Про психологию. Учения и методики

Что такое творчество. Цитаты и фразы о творчестве признаков, что ты – творческая личность

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия


Главное в статье для неосиляторов: творчество - это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация . Остальных приглашаю в статью.


Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами - творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.


Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.


Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное - люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» - песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество - это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество - деятельность. Либо её результат. Сразу разделим - мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат - творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.


Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:




Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.


Итого творчество - создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

  1. номинальная
  2. количественная
  3. качественная

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев - тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой - например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом - новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки - он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе - табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество - возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.


Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).


Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность - интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей - для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):




То есть новизна и польза (ценность) только для себя - это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.


Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае - области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность - это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система - набор элементов с функциями и процессами. Функция - связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс - последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.


Задача - это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные - это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.




Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.


Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может "искажать".




Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?


Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.


Изначально ставится задача - изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу - повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение - перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.


Исходная проблема осталась - медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.


А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как "лифт ездит медленно"? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:




Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:


творчество - это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. ("Управление настроением", да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking ("Дизайн-мышление", "проектное мышление") не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория - программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая - "Зачем нужно творчество". Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.


Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.


UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» - спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Тво́рчество - 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового.

Кто обладает способностью к творчеству?

В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только .

Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает (), каким хочет образом и из ничего (); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств (); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, влпоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ().

Творческая способность Бога проявилась в и проявляется до сих пор в делах и (в частности) .

Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди.

Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи (). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему.

В действительности же это объяснение противоречит очевидному. , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном.

Способностью к творчеству обладают и . В этом отношении сам диавол именуется изобретателем и творцом . В отличие от светлых ангелов демоны используют свои творческие способности для измышления способов и средств к совершению зла, для построения и реализации козней.

Человек также способен к творческой деятельности. Способность к творчеству является одной из основных черт , отпечатленного в человеке при его творении.

В отличие от творчества добрых ангелов, свободных от греха и служащих исключительно Добру, и от творчества падших духов, сеющих и приумножающих зло, творческая деятельность не стяжавшего святости человека бывает направлена как на Добро, так и на зло.

Иногда бывает, что и сам человек, творя, не осознаёт, что фактически способствуют злу. Так, злу могут служить отдельные направления или предметы искусства, литературы, науки.

Положим, «искусство» может способствовать разжиганию в человеке греховных страстей; «литература» - навязыванию ложных нравственных ).

Наконец, «наука» (а точнее сказать, некоторые представители научного сообщества) может подталкивать человека к обманчивым выводам, таким, например, как вывод о вечности материи, о естественном происхождении человека разумного от дикой неразумной обезьяны, которая, в свою очередь, обязана происхождением более примитивным существам. Кому неизвестен расхожий атеистический тезис «наука доказала, что Бога нет»?

Для того, чтобы творчество человека отвечало его высшему предназначению, необходимо и жить, и творить в соответствии как с естественным, так и сверхъестественно данным Божьим законом, прислушиваясь к голосу Церкви и собственной совести. Именно такая, богоугодная реализация творческой способности может служить верным средством уподобления человека Творцу.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Как автор курса для начинающих писателей, как человек, который постоянно сам что-то пишет, увлекается рисованием и фотографией, скажу прямо - творчество лечит, дает заряд позитива, является ресурсным и развивающим направлением.

В этой статье я хочу показать, как занятие творчеством помогает нам делать жизнь лучше и, более того, работает на более глубоких психических уровнях.

Что такое творчество?

Это процесс, который сопровождается активной умственной и душевной деятельностью, это состояние, в котором человек создает нечто новое. В момент акта творения мы приближаемся к создателю, проявляя высшие психические функции.

Более того, творчество развивает в нас и способность творчески относиться к жизни.

Создавая нечто новое, человек погружается внутрь себя, он извлекает из себя ресурсы, которые в обычной жизни могут быть пассивными и дремать.

Возьмите любое творческое направление. Внимание, воображение, мышление, память, восприятие, ощущения - все это активизируется тогда, когда мы что-то сочиняем, придумываем, создаем.

Сейчас все чаще можно встретить различные курсы, программы, которые направлены на саморазвитие. И именно в процессе творчества мы развиваемся.

Чтобы почувствовать себя лучше, нужно только найти то направление, которое по-настоящему вас увлечет и станет любимым хобби.

Также история знает немало случаев, когда увлечение становилось профессией и приносило хорошие доходы.

В разные периоды нашей жизни потребность в творчестве может меняться. Например, если взять школьные годы, то изобилие различных занятий перенасыщает нашу потребность творить. Затем наступает период получения профессии, создания семьи, и творчество уходит на второй план. Ведь человеку необходимо заботиться о важных вещах. Но затем приходит кризис среднего возраста. И снова появляется потребность что-то создавать, а может быть и писать новую историю своей жизни.

