Про психологию. Учения и методики

Презентация на тему "А. Пушкин "Зимнее утро""

«Пушкин Зимний вечер» - За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! «Зимний вечер». Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Яковлева Арина Родионовна. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Веретено – приспособление для прядения. …Наша ветхая лачужка И печальна и темна.

«Медный всадник Пушкин» - А.С.Пушкин. Рисунок «Медный всадник». Медный всадник. XII, под названием: "Петербург. Транспортировка «гром-камня». Статья о поэме «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру 1. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».

«Пушкин пейзаж» - До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. С небес уже скатилась ночи тень. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина. Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.

«Пушкин и любовь» - Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 52» Ефремова Г. В. Екатерина Павловна Бакунина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Певец любви, певец печали (Любовная лирика А. С. Пушкина). Анна Петровна Керн.

«Песнь о вещем Олеге» - Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Что вы знаете о жизни Древней Руси? Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. А.С.ПУШКИН "Песнь о вещем Олеге". Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:

«Свободолюбивая лирика Пушкина» - Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Дружба Творческая деятельность Свободолюбие Патриотизм. Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма. ? Вольнолюбивая = свободолюбивая. Цели: Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Cлайд 1

А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.

Cлайд 2

«Мороз и солнце-день чудесный…» «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Cлайд 3

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворения

Cлайд 4

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Cлайд 5

Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.

Cлайд 6

«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».

Cлайд 7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей

Cлайд 8

Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»

Cлайд 9

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Cлайд 10

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места

Цель урока. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.




Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворения



1 строфа Утренняя радость, ликующее, восторженное. «день чудесный», «пора, красавица, проснись…»,«звездою севера явись» Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.


Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.


«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».


2 строфа Тоскливое,«вьюга злилась», мрачное, тревожное «мутном», «мгла», «мрачные» Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей




СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.












3 строфа Восхищённое,«великолепными коврами», «солнечное» «блестя на солнце…», «прозрачный лес» Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы.




4 строфа Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места «янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно думать..»


Правильно – запрягать Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и другая форма. Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь Лежанка – невысокий выступ у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали. Велеть приказать (устар.).





ВИД УРОКА: Иллюстрация

ЦЕЛЬ УРОКА:
I. Обучающий аспект урока.

  • Закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (планы, цветовое решение).
  • Добиться усвоения технологии составления пейзажа на компьютере.
  • На основе приобретенных знаний в рисовании научить учащихся применять их в программе Paint.

II. Воспитательный аспект.

  • Воспитывать эстетические чувства у учащихся.
  • Формирование учебной деятельности через познавательный интерес и решение познавательных задач.
  • Соблюдение правил безопасности при работе с компьютером, воспитание аккуратности.

III. Развивающийся аспект.

  • Развить чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
  • Развить способность учащихся адаптироваться в современной информационной среде.

МАТЕРИАЛЫ:
Компьютер, альбомный лист, тетрадь, карандаш, ластик.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
" Времена года" композитор Чайковский Ф.И.

  • Январь " У камелька".
  • Ноябрь " На тройке".
  • Декабрь " Святки".

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

  • Число, месяц
  • Тема урока
  • Фамилии художников
  • Репродукции
  • Магнитофон
  • Компьютер

ХОД УРОКА:
Организационный момент - эмоциональный настрой на урок.

  • Подготовка детей к восприятию музыки Фёдора Ильича Чайковского.
  • Прослушивание музыки.

Ребята, вы сейчас прослушаете музыку. Какие чувства возникнут у вас?
- Вам понравилась музыка?
- Какие картины вы себе представили?
(Слушаем музыку Чайковского "Времена года")
Ребята отвечают на вопросы, поставленные учителем. Они представляют картины русской печи, часы, снег, вечер, камин и т.д.

Ребята, вы сегодня слушали музыку Чайковского "Времена года", и не случайно в вашем воображении возникали картины зимы, так как музыкальное произведение Чайковского называется "Январь", как вы сами понимаете, это месяц зимний. А какой русский не любит зиму, праздники, катание на тройке, Святки и т.д. Посмотрите картину художника…
- Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о зиме и рисовать иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина. " Зимнее утро". На уроке литературы вы познакомились со стихотворением. Может, есть желающие прочитать нам его наизусть.
(Дети читают стихотворение)
-Вспоминаем, что такое иллюстрация?
- Ребята, а какая из этих картин могла бы быть иллюстрацией к стихотворению?
Я называю художника и название картины.

Шишкин И.И. "Зима"

И. Грабарь "Февральская лазурь"

Были показаны репродукции А.Рябушкина " Зимнее утро", А.Пластова "Первый снег".

А теперь вы представьте свою иллюстрацию к этому стихотворению. Представили?
Перед тем, как изобразить на компьютере, давайте вспомним о правилах построения рисунка.
1. Планы.
2. Цветовое решение.

  • Холодные цвета зимы
  • Цветовое решение в планах.

Прошу сесть за машины.
Самостоятельная работа учащихся над созданием иллюстраций.
Выставка рисунков ребят, созданных на уроке.

Михайлов Андрей "Зима"

Андреева Анна "Зимнее утро"

Мухамеджанов Азамат

ИТОГ УРОКА:
Понравилось ли вам?
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Молодцы!
- Те, кто не успел закончить свою работу, продолжит её на следующем уроке. Дайте название своей картине и сохраните её.
- До свидания!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

26.12.2011 2 Это стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в имении своих друзей Вульфов. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым Пушкин заехал, возвращаясь из поездки на Кавказ.

26.12.2011 4 «Зимнее утро» - одно из самых ярких, эмоциональных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и одновременно непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

26.12.2011 6 Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!

Какая лексика создаёт настроение радости и бодрости? 26.12.2011 7

Какие строчки стихотворения подходят к этой картине? 26.12.2011 8

Какие художественные тропы использует поэт для описания зимнего вечера? 26.12.2011 9

26.12.2011 10 Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.

26.12.2011 12 Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Как описана поэтом комната? 26.12.2011 13

26.12.2011 14 Чувство радости переполняет поэта, растёт и требует движения, ему хочется вместе с дорогим человеком навестить милые сердцу места.

Работа над лексикой стихотворения 26.12.2011 15

Источники 26.12.2011 17 http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/moroz-i-solnce.html http://www.as-pushkin.net/pushkin/stihi/stih-640.htm

26.12.2011 18 Захарова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ключевская СОШ им. А.П. Бирюкова» Курганской области Шадринского района, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по стеклу "Мороз и солнце"

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования ИЗО и ДПИ. В работе описана техникнология росписи по стеклу акриловыми красками и может быть использована в работ...

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...