Про психологию. Учения и методики

Для характерны высокие темпы урбанизации. Что такое урбанизация, урбанизация в России: причины

Глобальное явление настигло человечество в 21 веке. Стремительные изменения привели не только к положительным последствиям. Урбанизация, хоть и воспринимается многими как нечто современное и нужное, все же несет в себе массу негативных последствий. Ответить на вопрос, что такое урбанизация, можно только в том случае, если понять все положительные и отрицательные моменты, как она влияет на социум, географию, экологию, политику и многие другие аспекты человеческой жизни.

Определение этого слова просто только с первого взгляда. Урбанизация, ее определение – это увеличение поселений городского типа. Однако понятие намного шире, оно включает не только увеличение общего числа граждан, которые живут в городах.

Это и распространение городского образа жизни в селах, проникновение менталитета и аспектов социального общения. Термин тесно связан с общественным и территориальным разделением труда.

Определение есть в различных науках: социологии, географии, . Термин подразумевает процесс участия крупных развивающихся территориальных пунктов в развитии общества. Также определение включает тот аспект, что прирост населения в городах определяет изменение социального, экономического, демографического характера. Этот процесс влияет на образ жизни не только тех, кто переехал, но и тех, кто остался.

Урбанизация населения

Урбанизация в википедии определяется как процесс повышения роли городов, увеличение численности. Википедия обращает внимание на то, что городская культура начинает обуславливать и смещать сельскую, происходит трансформация ценностей через призму развития промышленности.

Явлению сопутствует маятниковое движение (временный переезд для заработка, по бытовым потребностям). Отмечается факт, что в 1800 году лишь 3% населения планеты проживало в городах, сейчас же этот показатель подходит практически к 50%.

Нужно понимать, что движет людьми, которые перебираются на постоянное место жительство в города. Руководит ими прежде всего финансовый фактор, ведь даже в нашей стране наблюдаются существенные различия между тем, сколько получают жители деревень и жители крупных городов. При этом стоимость продуктов питания и товаров из основной группы отличается несильно.

Ясно, что жители деревень, которые имеют возможность работать за пределами своего населенного пункта, будут стремиться в города, где предоставляется возможность заработка в два или три раза выше. Существенный фактор - сложное экономическое положение. Оно подвигает людей быть неуверенными в завтрашнем дне.

Стремительный поток, который не сопровождается выделением достаточного количества рабочих мест, приводит к тому, что жители вынуждены тесниться в недостаточных помещениях на окраинах городах. Такие явления часто возникают в населенных пунктах Латинской Америки и Африки, где на сегодняшний день самая большая скорость потока населения в города.

Процесс имеет позитивное и негативное значение. Основные плюсы в том, что город увеличивается, разрастается, в том, что жители могут получить новые знания, заработать больше денег, улучшить свое образование, достигнуть карьерных высот. Вместе с тем рады и работодатели, ведь появляется больше новых рук, всегда есть выбор кандидатов.

Однако мигранты, которые приезжают в поисках денег, соглашаются на любую зарплату, что дает возможность работодателям снижать минимальные платы. Также стремительный поток грозит тем, что городская система может прийти в непригодность. Так как она не рассчитана на обслуживания такого числа людей.

Негативный фактор большого скопления жителей - постоянные пробки, ухудшение состояния окружающей среды, рост антисемитских и расистских настроений, увеличение числа преступных действий.

Урбанизация населения о странам

В географии

Урбанизация определяется как процесс роста городского населения в мире, укрупнение и увеличение городов по их площади, возникновение новых систем и сетей городов. Также в географии отмечается особая важность явления в современном мире. В атласе по географии видно, что в слаборазвитых районах темпы прироста большие, но это не является прогрессом.

В 90-х годах наблюдались наиболее стремительные темпы переезда сельских жителей в города, но сейчас явление немного сбросило скорость. Чем более развито и экономически богаче становится место, тем меньше разница в зарплате ее жителей. Тем, кто живет в деревнях, нет смысла перебираться в мегаполис, ведь зарплаты одинаковые, есть перспективы развития и в родном месте.

Полезное видео: лекция для 10 класса об урбанизации

Причины

Причины урбанизации различные, они не определяются только лишь экономическими обстоятельствами.

