Про психологию. Учения и методики

Кто проверяет экзаменационные работы гиа. Критерии оценивания всего огэ

Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево,
я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор.

Авраам Линкольн

Каждой весной случается экзамен. И если в этом году вы оказались в рядах счастливчиков, которые сдают ОГЭ или ЕГЭ, то лучше подготовиться к испытанию на все 100%.

Как выглядят этапы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ:

Сегодня мы поговорим о необходимости предварительной репетиции ЕГЭ и ОГЭ в условиях, максимально приближенных к реальным.
Во время подготовки к ЕГЭ/ОГЭ старшеклассник часто обращается к онлайн-тестам и демонстрационным вариантам ЕГЭ/ОГЭ прошлых лет для того, чтобы проверить свои знания и потренироваться. Это необходимый промежуточный контроль, с помощью которого можно понять, насколько эффективно идет подготовка.

Зачем нужен репетиционный ЕГЭ или ОГЭ?

Чем больше онлайн-тестов вы пройдете, тем лучше. Однако в завершение (а лучше и во время) подготовки стоит попробовать себя в настоящей процедуре ЕГЭ или ОГЭ. «Настоящая» процедура экзамена проводится по всем правилам ЕГЭ/ОГЭ и полностью имитирует процесс сдачи:
1. На репетиции ЕГЭ/ОГЭ используются оригинальные варианты КИМ (контрольных измерительных материалов) для подготовки к сдаче ЕГЭ/ОГЭ.
2. Абитуриент сдает экзамен в незнакомом ему месте, в заданное время.
3. Полностью имитируется формальная процедура: вскрытие конвертов, бумажные бланки ответов, запреты на разговоры и мобильные телефоны и т.д.

Репетиционное тестирование позволяет:

  • Узнать формальную сторону экзамена и привыкнуть к ней
    В процедуре экзамена есть много мелочей, к которым нужно быть готовым заранее: точно заполнять бланки ответов, не забыть паспорт, ручку, калькулятор, не опоздать на начало экзамена, найти нужную аудиторию, знать порядок проведения и причины удаления с экзамена, чувствовать временные границы. Эти формальные мелочи важно не только узнать, но и свыкнуться с ними, чтобы во время настоящего централизованного тестирования ничто не отвлекало вас от основной цели - получения высокого балла.
  • Проверить уровень знаний по предмету
    Репетиционное тестирование - это объективный показатель того, насколько вы хорошо готовы к сдаче конкретного предмета. Репетиция экзамена позволяет скорректировать процесс подготовки к нему. После анализа результатов вы сможете понять, на чем нужно сконцентрировать внимание. Возможно, нужно заняться изучением нового материала, возможно, лучше повторить пройденный, а, возможно, вы все знаете, но не всегда внимательно заполняете бланки, в этом случае дома необходимо решать тесты на время с правильным заполнением бланков ответов. Если результаты пробного экзамена оказались неожиданно низкими, то на раннем этапе можно изменить список предметов по выбору и взять те, результаты которых будут выше.
  • Потренироваться в технологии тестирования
    В распоряжении абитуриента на экзамене есть ограниченное количество времени и несколько разных типов заданий. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно уметь распределять ценное время между простыми и сложными заданиями, иначе часть заданий останутся нетронутыми к концу тестирования. В том числе абитуриенту выдают черновики и ему разрешается брать, например, калькулятор, линейку, транспортир на некоторые предметы. Все эти ресурсы тоже надо правильно использовать, чтобы достигнуть максимальных результатов.
  • Подготовиться психологически
    Помощь в психологической подготовке, наверно, самое важная функция пробного экзамена. Если справиться со стрессом один раз, то в следующий раз будет уже не так страшно. А если вы пройдете процедуру репетиционного тестирования несколько раз, то вы будете чувствовать себя на основном экзамене, как рыба в воде. Пробный экзамен научит не отвлекаться во время теста на соседей по парте, на постоянное внимание со стороны наблюдателей и научит не поддаваться волнению из-за необычности ситуации и незнакомого места. Во время общероссийского ЕГЭ и ОГЭ усиливаются меры безопасности по всей стране: полиция с собаками, камеры видеонаблюдения, инспекция Росборнадзора. После репетиционного ЕГЭ/ОГЭ даже с таким стрессом старшекласснику будет справиться гораздо проще.

