Про психологию. Учения и методики

Почему советская власть организовала геноцид калмыков. Резать, не дожидаясь перитонита

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Власти Калмыкии пытались сорвать II Cъезд ойрат-калмыцкого народа, заявили его организаторы. Из-за того что владельцы кафе, с которыми были предварительные договоренности, в последний момент отказались предоставить помещения для проведения съезда, участникам мероприятия пришлось собраться у памятника "Исход и возвращение". Съезд выразил недоверие действующему руководству республики и принял решение выдвинуть своих кандидатов в депутаты на сентябрьских выборах в Народный хурал.

Съезд под открытым небом

Начало съезда ойрат-калмыцкого народа было назначено на 10.00 19 мая. Местом проведения должна была стать столовая завода "Одн". Однако руководство завода не пустило делегатов, сославшись на проблемы с электричеством. Отказались предоставить помещение и в одном из кафе на выезде из Элисты, с владельцем которого, как рассказали организаторы съезда корреспонденту, также была предварительная договоренность.

Ойраты - народность, представителями которой на территории России являются калмыки. В 1920 году на землях калмыков была образована Калмыцкая АО, в 1935 году преобразованная в Калмыцкую АССР. В 1943 году автономия ликвидирована, а калмыки оттуда выселены. В 1957-1958 годах, с восстановлением этой АССР, калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

В результате примерно в 11.00 собравшиеся, около ста человек, двинулись колонной в город, к памятнику депортированным "Исход и возвращение", возле которого и был проведен съезд, передает корреспондент " , присутствовавший на мероприятии.

На хозяев помещений было оказано административное давление, заявил один из организаторов съезда, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев .

"У нас был предварительный договор со столовой и кафе, мы даже заплатили деньги. Но к ним приехали из СЭС и сказали, что их закроют, если там будет проводиться съезд. Потом позвонили пожарные и тоже пригрозили, что пришлют комиссию", - рассказал Бадмаев.

Он предупредил собравшихся, что мероприятие на площадке перед памятником "будет расценено как несанкционированный митинг", но участники единогласно проголосовали за то, чтобы провести съезд.

Бадмаев огласил повестку, которую также поддержали все собравшиеся: "Оценка деятельности республиканской власти, формирование исполкома, выборы председателя исполкома, вопрос об участии активистов съезда в сентябрьских выборах в Народный хурал".

Главред "Современной Калмыкии" напомнил, что "первый Чуулган решил проводить съезд раз в два года". "Чуулган – Съезд ойрат-калмыцкого народа" прошел в Элисте 12 декабря 2015 года. В ходе мероприятия была принята резолюция, ставящая ряд задач "во имя сохранения и дальнейшего развития ойрат-калмыцкого народа". Главным пунктом резолюции является принятие новой Конституции Калмыкии, поскольку действующая, по мнению участников съезда, "не отвечает потребностям" калмыцкого народа.

"Прошло немного больше времени. Мы проводим этот съезд в мае, потому что в сентябре будут выборы в Народный хурал. Нам надо сегодня сформировать исполком из деятельных людей, которые смогут договориться с одной из партий, чтобы съезд мог выдвинуть от них своих кандидатов. По действующему у нас закону мы можем баллотироваться только от партий", - добавил Бадмаев.

Письмо полпреду ЮФО

Отметив, что "из-за жары" придется ограничить количество выступающих и время выступлений, Бадмаев предоставил слово политику и экономисту Владимиру Бамбаеву (в конце 1980-х – начале 1990-х секретарь калмыцкого обкома партии и депутат Верховного совета Калмыкии, в 1993 году, будучи руководителем ассоциации фермеров Калмыкии, баллотировался на пост президента республики, – прим. "Кавказского узла" ).

В свою очередь Бамбаев сказал, что из-за сжатого регламента лишь зачитает свое письмо, направленное в конце апреля на имя полпреда президента России в ЮФО Владимира Устинова.

В обращении к полпреду калмыцкий политик утверждает, что к нему "неоднократно обращались офицеры правоохранительных органов", которые, "рискуя своей головой, собирали документы", указывающие на преступления, нанесшие бюджету многомиллионный ущерб.

Согласно этим документам, заявляет Бамбаев, оказались похищены 70 миллионов рублей, направлявшихся из федерального бюджета на фитомелиоративные работы по восстановлению зоны Черных земель.

"Кавказский узел" сообщал, что единственная в Европе антропогенная пустыня образовалась в регионе Черных земель в результате неурегулированного выпаса скота и распашки песчаных земель.

В письме к Устинову Бамбаев также напомнил об аресте первого вице-премьера Петра Ланцанова, который, по его словам, стал возможен "только после того, как дело было доведено до Следственного комитета России", поскольку местные следователи "успешно похоронили" уголовное дело по агрохолдингу "Мраморное мясо Калмыкии".

