Про психологию. Учения и методики

Если кто-то вас беспричинно обидел или унизил, оставьте его на суд аллаха. Обида

Обижаться - довольно глупо, но многие даже приличные люди это нередко делают. Если на вас обиделись, ваша реакция может быть очень разнообразной. Многое зависит от обоснованности обиды в вашу сторону, личности того кто обижается и истории ваших отношений.

У воспитанного человека реакция на обиду в его сторону состоит из обязательной и произвольной программы. Обязательная программа включает три пункта: разобраться, понять свой вклад, принести извинения, произвольная программа - это выбор завершающей стратегии. Этих стратегий также три: мягкий выход из общения, оперативная психотерапия и воспитание привычки к разумному общению.

Теперь обо всем этом - подробнее, и начнем с "обязательной программы".

Бывает, что обиды вспыхивают на пустом месте, без каких бы то ни было серьезных оснований. Чтобы реагировать адекватно, вначале нужно понять, что собственно произошло: кто что сказал и что сделал. Может быть, это просто недоразумение? Итак, вначале нужно разобраться в обиде . Разбираясь, ответственные люди всегда в первую очередь спрашивают с себя: каков мой личный вклад в происшедшее, какая моя личная ответственность за возникшую обиду? Если обида в ваш адрес как-то обоснована, с вас немедленно извиниться и попросить прощения : неформально, внятно и развернуто.

Если вины в происшедшем на вас нет, но другой человек переживает обиду, в любом случае имеет смысл извиниться. Извиниться - это формальность, но воспитанные люди это обычно делают. Хотя бы: "Извините, я понимаю ваши чувства". Простит, не простит - уже не совсем ваше дело - люди бывают разные, а вы свою часть выполнили.

Впрочем, совсем стандартных решений тут нет, поскольку когда-то возмутиться чужой обидой - самый эффективный способ чужую обиду прекратить. Или, предположим, вы понимаете, что обида явно манипулятивна и человек обижается только для того, чтобы сделать вас виноватым и уйти от своей ответственности. Нет, с больной головы на здоровую ответственность перекладывать не стоит, тут извиняться не обязательно.

Обязательная программа завершена. Что далее? Далее варианты. Иногда лучшее решение - мягкий выход из общения с обидчивым человеком. Разбираться с чужими обидами - дело гнилое и неблагодарное, и если есть возможность просто выйти из проблемного общения, это обычно самое разумное решение. Никаких разборок, никаких оправданий и долгих разговоров - тут чем дольше разговоры, тем больше обид. Примите простое решение: ни в чем не разбираться, извиниться и замять для ясности: "Извини, я не хотел тебя обидеть", далее улыбнуться и сменить тему. А еще лучше - выйти из общения с такими людьми вовсе.

Проклинать то, что создано Всевышним, очень большой грех. Если кто-то вас беспричинно обидел или унизил, оставь его на суд Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему) по этому поводу сказал (смысл): «Если кто-то из вас будет постоянно произносить ду’а в адрес того, кто его обидел или унизил, то в Судный день у того, кто нанес оскорбление, будет преимущество перед тем, кого обидели».

В том случае, когда некто, не имея на то оснований будет проклинать кого-то, то это проклятие вознесется на небеса и они не воспримут его, затем это проклятие опустится на землю и она не воспримет его, оно будет блуждать по свету и вернется на того, кто его провозгласил. Поэтому надо быть очень осторожным в этом. Обычно сегодня внезапно захворавшие люди заявляют вот, мол, на меня навели порчу, и им невдомек, что этот человек сам беспричинно проклинал, наносил обиду кому-то из окружающих или одушевленных существ. При этом надо попытаться вспомнить, кому ты нанес обиду, попросить у него прощения и только тогда начнется твое исцеление. В противном случае, все наши благие дела в Судный день зачтутся за тем, кто нанес обиду и оскорбление.

