Про психологию. Учения и методики

В чем заключается конфликт между Тибетом и Китаем? Коренная проблема тибета Тибет и китай взаимоотношения.

Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават , который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.

Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете были развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.

Из книги Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ» (М., 2000. - с. 226):

Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.

Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.

Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.

Специальная комиссия Лиги Наций, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).

Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.

Далай-лама сам является рабовладельцем, выразителем помещиков, имеющих неограниченные прав перед своими рабами. Под правлением далай-лама, подавляющее большинство тибетцев находилось в крайней нищете. В такой стране рабовладельческого строя как Тибет повсеместно существовали такие жёсткие телесные наказания, как наш великодушный, добрый, мудрый, мирный, скромный далай-лама описал в своей книге. Но в его книге сыграли в роль злодеев уже не его аристократы, помещики, а коммунисты, которые пришли воссоединить к центральному правительству этот горное плато, принадлежавшее к ряду китайских династий в течение 800 лет. Кто отрубили руки, головы Тибетцев? Кто врал? Кто совершил преступления перед человечеством? Не хочу ответить на этот вопрос. Единственное что я знаю Тибет никогда не был утопией. Кое-кто искажает исторический фактор ради собственной политической пользы, как это делает всякий потерявший власть правитель. Если вы действительно любите Тибет, интересуетесь этим тайным регионом, почитайте более серьёзные исторические книги. Чем разнообразные у вас источники информации, чем ближе к истине.

Тибет занимает в Китайской Народной Республике и в мире особое место. Одним из доказательств его уникальности является существование так называемого тибетского вопроса. При этом вопрос этот существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом.

В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской - проблемой исторического и политического статуса Тибета.

Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik), или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила), или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно — в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе - правительство КНР и тибетская диаспора в лице далай-ламы XIV и его правительства в изгнании .

Китайская парадигма

Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях — официальном, интеллектуальном и массовом.

Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая; однако, когда дело касается более частных вопросов истории, культуры, религии, существуют различные трактовки. Скажем, ученые-исследователи не столь категоричны, как официальный Пекин, в утверждении о том, что Тибет являлся частью Китая, начиная с династии Юань (1279-1368) .

Среди трех уровней основополагающим является официальный.

Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что, начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем. Понимание Тибета как части Китая в новейшее время было унаследовано от Цинской империи Китаем республиканским, а от него перешло к Китаю коммунистическому. В период существования Китайской республики (1911-1949) контроль над Тибетом был утрачен, и только в 1951 году на основании письменного соглашения из 17 пунктов Тибет вновь «вернулся в лоно единой семьи китайских народов».

Построение образа «китайского Тибета» (как, впрочем, и «независимого Тибета» в видении диаспоры) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая.

Согласно официальной пропаганде, старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.

В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. В КНР была создана сеть научно-исследовательских центров, нацеленных на изучение Тибета, организованы конференции и симпозиумы, на которые приглашаются зарубежные ученые, китайские тибетологи принимают участие в зарубежных конференциях. Надо сказать, что

кампания приносит свои плоды — официальный образ «китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.

Что же касается внешней контрпропаганды китайского правительства, то трудно не отметить ее изрядную некомпетентность. Беспрестанное повторение тезиса «Тибет является частью Китая», поношение далай-ламы и его «клики», изображение старого Тибета в виде общества с изуверскими обычаями, непомерное восхваление деяний партии и правительства — все это вкупе с орфографическими ошибками вызывает у внешней аудитории обратную задуманной цели реакцию. Особое отторжение вызывают нападки на далай-ламу, пользующегося огромной популярностью в мире.

Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.

Эти символы по сей день формируют образ Тибета в китайском представлении. Однако наметившаяся тенденция непредвзятого исследования тибетских проблем позволяет надеяться на постепенное изменение этого стереотипа Тибета.

Тибетская парадигма

В 1959 году в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежали около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты.

Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к культуре и религии Тибета и большой интерес к тибетскому вопросу. Можно сказать, что эти работы объединяют в целом такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.

Основными тезисами тибетской парадигмы являются следующие.

Статус Тибета . Тибет на протяжении своей двухтысячелетней истории был независимым государством.

Во времена монгольской династии Юань и маньчжурской Цин между ламами — правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.

