует несколько версий. Дизельная торпедная подлодка, которая могла нести крылатые ракеты – испытательная платформа мощного советского . Сергей Минченко говорит следующее: «Вертикальный руль С-80 – двадцать градусов на левый борт – свидетельство того, что подлодка была вынуждена резко отвернуть, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Каких-либо рифов или скал там не было. Может быть, лодка попыталась разойтись с неизвестным судном…».

Что это могло быть за судно, внезапно оказавшееся на полигоне боевой подготовки. Ни рыболовецких траулеров, ни советских кораблей там быть не могло, это подтверждается всеми оперативными службами. Если вспомнить насколько часто близ Кольского полуострова появлялись и продолжают появляться чужие подводные лодки, то можно предположить, что подводниками был замечен чужой корабль-разведчик. Может быть, поэтому моряки и решили совершить роковой маневр.

Информацией на сей счет поделился и Евгений Чернов, вице-адмирал запаса, бывший старпом этой подлодки, который незадолго до ее гибели был переведен на другое судно: «Подлодки не должны тонуть при срочном погружении, даже если обмерз поплавковый клапан. Подача воздуха к дизелям перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 начала уходить на глубину, моторист стал перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Матрос рычаг отжимал вправо, а нужно было влево. Жал с такой силой, что погнул шток. Думал, что перекрывает, но открыл по максимуму. Почему так произошло? Матроса этого прикомандировали с другой лодки. Там воздушная магистраль перекрывалась именно поворотом рукоятки вправо. А он об этой особенности не знал. Следовательно, виновен в том, что лодка затонула тот, кто не предупредил моряка об этом. Кто бы это ни был, обвинять его теперь бессмысленно, тем более, на подлодке было еще семь человек таких же «чужаков».

В заключении хочется отметить отвагу и умение советских моряков, вытащивших С-80. До этого подобную задачу по подъему на капроновых тросах и транспортировке к берегу огромной подлодки не выполнял никто во всем мире. Начальство лишь отметило людей в приказе и выдало им сувениры и подарки.

Узнать, что же именно случилось с субмариной, мы, наверное, уже не сможем. Но обязательно будем помнить храбрых моряков-подводников, державшихся на глубине до последнего вздоха. И о мужестве тех, кто смог, несмотря ни на что, вернуть их тела на землю.

Источники информации:
-http://lib.rus.ec/b/182730/read
-http://teriberkafish.ucoz.ru/publ/teriberka_glazami_voennykh/smert_v_rezhime_molchanija/4-1-0-30
-http://crash.worldwebspot.com/korablekrusheniya/podvodnaya-lodka-s-80.html
-http://www.tonnel.ru/?l=kniga&731
-http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Когда в 1969 году со дна Баренцева моря подняли дизельную субмарину проекта 644 С-80 из состава Северного флота, первую советскую подводную лодку вооруженную крылатыми ракетами, перед глазами спасателей предстала страшная картина. Всё говорило о том, что экипаж оставался живым на глубине сутки, а может и больше.

исчезновение и гибель подводной лодки С-80

На подлодке все часы стали в 01 час 21 минуту. В то время как в одних отсеках под напором воды жизнь остановилась, в других заложники бездны еще долго оставались в живых. Был поставлен трап для поднятия наверх, подводники были одеты в спасательные жилеты, но остановила глубина. Выхода не было, надежды на спасение таяли вместе с остатками воздуха. Когда дышать стало нечем, подводники надели дыхательные аппараты, но воздуха в них хватило на 30 минут. Два матроса не выдержав удушья, сами свели счеты с жизнью.

В январе 1961 года советская подводная лодка вышла в Баренцево море для отработки боевых задач. В отсеках находилось 68 человек. Обычный поход, флотская рутина. Впереди было автономное плавание длиною в жизнь. Разыгрался сильный шторм. Все боевые корабли, находившиеся рядом с субмариной, получили приказ о возвращении на базу подводных лодок. По каким-то причинам радио командир подводной лодки С-80 не получил. Не выходившая на связь субмарина встревожила руководство флота. Несмотря на погодные условия моряки вышли на поиск товарищей. 28 единиц прочесывали зимнее темное море. Семьи с тревогой воспринимали каждый звонок, но начальство молчало. В конце концов, стало ясно - случилось несчастье. Через некоторое время рыбаки выловили спасательный буй с надписью С-80. В прессу информация не уходила.