Если обратить внимание на творческих людей, то можно заметить, что они любознательны и постоянно чем-то увлечены.

Многие книги сейчас учат проявлять в жизни больший интерес, чтобы сделать ее более насыщенной.

Кроме того, творчество — это еще и круг единомышленников, которые поддержат вас и поймут. Если у вас есть возможность, то самое время выбрать для себя какое-то направление и развиваться в нем.

Как выбрать свое увлечение/хобби?

Иногда я слышу, что человек и хотел бы чем-то заняться, но никак не может найти то, что по душе. Здесь можно попробовать следующие шаги.

1. Вспомните, чем вы увлекались в детстве или юности. Наверняка, вы посещали какие-то кружки: танцы, музыка, рисование, рукоделие, спорт и т. д.

2. Подумайте, что бы вы могли возобновить сегодня. Сейчас много возможностей для взрослых людей. Если нет реального места, то в виртуальном пространстве сейчас можно найти практически все: от уроков пения до создания картин за пять минут.

3. Пробуйте все, к чему лежит душа. На что-то у вас уйдет больше времени, на что-то больше.

4. Берите то, что помогает вам забыть о времени. И даже несколько часов такого занятия не утомляют, а восполняют вашу внутреннюю энергию.

5. Рассказывайте всем о вашем увлечении. Часто нам не хватает похвалы и поддержки. Это может стимулировать вас к созданию новых шедевров, участию в конкурсах и т. д.

Уже через несколько занятий вы ощутите прилив бодрости и воодушевления. Более того, с любимым хобби жизнь откроется заново. Вы сможете перекладывать подобный опыт и на свою повседневную жизнь, насыщая каждый день новыми эмоциями.


Механизм работы творческого мышления прост.

Чтобы создать нечто новое, нужно обратиться к своему воображению , открыться новым идеям, отшлифовать их и воплотить в жизнь.

Подобный опыт станет для вас хорошим помощником. На работе или просто в повседневной жизни вы уже будете мыслить как творческий человек. В любой ситуации вам проще будет найти разные варианты решения, и делать это вы будете с удовольствием. Таким образом, поощряя своего внутреннего творца.

Есть у творчества и еще один интересный аспект. Занимаясь творчеством, у человека может развиваться интуиция. Дело в том, что создавая что-то новое, сложно объяснить чем оно прекрасно или полезно. Это ощущается на интуитивном уровне. Добавляя все новые штрихи к своему произведению, человек учиться чувствовать. Развивая сенсорику, он развивает и интуицию.

В момент творения по особенному работает и наш мозг. Дело в том, что наш мозг работает на разных уровнях, волнах. В момент занятия творчеством, ритмы немного замедляются, что позволяет мозгу расслабиться и работать в более гармоничном состоянии.

Наша жизнь полна стрессов, а это перегружает левое полушарие мозга. И остается без внимания правое. Таким образом, бывает даже сложно сконцентрировать ся на решениях новых задач. Мы как будто зацикливаемся на проблемах, не видя выхода.

Но опираться только на логику весьма сложно. Поэтому в помощь может приходить правое полушарие, отвечающее за созидание и креативность.

Любой акт творчества приводит мозг к гармоничному функционированию правого и левого полушария. И это состояние сохраняется на долго. И если вам нужно решить какую-то важную задачу, то можно для начала порисовать или что-то написать, поиграть на инструменте или потанцевать.

Как видите, творчество - это благо . И я с радостью говорю об этом. Так как мне непосредственно известна целительная сила творчества.

Успешных поисков вам и реализации!

Анна Баранова

_____________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:

Все мы в какой-то степени творческие люди, даже те, кто себя таковыми не считают, и относят себя к людям сугубо аналитического склада ума. Просто живем мы в таких условиях, где творческое начало необходимо развивать, а на это просто нет времени, потому как необходимо обеспечивать свое существование. Однако даже несколько минут в день, посвященных творчеству, может помочь вам в решение множества проблем. Вообще, творчество - это то, без чего невозможно существование нашего мира в том виде, в котором мы его видим. Мир без творчества в каком-то смысле можно считать неживым миром, миром машин. Узнайте, что думали об этом великие люди истории, из цитат и фраз о творчестве.

