Про психологию. Учения и методики

Селевко г к современные образовательные технологии кратко. Биография Селевко Г.К

, Специальные образовательные учреж. 3-4 вида из закона РФ.doc , 11 270403 2016 современные информационные технологии.docx .

2.4. Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов , но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика , приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение , не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией , приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии.
«Народное образование». 1988, с. 14.

Понятие педагогической технологии .

Технология - эр совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса. (Б. Т. Дихачёв).

Педагогическая теория- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализация учебного процесса. (В.П.
Беспалько).

Технология - э1го искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения
состояния. (В.М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы. (М. Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания, усвоения знаний с учётом технологии и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кдорин).

Понятие педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:

1.Научным. Педагогические технологии - гость педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

2 Профессионально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

3.Процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов, применяемых в обучении и реального процесса обучения.

Понятие «Педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных условиях:

1 .Общепедагогический: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная)
технология синонимична педагогической системе: включаются цели, содержание, средства и
методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2 Частнометодический: частнопредметная педагогическая технология - совокупность
методов и средств для реализации определяемого содержания обучения и воспитания в рамках
одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика
компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3.Локальный (модульный): локальная технология представляет собой технологию отдельных гостей учебно-воспитательного процесса (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, технология урока, усвоение новых знаний и др.)

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтаповой последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий.

Педагогическая система - основа для разработки педагогических технологий.

Любая деятельность может быть либо технологией,

либо искусством. Искусство основано на интуиции,

технология - на науке. С искусства все начинается,

технологией - заканчивается, чтобы затем все

началось сначала.

1.1 .Сущность педагогической системы.

Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и предна­меренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структура педагогической системы представляется в настоящее время следующей взаимосвязан­ной совокупностью инвариантных элементов:

1 - учащиеся; 2 - цели воспитания (общие и государственные); 3 - содержание воспитания; 4 -
принцип воспитания и обучения; 5 - учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 - орга­низационные формы воспитательной работы.

Общественно-государственный заказ

В структуре дидактической задачи отображается цель - необходимость формировать определен­ные качества личности. Каждая дидактическая задача разрешена с помощью адекватной техноло­гии обучения, целостность обеспечивается 3 компонентами: организационной формой, дидактиче­ским процессом и квалификацией учителя.

В дидактическом процессе различают собственно воспитательный процесс и процесс обучения.

В чем же состоит смысл педагогических технологий?

    Практическое преподавание следует перевести на путь Предварительного проектирования учеб­
    но-воспитательного процесса.

    Проектирование учебно-воспитательного процесса определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося, что ведет к высокой стабильности успехов прак­тически любого числа учащихся.

    Существенная черта педагогических технологий – процесс целеобразования.
    Проблема целей рассматривается в 2-х аспектах:

1) диагностического целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и

2) развитие личности в целом.

4. Благодаря представлению о предмете педагогические технологии как проекте определенной пе­дагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике - принцип целостности.

2. Диагностическая методика целеобразования - исходный пункт разработки педагогической технологии.

2.1. Диагностическая постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы.

Цель в педагогической система должна быть поставлена диагностично, т. е. настолько точно и определенно, чтобы можно был однозначно сделать заключение о степени ее реализации и по­строить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дало настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности.

б) имеется способ (инструмент) для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированное^

в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля,

г) существует шкала оценки качества, опирающегося на результаты измерения.

2.2.Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразования.

Описание и измерение уровней усвоения опыта (см. Беспалько В.П.)

3.Педагогическая технология как средство гарантированного достижения целей обучения.

3.1. Дидактический процесс педагогической технологии.;

Структуру дидактического процесса можно представить в виде 3-х взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности учащихся и управление этой деятельностью со стороны педагога.

Мотивационный этап.

Мотивация - процесс в психолого-педагогической науке jв результате которого определенная деятельность для индивида преображает известный личностный смысл, создает устойчивость его

интереса к ней и превращает внешне созданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Мотивация какой-либо деятельности - это развивающийся во времени сложный психологический процесс.

Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание - задача и признак мастерства преподавателя.

Педагогические методики формирования мотивации.

1) Занимательность занятий в классе или текста учебника.

Занимательность имеет подчинённое, вспомогательное значение, в основном способствуя поддержанию интереса в обучении, а не создание исходной мотивационной установки на учебную работу;

2) Методика создания мотивационно-поблемных ситуаций - более эффективна. Это постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, которых отображается практический смысл изучения данной предметами темы.

Этап учебно-познавательной Деятельности.

Усвоение знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятель­
ности. ,

Для помощи учителю в организации дидактического процесса в соответствии с целями обучения рекомендуются те или иные методики рассмотрения учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом специфики изучаемого предмета.

