Про психологию. Учения и методики

Как повысить эрудицию с чего начать. Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Чтение книг не только интересно, но ещё и полезно, ведь оно способствует развитию. Но некоторые книги заслуживают особого внимания, так как помогают заметно улучшать интеллектуальные способности.

Топ 10 самых лучших книг для повышения эрудиции:

  1. « », Билл Брайсон . Это научно-популярное произведение, в котором в доступном для всех стиле освещаются наиболее популярные сферы наук. Это самая необычная энциклопедия, которой, кстати, была присвоена премия за вклад в развитие мировой науки. В Великобритании и Америке она уже стала настоящим бестселлером. По словам самого автора, он хотел написать простую книгу о сложных вещах, а также доказать всем читателям, что получать знания можно интересно и легко. В «Краткой истории почти всего на свете» рассматриваются такие вопросы как зарождение и развитие Вселенной, потенциал и развитие цивилизации, природа современных людей, происхождение планеты, вероятность столкновения Земли с метеоритами, а также самые важные открытия человечества.
  2. « », Станислав Мюллер . Автор этой книги и русский практикующий психолог считает, что гением на самом деле может стать каждый. Но всё дело в скорости обучения. Если одному для освоения какого-то навыка требуется всего несколько минут, то другому придётся трудиться часами. А связаны такие различия со степенью включения мозга. Так, если он работает всего на 3-5%, как у всех обычных людей, то и обучаемость будет средней. Если же задействуется больше клеток, то и способности заметно улучшаются. Например, у очень талантливых людей мозг работает на 10%. Но как активизировать такие клетки? Как «прокачать» свой мозг и стать настоящим гением? Помогут в этом особые технологии управления процессами мышления. Как утверждает Станислав Мюллер, он поможет запустить так называемое «состояние суперобучаемости», причём всем без исключения.
  3. «Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления», Эдвард де Бонго . Как считает автор, мозг человека является уникальной машиной для запоминания. Но его можно превратить в более эффективный механизм мышления. Эту книгу можно рассматривать как практическое пособие. Эдвард де Бонго предложил готовую работающую технологию совершенствования мозга. Она состоит из пяти основных этапов. Сначала нужно поставить цель, затем нужно проанализировать ситуацию, найти средства достижения цели и выявить факторы, которые могут помешать. Далее нужно отыскать варианты решения проблем и выбрать лучший. А потом можно смело начинать действовать.
  4. « », Джон Митчинсон, Джон Ллойд . Современный мир переполнен самой разной литературой, но большая её часть просто бесполезна. Многие факты ошибочны, а знания могут быть относительными. И лишь Сократ был прав, когда утверждал, что знает, что ничего не знает. Современные люди часто заблуждаются, но зачастую боятся признаться в этом. Прочитать «Книгу всеобщих заблуждений» стоит хотя бы потому, что она невероятно интересна и при этом легка. Кроме того, читатели смогут немного уменьшить своё невежество. В книге имеется 230 вопросов, многие из которых были включены в тесты на определение IQ. Также предоставляются ответы на них и подробные объяснения того, почему всё именно так, а не иначе.
  5. « », Мик О’Хайэр . Есть вопросы, которые интересуют практически всех, но при этом ставят в тупик учителей, родителей и даже учёных. Например, почему птицы не падают с веток, когда засыпают на них? Смогут ли медведи выжить, если их переселить на Антарктиду? Противоречит ли на самом деле полёт шмеля законам физики? Почему небо такое голубое в ясные дни? Читателей ждёт множество самых интересных открытий, в том числе ответы на все перечисленные вопросы, а также опровержение самых распространённых мифов.
  6. «Почему слоны не умеют прыгать и ещё 113 вопросов, которые поставят в тупик любого учёного», Мик О’Хайэр . Эта книга является продолжением предыдущей. Автор книги является главным редактором популярного научного журнала «New Scientist», поэтому он знает ответы на самые сложные вопросы. В своей книге он рассмотрит самые необычные из них (все их, кстати, присылали читатели журнала). Он расскажет, зачем мужчинам нужны соски, почему так сильно меняется выражение лица во время употребления горького или кислого, что значит легендарная фраза «Смешать, но не взбалтывать», каков объём человеческой памяти, на какой максимальной высоте могут летать бабочки и так далее. Столь интересная информация точно поможет стать умнее и образованнее и повысить эрудицию.
  7. «Почему медведи не бегают под горку и ещё 200 занимательных фактов, требующих объяснения», Роберт Энвуд . Если верить легенде, то автор книги подслушивал разговоры простых обывателей в английских пабах и пытался подтвердить или же опровергнуть самые популярные убеждения и утверждения. В своей книге он поведает, почему собак не стоит кормить шоколадом, почему человек становится ниже на два сантиметра в конце дня, в каких фруктах содержится наибольшее количество витаминов, могут ли морские свинки потеть, а также может ли лебедь сломать руку человеку. Вопросы смешные и порой нелепые, но ответы на некоторые из них вас смогут удивить. И, конечно, вы сможете блеснуть умом в любой компании.
  8. «Почему панда стоит на голове и другие интересные истории», Огастес Браун . Животный мир уникален, удивителен и заслуживает особого внимания. И узнать о нём чуточку больше будет очень полезно для эрудиции, ведь у братьев наших меньших есть, чему поучиться. И люди часто ведут себя как животные, при этом даже наслаждаясь своей такой необузданностью и страстью. Представителям фауны свойственны человеческие чувства и даже привычки. Они спорят с предыдущими поколениями, устраивают вечеринки, играют в мафию и даже имеют склонность к гомосексуализму. Автор пишет обо всём этом очень легко и даже с сарказмом и американским юмором.
  9. « », Стивен Джуан . Что может быть интереснее, полезнее и познавательнее, чем изучение собственного тела и функционирование человеческого организма? Весь этот сложнейший механизм – это сплошная загадка с множеством протекающих в нём процессов. И сущность этой машины вполне можно разобрать. Автор расскажет, как рождается и умирает человек, каков шанс заболеть в критической ситуации, какова вероятность тех или иных несчастных случаев. Причём на самые важные вопросы Стивен Джуан отвечает легко и с юмором.
  10. «Кто ест пчёл? 101 ответ на, вроде бы, идиотские вопросы», Мик О’Хайэр . Этот автор по-прежнему собирает самые необычные вопросы, причём ответы на них становятся всё более популярными. И все они касаются самых разных сфер жизни, которые касаются различных сфер. Автор ответит на все их, причём легко и даже харизматично. Он выяснит, почему после добавления лимона чай меняет цвет, почему кошка может даже не получить травмы, если упадёт с десятого этажа. Интересно? Тогда читайте книгу и просвещайтесь!