Как сдавать пробный ЕГЭ/ОГЭ?

Идти на пробный ЕГЭ/ОГЭ нужно так, как вы пойдете на централизованный экзамен, то есть как «в последний бой»: повторить материал, выспаться, поесть, правильно психологически настроиться. Не стоит пытаться искусственно улучшить результаты репетиционного экзамена за счет использования разных устройств, шпаргалок и разговоров с соседями. Во время централизованного ЕГЭ/ОГЭ это может обернуться для вас неприятностями. А еще важно не планировать на этот день других дел, как вы бы это делали в день основного ЕГЭ/ОГЭ.
То есть, используйте пробное тестирование ЕГЭ/ОГЭ на все 100%. Получайте максимально чистый результат, чтобы потом можно было его проанализировать его с преподавателем и использовать для улучшения своей подготовки.

Когда лучше сдавать репетиционный ОГЭ/ЕГЭ?

Хорошее время для пробного ЕГЭ и ОГЭ - с февраля по апрель, когда основная школьная программа уже почти пройдена и результаты наиболее объективны, но при этом время для подготовки и исправления ошибок еще остается.

Однако самый лучший вариант - сдавать пробный экзамен несколько раз в течение года (или даже полутора лет). Таково мнение преподавателей школ и вузов , а также репетиторов по ЕГЭ/ОГЭ. Почему:

  • Экзамен становится привычным, поэтому вероятность плохого результата из-за неправильного заполнения бланков или чрезмерного волнения сводится к нулю.
  • По мнению репетиторов, которые имеют огромный опыт в подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, каждая репетиция ЕГЭ/ОГЭ повышает результат по основному экзамену на 5-10 баллов.

Здравствуйте! У нас такая ситуация. В эту субботу, 12 марта, прошло пробное ОГЭ по говорению для учащихся 9 классов и учителя нашей школы, будучи экспертами по проверке, обязаны пойти на проверять пройденный пробный экзамен, причем в воскресенье и на протяжении всей этой недели после своих уроков. Даже скорее так: мы обязаны быть на пункте этой проверки с 15.00, а наши уроки заканчиваются 15.30. И ехать на пункт нам около 1.20.

Во-первых, интересно, регламентируется ли какими-то законодательными актами подобная проверка?

Во-вторых, как быть, если я не могу или попросту не хочу ехать туда? Самовольно я не могу взять и не поехать, на школу придет письмо с жалобой на такого нерадивого сотрудника. Но дело в том, что пока я закончу, пока доеду, время будет уже позднее.. Да, завуч согласна заменить мои уроки, но я как учитель хотела бы их провести, так как у меня есть учебная программа.

Как быть?

Вопрос относится к городу Москва

1.Что такое пробное ОГЭ?

2. А почему пункт проверки находится за пределами Вашей школы и кого или что проверяют?

3. В должностных инструкциях прописана обязанность проверять пройденный экзамен и как это можно сделать уже после экзамена?

4. Кто еще находится на пункте это проверки - Ваши ученики?

5. Пожалуйста, объясните попонятнее, что имеется виду, человеку, далекому от процесса педагогической деятельности.

Уточнение от 14 марта 2016 - 12:33
Пробное ОГЭ, в данном случает педагоги пользуются термином "апробация". В этом учебном году в 9 классах по предмету иностранный язык учащиеся после выполнения письменной части экзамена будут проходить 2 часть экзамена - Говорение - новым способом, а конкретнее "общаться" с компьютером - там несколько заданий, на которые ученик отвечает устно, а его ответ записывается. Затем эти записи передаются - а вот тут я точной информации сказать не могу, увы, но предполагаю, что передаются в Региональный центр обработки информации http://rcoi.mcko.ru/ . В этом месте записи перерабатываются, разбиваются по номерам, составляются специальные бланки для тех, кто будет проверять и все ответы учеников в электронном виде отправляют в одно место, куда потом приезжают эксперты, по просту учителя, которые носят это гордое звание, так как прошли определенные курсы повышения квалификации. Поэтому пункт проведения не в нашей школе. ПОмимо экспертов по проверке(а это учителя со всей Москвы), в этом пункте находятся те, кто экзамен курирует, IT- технологи, которые отвечают за техническую сторону вопроса, затем, организаторы в аудитории, которые выдают бланки ответов..