Подчеркивается также, что данные отношения имели место между тибетцами и монголами/маньчжурами, и поэтому китайское правительство не вправе утверждать свою власть над Тибетом, основываясь на этих отношениях. После провозглашения далай-ламой XIII независимости Тибета в 1912 году и участия Тибета как равного представителя в тройственной (Китай, Англия, Тибет) конференции в Симле в 1913-1914 годах и вплоть до 1951 года Тибет был полностью независимым государством. Поэтому,

по тибетской точке зрения, введение войск Народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 году является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Результаты китайской оккупации . Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом - геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

Современное положение . Резкая критика проводимой политики центрального правительства КНР.

По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как тибетцы маргинализуются, ухудшается окружающая среда Тибета, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.

Разрешение тибетского вопроса . В первые 20 лет эмиграции (1959-1979) достижение независимости Тибета считалось главной целью в кругах тибетской эмиграции. В настоящее время мнения существенно разделились. В то время как Центральная тибетская администрация стала придерживаться плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР, Тибетский молодежный конгресс, многие члены тибетского парламента и другие представители тибетской диаспоры не оставляют цели достижения независимости Тибета. По их мнению, независимость возможна, так как КНР может распасться как Советский Союз — из-за экономических и социальных проблем.

Тактикой далай-ламы XIV на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.

Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах: старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако этот стереотип, так же как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.

Тибетский вопрос на Западе

Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Причем обе стороны упорно настаивают на своем видении проблемы. Кто же выигрывает в этой битве представлений? На первый взгляд кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение его Нобелевской премией и золотой медалью конгресса США — свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа.

В этой борьбе сам Запад не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.

Однако большинство на Западе и в мире не учитывают, что за этой идеологической битвой лежит реальный вопрос и реальная политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.

Можно сказать, что позиция тибетской диаспоры и ее сторонников, в основе которой лежат такие понятия, как право наций на самоопределение и права человека, относится к пространству идеального и не учитывает реальную совокупность всех факторов. В противовес идеальному существует так называемый реальный вопрос, или понимание мира как глобального порядка, в котором господствует доминирующие силы, одни ценности имеют перевес над другими, реализм довлеет над идеализмом, имеющие государственность довлеют над теми, у кого ее нет.

История сино-тибетского диалога насчитывает более 1400 лет.

Массовые волнения в Тибете, самосожжения последних лет свидетельствуют о том, что в сино-тибетских отношениях наступил очередной кризис.

Новое руководство КНР должно понимать, что продолжение политики, следствием которой становятся насилие и вражда, не служит долгосрочным интересам государства. Главным ключом для разрешения тибетского вопроса является скорейшее нахождение компромисса в переговорном процессе. Все надежды тибетцев на самоопределение, возрождение своей религии и культуры связываются с личностью далай-ламы, но время не на его стороне, что придает тибетскому вопросу еще большую остроту. Прагматически настроенные тибетцы понимают, что у них нет шансов борьбы на равных с «Китаем-драконом» и что жизнь шести миллионов тибетцев не может быть использована как разменная монета в политической борьбе. Несомненно, поэтому, в интересах далай-ламы, Тибета и тибетцев, Китая и китайцев скорейшее нахождение срединного пути разрешения тибетского вопроса для блага всех заинтересованных сторон.

Тибетский вопрос в России

Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако это не так.

Тибет и его столица — город Лхаса — места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян.

Многим известны имена исследователей Внутренней Азии Николая Пржевальского , Петра Козлова , Григория Потанина , Юрия Рериха . Не будет преувеличением сказать, что их открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено. Тибет особо близок российским буддистам — бурятам, калмыкам и тувинцам.

В конце XVII века монгольские и тибетские монахи принесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Гомбожаб Цыбиков и Базар Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края.

В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловлено специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу далай-ламе XIV.
Сама я по специальности китаист, и Китай для меня почти что родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции. В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна.

Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае.

А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили на эти вопросы внимание.

Хочется надеяться и на другое: работы ученых, в том числе и эта лекция, смогут оказаться полезными в деле установления истинного добрососедства и партнерства между народами России и Китая.

Синьцзя́н-Уйгу́рский автоно́мный райо́н (СУАР )- регион на северо-западе Китая. Самая большая по площади территориально-административная единица КНР. Исторический топоним - Восточный Туркестан , граничит с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Монголией, индийским штатом Джамму и Кашмир.

    Административное деление: 19 округов Население - 21 813 334 человек (2010).

    Административный центр и крупнейший город - Урумчи.

