Про психологию. Учения и методики

Яркая молния передернула небо и я увидел. Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал

Отводится 45 минут.

Ответами к заданиям 1–11 является число. Ответами к заданиям 12–18 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Обведите правильный(е) ответ(ы).

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

(Из энциклопедии)

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии живут везде.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного.

1) сто двадцать пятым 3) сорока трёх

2) трёхстами пятнадцатью 4) двум третьим

3. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) восторгаться музыке 3) оплатить покупку

2) работать согласно расписанию 4) не чувствовать холода

4. Значение какого слова определено неверно?

1) БУДНИЙ – рабочий, не праздничный

2) АВТОБИОГРАФИЯ – описание жизни известного человека

3) СМЕТЛИВЫЙ – хорошо и быстро соображающий, догадливый

4) ФОРМУЛЯР – библиотечная учётная карточка

5. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует пара слов: безучастность сочувствие ?

6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Лексика современных школьников несколько иная, нежели чем их предшественников.

2) Тех, кто первыми позвонят в редакцию и ответят правильно, ждёт приз.

3) Номер телефона, который определил мобильник, который мне недавно подарили, был мне неизвестен.

4) Я думаю, что ты напрасно сначала не посоветовался с отцом.

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

1) Лучше (не)досолить, чем пересолить.

2) (Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.

3) Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.

4) Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа антич­ной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия на месте пропуска в предложении.

Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Удивительный июльский день. (2)Один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. (3)С самого раннего утра небо ясно. (4)Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается мягким румянцем. (5)Солнце, не огнистое, не раскалённое жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное, мирно поднимается над узкой и длинной полосой тумана. (6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

(7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (8)К вечеру эти облака исчезают. (9)Последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (10)На месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние зари стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём первая вечерняя звезда. (11)Такие дни всегда памятны. (12)Они надолго остаются в душе, как остаётся в ней всё то прекрасное, что дарит человеку летняя природа.

10. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

2) Утренняя заря в июльский день напоминает автору пылающий пожар.

3) сравнивает появляющиеся на небе около полудня облака с островами.

4) Летняя природа дарит человеку много прекрасного.

11.Определите стиль и тип речи предложенного текста.

1) художественный, описание.

2) публицистический, рассуждение.

3) публицистический, повествование.

4) научный, описание с элементами повествования.

Ответ:___________________________

12. Из предложения 1 выпишите эпитет.

Ответ:___________________________

13.В предложении 5 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

14. В предложениях 11-12 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка – корень – суффикс. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

15. Из предложений 8–9 выпишите все предлоги.

Ответ:___________________________

16. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

Ответ:___________________________

17. В предложении 10 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о написании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного Вами текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное(-ые) определение(-я), выраженное(-ые) причастным оборотом.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, (1) золотисто-серых, (2) с нежными белыми краями. Подобно островам, (3) разбросанным по бесконечно разлившейся реке, (4) обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, (5) они почти не трогаются с места. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, (6) черноватые и неопределённые, (7) как дым, (8) ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.

Ответ:___________________________

    Задание 1

    Укажите два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую .

    1. Про­гул­ка или раз­го­вор с дру­гом были оди­на­ко­во при­ят­ны для меня.
    2. Су­мрак скрыл очер­та­ния лица и фи­гу­ры Ольги и на­бро­сил на неё как будто по­кры­ва­ло.
    3. На земле жи­лось не­лег­ко и по­это­му я очень по­лю­бил без­дон­ное небо.
    4. Уче­нье да труд всё пе­ре­трут.
    5. В кол­ле­дже он с увле­че­ни­ем за­ни­мал­ся как гу­ма­ни­тар­ны­ми так и есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ски­ми дис­ци­пли­на­ми.