Затонувшую подводную лодку нашли только через 7 лет. Приборы новой поисковой системы вычертили силуэт на грунте на глубине 196 м. Подводная лодка находилось на смертельной глубине, для того времени. Если бы субмарину отыскали сразу после катастрофы, на спасение экипажа не было бы шансов. В те времена государство не располагало глубоководной техникой. На осмотр лодки пошли водолазы-глубоководники. Все с нетерпением ожидали их возвращения. Они не обнаружили видимых повреждений, но подводное течение не дало возможным провести более тщательные подводные работы. Тогда было принято решение отправить подводный аппарат с пилотом внутри. Вертикальное положение рулей указывало на то, что дизельная подводная лодка пыталась всплыть. На семь лет за дизельной подводной лодкой закрепили клеймо «пропала без вести».

Опыт подъема у СССР уже был. В 1920 году была поднята затонувшая подводная лодка «L-55». Останки английских моряков с почестями отправили на родину, а субмарину оставили служить на Балтийском подводном флоте . Но для разгадки гибели подводной лодки С-80 необходимо было проникнуть внутрь. После рассмотрения результатов поисковой экспедиции комиссия приняла решение поднять силами и средствами экспедицией особого назначения (ЕОН). Через год после обнаружения советскую подводную лодку должен был поднять специально построенное на Николаевском судостроительном заводе специальное спасательное судно «Карпаты», оснащенное устройством для подъема затонувших подводных лодок. Судно позволяло работать на больших глубинах.

Наступили 60-е годы - разгар «холодной войны», начало гонки вооружений. Москве становится известно о плане нападения США, и нанесение по советским городам упреждающего бомбового удара. У советского руководства был только один «джокер» - подводные лодки России . Одной из таких и была С-80. В час «Х» они должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете.

советская подводная лодка С-80 проекта 644

запуск крылатой ракеты с подводной лодки проекта 644

Вслед за ними пришли атомные гиганты с серьезным вооружением. Возможность скрытно подобраться на субмаринах к чужим берегам и нанести ракетный удар был на столько «соблазнительным», что цель оправдывала любые затраченные средства. Первая считалась величайшим изобретением человечества. Все силы и средства СССР были направлены на создание оружия нового поколения. Мысль о том, что все стали заложниками третьей мировой войны, не имела права на жизнь.

советская подводная лодка проекта 613

С-80 была не простой подводной лодкой . К концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть дизельных подводных лодок проекта 644 переоборудованных из проекта 613. Это были отечественные первые подводные лодки с новейшим вооружением крылатые ракеты П-5. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. И американцев это сдерживало.

подводная лодка С-80 - спасательная операция «Глубина»

Операция по подъему дизельной подводной лодки С-80 получила название «Глубина». Ее проводила ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1 ранга С. Минченко. Прибытие специального спасательного судна «Карпаты» и эскадры боевых кораблей не остались не замеченными. Подозрительная активность в Баренцевом море не давала покоя иностранной разведке. Затонувшая подводная лодка была оторвана от грунта специальным судном «Карпаты » и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего была поднята до глубины 70 метров и отбуксирована в прибрежный район. Инженеры спасатели применив весь свой профессиональный опыт, возвратили подлодку домой. Но самое страшное открытие было впереди. Субмарину отбуксировали в бухту Завалишино под Териберкой. Там спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было - часть экипажа продолжало жить на недосягаемой глубине.

специальное спасательное судно «Карпаты»

тела погибших подводников

подводная лодка С-80 - версия гибели

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной - встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра). Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля - не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

По неофициальным данным за всю историю подводных лодок было построено около 3600 единиц, из них около 2600 затонуло и погибло в результате боевых действий или техногенных катастроф. Подводный флот стал заложником неизвестной войны, которую политики называли «холодной». Каждый год 7 апреля в день гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге собираются ветераны подводного флота . Это неофициальный день памяти всех погибших подводников.

