Про психологию. Учения и методики

Значение фока, император в энциклопедическом словаре брокгауза и евфрона. Евангельский император тиверий «черный» – это темнокожий император мануил комнин

Фока (убит в 610) - узурпатор, византийский император (602-610).

Биография

Когда в 602 г. в византийской армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло восстание против императора Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, взбунтовавшиеся солдаты избрали главнокомандующим центуриона Фоку, человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Фокой во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зелёных. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Фока вступил в столицу: 27 ноября 602 года Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (включая Тиберия). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии, обвинённые в заговоре, мучительно погибли жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми.

Правление Фоки, видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточённая борьба с Хосровом II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Персией была сначала весьма безуспешна для византийского оружия.

Опасность со стороны Сасанидов заставила Фоку заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуострова подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, в больших количествах оседавших в Далмации и Мёзии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из военачальников, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хосровом. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был предательски казнён), но расстроенная, деморализованная, и обезглавленная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим.

В 606 году пала крепость Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хосров II Парвиз, шахиншах Ирана, проник в Малую Азию, предал её опустошению и дошёл до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела ромеев в Испании и Италии.

Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого Фоки как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что «милостивый и благочестивый государь достиг престола»; «да возрадуются небеса, да возликует земля» и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Фоки, Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул «вселенского» (греч.), а Фока предпочёл не ссориться с Римом и отменил этот титул.

Бедствия, обрушившиеся на империю после убийства Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Фоки; но престарелый африканский экзарх Ираклий Старший открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Фоки, талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Ираклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Ираклия, будущего императора. В то время как Никита шёл через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 года в воды Босфора. Трусливый Фока не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближённые.

По свидетельству почти всех историков, восьмилетнее правление Фоки представляет собой самый худший период византийской истории, когда жестокие казни и бесчеловечное избиение всех подозрительных для Фоки родовитых людей, имевших связи с прежним правительством, составляли, по-видимому, одну из главных задач правительства. История Фоки рассказана у Феофилакта Симокатты, в «Пасхальной хронике», в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.

Фока, византийский император - византийский император (602-610). Когда среди армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло в 602 г. восстание против имп. Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, буйные солдаты избрали главнокомандующим простого сотника Ф., человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Ф. во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зеленых. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Ф. вступил в столицу; Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (27-го ноября 602 г.). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии мучительно погибла и жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми, по обвинению в заговоре. Правление Ф., видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хозроем II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Сасанидами была сначала весьма несчастлива для византийского оружия. Опасность со стороны Персии заставила Ф. заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуо-ва подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, густыми массами оседавших в Далмации и Мизии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из генералов, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хозроем. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был изменнически казнен), но расстроенная и недисциплинированная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим. В 606 г. пала крепкая Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хозрой проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела греков в Испании и Италии. Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого Φ. как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что "милостивый и благочестивый государь достиг престола"; "да возрадуются небеса, да возликует земля" и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Ф., Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул "вселенского" (οίκουμενικός), а Ф. предпочел не ссориться с Римом и отменил этот титул. Бедствия, обрушившиеся на империю после убиения Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Ф.; но престарелый африканский экзарх Гераклий открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Ф., талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Гераклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Гераклия Младшего, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 г. в воды Босфора. Трусливый Ф. не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближенные. История Ф. рассказана у Феофилакта Симокатты в "Пасхальной хронике", в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.

А. Г-б.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Кир докладывал в Константинополь о ликовании христиан Александрии и Египта по поводу достигнутого воссоединения, но в этом донесении содержалось очевидное преувеличение: и среди православных халкидонитов, и среди монофизитов оставалось немало тех, кто отвергал унию: вне Александрии, в провинции, особенно на юге, в Верхнем Египте, решительно преобладали монофизиты, отвергшие унию. Монофизитский патриарх Вениамин удалился из столичной Александрии на юг Египта. По словам А.В. Карташева, «в Александрии Кир продолжал бороться с монофизитским упорством и все чаще и чаще прибегал к полицейским насилиям. Копты в свою очередь при случае зверствовали. Например, один “мелкитский” священник был ими сожжен живым вместе с его семьей. У последующих коптских… писателей имя Кира не отличается от всех других (“халкидонцев”) и произносится как имя злого гонителя, даже и предтечи антихриста. Как переведенный в Александрию с Кавказа, он пренебрежительно называется “кавказским человеком” (ал-мукавказ по-арабски)… Национальные сепаратисты ничем, никакими уступками не удовлетворялись. Им нужна была ересь, чтобы отделиться от греков» . Вскоре эти чаяния исполнились в полной мере и с избытком: мусульмане завоевали Египет, устранив «мелкитскую власть» над ним.

Решительное несогласие с унией выразил находившийся тогда в Египте святой Софроний

Среди православных решительное несогласие с унией выразил находившийся тогда в Египте святой Софроний, который вместе с Иоанном Мосхом собирал сведения о преподобных отцах, подвизавшихся в Египте, для знаменитого патерика «Лимонарий», или «Луг духовный». Они оба были ученейшими людьми: Софроний ранее преподавал риторику в Дамаске. В Египте Софроний пребывал долго, сблизился там со святым патриархом Иоанном Милостивым и помогал ему отстаивать Халкидонский догмат в полемике против монофизитов. Ко времени унионистского Собора ему исполнилось уже 80 лет. Ознакомившись с проектом девяти анафематизмов еще до их провозглашения на Соборе, Софроний, падая в ноги Киру, умолял его отказаться от своего пагубного замысла, исключить из анафематизмов выражение «миа энергиа» («одна энергия»), но Кир стоял на своем, опираясь на поддержку со стороны императора Ираклия и патриарха Сергия. Из Египта святой Софроний направился в Константинополь. Беседуя с патриархом Сергием, он убедил его отказаться от употребления выражения «миа энергиа». Со своей стороны и Софроний пообещал Сергию впредь не употреблять в полемических сочинениях выражение «две энергии».