Существуют такие основные причины:

  • избыток рабочих рук в сельской местности;
  • расширение размеров в результате промышленного переворота;
  • развитие промышленности в мегаполисах;
  • благоприятные культурные, бытовые условия городов.

Нельзя упускать тот факт, что присутствуют определенные настроения, связанные с выходцами из сельской местности. В результате того, что в районах нельзя организовать полноценную систему образования, медицинскую сеть, горожане привыкли думать, что сельские несколько “ниже” их. Урбанизация и реурбанизация (развитие урбанистических настроений за чертой мегаполисов) позволяет искоренить это мнение.

Миграция населения из сельской местности

Уровни

Все страны мира разделяются на три группы в зависимости от того, какими темпами идет процесс.

Уровни урбанизации следующие:

  • высокий (доля городского населения больше половины);
  • средний (городских 20-30%);
  • низкий (меньше 20%).

К странам с высоким уровнем урбанизации относят Японию, Швецию, Англию, Австралию, Венесуэлу. Страны со средним уровнем: Нигерия, Египет, Алжир, Индия. Сельское население преобладает в Мали, Замбии, Чаде, Эфиопии.

Обратите внимание! Не стоит путать уровень и темп. Под темпом подразумевают не текущее состояние страны, а то, с какой скоростью происходит прирост городского населения.

Экономически развитые страны с высоким показателем городских жителей сейчас отмечают малый процент тех, кто хочет жить в городах. Большинство жителей постепенно перебираться на окраины, в деревни, где они могут наслаждаться чистым воздухом и вести собственное хозяйство. Количество городских жителей увеличивается в развивающихся странах.

Объясняется это тем, что социальное и экономическое развитие непосредственно связано с развитием самого человека. Люди, желая получить максимум, стремятся в города. Имеет место быть и так называемая “трущобная” жизнь.

Явление возникает, когда сельские жители, переезжая в крупный город, обнаруживают, что у них нет жилья, что не каждый работодатель готов принять их на работу и платить большие деньги. Не желая отказываться от своей мечты, они селятся на окраинах города, где жилье недорогое. Таким образом происходит разрастание, но это не говорит о прогрессе.

Страны с высоким уровнем

Это те, где число городского населения превышает 50%.

К таким относятся:

  • Южная Корея;
  • Канада;
  • Монако;
  • Сент-Мартен;
  • Сингапур;
  • Бермуды;
  • Япония;
  • Великобритания;
  • Австралия;
  • Венесуэла;
  • Швеция;
  • Кувейт и другие.

Обратите внимание! По данным ООН на данный момент темпы урбанизации немного затормозились. Организация публикует данные по исследованиям в течение последних двух лет.

Страны с высоким уровнем миграции в города расположены преимущественно в Латинской Америке, Южной и Восточной Азии, Центральной Африке.

Южная Корея

Уровень в мире

Основной аспект современного процесса - это не только быстрый прирост населения. Появилось понятие субурбанизации, означающее создание на основе городов пространственных форм - мегаполисов. Здесь наблюдается деконцентрация населения. Термин подразумевает не только разрастание вширь, то есть населенный пункт становится территориально больше, но и ввысь. Строительство высоких небоскребов, маленьких квартир позволяет разместить на одном квадратном метре больше людей.

Мировая тенденция сопровождается и демографическим бумом. Увеличивая экономический профиль граждане определенной страны понимают, что переехав, могут дать детям больше. В результате этого возникает проблема: в городах рождается много детей, а в селах происходит вымирание. Однако в мире в последние года наблюдается снижение темпов как урбанизации, так и рождаемости.

Обратите внимание! Что касается России, тут имеет место другая тенденция - преобразование сел в городские поселения.

Соотношение городского и сельского населения

Урбанизация в России

В России это явление распространенное, и связано, прежде всего, с экономической ситуацией в стране. В столице РФ человек может получать в 2-5 раз больше, чем в селе, выполняя такую же работу. Процент урбанизации сейчас довольно высокий - он составляет 73%.

На это повлияли такие негативные факторы:

  • отсутствие в законодательных актах нормативов, которые бы адекватно регулировали вопросы миграции внутри страны;
  • сложности в экономическом положении страны;
  • большие задержки заработной платы;
  • небольшой выбор вакансий в сельской местности;
  • нестабильность в политической сфере;
  • низкие заработные платы.

