Про психологию. Учения и методики

А н рыбаков кортик читать в сокращении. Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? – продолжал думать Миша. – Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», – думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой. Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть. Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она – в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

– Куда, куда! – закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. – Ведь придумает… грязными лапами!

– Жалко уж! Я есть хочу, – проворчал Миша.

– Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка – старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами. Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок. Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

– Михаилу Григорьевичу почтение! – раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

– Доброе утро, Сергей Иваныч, – ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

– Где Семен? – спросил дед.

– В чулан пошел, – ответила бабушка. – Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру – и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке. А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом. За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Миша опять вздрогнул: из чулана донеслось громыханье велосипеда.

И когда в дверях показался дядя Сеня с порезанной камерой в руках, Миша вскочил и, опрокинув стул, опрометью бросился вон из дома.

Огородные и Алексеевские

Он промчался по двору, перемахнул через забор и очутился на соседней, Огородной, улице. До ближайшего переулка, ведущего на свою, Алексеевскую, улицу, не более ста шагов. Но ребята с Огородной, заклятые враги алексеевских, заметили Мишу и сбегались со всех сторон, вопя и улюлюкая, в восторге от предстоящей расправы с алексеевским, да еще с москвичом.

Миша быстро вскарабкался обратно на забор, уселся на нем верхом и закричал:

– Что, взяли? Эх вы, пугалы огородные!

Это была самая обидная для огородных кличка. В Мишу полетел град камней. Он скатился с забора во двор, на лбу его набухала шишка, а камни продолжали лететь, падая возле самого дома, из которого вдруг вышла бабушка. Она близоруко сощурила глаза и, обернувшись к дому, кого-то позвала. Наверно, дядю Сеню…

Год: 1948 Жанр: повесть

Главные герои: Миша Поляков, его друзья Гена и Слава

Действие происходит в 1921 году. В город Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым. Под собачьей будкой во дворе Полевого мальчик нашел завернутый в ткань морской кортик. На клинке кортика была гравировка с каким-то шифром, а на рукоятке – изображение змеи. Миша никому об этом не сказал, и положил кортик на место.

Полевой рассказал, что бывшего владельца кортика Владимира, офицера с затонувшего линкора «Императрица Мария», убил другой офицер оп фамилии Никитский как раз перед взрывом, произошедшем на корабле.

Через несколько дней местная банда под командованием бывшего морского офицера Никитского ворвалась в город. Никитский долго пытал Полевого и требовал кортик. В конце схватки Миша пострадал, обнаружив себя и бросившись под ноги офицеру. Оказалось, что если соединить шифр на кортике и ключи к шифру в ножнах, то можно найти клад. А у Никитского есть ножны. А у Полевого – кортик. Поэтому он так настойчиво пытался соединить обе вещи.

Миша пришел в себя уже по пути домой в Москву. С ним же увязался и Генка. По пути с ними происходило много приключений. Никитский постоянно продолжал охотиться за кортиком, тайну которого теперь Миша знал.

В Москве Миша вступил в кружок пионеров, где вскоре стал администратором театральных выступлений всех членов кружка. Но все равно он с Генкой продолжали вести подпольную деятельность по разгадке тайны шифров на кортике. Они знали, что Борька Филин из их местного окружения – сообщник Никитского и помогает бывшему офицеру искать кортик.

На уроке в школе учительница уличила Мишу за чтением книги о холодном оружии. После допроса у директора школы по этому поводу взрослые выходят на след Никитского. Оказалось, что он втерся в доверие к матери бывшего владельца кортика и через нее пытается найти его.

И только в результате долгой слежки за Никитским и его сообщниками мальчикам удается завладеть ножнами. В доме настоящего хозяина кортика Владимира находятся часы, которые открылись с помощью рукоятки кортика. Там хранились все данные о затонувшем во времена Крымской войны корабле «Черный принц», имевшем на борту несметные сокровища, а также и о других судах с аналогичными грузами.

Никитский оказался руководителем подпольной антисоветской группировки, его разоблачили, а Мишу и его товарищей приняли в комсомол.

Картинка или рисунок Кортик

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лесков Несмертельный голован

    Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл произведений Николя Семеновича Лескова «Праведники». Целью создания автором данного цикла было выявить и показать читателю наличие в русских людях лучших черт

  • Краткое содержание Запах мысли. Роберт Шекли

    Лерой Кливи – водитель почтолета-243. Он вез почтовый груз на космическом корабле. Корабль был неисправен. Лерой Кливи успел долететь до кислородной планеты З-М-22. После чего корабль взорвался.

