Про психологию. Учения и методики

Занятие по внеурочной деятельности "знатоки оригами". Лэпбук «Волшебный мир оригами

Бычина Галина

Интерактивная папка - большое подспорье в работе педагога. С её помощью можно знакомить детей с новым материалом и впоследствии дети смогут закреплять пройденную тему самостоятельно. Лэпбук – особая форма организации учебного материала.

Я изготовила лэпбук «Волшебный мир оригами!» для работы в творческой мастерской «Очумелые ручки».

Цель: развивать творческие способности, моторику руки.

Развивать у детей точность движений пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику, развивать глазомер;

Учить детей различным приёмам работы с бумагой: сгибать, многократно складывать, надрезать;

Развивать концентрацию внимания, умение сосредоточиться;

Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям;

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина;

Развивать пространственное воображение;

Активизировать воображение детей и фантазию;

Развивать художественный вкус и творческие способности.

Предлагаю вам познакомиться с её содержанием.

1. Материалы об истории оригами, схемы, условные обозначения.





2. «Японский массаж руки». Это упражнения для пальчикого игротренинга с шестигранным карандашом, чётками, грецкими орехами т. д.


3. «Сказки из листа» очень интересны детям. Вся работа будет строиться в игровой, сказочной форме. Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка!




4. «Волшебные превращения стаканчика» . Здесь дети смогут проявить своё творчество и фантазию, превращая стаканчик в любые предметы с помощью дорисовки или аппликации.


5. Книжечка «Стихи об оригами» . Стихи усилят интерес к искусству оригами.

6. Книжечка «Пословицы и поговорки о труде».

7. «Поиграем в сказку». Дети с помощью пальчикового театра смогут показать знакомую сказку, или придумать свою, что способствует развитию речи. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать художественные произведения. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.


8. «Викторина». Воспитатель по своему усмотрению подбирает вопросы для тестирования, разгадывания кроссворда.


9. В кармашке «Сюрприз» можно прятать поделки, которые предстоит мастерить на занятии. Детям загадывается загадка, а отгадка - в «сюрпризе».


Искусство оригами разовьёт детскую фантазию и воображение, научит их радоваться и дарить радость другим!

Публикации по теме:

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками,.

Искусство складывания бумаги «Волшебный мир оригами» Оригами – японское искусство складывания бумаги известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию наше новое пособие лэпбук "Белка". Цель: Обобщение и систематизация представлений.

Не так давно узнала о лэпбуке. Побродив по интернету, поняла, что лэпбук - это замечательное средство обучения, особая форма организации.

Вот и прошли Новогодние и Рождественские праздники. С елки сняты и убраны в коробки игрушки, не мерцают на окнах «волшебные мигалики». И.

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных техников г. Ртищево, Саратовской области.

Методическая разработка занятия:

«Знатоки оригами»

Педагог дополнительного образования: Шишкова Елена Владимировна.

Тема занятия: «Знатоки оригами».

Цель:

Закреплять базовые знания приемов и терминов оригами, навыки складывания изделий в технике оригами;

Развивать уверенность в своих силах и способностях;

Воспитывать внимание и аккуратность.

Форма проведения – соревнование.

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Тест: «Термины оригами»

    Динамическая пауза.

    Творческое задание.

    Викторина: «Азбука оригами». Работа с карточками.

    Кроссворд: «Базовые формы»

    Рефлексия. Награждение победителя.

    Организационный момент.

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А мир оригамский подобен горам,
Оригамист - альпинисту подобен.
Осилив вершину, задашься не раз
Вопросом: "На что я способен?"
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.

Сегодня у нас соревнование «Знатоки оригами». В программу соревнования входят теоретические и практические задания.

Проверим свои рабочие места: 6 листов бумаги квадратной формы, клей.

В любом соревновании активное участие всегда принимают судьи. И у нас тоже имеется независимая судейская группа. Представление жюри. (В качестве жюри можно пригласить родителей, педагогов, детей и т.д.)

Всем желаю успеха.

    Тест: «Термины оригами»

Итак. Первый этап. Тест – «Термины оригами».

Каждый из вас получает карточку-таблицу, на которой написаны термины оригами. Приложение 1.

Я называю номер и описываю словесное название термина. Вы ставите номер на вашей таблице.

Начнем. Будьте внимательны. Я всем вам желаю успеха.

Подпишите, пожалуйста, свои карточки.

1. АППЛИКАЦИЯ – Разновидность работы, при котором фигурки, выполненные в технике оригами, наклеивают на лист бумаги.

2. АЭРОГАМИ – воздушные конструкции, выполненные с помощью квадратного листа, бумаги и ножниц.

3. ВАСИ – специальная бумага, производимая в ручную. Эта бумага очень прочна и выдерживает тысячи сгибов. (На такой бумаге в конце Первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.)