дизельная подводная лодка проекта 644

Технические характеристики подводной лодки проекта 644:
Длина - 76 м;
Ширина - 6,6 м;
Осадка - 4,7 м;
Водоизмещение подводное - 1430 тонн;
Глубина погружения - 170 м;
Судовая силовая установка - два дизельных двигателя «37Д» мощность каждого 2000 л. с. и два электродвигателя «ПГ-101» мощность каждого 1350 л. с.;
Скорость хода надводная - 16 узлов;
Скорость хода подводная - 10 узлов;
Дальность плавания с РДП - 5000 миль;
Автономность - 35 суток;
Экипаж - 55 человек;
Вооружение:
Крылатые ракеты П-5 - 2;
Торпедные аппараты 533 мм - 4;

Советская С-80 состояла на вооружении военно-морских сил СССР в 1950-х годах. В 1961-м году лодка затонула в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах. В статье рассматривается устройство этой лодки и различные версии ее гибели. В 2000-х годах в Испании начали строительство новых испанских подводных лодок S-80 (Исаак Пераль). Это своеобразный прототип советского судна, которому также отведена роль в данной статье.

Подводная лодка С-80 была сконструирована в 1950-м году, а в 1957-м году на ней были проведены некоторые работы по модернизации и совершенствованию. Длина ее составляла 76 м, ширина - 6,6 м, погружаться она могла на глубину до 230 м, а двигаться под водой со скоростью 10 узлов. С-80 в движение приводилась 6 двигателями: 2-мя дизельными и 4-мя электрическими. «Подлодка» обладала современной на то время системой навигации, носившей название «Лира».

В состав боевого арсенала подлодки входили торпеды и крылатые ракеты (4 торпедных и 2 ракетных установки).

Лодка С-80: трагические события, ее подъем на поверхность и официальная версия гибели

Трагедия подводной лодки С-80 случилась 26 января 1961 года, когда она затонула в Баренцевом море. По официальной версии причиной трагического события стало попадание воды в лодку из-за неверных действий и халатности экипажа. Отметим, что в свое последнее плавание отправились 68 офицеров и матросов. получила свое негласное мистическое название ввиду того, что после крушения ее нашли только спустя 7 лет, то есть в 1968 году, а операция по подъему на поверхность происходила в течение июня-июля 1969 года. Этой операцией руководил Сергей Минченко (капитан первого ранга).

Анализ состояния поднятой подводной лодки С-80 позволил виртуально реконструировать произошедшие трагические события. Выполняя военные учения в 1961 году в Баренцевом море, лодка шла на перископной глубине, а затем начала уходить под воду и в нее стала попадать вода. Соответствующий клапан не сработал по причине его обледенения. Далее в официальной версии гибели подлодки говорится о том, что машинист перепутал маховик, который должен был закрыть отсек, куда стала попадать вода. После этого экипаж совершил еще несколько ошибок, и лодка ушла на дно, потеряв полностью свою скорость.

Согласно данным реконструкции событий, в лодке произошел сильный гидровоздушный удар, в результате которого люди, находившиеся во 2-м, 3-м и 4-м отсеках, погибли мгновенно, часть экипажа в 6-м и 7-м отсеках попыталась выбраться из подлодки. Они планировали использовать предназначенные для этого аппараты «ИДА-51», но не успели этого сделать по причине быстрого затопления отсеков. Дольше всего матросы жили в 1-м отсеке, который полностью затопило лишь через несколько дней.

Причина аварии

Как было описано выше, одной из причин, которая привела к стремительно развивающейся катастрофе подводной лодки С-80, лодки-призрака, стал ряд ошибок матросов и офицеров, которые в ту трагическую ночь стояли на вахте. Отметим, что из 68 человек, находившихся на борту лодки, 7 человек были переведены на нее недавно. Среди этих 7 человек и был тот машинист, который перепутал направление закрытия запорки, поскольку на его предыдущей лодке она закрывалась в другую сторону, нежели на С-80.

Но что послужило толчком к возникновению катастрофы? Осматривая лодку, спасатели заметили, что руль на ней был повернут максимально влево, как будто она совершала экстренное изменение своего курса движения, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Никаких рифов в районе гибели лодки нет, поэтому предполагают, что это мог быть чужой корабль, который был замечен членами экипажа слишком поздно.

Этим чужим кораблем мог оказаться корабль НАТО, поскольку интерес к советской субмарине, имеющей современное на то время оборудование и вооружение, у военных сил США был огромный. В 1976 году на вооружение военно-морского флота США поступили новые лодки «Лос-Анджелес». Позднее было отмечено наличие некоторых систем навигации подводной лодки С-80 в «Лос-Анджелесе». Откуда они там взялись? Ответ на этот вопрос остается загадкой по сей день.