Возможно ли такое, что человек в пылу гнева наговорил много неприятных слов и оскорблений, а также произнес проклятья и вот эти его заклинания достигнут ли своей цели?

– Милостью Божьей подобные проклятия никогда не достигают цели. Согласно суре Исра, если человек неосознанно произносит проклятия в гневе, Всевышний не воспринимает этого. Однако необходимо учиться сдерживать злобу. В качестве примера можно привести такой факт, на глазах у Пророка Мухаммада (мир ему) убивают его дядю. Женщина, которая велела совершить убийство, осмелилась надругаться над трупом. Посланник Аллаха (мир ему) никак не отреагировал на это. Впоследствии эта женщина приняла Ислам и стала ближайшей сподвижницей Пророка (мир ему). Естественно, для того, чтобы прощать, нужно обладать большим мужеством. Высоко также вознаграждение за это. В Судный день Аллах Та’аля прощает прегрешения таких людей.

В народе говорят о том, что, дескать, вот это место или село проклято. Есть на то какие-то основания?

– В одном из хадисов имеется такое предостережение, если в селении имеется мечеть, а азан не произносится и намазы не читаются, пусть жители этого села живут в тревоге в ожидании кары Божьей. Иными словами, те, которые не призывают друг друга к благому и не предостерегают от греховного, пребывают в ожидании несчастья. Среди людей есть поверье, что нельзя строить дом в том месте, которое поразила молния. В хадисе сказано, что это место поражено гневом Божьим. Это место, возможно, где творились грехи и совершалось прелюбодеяние. В последнее время в некоторых местах дороги прокладываются по территории старых кладбищ. Это недопустимо и чревато тяжелыми последствиями.

Что надо делать, чтобы избавиться от проклятия?

– Просить прощения у Аллаха. И не только от своего имени, но и также от имени своих родителей и предков. А в том случае, если кто-то из близких и дальних родственников нанес обиду и оскорбление человеку, который вам знаком, надо набраться мужества и попросить у него прощения.

Учитесь не обижаться. Это очень сложно, но так полезно!

Освободи ты душу от обид... и не заметишь, как душа взлетит!)

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:

«Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому, никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами».


Начните с простого: пожелайте всего самого хорошего людям, которые вас однажды обидели.

Не надо носить с собой дурацкие чемоданы обид. Хотя бы потому, что если руки заняты чем-то плохим, то в них невозможно взять что-то хорошее.


Чем мудрее становится человек,

тем меньше он находит поводов для обид.

Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.

Махатма Ганди ---

Не стоит обижаться на того человека который обидел тебя - в душе он обижен сильнее.


Никто не заинтересован в том, чтобы обидеть вас, никто не выжидает случая, чтобы обидеть вас, каждый занят тем, что охраняет свою собственную рану.

Внутренний мир не терпит бардака. Возьми «веник» и уберись в душе. Пора, наконец, вымести все накопившиеся там обиды и горести, потери и разочарования. Пора, наконец, освободить место для чего-то по-настоящему нового, светлого,чистого и прекрасного.

Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их. Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллинг

Счастливую женщину невозможно обидеть...

Ее можно только рассмешить!

Если вы научились не обижаться, это значит, что вы научились смотреть в сердце другого.

Вызывающее поведение по отношению к вам — это не личное оскорбление в ваш адрес, это мера страдания человека. Так он показывает вам, насколько ему больно и сколько сострадания ему необходимо.

Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.

Счастливые люди не могут быть злыми. Обидеть других пытается лишь тот, кто сам несчастен. Не вас пытался обидеть ваш обидчик. Он лишь проецировал на вас то, что было подлинной целью его агрессии. (Энтони де Мелло)

Чем больше обида, тем больше я теряю сил.

Обида - это проблема того, кто обиделся. Это значит, что именно у вас не хватило душевных сил на этого человека, именно вы не смогли с собой справиться.