Полезное видео: города России - урбанизация

Вывод

Темпы процесса увеличиваются с каждым годом. Государственные службы занимаются вопросами миграции внутри страны, но, как показывает практика, это не всегда эффективно.

Процесс перемещения граждан стран имеет как свои плюсы, так и минусы. Сказать однозначно, каким он будет в будущим, может ли прекратиться вовсе, не представляется возможным.

Вконтакте

Урбанизация. Город и градостроительные проблемы
Современная Индия унаследовала от прошлого широко разветвленную сеть городов и поселений разного типа и различной судьбы. В колониальный период в Индии было пять типов городов, которые, разумеется, трансформировались по своей социальной сущности, но все же сохранили некоторые черты, обусловленные генезисом, функциями, размерами, сложившимися социальными отношениями. Таковы торгово-ремесленный центр с резиденцией феодала, город-порт, административный центр княжества, английский кантонмент и индустриальный город. В средние века города вырастали на месте деревни, сохраняя ее планировочную структуру. Индийские города в своем большинстве стоят на реках, которые служат и торговыми путями, и источниками водоснабжения, включая орошение полей. Вдоль реки Хугли на месте деревень еще с конца XIX в. выросла цепь промышленных городов, слившихся за последние десятилетия в единую систему во главе с Калькуттой.
Особенность урбанизации Индии - возникновение новых городов в результате последовательно проводимой правительством экономической политики, направленной на индустриализацию страны. Отсюда возникают региональные аспекты урбанизации. Концентрация промышленных обьектов, генерирующих создание и развитие новых городов, определилась по трем направлениям, ведущим от Калькуттско-Дамодарского пояса - важнейшей угольно-металлургической базы Индии к Бомбею, где сосредоточено потребление металлургической продукции, к Дели и Мадрасу. На эти стержни и нанизываются в первую очередь новостройки, а следовательно, и новые поселения. Юго-западное направление урбанизации обусловлено развитием энергопромышленного комплекса в Раджастхане и созданием в этой связи городов вдоль магистрали Дели - Матхура - Котах - Барода - Бомбей.
На пути от Калькутты к Мадрасу на восточном побережье - древний порт Висакхапатнам с судостроительной верфью. Цепь городов размещена на линии от Бомбея к старинным, а ныне стремительно растущим центрам, таким как Хайдарабад (через Пуну и Варангал), Бенгалуру - крупнейший центр машиностроения и химии, Виджаяваяди - ядро промышленного ареала дельты Кришны - Годавари. Все эти факторы и определяют наиболее ощутимую особенность урбанизации в Индии - рост городского населения преимущественно за счет четырех наиболее крупных супергородов - Калькутты, Дели, Мадраса и Бомбея.
Одной из крупнейших агломераций является Калькутта, но с середины 70-х годов Дели по темпам развития опережает все остальные города. В наиболее урбанизированной области - Западной Индии насчитывается 600 городов, а половина городского населения сосредоточена в 11 крупных городах, в одном только Бомбее живет более четверти населения всей Западной Индии.
Темпы урбанизации в Индии с 1910 по 1950 г. были такими же, как 100 лет назад в США. В урбанистическом процессе Индии в качестве мощного катализатора выступает железнодорожный транспорт. Построенная в 1979 г. трансиндийская железная дорога длиной 3915 км соединила конечные населенные пункты Северной Индии (в штатах Кашмир и Джамну) и Южной Индии (Каньякумара - мыс Коморина). Ввод в 70-е годы в эксплуатацию железной дороги Удайпур - Химатнагар усилил связь между городами, лежащими на сухопутных дорогах, с портами Гуджарата. Развернувшееся в годы независимости железнодорожное строительство в наиболее отсталом глубинном штате Мадхья-Прадеш сыграло большую роль в его урбанизации. Немалая роль принадлежит строительству шоссейных, грунтовых дорог. Необходимой частью транспортных путей, соединяющих населенные пункты, служат мосты. Индия, почти не знавшая мостостроения, за годы независимости создала более 200 первоклассных мостов. Развитие транспорта стимулирует рост внутренней и внешней торговли, которая осуществляется главным образом морским путем. Среди восьми крупных морских портов главенствует Бомбей. За ним выдвинулся Мормугас - главный порт Гоа. Третье место по темпам развития и грузообороту занял быстро растущий на восточном побережье Висакхапатнам, обогнавший Мадрас. Портовую деятельность Калькутты, занимавшей ведущее место в колониальный период, сдерживает обмеление бассейна Хугли. На помощь пришел сооруженный в 1976 г. новый калькуттский глубоководный порт Халди. Функционирование главных морских портов, этих крупнейших узлов экономического роста, органически связано с хозяйственной жизнью и урбанизацией тяготеющих к ним территорий-хинтерлендов. Рост промышленного строительства в 1951-1961 гг. повлек за собой рост новых городов (452 новых города с общим числом 3,5 млн. жителей, из них 20 городов с населением в каждом от 100 до 500 тыс. жителей). Такие города, как Нангал, Новый Джамшедпур, Бхилайнагар, Роуркела в штате Бихар, Бхадравати в штате Майсур, были рассчитаны на освоение слаборазвитых районов в качестве промышленных, торговых и культурных центров. В крупный портовый промышленный город вырос Гандидам, спроектированный немецким архитектором О. Кёнигсбергером.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Российская урбанизация началась в XX веке с низких отметок. Первая

Всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала на территории России (в современных границах Российской Федерации) 430 городов и 37 посадов. Доля городского населения в Российской империи составляла 15%. Сеть городов была крайне разрежена, значительная часть городов характеризовалась экономической хилостью. Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский, на основе оценки торгово-промышленной деятельности поселений Российской империи, 227 городов из имевшихся 761 отнес к чисто административным центрам, которые нельзя было считать «истинными» городами.

Век спустя численность городского населения (73%) Россия середины 90-х гг. ХХ столетия лишь немного отставала от развитых стран в экономическом отношении стран, заметно опережая все государства нового зарубежья и большинство развивающихся стран. Но по степени концентрации городского населения в крупных и крупнейших городах Россия отставала не только от развитых стран, но и во многом от развивающихся. Так, если в городах людностью более 100 тыс. человек в середине 1990-х гг. в России проживало 62% ее горожан, что близко к среднемировым показателям, то в городах-миллионерах - лишь 1/4 городского населения, тогда как в среднем для всей нашей планеты этот показатель уже превысил 50%.

По доле населения проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг о друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с её исключительно низкой плотностью населения мегаполисов - обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившихся друг с другом городские агломерации.

Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села в ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для посещения городских поселений и реальная частота поездок в них зависят от:

  • · Расстояния от села до городского поселения;
  • · Состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;
  • · Времени, затрачиваемого от поездки в город;
  • · Стоимости проезда;
  • · Степени обеспеченности личными видами транспорта.

При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, тем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личным средствами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.

Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеет место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал). Владимиров, В. В. Градостроительство России XXI века. /В.В.Владимиров/ - М.: Стройиздат, 2001. - с.33

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. Темпы урбанизации в России были наиболее выражены в 1920-1980-е годы, вследствие таких общегосударственных мероприятий как коллективизация и индустриализация - в 1930-е годы, эвакуация в военное время, развитие промышленности и военного комплекса в послевоенное время. Уже в период 1921-1926 годов переехавших в город было 5,6 млн. чел.; в 1926-1939 годы миграционный поток составил 18,7 млн. чел.; в 1939-1958 и уже 24,6 млн. чел.; в 1959-1969 - 16,4 млн. чел., а с 1970-х годов он составил ежегодно около 1.6 млн. чел. Численность городского населения за последнее столетие выросла в России в 3,5 раза (в мире примерно в 2,5 раза), а Москвы - в 5,7 раза. В итоге мигранты и их потомки составляют 2/3 городского населения. За это время создано множество новых городов и сейчас имеется 1092 города и почти 2 тыс. поселков городского типа.