Выполнение учащимися всех заданных ему учебно-познарательных действий будет полноценным, если проводить периодический контроль за качеством усвоения.

3.2.Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса.

Основная цель организации дидактического процесса - осуществить формирование личности учащегося в соответствии с заранее заданными целями за,;возможно, более Короткое время. Наличие целей и времени - основные отличия организационного дидактического процесса от стихийного.

Для этого надо выработать необходимые и достаточные требования (принцип) проведения любого дидактического исследования:

    Четкая и определенная характеристика существа научного поиска проблемы, степени ее исследовательности педагогической науке и тех новых научных задач, которые предполагается решить впоследствии.

    Выбор и обоснование дидактических параметров соответственно каждой исследовательской задаче и объективных методов контроля степени их изменения в ходе исследовательской работы.

    Четкое и воспроизводимое в эксперте описание исследуемого дидактического процесса и тех процессов, которые являются контрольными в исследовании.

    Адекватная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов исследования.

Заключение.

Схема этапов разработки любой педагогической технологии. Слагаемые педагогической технологии.

    Анализ будущей деятельности учащихся.

    Определение содержания обучения по каждой ступени обучения.

    Выбор организационных форм обучения и воспитания, Наиболее благоприятных для реализациипомеченного дидактического процесса.

    Подготовка материалов (текстовых ситуаций) для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям.

    Разработка системы учебных учреждений и включение их в содержательный контекст учебных пособий.

    Разработка текстов для объективного контроля за качеством усвоения учебных знаний и действий, соответственно целям и критериям обучения оценка степени усвоения.

    Разработка структуры и содержания учебных занятий, направленных на эффективность решения образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников.

    Апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса.

Беспалько В. П. Теория учебника. Москва, «Педагогика»; 1988, с.53-67.

3.2.Объективная методика усвоения контроля качества.

3.2.1.Целеобразование по качеству усвоения знаний учащихся.

Степень мастерства учащегося определяет совершенство овладения им деятельностью, выполняемой на основе усвоения соответствующей информацией и "внешне наблюдаемой при выполнении им специально достроенных испытаний

Правила выполнения деятельности или отдельных ее операций называют ориентировочной ос­ новой деятельности (ООД).

Виды деятельности.

Алгоритмическая деятельность часто называется репродуктивной, т. к. она в основном вы­полняется человеком по памяти.

Примеры репродуктивной деятельности учащихся:

Впроцессе выполнения не создается никакой новой информации, это просто подражательная
деятельность;

Описание признаков и свойств изученных ранее учебных элементов;

Расчет по предложенной формуле или известной расчетной схеме, или деятельность по инструк­ции;

    Изложение с анализом, используя известные положения;.

    Пересказ информации, которая содержится в учебной книге, в той же последовательности;

    Решение типовых (адаптированных) задач.

Эвристическая деятельность относится к продуктивной. В процессе этой деятельности создает новая информация.

Примеры продуктивной деятельности.

    Решение нетиповых задач;

    Расчет по самостоятельно подобранной формуле;

    Рационализаторская и изобретательская работа;

    Исследовательская работа.

Следует подчеркнуть, что любая деятельность вспоминается человеком всегда на основе ранее ус­военной информации.

Развитие опыта учащегося при изучении предмета происходит при помощи 4-х уровней усвое­ния.

1.2. Тесты для выявления качества усвоенной деятельности.

Тесты -специально проверочные инструменты.

Тестирование - испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с вполне определенной методикой измерения и оценки результатов (общее понятие для медиков, инжене­ров, психологов).

Правильный и полный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. отражающих суть и содержание испытаний, называется эталоном. Т (тест) = 3 (задание) + Э (эталон)

Тест, лишенный эталона, это не тест, а обычное контрольное задание.

Тесты должны отвечать определенным требованиям: адекватность (валидность), определенность, простота, однозначность и надежность.

Адекватность (валидность) теста - это точное соответствие содержания задаваемой тестом про­бы смыслу и содержанию выявляемого признака.

    Определенность - важно, чтобы учащийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

    Простота - необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формули­ровку задания на деятельность.

    Однозначность - в тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их
    уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат.

    Надежность - обеспечение устойчивости последовательности результатов тестирования одного
    и того же испытуемого.

1.3. Техника построения тестов различного уровня.

1. Тесты нулевого уровня. Подготовленность учащегося к восприятию и усвоению нового мате­
риала. Строится на материале учебного предмета, который предстоит изучить.