    Кратко историческая справка

В 1760 Уйгурский регион присоединился к Китайской империи и с тех пор потерял свою независимость. С момента присоединения Синьцзяна уйгурский, постоянно боролись за независимость, используя для этого как внутренние ресурсы, так и помощь извне.

4. С точки зрения КНР «проблема уйгурского сепаратизма» является крайне актуальной и несет в себе угрозу территориальной целостности страны.

5. Распад Советского Союза и появление в Центральной Азии (ЦА) новых суверенных образований, косвенно стимулировали активизацию этнического сепаратизма в Китае и, в частности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР . Уйгуры ожесточённо сопротивлялись присоединению Синцзяна к Китаю. В 20, 30 и 40 годы происходили восстания и велись освободительные войны, в новый период ожесточение несколько спало, однако с конца 90 годов выступления уйгуров вновь стали сотрясать регион.

6. Рабия Кадыр - одна из активных сторонников самоопределения уйгурского народа.

7. Китай за последние годы изменил точку зрения на проблему уйгурского сепаратизма - сепаратисты были объявлены частью международного терроризма.

8 . С приходом к власти Мао Цзэдуна в 1949 году, Сянцзань потерял независимость и в 1955 году был провозглашен Синьцзянско-Уйгурским автономным районом КНР.

9 . Во второй половине 80-х годов, заметная активизация деятельности уйгурских сепаратистов, направленная на выход из состава КНР и провозглашение независимого государства Восточный Туркестан.

В начале 90-х годов, на территории Казахстана и Кыргызстана активизировался ряд уйгурских организаций националистического толка, в частности «Международный комитет освобождения Туркестана» (бывший «Национальный фронт Восточного Туркестана»), «Организация освобождения Туркестана», «Объединенная ассоциации уйгуров», которые начали помогать своим соплеменникам в СУАР с целью воссоздания независимого государства «Уйгурстан».

10. Со второй половины 90-х годов «Исламское Движения Узбекистана» (ИДУ ), членами которых становились и уйгуры.

11. Наиболее тесное взаимодействие Китая по данной проблеме было налажено с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, на территории которых проживают значительные уйгурские диаспоры.

В 1996 году, по инициативе Китая в рамках «Шанхайской пятерки» на обсуждении была выработана и документально закреплена общая позиция. Уже в рамках сформированной в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном Шанхайской организации сотрудничества, была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Китаем и Россией в данном направлении.

Волнения Уйгур (2008) Волнения уйгур в Урумчи (2009) Массовые беспорядки в Урумчи вспыхнули 5 июля 2009 года в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района городе Урумчи. Согласно данным, неправительственной организации «Всемирный уйгурский конгресс», число погибших составило несколько сот человек. Предполагаемые виновники беспорядков были арестованы китайскими властями.

Джунгарские ворота , соединяющий Синцзян с Казахстаном, а также коридор Каракорум, через который осуществляется связь Китая и Пакистана. Высокогорный характер местности ставит перед Китаем чрезвычайно сложную задачу: каракорумский коридор проходит по спорным территориям Индии и Пакистана, Индии и Китая, что создает сложности при стратегическом планировании его использования.

    Тибетская проблема

Тибет - район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье.

С 1950 года входит в состав КНР как Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях Юньнань, Сычуань,Цинхай и Ганьсу, между которыми поделены исторические области Тибета У-Цанг, Кам и Амдо. Лхаса - историческая столица Тибета и административный центр Тибетского автономного района. Включение Тибета в состав КНР в результате военного вторжения остаётся сложным и противоречивым вопросом вплоть до настоящего времени. В Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV , один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.

    Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. Однако они предпочли сделать это без применения военной силы: в 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику. Первое время соглашение соблюдалось, однако вскоре возмущенные нарушением векового уклада жизни, они начали бороться против нововведений. В 1959 антикитайское восстани е - Далай лама бежал в Индию.

    В 1965 году был создан Тибетский автономный район, в котором тибетцы допускаются в основном лишь в исполнительные и представительные органы государственной власти.

    В 1989 году в Тибете произошли серьезные беспорядки. Секретарем парткома ТАР тогда был нынешний китайский лидер Ху Цзиньтао, который принял решительные меры по их подавлению.

    В созданный китайским правительством ТАР вошло немногим более половины исторического Тибета, остальные же тибетцы оказались на территориях других провинций Китая, где их культурная идентичность находится под угрозой исчезновения.