Если вы полны сил, энергии, если вам хорошо просто потому, что на улице весна, и вы чувствуете в себе силы и мощь - разве в таком состоянии человек способен на кого-то обидеться? Когда мы полны энергии, обиды проходят мимо нас. Если мы обижаемся, значит, уже где-то есть отток энергии, значит, вы уже где-то не отследили свое состояние и не предприняли меры, чтобы привести себя в норму. Так причем тут другие люди?

Почему ты обижаешься, что никто не подумал о тебе и не помыл посуду в твой день рождения? Почему ты сам не предупредил об этом, не сказал? Почему ты молча, злобно стиснув зубы делаешь что-то, вместо того, чтобы попросить кого-то тебе помочь? Почему строишь драматичные образы и жалеешь себя до слез? Почему? Может, ты сам хочешь помучать себя?

Любая наша обида связана с нашим чувством собственного достоинства, иначе говоря, с нашим эго. То есть нам обидно, что нас недооценили, не предугадали наши желания, не подумали о нас в первую очередь.

(цитаты из статьи "Взрослые дети обиды" - Мария Петроченко - Колесо Жизни июнь 2013)

Когда вокруг тебя одни и те же люди - то как-то само собой получается, что они входят в твою жизнь. А войдя в твою жизнь, они через некоторое время желают её изменить. А если ты не становишься таким, каким они хотят тебя видеть, - обижаются. Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете. Только свою собственную жизнь никто почему-то наладить не может.

Пауло Коэльо "Алхимик"

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений!

Обвинять других - это такая маленькая уловка, которой можно пользоваться всякий раз, когда не хочешь брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни. Пользуйся ею - и тебе гарантирована жизнь без риска и замедление в собственном развитии.

Обида предоставляет два важных преимущества, от которых людям нелегко отказаться. Первое заключается в осуждении, а второе - в чувстве собственной правоты.

Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Никто не способен обидеть вас без вашего на то согласия.

Я до сих пор так и не понял, зачем люди подолгу сердятся друг на друга. Жизнь и так непростительно коротка, ничего толком успеть невозможно, времени так мало, что, можно сказать, вовсе нет, даже если не тратить его на всякие глупости вроде ссор.
Макс Фрай

Независимо от того,по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на оскорбление внимания - ведь глупость редко бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего наказывать пренебрежением.
Сэмюэл Джонсон

Если осёл тебя лягнул, не отвечай ему тем же. Плутарх

Обида — это фактически способ ухода и защиты собственного «я». (Ролло Мэй - Искусство психологического консультирования)

В феврале, во время выхода моей последней книги, со мной приключилась одна из тех историй, которые объясняют, почему большинство людей не любят или не доверяют СМИ. Я оставлю детали расплывчатыми по причинам, которые вы поймёте по ходу чтения статьи. Однако стоит отметить, что один из репортёров повёл себя недобросовестно и сделал всё возможное, чтобы испортить мою книгу. Когда мой редактор обратился с жалобами в издание, которое он представлял, его представители отказались предпринимать какие-либо усилия, чтобы исправить ситуацию.

Понятное дело, я был зол.

Я непрерывно работал над этой книгой полтора года. Мне пришлось идти на крайние меры, чтобы защитить эксклюзивные материала, представленные на её страницах. Тем не менее, часть моей работы была сведена на «нет» в считанные секунды завистливым и невоспитанным человеком, к которому я старался относиться с уважением.

Как я уже сказал, я был расстроен.

У меня были чёткие доказательства его злодеяний и достаточно большая платформа, чтобы я мог публично заявить об этом. Любой, кто бросал кому-либо вызов, знает, что, как бы странно это ни звучало, гнев приносит некое странное удовольствие. Оно связано с приливом адреналина, вызванным одержимостью и самозащитой. В некотором смысле «оправданная» эвисцерация – это мечта писателя, поскольку в процессе задействуются все писательские таланты. Видеть, как всё идёт по плану? Поистине пьянящее удовольствие.

