Про психологию. Учения и методики

Характеристика героев в сказке аленушка и иванушка. Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Кто ты – Иванушка-дурачок (глупый или удачливый молодец) ? И Как он становится царевичем?

3 слайд

Описание слайда:

Что если, Иванушка–дурачок - глупый мужичок Он бездельник Братья имеют на него влияние Ленив и неопрятен Обладает волшебным даром Любит животных

4 слайд

Описание слайда:

1. Откуда взялся Иванушка-дурачок? 2. Почему его называют дурачком? 3. Какой у него характер? 6. Как и почему удача идет ему в руки? 4. Кто помогает Иванушке – дурачку? 5. Какие поступки и подвиги он совершает?

5 слайд

Описание слайда:

Должна научиться проводить анализ сказок Разбирать характеры главных героев сказок Подбирать нужную информацию Учиться делать выводы

6 слайд

Описание слайда:

Изучу данные энциклопедии об образе. Прочту много русских народных сказок. В библиотеке проведу опрос среди посетителей. Проведу анкетирование среди своих одноклассников. Опрошу своих родных. Воспользуюсь Интернетом. Просмотрю кинофильмы и мультфильмы с участием Иванушки – дурочка.

7 слайд

Описание слайда:

Иванушка – дурачок - Младший, третий сын у старика и старухи, у вдовы, у старика, у царя Не женат, а значит жених, нет детей Имеет низкий статус: крестьянский сын, купеческий, редко царский Беден, без наследства Некрасив, мал ростом, грязен Характер: простодушен, ленив, добр, незлоблив, сердечен, веселый, смекалистый, бесстрашный, справедливый Образ жизни: лежит на печи, плюет в потолок, ловит мух, бесцельно копается в золе, иногда гуляет по кабакам, выполняет бессмысленные и бесполезные поручения, нанимается на службу к братьям и к царю

8 слайд

Описание слайда:

Добивается богатств благодаря волшебным ворам: Конь, кот, журавль, козел, черт, леший, чудесная птица, мужичок с ноготок, чудо - юдо, рыбка волшебный дар: перстень, скатерть-самобранка, волшебная птица, волшебное кольцо или просто исполняют его желания мудрая жена, дух отца КТО? ЧТО?

9 слайд

Описание слайда:

суперагент Справляется с любой проблемой, способен осуществлять любой контакт, выиграть любые переговоры, совершает подвиги жрец Выполняет обязанности жреца. Предсказывает будущее, загадывает и отгадывает загадки, толкует что непонятно другим, его предсказания не понятны окружающим они направлены против здравого смысла поэт и музыкант Играет на дудочке, гуслях-самогубах, поет и благодаря поэтическому таланту получает богатство юродивый Ведет себя как безумный, отказ от ума, речь особая, заумная

10 слайд

Описание слайда:

Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Взят из народного фольклора. С изменением жизни народа меняется и образ Иванушки в сказках. С древних времен младшие братья являлись хранителями семейного очага. Их обязанность осуществлять культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам. Печь- олицетворение домашнего очага. Имеет прозвища в сказках: Иван Третьего, Третьяка, третий сын Иван Запечный, Запечник, лежит на печи Иван Попелов, Попел, копается в золе До принятия христианства была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в 10-13 лет. Распространение имели имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк, Другак, то есть «другой», следующий. Оно было самым популярным и в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека.

11 слайд

Описание слайда:

Иванушка - дурачок: дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава простодушен, но правдив веселый, добрый, удачливый победитель во всех жизненных невзгодах бывает и на земле и под водой и в воздухе играет на музыкальных инструментах В конце сказки наконец Дурень стал, то молодец! Получил богатство, славу, Царь - девицу в жены взял И царевичем ведь стал!

12 слайд

Описание слайда:

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» Иванушка – дурачок успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: побеждает противника женится на царской дочери получает и богатство и славу становится Иваном Царевичем Простодушный и ленивый, добрый и справедливый, бесстрашный. Его поступки не всегда хорошие, бывают и жестокие, бессмысленные. Постепенное его превращение из глупого в умного молодца и царевича происходит благодаря его доброте и справедливости. По результатам анкетирования дети плохо знакомы с этим образом, путают его с другими героями и не могут назвать сказки.

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Слушайся добрых людей - на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает - жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  1. Волшебные превращения - козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

В русской народной сказке два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.

Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».

Русские народные сказки - это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет - к ним относится в том числе и сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой - младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать...». В данном случае - «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана - крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана - крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Урок литературного чтения

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

    учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

    рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;

    знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

    понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

    находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

    Учить работать в группе.

Личностные:

    проявлять интерес к чтению русских народных сказок;

    ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

Что отдал много.»

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

Настроить на работу;

Организация рабочего места.

Актуализация необходимых знаний

    Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас .

О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

Чем этот жанр отличается от других?

По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

    Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться отвечать на вопросы…

    Ответы детей на вопросы учителя.

    Учащиеся по предметам отгадывают названия сказок.

    Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

Владение диалогической речью.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

Планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

Мотивация познавательной деятельности

    Организация чтения русской народной

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Прочитайте начало сказки.

Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

С какого действия начинается сказочное повествование?

Прочитайте, что случилось в сказке?

Чем закончилась сказка?

Как можно объяснить такой конец?

    Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

    Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

    Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

Работа в парах;

Контроль оценки действия партнера;

Сотрудничество с товарищем;

Самооценка.

Познавательные:

Развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

Формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Организация познавательной деятельности.

Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.

    Характеристика Аленушки

Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.

    Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.

    Рассказывают о характере Аленушки.

Познавательные:

Развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

Умение формировать собственное мнение.

Подведение итогов

Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

Вспомните другие волшебные сказки.

Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

    Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.

    Ответы детей.

Личностные:

Подведение итога урока;

Самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей;

Использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные :

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

    Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.

    Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

    Выразительное чтение сказки.