  • Краткое содержание Житков Про обезьянку

    Жидков Б.С. рассказывает о том, что в один день, когда он был ещё мальчишкой, принёс домой обезьянку, которую ему отдал его товарищ Юхименко. Обезьянка была маленькой с рыжей шёрсткой, чёрными лапками

  • Краткое содержание Драгунский Главные реки Америки

    Этот рассказ о Денисе Кораблеве. Дениска целое лето тренировался собираться и одеваться стремительно, как пожарники. Однажды он проспал подъём в школу, но смог быстро одеться за одну минуту и сорок восемь секунд.

  • Краткое содержание Крупеничка Телешов

    Жил на свете воевода, по имени Всеслав. Супругу воеводы звали Варвара. Была у них дочь, красавица писаная, Крупеничка. Она была единственным ребенком в семье, поэтому родители хотели выдать ее замуж так

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» - первую книгу трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книги эти адресованы юношеству. Выбранный писателем жанр боевика вполне соответствует этой категории читателей. Сюжет повести - очень динамичный, он захватывает с первых же минут чтения. Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести краткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу же после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» - это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья - попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже - до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание. Рыбакова "Кортик" имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Завязка сюжета

Первая часть книги вводит нас в атмосферу 20-х годов прошлого века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит именно во время гражданской войны, что налагает отпечаток на краткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу же, с первой сцены, знакомит нас с главным героем, мальчишкой Мишей Поляковым. Этот москвич (москвичом является и автор повести) временно пребывает у своих дедушки и бабушки в провинциальном городке Ревск. Отец Миши погиб на царской каторге, маме, работавшей с утра до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее родители брали мальчишку к себе подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчик встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с замыслом паренька: незамеченным отрезать лоскут с камеры, чтобы, наконец, смастерить для себя вожделенную рогатку.

При этом волей случая он видит то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, ощущать такой динамизм изложения со стороны автора. По крайней мере, это многообещающе. Что же видит Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пытается спрятать в пустующую Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной рукоятки.

Матрос Полевой

На самом деле и в Ревске времена-то были не самые спокойные: в округе орудовали бандиты, по направлению к городу пытались прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский владеет ножнами кортика и сильно желает заполучить себе сам клинок.

Очевидно, что с оружием связана какая-то тайна. В прошлом Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым - линкоре «Императрица Мария». Он убил прежнего владельца кортика, офицера того же корабля. Матрос Полевой попытался задержать негодяя, и они сцепились в драке. Однако этот поединок происходил в обстановке боя, и внезапный взрыв расшвырял их в разные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Таинственный кортик

Наступая вместе с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пытается овладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с мамой. Матрос Полевой дарит ему кортик. Мальчик прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович рассказал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, внутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, очевидно, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами одновременно - необходимое условие, чтобы его узнать. Он явно открывает какую-то тайну, как в загадочных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Краткое содержание («Кортик» Рыбакова с этого момента читать становится еще интереснее) теперь уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с мамой. Клинок кортика, спрятанный Мишей, нашел приют в укромном месте, в глубине шкафа. Впрочем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчику о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была реальная нить для дальнейшего поиска. Мальчик вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужчина с такой же фамилией. Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и узнал, что Филин действительно приехал в Москву из Ревска.

Также паренек с помощью хитрости узнал и о службе Филина на флоте. Его сына Борьку по прозвищу Жила (тот с детства был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтересовать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким образом, догадки Миши нашли обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю безусловно удалось изобразить сюжетные линии главного героя и его сверстников: Генку Петрова (сына машиниста) и Славу Эльдарова (сына фабрики). Это были три товарища - не разлей вода.

Все же замечательную повесть создал писатель Рыбаков А. Н. - «Кортик». «Как я понимаю, что такое настоящая дружба» - сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно вполне написать, взяв за основу дружбу Мишки, Генки и Славки. Ведь самая крепкая дружба начинается именно с детства и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случайно А. Рыбаков в образе Славика Эльдарова внес черты автобиографичности. Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был главным инженером на производстве.