Этот процесс бурной урбанизации привел к тому, что современное городское население нашей страны слагается повсеместно из коренных жителей и мигрантов. К коренным жителям, помимо тех, предки которых проживают в данном городе «изначально», многие исследователи относят жителей в третьем поколении. Если шаг поколений определяется в 20-25 лет, то это значит, что такие люди и их предки являются горожанами уже около 70-75 лет. Встречаются и другие параметры определения коренных горожан. Так согласно концепции Департамента жилищной политики Москвы, принятой в Программе переселения коренных жителей из коммуналок к 850-летию Москвы (не осуществлена), коренными москвичами, помимо родившихся в Москве, считались еще и жители, прожившие в Москве не менее 40 лет. В общей сложности таких оказалось в городе около 25 тысяч человек.

Мигранты существенно влияют на демографическую и социальную структуру населения, мораль, ценностные ориентации и многое другое. Именно они, создают обширный слой маргиналов. Маргиналы в городе, находящиеся в промежуточном или пограничном слое классовой или культурной общности, имеют «неясные социальные ориентиры, упрощенную нравственную основу, примитивную мораль». Как правило, это жители деревень, приехавшие в город.

Урбанизация неизбежно трансформирует среду обитания населения, вытесняя естественную природную среду и наполняя ее искусственно созданной. Чем выше степень урбанизации, тем больше доля элементов искусственной среды, которые в итоге заполняют все пространство жизнедеятельности людей. Изменение характера среды меняет традиционные формы жилища, взаиморасположение труда, быта и отдыха, структуру семейных и соседских отношении, трансформирует состав, виды и содержание деятельности человека, его образ жизни в целом. Городская жизнь - это в первую очередь жизнь в принципиально новых пространственных условиях.

Тем не менее урбанизированная среда сама по себе привлекательна для населения многими своими социальными и пространственными особенностями. Именно в ней формируется специфический городской образ жизни. Городская среда отличается концентрацией самых разнообразных видов деятельности, повышенной энерговооруженностью труда, развитым транспортом и сетью дорог, качественным, комфортным жилищем, его повышенной обеспеченностью инженерными коммуникациями и бытовыми удобствами, сосредоточением объектов торговли, культуры и спорта. Здесь наблюдается наибольшие капиталовложения на человека, превышающие, по подсчетам специалистов, в четыре и более раз вложения на жителя сельской местности.

Оказавшись в условиях урбанизации население, естественно, постепенно меняет свое демографическое поведение, социальное лицо, образ жизни и психологию. Это отражается на всех уровнях организации общества, на населении города в целом, на отдельных социальных группах (их количестве, составе и организованности), включая трудовые коллективы, соседские сообщества и малые социальные группы-семьи, на особенностях их развития, на жизнедеятельности семей, на формировании самого человека, его образовании, морали, ценностных ориентациях, психологии поведения. Карташова, К. К. Жизнедеятельность населения в условиях урбанизации: Урбанизация и социум / К. К. Карташова // Экология урбанизированных территорий. - 2006. - №1.- с.25

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек. К 2000г. согласно прогнозам демографов, доля горожан может превысить 50%.

Вторая черта – населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 “супергородов” мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – “распознание“ города расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений.

Согласно имеющимся прогнозам к концу XX века число крупнейших агломераций значительно возрастет.

Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.

4. Уровни и темпы урбанизации.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано – очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально – географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230.Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых – 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии – 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле – 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу – от 70% до 80% и т.д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины – от 35% до 47%.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация “вширь” давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной – 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии – 61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии – 73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Урбанизация в России может быть рассмотрена в узком понимании слова как рост городов и их населения. В более широком понимании данный процесс предполагает повышение значимости городского образа жизни в развитии современного общества.

Особенности процесса

Подобный процесс наблюдается на разных исторических этапах формирования человеческого общества, но только в девятнадцатом веке происходит существенное скопление людей в городах. В XX веке усиливается урбанизация городов России. Пик данного процесса приходится на послевоенный период.

Современная урбанизация в России является процессом объединения больших городов в агломерации.

Смысл процесса

В содержательном смысле урбанизация представляет собой целостный процесс, подразумевающий изменение социальных функций и культурного содержания городского населения, потребностей, капитала, производственных орудий. Экологический подход к урбанизации, который в стране является максимально развитым, предполагает использование принципов и способов освоения территорий с учетом специфики природной среды.