В 634 году скончался патриарх Иерусалимский святой Модест, и в преемники ему был неожиданным образом избран престарелый ревнитель халкидонской христологии Софроний. За этим последовало издание им окружного известительного послания (синодики), в котором он, не употребляя выражения об одной или двух энергиях во Христе, тем не менее по существу дела отстаивает учение о двух энергиях, вытекающее с логической неизбежностью из Халкидонского ороса о двух природах во Христе: «Слово истинно воплотилось и… облеклось телом и было познаваемо как единый Сын, производящий из Себя всякое действие: Божественное и человеческое, телесное и бестелесное, видимое и невидимое, описуемое и неописуемое, соответствующее действенности естеств Его, и само по себе непрестанно проповедующее и постоянно возвещающее эту двойственность» .

Избрание на Иерусалимский патриарший престол противника моноэнергизма, святость жизни которого была хорошо и широко известна, обеспокоило патриарха Сергия. Особые опасения у него возникли из-за ожидаемой поддержки Софрония со стороны Римской кафедры и всей Западной Церкви – до тех пор папы либо были не осведомлены о спорах, возбужденных на христианском Востоке униональной политикой императора и Константинопольского патриарха, либо там выдерживали паузу, чтобы получить более полную информацию о происходящем.

Ересь папы Гонория и вопрос о «непогрешимости пап»

В период, последовавший за преставлением святителя Григория Двоеслова, Римский престол занимали Савиниан – с 604 по 606 год, Бонифаций III – в 607 году, Бонифаций IV – с 608 по 615 год. В 609 году папа Бонифаций IV, по словам Беды Достопочтенного, «получил от императора Фоки в дар Римской Церкви святилище, издревле называемое Пантеон, поскольку там находились изображения всех богов. Удалив оттуда всю скверну, он основал там церковь, посвященную святой Матери Божией и всем мученикам Христовым, дабы по изгнанию сонмища демонов служила она памятью сонму святых» . Освящение храма состоялось 13 мая, и с тех пор в этот день Римская Церковь праздновала память всех святых, позже праздник был перенесен на 1 ноября. После кончины Бонифация IV Римскую кафедру занимал Деодат, а с 619 года – Бонифаций V, скончавшийся в 625 году.

Его преемником стал Гонорий, родом из Кампании, сын Петрония, который имел звание консула. По словам историка Рима Ф. Грегоровиуса, «избранием единоплеменника знатного рода римляне должны были быть довольны, так как Гонорий, образованный и набожный человек, старался следовать примеру великого Григория… Гонорию создали славу его церковные постройки, которыми он… обессмертил свое имя» .

В историю Церкви Гонорий вошел, однако, главным образом не по причине своего деятельного храмостроительства. Опасаясь негативной реакции Рима на свои богословские инициативы, патриарх Сергий обратился к нему с посланием, в котором рассказал о том, как новый патриарх Александрийский Кир присоединил к Кафолической Церкви бывших монофизитов, и о споре, в который вступил с ним «преподобный монах Софроний, ныне поставленный в предстоятели Иерусалимские» . В послании Гонорию патриарх Сергий вносит словесную коррекцию в прежнюю христологическую формулу, заменив слово «действие» («энергиа») на слово «воля» («фелима»): «Один и Тот же Сын единородный, Господь наш Иисус Христос, истинный Бог, действует и по Божеству, и по человечеству… Выражение “одно действие”, хотя оно и употребляется некоторыми из святых отцов, странно и возмутительно звучит в ушах некоторых, предполагающих, что оно произносится в смысле уничтожения двух естеств, соединенных во Христе, Боге нашем, неслитно и ипостасно, – чего отнюдь нет, и да не будет, равно как соблазняет многих и выражение “два действия” как не употребляющееся ни у кого из божественных и достославных тайноводителей Церкви, следовать которому притом же значило бы предпочитать две противоположные одна другой воли, например волю Бога Слова, желавшего совершить спасительное страдание, и волю человечества, противящуюся Его воле» . В этом пассаже Сергий прибегает к своего рода подлогу, потому что его оппоненты, настаивавшие на учении о двух действиях во Христе, а затем также, после предпринятой им терминологической модификации полемики, и на двух волях, вовсе не помышляли о такой человеческой воле во Христе, которая бы противилась воле Божией. «Невозможно, – пишет патриарх Сергий, – чтобы в одном субъекте находились вместе две противоположные одна другой воли» .

Этот его аргумент в ходе позднейшей полемики будет опровергнут преподобным Максимом Исповедником, но папе Гонорию доводы его Константинопольского собрата показались вполне убедительными, несмотря на то, что на деградировавшем культурно Западе VII века Гонорий имел репутацию богословского светила величайшей яркости. По характеристике В.В. Болотова, «вследствие жалкого состояния просвещения в Риме Гонорий целою головою стоял по образованию выше своих современников, за что и пользовался от них величайшим уважением» . В Риме его превозносили как мужа сильного умом, рассудительного, мудрого, учительного. При этом, по словам А.В. Карташева, «пером Гонория был его секретарь, впоследствии папа Иоанн IV» .