4. ГЕТЕРОМОДУЛИ – модули, составленные из по-разному сложенных квадратов. Например: двойной квадрат или двойной треугольник.

5. КИРИКОМИ ОРИГАМИ – складывание с применением надрезов. Один или два надреза, сделанные в самом начале или на завершающих этапах работы позволяют получить совершенно оригинальное изделие.

6. КРУГ – геометрическая фигура, из которой выполняют фигурки и наклеивают на бумагу. Таким образом, получается аппликация – это корейское оригами.

7. КУСУДАМЫ – конструкции, выполненные в технике многомодульного оригами. Как правило, их складывают из шести одинаковых модулей.

8. НОСИ – вид оформления для поздравления. Так упаковывают подношения для богов.

9. ПАТТЕРНЫ – узор, сетка линий, которая получается в процессе складывания.

10. САНБО – коробочка для сладостей. В Японии в нее складывают подношения для богов.

11. ТАТО – так в Японии называют плоские бумажные коробочки – кошельки для разных мелочей (пуговицы, бисер, булавки и т.д.)

12. ФУРОШИКИ – упаковка для подарка.

Тест закончен. Жюри соберет карточки, подведет итоги. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

    Динамическая пауза.

Из букв, которые составляют слово ОРИГАМИ составьте слова. Я запишу их на доске.

Я попрошу вас встать. Сейчас я раздам вам карточки с буквами. Я озвучиваю слово, а вы выстраиваетесь, составляя данное слово. (Далее называются слова, которые составили дети из слова ОРИГАМИ)

ОРИГАМИ, ГОРА, МИР, ИГРА, МИГ, МАГ, ГРОМ, РОГА.

Молодцы. Займите свои места.

4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Изготовление многогранника.

Помогите, пожалуйста, дать определение «многогранника». (Совместно с детьми выводим определение многогранника).

Многогранник – геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками, которые называются гранями.

Как вы считаете, сколько граней должно быть у нашего многогранника. (6 количество квадратов у каждого участника).

Оцениваться будет аккуратность: по трех бальной системе.

Выберите для себя схему. (Предлагается несколько вариантов схем кусудам)

Закончили свою работу, сдаем ее жюри.

    Этап - АЗБУКА ОРИГАМИ.

Это проверка знаний приемов и знаков оригами.

Подпишите.

Заполните таблицу по мою диктовку. Приложение 2.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Не видимая, скрытая линия.

Повернуть в одной плоскости

Место надреза


Совместить точки.

Этап окончен.

Пока жюри подводит итоги, мы разгадаем кроссворд.

    Кроссворд – БАЗОВЫЕ ФОРМЫ.

Кроссворд состоит и 7 слов. В конвертах лежат базовые формы. Вы по очереди выходите ко мне, берете конверт, достаете базовую форму, на которой стоит номер, соответствующий номеру в кроссворде. Отгадываете и записываете. Приложение 3.

    катамаран

    треугольник

    дверь

    дом

    блин

    книжка

    рыба

7.Рефлексия

Как в оригами называется многогранник, который вы сложили? (Кусудама).

Какое практическое применение может быть у кусудамы? (Подарок, украшение интерьера.)

Награждение победителей.

Приложение 1: «Термины оригами».

Приложение 2: Азбука оригами

Термины оригами. Фамилия, Имя участника__________________________________

Согнуть на себя, сделать складку «долина»

Не видимая, скрытая линия.

Складка молния – сочетание складок долина и гора

Повернуть в одной плоскости

Перевернуть на другую сторону

Повторить действие один раз. Обычно на соседней стороне

Место надреза

Совместить точки.

Приложение 3. Кроссворд «Базовые формы».

Цель: эмоционально-нравственное воспитание детей с использованием предметной практики в технике модульное оригами.

· Закреплять умение собирать фигуры техникой модульное оригами.

· Развитие мелкой моторики рук.

· Развитие аккуратности.

· Развивать умение составлять композицию.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

· Развивать творческие способности.

· Умение работать по схемам, фотографиям.

Предварительная работа: беседы: «Знакомство с оригами», «Тайна бумагоделанья», «1000 журавликов», складывание модулей для своей поделки.

Материалы: макет леса, ранее выполненные фигурки животных, деревьев, цветов, треугольные модули, цветная и белая офисная бумага, клей, ножницы, схемы деталей, фотографии поделок, звуковое оформление: голоса, звуки леса.

Ход занятия.

Воспитатель.

Встаньте все в круг, чтобы поприветствовать друг друга.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас итоговое занятие, и мы с вами покажем, что мы умеем и знаем.

За высокими горами, за океаном есть волшебная страна. В этой стране все сделано из бумаги: и цветы, и деревья, и звери.

Реку облюбовали радужные лебеди, порхают бабочки.

На дереве сидит белочка, скачет зайчик, притаилась лиса.

Для того, чтобы отгадать как называется эта страна, нужно разгадать кроссворд, и из выделенных букв составить слово.