Это были самые полезные книги для мозга.

Сколько войн пережило человечество? Как измерить красоту? Что общего между смехом и гримасой недовольства?

Сотню понятных объяснений самых разных вещей вы найдете в этой книге. Ее автор - профессор кафедры психофизиологии в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник в Институте прикладной физики РАН Владимир Антонец.

Из книги:

Может ли звучание имени влиять на то, как тебя воспринимают?

Российский филолог Владимир Журавлев выяснил, что послания, заключенные в звучании слов современного русского языка, могут быть оценены с помощью 25 эмоциональных антонимичных сопоставлений: «хороший - плохой», «радостный - печальный», «безопасный - страшный», «простой - сложный» и других.

Проведя исследования с большим количеством людей, Журавлев смог установить, какую подсознательную оценку по какой шкале имеет каждый звук.

Сейчас в интернете легко найти подсказку, какое впечатление оставляет ваше имя. Например, Николай - красивый и безопасный, Коля - хороший, а Колян - хороший, добрый и красивый. Анализ стихов и иллюстраций к ним показал, что поэты интуитивно соблюдают фоносемантические правила и что имеются также звукоцветовые соотношения, которые тоже соблюдаются в языке.

Красота в квадрате

Большинство людей думает, что математика - слишком абстрактная и далекая от реальной жизни наука. Не тут-то было!