Это типично римская позиция – не придавать значения тонкостям богословской диалектики

В своем ответном послании Гонорий, соглашаясь с Сергием, находит полемику об одном или двух действиях во Христе лишенной подлинного богословского смысла, схоластическим и пустым спором о словах, увлекаться которым могут лишь люди с умом самодовольных школьников: «Писание ясно показывает, что Господь наш Иисус Христос, Сын и Слово Божие, чрез Которого все произошло, один действует по Божеству и по человечеству. А как нужно говорить или мыслить, одно или два действия должны происходить ради дел Божества и человечества, это нас не касается, мы предоставляем это грамматикам или писателям по ремеслу, которые в своих писаниях для детей имеют обыкновение выставлять напоказ обретающиеся у них имена» . Вторя Сергию, Гонорий призывает впредь не употреблять выражений «одно» или «два действия», «чтобы младенчествующие, преткнувшись о название “два действия”, не подумали, что мы сочувствуем несторианскому безумию, или, если бы опять мы стали исповедовать одно действие Господа нашего Иисуса Христа, не показаться для дебелого слуха исповедующими глупость евтихиан, – остерегаясь, чтобы пепел тех, чьи тщетные и пустые орудия были сожжены, не возжег снова огней пламененосных вопросов, – в простоте и истине исповедуя Господа нашего Иисуса Христа одного действующего в Божественном и человеческом естестве, – считая лучшим, чтобы пустые естествоиспытатели, праздные и надутые философы разражались против нас возгласами лягушек, чем чтобы простые и смиренные духом народы христианские могли остаться голодными. Никто не увлечет философией и пустой лестию учеников рыбаков» . Это типично римская позиция – не придавать чрезмерного значения тонкостям богословской диалектики, увлечение которой будто бы порождается греческой любовью к словопрениям, но держать во главе угла пастырскую заботу о спасении малых сих, которым чужды и недоступны извивы и ухищрения философских спекуляций.

В послании папы излагается православное халкидонское учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, во Христе, но по вопросу, вызвавшему бурю в церковной среде, Гонорий однозначно занимает позицию еретическую. Квинтэссенция его богословия выражена в словах: «Мы исповедуем в Господе Иисусе Христе одну волю («эн фелима»)» . Эта его формула и послужила впоследствии основанием для его анафематствования отцами VI Вселенского Собора.

В свете позднейшего римско-католического учения о папской непогрешимости соборное осуждение папы Гонория составляет для католической экклезиологии камень преткновения. Поэтому написаны монбланы книг и статей, задачей которых является либо прямая апология Гонория, либо такая интерпретация его заблуждения, которая делала бы ее совместимой с ватиканским «догматом» о папской непогрешимости. «Кардинал Hergenroether в своей церковной истории… перечисляя только важнейшее по этому вопросу, насчитывает до 16 ученых, решающих вопрос против, и до 8, защищающих это послание в сочинениях более или менее специальных» . Но это статистика почти полуторастолетней давности, потому что книга кардинала Гергенретера вышла в 1880 году. Резюмируя различные версии апологии папской непогрешимости перед лицом осуждения Гонория Вселенским Собором как еретика и излагая контраргументы по поводу каждого из приводимых тезисов, А.В. Карташев, следуя за аргументацией В.В. Болотова, писал: «I. И послание папы Гонория, и деяния VI Вселенского Собора интерполированы. Но ведь не только эти деяния говорят о ереси папы Гонория, а и множество других документов, писем той эпохи свидетельствуют о том же. II. Латиняне говорят, что Собор осудил ложное мнение… Однако на деле мнения папы были другие. Осужден ошибочный факт (error facti), а не лицо. III. Папа действовал так из “икономии”, желая погасить спор. Но ведь папа принял в споре под защиту только одну сторону. IV. Будто бы папа высказал это суждение не ex cathedra. Но тогда что же такое ex cathedra?.. Обращение к папе сделано официально, как именно к папе, и по вопросу догматическому… VII. …Выражение (эн фелима) неправильно. Но мысль папы была правильна, ибо он утверждал томос папы Льва. Но ведь в том-то и состоят ереси, что из правильных церковных предпосылок делаются неправильные выводы. Так и Сергий с Киром из гармонии и безгрешности воли во Христе делали вывод и о “миа энергиа”, и об “эн телима”, но уже в сознательном онтологическом смысле» .

Апологет папской непогрешимости, живший в XX веке, униат П.-П. Иоанну писал, что воззрения папы Гонория были православными, но выражены неудачным языком, предоставив тем самым оружие монофелитам против защитников православного учения о двух волях во Христе, за что Гонорий и был осужден VI Вселенским Собором; поэтому папы – преемники Гонория и признавали его анафематствование. «Осуждение Гонория, – пишет П.-П. Иоанну, – в действительности нисколько не умалило авторитет престола Петра в вопросах веры» . Однако данное обстоятельство доказывает обратное тому, что хочет доказать Иоанну. Если бы до осуждения Гонория папы притязали на вероучительную непогрешимость, а на Востоке их притязания признавались, то осуждение Гонория либо вовсе не могло состояться, либо своим осуждением папы Собор отверг бы прежде признаваемые притязания. На самом деле Римская кафедра, настаивая на своем вероучительном авторитете, в ту пору еще не претендовала на непогрешимость, и потому, осуждая одного из занимавших ее епископов, подобно тому, как на других Соборах осуждались другие епископы, в том числе и предстоятели первых престолов – Несторий, Диоскор, Сергий, VI Собор, говоря словами П.-П. Иоанну, «не умалила авторитет престола Петра». И преемников Гонория, весьма щепетильных в вопросах, касавшихся прерогатив Римской кафедры, его осуждение не смущало, пока не было объявлено urbi et orbi непостижимое учение о папской непогрешимости.