Извлечение тел погибших

После того как лодка была поднята на поверхность, существовала опасность того, что при осушении отсеков в ней от перепада давления могут взорваться торпеды, которые находились на этой субмарине. Поэтому предлагалось просто взорвать лодку и не выяснять причину ее гибели.

Однако после предварительного осмотра было установлено, что опасаться взрыва торпед не нужно. Отсеки были осушены, и те люди, которые зашли в нее первыми, увидели, что дизельная подводная лодка С-80 - «автономка» мертвых, поскольку в каждом ее отсеке во всех местах находились мертвые офицеры и матросы. Одни из них до последнего боролись за свою жизнь - об этом свидетельствует тот факт, что весь возможный кислород на субмарине был израсходован. Другие же не выдержали мучительной смерти. Например, был найден мичман, который держался за оголенный провод, или матрос, который лежал в своей койке с петлей на шее.

После того как с подводной лодке С-80 тела погибших достали, отметили удивительную вещь: те тела, которые были физически невредимыми, создавали впечатление, что эти люди погибли совершенно недавно, а не 7 лет назад. Дело в том, что щеки у них были розовые, а кровь еще не успела свернуться. Конечно же, этот факт имеет простое объяснение, ведь в ледяной воде на большой глубине любое биологическое тело находится в практически законсервированном состоянии.

Сегодня, по прошествии многих лет после гибели советской субмарины, произведен объект с аналоговым названием. Это испанская подводная лодка, которая разрабатывается в настоящее время под кодовым названием S-80 (читается С-80).

Некоторая информация о задачах испанских подлодок и их строительстве

Главной особенностью новых подводных лодок S-80 является созданная с использованием передовых технологий система двигателей и возможность длительное время существовать и выполнять свои задачи в автономном режиме под водой. Новые подлодки призваны в для выполнения следующих задач:

  • нанесение ракетных ударов по береговым целям;
  • ведение морских сражений;
  • защита кораблей во время погрузки и выгрузки;
  • защита морских единиц военной техники.

В начале развития программы по конструированию испанских подводных лодок S-80 была потрачена сумма в 1,8 млрд евро, в 2014 году эта сумма увеличилась до 3 млрд евро, затраты в 2018 году оцениваются в 3,6-3,9 млрд евро. В настоящее время строится 4 единицы лодок класса «Исаак Пераль». Первая из них должна быть спущена на воду к 2020 году, а в состав вооруженных сил поступит в 2022 году. В первые две субмарины S-80 не будет внесена технология воздухонезависимой системы движения. Строительство 3-й и 4-й лодок началось в 2009 и 2010 годах соответственно. В случае необходимости фирма «Навантия» может взяться за строительство еще 2 лодок этого класса.

Историческая справка

В последние 40 лет испанские военно-морские силы располагали 4-мя субмаринами класса «Дельфин» (S-60), все они уже списаны, а также подлодками типа «Галерна» (S-70), 3 из них еще находятся в строю и выполняют свои задачи. Все эти лодки имеют классический французский дизайн, и были построены в городе Картахена по лицензии французской государственной компании DCNS. Если смотреть еще дальше в историю, то в 1950-х годах в Испании национальная фирма Базан занималась строительством классов Тюлень (S-40) и Акула (S-50). Фирма же «Навантия» до 2000-х годов сотрудничала с компанией DCNS и занималась выполнением заказов на построение подлодок для Чили, Малайзии и Индии.

Таким образом, самостоятельное строительство подводных лодок S-80 - это настоящий вызов для военных морских технологий Испании.

Класс подлодок S-80

Лодки класса «Исаак Пераль» в технологическом плане находятся далеко впереди электрически-дизельных лодок последних поколений. S-80 изначально задумывались как субмарины, пригодные для испанских военно-морских сил. Они имеют среднее водоизмещение и способны выполнять свою миссию за несколько тысяч миль от побережья, действуя максимально незаметно. Анаэробная система двигателей подводных лодок S-80, а также современные системы ведения морского сражения располагают эти субмарины далеко впереди всех остальных существовавших и существующих в Испании классических подлодок и на уровне технологического совершенства атомных подводных лодок.