Вы слышали о математической теории, которая помогает упростить поиск спутника жизни? Догадываетесь, как связан экспоненциальный рост с угрожающими человечеству катастрофами? Осознаете, что цифры в логотипе компании влияют на ваши покупки? Из книги математика и философа Алекса Беллоса вы узнаете об этом и многом другом. Читается на одном дыхании!

Из книги:

Предостережение человечеству

Профессор физики Альберт Бартлетт выступает со своей знаменитой лекцией «Арифметика, население и энергия» с 1969 года. Каждый раз он начинает ее с того, что не предвещающим ничего хорошего тоном заявляет: «Величайший недостаток рода человеческого состоит в его неспособности понять суть экспоненциального роста».

Экспоненциальный рост имеет место в случае, если какая-то величина постоянно увеличивается пропорционально ее значению, например путем удвоения: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64…

Представьте бутылку с бактериями, численность которых увеличивается в два раза каждую минуту. В 11:00 в бутылке находится одна бактерия, а к 12:00 бутылка будет полностью заполнена бактериями. «Если бы вы были обычной бактерией, живущей в этой бутылке, - спрашивает Бартлетт, - в какой момент времени вы поняли бы, что свободного пространства вот-вот не останется?» Поразительно, но в 11:55 бутылка кажется почти пустой: она заполнена всего на 3 процента.

Бутылка Бартлетта - это предостережение жителям Земли. Если население планеты будет увеличиваться по экспоненте, свободного места на ней не останется гораздо быстрее, чем кажется.

Теория игр

Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Научиться мыслить стратегически и из любой ситуации выходить победителем? Эта книга написана специально для вас.

Из книги:

Меньше - лучше

Возможно, вы считаете, что всегда полезно иметь больше вариантов. Но если мыслить стратегически, сокращение числа возможных вариантов может принести больше пользы.

Томас Шеллинг пишет в своей книге о том, как афинский полководец Ксенофонт сражался, встав спиной к глубокому ущелью. Он специально выбирал такую позицию, чтобы у его солдат не было возможности отступать. В той битве у них одеревенели спины, но они победили.

Точно так же Кортес потопил свои корабли после прибытия в Мексику. Ацтеки могли отступить в глубь своей территории, а у солдат Кортеса не было никакой возможности для бегства или отступления. Сделав поражение еще более пагубным, чем оно было бы само по себе, Кортес повысил свои шансы на победу - и победил.

Психология

Психология - одна из интереснейших наук о человеке, и теперь она стала доступной каждому. Чтобы лучше понять себя и других людей, вам не понадобится читать написанные сложным языком труды ученых.

В этой книге теория объясняется так просто и увлекательно, что вы уже через пару дней сможете консультировать своих друзей. Пол Клейнман поможет разобраться в ключевых идеях психологии, концепциях Фрейда, Фромма, Роршаха и других исследователей.

Из книги:

Социофобия

Социофобия - один из самых распространенных типов тревожного расстройства; его симптомы в какой-то момент времени возникают почти у 13 процентов населения земного шара.

Человека, страдающего социофобией, постоянно беспокоит, как его воспринимают окружающие. Такие люди испытывают иррациональный страх перед тем, что кто-то относится к ним плохо или негативно их оценивает, а также, что они предстают перед другими не в лучшем виде.

Не следует путать социофобию с чрезмерной застенчивостью, так как первая сопровождается устойчивыми и весьма серьезными симптомами эмоционального и физического характера: дрожь, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, сильная нервозность в ситуациях общения с незнакомыми людьми, страх быть недооцененным, беспокойство из-за возможности быть униженным, чрезмерное волнение из-за того, что окружающие заметят встревоженность больного, страх перед заранее запланированными событиями и прочее.

Голая статистика

Наш мир все быстрее и быстрее генерирует огромные объемы данных. Тем не менее, как справедливо отметила The New York Times, «данные - всего лишь исходный материал знаний». Статистика - самый мощный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для практического использования информации.