    До вхождения в состав Китая Тибет имел свой флаг и герб. В настоящее время они используются тибетским правительством в изгнании, в Китае же они рассматриваются исключительно как символы сепаратизма. В Китае тибет. пробл. вассматрив. как измышление сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил..

    Далай-лама и тибетское правительство в изгнании располагаются на севере Индии в г.Дхарамсала , ставшем прибежищем многочисленным тибетским беженцам. С сентября 1960 г. там же функционирует Тибетский парламент в изгнании (ныне Ассамблея народных депутатов Тибета), разработавший Конституцию тибетских беженцев, получившую название «Хартии тибетцев в изгнании».

    В мае 1995 г. Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало, и «назначило» другого ребенка – Гьялцэна Норбу, а через три дня Гендун Чокьи Ньима вместе с родителями был взят «под охрану» властями КНР, с тех пор его местонахождение неизвестно.

    Последняя вспышка этно-культурного конфликта, связанная с поднятием восстания против китайских властей, имела место в 2008 г. и была приурочена к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибет утверждал что это была лишь мирная демонстрация, восстание было жестко подавлено.

    С начала 90-х годов проходят Международные конференции групп поддержки Тибета , последняя из которых состоялась в Нью-дели в ноябре 2010 г . Генеральная ассамблея ООН также неоднократно принимала резолюции, осуждающие нарушение прав человека в Тибете.

    27 октября 2010 г. около 40 детей тибетского происхождения, проживающих в Европе, подали обращение в Европейский парламент в Брюсселе с призывом повлиять на языковую политику режима Китая , призывая к сохранению культурного наследия Тибета.

    Россия рассматривает тибетский вопрос как внутреннее дело КНР, чем обусловливаются многократные отказы МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе.

В статье второй Совместной декларации КНР и РФ, подписанной В.В.Путиным и Ху Цзиньтао в 2007 г., говорится о том, что «стороны будут в соответствии с принципами и духом Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ от 16 июля 2001 года усиливать взаимную поддержку в важнейших вопросах, затрагивающих независимость, суверенитет и территориальную целостность друг друга.

Российская сторона подтверждает решительную поддержку принципиальной позиции китайской стороны в вопросах Тайваня и Тибета». Поэтому визит Далай-ламы в Москву может стать раздражителем в отношениях России с Китаем. В связи с этим реализация визита возможна только после нормализации отношений Далай-ламы с Пекином.

Тибетский сепаратизм остаётся крайне значимым фактором, особенно в связи с тем, что Запад и Соединенные Штаты используют факт «оккупации» Тибета в качестве еще одного инструмента давления на Китай.

именно на территории Тибета между КНР и Индией сохраняется напряженность. Такие же непростые отношения связывают Китай с высокогорным Непалом , в котором симпатизирующие Китаю маоисты ведут по сей день сложную политическую борьбу

Основные моменты

Тибетский автономный район стал доступен иностранным туристам всего 30 лет назад. Несмотря на административные и природные препятствия, стоящие перед путешественниками: необходимость получать разрешение на въезд от китайских властей и разреженный горный воздух, число туристов из-за границы увеличивается из года в год.

Регион расположен на высокогорном плато, подавляющая часть территории находится на высотах более 4 тысяч метров. Тибет полон загадочности и таинства со своей тысячелетней историей. Тут воедино слились красоты гималайских гор и древние философские учения. Попав в Тибет, сразу чувствуешь, что мистические тайны этой страны не просто слухи. Они вокруг вас.


Природные достопримечательности Тибета


Монотонные пейзажи Тибета с плоскими долинами, лежащими между заснеженных гор, располагают к медитации. Наиболее выразительные природные объекты одновременно служат предметом поклонения буддистов. На пирамидальной горе Кайлас, достигающей в высоту 6714 м, по преданию, обитает одно из воплощений Будды. Добраться до места паломникам технически крайне сложно: нужно проехать несколько сотен километров к западу от города Лхасы, а потом передвигаться пешком, совершая кору, или ритуальный обход, вокруг горы.

На самую вершину Кайласа никто еще не поднимался: против попыток альпинистов бурно протестовали верующие со всего мира. У подножия горы лежит озеро Манасаровар, кора вокруг которого займет несколько дней. Еще одно почитаемое озеро, Ямдрок Тцхо, расположенное между Лхасой и Гьянгдзе, славится необычным цветом своих вод, постоянно меняющим оттенки.