Наше замечание

В отличие от повести Анатолия Наумовича, наше краткое содержание - рассказ. Рыбакова «Кортик», конечно же, подробнее, интереснее, шире описывает сюжет. В повести много удачных с точки зрения художественного описания эпизодов, которые мы вынуждены исключить из повествования. Ведь оно должно по определению быть кратким. В частности, мы не включили в эту статью описание Ревска и событий в нем. Мы умолчали в нашем рассказе о неповторимой дворовой атмосфере Арбата начала XX века и об ячейки тремя товарищами: Мишкой, Генкой и Славкой. Все это можно узнать, лишь изучив полное содержание. «Кортик» Рыбаков А. Н., мастер художественного слова и построения сюжета, писал самозабвенно. Мы уверены, что вслед за этой повестью вам захочется прочесть и «Бронзовую птицу», и «Выстрел».

В Москве. Вторая и третья части повести

Возвратимся к сюжету первого произведения А. Н. Рыбакова. Троим товарищам удалось выследить, что Филин в укромном уголке подвала складирует какие-то тяжелые ящики, похожие на гробы. Сюда же, в подвальное помещение своего бывшего денщика, однажды проследовал и предводитель банды Никитский Валерий Сигизмундович. Они оба затем пошли в филателистический магазин. Там у старика, его хозяина, хранились ножны от кортика. Непростую их конструкцию описал Анатолий Рыбаков. Краткий пересказ (произведение в оригинале подробнее описывает сборку) того, что сказано в повести о ножнах, можно представить так: жесткое соединение веерообразных раскрывающихся пластин (в сложенном виде - поверхности ножен), кольца, скрепляющего их, и шарика, фиксирующего заостренную часть.

Мальчишки ухитрились рассмотреть процесс сборки, производимый хозяином филателистской лавки. Для этого они разместили прямо перед витриной его магазина фальшивую рекламную тумбу (закрепив по обе стороны тачки плакаты, а в середине посадив наблюдателя). Они с ее помощью видели и слышали, как однажды Филин, зайдя к хозяину лавки, долго обсуждал с ним какой-то сложный таинственный шифр.

Овладение ножнами

Ребята установили, что ножны передавались хозяином лавки Филину и наоборот через Борьку Филина (сына бывшего денщика).

В четвертой части повести у мальчишек созрел план, как завладеть ножнами, сыграв на жадности юного барыги - Борьки. В то время, когда он нес от хозяина магазина к своему отцу ножны, ребята предложили ему купить по выгодной цене тачку. Пока они торговались, их сообщник, бывший беспризорный парень, обладавший наработанными в прошлом воровскими навыками, незаметно стащил у Борьки ножны и затем передал их мальчишкам.

Пятая часть. Неудавшийся мозговой штурм и внезапная помощь

Ребята принялись за чтение книг о шифрах, но дело не ладилось… Краткое содержание повести Рыбакова «Кортик» нам изложит сейчас дальнейшую логику их поиска. Случайно получилось так, что о кортике узнал директор школы Алексей Иванович. К нему мальчишек, провинившихся чтением на уроке книги о шифрах, привела учительница. Алексей Иванович, обладая системными знаниями, расшифровал надпись на клинке и ножнах. Она гласила, что ручка клинка со змейкой служила механическим ключом для каких-то часов, которые следовало завести. Директор понял, что дело принимает серьезный оборот, поэтому свел мальчишек с «человеком с Петровки», т. е следователем НКВД, товарищем Свиридовым. Директор также обнаружил в справочнике по информации о линкоре «Императрица Мария», что фамилия погибшего офицера, собственника кортика, была Терентьев.

Как ребята искали семью Терентьева? Об этом далее нам расскажет краткое содержание рассказа «Кортик». А. Н. Рыбаков увлекательно повествует о дальнейшем расследовании ребят. Они выстроили версию, предположив, что погибший офицер был знаком с семьей адмирала Подволоцкого, чья внучка училась в Мишином классе. Догадка подтвердилась. Вдова адмирала открыла шкатулку с письмами, где обнаружились письма из переписки с Терентьевым. Также она сообщила мальчишкам, что Никольский приходился убитому им офицеру Терентьеву шурином (братом жены). Как следовало из адресов на письмах, семья Терентьевых проживала в Пушкино.

Шестая часть. Раскрытие обстоятельств преступления

Продолжим излагать далее краткое содержание «Кортик» (Рыбаков) по главам, придерживаясь их порядка. Ребята приехали в Пушкино, где нашли дом, в котором проживала мать погибшего офицера, Мария Гавриловна Терентьева. Однако к их удивлению, из его дверей вышел не кто иной, как господин Никольский. Ситуация приобрела опасный оборот, ведь дальнейший поиск грозил им столкновением с коварным бандитом. Миша сообщил о случившемся товарищу Свиридову. Тот порекомендовал мальчишкам больше не ездить в Пушкино.