«Эктесис» и раскаяние императора

Поддержка со стороны папы укрепила патриархов Сергия и Кира, а также императора Ираклия в отстаивании учения о единой воле во Христе. Монофелитизм стал своего рода официальным исповеданием империи: его основные положения были представлены в акте, изданном осенью 638 года в виде императорского эдикта под заглавием «Изложение веры» («Эктесис тис пистеос»). Действительным литературным автором «Эктесиса» был патриарх Сергий. Составленный им первоначальный набросок проекта этого документа относится еще к 634 году. В этом акте воспроизводится монофелитическая формула, изобретенная Сергием и одобренная Гонорием: «Посему… во всем последуя святым отцам, исповедуем единую волю (эн фелима) Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога» . Декларируя учение о единой воле во Христе, «Эктесис» воспрещал дальнейшие споры об одной или двух энергиях, или, что то же, действиях в Нем.

Так император Ираклий и предстоятели первенствующих Церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской) обнаружили приверженность еретическому учению. Антиохийский патриарший престол занимал монофизит Афанасий, вступивший в общение с теми халкидонитами, которые ранее приняли учение патриарха Сергия о едином богомужном действии во Христе. Из пентархов лишь святитель Софроний Иерусалимский отверг монофелитскую ересь.

Конец 630-х годов завершился смертью основных участников контрверс вокруг этой ереси: «В 637 или 638 году скончался святитель Софроний Иерусалимский, в декабре 638 года – патриарх Сергий, ранее, в октябре того же года, папа Гонорий, в феврале 641 года – император Ираклий» . После завоевания Египта мусульманами, в 642 году умер и патриарх Александрийский Кир. Его преемником был поставлен разделявший монофелитское заблуждение Петр. Константинопольский патриарший престол занял монофелит Пирр, а после его низложения в 641году – единомышленник Сергия и Пирра Павел. По кончине святого Софрония Иерусалимский престол вдовствовал до начала VIII века. В 640 году на Антиохийскую кафедру был поставлен монофелит Македоний.

В Риме после смерти Гонория папой был избран римлянин Северин, но его хиротония и интронизация задержаны были более чем на год, вероятно по той причине, что он отказывался принять и подписать злополучный «Эктесис». И вот пока папский престол оставался не занятым, в ожидании утверждения императором избранного епископа Рима, в городе случился эксцесс, вызвавший возмущение горожан. Истощение имперской казны побудило Ираклия к безрассудному шагу, подорвавшему его авторитет в Италии. В 640 году он приказал Равеннскому экзарху Исаакию экспроприировать средства из папской казны, пользуясь моментом, когда папа Гонорий умер, а избранный в его преемники Северин еще не получил санкцию на вступление в должность. Для осуществления этой акции находившийся в Риме хартуларий Маврикий во главе толпы по распоряжению экзарха штурмом взял Латеранский дворец и опечатал его хранилище. Часть захваченных сокровищ срочно прибывший в Рим Исаакий выслал императору в Константинополь, а остальное забрал себе.

Клирики, посланные в качестве апокрисиариев из Рима в Константинополь для получения императорской санкции на поставление папы, были задержаны на пути в столицу. По распоряжению патриарха Пирра все подведомственное ему духовенство обязано было подписать «Эктесис». Поскольку римские апокрисиарии въехали на территорию Константинопольского Патриархата, от них также затребованы были подписи, но они отказались поставить их, сославшись на отсутствие у них соответствующих полномочий. И все же санкция на интронизацию Северина от императора была получена, апокрисиарии вернулись в Рим, и Северин «вступил на престол Петра 28 мая 640 года, но занимал его недолго - всего два месяца и шесть дней». Нет никаких свидетельств, что условием утверждения его избрания было согласие подписать «Эктесис». VI Вселенский Собор, выявивший предстоятелей Церквей, виновных в приверженности монофелитской ереси, и посмертно их осудивший, включил в список анафематствованных имя одного Римского папы – Гонория. Преемник Северина Иоанн IV, в прошлом исполнявший секретарские обязанности при Гонории, родом из Далмации, занимал папский престол до своей кончины, последовавшей в 642 году. В 641 году он публично отверг «Эктесис».

Ираклий умер в мире с Православной Церковью, исповедуя правую веру в две природы и две воли во Христе

Смертельно больной император, узнав о происшедшем, отвернулся от монофелитской ереси и в свое оправдание писал папе Иоанну, что не он, но патриарх Сергий виновен в составлении этого документа. Верно, что не Ираклий был автором «Эктесиса», но он издан был от имени не патриарха, а императора и по его воле. Современный византолог Дж. Норвич замечает по этому поводу: «Измученный болезнью, лишившись мужества, он при последних своих вздохах отвергал какую бы то ни было ответственность за “Эктесис”. Он – дело одного только Сергия, – стонал он, – лишь по настоянию патриарха он против собственной воли дал согласие на его издание. Так и умер 11 февраля 641 года один из самых значительных византийских правителей с очевидной ложью на устах, в сраме и унижении» . Норвич не присутствовал у одра императора Ираклия. Сказанное им – литературная выдумка, навеянная попыткой Ираклия оправдаться в глазах папы. Важнее, однако, не то обстоятельство, что он лукавил, умаляя свою ответственность за «Эктесис», но его отречение от ереси, содержащейся в этом злополучном документе: Ираклий умер в мире с Православной Церковью, исповедуя правую веру в две природы и две воли во Христе.