Основная статья:

Тибетский пейзаж

История и современность

Сонгцен Гампо

На большем протяжении своей истории Тибет был независим, однако не всегда представлял собой единое государство. Первым, кто объединил страну под своей властью в VII в., был царь Сонгцен Гампо, взошедший на престол в 629 г.; этот год считается самой ранней исторически достоверной датой в истории страны. Впрочем, Сонгцен Гампо правил не всем нынешним Тибетом, а только районом долины Ярлунг вокруг Шигадзе и Лхасы, то есть, центром Тибета. Правда, этот царь совершал большие завоевательные походы. Долгосрочную славу Сонгцен Гампо снискал своей брачной политикой: он женился на непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Вэньчэн, установив родственные связи с соседними государствами, - ныне обе принцессы почитаются как святые покровительницы Тибета под именами Зеленая Тара и Белая Тара. Обеим приписывается значительная роль в распространении буддизма в стране.

Жители Западного Тибета. В. Верещагин

Тибет продолжал крепнуть, и в VIII в. он даже покорил большие территории империи Тан, в том числе, на 67 лет овладел оазисом Дуньхуан. После эпохи распада государства, которой предшествовали гонения на буддистов в IX в., в XI в. буддизм вновь укоренился па этой земле. Собственная неповторимая версия тибетского буддизма сложилась только в XIV-XV вв. благодаря основанной реформатором Цонгкхапой «школы добродетели» или «школы желтых шапок» (гелугпа), в лоне которой в XVI-XVII вв. зародился институт Далай-ламы.

Проблема автономии

С 1722 г. Тибет принадлежал к империи маньчжуров. Ее представляли в Лхасе двое так называемых амбанов, которые осуществляли также политическое влияние; благодаря им владычество маньчжуров было не только формальным. В 1913 г. 13-й Далай-лама провозгласил независимость Тибета (который тем временем попал в сферу британского влияния), однако Республика Китай не признала ее.

13й Далай Лама в 1910 году

Неясный юридический статус подкреплялся противоречивыми фактами: Республика Китай никак не обозначала свою власть над Тибетом, для других же государств (кроме в какой-то степени Великобритании) Тибет во внешнеполитическом смысле не существовал. Расплата за отсутствие дипломатических сношений последовала в 1950 г., когда Китай насильно реализовал свои территориальные притязания на Тибет. Последний пробовал протестовать в рамках ООН, но союзнической поддержки практически не нашел.

Притеснения

Тибетский вопрос до сих пор стоит на повестке дня, и это связано не только с фактом китайского владычества, но и с тем, как оно осуществляется. Мао Дзэдун и коммунистическая партия, творившие произвол во всем Китае, распространили его и на Тибет, хотя здешнее население не признавало китайское правительство «своим» и оказывало чужеземной власти сопротивление.


Конфликт достиг своей кульминации в 1959 г., когда силой было подавлено народное восстание, в результате чего Далай-лама, а с ним и многие монахи, бежали из страны. С тех пор в городе Дхарамсала (Индия) действует «правительство Тибета в изгнании» и проблема Тибета приобрела международное значение. Еще хуже тибетцам пришлось в годы культурной революции, когда были распущены монастыри и «красная гвардия» Мао разрушила многие священные произведения искусства. Хотя эти варварские злодеяния творились не только в Тибете, но и по всему Китаю, здесь их несправедливость, в силу большего значения религии в общественной и повседневной жизни, сознавалась гораздо острее.

Непростые отношения Тибета и Китая в наше время

До наших дней дошли более поздние памятники религиозной архитектуры, построенные 300-400 лет назад, да и они серьезно пострадали в период маоизма, когда в Китае боролись с любыми проявлениями веры. К концу XX века правительство постаралось загладить свою вину перед Тибетом, восстановив древние достопримечательности в первозданном виде.

Предупреждение на трех языках: "Не распространять запрещенные мысли и предметы"

Широкая, по мнению китайцев, но недостаточная, как считают тибетцы, автономия была предоставлена району в 1965 году. Юные граждане получают начальное образование на тибетском языке, на нем же ведется делопроизводство. Время от времени Тибет охватывают волнения. Мировое сообщество на словах поддерживает их, но вмешиваться в процесс не рискует, учитывая вес Китая на международной арене.

