Про психологию. Учения и методики

Егэ русский язык что нужно знать. ЕГЭ по русскому языку

Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».

Елена БУЗИНА,

эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,

ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?

Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.

Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.

Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.

Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?

Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.

Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.

Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.

Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?

Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.

Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.

Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ» . Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?

В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.

А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.

Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.

Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.

Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (...)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.

При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.

Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.

Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.

НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ

Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?

Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.

Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:

  • критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
  • критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
  • критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
  • так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.

Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Большая часть школьников имеет довольно поверхностные представления о том экзамене, который им предстоит сдавать. Редко доводится встретить выпускников или их родителей, в полном объёме владеющих информацией о процедуре сдачи ЕГЭ, несмотря на то, что в настоящее время большое количество информации можно найти в Интернете.

Относиться к ЕГЭ нужно как к предстоящей работе. Для этого следует узнать об этом экзамене как можно больше и тщательно к нему подготовиться.

Как подготовиться к экзамену?

Начинать подготовку следует как можно раньше. Усиленные занятия требуются примерно за год до сдачи. Подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку несложно, для этого достаточно:

  1. Составить график занятий. Для подготовки рекомендуется уделять как минимум час каждый день;
  2. Изучить структуру КИМ, которые будут представлены на экзамене;
  3. Приобрести несколько сборников с теоретическим материалом, а также с практическими заданиями. Повторив теорию по определенному разделу языка, рекомендуется выполнять ряд заданий по соответствующему разделу;
  4. Отмечать для себя наиболее труднорешаемые задания, повторять соответствующий теоретический материал, после чего снова к ним возвращаться;
  5. Подбирать примеры из литературных произведений для защиты своей позиции при написании сочинения. Лучше всего выбирать примеры, охватывающие сразу несколько проблем, которые могут затрагиваться авторами;
  6. По возможности подключить к процессу преподавателя, посетить курсы ОГЭ /ЕГЭ. Это позволит получить наиболее полную консультацию по вопросам, которые вызывают затруднения (как правило, наибольшие затруднения вызывает написание сочинения);
  7. Изучить: правила поведения на ОГЭ/ЕГЭ, правила заполнения бланков, «пороговый» балл. Это позволит избежать ненужных ошибок, не связанных непосредственно с заданием КИМ;
  8. Посещать различные Интернет-ресурсы по вопросам подготовки и проведения ОГЭ/ЕГЭ, в том числе форумы, где можно обсудить процедуру ОГЭ/ЕГЭ;
  9. По возможности писать «пробные» ОГЭ/ЕГЭ. Подобные «пробники» позволяют ученику оценить уровень своих знаний на протяжении подготовки.

Примечание: посещение различных курсов ОГЭ/ЕГЭ помогает:

  • «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания;
  • закрепить имеющийся теоретический и практический материал;
  • подготовиться к заданиям повышенной сложности, которые не всегда даются без специальной подготовки.

Что еще требуется для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку?

Помимо формирования умения справляться с заданиями из различных разделов языка, рекомендуется также проводить работу в следующих направлениях:

  • развивать мотивацию к успешной сдаче экзамена (как говорится, мысли материальны);
  • вырабатывать положительное отношение к экзамену. Хороший настрой позволит чувствовать себя комфортнее, сосредоточиться на задании;
  • тренировать чувство самоконтроля (нельзя заставить человека делать то, чего он не хочет, поэтому нужно учиться контролировать себя самому);

Это поможет экзаменуемым лучше справиться как с подготовкой к ЕГЭ по русскому , так и со сдачей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Советы психолога

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

  1. Советы выпускникам

ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Главное - распределение повторений во времени.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

  1. Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков , особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.