В этой книге Чарльз Уилан дает ответы на многие интересные вопросы: как подсчитать количество бездомных в мегаполисе, почему казино всегда в плюсе, как глобализация влияет на бедных людей и другие.

Из книги:

Прогнозная полиция

В фильме 2002 года Minority Report Том Круз играет детектива, предотвращающего преступления. Его герой является сотрудником некоего бюро, которое использует определенную технологию для прогнозирования преступлений еще до того, как они будут совершены. И это уже не фантастика.

В 2011 году в газете The New York Times вышла статья под заголовком: «Полиция прибывает на место до совершения преступления». В ней рассказывалось, что специальная компьютерная программа предсказала высокую вероятность совершения краж из автомобилей в этот день на подземной парковке, расположенной в деловом районе города Санта-Круз.

Когда туда приехали детективы, они обнаружили двух женщин, слишком уж пристально всматривающихся в окна автомобилей. Одна из них уже неоднократно задерживалась за воровство, а у другой нашли запрещенные наркотики.

Система, использовавшаяся в Санта-Круз, была разработана двумя математиками, антропологом и криминалистом. Отдел полиции в Чикаго создал у себя целое подразделение аналитиков-прогнозистов. Частично его формирование объяснялось тем, что банды, терроризировавшие город, действовали по определенным шаблонам.

Интерстеллар . Наука за кадром

Перед съемками фильма «Интерстеллар» ученый-консультант Кип Торн предложил режиссеру два простых правила. Первое: ничто в кинокартине не должно противоречить общепринятым законам физики или достоверным знаниям о мире. Второе: все домыслы должны быть научно подкреплены.

Если у вас остались вопросы после просмотра, то ответить на них поможет книга Кипа Торна об искривлении пространства и времени, черных дырах, гравитации и других загадках Вселенной.

Из книги:

Искривление времени

Главный герой фильма «Интерстеллар» Купер переживает, что больше не увидит свою дочь Мёрф, поскольку, находясь вблизи Гаргантюа, он стареет лишь на несколько часов, тогда как на Земле проходят годы. Как это объяснить?

Еще в 1912 году Эйнштейн понял, что массивные тела могут искривлять время и это искривление является причиной гравитации. Чем больше замедление времени, тем сильнее гравитационное притяжение. А у поверхности черной дыры, где время почти не движется, гравитация настолько огромна, что даже свет не может ее преодолеть.

Теория подтвердилась, когда Роберт Вессот из Гарварда с помощью ракеты NASA поднял атомные часы на 10 000 километров и посредством радиосигналов сравнил их ход с часами, которые остались на Земле. Оказалось, что время на Земле течет примерно на 30 микросекунд в день медленнее, чем на высоте 10 000 километров.

Экономика всего

Декан экономического факультета МГУ объясняет, как экономика влияет на различные общественные процессы.

Прочитав эту книгу, вы больше узнаете об устройстве государства и поймете, почему мы сталкиваемся с определенными силами социального трения, по каким причинам совершенство недостижимо, что такое социальный капитал, проблема халявщика, а также британская болезнь и красный склероз, перед какой дилеммой стоят элиты в России и многое другое.

Из книги:

Нужно ли нам государство?

Не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие британские экономисты приводили один и тот же пример: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства?

Экономист Рональд Коуз пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство.

Затем Фридрих фон Хайек проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы.

Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

Слово эрудиция имеет латинское происхождение и обозначает большие всесторонние знания, широкую осведомленность. Представление эрудированность зачастую путают с образованностью, правда эти слова не являются синонимами. Эрудированный человек неизменно образован, но не каждый образованный человек может похвастаться своей эрудицией. Эрудит никогда не останавливается на достигнутом и черпает умения не из учебных курсов, а из непосредственных источников. Многим из нас хотелось бы блеснуть перед окружающими своей эрудицией, но как ее повысить?