Тибетский буддизм

Свой особый характер тибетско-буддистское учение поначалу приобрело вследствие того, что оно вобрало в себя элементы местной шаманистской религии бон, бытовавшей задолго до усвоения буддизма. К отличительным признакам относится важная роль ритуалов, которым приписывается магический эффект, практическое применение учения о реинкарнации для избрания духовных наследников покойных лам и гораздо более обширный в сравнении с китайским буддизмом пантеон с обилием наводящих ужас божеств, отчасти злых, отчасти добрых. Поэтому тибетская иконография очень сложна.

Храм Обезьян в Катманду

Согласно верованиям тибетских буддистов, носителем учения становится Далай-лама, воплощение Авалокитешвары, символизирующего сострадание. Самый почитаемый храм Тибета, Джоканг, расположен в Лхасе, столице района. Это центр притяжения для буддистов, совершающих поклонение, но и простым туристам вход в храмовые помещения не запрещен. Десятки важных религиозных объектов разбросаны по всему Тибету, к большинству из них проложены качественные автомобильные дороги. Иностранных послушников в тибетских монастырях не принимают, это связано и с сопротивлением китайской администрации, и с отсутствием такой традиции в местной ветви буддизма. В отсутствие Далай-ламы XIV, проживающего в изгнании в индийской Дармсале, высшим религиозным деятелем формально признается очередной Панчен-лама, проживающий в монастыре Ташилунпо, в городе Шигадзе.

Тибетская медицина

Народная медицина Тибета тесно связана с религиозными практиками. Многие путешественники приезжают в регион ради визита к врачу, чтобы услышать диагноз и пройти курс лечения. Желающие могут пройти краткосрочные курсы обучения основам тибетской медицины, но обольщаться насчет их ценности не стоит: истинные целители учатся своему ремеслу долгие годы.

Иллюстрации Традиционной Тибетской Медицины в пекинском музее Науки и Техники

Достопримечательности Лхасы

Туристам, приехавшим в Тибет всего на несколько дней, рекомендуется ограничиться Лхасой, сочетающей в себе черты китайского, непальского, индийского архитектурного стиля.

Самый узнаваемый объект города, расположенный на холме на высоте 3700 м над уровнем моря в западной части столицы, – гигантский дворец Потала, возведенный в XVII веке. Мощная крепость, предназначенная для защиты от чужеземцев, представляет собой обильно декорированное массивное прямоугольное здание из красного камня в окружении белых стен и лестниц. Резиденция Далай-лам вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе обширного комплекса.

Дворец Потала

Кроме Поталы, в него включена Норбулинка, или «Драгоценный парк», разбитый в 10 минутах езды к западу от Красного дворца. Летом и осенью здесь отмечаются светские и религиозные праздники. Самый популярный из них – августовский Фестиваль йогурта, или Шотон. По преданию, его придумали светские власти, чтобы подбодрить монахов, вынужденных проводить пол-лета в добровольном заточении из боязни наступить на порхающих на свежем воздухе насекомых. Во время торжества парк открыт всю ночь, в нем горят костры, выступают труппы с этническими песнями и танцами.

В храме Джоканг, который легко узнать по символу – двум золотым ланям, с двух сторон тянущимся к колесу дхармы, хранятся древние статуи Будды, привезенные в дар царю Сонгцэну Тампо, основателю тибетского буддизма. Фигуру монарха и его жен можно увидеть в соседнем зале Джоканга. Объект открыт для посещения с 8 утра до полудня ежедневно, часы работы во второй половине дня нужно уточнять на месте. Вокруг здания располагаются лавки ремесленников и торговцев сувенирами.

Второй по значимости монастырь Лхасы – Рамоче. В нем хранится бронзовая статуя юного Будды, по легенде, изготовленная мастером Вишвакарманом, заодно создавшим нашу Вселенную. На расстоянии примерно 10 км от города построены монастыри Сера и Дрепунг.

Паломники перед храмом Джоканг

Памятники Шигадзе

Город Шигадзе

Второй по величине город Тибетского автономного района, Шигадзе связан с Лхасой автомобильным и железнодорожным сообщением. Один из крупнейших монастырей тибетской ветви буддизма, Ташилунпо, служит резиденцией для Панчен-ламы, второго по значимости иерарха, наставника Далай-лам. Туристы приезжают сюда понаблюдать за повседневной жизнью монахов и полюбоваться 26-метровой золотой статуей Будды Майтрейи – «новоделом», которому недавно исполнилось 100 лет.