Отметим, что до того как «Навантия» приступила к разработке новых испанских лодок, между испанской и французской фирмой разразился скандал, поскольку французская фирма обвинила «Навантию» в копировании многих систем на S-80 с предыдущих лодок, которые Испания строила вместе с Францией в рамках компании DCNS. Закончился этот спор тем, что обе стороны забрали иски из арбитражного суда в Париже в 2009 году, и программа по конструированию субмарин класса «Исаак Пераль» фирмой «Навантия» была оставлена в покое.

Исторические факты о S-80 начиная с 1997 года

Программа по построению дизельных подводных лодок S-80 была начата в 1997 году, при этом с 1991 года уже начались проводиться соответствующие предварительные исследования. Ниже приводятся исторические данные за каждый год, которые связаны с этой программой:

  • 1997 год: завершилась правка документа, в котором обсуждалась программа построения первой лодки S-80;
  • 1998 год: одобрен документ, в котором указывались основные характеристики подлодок;
  • 1999: составлен проект построения лодок в испанском городе Картахена;
  • 2001: определен прототип субмарины, которая будет пригодна для выполнения классических миссий;
  • 2002:составлен новый документ, в котором пересмотрены основные требования к новым подводным лодкам с учетом новых сценариев и задач;
  • 2004 год: Министерство обороны Испании издает указ на построение четырех многозадачных субмарин типа S-80;
  • 2005: «Навантия» начинает строительство первой субмарины, предварительная дата окончания строительства назначается на 2012 год;​
  • 2007: в декабре фирма начала строительство лодки S-82;
  • 2008: «Навантия» исправляет сроки сдачи первой лодки S-80, построение должно быть завершено в 2013 году;
  • 2009: в феврале начинается конструирование 3-й лодки S-83;
  • 2010: в январе начинается строительство S-84, а в октябре этого года завершается строительство корпуса лодки S-81;
  • 2011: в марте Навантия получила уже готовую верхнюю часть субмарины S-81, а в апреле фирме был поставлен топливный элемент для этой лодки.
  • 2012: в январе были придуманы названия для всех 4-х подводных лодок типа S-80 (S-81 будет называться «Исаак Пераль», S-82 - «Нарсисо Монтурьоль», S-83 - «Косме Гарсиа», S-84 - «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес»);
  • 2013: ввиду того, что полученные лодки имели большую массу, чем предполагалось изначально, фирма «Навантия» решила задержать их выпуск на 1,5-2 года, чтобы обеспечить им необходимую плавательную способность; фирма также подчеркнула, что подобная задержка является нормальной ввиду сложности самого проекта;
  • 2014: происходит пересчет необходимых средств для продолжения проекта, и устанавливается новая дата сдачи вооруженным силам первой единицы подводной лодки типа S-80;
  • 2018: фирма публикует информацию об увеличении затрат на 1,5-1,8 млрд евро, устанавливается новый календарь завершения проекта.

Миссия новых испанских лодок и их способности

Подводные лодки S-80 (Испания), как часть вооруженных сил страны, должны соответствовать военной технике современного времени, последним технологическим военным разработкам в плане вооружения, коммуникации и навигации. Ниже приведен список задач, которые должны с уверенностью выполнять новые лодки:

  • нанесение ударов по морским и сухопутным целям;
  • ведение наблюдения около побережья и в открытом океане;
  • атака и защита военно-морских объектов;
  • способность уклоняться и уходить от возможного военного столкновения.

Субмарина нового класса должны обладать способностью дать отпор и продолжать выполнение своей миссии, как около побережья, так и в открытом океане в следующих случаях:

  • при нахождении в минных полях;
  • при столкновении с кораблями на поверхности воды, которые обладают активными сонарами;
  • при обнаружении воздушными противолодочными кораблями с радарами и сонарами;
  • при встрече с атомными и современными традиционными подводными лодками противника.

Подводные лодки S-80 должны обладать соответствующими способностями, чтобы обеспечить успех выполняемой миссии. В первую очередь, лодки должны уметь перемещаться под водой с большой скоростью, а система воздухонезависимых двигателей должна обеспечивать возможность нахождения лодки в скрытых зонах длительное время, снижая при этом риск ее обнаружения противником. Также подводные лодки S-80 должны быть снабжены системой одновременного нанесения ударов по нескольким целям. В случае необходимости на них можно будет перевозить специальные военные группы. Лодки должны обладать системами против акустического, магнитного, инфракрасного и визуального их обнаружения противником.