Инструкция

1. Стать эрудированным человеком экстраординарно напоказ немыслимо. Для того, дабы стать эрудитом, вам нужно проявлять искреннюю увлеченность в разных вопросах. Для растяжения своего кругозора эрудиты раньше каждого обращаются к поддержкой книг. Именно книги являются кладезью премудрости каждого общества. Впрочем, не стоит и говорить, что книги книгам рознь, и мусорные бульварные романы либо недорогие детективы не дадут вам специальной пищи для размышления. Если вы подлинно тяготитесь повысить свою эрудицию , то вам нужно обратиться к больше серьезной литературе. Читайте русскую и зарубежную классику, научные изыскания и монографии, биографии увлекательных людей.

2. Дюже главным моментом является и то, как именно вы будете читать книги. Возрастание вашей эрудиции будет зависеть не от числа прочитанных томов, а от качества вашего чтения. Читайте больше вдумчиво, переосмысливайте сказанное автором. Если вас заинтересовала какая-нибудь цитата, то не поленитесь выписать ее на грядущее. Со временем вы подметите, как разовьется ваш кругозор, появятся новые темы для разговоров, а также расширится ваш словарный резерв.

3. Еще одним современным методом возрастания эрудиции является кино. Безусловно же, не всякий продукт кинематографического производства может повысить ваш разум. В наши дни снимается большое число добротных документальных фильмов о природе, физических явлениях, исторических событиях, увлекательных личностях и другое. Систематический просмотр таких передач благоприятно отразится на вашем кругозоре. Из области художественного кино можете обратиться к арт-хаусным произведениям. Отменное арт-хаусное кино наполнено стоящими цитатами, а философский подтекст подтолкнет вас к размышлениям.

4. Ваша эрудиция также во многом зависит от тех людей, с которыми вы общаетесь. Круг общения накладывает большой отпечаток на наши интересы, образ мышления и даже словарный резерв. Постарайтесь окружить себя разумными людьми, с которыми дозволено пообщаться на разные темы. Тянитесь к эрудированным людям, и потихоньку ваш личный ярус начнет возрастать.

В СМИ все почаще и почаще дозволено услышать о понижении яруса образования – как высшего, так и среднего, о низком качестве полученных познаний выпускников вузов, даже элитных. Сами выпускники тоже неоднократно жалятся на нехватку умений для работы, причем это касается и тех, кто не прогуливал занятия и показывал классные итоги на сессии.

Инструкция

1. Качество умений определяется их глубиной и востребованностью позже окончания обучения. Если с востребованностью, как водится, ничего сделать невозможно – рынку либо необходимы, возможен, адвокаты, либо не необходимы, то с глубиной познаний абсолютно может поработать всякий. Помимо того, качество умений зависит от 2-х сторон – обучающего и обучаемого. Если качество познаний первого будет низким, такое же будет и у второго. Также будет низким качество познаний того обучаемого, тот, что не прилагает усилий к обучению.

2. Возрастание качества познаний – это непрерывная работа. Наша память имеет обыкновение вытеснять ту информацию, которой мы длинно не пользуемся. Это исключительно касается иностранных языков. Дозволено получить фундаментальное лингвистическое образование, но не применять иноземный язык несколько лет и в результате быть неспособным типично объясниться на иностранном языке в магазине. Забывается лексика, а потом и грамматика. Дабы избежать этого, и даже напротив – дабы расширить свой словарный резерв, нужно по максимуму применять иноземный язык. Тем больше, теперь это не так трудно: фактически в любом большом книжном магазине дозволено купить книги на иностранных языках, дозволено также слушать музыку и общаться на форумах. Некоторые не разрешают себе “выкинуть” иноземный язык из карьеры – занимаются домашними переводами для бюро переводов и частных клиентов, т.е. повышают качество познаний реально за плату.

3. Со временем забываются всякие познания, исключительно полученные “через силу”. Вестимо, что человеку легче запомнить то, что вызывало у него эмоции. Следственно тоскливую лекцию либо информацию из безмерно сухо и трудно написанного учебника припомнить бывает исключительно трудно. Выход из этой обстановки – сделать процесс постижения того либо другого предмета увлекательным. Это может сделать как обучающий, так и сам обучающий, правда тут, финально, все огромнее зависит от первого. Занятие по литературе в школе дозволено разнообразить показом фильма по постигаемому произведению, по истории – походом в музей.