Светский памятник, городскую крепость-дзонг, в которой когда-то жили цари страны, в результате волнения 50-х годов и при маоистах полностью разрушили, но несколько лет назад в точности восстановили по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Гьянгдзе

Знаменитая ступа поселка Гьянгдзе

Скромный поселок Гьянгдзе, лежащий в 240 км езды к юго-западу от Лхасы, известен монастырем Пелкор Чедё с четырехэтажной ступой Кумбум. Внутри изящного культового сооружения нашлось место для 108 залов и алтарей. Населенный пункт, практически не подвергшийся китаизации, обычно посещают путешественники, направляющиеся из Тибета в Непал.

В каждом доме в Центральном Тибете развеваются флажки пяти разных цветов. Голубой цвет символизирует небо, белый - облака, красный - солнце, зеленый - воду, а желтый - землю. На многих дверях нарисован лежащий серп, между концами которого парит круг, от которого отходит огненный шлейф: это Солнце и Луна. Изображение скорпиона на стене дома защищает его обитателей от напастей.

Разноцветные тибетские флажки

Информация для туристов

Туристы будут чувствовать себя комфортно с поздней весны до конца осени, насколько это возможно на высоте 3000-4000 м над уровнем моря. Зимой путешественникам недоступны некоторые высокогорные районы. Для минимальной акклиматизации и осмотра Лхасы достаточно одной недели, отдаленные монастыри и природные объекты потребуют поездки на 2-3 недели. Категорически не рекомендуется находиться в автономном районе 10 марта – это памятный день Тибетского восстания, когда возможны беспорядки. Власти Китая обычно не дают разрешения на въезд в регион на эти числа.

Где остановиться

За последние годы в Лхасе и других городах построено немало приличных отелей. В горах можно снять комнату у местных жителей: особых удобств гостям не предложат, но чистоту гарантируют. С собой обязательно брать теплую одежду, поскольку перепады между дневной и ночной температурой в любых частях Тибета весьма значительны. Дожди идут в июле и августе, но они не слишком обильны.

Еда

Цампа - традиционное тибетское блюдо

Кухня Тибета не создает дополнительной нагрузки на желудок: пряностями здесь, в отличие от других стран Азии, не злоупотребляют, предпочитают вареные блюда. Из-за особенностей местоположения в традиционном меню нет фруктов и рыбы. Алкогольных напитков, кроме слабого рисового вина и пива, не употребляют, пьют соленый чай с добавлением масла. Кредитные карты принимают в пределах столицы, в остальных случаях лучше брать с собой наличные мелкими купюрами.

Момо с курицей (похоже на наши пельмени)

Традиционная пища тибетцев - цампа, тесто из обожженного ячменя, которое едят с чаем и маслом яка, но это не ресторанное блюдо.

Популярны «момо», пельмени с начинкой; их можно заказать в любом из кафе Старого города. В Лхасе можно отведать также хорошую непальскую и индийскую, а также, разумеется, китайскую кухни.

Климат и здоровье

Восхождение на Эверест

Приезжающие в горные районы из Пекина туристы могут испытывать в пути кислородное голодание. В поездах на этот случай предусмотрены кислородные маски. Дышать в условиях высокогорья без привычки сложно даже спортсменам; сердечникам, гипертоникам, беременным женщинам и детям находиться здесь просто противопоказано. Чтобы облегчить адаптацию к недостатку кислорода, не рекомендуется во время путешествия употреблять алкоголь, переохлаждаться, нервничать, сидеть на диете или, напротив, переедать. Необходимо много пить, дозировать физическую нагрузку.

Уже в Лхасе, лежащей на высоте 3700 над уровнем моря, что для Тибета не очень высоко, может случиться приступ высотной болезни в форме сильных головных болей. После прибытия на самолете надо обязательно запланировать медленный процесс акклиматизации, в течение которого надо пребывать в покое - независимо от возраста и физического состояния. Тем более это касается более высокогорных районов. Также угрозу для здоровья представляют сильное солнечное излучение и большие перепады дневных и ночных температур. Помимо того, к северу от Трансгималаев зимой бывает холодно, как в Сибири.

Tibet Travel Permit

Как добраться

Для въезда в Тибетский автономный район, помимо обычной китайской визы, туристам необходимо получить «Tibet Travel Permit» – специальное разрешение на посещение Тибета. Его предоставляют только организованным группам от 5 человек, поэтому одиночкам приходится объединяться хотя бы на этапе выдачи въездных документов.