Цитаты и фразы о творчестве:

  • 1) Творчество, значит позволять себе делать ошибки. Искусство – знать, какие из них оставить.
    Скотт Адамс
  • 2) Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей.
    Жан Пиаже
  • 3) Любая деятельность становится творческой, когда исполнитель заботится о правильном или лучшем исполнении.
    Джон Апдайк
  • 4) Я никогда не чувствовала возраст… Если у вас творческая работа, у вас нет возраста или времени.
    Луиза Невельсон
  • 5) Но, если вам нечего творить, то, вы можете создавать себя.
    Карл Густав Юнг
  • 6) Ещё одно слово для творчества – это мужество.
    Джордж Принц
  • 7) Для меня творческий процесс, в первую очередь, требует хороших девяти часов сна ночью. Во-вторых, в нём не должно быть необходимости в подготовке к практическому применению.
    Уильям Н. Липскомб младший
  • 8) Очистите углы вашего ума и творчество немедленно заполнит их.
    Ди Хок
  • 9) Энтузиазм – это взаимодействие вдохновения, мотивации и щепотки творчества.
    Бо Беннетт
  • 10) Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие.
    Мэри Лу Кук
  • 11) Каждый человек должен решить, будет ли он ходить в свете творческого альтруизма или в темноте деструктивного эгоизма.
    Мартин Лютер Кинг – младший
  • 12) Творчество может решить практически любую проблему. Акт творчества поражает привычку оригинальным преодолением всего.
    Джордж Лоис
  • 13) Творчество является естественным продолжением нашего энтузиазма.
    Эрл Найтингейл
  • 14) Творчество предполагает выход из установленных закономерностей для того, чтобы взглянуть на вещи по-другому.
    Эдвард де Боно
  • 15) Нам нужен творческий потенциал, чтобы освободиться от временных сооружений, которые были созданы путём определённой последовательности опыта.
    Эдвард де Боно
  • 16) Голь на выдумки хитра, это правда, но её отец творчество, а знание – повивальная бабка.
    Джонатан Шаттк
  • 17) Противоположность творчеству это цинизм.
    Эса Сааринен
  • 18) Творчество это возможность навести порядок в случайности природы.
    Эрик Хоффер
  • 19) Творчество это не поиск вещей, это создание чего-либо из них, после того, как они будут найдены.
    Джеймс Рассел Лоуэлл
  • 20) Слава Богу за творческие идеи, которые обогащают жизнь путём добавления вашего собственного вклада в человеческий прогресс.
    Уилфред Петерсон
  • 21) Существуют два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать.
    Уоррен Беннис
  • 22) Люди творят настоящие чудеса, когда используют свои Богом данные мужество и интеллект.
    Жанна Ануя
  • 23) Творчество представляет собой чудесное сближение раскованной энергии ребёнка и кажущейся противоположности и врага, чувства порядка, навязанного дисциплинированным интеллектом взрослого
    Норманн Подгорец
  • 24) Секрет творчества заключается в умении скрывать свои источники.
    Альберт Эйнштейн
  • 25) Творчество, как сама человеческая жизнь, начинается в темноте.
    Джулия Камерон
  • 26) Тайна лежит в основе творчества. Так, и удивления.
    Джулия Камерон
  • 27) Творческое мышление может означать осознание того, что нет никакой добродетели в том, чтобы делать вещи такими, каким они были сделаны.
    Рудольф Флеш
  • 28) Чем больше вы рассуждаете, тем меньше вы творите.
    Реймонд Чандлер
  • 29) Я критикую путём создания, а не поиском ошибок.
    Марк Тулий Цицерон
  • 30) Творчество может быть описано как избавление от сомнений.
    Гейл Шихи
  • 31) Подозреваю, что творчество пытается сказать вам что-то.
    Фрэнк Капра
  • 32) Творчество происходит от доверия. Доверяйте своим инстинктам. И никогда не надейтесь на больше, чем вы работаете.
    Рита Мэй Браун
  • 33) Не думайте. Мышление враг творчества. Это самосознание, а всё что от самосознания паршиво. Вы не поможете попробовать сделать что-то. Вы просто должны сделать что-то.
    Рэй Брэдбери
  • 34) Каждый акт творения, прежде всего, акт разрушения.
    Пабло Пикассо
  • 35) Творчество – есть способность видеть отношения там, где их нет.
    Томас Диш
  • 36) Существует источник молодости: Это ваш ум, ваши таланты, это творчество, которое вы приносите в свою жизнь и жизни людей, которых вы любите.
    Софи Лорен
  • 37) Творчество требует мужества.
    Анри Матисс
  • 38) Иногда творчество означает просто ежедневную работу в виде помощи другим людям видеть проблему по-другому.
    Джозеф Бадаракко
  • 39) Творчество является внезапным прекращением глупости.
    Эдвин Х. Ланд
  • 40) Талант работает, гений творит.
    Роберт Шуман
  • 41) Неопределённость и тайна заряжают жизнь. Не позволяйте им чересчур запугать вас, ибо они держать в страхе скуку и искру творчества.
    Р. И. Фитценри
  • 42) Каждый день я создаю собственную реальность. Так что же я выберу для создания сегодня?
    Габриэлла Годдард