    Пояснение

    Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) прогулка , (что?) разговор были приятны ИЛИ . Значит, запятую в этом предложении не ставим: Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

    Второе предложение тоже простое, потому что в нём одна основа с однородными сказуемыми: сумрак (что сделал?) скрыл , (что сделал? ) набросил . Сказуемые соединены одиночным союзом И . Запятую перед ним не ставим. И есть однородные дополнения: очертания (чего?) лица , (чего?) фигуры , которые тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении запятых нет: Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

    Третье предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: первая – жилось (состоит из одного сказуемого), вторая – я полюбил . Части сложносочинённого предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом И ставим запятую: На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) ученье , (что?) труд перетрут . Подлежащие соединены одиночным союзом ДА в значении И Ученье да труд всё перетрут.

    Пятое предложение простое, потому что в нём одна основа: он занимался дисциплинами (какими?) гуманитарными , (какими?) естественно-математическими КАК , ТАК И . Перед второй частью союза ставим запятую: В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 3 и 5 .

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, но с однородными подлежащими и однородными сказуемыми: (кто?) дети , (кто?) взрослые (что делали?) собирались , (что делали?) читали . Однородные подлежащие соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. И однородные сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении нет запятых: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

    Второе предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: интонация лежит . В предложении есть однородные члены – дополнения: на грани (чего?) словесного , (чего?) несловесного , (чего?) сказанного , (чего?) несказанного . Они сгруппированы попарно, и в каждой паре слова соединены одиночным союзом И , перед которым запятая не ставится. А вот между собой эти пары соединены бессоюзной связью, значит, между ними надо поставить запятую (перед второй парой слов): Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.

    Третье предложение сложное: в нём две грамматические основы – безмолвие царило и солнце погружалось . Части предложения соединены союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, перед союзом И в сложносочинённом предложении ставим запятую: Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: Иван был сонливый ленивый . Прилагательные сонливый , ленивый входят в составное именное сказуемое, соединены одиночным союзом ДА в значении И , перед ним запятая не ставится: Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

    Пятое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, состоящая только из сказуемого: хотелось застать . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: хотелось застать (где?) на полянке , (где?) на берегу . Они соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым запятая не ставится: Мне хотелось застать медведя гдени­будь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 2 и 3 .

    Задание 3

    1. Не­ко­то­рые ак­ва­рель­ные про­из­ве­де­ния от­но­сят­ся как к жи­во­пи­си так и к гра­фи­ке.
    2. Океан слов­но замер и ро­ко­чет тихо и вкрад­чи­во.
    3. От­ве­ты вы мо­же­те дать или в уст­ной или пись­мен­ной форме.
    4. Арбуз и спел и са­ха­рист и очень вку­сен.
    5. Со сто­ро­ны улицы у шта­кет­ни­ка стоял пыш­ный баг­ря­ный клён и ронял свои ли­стья в ма­лень­кий садик.

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение простое, потому что у него одна грамматическая основа: (что?) произведения (что делают?) относятся относятся (к чему?) к живописи , (к чему?) к графике . Они соединены двойным союзом КАК , ТАК И . Перед второй частью этого союза ставим запятую: Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.

    Второе предложение простое, потому что одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: океан словно замер, рокочет И , перед которым запятая не ставится. Есть ещё однородные члены – обстоятельства: рокочет (как?) тихо , (как?) вкрадчиво И , перед которым запятая не ставится: Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

    Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) вы (что делаете?) можете дать . Есть однородные члены предложения – определения: в форме (какой?) устной , (какой?) письменной ИЛИ…ИЛИ , значит, перед вторым союзом ставим запятую: Ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.

    Четвёртое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) арбуз (каков?) спел , (каков?) сахарист , (каков?) вкусен . (Краткие прилагательные выступают в роли сказуемых.) Все три однородных сказуемых соединены повторяющимися союзами И…И , перед вторым и третьим союзами ставим запятые: Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.

    Пятое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) клён (что делал?) стоял , (что делал?) ронял И , перед которым запятую не ставим. Обратите внимание на определения к слову клён : пышный и багряный . Они не являются однородными, так как характеризуют предмет по разным признакам: форма – пышный , цвет – багряный . Значит, запятую не ставим: Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 3 .