9 июля 2016 года следствие сообщило об аресте заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышева, а также первого вице-премьера Калмыкии Петра Ланцанова. Ланцанов обвинен в том, что по его поручению сотрудники Минсельхоза Калмыкии вынудили свыше 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть полученных субсидий холдингу "Мраморное мясо Калмыкии". Арест Ланцанова является большим провалом кадровой политики Алексея Орлова и может быть хорошо подготовленным ударом по главе республики, заявили опрошенные "Кавказским узлом" калмыцкие журналисты.

Кроме того, Бамбаев отметил, что к письму приложены документы, указывающие на то, что "были украдены два из пяти миллиардов, выделенных на строительство водопровода из Левокумского месторождения до Элисты".

"Работы осуществлены с нарушением проекта и норм строительства. Из пяти запланированных станций по подъему воды, построены всего две. Двумя насосами воду на Ергенинскую возвышенность не поднять", - зачитал Бамбаев очередной отрывок.

После его выступления Валерий Бадмаев предложил сэкономить время и больше не заслушивать выступления с оценкой власти. Съезд единогласно выразил недоверие действующему руководству республики.

Чиновники предложили собравшимся разойтись

Во время выступлений Бадмаева и Бамбаева к месту проведения съезда подъехали полицейские и люди в штатском, которые принялись снимать происходящее на видео.

Представитель администрации Элисты Кермен Бадмаева призвала собравшихся "прекратить мероприятие и провести его в установленном порядке".

"В соответствии с законом публичные мероприятия могут проводиться при условии уведомления администрации Элисты. Администрация города не была уведомлена", - пояснила Бадмаева, чем вызвала возмущение участников съезда.

Бадмаеву поддержал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Элисте Александр Амтеев .

"Данное мероприятие не согласовано, поэтому содержит признаки состава административного правонарушения", - заявил он, пытаясь перекричать собравшихся.

Участников съезда, вступивших в спор с представителями полиции и администрации Элисты, успокоили организаторы: "Они нас предупредили – мы их выслушали. Продолжаем".

Участие в выборах: за и против

Гражданин Бельгии Павел Мацаков , приехавший в Калмыкию для участия в съезде, посетовал, что в Калмыкии "с 1994 года время остановилось". "Как собирались одни и те же 200 человек, так и собираются. Другое дело, что вы все стареете. Многие уже умерли", - сказал Мацаков.

Он также выразил несогласие с предложением участвовать в выборах "через какую-то партию". По его мнению, съезд должен работать над созданием "национальной организации".

"Я был в прошлом году в Америке, выступал на конференции перед молодыми калмыками. Ребята не хотят назад. Там восемь тысяч калмыков – и они уже не вернутся. Даже без документов они чувствуют себя там более полноправными членами общества, чем на родине. Если бы была национальная, демократическая организация, многие с удовольствием помогали бы. Без создания такой организации выборы и все остальное не имеет смысла", - резюмировал Мацаков.

Председатель калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев в своем выступлении сосредоточился на критике региональной политики федерального центра, которая, на его взгляд, привела к "ужасающей деградации социально-экономической ситуации и дефициту кадров" в Калмыкии.

"Мы находимся в чрезвычайно невыгодных условиях. Самая худшая вода, ее еще и мало, – в Калмыкии. Самая худшая земля – в Калмыкии. В Яшалтинском районе, где более-менее хорошая земля, калмыцкое население выдавливают. Мы здесь не самостоятельные. Посмотрите, кто руководит у нас федеральными ведомствами. Это приезжие, мигранты. Им наплевать на нашу судьбу", - заявил Боромангнаев и призвал собравшихся принять активное участие в выборах в Народный хурал.

"Только когда мы возьмем власть в свои руки, мы изменим ситуацию", - подытожил он.

Затем участники съезда заслушали платформу предвыборной программы, которую представил Владимир Бамбаев, и договорились обсудить и доработать ее позже, в рабочем порядке.

В завершение мероприятия был сформирован исполком, председателем которого съезд единогласно выбрал Валерия Бадмаева.

Бадмаев заявил, что члены исполкома "обязуются объехать все районы, чтобы договориться с партиями о выдвижении активистов съезда". "Если наши кандидаты пройдут в хурал, мы возьмем с них письменные обязательства отстаивать интересы калмыцкого народа. В случае невыполнения этих обязательств будем их отзывать", - заявил он.

