Про психологию. Учения и методики

Новые формы развлекательной деятельности. Современные виды и формы культурно-развлекательной деятельности Современные виды и формы культурно развлекательной деятельности

Клубные учреждения РБ

Для организации культурно-просветительской деятельности, эстетиче-

ского воспитания и обеспечения отдыха населения в 2012 году в Республике

Беларусь действовало 3,5 тыс. учреждений клубного типа. Это клубы, дома и дворцы культуры, центры культуры и досуга, дома и центры фольклора, народного творчества и национальной культуры, дома и центры ремесел и народных мастеров, методические центры народного творчества и другие учреждения. Большая часть из них (клубы, дома культуры и т. д.) находится в сельских населенных пунктах.

Итак, всего клубных учреждений за 2012: 3473, в том числе: 569 в городах и поселках городского типа и 2904 в сельских населенных пунктах.

Стабильность развития народного творчества в стране закреплено деятельностью клубных формирований: любительских и фольклорных коллективов художественного творчества, студий, кружков, объединений, клубов по интересам, которых в 2012 году насчитывалось 18,9 тыс., в них занималось 202,3 тыс. человек

Шоу-бизнес РБ

Есть ли в нашей стране шоу-бизнес? Есть. Просто денег в этой сфере больших не крутится. Нет достаточного количества богатых людей, нет достаточного количества больших компаний, бюджет которых позволял бы заказывать дорогое шоу. Ведь чем больше доход – тем больше люди готовы тратить на развлечение.

К сожалению, концертных залов в стране с 10 миллионами жителей не так много, да и билеты на белорусских исполнителей дорого не продашь. Поэтому основные заработки артистов – мероприятия, которые заказывают частные лица. Это организация свадеб, юбилеев, корпоративов, в большинстве своём маленьких, т.к. больших компаний у нас тоже очень немного. Соответственно, бюджет у таких мероприятий крайне небольшой. И зачастую для людей вопрос 100$ принципиальный. Всё это и определяет рынок, определяет заказчиков, которые потребляют услуги шоу-бизнеса. То есть вопрос в том, сколько люди готовы тратить. Здесь есть прямая связь: какие деньги платишь – такой продукт в итоге и получаешь. А подавляющее большинство хочет потратить рубль, а получить на миллион. Но чудес не бывает. Поэтому вряд ли в нашей стране появятся Мадонны и Дженнифер Лопес.

Казино РБ

В Республике Беларусь посостоянию на 2012 год 61 казино .

Из них: в Минске 30 казино, в Бресте 6 казино, в Витебске 2 казино, в Гомеле 5 казино, в Гродно 3 казино, в Могилеве 3 казино, в Полоцке 1 казино, в Новополоцке 1 казино, в Бобруйске 1 казино, в Барановичах 1 казино, в Слониме 1 казино, в Мозыре 1 казино, в Осиповичах 1 казино, в Сморгони 1 казино, в Солигорске 1 казино, в Слуцке 1 казино.

В общей сложности, все казино в Беларуси принадлежат 35 фирмам .

Ниже приведен полный перечень всех казино в Беларуси (РБ) и их владельцев.

массовое создание и распространение культурных благ

Книгоиздание

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЫПУСКА ИЗДАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

По данным государственного статистического учета всего в 2012 году издательствами и издающими организациями различных форм собственности выпущено 11 084 наименования книг и брошюр общим тиражом 34,34 млн. экз. По сравнению с предыдущим годом показатель по количеству названий практически не изменился (в 2011 г. – 11 040), тираж уменьшился на 20,4 %.

Значительное число выпускаемых изданий по своему целевому назначению имеет ограниченный круг пользователей и практически не составляет объекта рыночного обращения. Средний тираж одной книги составил 3,1 тыс. экз. На одного жителя республики издано 3,6 книги и брошюры.

На белорусском языке выпущено 940 наименований книг и брошюр тиражом 2,9 млн. экз., что по сравнению с предыдущим годом меньше по названиям всего на 1,2 %, по тиражу – на 27,5 %. Литература на белорусском языке занимает 8,5 % в общем количестве выпущенной в республике издательской продукции и в ее тираже. На русском языке в республике издано 9 452 наименования тиражом 29,7 млн. экз., что составляет от общего числа и тиража 85,3 и 86,5% соответственно. На английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском, польском, литовском и иных языках – 692 названия тиражом 1,72 млн. экз., или 6,2 и 5,0% от общего объема выпуска.

Переводная литература в общем объеме выпущенной книжной продукции занимает 8,7 % от числа названий и 15,9 % – от тиража. Больше всего книг переведено с английского (437) и немецкого (63) языков. На белорусском и русском языках были изданы также переводы с французского (34), шведского (22), португальского (21), польского (20), испанского (17), сербского (13) и иных языков.

По целевому назначению самыми востребованными по количеству выпущенных наименований по-прежнему остаются учебные и учебно-методические (40,6 %), литературно-художественные издания (11,3 %), издания для детей и юношества (9,8 %) и научная (12,2 %) литература, по тиражу – учебные (41,5 %) издания, книги для детей и юношества (19,3 %), литературно-художественные (16,9 %) и научно-популярные (7 %) издания.