Преподобный Иоанн и его «Лествица»

VII столетие было временем катастрофического падения образования и культуры на латиноязычном Западе империи, в Италии и Африке, до известной степени этот процесс захватил и грекоязычный мир. Очагами просвещения все в большей мере и на Востоке становятся монастыри, количество которых в эту эпоху росло; множилось и число их насельников. В отличие от приходивших в упадок светских школ, в которых продолжали изучать «внешних» писателей, монастырская школа и монастырская наука носили исключительно христианский характер, и создававшиеся в этих обителях труды посвящались науке из наук – учению о спасении. Многие из этих писаний утрачены, но лучшие аскетические творения сохранились тщанием усердных читателей и переписчиков. В сокровищницу святоотеческих творений вошла читаемая и усердно изучаемая ищущими спасения христианами на протяжении многих веков «Лествица» («Климакс») преподобного Иоанна, который своим прозвищем Лествичник обязан этому своему творению.

Его житие составлено было учеником преподобного монахом Раифского монастыря Даниилом. В нем сообщаются основные сведения о его жизни и подвигах, но время и место его рождения, равно как и дата его кончины остаются в точности неизвестными. «Не могу сказать с достоверностью, – так начинается составленное Даниилом Житие святого, – в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж» . По версии Никифора Каллиста, написавшего толкования на «Лествицу», этим градом была столица империи. Каллист называет отцом преподобного Иоанна святого Ксенофонта, а братом его Аркадия, но в других источниках эти сведения не находят подтверждения. Из источников на основании косвенных данных извлекаются и разные даты его рождения: 525 или 579 годы, а также кончины – 595, 605, 649, 680 годы. Во всяком случае хронологические рамки его жизни определяются следующим образом: «с одной стороны, он жил не ранее подвижников газской школы преподобных Варсонофия Великого и Иоанна (VI в.), аскетическое учение которых нашло отражение в “Лествице”, с другой стороны, до преподобного Феодора Студита (конец VIII в.), во времена которого Иоанн Лествичник почитался как подвижник прошлого» . Основные события его жизни, обозначенные в Житии, написанном Даниилом, известны.

Святой родился в состоятельной семье, ибо получил хорошее образование: по словам агиографа, он «обладал внешнею мудростию» , которую, впрочем, нетрудно обнаружить и в его творениях. В 16 лет он оставил мир и пришел на Синай, вступив в монастырь, который в ту пору был посвящен Преображению Господню и Неопалимой Купине. Позже, в XI веке, он получил новое название – святой великомученицы Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в VI столетии. Приняв в этой обители постриг, святой Иоанн «вверился духовному руководству аввы Мартирия» . По прошествии 19 лет, когда его старец отошел ко Господу, Иоанн «исходит на поприще безмолвия… и, избрав место удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там 40 лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящею ревностию и огнем божественным» . Жилищем ему в пустыне служила гранитная пещера. Около пещеры он устроил огород, плодами которого питался. Преподобный Иоанн подвизался в молитве и посте, который у него, однако, не доходил до крайностей: «Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, премудро сокрушая чрез это… рог кичливости» . Святой покидал пустыню, чтобы посетить Скитский и Тавенниотский монастыри в Египте и приобрести аскетический опыт, которым с ним поделились тамошние монахи.

Поставленный после 40-летнего пустынножительства игуменом монастыря Неопалимой Купины, преподобный Иоанн мудро наставлял братию обители, заслужив от нее именование нового Моисея. Учительность святого дала повод его завистникам упрекать его в «излишней говорливости и пустословии. Но он вразумил их самым делом… ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы, ко вреду общего всех спасения» . Незадолго до отшествия ко Господу преподобный поставил своим преемником по управлению монастырем родного брата Георгия, посвященного в сан епископа, а сам вернулся на прежнее место подвигов, в гранитную пещеру в Фоле, где вскоре преставился. Георгий пережил брата на 10 месяцев. Кончина самого Иоанна последовала 30 марта. В этот день и совершается его память, а кроме того ему посвящается 4-е воскресенье Великого поста.

Желая преподать наставление и тем монахам, которые не смогут уже слушать его, преподобный Иоанн написал «Лествицу», или «Скрижали духовные». «Лествица» прямым образом адресована монахам, в ней представлен монастырский уклад, но содержащиеся в ней наблюдения над человеческой душой, искренне стремящейся к спасению, над искушениями, которые подстерегают подвижника в его духовной жизни, советы и наставления преподобного полезны всякому христианину, идущему путем духовной брани. Книга отличается обдуманностью предлагаемых поучений, опирающихся на опыт молитвенного и аскетического подвижничества самого автора, ясностью и доступностью изложения; в ее построении есть система, основанная на закономерностях духовной жизни, которую преподобный представляет в виде постепенного восхождения по лестнице, по образу той лестницы, которую в древности в сонном видении узрел праотец Иаков.