"Со времени проведения первого Чуулhн – Съезда ойрат-калмыцкого народа, прошедшего 12 декабря 2015 года, прошло два года и пять месяцев. Резолюция первого Чуулhн со всеми рекомендациями исполкома была вручена главе Республики Калмыкия весной 2016 года. Ни один пункт этой резолюции за прошедшее время не был выполнен. Власть Калмыкии проигнорировала требование первого Чуулhн – вернуть выплаты компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат "чернобыльцам" или размера средней пенсии по России. Не выполнено предложение съезда о специальном законе "Об использовании ойрат-калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия". Многократные попытки членов исполкома первого Чуулhн заставить республиканскую власть действовать в интересах ойрат-калмыцкого народа не находили и не находят понимания", – говорится в резолюции второго Съезда ойрат-калмыцкого народа, принятой 19 мая.

Руководство Калмыкии, с подачи регионального главы Алексея Орлова, провоцирует в республике антироссийские и сепаратистские настроения.

В Калмыкии разгорается новый громкий скандал. В администрации регионального главы Алексея Орлова уже, наверное, не знают, чем бы еще отвлечь внимание граждан от растущей в республике коррупции. Вероятно, именно по этой причине в ход пошли откровенные провокации с антироссийской и сепаратистской подоплекой, угрожающие ростом напряженности в межнациональных отношениях и наносящие России колоссальный репутационный урон на международной арене.

Все началось с того, что в Элисте (столице Калмыкии), явно по указке «сверху», стали активно распространяться слухи, будто бы некоторые калмыки из числа бывших спецпереселенцев (депортированных в Сибирь в 1943 г.) получили через суд от Министерства финансов РФ миллионные компенсации за моральный вред, нанесенный им в годы сталинской депортации.

Судя по дальнейшим событиям, это была, что называется, «артподготовка с дальним прицелом», призванная подготовить почву для последующих действий, потому что никаких «пенсионеров», отсудивших многомиллионные суммы, никому обнаружить так и не удалось.

28.06.2012 газета «Элистинский курьер», издаваемая одиозным бизнесменом Виктором Куюкиновым, выступающим на стороне Алексея Орлова, опубликовала «обращение» под заглавием «Первый шаг»:

«Дорогие земляки! Подготовленный нами иск в суд 1-ой инстанции на возмещение морального вреда за годы ссылки калмыцкого народа в Сибирь – это первый шаг на пути к Европейскому суду по правам человека. Правительство и суды РФ не намерены в полном объеме выплачивать компенсации репрессированным гражданам.

Для получения компенсации из казны Российской Федерации, как правопреемницы СССР, потребуется обращение в ЕСПЧ. Заявление в Европейский суд можно будет написать (мы вам в этом поможем) только после отказа 2-ой судебной инстанции в России. В нашем случае, это будет после отказа в апелляционной инстанции, т.е. в Верховном суде Республики Калмыкия. Желаем успеха в справедливом начинании!»… (конец цитаты).

Под «обращением» красовалась подпись: «Калмыцкое региональное отделение общественного движения «За права человека»; ниже прилагался образец искового заявления.

12.07.2012 эстафету «Элистинского курьера» подхватила некогда оппозиционная газета «Современная Калмыкия» (бывшая «Советская Калмыкия»), опубликовав заметку «На пути в Страсбург», подписанную небезызвестным калмыцким националистом, главным редактором «СК» Валерием Бадмаевым, неоднократно обвиняемым в клевете.

В заметке утверждалось, что российские законы «не предусматривают компенсаций за моральный ущерб, перенесенный во время ссылки». Тем не менее, мол, «именно это обстоятельство позволило гражданам Грузии добиться положительного решения по своим искам».

Напоследок г-н Бадмаев пообещал всем тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии составить грамотный судебный иск, «юридическую помощь». Причем, все желающие эту помощь получить, призывались посетить офис «СК» – по странному совпадению, расположенный в 1-м корпусе гостиницы «Элиста», принадлежащей, опять же, бизнесмену с сутенерскими замашками Виктору Куюкинову.

В итоге, Элистинский городской суд оказался буквально завален необоснованными, с юридической точки зрения, гражданскими исками (о необоснованности исков – чуть ниже). Сотни несчастных стариков, наивно поверивших назойливой «страсбургской» пропаганде, ринулись с раннего утра занимать очередь на пороге гостиницы, рассчитывая на пресловутую «юридическую помощь», которую оказывали крайне медленно и, как выяснялось уже в суде, зачастую непрофессионально.

Отметим, многие пожилые люди приехали в Элисту из сельских районов республики, поскольку исковые заявления вплоть до 20 июля принимал только Элистинский городской суд, а помощь юристов до сих пор можно получить лишь в одном месте (все в той же куюкиновской гостинице с внутренними распорядками заурядного борделя). И все это бесчеловечное издевательство происходило в разгар 35-38-градусной июльской жары, отчего пожилые люди нередко падали в обморок (основная очередь стояла прямо на улице, а в коридорах гостиницы, по причине экономии электроэнергии, не работали кондиционеры).