Кроссворд.

1. В какой стране возникло искусство оригами? (Япо ния)

2. Какой материал используется для изготовления поделок? (Бума га)

3. Какая фигура считается символом мира? (Жур авлик)

4. Как называются части, из которых собираются поделки? (Модули )

5. Из какой геометрической фигуры сложен модуль? (Прямоуг ольник)

6. В какой стране изобрели бумагу? (Ки тай)

7. Чем являются бумажные фигурки в Японии для японцев? (талисм ан)

Из выделенных букв составьте слово. (Оригами).

Правильно, наша страна называется - Оригами.

Маг, что придумал бумагу цветную

Желтую, красную и голубую.

Верил, наверно, что смогут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик.

Символом счастья – бумажный кораблик.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Сделать фигурки техникой «оригами».

Посмотрите на нашу волшебную поляну, здесь чего-то не хватает. Для этого нам нужно отгадать загадки.

1. И горит, и серебрится,

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес…(павлин)

2. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

3. Встал он прямо у дорожки:

Не идут от страха ножки.

И мычит бедняга: «Му!

Шаг я сделать не могу». (Бычок)

4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

5. Посмотрите-ка, какая –

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Рассаживайтесь по своим местам. Давайте вспомним, что такое модульное оригами?

Это создание объемных фигур из треугольных модулей – придумано в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющая при этом сила трения не дает конструкции распасться.

Звучит музыка. Дети выполняют задание.

Физкультминутка.

На двери весит замок. (Руки сцеплены в замок)

С большим интересом дети разгадывают различные загадки, шарады, ребусы и кроссворды.
В данном кроссворде нужно разгадать загадки, а буквы (ответ) расставить в соответствующие клеточки. В помощь вам — после каждого вопроса дано количество букв в слове.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ. А. Говорят, что раз в году чудеса сбываются. Но, скажу начистоту, вообще я не цвету(10). В. Ягоду с меня сорвёшь и всю руку обдерёшь(9). С. Рос шар бел, ветер дунул – облетел(9). D . Сам пустой, голос густой; дробь отбивает, шагать помогает. Е. Соловей и без свирели лучше всех выводит …(7). F . Сто одёжек и все без застёжек(7) / Мы для пильщика подставка и для кучера сидение(5). G . Шубы дважды в год снимают. Кто под шубами гуляют?(4) / Пляшет крошка, а всего одна ножка(3). Н. Раскалённая стрела дуб свалила у села(6). I . течет, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит(4).

J . На шесте — дворец, во дворце – певец(7). К. Готовит щи капустные, пахучие котлеты, все завтраки, обеды(5). L . Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают(7) / Великан стоит в порту, освещает темноту и сигналит кораблям: «Приходите в гости к нам»(4). М. На одной ноге стоит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат(5). N . Что быстрее всех на свете?(5) / Огородник с длинным носом; где он качнёт, там вода потечёт(5).

ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Узоры вышивает, весь мир одевает(4). 2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает(6). 3. Я холодною водою живо и тебя умою(4).4. В тихую погоду – нету нас нигде, а подует ветер – бежим мы по воде(5). 5. Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?(5). 6. Летит, пищит, случай не упустит, сядет и укусит(5). 7. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе(4). 8. Пять братьев; годами равны, а ростом разные(6).

9. В зелень наш оделся край, нас теплом встречает …(3). 10. Плод на ветках тут и там сине-фиолетовый, на варенье хватит нам урожая этого(5) 12. Он стоял на крепкой ножке, а теперь лежит в лукошке(4) / Сидит в грядке колобок, врос в землю крепко. Что же это?(5). 14. Пришла к нам Таня в жёлтом сарафане. Стали Таню раздевать, стали слёзы проливать(8). 15. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?(7). 16. Белый, а не сахар, с хвостом, а не мышь(4). 17 . Кто в году четыре раза переодевается?(5). 18. Весь в больших цветах махровых, белых, розовых, бордовых(4). 19. Вдоль лесных дорожек много белых ножек, издали приметных, собирай — не мешкай(8).

О Т В Е Т Ы

ПО ГОРИЗОНТАЛИ. А. Папоротник. В. Крыжовник. С. Одуванчик. D . Барабан.

Е. Трель. F . Капуста / Ко злы. G . Овцы / Юла. Н. Молния. I . Река. J . Скворец.

К. Повар. L . Грамота / Маяк. М. Цапля. N . Мысль / Лейка.

ПО ВЕРТИКАЛИ. 1. Игла. 2. Дерево. 3. Кран. 4. Волны. 5. Огонь. 6. Комар. 7. Туча. 8. Пальцы. 9. Май. 10. Слива. 12. Гриб / Репка. 14. Луковица. 15. Ромашка.

16. Рапс. 17. Земля. 18. Пион. 19. Сыроежка.