Я не уверена, что в должностной инструкции есть такой пункт, так как не все учителя являются экспертами по проверке. К тому же, нам платят за каждую проверенную работу (80 рублей одна работа). И по идее, мы заполняем договор, но какой, я вам не могу сказать, так как заключаем мы его только после того, как все проверим! И нам там выставляют кол-во проверенных работ и сколько мы в итоге заработали.

По сути, школа не имеет к проверке отношения. Она только направляет учителя на курсы, а уж он выбирает идти ему или нет, просто эти курсы помогают лучше подготовить учеников к сдаче экзамена. А уж организаторы этих курсов(МИОО - московский институт открытого образования) направляют педагогов в другую организациюю (РЦОЙ). ВОт такая запутанная система.

Нужно не телефоны запрещать, а руководителям образования подумать, как решить проблему использования телефонов в образовательных целях, как создать у школьников устойчивый интерес к изучению наук, которые востребованы в практической жизни. Сегодня материал в учебниках напоминает архивный материал до рождества Христова. Из учебников математики выхолощены истории создания математических знаний, например, изучается преобразование Фурье, попробуйте узнать с какой целью автор его создал и где эти знания можно применить. Большинство открытий человечества было вызвано определенными потребностями деятельности человека. А у нас не только школьные педагоги не могут ответить на вопрос, где можно применить новые знания, но даже в ведущих университетах страны картина та же. Это нонсенс. Это именно то, что убивает живой интерес, если у ребенка был интерес, то к 7-8 классу школа начисто уничтожает эту потребность. Преподавателей, которые глубоко знают и любят свой предмет, могут подать материал в виде, который вызывает живой интерес слишком мало. Вместо поиска разумных решений - одно универсальное - ЗАПРЕТИТЬ. Надо не телефоны запрещать, а искать новые варианты, как достижения прогресса поставить на службу образованию. Надо пытаться приобщить школьников к новым инструментам, используя достижения прогресса, а не объявляя им войну. История никак не может научить людей, запретами никто и никогда ничего существенного не добивался. В природе на любое действие всегда возникает противодействие. Может не стоит бороться с ветряными мельницами, а подумать, как изменить ситуацию в свою пользу.

Приведу пример возможного использования смартфонов, сделал ученик домашнее задание, сфотографировал его, а перед входом на урок поднес телефон и с помощью технологий с поднесением к считывателю информации передал свои решения на проверку, сегодня можно не только распознать что написано, но и кто написал, для этого достаточно обработать несколько контрольных работ в классе и машина безошибочно укажет автора. Вопрос когда подобные технологии придут в школу? Я не привел здесь ничего фантастического, при массовом внедрении подобные технологии они будут не дороже обычной электронной доски в классе. С помощью смартфона можно вывести решения любого ученика на электронную доску, приложений и применений может быть масса, надо только голову включить.

Школа появлением многочисленных запретов скоро будет напоминать тюрьму, там тоже одни запреты. Надо не запрещать, а думать как включить школьников в процессы, где можно использовать их для исследовательских и образовательных целей. Мы стремительно приближаемся к рубежу, когда интеллект машины обойдет интеллект человека, я несколько лет назад разработал программы, которые могут сдавать многие вопросы ЕГЭ как минимум не хуже любого человека, причем это самые сложные вопросы, в Японии завершают эти работы по всей школьной тематике на любом уровне от простейших задач до олимпиадных. Жизнь дает уникальную возможность поставить возможности бытовой техники - смартфоны на службу образованию подрастающего поколения, но решать это надо через организацию центров, где бы разрабатывали программы, цель которых сделать этот ресурс максимально интересным и востребованным. Надо больше обсуждать необходимость подобных преобразований в отечественной школе. Пришло время, когда даже "школьные стены" могут обучать детей во время перемены, так как можно уже сегодня задать устный вопрос и получить на него разумный и полезный ответ. Посмотрите на роботов, которых все больше представляют на экранах при подготовке к чемпионату мира. А что мешает подобные технологии двинуть в школу?

Еще раз напомню стоимость подобных технологий не дороже электронной классной доски, которая пока не работает с каждым учеником, хотя смартфон есть почти у каждого.