Задержание и очная ставка

Задержанный предводитель бандитов, отрицая предъявленные в его адрес обвинения, утверждал, что он - совсем другой человек, однофамилец подозреваемого - Никольский Сергей Иванович. Однако бандиту противостояла прочная доказательная база, собранная усилиями мальчишек, о чем Никольский не подозревал. О решающей роли в данном деле очной ставки повествует нам краткое содержание повести «Кортик». Рыбаков А. Н. описывает, как ее организовал следователь Свиридов. При очной ставке Миши Полякова и Никитского главный герой повести рассказал о налете банды Валерия Сигизмундовича на Ревск и предъявил следствию кортик. Мария Гавриловна Терентьева узнала оружие своего сына, засвидетельствовав, что Никитский обманом стал вхож в ее дом, назвав себя чужим именем.

Откровение

Таинственные часы нашлись в доме Марии Гавриловны. Они были старинные, башенные. Рукоятка кортика со змейкой идеально подошла к пазу часов. После ее поворота в часах открылся тайник. Там лежал документ, до которого пытался добраться Никитский: точные координаты затонувших на погибших кораблях сокровищ. Среди них - флагман султана Крыма Девлет-Гирея, к сокровищам которого стремился добраться преступник.

Вывод

Вот вы и узнали краткое содержание. «Кортик» Рыбаков по главам мастерски составил и разложил динамичный сюжет, в первой же части всецело захватывающий внимание читателя и не отпускающий его до самого окончания чтения - до шестой части повести. В замысле произведения чувствовался потенциал и глубина, что повлияло на его продолжение последующими повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел».

Вышедшая в 1948 году повесть «Кортик» была одним из самых популярных тек-стов детской литературы 1950-х годов. Ее дважды экранизировали и пере-вели на многие языки. Повесть стала первой частью «арбатской» трило-гии о Мише Полякове и была продолжена книгами «Бронзовая птица» и «Вы-стрел». В 1960-80-х годах Анатолий Рыбаков на-пи-сал и опублико-вал несколько очень нашумевших прозаических произве-де-ний: детскую три-логию о Кроше, взро-слые романы «Тяжелый песок» и «Дети Арбата», — одна-ко его ранняя повесть «Кор-тик» по-прежнему входит в круг детского чте-ния и регулярно переиздается.

«Кортик» писался в 1946-1948 годах — в период, когда идеологический климат в СССР стремительно менялся. Поэтому в тексте оказались запе-чатлены и горе-стные военные переживания, и послевоенные надежды на обнов-ление, и по-пыт-ки соответствовать новой государственной идеологии.

Сюжет

Обложка повести Анатолия Рыбакова «Кортик». Москва, 1959 год
«Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Весь сюжет — это история поиска и расшифровки загадки морского кортика: эту реликвию главный (автобиографический) герой Миша Поляков получает из рук своего знакомца — крас-ного командира Полевого. На вложенный в кор-тик стержень нанесен шифр, а ключ от шифра находится в ножнах: их на про----тя-жении всего действия повести разыскивают ребята. Разгадав слож-ный шифр кортика, его обладатель получит указания о местонахождении тай-ника. Значе-ние этой загадки усложняется тем, что при попытке украсть кортик был убит его последний владелец, морской офицер Владимир Те-ренть-ев, а ко-рабль «Импе-ратрица Мария», на ко-то-ром он служил, именно в этот момент загадоч-ным образом взорвался и уто-нул.

Мастером, изготовившим кортик, был Поликарп Иванович Терентьев — со-гласно придуманной Рыбако-вым легенде, «выдающийся оружейный мастер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны», «создатель первой кон-струкции водолазного прибора» и предок последнего владельца кортика, Владимира Терентьева. Главный отрицательный герой повести, убийца Терентьева и временный обладатель ножен бывший морской офицер Ни-китский, считает, что в тай-нике находятся сокровища — и жестоко заблуждается.