Пример: известно, что обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляется в специ­ально создаваемых для этой цели педагогических системах. Предварительное проектирование та­ких систем отражается в таких учебно-методических документах, как учебный план, учебные про­граммы, учебные пособия, учебники. Эти документы являются различными моделями по полноте отображения в них педагогической системы.

Как вы думаете, какая из моделей педагогической системы является наиболее полной и конкрет­ной?

а) учебный план; б) учебное пособие (средство); в) учебная программа; г) учебник. Эталон: б) и г). Существенных операций - 2.

Для проверки качества усвоения информации должны использоваться тесты, требующие выпол­нение действия по узнаванию: задание на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий, в котором результатом является ответ-«Да» или «Нет».

2. Тесты первого уровня. Выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность подсказкой,
т. к. ответ содержится в самом тесте.

В тестах этого уровня нет объяснительного теста, на основании которого формируется задание теста. На этом уровне используются тесты на различение или избирательные, выборочные тесты.

    Тесты второго уровня. Это специальные контрольные задания для проверки и коррекции усвое­ния, позволяющие воспроизводить и обсуждать информацию, решать типовые задачи. Это тесты -
    постановки, конструктивные тесты.

    Тесты третьего уровня. Это нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по при­менению знаний в реальной практической деятельности.

Пример: Нетиповая задача: «Разработайте диагностическую методику задания цели по такому ка­честву личности, как трудолюбие».

Эталона здесь нет.

5. Тест четвертого уровня. Выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в
новых, проблемных ситуациях.

Создание тестов - сама по себе сложная педагогическая проблема.

Тесты четвертого уровня - это проблемы, решения которых - творческая деятельность, сопровож­дающаяся получением объективно новой информации.

Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9.В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.
В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.Введение
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Структура качеств личности
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Педагогические технологии
Понятие педагогической технологии
Основные качества современных педагогических технологий
Научные основы педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание и анализ педагогической технологии
Современное традиционное обучение (ТО)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
Технология мастерских
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Технологии развивающего обучения
Общие основы технологий развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Педагогические технологии авторских школ
Модель «Русская школа»
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Школа-парк (М.А. Балабан)
Агрошкола А.А. Католикова
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

Педагог современности Селевко Герман Константинович – академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего»

  • Творческий путь
  • Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
  • В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
  • В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
  • После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
  • В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
  • Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.
  • В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
  • В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
  • В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.
  • За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Технология саморазвития личности школьника

  • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
  • Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

«Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому учащиеся должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя».

Г.К.Селевко



Саморазвитие личности через проектную деятельность

  • Формирование человека способности воспитывать и развивать самого себя, человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли.
  • Создание мотивации школы на вхождение воспитательной деятельности;
  • Помощь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание воспитательного процесса;
  • Ознакомление теоритическими и практическими приемами и моделями «Саморазвитие личности»;
  • Формирование и умение самовоспитания и саморазвития;
  • Создание воспитательно-образовательной среды формирующую у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Гипотеза:

Если создать мотивацию педагогов школы на осуществление воспитательной деятельности, обеспечить создание условий для развития воспитательной деятельности, то это повысит качество личности учащихся и позволит им создать единое образовательное пространство ученика.


ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕНОЕ ОБЪЕДИЕНИЕ «Кулуhун» через саморазвитие личности


Ступени клуба начальные классы, 5-11 по классы, актив «Кулуьун» и дополнительное образование «Саморазвитие личности через проектную деятельность.

  • Количество учащихся -146 (девочки - 76 , мальчики - 69)

1 ступень (1-4 кл.) – 53

2 ступень (5-9 кл.) -54

3 ступень (10-11 кл.) –39


Начальные классы:

Осознание своего «Я»


Средние классы: «Самовоспитание воли и характера»



Заключение

В результате исследования учебно-воспитательной работы через саморазвитие личности формируется установка на улучшение себя, развивается самопознание от осознания своего «Я», самоконтроль и самооценка ученика. В школе формируется саморазвитие личности. В итоге наблюдения имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и нравственные, волевые качества. Первые результаты свидетельствует о её больших возможностях саморазвитии личности.


В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Структура качеств личности.
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
1.2. Структура качеств личности
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
II. Педагогические технологии
2.1. Понятие педагогической технологии
2.2. Основные качества современных педагогических технологий
2.3. Научные основы педагогических технологий
2.4. Классификация педагогических технологий
2.5. Описание и анализ педагогической технологии
III. Современное традиционное обучение (ТО)
IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
IX. Альтернативные технологии
9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
9.4. Технология мастерских
X. Природосообразные технологии
10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
XI. Технологии развивающего обучения
11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
XII. Педагогические технологии авторских школ
12.2. Модель «Русская школа»
12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
12.5. Агрошкола А.А. Католикова
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.