    Задание 4

    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

    1. Жизнь для рав­но­душ­но­го че­ло­ве­ка быст­ро те­ря­ет крас­ки и он остаётся один со своим бла­го­по­лу­чи­ем.
    2. Почти каж­дый из фран­цуз­ских скуль­пто­ров ра­бо­тал од­но­вре­мен­но в ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­ги­че­ском и в порт­рет­ном и в пей­заж­ном жан­рах.
    3. Грин мог по­дроб­но опи­сать как изгиб реки так и рас­по­ло­же­ние домов как ве­ко­вые леса так и уют­ные при­мор­ские го­ро­да.
    4. Лес шумел то уба­ю­ки­ва­ю­ще и пе­ву­че то по­ры­ви­сто и тре­вож­но.
    5. Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.

    Пояснение

    При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.

    Рассмотрим каждое предложение.

    Первое предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: (что?) жизнь (что делает?) теряет и (кто?) он (что делает?) остаётся . Части сложного предложения соединены одиночным союзом И , у них нет об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена пред­ло­же­ния или ввод­но­го слова и нет общей при­да­точ­ной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом ставим запятую: Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.

    каждый из скульпторов (что делал?) работал . Есть однородные определения к слову жанрах: (каком?) историко-мифологическом , (каком?) портретном , (каком?) пейзажном . Они соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начат перед первым союзом, поэтому запятые ставим перед ним и следующим: Почти каж­дый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.

    Третье предложение простое – одна грамматическая основа: (кто?) Грин (что делал?) мог описать . В предложении есть однородные члены – дополнения: мог описать (что?) изгиб , (что?) расположение , (что?) леса , (что?) города . Эти дополнения сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как изгиб, так и расположение ), перед второй частью союза ставим запятую. Во второй паре слова тоже соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как леса, так и города ), тоже ставим запятую. Между собой эти пары однородных дополнений связаны бессоюзной связью, значит, между ними ставим запятую. В этом предложении три запятые: Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.

    Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: (что?) лес (что делал?) шумел . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: шумел (как?) убаюкивающе , (как?) певуче , (как?) порывисто , (как?) тревожно . Эти обстоятельства сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены одиночным союзом И (убаюкивающее и певуче ), перед которым запятую не ставим. Во второй паре – тоже одиночный союз И (порывисто и тревожно ), запятую не ставим. Между собой эти пары соединены повторяющимися союзами ТО…ТО , перед вторым союзом ставим запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.

    Пятое предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (что?) мышление (что делает?) формируется , (что делает?) оказывается связанным . Сказуемые связаны одиночным союзом И Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.

    Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 4 .

    Задание 5

    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

    1. Яркая мол­ния передёрнула небо и я уви­дел над окном дым­ный об­лач­ный вал.
    2. Иде­аль­ный дво­ря­нин дол­жен был по­хо­дить на героя ры­цар­ских ро­ма­нов и на пер­со­на­жа ан­тич­ной ис­то­рии и на хри­сти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка.
    3. Пре­по­да­ва­тель ри­со­ва­ния об­ра­тил вни­ма­ние на спо­соб­но­сти и склон­но­сти маль­чи­ка и убе­дил ро­ди­те­лей от­дать ребёнка в учи­ли­ще жи­во­пи­си.
    4. Дач­ни­ки ле­ни­во гу­ля­ют под зон­ти­ка­ми или сидят в тени де­ре­вьев.
    5. Ан­тич­ность в Гре­ции пред­ста­ла перед В.А. Се­ро­вым в её чи­стом виде и ху­дож­ник вос­при­нял эту стра­ну как ре­а­ли­зо­ван­ную мечту о боль­шом ис­кус­стве. . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части, значит, в сложносочинённом предложении ставим запятую перед союзом: Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.

      Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) дворянин (что делал?) должен был походить . Есть однородные члены предложения – дополнения: должен был походить (на кого?) на героя , (на кого?) на персонажа , (на кого?) на проповедника . Дополнения соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начинается перед первым союзом, поэтому ставим запятые перед ним и перед следующим: Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.

      Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) преподаватель (что сделал?) обратил внимание , (что сделал?) убедил отдать . Сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Ещё есть однородные дополнения: обратил внимание (на что?) на способности , (на что?) склонности . Они тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим: Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

      Четвёртое предложение простое – одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) дачники (что делают?) гуляют , (что делают?) сидят . Сказуемые соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым не ставим запятую: Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

      Пятое предложение сложное, в нём две основы: (что?) античность (что сделала?) предстала и (кто?) художник (что сделал?) воспринял . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении ставим перед союзом запятую: Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

      Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 5 .

Вариант 24

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. (2)Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтаксической, прагматической) она создаёт в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искажённые ценности и цели.

(3)Формируемое неверное сознание, в свою очередь, порождает не адекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям и планам дезинформатора.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дезинформация - это отсутствие (ноль) информации.

2) Задача дезинформации как особого типа информации состоит в формировании неверного сознания и порождении неадекватных стремлений и форм поведения, что и является конечной целью дезинформатора.

4) Дезинформация - это особый тип информации, формирующей неверное сознание, порождающее неадекватные стремления и формы поведения, что соответствует замыслу дезинформатора.

5) Задача любого дезинформатора - сформировать в аудитории неверное сознание, вызвать неадекватные стремления и формы поведения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом

другими словами

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,

последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п.

Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение ).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

углуУбить

отозвалА

обнялАсь

заселенА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЛЯГТЕ на коврик

красивый ТЮЛЬ

пара ВАРЕЖКОВ

к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ избирателям

много ГЕОРГИНОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Изображая Петербург, Гоголем используется синекдоха.

2) Каждый человек должен не только любить, но и заботиться об окружающем мире.

3) Тургенев писал, что «Базаров - мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски».

4) Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

5) Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшиеся через плечо.

6) Гомер в поэме «Одиссее» упоминал об использовании янтаря в качестве украшения.

7) По окончанию экзаменов вы получите аттестат.

8) Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрастались ярко-жёлтые первоцветы.

9) Размышляя над прочитанным произведением, видишь, что насколько главный герой изменился в лучшую сторону.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый,

благораспол..жение

компр..мисс,

соприк..снувшись,

обог..щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

достопр..мечательность, пр..стол,

квартирос..емщик, фортеп..янный,

под..грать, меж..нститутский,

бе..пошлинный, ди..баланс

о..бросить, на..пись

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстра..вая

проста..вавший

алюмини..вый

раскра..вать

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

неж..шься,

изуч..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Современные государства по форме национально-государственного устройства являются унитарными либо федеративными.

2) Мороз украшает город алмазами и жемчугами и рисует белые узоры на окнах домов.

3) Сад и поле и лес залиты утренним солнцем.

4) Специалистов-водителей не хватало как в тылу так и на фронте.

5) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.

16. Расставьте знаки препинания:

Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

20. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)22 2)2 3)24 4)4

21. Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 17 4) 4

23. Среди предложений 13-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24.«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется А ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, Б___, В___ – также подчёркивают замысел автора.

Г___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) фразеологизм

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 24

Таким образом

Углубить

Поступок

Пара варежек

Обогащение

Беспошлинный дисбаланс

Алюминиевый

Изученный

Невысокий

Чтобы также

31. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

32.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

33. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

34.Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

35.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

36.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

37.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5

38.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

40.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


Открытые задания. Пунктуация. Вариант II

29.

Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того , о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

30.

Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.


Ответ_____

31. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

33. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Ответ_____

34. одну

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.


Ответ_____

35. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

36.

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

37.

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5


Ответ_____

38. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают , а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.



Ответ_____

40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 4

Ответ_____

42. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4

43. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет: небо на востоке светлеет , голубым хрусталём загорается Венера.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Ответ_____

Ответ_____

45. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1) 1, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 4


Ответ_____

46. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Внезапно потемнело () и сверху на лес стал быстро опускаться густой туман.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

47. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.


Ответ_____

48. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 4

49. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 3


Ответ_____

50. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3, 4


Ответ_____

52.

Туман рассеялся () и очертания предметов стали четче.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ_____

54. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Солнце пригревало совсем по-летнему () и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ_____

56. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.


Ответ_____

1) 1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 4