Характеризуя в самом начале книги отношение тварных созданий – людей и ангелов – к своему Творцу, святой пишет: «Из всех созданных благим и преблагим и всеблагим Богом нашим и Царем… разумных и достоинством самовластия почтенных существ одни суть други Его, другие истинные рабы, иные рабы непотребные, иные совсем чужды Ему, другие, наконец, хотя и немощны, однако противятся Ему. И други Его… суть собственно умные и бестелесные существа… истинные рабы Его – все те, которые неленостно и неослабно исполняют волю Его, и непотребные – те, которые хотя и удостоились крещения, но обетов, данных при оном, не сохранили… Под именем чуждых Бога и врагов Его следует разуметь неверных, или зловерных (еретиков); а противники Богу суть те, кои не только повеления Господни сами не приняли и отвергли, но сильно вооружаются против исполняющих оные» .

«Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета»

Удобнейший путь духовного восхождения, которое совершается чрез борьбу со страстями, – это монашеское житие и делание. Вступлению на этот путь не препятствует греховная жизнь в прошлом: «Никто не должен, выставляя тяжесть и множество грехов своих, называть себя недостойным монашеского обета и ради своего сладострастия мнимо унижать себя, вымышляя извинения во грехах своих: ибо где много гнилости, там нужно и сильное врачевание, которое очистило бы скверну; а здоровые не поступают в больницу» . Важно только иметь искреннее и неослабное намерение шествовать узким и тесным путем и, отрекшись от мира, не обращаться умом и сердцем вспять, побеждать в себе сожаление об утраченных удовольствиях и удобствах жизни в миру. Не напрасно подвизается тот инок, кто сохранил ревность и горячность, которая подтолкнула его к поступлению в монастырь, «неугасимою и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию, и желание к желанию» .

Монашество сопряжено с подвигом отсечения самоволия, влекущего ко греху, поэтому по вступлении в монастырь надлежит поступить в послушание опытному наставнику и повиноваться ему во всем, всецело доверяя ему свое спасение, обретая тем самым истинное и спасительное смирение. Преподобный Иоанн приводит в «Лествице» слова «одного из искуснейших старцев»: «Благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит, и избавление от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного, и пребывает чужд и далек от суетного возношения» .

«Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно»

Иоанн Лествичник, избравший иноческое житие в самом раннем возрасте, не имевший опыта жизни в миру, обнаруживает в своем труде тончайшее знание человеческой души, ее греховных вожделений, ее немощей и страстей – знание, почерпнутое не от общения с миром, но от тщательного наблюдения над собой, над подстерегающими инока искушениями и из преодоления греховных движений сердца подвигом молитвы и воздержания: «Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся… Часто старые привычки мучительным образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои… никакой ум не постигает, какие грехопадения случаются с нами от нерадения, какие попущением Промысла и какие по оставлению Божию. Впрочем, некто сказал мне, что если мы падаем в грех по попущению Божию, то вскоре и восстаем, и отвращаемся от греха; ибо Попустивший не дозволяет, чтобы мы долго были одержимы бесом печали. Если мы пали, то прежде всего против этого беса да ополчимся; ибо он, представ во время молитвы нашей и вспоминая нам прежнее наше дерзновение к Богу, хочет отторгнуть нас от молитвы. Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется; но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания… Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким» .

Грехи и страсти не свойственны первозданной природе человека, сотворенного Богом, но коренятся в уклонении человеческой воли от следования природе: «Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе… мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев, но на древнего оного змея; а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам» .

Классикой аскетической науки стал представленный преподобным Иоанном поэтапный процесс возникновения и развития греховной страсти в человеческой душе: «По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение, иное – борьба и иное – так называемая страсть в душе… Прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом… сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» .

Грехи, в которые впадает монах или живущий в миру человек, многообразны и взаимосвязаны: «На живущих в мире, во время недуга, нападает бес гнева, а иногда и дух хулы. Живущие вне мира бывают мучимы бесами объядения и блуда, если они изобилуют всем потребным; если же они пребывают в местах, удаленных от всякого утешения и подвижнических, – то бывают искушаемы бесами уныния и неблагодарности. Приметил я, что иногда блудодейственный волк усиливает болезни недугующих и в самых болезнях производит движения и истечения. Ужасно было видеть, что плоть, среди лютых страданий, буйствует и неистовствует» . Рассуждая о взаимосвязи и взаимозависимости грехов, святой учит, что один и тот же грех может иметь своей причиной разные страсти: «Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренно бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею). Многий сон происходит иногда от насыщения; иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества… Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке» .

Уже самые названия грехов, воспроизведенные в заголовках отдельных «слов», или глав, «Лествицы», заключают в себе такое знание человеческой души, которое почерпнуто из Священного Писания, книг отцов, советов старцев и из опыта личной борьбы со страстями: «О памятозлобии»; «О злословии и клевете»; «Об унынии и лености»; «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве»; «О нечувствии, то есть об омертвении души, и о смерти ума, предваряющей смерть тела»; «О малодушной боязливости, или страховании»; «О многообразном тщеславии»; «О безумной гордости»; «О неизъяснимых хульных помыслах».

Грехам противопоставляются добрые дела и подвиги, также обозначенные самими заголовками «слов»: «О беспристрастии, то есть отложении попечения и печали о мире»; «О блаженном и приснопамятном послушании»; «О попечительном и действительном покаянии…»; «О памяти смерти»; «О радостотворном плаче»; «О безгневии и кротости»; «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами»; «О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного и как должно оное проходить»; «О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве»; «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве»; «О рассуждении помыслов и страстей и добродетелей»; «О благорассмотрительном рассуждении». Последние ступени «Лествицы», возводящей на небо блаженного бесстрастия, самими названиями соответствующих «слов» указывают на приближение к совершенству: «О священном безмолвии тела и души»; «О матери добродетелей, священной и блаженной молитве и о предстоянии в ней умом и телом»; «О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения»; «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви».