Характеристики испанской подводной лодки S-80

Новое поколение испанских подлодок спроектировано так, что их экипаж может быть смешанным, то есть мужским и женским, и для каждого члена лодки предусмотрена собственная койка. Особенностью новых лодок является их снабжение системой опреснения морской воды. Эта система способна очищать воду от солей и примесей до глубины 200 метров. Работает она на основе обратного осмоса.

Системы ведения боя, программное обеспечение лодок, мониторизация собственного шума, сонарные системы, радиоэлектронные системы разработаны при участии американской фирмы Lockheed Martin.

Вооружение лодок нового поколения составляют немецкие тяжелые торпеды DM2/A4, американские ракеты дальнего действия UGM-109 Tomahawk, американские противокорабельные ракеты UGM-84, а также испанские многофункциональные мины. Системы запуска торпед и противоторпедное вооружение являются британскими.

Что касается систем движения (дизельные двигатели, воздухонезависимый реактор, системы компенсации веса кислорода и этанола, система удаления углекислого газа), то в основном все они являются испанскими разработками. Батареи с горючим на лодках - американские.

Биоэтанол и воздухонезависимый двигатель

Биоэтанол является основным горючим для воздухонезависимого двигателя на испанских лодках S-80. Этанол - это химическое соединение, которое описывается формулой CH 3 -CH 2 -OH, при нормальных условиях он представляет собой воспламеняющуюся жидкость. В любом алкогольном напитке содержится это вещество (пиво - 3-7%, вино - 12-15%, ликер - до 50%). Получить его можно двумя распространенными способами: гидратацией этилена и в результате процессов брожения некоторых растительных материалов, содержащих сахара, крахмалы и целлюлозу. Для полученного в результате процесса брожения этанола применяют приставку «био». Биоэтанол был выбран в качестве основного топлива на новых подлодках из-за того, что Испания не зависит в этом вопросе от других стран. На ее территории в настоящее время действует 7 заводов по производству биоэтанола.

Воздухонезависимый двигатель состоит из двух основных частей: преобразователя и батареи. В преобразователе происходит химическая реакция, в результате которой из биоэтанола получается водород высокой чистоты. Продуктом реакции является углекислый газ. Далее полученный водород поступает в батарею двигателя, где реагирует с кислородом в рамках экзотермической реакции, которая сопровождается выделением большого количества энергии. Продуктом этой последней реакции является вода. Вода и углекислый газ выводятся из подводной лодки. Воздухонезависимый двигатель лодок S-80 способен выдавать мощность 300 кВт.

В движение лодка приводится винтом, который вращается благодаря явлению электромагнитной индукции с применением постоянных магнитов. Винт спроецирован по последним технологиям таким образом, что позволяет гасить кавитационные эффекты при движении лодки на больших скоростях.

Единицы подлодок нового класса

В январе 2012 года были одобрены названия всех 4-х подводных лодок S-80, при этом первые два названия используются уже в 4-й раз, третье название - в 3-й раз, а четвертое название - во 2-й раз для испанских субмарин. Названия призваны воздать честь знаменитым конструкторам и изобретателям подводных лодок Исааку Пералю, Нарсису Монтурьолю и Косме Гарсиа Саесу, а также первому адмиралу подводных вооруженных сил Испании, Матео Гарсиа-де-лос-Рейесу. Ниже приведено фото лодки S-80.

  1. «Исаак Пераль» (S-81). Ее планировалось ввести в действие в 2017 году, но из-за проблем перегрузки эта дата откладывается до декабря 2022 года.
  2. «Нарсисо Монтурьоль» (S-82). Дата сдачи лодки изменена с 2018 года на конец мая 2024 года.
  3. «Косме Гарсиа» (S-83). Планируется завершить ее строительство к марту 2026 года.
  4. «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес» (S-84). Последняя единица проекта, подводная лодка S-80 plus, будет сдана в эксплуатацию в июле 2027 года.

В настоящее время Совет Министров Испании рассматривает возможность утверждения указа на строительство еще 2-х лодок нового поколения (S-85 и S-86), которые фирма «Навантия» может взять на себя.