Кроме того, как рассказывают очевидцы, за «юридическое посредничество» в подготовке каждого иска редактор «СК» Валерий Бадмаев взимал по 500 руб., бесцеремонно опустошая и без того тощие кошельки престарелых и больных пенсионеров. А типовые образцы исковых заявлений (то есть, пустые бланки), как пишет «Независимая газета» (от 23.07.2012), продаются в Элисте по 54 руб. за экземпляр. Что и говорить, потрясающее «правозащитное бескорыстие».

Теперь – приведем экспертное мнение, опубликованное в газете «Известия Калмыкии» («За справедливостью в Страсбург?», 20.07.2012). Вот что разъяснила читателям «ИК» начальник отдела кадров, информатизации и архивной службы Элистинского городского суда Юлия Эрендженова:

«Мы работаем в авральном режиме. Поступило уже 2000 исковых заявлений граждан, подвергшихся депортации по национальному признаку, к Министерству финансов РФ, о компенсации морального вреда, – как правило, в размере 3 млн. руб. Обращения приобрели массовый характер. Люди, боясь не пройти регистрацию, занимают очередь с 4-5 часов утра.

В обоснование своих требований истцы указывают, что в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» они имеют право на компенсацию морального вреда. В пример приводится и вступившее в силу постановление Европейского суда по делу Клауса и Юрия Киладзе против Грузии.

По части заявлений приняты решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия Верховного суда РК оставила их без изменения, согласившись с судом 1-й инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации.

Дело в том, что последствия реабилитации определены в ст.ст. 12-18 закона «О реабилитации жертв политических репрессий», которые предусматривают компенсацию материального и морального ущерба путем предоставления льгот реабилитированным лицам и возмещения стоимости изъятого имущества. В ином виде указанные нормативные акты возмещения ущерба не предусматривают. А, как известно, репрессированные жители Калмыкии получили компенсацию за материальный ущерб, и сейчас пользуются льготами социального характера.

Ссылка на постановление ЕСПЧ по делу Киладзе правового значения не имеет. И вот почему: этим документом установлено, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий. В отличие от Грузии, в Российской Федерации отсутствует законодательный пробел, препятствующий жертвам советских репрессий использовать на практике свое право на компенсацию»… (конец цитаты).

Получается, инициаторы истеричной «страсбургской кампании», помимо того, что они парализовали работу Элистинского городского суда (по всей видимости, в отместку за принятие серии решений не в пользу криминального орловского ставленника на пост сити-менеджера Элисты Артура Дорджиева, минувшей весной незаконно захватившего власть в калмыцкой столице), вдобавок, бессовестно обманули тысячи стариков-пенсионеров. Которым, как следует из слов сотрудника городского суда Юлии Эрендженовой, вряд ли «светит» выигрыш дела в ЕСПЧ – ведь Россия и без давления извне, по мере возможностей, расплачивается с лицами, незаконно репрессированными в советский период.

Однако побуждение к подаче необоснованных исков – это еще не весь обман. И снова – выдержки из материала «За справедливостью в Страсбург?»:

«Обида за несправедливые репрессии сидит глубокой занозой в душах калмыков. Но они охотно верят в обещания перемен к лучшему. В частности, в обещания некоторых правозащитников. Но для того, чтобы дойти до ЕСПЧ, гражданам надо пройти все инстанции в России – от суда по месту жительства до Верховного суда РФ. В последний придется обращаться дважды…

ЕСПЧ потребует немалых денежных затрат и времени. Придется заплатить налог даже за уведомление о доставке жалобы по адресу. Для того, чтобы грамотно составить жалобу и для работы с доказательствами, потребуется адвокат, знающий специфику работы с ЕСПЧ. Процесс регистрации и рассмотрения в ЕСПЧ длительный, порою тянется до 5 лет, как в случае с грузинами. Отклоняется более 90% жалоб»… (конец цитаты).

Разумеется, ни о каких «подводных камнях», связанных с подачей жалоб в ЕСПЧ, циничные провокаторы, выдающие себя за «правозащитников», никого не оповестили. Да и, похоже, говорить согражданам правду вовсе не входило в их далеко идущие планы. Недаром, по достоверным сведениям, деструктивная «страсбургская» инициатива исходила из недр т.н. «Калмыцкого центра стратегических исследований», учрежденного представителем главы Калмыкии в Народном Хурале (парламенте) Виталием Дагиновым, ранее судимым (ч. 3 ст. 327 УК) за использование подложного диплома серии ЛП №221352 при устройстве на работу в ОАО «Калмнефть».

(Плюс ко всему, г-н Дагинов в конце 90-х оказался замешан в крупномасштабных махинациях с продажей государственной нефти «налево», и только его родственные связи с ныне покойным министром внутренних дел РК Эрдни Баклановым позволили ему избежать уголовной ответственности).