Город Ревск и еврейское детство Рыбакова


«Беларусьфильм»

Действие первой части повести происходит в вымышленном городе Ревске, прототипом которого, по собственному признанию писателя, был город Сновск (позже Щорс), находившийся в Черниговской губернии, на границе России, Украины и Белоруссии. Оттуда происходила семья матери Анатолия Рыбакова, Дины Абрамовны. В голодном 1921 году мать привозила Анатолия из Москвы к бабушке и деду на каникулы — этот биографический эпизод с заметными трансформациями и воспроизведен в повести. Сновская родня Рыбакова до ре-волюции была вполне зажиточной, дедушка содержал лавку скобяного и мо-скательного товара. После революции лавку вместе с большим домом рекви-зировали, но в период нэпа дедушка возобновил бизнес.

Позднее, уже в 1970-е, Рыбаков запечатлеет Сновск в одном из первых совет-ских романов, посвященных трагедии холокоста, — знаменитом «Тяжелом песке». Рассказ там ведется от лица героя, мало похожего на протагониста «Кортика» Мишу Полякова, но описания города и дедовской семьи во многом схожи. Рас-сматривая более ранний текст сквозь призму более позднего, мы мо-жем уви-деть зарождение важной для позднейшего творчества Рыбакова темы еврей-ского местечка и его судьбы в XX веке.

Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год
«Беларусьфильм»

Конечно, в «Кортике» нет ни слова ни о еврействе семьи, ни о глубокой религи-озности деда: по позднейшим воспоминаниям Рыбакова, тот был старостой в си-нагоге и внук сопровождал его каждую субботу на молитву, неся «за ним его молитвенник и сумку с талесом». Но кое-какие намеки в тексте повести все-таки рассыпаны: одним из главных атрибутов дедушки является «потертый сюртук», в котором угадывается скорее лапсердак [Лапсердак — верхняя длиннополая одежда у польских и галицких евреев] . В автобиографическом «Романе-воспоминании» Рыбаков напишет, что это был «засаленный сюртук, пропахший железом и олифой». Но, пожалуй, самая примечательная сцена — отъезд главного героя, Миши, из Ревска и прощание с бабушкой и дедом:


«Ко-гда телега свернула с Алексеевской улицы на Привокзальную, Миша оглянулся и в последний раз увидел маленький деревянный домик с зеле-ными ставнями и тремя вербами за оградой палисадника. Из-под его разбитой штукатурки тор--чали куски дранки и клочья пакли, а в се-ре-дине, меж двух окон, висела круг-лая ржавая жестянка с надписью: „Страховое общество ‚Феникс‘. 1872 год“».

На самом деле Анатолий Аронов (такую фамилию он носил тогда) еще как ми-ни-мум один раз, в 1926 году, побывает в Сновске на каникулах, а его дед и баб-ка так и вовсе переберутся в Москву в 1929 году, после повторной рекви-зиции их магазинчика. Однако, если помнить о том, какая судьба постигла во вре-мя войны евреев, оказавшихся на оккупированных территориях, можно увидеть эту сцену иначе. Перед нами прощание с ми-ром, которому никогда уже не суж-дено возродиться. Табличка страхового общества вроде бы говорит о том, что этот навсегда исчезнувший мир — старый, дореволюционный, а зна-ние об истреб--лении евреев во время Второй мировой войны — о том, что это мир еврейских местечек.

«Деревянные домики с зелеными ставнями» из «Кор-ти-ка» станут в «Тяжелом песке» «деревянными домиками с голубыми став-нями», но в целом украинско-еврейский город, в ко-то-ром располагалась боль-шая железнодорож-ная станция, будет всё так же уз-наваем. Некоторые фраг-мен-ты «Тяжелого песка», посвя-щен-ные бабушке и де-ду, почти без изменений перекочуют потом в автобио-гра-фи-че-ский «Роман-воспоминание». Воссоздание памяти о погибшем мире еврей-ских местечек берет истоки именно в «Кортике», который Рыбаков начал пи-сать сразу же после войны.

Повесть была начата в 1946 году, когда увековечение памяти погибших евреев казалось не только выполнимой, но и насущной задачей. К печати тогда гото-вилась, например, собранная по инициативе Ильи Эренбурга и Василия Грос-смана «Черная книга»; в 1948 году, когда «Кортик» вышел в свет, издание по ини--циативе ЦК уже год как было приостановлено, а его набор рассыпан. Начиналась совсем новая эпоха борьбы с «безродным коспомолитизмом», и еврей--ская тема в литературе надолго оказалась под запретом.

Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике

Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год
«Беларусьфильм»

Конечно, Поликарп Терентьев не ладил с царским режимом: «При Елизавете Петровне… [он] попал в опалу и удалился в свое по-местье». Там он все силы посвятил самому сильному своему увлече-нию — водолазному делу: «Но все его проекты водолазного прибора и подъема какого-то затонувшего корабля были для того времени фантастическими».

В тайнике, оставленном Терентьевым для потомков, которым предстояло жить в технически более совершенном буду-щем, находились карты с указанием гео-графических координат затонув-ших кораблей, которые некогда перевозили день-ги и драгоценности, — неоце-нимая помощь стране, обнищавшей за время Первой мировой и Гражданской.

Фигура Терентьева — порождение идеологической кампании, в советской печа-ти известной как «борьба за отечественные приоритеты в науке и технике». Пу-бликации в прессе, художественные книги, кинофильмы, наконец, школь-ные программы по точным и естественным наукам начиная с 1948-1949 годов после-довательно доказы-вали, что все сколько-нибудь значительные научные и технические изобрете-ния были совершены русскими учеными и инженера-ми. Воздушный шар, вело-сипед, паровая машина, лампа накаливания, радио, телевидение и самолет — все эти изобретения приписывались русским авто-рам. Рыбаковская легенда о кортике и его мастере продолжила этот ряд первым изобретателем «водолаз-ного прибора» [что понимал Рыбаков под «водолазным при-бором», не очень понятно. Может быть, это водолазный колокол — устройство, кото-рое еще с XVII века использовалось в Европе для подъема затонувших пред-метов. Может быть, имелась в виду подвод-ная лодка, изго-товленная русским крестья-нином Ефимом Никоновым в царствование Петра I. Плавать лодка, конечно, не могла, но в рамках кампа-нии «борьба за отечественные приоритеты» о Никонове писа-ли] .

Упоминаемый в повести английский корабль «Черный принц» затонул около Балаклавы в ноябре 1854 года. Его безуспешно пытались поднять со дна мор-ско-го в 1920-е годы, и эта тема вызывала постоянный шум в прессе. Не исклю-чено, что, будучи школьником, Рыбаков следил за развитием этой истории. В 1936 году Михаил Зощенко написал книгу-расследование «Черный принц», в которой доказывал, что золота на самом деле на корабле не было, и пытался реконструировать обстоятельства катастрофы. Скорее всего, Рыбаков эту книгу читал.

Крушение «Черного принца» в 1854 году. Картина Ивана Айвазовского
the-submarine.ru

Впрочем, история рода Терентьевых и его трагически погибшего потомка Вла-димира имеет еще один очевидный образец — вышедший в 1944 году роман Ве-ниамина Каверина «Два капитана». Герой Каверина бьется над объяснением загадочной гибели экспедиции, случившейся еще в имперский период, накану-не революции. Виновник трагедии жив, хорошо герою знаком и пытается скрыть обстоятельства своего давнего преступления. Однако если у экспедиции капитана Татаринова, описанной Кавериным, были реальные исторические про-то-типы (на Северный полюс в начале 1910-х годов ходили три поляр-ные экспе-диции), то у жившего в середине XVIII века инженера-оружейника Те-ренть-ева никаких исторических прототипов не было: он был оригинальным тво-рением Рыбакова, очень удачно подошедшим под требование кампании «борьба за отечественные приоритеты».

Пионерский отряд и молодежная политика 1940-х годов

Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год
«Беларусьфильм»

Действие повести Рыбакова развивается в начале 1920-х. Миша Поляков живет в одном из арбатских домов, где при домкоме работает клуб, а при нем — драм-кружок. Но мальчишки мечтают о большем — создать в своем доме пионер-ский отряд, подражая первым пионерам с Красной Пресни. В кон-це концов это им удается.

На первый взгляд, эта сюжетная линия связана только с ранней, легендарной историей пионерской организации. Однако если присмотреться к деятельности клуба и пионерского отряда, то можно увидеть здесь и черты детской и моло-деж--ной политики второй половины 1940-х годов.

Постановление ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 года «Об улучшении работы пио-нер-ской организации» упрекало пионерские организации на местах в том, что многие дружины и отряды «копировали методы учебной работы школы» и «ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в сте-нах школы». В качестве альтернативы предлагалось организовывать «ме-ст-ные экскурсии, читать книги, детские газеты и журналы и обсуждать про--читанное», «устраивать спортивные соревнования; в звеньях пионеров млад-ших классов устраивать детские игры», «устраивать коллективные про-смотры спектаклей и кинофильмов и обсуждать их»; «проводить экскурсии в музеи, организовывать походы; организовывать смотры работы звеньев и соревнова-ния между звеньями», «походы-экскурсии в природу, в интересные истори-че-ские места». Все эти виды совместного детского досуга последовате-льно откры-вают для себя Миша Поляков и его друзья.