Протоиерей Георгий Флоровский, резюмируя учение преподобного Иоанна о конечной цели подвижничества, о том состоянии, в которое приходят поднявшиеся на верхнюю ступень лествицы, писал: «Это есть некое исступление или восторжение души силою Духа – или экстаз. Это есть “молчание ума”, и “молчание есть таинство будущего века”. Это есть покой созерцания, он выше всякого делания. Это есть уже откровение Божие в чистом уме. В нем уже предображается Царствие Божие… Душа в непостижимом единстве уподобляется Богу и озаряется высшим светом… Но дар подается в ответ на подвиг, обычно во время молитвенного стояния, когда душа бывает в особенности собрана и сосредоточена и готовится внимать Богу… Так и на высотах не отменяется синэнергизм подвига и добра, свободы и благодати» .

В «Лествице» не отразились взбудоражившие церковную жизнь богословские споры вокруг учения о едином богомужном действии во Христе и затем о единой воле в Нем, которые пришлись, вероятно, на последние годы земного жития преподобного Иоанна. Возможно, правда (ввиду отсутствия бесспорных хронологических сведений о нем), что ко времени злополучной богословской инициативы патриарха Сергия он уже преставился. Нет ни в творении преподобного Иоанна, ни в его Житии, составленном Даниилом, и упоминаний об исламской экспансии, которая затронула возглавляемую им обитель самым прямым образом.

Около 630 года Синай был завоеван мусульманами и вошел в состав халифата. Христианам Синая предоставлена была свобода вероисповедания под условием лояльности исламским властям и выплаты подушной подати – джизьи. При этом насельники монастыря Неопалимой Купины были освобождены от джизьи и поземельного налога – хараджа. Существует предание, фактическая основа которого подвергается сомнению в исторической науке , но которое отражено в позднейших памятниках, о том, что еще в 624 году синайские старцы получили охранную грамоту – фирман – от самого Мухаммеда, подлинник которого был изъят из обители и доставлен в Константинополь после захвата Египта османским султаном Селимом I. Согласно преданию, фирман был начертан на пергаменте из кожи газели куфическим письмом и скреплен отпечатком руки Мухаммеда. Хранящаяся в монастыре великомученицы Екатерины копия фирмана, в частности, гласит: «Да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря… Да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских» .

В VII столетии ислам приняло обитавшее вблизи монастыря, в ту пору еще посвященного Преображению и Неопалимой Купине, бедуинское племя джабалия, происхождение которого восходит к переселенным при святом Юстиниане 200 семьям из Александрии и Понта Анатолийского. Но, несмотря на перемену вероисповедания, эти бедуины продолжали защищать обитель и обслуживать ее.

Византийский император (602-610). Когда среди армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло в 602 г. восстание против имп. Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, буйные солдаты избрали главнокомандующим простого сотника Ф., человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Ф. во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зеленых. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Ф. вступил в столицу; Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (27-го ноября 602 г.). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии мучительно погибла и жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми, по обвинению в заговоре. Правление Ф., видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хозроем II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Сасанидами была сначала весьма несчастлива для византийского оружия. Опасность со стороны Персии заставила Ф. заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуо-ва подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, густыми массами оседавших в Далмации и Мизии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из генералов, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хозроем. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был изменнически казнен), но расстроенная и недисциплинированная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим. В 606 г. пала крепкая Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хозрой проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела греков в Испании и Италии. Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого Φ. как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что "милостивый и благочестивый государь достиг престола"; "да возрадуются небеса, да возликует земля" и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Ф., Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул "вселенского" (οίκουμενικός), а Ф. предпочел не ссориться с Римом и отменил этот титул. Бедствия, обрушившиеся на империю после убиения Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Ф.; но престарелый африканский экзарх Гераклий открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Ф., талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Гераклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Гераклия Младшего, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 г. в воды Босфора. Трусливый Ф. не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближенные. История Ф. рассказана у Феофилакта Симокатты в "Пасхальной хронике", в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.
Г-б.

  • - Из династии Габсбургов...

    Все монархи мира

  • - Андроник - имя трех византийских императоров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - шурин византийского императора Льва I, отнял императорскую власть у Зенона Главриянина в 475 г., но вызвал своею жестокостью такую ненависть, что Зенон без кровопролития мог снова занять престол в 476 г. В. вместе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Генрих, граф Фландрии и Геннегау...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Гераклий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Михаил - имя нескольких византийских императоров. Когда в 811 г. булгарский хан Крум разбил наголову византийцев и император Никифор I погиб на поле битвы, а сын его, Ставратий, хирел от полученной им неизлечимой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - второй из аморийской династии. Он вступил на престол при благоприятных условиях. Империи ничто не угрожало кроме арабских пиратов; население сравнительно благоденствовало, казна была богата...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - византийский император...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к Византии государству 415 вв., образовавшемуся после распада Римской империи. Византийское искусство. Византийская литература...

    Толковый словарь Ожегова

  • - византи́йский прил. 1. Относящийся к Византии, связанный с нею. 2. Свойственный Византии, характерный для неё. 3. Принадлежащий Византии. 4. Созданный, изготовленный и т.п. в Византии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - визант"...