Тем не менее, когда я решил придумать ответный ход, который, как мне казалось, восстановит справедливость, ко мне пришло озарение в виде трёх коротких вопросов, возникших во время утреннего и вечернего ритуала чтения и ведения дневника в спокойной обстановке.

Вот они:

  • Зачем гневаться, если это ничего не меняет?
  • Почему я твержу себе, что мне причинили вред?
  • Вспомню ли я об этой ситуации через несколько месяцев?

Если вы одни из моих подписчиков, то эти вопросы могут показаться вам знакомыми. Потому что я сам их сформулировал и записал. На самом деле это вопросы из «Стоического дневника», который я, как и многие другие люди со всего мира, веду каждый день.

Я не из тех, кто верит в судьбу или божественное провидение, но в этой ситуации я был просто поражён. Я рвался в бой, чтобы злостно и агрессивно продолжить разжигать конфликт с неопределённым концом, и затем мне в голову пришли мои собственные слова – мои собственные критические замечания – именно в тот момент, когда я больше всего в них нуждался.

Ральф Уолдо Эмерсон писал о том, что мы возвращаемся к своим отвергнутым мыслям с неким «отчуждённым величием», но в данном случае я не отвергал свои мысли. Просто они были написаны давным-давно, и я забыл о них. А после сработала случайность.

Может показаться странным, что я научился чему-то из собственного письма, однако эта мысль не учитывает того, чем на самом деле является стоицизм. Он представляет собой как философию, так и практику. Как и большинство людей, я знаю, что вы не должны эмоционально реагировать на вещи, но, опять же, это редко препятствует возникновению гнева внутри нас и планам мести. И нет никакого «владения» идеями. Вместо него есть традиция, следуя которой человек повторяет и совершенствует одни и те же базовые предпосылки, поскольку мы с трудом понимаем и применяем их.

В моём случае я был всего в нескольких шагах от того, чтобы опубликовать свой ответ, который, как я знал, сработает и, возможно, поставит крест на карьере человека, который нанёс мне удар. Но это была практика философии, которая действовала как проверка моего гнева. Стоицизм – это философия, которую вы практикуете на ежедневной основе. Своё утро я начинаю с записей в дневнике, касающихся того, как должен пройти мой день, а затем я снова возвращаюсь к нему вечером, чтобы поразмышлять перед сном.

Даже будучи охваченным гневом, я был вынужден задаться вопросом «Зачем гневаться, если это ничего не меняет?». Затем спустя двенадцать часов мне в голову снова пришёл этот вопрос, и я уже начал сомневаться в своём плане. К воскресенью я пришёл ко второму вопросу – «Почему я твержу себе, что мне причинили вред?» – и начал склоняться к тому, чтобы отменить свой план. В понедельник, когда должен был настать день расплаты, я понял, что не хочу мстить.

Я чётко осознал, что мне нужно просто отпустить эту ситуацию и двигаться вперёд.

Эпикур, любимый философ Сенеки, сказал, что «напрасно» было словом философа, который не исцеляет страдания людей. Гнев, как мы все знаем – это то, от чего мы страдаем, как от лихорадки. Он поглощает нас и завладевает нашим телом. В конце февраля меня охватила лихорадочная ярость. Я был обижен, и я не собирался оставлять виновного безнаказанным, даже рискуя обострить вражду и конфликт.

Философия была разработана для того, чтобы помочь нам избавиться от лихорадки наших разрушительных эмоций и импульсов.

Когда вы больны, вы принимаете аспирин, ложитесь в постель, кладёте на лоб платок, смоченный в холодной воде, и позволяете своему телу отдохнуть. Аналогичным образом, философия – словно бальзам, процесс, который предоставляет нашему разуму пространство, необходимое для того, чтобы делать то, что ему нужно. Вы позволяете своему разуму ставить под сомнение, а затем отвергать собственные импульсы.