Затем «страсбургская» инициатива была подхвачена владельцами СМИ, так или иначе подконтрольных Алексею Орлову, успевшему за неполные 2 года нахождения у власти превратиться в фигуранта множества коррупционных скандалов. Кстати, прямым подтверждением причастности «орловцев» к дурно пахнущей провокации является публикация, рекламирующая подачу исков в Страсбургский суд, на сайте «КалмыкияНьюс» (от 19.07.2012), который тоже курирует г-н Дагинов.

Таким образом, вектор отношений с Москвой и своими земляками, взятый сегодня «на вооружение» г-ном Орловым, день ото дня приводит к эскалации в Калмыкии, граничащей с взрывоопасным кавказским регионом, оголтелых антироссийских настроений. Поскольку недовольство провальной политикой орловского окружения, зреющее в республике, отныне сознательно экстраполируется на федеральный центр. Или, выражаясь иначе, на «проклятую имперскую Россию, веками угнетающую многострадальные малые народы».

Стоит ли удивляться тому, что на некоторых калмыцких форумах в интернете, еще недавно считающихся маргинальными, в последние месяцы резко активизировались экстремисты и сепаратисты всех мастей, открытым текстом призывающие к отделению Калмыкии от России.

Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть названия наиболее «горячо» обсуждаемых тем: «Почему русские отрицают право калмыков на независимое калмыцкое государство?», «О независимости: вопрос о младокалмыцкой мечте», «Референдум о независимости Калмыкии», «Калмыкия – для калмыцкого народа», «Отделимся? Конец притеснениям калмыков», «Распад РФ – шанс для калмыков» и т. д. При этом, согласно результатам интернет-опроса, за выход Калмыкии из состава России выступают 60% посетителей одного из форумов.

К тому же, на фоне резкого всплеска сепаратистских настроений, орловские пиарщики уже в который раз позорят Россию на весь мир, выставляя нашу страну державой из мрачного средневековья, где на каждом шагу якобы попираются права человека.

И все эти провокации, заметим, устраиваются ради одной-единственной цели: сохранения власти в нетвердых руках г-на Орлова, изрядно дрожащих от хронического тремора (жгучее пристрастие калмыцкого главы к алкогольным напиткам в Калмыкии ни для кого не является секретом). Хотя, если разобраться, для того, чтобы раз и навсегда решить наболевший вопрос с компенсациями репрессированным, необходимо для начала конфисковать у чиновников из окружения калмыцкого главы «освоенные» бюджетные миллиарды.

Между тем, в регионе сегодня игнорируются гораздо более насущные проблемы. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики по РК на 01.07.2012, задолженность по зарплате перед работниками организаций Калмыкии составляла 2,94 млн. руб., увеличившись лишь за 1 месяц почти в 2 раза – на 1,49 млн. руб. И ситуация с выплатой зарплат в республике, судя по тревожным тенденциям, будет только ухудшаться.

Не решаются и прочие проблемы. Еще не успел забыться недавний скандал с калмыцкими пастбищами, переданными г-ном Орловым Дагестану в аренду буквально за копейки. Однако в Элисте уже активно обсуждается очередная новость: на днях в Калмыкию прибыла китайская делегация, члены которой пообещали республике некие «инвестиции» – в обмен на то, что калмыцкое руководство откажется от приема на своей земле Далай-ламы XIV, лидера буддистов всего мира (а большинство калмыков исповедуют буддизм), выступающего за независимость Тибета. Что для китайцев, считающих Тибет своей «исконной» территорией, как известно, – словно кость в горле.

Кстати, привез китайскую делегацию в Элисту… бывший повар пафосного элистинского ресторана с говорящим названием «Хуанхэ», находящегося в собственности матери Алексея Орлова – Светланы Орловой. «Теплые» переговоры с китайцами, поговаривают, проходили в том же заведении, куда в последнее время переместился центр по принятию решений республиканского уровня.

И действительно: если Калмыкии при г-не Орлове нечем торговать, то почему бы не запродать по сходной цене «никому не нужное» духовное общение верующих сограждан с Далай-ламой? Параллельно, допустим, завезя в степную республику из «Поднебесной» тысяч этак 30-40 (далее возможны варианты) китайских гастарбайтеров, которые «тихо и мирно» заселят калмыцкие земли, опустевшие от хронического безденежья и прогрессирующей безработицы…

Андрей НЕБЕРЕКУТИН

По материалам http://in-sider.org/politic/item/118-strasburgskie-miragi.html

Обсуждение статьи

Кереит
Aug 1 2012 11:26AM

Я сегодня прочитал в Инете столько гадостей про калмыков из-за этой жалкой компенсации, что я тоже решил голосовать за отделение. А эта земля нам принадлежит по праву завоевания - еще потом 200-лет мы, к сожалению, были жандармом Кавказа- и никто нам ее не дарил. С эти даже руководство россии согласно, ведь НИКТО из них торжества по 400-летию добровольного вхождения Калмыкии не посетили.