4. Одной из крупных задач молодых экспертов является неумение применить полученные в вузе познания на практике. Русское образование фундаментально, оно включает в себя постижение большого числа теоретического материала и немного времени уделяет практике. Некоторые работодатели решают загвоздки неумения работников справляться с определенными задачами организацией тренингов, на которых в легкой и доступной форме дадут нужный минимум познаний, а потом затребуют продемонстрировать, как эти умения дозволено применить. Не все тренинги довольно результативны, впрочем саму модель такого возрастания качества познаний экспертов дозволено назвать успешной.

5. Специальную роль в возрастании качества познаний играет, безусловно, самообразование. Ничто не мешает студенту либо молодому эксперту приобретать и читать книги по и журналы по специальности, посещать семинары, обмениваться умениями в Интернете. Впрочем самообразованием занимаются не все, для него необходима достаточно крепкая мотивация. С мотивации дозволено начинать – тот, кто имеет твердые цели и тяготится к достижению определенных итогов, скорее каждого, не остановится перед определенными сложностями и сумеет непрерывно повышать ярус своих умений и развивать нужные для карьеры навыки.

Видео по теме

«Мне вестимо, что мне ничего не вестимо» – так утверждал эпохальный писатель Омар Хайям. Безусловно, это образное приукрашивание присущее творческим личностям, но доля правды в сходственных словах есть. Чай даже лауреат Нобелевской премии знает лишь дюже малую часть той информации, которую собрало общество. Тем не менее, овладевать новыми познаниями нужно каждом. Это повышает всеобщий ярус становления человека, расширяет его кругозор. Никогда не предугадаешь предварительно, какие именно познания вам сгодятся в той либо другой определенной обстановки.

Инструкция

1. Читайте как дозволено огромнее литературы. Чтение не только дает новую информацию, но и тренирует мозг, учит думать, исследовать, думать. Разумеется, речь идет не о безмерных любовных романах, низкопробных детективах, скандально-сенсационных опусах и тому сходственных книгах. Усердствуйте читать солидную художественную и научно-знаменитую литературу, просматривайте новости. Это принесет неизмеримо огромнее пользы, чем компьютерные игры-стрелялки, к примеру.

2. При первой вероятности усердствуйте узнать что-то новое для себя. Здесь вам поможет не только чтение, но и просмотр телепередач, общение на разных форумах в интернете, в клубах по интересам. Усердствуйте дословно впитывать информацию в себя. Если вы не можете воспринимать материал сразу, записывайте в тетрадь.

3. Общайтесь с разумными, знающими людьми. Не стесняйтесь задавать им вопросы, уточнять информацию, если что-то покажется непонятным. Принимайте участие в спорах, дискуссиях. Это даст толчок к становлению аналитических способностей вашего ума, а также расширит ваш кругозор. Если вы что-то не понимаете и не можете разобраться, не оставляйте на потом. Постарайтесь вникнуть в полученную информацию сразу.

4. Но, разумеется, раньше каждого овладевайте новыми умениями в той определенной области, в которой вы трудитесь. Различно повышайте свою квалификацию. Даже если вы теснее добились серьезных фуроров, не останавливайтесь на достигнутом ярусе. Обучайтесь на особых тренингах, курсах, общайтесь с специалистами, делитесь навыком. Ставьте перед собой новые цели, задачи. Это только пойдет вам на пользу – вы и повысите познания, и сумеете продвинуться по служебной лестнице вверх.

5. Одним словом, усердствуйте следовать умному завету известного ученого К.А. Тимирязева: «Знать обо каждым понемногу, и все о немногом!».