Урбанизация в России имеет следующие особенности:

  • интенсификация, концентрация, многогранность городской деятельности в агломерациях и городах;
  • городской образ жизни распространяется не только в крупных центрах, но и за их пределами;
  • формирование масштабных городских агломераций;
  • поэтапный переход от единичных центров к полосовым, узловым, линейным агломерациям;
  • рост радиуса расселения за пределами урбанизированных районов, которые связаны с зонами отдыха, производственными районами.

Урбанизация населения России приводит к неизбежной деформации структуры пригородных территорий, сокращению параметров Среди характерных черт процессы отметим субурбанизацию, которая предполагает быстрое развитие территорий вблизи крупных городов. Также в наши дни наблюдается рурурбанизация, которая связана с внедрением на селе норм и условий городской жизни.

Первый этап урбанизации в нашей стране

Уровень урбанизации России существенно изменился с начала прошлого века. В 20-50-е годы XX века страна являлась малоразвитой державой. Она существенно уступала европейским государствам по уровню урбанизации.

В то время процент городского населения составлял только 15 процентов. Но уже тогда в России выделяли и Санкт-Петербург. Среди крупных населенных пунктов, жители которых вели городской образ жизни, также отмечали Тулу, Астрахань, Ростов-на-Дону.

В тот период урбанизация в России была развита слабо, небольшие города лишь формально считались центрами, в реальности в них практически отсутствовала крупная промышленность.

Рост доли горожан в стране проходил достаточно медленно, и к 1914 году процент урбанизации в России достиг не больше 17 процентов.

В последующие десятилетия ситуация изменилась коренным образом, в результате доля городского населения возросла в десять раз, горожане стали составлять больше половины всего населения.

Особенно быстрыми темпами процесс урбанизации в России протекал в тридцатые годы двадцатого века. Ежегодный рост городского населения в то время составлял около десяти процентов. В стране велась ускоренными темпами индустриализация, которая привлекала население в города. Из-за насильственной коллективизации люди вынуждены были покидать свои деревни, села, перебираться в города.

В качестве основного источника увеличения численного городского населения выступали именно деревенские люди. Во второй половине двадцатого века ежегодный прирост городских поселений составил миллион человек, что стало рекордным показателем для России.

Второй этап

Он пришелся на вторую часть прошлого века. Это время можно охарактеризовать быстрым индустриальным развитием в послевоенное время. Помимо стремительного увеличения числа городских жителей, их образ жизни стал транслироваться и распространяться на сельских территориях. Особенности урбанизации в России в это время - рост количества городов с 877 до 1037 штук. В СССР к 1981 году города составляли половину всех советских поселений.

В это время растет значение интенсивных урбанизационных факторов из-за внутренней дифференциации данного процесса. Если изначально сфера урбанизации была сконцентрирована в отдельных городах, то новый уровень урбанизации России привел к ее распространению по всей территории страны. Данный процесс является важнейшей социальной и экономической особенностью государства, характеризуется преодолением отличий между деревней и городом.

Вместо компактных городов стали появляться урбанизированные ареалы, в которых концентрировалось промышленное производство и население, распространение жителей осуществляется по принципу от центра к окраинам.

Третий этап

Как дальше происходила урбанизация в России? Развитие процесса на данном этапе охарактеризовалось тенденцией снижения числа городских жителей, его назвали «русским крестом». К сожалению, тенденция снижения количественного состава городских поселений наблюдается и в настоящее время.

Причиной существенного уменьшения численности и доли городского населения в конце девяностых годов прошлого века стал экономический кризис. Именно он способствовал возникновению естественной убыли россиян. Несколько лет происходил миграционный отток жителей из городов в

Подобное «кризисное» снижение количества горожан и в настоящее время наблюдается на севере РФ, люди стремятся переехать в центральные регионы страны, либо выехать в Санкт-Петербург и Москву.

Московская и Ленинградская области являются самыми многочисленными российскими агломерациями. Низкий процент городского населения существует в Северо-Кавказском районе. Данному явлению можно найти сразу два весомых объяснения. В этом районе существуют благоприятные климатические и природные условия для существования сельского хозяйства, поэтому в регионе отмечена высокая плотность деревенских жителей. Здесь находятся национальные республики, в которых не приветствуется урбанизация.