Постановление ЦК ВЛКСМ конста-тировало стагнацию и формализм в работе пионерской органи-зации, которая в 1940-е казалась многим делом неизбеж-ным и неинтересным. Рыбаков попы-тался обновить, освежить это восприятие и показать, что дело не всегда обсто-яло так и первые пионеры создавали свои организации не по при-казу сверху, а подпитываясь только собственным рево-лю-ционным энтузиазмом и преодо-левая многочисленные трудности. Обраще-ние к револю-ционной романтике рубежа 1910-20-х оказалось очень продук-тив-ным сю-жетным и тематическим ходом. Им активно будут пользоваться литература, театр и кинематограф отте-пели, в том числе и сам Рыбаков в двух следующих частях своей трилогии о Мише Полякове и его арбатских друзьях.

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» - первую книгу трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книги эти адресованы юношеству. Выбранный писателем жанр боевика вполне соответствует этой категории читателей. Сюжет повести - очень динамичный, он захватывает с первых же минут чтения. Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести краткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу же после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» - это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья - попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже - до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание. Рыбакова "Кортик" имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Завязка сюжета

Первая часть книги вводит нас в атмосферу 20-х годов прошлого века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит именно во время гражданской войны, что налагает отпечаток на краткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу же, с первой сцены, знакомит нас с главным героем, мальчишкой Мишей Поляковым. Этот москвич (москвичом является и автор повести) временно пребывает у своих дедушки и бабушки в провинциальном городке Ревск. Отец Миши погиб на царской каторге, маме, работавшей с утра до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее родители брали мальчишку к себе подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчик встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с замыслом паренька: незамеченным отрезать лоскут с камеры, чтобы, наконец, смастерить для себя вожделенную рогатку.

При этом волей случая он видит то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, ощущать такой динамизм изложения со стороны автора. По крайней мере, это многообещающе. Что же видит Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пытается спрятать в пустующую собачью будку. Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной рукоятки.

Матрос Полевой

На самом деле и в Ревске времена-то были не самые спокойные: в округе орудовали бандиты, по направлению к городу пытались прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский владеет ножнами кортика и сильно желает заполучить себе сам клинок.

Очевидно, что с оружием связана какая-то тайна. В прошлом Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым - линкоре «Императрица Мария». Он убил прежнего владельца кортика, офицера того же корабля. Матрос Полевой попытался задержать негодяя, и они сцепились в драке. Однако этот поединок происходил в обстановке боя, и внезапный взрыв расшвырял их в разные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Таинственный кортик

Наступая вместе с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пытается овладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с мамой. Матрос Полевой дарит ему кортик. Мальчик прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович рассказал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, внутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, очевидно, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами одновременно - необходимое условие, чтобы его узнать. Он явно открывает какую-то тайну, как в загадочных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Краткое содержание («Кортик» Рыбакова с этого момента читать становится еще интереснее) теперь уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с мамой. Клинок кортика, спрятанный Мишей, нашел приют в укромном месте, в глубине шкафа. Впрочем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчику о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была реальная нить для дальнейшего поиска. Мальчик вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужчина с такой же фамилией. Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и узнал, что Филин действительно приехал в Москву из Ревска.

Также паренек с помощью хитрости узнал и о службе Филина на флоте. Его сына Борьку по прозвищу Жила (тот с детства был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтересовать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким образом, догадки Миши нашли обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю безусловно удалось изобразить сюжетные линии главного героя и его сверстников: Генку Петрова (сына машиниста) и Славу Эльдарова (сына главного инженера фабрики). Это были три товарища - не разлей вода.

Все же замечательную повесть создал писатель Рыбаков А. Н. - «Кортик». «Как я понимаю, что такое настоящая дружба» - сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно вполне написать, взяв за основу дружбу Мишки, Генки и Славки. Ведь самая крепкая дружба начинается именно с детства и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случайно А. Рыбаков в образе Славика Эльдарова внес черты автобиографичности. Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был главным инженером на производстве.