Видео по теме

Инструкция

Обратите внимание на то, что вы читаете. Одно дело – читать статьи из интернета и бульварные романы, и совсем другое дело – читать серьезную художественную литературу. Серьезной литературу можно назвать тогда, когда она на философии, и истории, расширяет познания читателя и написана хорошим языком. Дополнительный плюс данных состоит в том, что оно благоприятно отразится на правильности вашей устной и письменной речи, а также на умении и ясно излагать свои мысли.

Изучайте научную литературу. Вникайте в то, что вы читаете. Книги, которые помогают понять окружающий мир, развивают интуицию, любознательность и желание узнать еще больше. При чтении научной литературы стимулируются одновременно интерес к собственным интеллектуальным способностям и к окружающему физическому миру.

Изучайте не только мир вокруг себя, но и также свой внутренний мир. Философия – человека. Читайте классические книги по философии, больше размышляйте и анализируйте. Если после прочтения той или иной книги вы заметили, что вас сильно заинтересовал какой-либо аспект, напишите эссе на эту тему.

Делитесь полученными знаниями. Дискуссии способствуют умению делать критические выводы, опираясь на факты, а также развивают память и дедуктивную логику. Разумеется, ваш собеседник должен иметь четкое представление о теме разговора.

Старайтесь не ограничиваться узким кругом интересов. Широкий горизонт в интеллектуальном плане и дополнительные знания, охватывающие много различных областей, свидетельствуют о высоком интеллектуальном и духовном развитии личности. Чаще тренируйте свой ум. Изучайте , сочиняйте стихи, слушайте классику.

Помните, что если вы узнали о чем-то новом для вас, это не , что вы стали умнее. Заведите привычку обдумывать новую информацию. Найдите применение знаниям и идеям в реальной жизни, делитесь впечатлениями с другими людьми, прислушивайтесь к тому, о чем вам говорят окружающие. Проводите свое время с пользой. Узнавайте последние , играйте в настольные игры, принимайте участие в обсуждениях. Вы почувствуете себя более осведомленным и уверенным человеком. Стремление к самосовершенствованию обязательно раскроет перед вами новые горизонты.

Умного человека в обыденной речи могут называть и «интеллектуалом» и «эрудитом». Создается впечатление, что эрудиция и интеллект – синонимы. Между тем, эти понятия различаются между собой по смыслу.

Понятие интеллекта ближе всего к понятию мышления. Если мышление – это сам процесс переработки информации мозгом, то интеллект – способность к такой мыслительной работе. Говоря об уровне интеллекта того или иного человека, имеют в виду развитость его мышления.

Понятие эрудиции характеризует уровень и широту познаний человека, тот набор информации, который он смог усвоить в течение своей жизни.

Если сравнить человеческую психику с компьютером, эрудицию можно уподобить файлам, содержащим информацию, а интеллект – операционной системе. Наличие одного далеко не всегда предполагает другое. Например, беспризорник, не имеющий даже базовых знаний из школьной программы, может демонстрировать фантастические интеллектуальные способности, изобретая способы воровства.

Что важнее

Обаяние эрудиции так велико, что его не всегда удается избежать даже великим ученым. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон предлагал людям, желающим работать у него, особый тест, составленный им самим. Чтобы пройти тест, надо было обладать весьма широкой эрудицией, ведь он включал вопросы из области географии («Где протекает река Волга»), физики («Кто открыл рентгеновское излучение»), истории («Кто такой Леонид») и даже литературы («Как начинается «Энеида»). Справлялись с задачей и получали работу лишь 35% претендентов.

Человека, обладающего столь широкими познаниями, называют «ходячей библиотекой». Сравнение весьма меткое, ведь в библиотеке книги стоят на полке и ждут, когда кто-нибудь их прочитает. До этого момента все, что в них написано, остается «мертвым грузом». В таком же положении находится информация в памяти эрудита, не отличающегося высоким интеллектом.

Соотношение интеллекта и эрудиции

Мышлению, чтобы оно могло функционировать, необходима информация, которую можно освоить и переработать, поэтому интеллект всегда «голоден» – всегда ищет новых знаний. Развитие интеллекта тянет за собой повышение уровня эрудиции.