После въезда разрешение «Tibet Travel Permit» больше не понадобится. По отдельным регионам, включая Лхасу с окрестностями и Шигадзе, можно передвигаться свободно, для других же в свою очередь требуется другое разрешение, которое можно получить, например, в Лхасе через туристическую фирму, в которой вы заказываете тур.

При путешествии через Непал необходимо дополнительно оформлять двукратную непальскую визу, чтобы без проблем вернуться обратно в Катманду для вылета на родину.

В окрестностях Лхасы, в часе езды от столицы, открыт высокогорный аэропорт Гонггар, связывающий регион с Катманду и китайскими мегаполисами. Остальные аэропорты района предназначены для местных нерегулярных рейсов.

Из Пекина в столицу ежедневно отправляется поезд, добирающийся до места назначения через двое суток. Железная дорога со множеством туннелей и мостов, проложенная на высоте 4000 м, связывает Лхасу и Шигадзе. Крупные населенные пункты Тибета объединены сетью автомагистралей.

Эта проблема существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом. Так, в китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистки настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской - проблемой исторического и политического статуса Тибета.

Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik) или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила) или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма.

В основе парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства (representation fight) или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе – правительство КНР и тибетская диаспора в лице Его Святейшества Далай-ламы XIV и правительства Тибета в изгнании (Центральная тибетская администрация).

Китайская парадигма

Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях: официальном, интеллектуальном и массовом. Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая. Среди трех уровней основополагающим является официальный. Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем.

Построение образа «китайского Тибета» (Zhongguo Xizang) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая. Согласно официальной пропаганде старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.

В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. Надо сказать, что кампания приносит свои плоды, и официальный образ «Китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.

Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.

Тибетская парадигма

В 1959 г. в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежало около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили Далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты. Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к тибетскому вопросу и большой интерес к культуре и религии Тибета.

Можно сказать, что этому способствовали такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими сословиями царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.

Основные тезисы тибетской парадигмы

Статус Тибета . Тибет на протяжении своей 2-тысячелетней истории был независимым государством. Во времена династии Юань (монголов, 1279-1368) и Цин (маньчжуров, 1644-1911) между ламами-правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.

По тибетской точке зрения введение войск народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 г. является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Результаты китайской оккупации . Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом – геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

Современное положение . По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как сами тибетцы маргинализуются, окружающая среда Тибета ухудшается, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.

Разрешение тибетского вопроса . В настоящее время Центральная тибетская администрация придерживается плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР. Тактикой Дхарамсалы на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем, чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.

Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах – старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако, по нашему мнению, этот стереотип так же, как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.

Тибетский вопрос на Западе

Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Кто же выигрывает в этой битве представлений?

На первый взгляд, кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, Далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение Его Святейшества Нобелевской премией и Золотой медалью Конгресса США – свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа. В этой борьбе сам Запад – не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.

Однако большинство людей в мире не осознает, что за этой идеологической битвой лежит «реальный» вопрос и «реальная» политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР, и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.

Тибетский вопрос в России

Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако нам представляется, что это не так. Тибет и его столица город Лхаса – места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян. Всем известны подвиги неутомимых исследователей Внутренней Азии Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, Ю.Н. Рериха. Не будет преувеличением сказать, что их великие открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу Далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено.

Тибет особо близок российским буддистам – бурятам, калмыкам и тувинцам. В конце XVII в. монгольские и тибетские монахи привнесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Г. Цыбиков и Б. Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края. В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

В 2008 г. мне довелось стать зрителем вручения Золотой медали Конгресса США Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Правда, не из залы Ротонды Капитолия, а с экрана на западном склоне капитолийского холма, где по торжественному случаю собралось огромное количество тибетцев и друзей Тибета.

После окончания церемонии Далай-лама спустился в сопровождении киноактера Ричарда Гира, официальных лиц американского истеблишмента и тибетского правительства в изгнании и обратился к собравшимся с небольшой речью. Было отрадно видеть, как почитают и уважают Его Святейшество в Америке, как гордятся тибетцы своим лидером и как благодарны они поддержке, которую получают в западном мире.

У нас же – совершенно иная ситуация. Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловливается специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе XIV.

Сама я по специальности китаист, и Китай для меня – почти родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции.

В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта – отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна. Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае. А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили внимание на эти вопросы.