чтоб всем понятно было
Jul 30 2012 10:57PM

надо добровольно возместить моральный ущерб российской казне, иначе это аукнется в дальнейшем. Европейский суд выступит на стороне народа, который подвергся геноциду. Вспомните Норд-Ост, там всем кто обратился в европейский суд выплатили немалые суммы. плюс возвратить астраханские территории согласно закону о реабилитации.

Номад
Jul 28 2012 2:34PM

кстати про китаёз. их экономика скоро обгонит сша, а расея никогда такого не достигнет ибо зачем если мы прислуги сша. вот так то

номад
Jul 28 2012 2:32PM

Одни идиоты кругом. Хочу сказать что русских было на стороне немцев сотни тысяч, кто сдавался в плен дивизиями в 1941-1942?? И что? Вспомните Власова,к примеру, кто он? Выходцы какого народа теперь почитают Гитлера как бога,носят свастики и прочию лабуду?? Чечены? Калмыки? или другие? Ответ прост, а автор напиши что нибудь про масскву и прочее вещи которые там творятся поинтереснее. Мне конечно паралельно что там творится у них в республике пусть варятся в своем соку как хотят.

Максу
Jul 28 2012 2:06PM

поройся и почитай как выселяли: декабрь 1943 года, перевозка осуществлялась в вагонах телушках (решетчатые-дырчатые), на сборы 5-10 минут, при этом не все поняли куда едут и зачем, а также ты пошел на улицу по делам, сразу хватали и везли на пункт сбора, вот оставшиеся потом мародерничали, если такой умный, тебя сейчас в 10 минут отравить не в среднюю азию, а в сибирь (Алтай, Омск, Красноярск и т.д.)

почитай википедию, там правда умалчивается значительная часть. Ну были русские-власовцы, так что теперь, нужно было тоже выселить???

Погибло более половины нации... а про то что приняли подданство, так калмыки защищали южные рубежи от хачей и прочих, от которых русские получали люлей. Калмыков боялись чехи, крымский хан и прочие, в 1812 году калмыки на верблюдах вошли в Париж.

для Андрея НЕБЕРЕКУТИНА
Jul 28 2012 12:46AM

Ну и статейка! Вы разжигаете распри на национальной основе. Очень много личного мнения не подтвержденного фактами, а слухами, как говорится, земля полнится... Насчет темы статьи, скандал это или не скандал будет зависеть от таких людей как вы, которые никоим образом не касаются темы, то есть являются наблюдателями. На вашем месте я бы просто подождала результатов события. Более компетентные люди разберутся без вашего "особого мнения".

Макс
Jul 25 2012 10:48PM

Вы еще мне скажите,что и среди чеченов было лишь 3% коллаборационистов.Хотя должен признать,что с депортированными калмыками не общался,так что в объективности на эту тему мне действительно можно отказать.Очень хорошо лишь знаю о чеченах(у меня бабка по отцу в войну была медсестрой в Бричмулле,куда их сослали,так что наслышан) и о крымских татарах.Так вот слухи об их бедственном существовании в депортации,мягко говоря,сильно преувеличены.

Максу
Jul 25 2012 5:39PM

Калмыков в Красной армии воевало в четыре раза больше, чем в Калмыцком кавалерийском корпусе Вермахта. Коллабороцианистов, согласен, нужно было наказать. Но их было то 3%, а выслали весь народ - стариков, женщин, детей. Солдат снимали с фронта и отправляли в Широклаг только за то, что они калмыкия. На момент геноцида (28.12.1943) было выслано несколько десятков новорожденных "врагов народа". И ты, Макс, даже не представляешь, чего калмыкам пришлось пережить. И, дай Бог, не узнаешь.

---
Jul 25 2012 3:19PM

пусть свой сепаратизм в Монголии проявляют, откуда их предки в начале 17века пришли сначала в Сибирь, а затем в Поволжье и попросили у Василия Шуйского русского подданства и выделения земли.

Макс
Jul 25 2012 11:40AM

Прошу прощения,перепутал:это чеченов депортировали в Среднюю Азию,калмыкам же действительно пришлось погреться под ласковым сибирским солнцем.Впрочем это не самое страшное наказание за коллаборационизм,так что возмущатся им нечему.

Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?

Есть версия, согласно которой русский боевой клич «ура» произошел от калмыцкого «уралан», то есть «вперед». Скорее всего, это всего лишь легенда, но корни ее понятны: на протяжении долгих лет калмыки были надежной опорой России, где чрезвычайно ценились как храбрые воины и прекрасные наездники.

Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход ».

А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).

Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.

Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.

В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.

Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.

Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.

Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.

Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.

Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).

Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.

А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).

Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».

То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.

О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.

Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.

Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.

По признанию СМИ, он “в разы сильнее северо-кавказского”, несмотря на недавнее вступление в силу Закона об уголовном наказании за сепаратистскую деятельность в России. “Национальный акцент” опубликовал небольшое исследование вопроса о “сибирском сепаратизме”, по-новому актуального в свете событий в Украине. На наш взгляд, особенно значимо для сторонников суверенитета республик замечание о практически полном отсутствии у народов в составе РФ каких-либо механизмов сохранения этнической идентичности.

В то же время, поскольку регионализм исподволь набирает обороты, федеральные власти опасаются, что "умеренные националисты" в республиках могут стать радикальными, а национальные элиты возглавят деструктивные для России движения.

Краткий экскурс в суть сибирского сепаратизма и “Историю федерализма в России”, предлагаемый упомянутым ресурсом, выводит неизбежность трансформаций, которые сегодня уже развиваются. АРД предлагает изучить вопрос и, на всякий случай, быть готовыми к переменам. Сторонником какой тенденции вы бы ни являлись...

Сибирский сепаратизм. История и трансформации федерализма в России

События на Украине вновь пробудили интерес российского общества к теме федерализма. Раскол в соседнем государстве на "восток" и "запад" лишний раз продемонстрировал, что унитарное государство не в силах справиться с противоречиями между центром и регионами.

Эксперты напомнили о том, что после распада СССР многонациональная Россия сделала правильный выбор в пользу федеративной модели развития, которая способствовала сохранению целостности страны. К тому же именно федеративное устройство позволило России довольно легко оформить присоединение Крыма. Ведь любая федерация представляет собой союз, готовый принять желающих, если они соответствуют определенным требованиям.

С другой стороны, сама суть федерализма - разделение власти между центром и регионами для более эффективного управления, - воплощенная в России вызывает много вопросов. Некоторые наблюдатели склонны считать нынешний российский федерализм фикцией потому, что, по их мнению, центральные власти фактически напрямую указывают регионам, какую экономическую и социальную политику надо проводить. Но сколько бы россиян не пугали угрозой этнического сепаратизма, в излишней централизации нет ничего хорошего. Если территории отказывают в праве на посильное самоуправление, то она начинает добиваться его самостоятельно по этническим или экономическим соображениям. Иногда из-за того, что винит в своем неблагополучии неэффективную политику центра. Иногда потому, что не хочет "кормить" другие регионы.

Причем процесс этот с переменным успехом наблюдается в России аж с 19 века, когда сибирские областники впервые заговорили об отчуждении края от России. Тогда русские регионалисты ратовали против эксплуатации богатств региона метрополией. Причем большинство из них вовсе не были радикально настроенными "экстремистами", а лишь стояли на позициях федерализма - децентрализации власти. Они размышляли о неравноправии центра и окраин, о неудовлетворительном с их точки зрения способе управления Сибирью, о необходимости развития образования.

Сибиряки-областники

Сибирское областничество зародилось в середине 1850-х годов в петербургском кружке студентов, приехавших из разных городов Сибири от Омска до Иркутска. Лидеры движения Григорий Потанин и Николай Ядринцев познакомились еще на первом курсе университета и организовали Сибирское землячество. Кстати, ни один участник кружка так и не получил высшее образование. У молодых людей кончились деньги и примерно в 1863 году они вынуждены были вернуться на родину.

Дома в Сибири бывшие студенты активно занялись научной и литературной работой. Они выступали за прекращение экономической зависимости региона от остальной России, против неравенства населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний, за открытие в Сибири университета.

Областники считали, что центр эксплуатирует их родной регион, относится к нему как к колонии. Они выдвигали программу преодоления этого положения за счет стимулирования свободного переселения, ликвидации ссылки, "учреждения покровительства сибирской торговли и промышленности", непосредственного выхода сибирских товаров на мировой рынок введением порто-франко в устьях Оби и Енисея, организации судоходства по Северному Морскому пути и привлечения иностранных инвестиций.

Особый характер

Дореволюционные регионалисты были убеждены в существовании сибирской идентичности, особости сибиряков. В своей работе "Сибирь как колония" Ядринцев противопоставлял сибиряка "российскому человеку". Писал, что первый "первобытнее", а ум его "менее гибок".

До 1917 года сибиряки, и в самом деле, совмещали в себе национально-культурные особенности русских и "азиатскость" местных коренных народов. Это давало регионалистам повод говорить об "особенном лице" жителя региона - "ярком и характерном". Сибиряку приписывались такие качества как трудолюбие, находчивость, смелость, даже угрюмость. Суровая природа наложила отпечаток на характер жителей зауральских территорий - леность и слабость духа были несовместимы с освоением новых земель. В отличие от российского крестьянина, вся жизнь которого протекала на виду у общины, сибиряк больше полагался на самого себя, на собственные силы и собственный опыт.