Как проходит ОГЭ по русскому языку? С чем приходится сталкиваться экспертам, проверяющим работы учеников? В чем уникальность и неповторимость детских работ, и какие ошибки девятиклассники чаще всего допускают в своих работах? Обо всем об этом пресс-службе Московского центра качества образования рассказала председатель региональной предметной комиссии ГИА-9 по русскому языку Надежда Нефедова.

О сотрудничестве с МЦКО:

Экзамен по русскому языку в формате ГИА-9 проходит восьмой год. И весь этот долгий и непростой путь по апробации новой формы государственной итоговой аттестации за курс основной школы и перевода ее в штатный режим предметная комиссия прошла вместе с нашими коллегами из Московского центра качества образования. С первого дня МЦКО занимается организацией этой масштабной и очень ответственной работы, берет на себя сложную и очень объемную работу по подготовке и проведению процесса проверки нашей предметной комиссией заданий с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов ГИА-9 в основной и дополнительные периоды итоговой аттестации.

Региональная предметная комиссия по русскому языку ГИА-9 – одна из самых многочисленных в Москве. Когда мы начинали эту работу в 2009 году, нас было 700 человек. В последние годы численность экспертов составляет от 620 до 650 человек, как, например, в этом, 2016 году. И каждый год перед сотрудниками Московского центра качества образования встает серьезная задача: как разместить нашу комиссию во время основного периода проверки экзаменационных работ выпускников? Были годы, когда мы работали в две смены: с 9.00 до 15.00 и с 15.00 до 21.00. Наш рабочий день длился с 8.00 до 23.00. Последние два года стало легче: эксперты работают в одну смену.

Кроме того, МЦКО всегда стремился создать достаточно комфортные условия для работы экспертов: наши коллеги-эксперты всегда могли выпить чашечку чая, кофе, перекусить. Так за все время работы у нас сложился работоспособный коллектив единомышленников: сотрудники Московского центра качества образования, Московского института открытого образования и учителя русского языка московских школ. Мы всегда ставили перед собой только одну задачу – качественно и в срок проверить экзаменационные работы выпускников, объективно оценить их успехи за предыдущие девять лет обучения и тем самым помочь ребятам увидеть свои перспективы.

Об особенностях ОГЭ по русскому языку и трудностях работы эксперта:

В контрольных измерительных материалах по русскому языку ГИА-9 в формате ОГЭ представлено не одно задание с развернутым ответом, как, например, в ЕГЭ по русскому языку, а два творческих задания. Сначала ребята пишут сжатое изложение на основе прослушанного текста (задание 1). Вторая часть – «тестовая». А третья часть (задание 15) – вновь задание с развернутым ответом, творческая работа, сочинение. Более того, темы сочинения в третьей части носят вариативный характер: предлагается три формулировки тем, и ученик выбирает одну из них.

Подходы к формулировкам тоже разные. Первая носит лингвистический характер, требует от ученика понимания высказывания ученых-лингвистов о языке, умения объяснить смысл высказывания, привести примеры из текста. Вторая тема ближе к опыту, полученному на уроках литературы. Ребятам предлагается финальная фраза текста, и они должны интерпретировать ее смысл на основе понимания содержания всего текста с учетом авторской позиции. Это другая направленность работы.

И, наконец, третья тема. В большей мере она носит мировоззренческий характер. Ученику предлагается объяснить лексическое значение одного из ментальных понятий, например: «любовь», «дружба», «милосердие», «человечность», «сострадание», которые составляют основу системы ценностных представлений человека о мире и жизни. Ребята, исходя из своего опыта, объясняют значение слова, приводят примеры на основе прочитанного текста, примеры из своего жизненного опыта.

Ученику интересно работать с такими материалами. В течение экзамена меняется характер работы, и школьник может проявить себя в разных направлениях творческой деятельности. Но эксперту нелегко: чтобы проверить работы, он должен знать специфику каждого вида деятельности и критерии оценки разных заданий с учетом особенностей их выполнения. В пакете материалов для проверки работ у эксперта 19 разных текстов (как было в 2015 году), 18 лингвистических цитат, 18 фрагментов для интерпретации и не менее пяти слов для толкования значения, но на основе опять-таки 18-ти разных текстов. Эксперт должен все это содержательно осмыслить, соотнести с требованиями формулировки задания, критериями и условиями оценивания экзаменационной работы.