Особые территории

Среди регионов Российской Федерации с максимальной концентрацией горожан выделяют Мурманскую область, а также Ханты-Мансийский автономный округ.

Урбанизация Приморского края России происходит достаточно медленно в сравнении с развитием центральных отечественных регионов. К тому же здесь невысока и доля сельских жителей, так как в регионе нет благоприятных условий для освоения территорий.

В самом конце двадцатого века стали проявляться признаки субурбанизации. Минимальная концентрация городских жителей (менее половины) характерна для национальных автономий, которые всегда отстают от процессов урбанизации. Помимо большей части северокавказских республик, к ним можно отнести Алтай, Калмыкию, Корякский, Эвенкийский, Бурятский автономные округа.

Невелика доля городского населения и в Краснодарском крае, поскольку здесь существуют идеальные условия для выращивания различных сельскохозяйственных культур.

Категории городских пунктов

В России выделяют города и Они могут быть курортными, дачными, рабочими, в зависимости от условий их создания. Существуют определенные критерии, согласно которым сельские населенные пункты отличают от городских поселений.

В ходе тех административных изменений, которые произошли в девяностые годы двадцатого столетия, в нашей стране появился такой новый субъект как Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Он интересен тем, что не имеет ни единого городского населенного пункта.

Критерии для выделения

Учитывается число жителей, которые задействованы в сельском хозяйстве (показатель не должен превышать 15 процентов от всего количества населения). Есть определенные требования к городам и по числу жителей. Чтобы населенный пункт получил статус города, в нем должно быть зарегистрировано не менее 12 тысяч человек.

Часть городов, в которых существенно снизилось число жителей, долгое время сохраняли свой первоначальный статус. Только в начале двадцать первого века пошел процесс их преобразования в поселки городского типа либо в сельские поселения.

Новые тенденции

Во второй половине прошлого века на территории страны городские поселения возникали в двух случаях:

  • в результате освоения новых природных ресурсов появился Мирный, Нижневартовск, Братск, Новый Уренгой;
  • в ходе расширения и трансформирования районных центров и поселков городских типов.

Процессы урбанизации двигались и вглубь, и вширь. Такой процесс особенно ярко проявлялся в Ростовской, Тюменской, Оренбургской областях, Карелии, Алтайском крае. В основном подобные процессы наблюдались в национальных автономиях и сельскохозяйственных южных регионах.

Поскольку раньше в этих районах наблюдалась пониженная доля городского населения, увеличение дифференциации регионов отражалось на уровне урбанизации в конце ХХ века. Среди тех причин, которые вызвали существенные изменения в тенденциях урбанизации, выделим:

  • неоправданное переведение больших поселений сельскохозяйственного типа в городские поселки;
  • искусственное сохранение в статусе «город» тех населенных пунктов, в которых существенно снизилось количество жителей.

Во время социально-экономического кризиса, с которым столкнулась наша страна, люди искали любые способы для выживания. Гораздо проще перенесли все сложности сельчане, так как у них была возможность вести собственное подсобное хозяйство.

Заключение

В России процесс урбанизации имеет свои отличительные характеристики. В последнее время в стране сложилась достаточно трудная экономическая ситуация, которая негативно отразилась на данном процессе. Оказалось, что намного проще выдержать все тягости и лишения, связанные с повышением тарифов за электрическую энергию, воду, коммунальные услуги, сельским жителям, нежели горожанам. Именно поэтому постепенно снижается численность населения в небольших российских городах, они превращаются в поселки городского типа.

Подобные явления абсолютно не свойственны для европейских населенных пунктов, поэтому их по праву можно считать отличительными характеристиками нашей страны.

В последнее время наблюдаются некоторые положительные сдвиги, связанные с увеличением рождаемости в стране. Это приводит к некоторому росту числа горожан даже в тех регионах, где отмечается сложная экономическая ситуация.

Те меры социальной поддержки, которые оказываются молодым матерям, стимулируют их желание на рождение второго, третьего ребенка. Безусловно, пока нельзя говорить о том, что урбанизация идет быстрыми темпами, но характерная для конца двадцатого века, практически миновала.

В последнее время уже не появляются новые города, при этом происходит укрупнение уже существующих населенных пунктов.