Тем не менее, было очевидно, что сибиряки оставались русскими по духу и культуре людьми. Поэтому, в отличие от многих других движений за независимость, областники никогда не разыгрывали "национальной карты". Сибирь всегда отличалась от других регионов тем, что в ней стремление к областничеству не было связано с национальной идеей и базировалось на территориальной основе.

Все разговоры о сибирском "субэтносе" со стороны областников были, скорее, популизмом, способом привлечь внимание к местному патриотизму. "Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство", - писал один из лидеров движения Григорий Потанин.

Регионалисты пытались заявить о себе ярко и броско, чтобы заинтересовать окружающих. Они не хотели ограничиваться простым "кружком по интересам" для избранных и старались всячески популяризировать свои мысли среди коренного населения Сибири: проводили лекции, публиковались в прессе. В итоге областники действительно оставили значительный след в истории и литературе Сибири, хотя каких-то кардинальных для региона изменений им добиться не удалось.

Если сегодня регионалистскими идеями никого не удивишь, в ХIХ веке они считались необычными и даже крамольными. За свои мысли большинство идеологов сибирского областничества поплатились тюрьмой и ссылкой. Причем инкриминировали им именно сепаратизм, а дело носило название "Об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам".

Примечательно, что у суда возникла загвоздка с выбором места отбывания наказания для признанных виновными областников. Ведь политических преступников в то время, как правило, отправляли в Сибирь. В итоге Потанина было решено сослать на Балтику в Свеаборгскую крепость, а Ядринцева увезли из Томска в Архангельскую губернию.

Национализм vs регионализм

С победой большевиков в гражданской войне областничество сошло с политической сцены. Более того их последователи жестоко преследовались. Идеи сибирских регионалистов не нашли понимания у новой власти, та сделала выбор в пользу национально-территориального деления страны. В свое время выделение национальных автономий в самостоятельные единицы действительно сыграло важную роль в экономическом, социальном и культурном подъеме многих прежде лишенных образования народов.

Но сегодня, как утверждают некоторые ученые и политики, деление страны по национальному признаку утратило свою актуальность и несет в себе угрозу этнического сепаратизма. Сторонники упразднения нацрегионов считают, что те тормозят развитие России и даже угрожают ее территориальной целостности. Противники этнического федерализма говорят о дискриминации в регионах с «титульной» нацией остальных этнических групп, о непропорциональном представительстве различных народов в органах власти, о несправедливом распределении субсидий и дотаций в пользу нацрегионов.

Многие эксперты давно предлагают поменять границы регионов "с точки зрения экономической целесообразности", чтобы место национальных общностей заняли территориальные. Таким образом, они в определенной степени актуализируют идею первых сибирских регионалистов.

Резать, не дожидаясь перитонита?

Соблазн упразднить, наконец, национальные республики очень велик. Но к принципам федерализма такой подход ныне не имеет никакого отношения. Ведь сегодня любая область - это исторически сложившийся регион со своими социальными и экономическими связями, самосознанием, а зачастую и территориальной солидарностью. При принятии подобных решений центр в первую очередь должен учитывать интересы самих субъектов федерации. Изменять существующую систему, не спрашивая мнение у проживающего там населения, - означает "резать по живому". Хотя сторонников такого решения становится все больше и все чаще они приводят аргументы в логике фронтового хирурга из известного фильма "Покровские ворота", которая предлагала "Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!"

Но не стоит забывать и о негативных последствиях такого кардинального шага. Ликвидация республик может подтолкнуть национальных активистов к борьбе за независимость. Ведь до сих пор государственные образования внутри России они продолжают рассматривать как единственную возможность сохранить свои язык и культуру. В этой ситуации татарские, башкирские, якутские и все прочие националисты, которых федеральные власти пока более-менее успешно контролируют, из умеренных могут превратиться в радикальных. И возглавят эти деструктивные движения "титульного" населения, скорее всего, именно местные политико-экономические элиты, которые будут отчаянно бороться против понижения своего статуса.

Существующие сегодня законодательные и иные механизмы сохранения своей идентичности представителями любого народа в любой точке страны большинству граждан неизвестны, а успешная практика их применения не сопровождается информационной поддержкой.

Однако тенденция регионализма в противовес национализму в нашей стране потихоньку набирает обороты. Лидеры территориальных субъектов федерации все чаще выражают свое глухое недовольство преференциями, которые имеют субъекты национальные. А последняя перепись населения показала, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне национальности "сибиряк", 4116 граждан страны все-таки настояли на том, чтобы в опросных листах их идентифицировали именно так и никак иначе. Напомним, по данным переписи 2002 года сибиряками себя называли лишь 10 человек. Совершенно очевидно, что федерализм в России ждут трансформации.

Ульяна Иванова