Эрудиция же, основанная на пассивном «механическом» запоминании фактов, может обойтись и без развитого интеллекта, поэтому развитие его она не стимулирует.

Об этом необходимо помнить родителям, которые стремятся «заложить» в ребенка как можно больше информации. Пока ребенок маленький, его «энциклопедические познания» будут позволять хвастаться перед знакомыми, но в дальнейшем не помогут ни в школьном обучении, ни в жизни.

Давать ребенку знания нужно, но пополнение информационного багажа должно сопровождаться играми и занятиями, направленными на развитие мышления. Эрудицию же человек с развитым интеллектом расширит и углубит самостоятельно.

О методиках, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме

Все родители хотят гордиться своим ребенком, видеть его успешным и интересным человеком. В современном мире это невозможно без развитой эрудиции: нужно обладать большим объемом знаний в самых разных областях. Но как вырастить ребенка действительно умным и при этом коммуникабельным, всесторонне развитым, не усаживая его за учебники на круглые сутки? С этим вопросом мы обратились к руководителю школы развития эрудиции у детей «Эврика» Рустаму Назипову.

Назипов Рустам Салаватович — руководитель Школы развития эрудиции у детей «Эврика»

«ВОЛШЕБНЫЕ» СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ЗА ОДНО ЗАНЯТИЕ 30 СТРАН

Рустам Салаватович, что дает эрудиция современным детям?

— Надо понимать, что эрудиция — это не просто объем знаний в памяти. Это основа для коммуникабельности, лидерских качеств и стратегического мышления. Во-первых, эрудированному ребенку проще находить друзей: всегда приятно общаться с интересным человеком, который может поддержать разговор на любую тему. Эрудированному ребенку проще учиться в школе и вузе: он положительно выделяется на фоне других детей, его замечают преподаватели. В дальнейшем ему проще работать и вести бизнес: зная больше, можно существенно опережать конкурентов. Представьте, что ваш ребенок знает страны, столицы, флаги всех государств, по первым нотам угадывает произведения классиков, знаком с работами известных художников, понимает, как устроены различные интересные вещи — от гироскутера до космического корабля, — а также знает всех исторических деятелей разных стран мира, основные события, даты и так далее. Как вы считаете, поможет это ребенку в будущем?

С какими трудностями можно столкнуться, повышая уровень эрудиции у ребенка?

— Самое главное — не превратить ребенка в заучку и ботаника. Для этого нужно использовать методики, которые не просто передают знания, а делают это в живой игровой форме. Именно такую задачу я ставил сотрудникам своего НИИ при разработке программ для Школы развития эрудиции. И нам это удалось: занятия не надоедают детям — напротив, очень нравятся. Ребята максимально вовлечены в процесс, совсем не устают и периодически замечают, что каким-то «волшебным» образом, не напрягаясь, за одно занятие запомнили, например, столицы 30 стран. И все это благодаря эффективным техникам обучения.

ПОЛНОЦЕННАЯ ШКОЛА ПО РАЗВИТИЮ ЭРУДИЦИИ

— Вы сказали, что разработкой занимался НИИ. Что это за институт?

— Кроме прочего, я являюсь руководителем научно-исследовательского института «Эврика», который уже почти два года занимается разработкой методик эффективного обучения. Изначально мы создавали методики по развитию памяти, внимания, логики и других навыков, подготовили и издали более 30 книг для самостоятельной работы. Чуть позже, исходя из запросов читателей, решили открыть полноценную школу по развитию эрудиции, которая работает как раз по этим методикам.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия в школе.

— Перед тем как записаться на занятие, ребенок вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой проходит собеседование. Методист определяет текущий уровень ребенка, мотивацию, цели. На основе этой информации педагог принимает решение, действительно ли наше обучение подойдет ребенку. Если да, то мы подбираем для него группу по возрасту и уровню, а также удобный график. Занятия проходят два раза в неделю, каждое посвящено определенной теме. Помимо основных занятий, мы периодически проводим интеллектуальные игры между группами. Это позволяет детям обрести уверенность в себе и завести новых друзей.