    Русский орфографический словарь

  • - Хитрый, лицемерный, жестокий...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Фока византийский император" в книгах

1. 7. 1. Средневековые авторы считали, что известный византийский император Юстиниан был славянином.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

1. 7. 1. Средневековые авторы считали, что известный византийский император Юстиниан был славянином. Немецкие историки конца XIX века пишут о знаменитом императоре Юстиниане, якобы VI века н.э., следующее: «Родной язык императора был латинский, а фамилия (Савватий) фракийская,

2. Император Фока (якобы 602–610 годы)

Из книги автора

2. Император Фока (якобы 602–610 годы) «До своего стремительного взлёта на трон (при императоре Маврикии, то есть „Чёрном“ - Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

2.1. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АВТОРЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ИЗВЕСТНЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН БЫЛ СЛАВЯНИНОМ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АВТОРЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ИЗВЕСТНЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН БЫЛ СЛАВЯНИНОМ Немецкие историки конца XIX века пишут о знаменитом императоре Юстиниане, якобы VI века н. э., следующее: «Родной язык императора был латинский, а фамилия (Савватий) фракийская, но

1. Петрарка приветствует Урбана V. - Франция и Италия. - Состояние Рима в эту эпоху. - Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. - Приезд в Италии» Карла IV. - Въезд его и папы в Рим. - Постыдный выезд императора из Италии. - Перуджия непокорна папе. - Император византийский в Рим

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Петрарка приветствует Урбана V. - Франция и Италия. - Состояние Рима в эту эпоху. - Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. - Приезд в Италии» Карла IV. - Въезд его и папы в Рим. - Постыдный выезд императора из Италии. - Перуджия непокорна папе. -

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

12. Согласно ряду источников, византийский император Юстиниан был славянином Обратимся к многотомному немецкому изданию «История человечества. Всемирная история» . На эту редкую книгу обратили наше внимание наши читатели, обнаружившие в ней неожиданные и интересные

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ)

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

2. ИМПЕРАТОР ФОКА (ЯКОБЫ 602–610 ГОДЫ) «До своего стремительного взлета на трон (при императоре Маврикии, то есть «Черном» – Авт.) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и

Фока (? - 610, имп. с 602)

автора Дашков Сергей Борисович

Фока (? - 610, имп. с 602) До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с

Никифор II Фока

Из книги Императоры Византии автора Дашков Сергей Борисович

Никифор II Фока (912–969, имп. с 963)Император Никифор II происходил из могущественного и знатного рода Фок, исправно дававшего Византии крупных военачальников. Сам Никифор, с 954 г. доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений. Весной 960 г. синклит и император

Император Никифор Фока

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Император Никифор Фока В 963 г. в Константинополе умер император Роман II. Его малолетние дети, Василий II и Константин VIII, поступили под опеку матери. Фактически же всеми делами при дворе распоряжался евнух Иосиф Вринга, бывший воспитатель Романа II и влиятельный царедворец.

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца? Византийский император Василий II во время войны с Западно-Болгарским царством учинил чудовищную расправу над болгарами: летом 1014 года он приказал ослепить 16 тысяч пленников. Жестокость Василия

ФОКА (?-610)

Из книги 100 великих диктаторов автора Мусский Игорь Анатольевич

ФОКА (?-610) Византийский император с 602 года. Будучи центурионом (сотником), возглавил восстание византийских войск и занял престол. Проводил политику террора по отношению к аристократии. Низложен и казнен Ираклием.Последние годы VI века и начало VII века отмечены в Византии

ФОКА

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

ФОКА Византийский император в 602- 610 гг. Умер 4 окт. 610 г.Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил сотником в Дунайской армии. По свидетельству Кедрина, он имел маленький рост и безобразную фигуру, густые щетинистые брови, сросшиеся на

Фока

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

«Фока»

автора Автор неизвестен

«Фока» Лодка «Фока» («Foca») - единственная итальянская подводная лодка, которая имела три гребных вала. Она приводилась в движение бензиновыми моторами «ФИАТ». 26 апреля 1909 года, когда лодка стояла в порту Неаполя, от взрыва паров бензина на ней вспыхнул пожар. Чтобы не дать

«Фока»

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

«Фока» Лодки «Фока», «Атропо» и «Зоеа» («Zoea») итальянские подводные минные заградители, построенные в конце 30-х годов. Согласно проекту, 100-мм орудие каждого корабля было установлено на поворотной башне, размещенной позади боевой рубки. Позже орудие перенесли на

Когда в 602 г. в византийской армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло восстание против императора Маврикия , возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, взбунтовавшиеся солдаты избрали главнокомандующим центуриона Фоку, человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь . Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Фокой во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зелёных. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Фока вступил в столицу: 27 ноября 602 года Маврикий был убит, после того как перед его глазами были убиты его пятеро сыновей (включая Тиберия). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии, обвинённые в заговоре, были замучены жена Маврикия, Константина, и три его дочери.

Правление Фоки, видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточённая борьба с Хосровом II , который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Персией была сначала весьма безуспешна для византийского оружия.

Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий , приветствовал воцарение свирепого Фоки как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что «милостивый и благочестивый государь достиг престола»; «да возрадуются небеса, да возликует земля» и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Фоки, Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул «вселенского» (греч. οίκουμενικός ), а Фока предпочёл не ссориться с Римом и отменил этот титул.

Бедствия, обрушившиеся на империю после убийства Маврикия, были выгодны для папства, которое беспрепятственно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Недовольство внушавшим отвращение правительством в столице сдерживалось кровавыми мерами Фоки; но престарелый африканский экзарх Ираклий Старший открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Фоки, талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Ираклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына,