Про психологию. Учения и методики

Сергей ястржембский фотографии. Ястржембский Сергей Владимирович: биография, личная жизнь, дипломатическая и творческая деятельность

Ребенку, родившемуся в Москве, судьба только фактом появления на свет предоставляет некоторые преимущества. Сергей Владимирович Ястржембский - коренной москвич. В семье кадрового военного, полковника, 4 декабря 1953 года родился мальчик. Мать работала лектором в одном из Центральных музеев столицы. Сережа уже в раннем возрасте стал проявлять интерес и способности к гуманитарным дисциплинам. Легко запоминал иностранные слова и выражения. Выучил имена столиц всех крупных стран на карте мира.

В летний период семья Ястржембских проживала на даче, которая находилась в Подмосковье на реке Истра. Часто уходил на прогулки по лесу. Узнавал названия трав, деревьев и цветов. Любовь к истории и географии поощрялась родителями. В школе Сергей учился неплохо. С желанием вступил в комсомол. Активно участвовал в общественной работе. Готовил и проводил для одноклассников информационные пятиминутки на политические темы. Важно отметить, что благодаря таким мероприятиям, Ястржембский приобрел привычку публичных выступлений перед большой аудиторией.

Когда пришла пора получать специальное образование, Сергей выбрал МГИМО. Специализация – международное право. Уже в студенческие годы он работает лектором в Институте политического просвещения. Благодаря этой работе Ястржембский побывал в разных городах и регионах Советского Союза. Своими глазами увидел, как живет страна и какие процессы формируют настроение в обществе. Часто бывает за рубежом. Все это благодаря членству в Комитете молодежных организаций. Получив диплом с отличием, Сергей отказался от карьеры в МИД и стал аспирантом Института международного рабочего движения.

В Кремлевском пуле

Биография Сергея Ястржембского могла сложиться по другому, но в 1991 году прекратил свое существование Советский Союз, и надо было ориентироваться в создавшейся обстановке. Имеющий разностороннюю подготовку и опыт работы специалист мог работать на любой должности по выбранной специальности. В 1993 году Сергею Владимировичу предложили пост посла Российской Федерации в Республике Словакия, которая только что обрела независимость. Три года пролетели как один день. За этот период российский посол набрал вес в и приобрел авторитет в дипломатических кругах.

Так вышло, что его рекомендовали на должность пресс-секретаря при Президенте РФ. Борис Николаевич Ельцин знал Ястржембского и согласился на назначение. За два года работы в тесном контакте с президентом можно зачесть за пять лет дипломатической службы в Бразилии или Канаде. О блестящей работе пресс-секретаря отзывались практически все мировые СМИ. Однако осенью 1998 года Сергею Владимировичу пришлось сменить место работы и перейти в Московскую мэрию. В течение восьми лет, начиная с 2000 года, работал в Администрации Президента РФ Владимира Путина.

Личная жизнь Ястржембского сложилась неплохо. С первой женой, прожив два десятка лет, пресс-секретарь расстался. Женат вторым браком на Анастасии Сировской. У мужа и жены дистанция в возрасте 20 лет. После ухода с государственной службы в 2008 году Сергей Владимирович активно занимается охотой и рыбалкой, снимает фильмы и пишет книги.

Да живем понемножечку, потихонечку. Прежде всего, живем фильмами. За десять лет моя студия сделала больше 60 фильмов. За небольшим исключением все они были куплены десятью российскими телеканалами. Вот RTVI не покупал, можете купить, я предлагаю.

Показываем их на кинофестивалях. За эти годы фильм получили 20 наград на различных кинофестивалях. Дважды получали премию «Золотой орел» за лучший документальный фильм года. Это наши, так скажем, цифровые показатели этого успеха. Сейчас мы начали снимать большой фильм «Надежды выстрел». Это фильм об охоте без выстрела, хотя название «Надежды выстрел». Мы идем против тренда, против радикальных зеленых настроений, которые буквально захватили мир, против охоты. Я хочу доказать, что без цивилизованной и рациональной охоты невозможно сохранить дикую природу и биоразнообразие. Собственно говоря, это посыл фильма. Съемки будут где-то в десяти странах, где охота существует как очень прибыльная отрасль национальной экономики, где охота дает огромное количество рабочих мест. Это большие налоги, при этом ее разнообразие только растет.

Фотография:

Юрий Белят / RTVI


Именно на этом парадоксе построен фильм. Он будет не для охотников. Не надо убеждать охотников, что они сохраняют природу. А вот не охотникам это надо рассказывать. Парадокс состоит в том, что все в жизни имеет свою цену. Люди относятся к животным совершенно по-другому, если они знают, что это не просто бесплатное мясо, которое ходит по лесу или саванне. Это не только конкурент в Африке в борьбе за воду и пастбище, но это материальная ценность.

Как только они понимают, что это материальная ценность и что есть в мире люди, которые приезжают для того, чтобы добывать зверя, они моментально приходят к осознанию, что лучше оставить зверей живыми и не браконьерствовать. Везде, где существует трофейная охота, существует правило рациональной охоты, основанное на разных оценках статистики количества зверя и квоты, которая позволяет брать из той или иной популяции. Везде идет прирост дичи. Как только закрывают охоту, моментальное идет вверх кривая браконьерства. Просто поразительно, тем не менее это факт.

Охота все-таки бывает разная. Недавно вы публиковали кадры, как охотится один из российских губернаторов, по-моему, Иркутской области. Когда зимой его подвозят к берлоге, он стреляет в упор в спящего медведя. Неужели это охота?

Фотография:

Юрий Белят / RTVI


Охота действительно бывает разной. Есть промысловая, трофейная, о которой я говорил. Есть охота малых коренных народов, которым это нужно, чтобы получить дополнительное мясо, витамины. О чем вы говорите - вопрос этики. Я категорически против зимних охот на берлоги. Я считаю, что в стране такая охота должна быть запрещена. У нас практически не осталось специалистов, которые могут на слух определить пол медведя, находящегося в берлоге. Раньше были специалисты, которые по дыханию определяли, кто находится в берлоге: самка, или самец, или медвежата вместе с самкой.

Сейчас давно произошла коммерциализация этих охот, когда люди продают места, где находятся в берлогах медведи. Принцип рациональной охоты, который проповедуют трофейные охотники, - это запрет стрелять в самок и молодняк. Мы стремимся охотиться только на очень взрослых самцов, которые, как правило, выходят из репродуктивного возраста. Есть такая формулировка.

Помощник президента, его спецпредставитель по вопросам развития отношений с Евросоюзом Сергей Ястржембский, приехав в "РГ", ответил на вопросы журналистов.

Оплеуха Евросоюзу

Российская газета: Сергей Владимирович, что, на ваш взгляд, изменилось в политике ЕС после прихода к власти новых лидеров в крупнейших европейских странах? Действительно ли Евросоюз стал более проамерикански настроенным?

Сергей Ястржембский: Я с этим не совсем могу согласиться. Европейские лидеры в вопросах экономики и политики ведут себя по-разному. Очевидно, что в области экономики и финансов Европа и США - это не только партнеры, но и конкуренты. Торговые войны как шли, так и идут.

Но, безусловно, у новых лидеров иной взгляд на отношения с Вашингтоном. Они проявляют больше лояльности и снисходительности к политике Соединенных Штатов, чем их предшественники.

РГ: А как обстоят дела с новыми странами-членами ЕС?

Ястржембский: С некоторыми из них ситуация более сложная. В вопросах обороны и безопасности они предпочитают играть не в единой европейской команде, а напрямую с Вашингтоном. И совершенно очевидно, это поставило в тяжелое положение сам Европейский союз с его амбициями строить свою самостоятельную внешнюю политику.

С оборонной политикой вообще ничего не ладится. Особенно после того, как за спиной у Евросоюза, не консультируясь с основными ведущими европейскими государствами, Вашингтон напрямую договорился с Варшавой и Прагой о развертывании системы стратегической ПРО. В силу известной политкорректности об этом не говорят публично. Но это не значит, будто европейцы слепы. Оказалось, что два государства, недавно вступившие в Европейский союз, не посчитали нужным хотя бы спросить о европейской солидарности, а поступили так, как им выгодно, исходя из собственных интересов. Они продемонстрировали, что европейские оборонные ценности и европейская солидарность не являются для них фундаментальными ценностями. Что они предпочитают действовать напрямую с Вашингтоном в обход Брюсселя. На мой взгляд, решение по ПРО в Польше, Чехии - это сильнейший удар по планам Европейского союза иметь единую оборонную политику.

РГ: В Европейский суд по правам человека в Страсбурге поступает множество жалоб от граждан. И вот уже относительно долгое время ситуация не меняется. Как мы выглядим в этом вопросе на фоне других стран?

Ястржембский: Конечно, здесь мы не выглядим отличниками, поскольку примерно 25 процентов от общего количества обращений в Европейский суд - обращения граждан России. Это говорит прежде всего о недостатках нашей правовой системы.

Люди не стали бы обращаться к судьям за тридевять земель, если бы могли решить проблемы с защитой собственных прав у себя на родине. Это первый момент. Второй касается недостатков, связанных с исполнением судебных решений. Сейчас значительный процент дел, рассматриваемых в Европейском суде, составляют дела, по которым российские суды уже вынесли решения. Но в конечном итоге они не были исполнены. Обращаясь в Страсбург, люди верят в весомость решений Европейского суда. Это ненормальная ситуация, которая волнует и тех, кто отвечает за российское правосудие. Для того, чтобы разгрузить Европейский суд, мы должны прежде всего как следует работать у себя дома.

У меня много имен

РГ: Мы недавно узнали, что вы - заядлый охотник. И не просто человек, метко стреляющий в зайца, а охотник-трофеист. Довелось видеть вас в теннисных любительских турнирах и других соревнованиях. Как вам удается поддерживать такую хорошую форму? Хватает ли вам сил и желания на занятия спортом? Как выкраиваете время?

Ястржембский: У меня просто непоседливый характер. Мне скучно находиться в статичном положении, я все время ищу какое-то движение. Многие выходные я использую, чтобы поохотиться или пофотографировать. Иногда эти занятия совпадают. Например, часть последнего отпуска я проводил на острове Итуруп. Приехал туда поохотиться, а потом увидел возможность поснимать и в результате провел несколько фотосессий. В итоге получилась комбинированная поездка. Главное, меньше лежать на боку. Тогда можно многое успеть сделать.

РГ: Вы известны как страстный поклонник Италии...

Ястржембский: Да, это так. Я возглавляю российско-итальянский форум-диалог между гражданскими обществами. То есть в принципе я должен любить Италию по должности. В прошлом году в рамках этого форума мы проводили Неделю русского языка в нескольких городах Италии. Мы привезли туда 200 человек из России, было множество разных мероприятий, связанных с языком, с культурой, выставки и гала-концерты.

Кстати, новая телевизионная экранизация "Война и мир" напрямую связана с российско-итальянским форумом. На одной из встреч ко мне обратились итальянские телевизионщики с просьбой найти партнера в России, который мог бы войти в проект создания фильма. Этот проект должен был быть чисто европейским, без участия Голливуда. В результате проект поддержал холдинг "ВГТРК".

Люблю Италию еще и благодаря моей супруге, которая 16 лет жила и училась в этой стране. Так что благодаря жене я стал обращать гораздо больше внимания на Италию.

РГ: С успехом проходят выставки ваших фотографий. Ходят слухи, что вы участвуете в этих выставках под псевдонимом...

Ястржембский: Бывает и так. Я полагал, что мое участие в фотовыставках вызовет неадекватную и неоднозначную реакцию. Не хотел бы, чтобы эти работы воспринимались через отношение ко мне как к человеку, связанному с политикой. Поэтому и решил воспользоваться псевдонимами.

У меня на сегодня порядка 30 выставок - коллективных и личных. Я все время выступаю под разными именами. Когда-нибудь соберу их все вместе и устрою выставку друзей Ястржембского.

Ястржембский: Иногда удавалось на сто процентов. Иногда происходила утечка. Не так давно расшифровали мой любимый псевдоним Владимир Греви. Но многие другие мои имена так до сих пор и не раскрыты.

РГ: А не злоупотребляли ли вы служебным положением, чтобы сделать фотографии для выставки "Неизвестный Кремль"?

Ястржембский: Я был обязан пройти по тому пути, которым должны пройти все. А именно запросить разрешение на съемку у коменданта Кремля, назвать время и предполагаемые места съемки. Естественно, у меня всегда был сопровождающий.

Очень хотел побывать везде на территории Кремля, на всех крышах. Но, к сожалению, на все крыши не пускают, чтобы не навредить историческим постройкам. Но уж в тех местах, куда допуск был, я отработал по максимуму. Фотосессии продолжались по нескольку часов. Сегодня в личном архиве насчитывается более тысячи снимков.

Досье "РГ"

Сергей Ястржембский родился в 1953 году в Москве в семье потомков польских шляхтичей. В 1976 году окончил МГИМО, затем - аспирантуру Института международного рабочего движения Академии наук СССР.

В 1979-1981 годах работал - в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1993-1996 годах был послом РФ в Словакии. В 1996-1998 годах - пресс-секретарь президента РФ и одновременно заместитель руководителя администрации президента по международным и общественным связям. В январе 2000 года назначен помощником президента, в марте 2004 года - спецпредставителем по отношениям с ЕС.

увлекается теннисом, горными лыжами и охотой. Вместе с экс-главой МВД Анатолием Куликовым состоит в охотничьем клубе "Сафари". В 2003 году получил награду "Большая африканская пятерка", вручаемую за добычу в одном сезоне слона, буйвола, леопарда, льва и носорога. Кроме того, в число его трофеев входят такие редкие животные, как пума и зубр.

ФОТОГРАФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ОХОТНИК…

В душе известный политик оказался бесстрашным путешественником, заядлым охотником и… по-настоящему талантливым художником-фотоимпрессионистом.

Мы договорились встретиться в маленьком кафе с видом на Красную площадь. Однако в первый момент я умудрилась не узнать одного из самых известных людей в стране – в прошлом блестящего политика и дипломата, а ныне не менее успешного фотохудожника, кинодокументалиста и путешественника Сергея Ястржембского. Человека, привыкшего видеть Кремль изнутри, а теперь с удовольствием созерцающего его снаружи.

В течение двух лет Ястржембский был пресс-секретарем первого президента России Бориса Ельцина, в течение восьми лет – помощником нынешнего президента Владимира Путина. И годы, проведенные бок о бок с первыми лицами, бесспорно, наложили свой отпечаток на личность дипломата, однако за последнее время он успел основательно стереться. Все-таки пять лет съемок и путешествий по всему миру сделали свое дело. После ухода из политики в 2008-м году имидж Ястржембского заметно изменился. Вместо привычного костюма – яркий свитер. И осанка не такая строгая. Однажды в интервью Сергей Владимирович признался: «Из моих снов исчезли кошмары, сны стали цветными, у них появились сюжеты».

– Жизнь, конечно, изменилась кардинально. За все это время я не купил ни одного костюма, ни одного галстука и чувствую себя прекрасно, – с улыбкой заметил экс-политик. – Я перестал смотреть на часы, я стал полностью располагать своим временем. Могу заранее намечать съемки, заказывать маршруты. Правда, полностью вырвать себя из политического контекста не получается. Все-таки я жил в политике 30 лет и по-прежнему слежу за тем, что происходит в мире. Тем более, что это нужно для организации наших экспедиций. К примеру, некоторые племена, которые нас интересуют, живут в такой обстановке, что ехать к ним попросту рискованно. Скажем, племя туарегов, которое раскидано по Сахаре, где-то в пяти странах. Там везде действуют радикальные исламские группировки, которые либо берут европейцев в заложники, либо расстреливают.

– Скажите, а каким образом вы превратились в кинодокументалиста?

– Почувствовал, что у меня уже накопился богатый опыт как у фотографа и путешественника, и решил двигаться дальше. Так была создана собственная киностудия «Ястребфильм».

– Переживал, не скрою. Знаете, вспоминаю свои первые стенд-апы, записанные на дюнах в Марокко,- тогда меня, конечно, заметно колотило. Но со временем освоился. И сейчас уже никакого волнения в роли ведущего не испытываю. Да и весь съемочный процесс постепенно наладился. Стали работать в команде гораздо быстрее.

Скрытый кадр

– А когда же вы успевали заниматься фотографией, да еще так серьезно, будучи на госслужбе в Кремле? – Своим первым учителем я считаю очень известного мастера Льва Мелихова. Мы начинали с того, что фотографировали помойки, сосульки, дворы… – Простите, а чем интересны помойки?!

– А что, они бывают очень даже живописные! – с улыбкой заверил мой собеседник. – Мелихов говорил: «Я буду снимать, и ты будешь снимать. А потом сравним. Делай как я, но по-своему». И я очень много снимал, причем в разных жанрах.

– Путин знал об этом вашем увлечении?

– Поначалу нет. Я даже выставлялся всегда под псевдонимами, чтобы журналисты ничего не проведали. Но потом принес президенту мой первый альбом с Кремлем: то были очень необычные съемки с крыш дворцов и соборов, с башен, изнутри. Благодаря должности, меня пускали с сопровождающим туда, куда обычные люди не ходят. И Путин сказал: «Не представляю, как это было снято. Надо будет самому побольше по Кремлю походить».

– А как вам удалось достичь таких высот в жанре аэрофотосъемки, учитывая, что работать приходится в сложных условиях, на приличной скорости?

– Первая аэросерия получилась фактически спонтанно. Просто оказался несколько раз на борту небольших самолетов и вертолетов и сделал ряд любопытных снимков. А потом эксперты, кому я их показывал, отметили, что лучше всего у меня получается работать именно в этом формате.

– Насколько я знаю, в декабре 2008 года у вас прошла первая выставка «Аэроимпрессионизм» в одной из лучших галерей Флоренции.

– Это были сюжеты, в которых нет городов, только земля… Итальянские галеристы тогда сказали: «У тебя получается выхватывать то, что другие не видят». Тут ведь важно поймать особенный рисунок, игру цвета и формы. К примеру, трактор начинает ездить по кругу, и вот этот круг, окруженный зеленой поляной, создает уникальную картинку. Настоящий импрессионизм…

– Я отталкиваюсь от натуры. Главное, знать, куда и в какой сезон ехать. В той же Ботсване или ЮАР жарким летом яркие краски выгорают под лучами испепеляющего солнца. Зато весна, когда расцветает саванна, идеальна для съемок. А вот Тоскана хороша в любое время года.

– А много фототехники вы берете с собой на съемки? – Как правило, два одинаковых фотоаппарата и большое количество различных объективов.

Люди и другие животные

– Как вы выбираете темы и маршруты для документальных съемок? – Мы едем в основном туда, где живут по-другому. Хотим сделать своего рода Красную книгу редких и малых народов.

– Как вы договариваетесь о съемках с людьми из диких племен? Я слышала, они очень неохотно подпускают к себе посторонних людей, тем более журналистов.

– Вы правы. Есть вещи, к которым они белых людей вообще не подпускают. Например, к таинственному ритуалу общения с предками. Говорят, духи запрещают. Бывали такие случаи и в Намибии, и в Бурятии, и на байкальском острове Ольхон, когда мы хотели снимать шаманов для отдельного цикла сюжетов по возрождению шаманизма, но получили отказ, причем в агрессивной форме. Однако мы прекрасно понимаем причины таких отказов и никогда не обижаемся.

– А вы сами верите в силу шаманов? – Раньше у меня был скепсис по отношению к таким вещам, пока не столкнулся с подобными практиками сам.

– Когда вы встречаетесь с обычаями, которые не укладываются в нашем привычном сознании, ощущаете дискомфорт? Как вы вообще находите общий язык с людьми, которые живут в какой-то совершенно иной реальности?

– Для дипломата, в сущности, нет разницы, с кем общаться – с политиками или с племенами… При работе за рубежом проблем у нас практически не возникает. Все-таки подготовка каждой экспедиции длится больше года. А бывает, и по два года. Кроме того, у нас есть свои «разведчики» – гиды, которые заранее приезжают на будущее место съемок и договариваются со старейшинами, обсуждают условия нашей работы. Где-то нужно дать денег, где-то расплатиться продуктами – сахаром, растительным маслом, мукой. Или нужными вещами – кастрюлями, ложками, одеялами, керосином. Контакт обычно налаживается где-то к третьему дню. А если удается вместе поохотиться или порыбачить, и того быстрее.

Дети Бледного Лиса

За время своего существования студия «Ястребфильм» создала более 60 документальных фильмов о редких племенах, экзотических странах, уникальных традициях исчезающих народностей, и они с успехом выходили в эфир в авторской программе Ястржембского «Магия приключений». Но особенно яркой получилась отдельная полуторачасовая картина «Африка - кровь и красота», в которую вошел весь уникальный материал об Африке, отснятый за эти годы.

Группа Ястржембского побывала и в дождевых лесах Камеруна у пигмеев бака, и на западе Африканского континента, в государстве Мали, – у догонов, которые верят в свое космическое прошлое и считают, что их предки пришли на Землю со звезды Сириус из созвездия Большого Пса. Название племени придумали путешественники, оно происходит от английского Dog Star – «Звезда Собаки». Сами же догоны именуют себя Детьми Бледного Лиса.

– Чувствуется, что к Африке у вас особое отношение.

– Это потому, что я бесконечно влюблен в этот континент. Для меня Африка – как глоток кислорода, я без нее не могу… Все началось в 1997 году, когда Ельцин впервые отпустил меня на неделю в отпуск, и я отправился в Намибию на охоту. То было мое первое сафари! И ничего сильнее тех ощущений я не испытывал никогда в жизни. Ну, кроме, конечно, рождения детей… Как будто пробка из шампанского вылетела, ну просто вулканически рвануло изнутри!

– Именно тогда у вас проснулся такой жгучий интерес к путешествиям?

– Намного раньше, еще в детстве. Я же вырос на книгах Стивенсона, Жюля Верна, Марка Твена, Хемингуэя… Еще тогда мечтал о настоящих приключениях.

– Если честно, скучаете по работе в Кремле?

– А по чему скучать? С кем были хорошие отношения, с теми я по-прежнему сохранил прекрасные отношения. А с кем нет, с теми и сохранять нечего.

– Но в принципе, желание остаться в политике было?

– Никакого. Там я себя уже полностью реализовал и ходил по кругу. Главным было психологически адаптироваться к новой жизни. Но когда я освоился в документалистике, понял, что правильно сделал.

Стороннему наблюдателю порой кажется, что в таких экспедициях больше развлечения, чем работы. Мол, только и забот, что наслаждаться красивыми видами. Однако это глубокое заблуждение. Такие экспедиции не имеют ничего общего с экстремально-гламурным отдыхом посреди джунглей, который так любят некоторые искатели приключений и охотно платят немыслимые деньги за проживание на кронах деревьев или в комфортных шатрах, к которым могут подойти вплотную слоны и носороги. Как говорит Сергей Владимирович, это лишь имитация жизни в диких условиях. В то время как документалистам приходится окунаться в самую настоящую дикую реальность. К тому же в тех местах, куда они отправляются на съемки, отдохнуть в принципе трудно. Как правило, это тысячи километров на самолете, жесткие погодные условия, импровизация в общении с людьми из другого мира, и каждая минута съемок на счету. Все подчинено конкретной цели. Перевести дух можно разве что вечером у костра, со стаканчиком виски, который истинные путешественники всегда берут с собой, в том числе из медицинских соображений. Как говорят в таких случаях, это не алкоголь, это витамины…

Охота во имя спасения

– Для людей, которые занимаются политикой и большим бизнесом, охота – способ психологической реабилитации, возможность скинуть негатив, – заметил Ястржембский. – Первый раз мне предложили поехать на охоту, когда я был послом России в Словакии. Мой друг, Вильям, добыл кабана и смотрел на мою реакцию, когда мы свежевали зверя.

– И какая была у вас реакция? – Никакой. После той охоты Вильям подарил мне карабин и амуницию. – А на кого вы охотитесь – на слонов, на носорогов?

– В том числе. Так, охота на лесного слона в дождевых лесах Камеруна была очень тяжелой. Вообще лесные слоны в два раза меньше саванных. Саванные весят пять тонн, а лесные – две с половиной. Они живут в тропических дождевых лесах с видимостью 10–15 метров. Бывало, люди подходили к ним на расстояние вытянутой руки, но не стреляли, потому что не понимали куда.

– Дикие слоны нападают на людей?

– Смотря какие. Самки с малышами и молодые самцы могут атаковать сразу. А более взрослые предпочтут уйти.

– Дикие животные боятся людей?

– Все в животном мире знают, что человек охотится, и стараются его избегать. Это генетическая память. Сытый лев никогда не будет на вас нападать. Лев голодный, подраненный или больной – другой вопрос.

– А в заповеднике?

– Поведение животных в заповеднике и в диком лесу отличается кардинально. В заповеднике порог безопасности у зверей гораздо ниже, чем в дикой природе. Животные знают, что там их никто не тронет. А тех, кто нападает на туристов, отстреливают. Потому что людоеды опасны.

– Но по какой причине звери в заповедниках становятся людоедами?

Это либо старые животные, которые уже не могут охотиться на антилоп и зебр, либо подранки, которые мстят человеку. Хотя в заповедниках, как правило, подранков не бывает.

– У вас, наверное, есть самый главный, любимый трофей? – К любимым относятся те трофеи, которые добываются с трудом. Например, гималайский тар. Я добыл его на высоте почти 4000 метров, это было в Непале. А горы – это огромный вызов для человека. Потому что на высокогорье невозможно бегать и подобраться к зверю на расстояние выстрела крайне сложно. Люди по три-четыре раза приезжают за одним животным. Но я тогда задался целью добыть этого тара любой ценой, лишь бы только за ним не возвращаться. Потому что во время этой охоты повредил мениск, поранил глаз. Зато теперь, когда смотрю на свой трофей, получаю большое удовольствие.

– Понятное дело, что ярыми охотниками движет спортивный азарт. А чувство жалости к будущей добыче хоть иногда возникает?

Вы знаете, что трофейная охота – единственный способ сохранить животных на планете? – В каком смысле?

– В прямом. Благодаря трофейной охоте многие виды редких животных были официально исключены из Красной книги. Например, белый носорог. Дело в том, что трофейные охотники принципиально отличаются от тех, кто убивает зверя ради пищи. Впервые принципы системной трофейной охоты ввели в ЮАР, строго все зарегламентировав. По науке, в год можно изымать только 10 процентов каждого вида животных: это не мешает нормальному репродуцированию поголовья. Если, скажем, охотиться на самцов львов старше шести лет – нет никакой угрозы для существования льва в дикой природе. А суть трофейной охоты в том, что люди платят за это развлечение приличный взнос в государственную казну. Стоимость некоторых животных определяется даже на аукционах и составляет десятки тысяч долларов. Часть из этих денег уходит на охрану, подкормку и создание ферм для разведения животных. Вторая – на налоги. Третья – на поддержку местного населения, которое обычно занимается браконьерством, то есть им платят за то, чтобы они не трогали диких животных. Как вы думаете, сколько ЮАР зарабатывает за счет трофейной охоты?

– Не представляю…

– Так вот, в настоящий момент ЮАР зарабатывает на охоте миллиард долларов в год. И Англия, где полно зверья, в прошлом году заработала нескольких миллиардов фунтов стерлингов, а США так вообще баснословные деньги – 30 миллиардов долларов.

– А как ваши дети относятся охоте?

– Старший сын вообще охоту не приемлет. А средний охотился со мною много раз и, надеюсь, будет продолжать…

Родное племя

– Однажды в интервью вы сказали, что выбираете неизведанное, а возвращаетесь к полюбившемуся. Это значит, что даже после самых экзотических путешествий с удовольствием возвращаетесь к привычной московской суете?

– Безусловно. Потому что не могу представить свою жизнь без Интернета, без новостей, без футбола… – А дети теперь чаще видят вас дома, чем во времена госслужбы?

– Гораздо чаще! Пока работал в Кремле, главным были амбиции, карьера. Зато сейчас времени на семью значительно прибавилось, и от общения с детьми, прежде всего младшими, я испытываю настоящий кайф. Мой старший сын, Владимир, выбрал необычный путь. После МГИМО сразу пошел в диджеи - так у нас еще никто не поступал. Средний, Станислав, – юрист и экономист. А еще у меня маленькие сын и дочка от второй жены, Анастасии, – Милан и Анисья. На вопрос: «Где папа с мамой?» – малыши уже привыкли отвечать: «В Африке!»

Помнится, известный бейс-джампер Юрий Розов рассказывал мне, как его ребенка однажды спросили в школе: «А чем твой папа занимается?» – на что детенок как ни в чем не бывало заявил: «Прыгает с крыш».

– Интересно, а что дети думают по поводу ваших фильмов?

– По поводу фильмов старшие обычно говорят: «Какая жесть! Как ты там вообще столько времени проводишь?!» Но ведь в этом и заключается магия приключений…

Справка МВ

В 2010 году в Доме кино в рамках Московского международного кинофестиваля состоялась премьера документального фильма Сергея Ястржембского «“Калашников” из каменного века» об эфиопском племени сурма, в котором автомат Калашникова стал одним из немногих артефактов цивилизации. Фильм произвел впечатление на продюсеров телеканала «Россия», и Ястржембскому предложили выпустить серию документальных лент.

Справка МВ

Будучи членом Международного сафари-клуба, Ястржембский активно собирает трофеи, охотясь на крупных животных, в том числе на медведей, альпийских серн, туров, слонов, гиппопотамов. На его счету несколько десятков зарегистрированных трофеев. В 2002 году в России получил звание «Охотник года», добыв 28 трофеев!

Справка МВ

Сергей Ястржембский активно фотографирует уже 10 лет, и особенно известны его работы в жанре аэрофотосъемки. На его счету участие более чем в 50 коллективных и авторских выставках в России, Италии, на Кипре и в других странах. Одной из самых ярких стала выставка «Впечатления. Impressions…» в 2009 году в Москве.

Сергей Владимирович Ястржембский. Родился 4 декабря 1953 года в Москве. Российский государственный деятель, дипломат, бывший помощник Президента Российской Федерации. Кандидат исторических наук. Охотник, член Международного сафари-клуба, режиссёр-кинодокументалист.

Отец - Владимир Ястржембский, полковник, руководитель военпредства в корпорации «Миг».

Мать - лектор Центрального музея В. И. Ленина.

Имеет польские корни, его фамилия с польского переводится как «Ястребовский» (от польск. jastrząb - «ястреб»). Его род проживал в Брестском воеводстве Великого княжества Литовского. Во времена Российской империи род был признан в российском дворянстве по Гродненской губернии, с внесением в 6 часть дворянской родословной книги. Род пользуется гербом «Слеповрон».

С раннего детства проявлял способности к языкам. В школе любил гуманитарные предметы, в частности, географию и историю. Был активным комсомольцем, интересовался политикой.

После школы поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР, который окончил в 1976 году. Вместе с ним учился Алишер Усманов.

Свободно владеет английским, французским, словацким, португальским, итальянским языками.

В институтские годы Ястржембский получил доступ в спецхран библиотеки МГИМО, стал регулярно выезжать за границу по линии Комитета молодёжных организаций - структуры, плотно опекавшейся КГБ СССР. Из этих поездок, по его словам, регулярно привозил домой разнообразную политическую литературу, в том числе книги диссидентов.

В 1979 году окончил аспирантуру Института международного рабочего движения Академии наук СССР.

Член ВЛКСМ с 1966 по 1981-й. Член КПСС до 1991 года.

С 1979 по 1981 год работал младшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС.

В 1981-1989 годах - старший референт, редактор-консультант, заместитель ответственного секретаря журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага, Чехословакия).

В 1989-1990 годах - старший референт международного отдела ЦК КПСС.

В 1990-1992 годах - заместитель главного редактора журнала «Мегаполис», главный редактор журнала «VIP», заместитель генерального директора Фонда социально-политических исследований.

В 1992-1996 годах - на дипломатической работе: директор Департамента информации и печати МИД России. В этот период 2-3 раза в неделю вёл пресс-конференции и брифинги с иностранными журналистами.

С 3 июня 1993 года по 13 августа 1996 года - Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Словацкой Республике.

13 августа 1996 года был назначен пресс-секретарем Президента Российской Федерации . Эту должность он занял по предложению главы президентской администрации . По словам Ястржембского, давая согласие он поставил Ельцину условие: между главой государства и его пресс-секретарём не должно быть никаких посредников, и никто не вправе диктовать пресс-секретарю, что надо публично озвучить, кроме самого президента. Это условие Ельцин соблюдал все два года его работы.

Формула, которую выработал для себя Ястржембский в работе с мировой прессой, звучала так: «Лучше информировать, чем объяснять. Лучше объяснять, чем оправдываться. Кто оправдывается - тот проиграл».

Ястржембский признавал, что в своей деятельности сообщал общественности не всю правду, «часто недоговаривал, часто лукавил», использовал эвфемизмы, фигуры речи и условные формулы; однако избегал откровенной лжи - ибо пресс-секретарь, совравший мировой прессе, перестаёт для неё существовать как авторитетный источник информации и остаётся лишь должностным лицом.

Важным в своей профессии пресс-секретаря Ястржембский считал не только знать настроение и позицию шефа, но и самому разбираться в тонкостях текущего политического момента.

С 28 марта 1997 года занимал пост заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретаря Президента Российской Федерации. В этом качестве работал до 12 сентября 1998 года.

В сентябре 1998 года, после того как Госдума вторично не утвердила на пост председателя правительства РФ , Ястржембский в числе нескольких единомышленников обратился с письмом к президенту Ельцину рассмотреть ещё ряд кандидатур, среди которых, в частности, были: Примаков (которого в итоге и выбрал Ельцин), Вяхирев, Лужков. Присутствие в списке кандидатов Лужкова вызвало раздражение главы кремлёвской администрации и зятя Ельцина Юмашева, который расценил письмо как лоббирование интересов мэра Москвы. Вследствие чего все авторы альтернативного списка, в том числе и Ястржембский, вскоре лишились своих постов в окружении Ельцина.

За эффектную внешность и неравнодушие к прекрасному полу во времена его работы с Борисом Ельцином Ястржембский получил от журналистов прозвище «Ястреб женский» .

Запомнился рядом высказываний, ставших крылатыми, а некоторые - предметом шуток и насмешек.

Цитаты Сергея Ястржембского:

«Президент работает с документами...»

«Президент проходит диспансерное обследование, работает, а рукопожатие у него крепкое».

«Уже последовали неопровержимые опровержения».

«В нашем нелегком деле очень важно умение держать паузу. Пока вы ее держите, приказ, который был вам дан, может быть отменен».

«Я в режиме «если» не работаю».

«Состояние здоровья российского общества дошло до критической черты...».

«Мэр Москвы обладает многими выдающимися качествами. Не хотелось бы говорить об этом за глаза».

«Здесь все неправда - от первого слова до второго».

«Организаторы мероприятия подставили и себя, и других людей под действия сил охраны правопорядка. Это сделано для того, чтобы на несколько дней оказаться на первых страницах европейских СМИ».

«На два последних вопроса не отвечаю. По третьему вопросу - не знаю».

«Очень часто то, что говорит президент, воспринимается абсолютно буквально... Нужно относиться к этому, повторяю, хотя бы с небольшой долей юмора».

«Несколько раз мне пришлось прокомментировать лаконичные, образные импровизации президента».

Задержка российских воздушно-десантной дивизии на территории Айзербайджана объясняется тем, что дивизия просто задержалась в Айзербайджане».

«Вряд ли вообще уместно говорить применительно к событиям того времени, используя термин «оккупация». Если оставаться на почве применения этого термина в международном праве и исходя из фактов истории, невозможно не сделать вывод, что об оккупации не может идти речь. Ввод войск осуществлялся на основании договоренностей и с ясно выраженного согласия существовавших тогда в республиках правительств и властей, как бы к ним ни относились сегодня. СССР не находился в состоянии войны и не вел боевых действий на территории трех балтийских государств, поэтому о слове «оккупация» нельзя вести речь... Чрезмерное педалирование темы расхождений в исторических оценках прошлого на сегодняшний день показало всю свою неактуальность».

«Уверен на 100 % и даже больше, что если бы я с самого начала подписывал работы своим именем, то люди оценивали бы не фотографии, а то, что их сделал именно публичный человек. Лишь когда стало понятно, что мои снимки вызывают интерес, более того их покупают известные коллекционеры, то я решил снять маску».

После отставки отправился в отпуск - на охоту в Африку. После возвращения из отпуска получил высокий пост в правительстве Москвы. В 1998-2000 годах - заместитель премьера Правительства Москвы.

С 20 января 2000 года - помощник Президента Российской Федерации . Ястржембский создал и руководил управлением по чрезвычайным информационным ситуациям (освещало, в частности, катастрофу подводной лодки «Курск», террористический акт на Дубровке).

С 2000 по 2004 года озвучивал официальную позицию Российской Федерации по контртеррористической операции в Чечне.

В 2001 году Ястржембский был с визитом в США, где вёл переговоры с советником президента США по национальной безопасности о создании российско-американского информационного центра по борьбе с международным терроризмом, однако не встретил поддержки американской стороны.

В период 30 марта 2004 - 13 мая 2008 был помощником Президента Российской Федерации Путина, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом.

В мае 2008 года вступал в должность новый президент , в команде которого Ястржембский себя не видел и от его предложений отказался.

Этот переходный момент Сергей Владимирович счёл оптимальным для завершения карьеры. Ко дню принятия решения об уходе в отставку для Ястржембского представляла профессиональный интерес лишь одна дипломатическая должность - постоянного представителя России при ООН, однако её занимал его закадычный друг , и Ястржембский даже не стал поднимать вопрос об этом назначении перед Путиным.

В 2009 году основал кинокомпанию «Ястреб-Фильм». Под псевдонимом устроил несколько фотовыставок на охотничьи сюжеты.

В 2010 году Ястржембский дебютировал как режиссёр-документалист и снял документальный фильм «Священный огонь Химба», с которым был номинирован на премию «Золотой орёл».

В дальнейшем снял серию впечатляющих фильмов об охоте, многие из которых были удостоены международных призов.

В 2011 году - ведущий программы «Магия приключений» на телеканале «Моя планета».

В 2014 году получил кинопремию «Золотой орёл» в номинации лучший неигровой фильм - за фильм «Африка: Кровь и красота».

В 2017 году получил премию «Золотой орёл» за лучший неигровой фильм - за фильм «Кровавые бивни».

Сергей Ястржембский в программе Познер

Рост Сергея Ястржембского: 190 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Ястржембского:

Дважды был женат.

Первая жена - Татьяна Викторовна (в девичестве Бичель), по образованию филолог, генеральный директор центра современной медицины «Медикор», сотрудник Благотворительного фонда «Система», основанного Владимиром Евтушенковым.

Вместе прожили 20 лет. В браке родились двое сыновей - Владимир и Станислав. Сыновья - выпускники МГИМО.

Вторая жена - Анастасия Валерьевна Сировская (1973 г.р.), дочь известного переводчика Валерия Сировского, специалист в области истории искусств и архитектуры, сотрудница общественной организации «Политический консультативный центр». Она моложе его на 20 лет. Познакомились в 1998 году в Африке, где Сергей охотился, а Анастасия отдыхала в компании друзей. Поженились в феврале 2004 года.

Главными качествами мужчины Сергей считает порядочность и верность данному слову, а главным качеством женщины - интуицию. К своим главным жизненным достижениям Ястржембский причислил сыновей, семью и самореализацию.

Сергей Ястржембский занимается теннисом и катается на горных лыжах.

Является болельщиком футбольного клуба ЦСКА.

Увлекается трофейной охотой. Является членом Международного сафари-клуба (Safari Club International) и одним из самых активных трофейных охотников России.

По данным ООО «ОК-САФАРИ», Ястржембский добыл более полусотни крупных животных, зарегистрированных в Книге рекордов Международного сафари-клуба.

Входит в список лиц, награждённых за добычу «Большой африканской пятёрки». Также получил от клуба звание «Охотник 2002 года» за то, что в этот период «ему удалось добыть 28 трофеев».

Критиковал неэффективную, по его мнению, систему легальной охоты в России. Вследствие чего охотиться по лицензиям в страну в год приезжают в среднем 540 иностранцев - в то время как в ЮАР около 10 тысяч. В США налоговые поступления от охоты составляют 12 млрд долларов ежегодно, отмечал Ястржембский. Легальная же охота в РФ приносит госбюджету только 16 млрд рублей ежегодного дохода, браконьерская - 18 млрд рублей убытка.

Фильмография Сергея Ястржембского:

2002 - Война
2009 - Вне времени
2010 - Священный огонь Химба
2012 - Африка: Кровь и красота
2012 - Одержимый вуду
2012 - Заклинатели смерти
2013 - Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или Русские староверы
2014 - Волкодав
2014 - Люди-олени
2016 - Кровавые бивни
2017 - Untitled Elephants & Illegal Ivory Trade Project

Библиография Сергея Ястржембского:

1984 - Португальская компартия в борьбе за демократию и социальный прогресс (в соавторстве с В. А. Кольчик)
1986 - Защита мира - превыше всего!
1989 - Португалия. Трудные годы национального возрождения
1991 - Социал-демократия в современном мире