Помогает осознание значимости работы эксперта: не только проверить и оценить работу, но и помочь ученику осознать, насколько он успешен в освоении программы за курс девятого класса, каковы его перспективы. Кроме того, за каждой работой, стоит школьник. И не видя ученика, но читая его работу, мы проникаемся смыслом его рассуждений и его эмоциями. Как не откликнуться, например, на такую силу убежденности выпускника (выпускницы): «Что движет человеком на войне? Ярость? Нет. Боевой порыв? Нет. Совесть? Нет! Патриотизм!!!».

Об особенностях работ:

Мы работаем с языком и видим самые разные работы выпускников по уровню владения речью. Есть яркие профессиональные впечатления. Встречаются экзаменационные работы, за которыми мы видим огромный труд учеников, их родителей и учителей при подготовке к экзамену. Работы отличаются зрелостью в восприятии жизни, индивидуальностью почерка, глубиной содержания материала. В прошлом году некоторые ребята, выбрав задание 15.3, писали сочинение о дружбе, в одном из них были замечательные слова: «Настоящий друг на вес золота. Надо не только искать хороших друзей, но и быть таковыми».

Но встречается и то, что мы называем «причудами языка» наших школьников. Приведу несколько примеров:

«У каждого из нас есть деталь, которая делает нас человеком».

«Совесть – это то, что нельзя перекинуть на плечи другому».

«…знаки расчленения…»

Смеемся, и это хорошая разрядка во время трудной работы эксперта!

О типичных ошибках на ОГЭ:

Результаты экзамена зависят как от уровня освоения школьного курса по русскому языку, так и от уровня языкового развития выпускников основной школы. Поэтому достижения учащихся девятого класса мы рассматриваем как промежуточные: впереди годы обучения и годы взросления – все это даст возможность подросткам совершенствоваться в языке и речи.

Особая проблема, с которой мы часто сталкиваемся при проверке школьных работ, – это большое количество грамматических и речевых ошибок. Они свидетельствуют о том, что ребята не достаточно хорошо освоили грамматические и речевые нормы современного языка, на становление которых во многом влияет характер устной и письменной речи ближайшего окружения и семьи в первую очередь.

Чрезвычайно важен и собственный опыт речевой практики школьника. Этот опыт достаточно специфичен в отборе лексики, строения речи хотя бы потому, что подростки активно используют молодежный сленг с его лексикой, речевыми оборотами, грамматическими особенностями. Когда ученик на экзамене создает текст, он во многом опирается на свою внутреннюю речь. И не всегда ее можно соотнести с речевой или грамматической нормой современного языка. Ребятам бывает трудно переключаться с неформального общения на литературную речь. Часто в их работах происходит смешение уровней и стилей языка.

Конечно, любой носитель языка испытывает внешнее давление современной языковой практики. Но подростки особенно этому подвержены: идет процесс активного освоения окружающего мира и через язык в первую очередь. Например, в языке, как и во многих других областях жизни, существует понятие «мода», «тренд». Заданы они, в том числе, и журналистикой как влиятельной сферой в работе с языком, с развитием языка. Но частотность употребления какого-либо слова и (или) оборота в речи окружающих еще не означает, что они стали литературной нормой. Специфика работы эксперта при проверке экзаменационных работ как раз и связана с установлением соответствия письменной речи выпускника литературной норме.

Пожелания ученикам и учителям:

Ученикам я хочу пожелать только одно: любите и цените родной язык, в том числе и потому, что владение языком – это залог интеллектуально богатой и эмоционально насыщенной жизни. Кто владеет языком, тот владеет миром, потому что язык дает огромные возможности для познания мира и предоставляет богатейшие возможности для самовыражения.

А учителей я бы хотела призвать к тому, что в профессии нет окончательных достижений. Казалось бы, мы восьмой год занимаемся одним и тем же – совершенствуем мастерство по проверке работ учеников, проводим экспертную оценку их учебных достижений. Но чем больше мы с коллегами работаем, чем глубже погружаемся в этот процесс, тем больше понимаем, как много мы еще не знаем! Поэтому я желаю педагогам не терять интерес к профессии, к тому делу, которое мы выбрали однажды и которому так преданно служим.