ПРЕССА РБ

В соответствии с законом

"О республиканском бюджете на 2013 год", принятым

в октябре, на финансирование дотируемых государ-

ством СМИ в бюджете выделено 669 206 189,2 тыс. руб.,

или около 60 млн. евро. Это почти на 15 млн. евро боль-

ше, чем в 2012 г.. Большая часть средств направляется

на поддержку государственного телевидения и радио-

вещания (около 46 млн. евро). Около 6 млн. евро вы-

деляется на периодическую печать и издательства, 7,5

млн. евро отводится на «другие вопросы в сфере С МИ».

Серьезное увеличение финансирования государ-

ственных медиа противоречит декларациям высоко-

поставленных должностных лиц о необходимости экономить и сократить бюджетные вливания в медиа. Так,

с отчетом председателя Национальной государствен-

ной телерадиокомпании (НГТРК) Геннадия Давыдько,

заявил, что государственная поддержка белорусских

телеканалов в 2013 году может значительно умень-

шиться (при том, что бюджет на 2013 г. был им уже под-

продлил на 2013 г. действие своего указа об осво-

бождении НГТРК и входящих в ее систему организа-

ций от уплаты налогов на прибыль и на добавленную

стоимость.

Аналогичные процессы происходят и в сфере пе-

риодической печати. Осенью 2012 г. было объявлено

об объединении 11 национальных печатных изданий

в два холдинга. В издательский дом "Звязда" культу-

рологической направленности войдут редакционно-

издательское учреждение "ЛiМ", газета "Лiтаратура

i Мастацтва", журналы "Полымя", "Маладосць", "Не-

ман", "Вожык". В общественно-политический изда-

тельский дом войдут 5 основных респу-

бликанских газет: "Советская Белорус-

сия", "Народная газета", "Рэспублiка",

"Белорусская нива" и "Знамя юности".

Однако «оптимизация печатных СМИ»

приводит не к уменьшению их бюджет-

ной поддержки, а, напротив, к ее увели-

чению. Причем бюджетное финансиро-

вание распределяется на внеконкурсной

вердил Перечень средств массовой ин-

формации, редакциям которых в 2013

году оказывается поддержка из государ-

ственного бюджета. В списке – 25 изданий, среди которых и те, которые объединяются в хол-

При этом финансовая поддержка государственных

СМИ не является эффективной. По данным декабрь-

ского опроса НИИСЭПИ уровень доверия населения к

государственным СМИ за два года уменьшился на 14,8

процентов. В то же время наблюдался, пусть и неболь-

шой, рост доверия к независимым СМИ – на 1,8 про-

цента. Несмотря на несопоставимые тиражи печатной

прессы и монополию государства в сфеле теле-радио-

вещания, негосударственным СМИ доверяют 48,1 про-

цента опрошенных, в то время как государственным –

только 38,1 процента.

По данным Национального статистического коми-

тета Республики Беларусь (Белстат), на начало

2012 года в стране было 6,8 миллионов пользо-

вателей Интернетом, в том числе 6,1 млн. физических

лиц. Об этом сообщило информационное агентство

пользователей выросло на 34,2%.

Данные GemiusAudience на сен-

тябрь 2012 г. куда скромнее. В соот-

ветствии с ними в сентябре 2012 г. Ин-

тернетом пользовались 4,4 миллиона

жителей Беларуси, что на 14% больше,

чем год назад (и в полтора раза мень-

ше, чем по данным Белстата, а темпы

роста интернет-аудитории еще мень-

шие). 80% пользователей по данным

GemiusAudience выходят во Всемир-

ную Сеть ежедневно.

В любом случае, рост числа ин-

тернет-пользователей в Беларуси налицо.

Производство аудиовизуальной продукции

Киноискусство РБ

Еще в 2010 году Александр Лукашенко фактически констатировалполный провалгосударственной политики в сфере кинематографа: по его словам, за пять лет государственные инвестиции в отрасль увеличились в пять раз, а прибыль выросла только на 8%. С тех пор ситуация лучше не стала.

На итоговой коллегии в феврале нынешнего года министр культур Борис Светлов признал, что окупаемость своих продуктов на «Беларусьфильме» - ниже 30%.

Что же представляет собой белорусский кинематограф сегодня, что делают власти для его реформирования и каковы более эффективные альтернативные пути?

В прокате - на заднем плане

Пожалуй, одна из главных проблем белорусского кино - в том, что его никто не видит. При этом, по последним данным Белстата, в 2011 году было снято 70 белорусских фильмов (из них 5 художественных).

Можно наблюдать любопытную динамику: с 2005 по 2010 год производство фильмов выросло в три раза, но уже в 2011-м упало на 23%. При этом количество художественных фильмов остается фактически неизменным.

Таким образом, количество произведений отражает скорее объем средств, выделяемых государством на документальные фильмы (в зависимости от общего экономического положения в стране), но не похоже, что кинопроизводители имеют хоть какой-то план реформ.

Еще интереснее статистика просмотра фильмов в 2011 году. Из нее напрашивается несколько выводов.

Во-первых, белорусские фильмы в национальном прокате спросом не пользуются. И это с учетом традиционно более низких цен, использования нерыночных методов привлечения зрителей (вроде культпоходов школьников).

Во-вторых, можно заметить, что из 5 художественных и 9 мультипликационных фильмов на экраны кинотеатров попали только две белорусские игровые картины.

Грезы о Голливуде

Действия властей в сфере кинопроизводства больше похожи на бессистемные метания, чем на какой-то план реформирования. В апрельском интервью телеканалу СТВ министр культуры сделал громкое заявление: он получил письмо из США и готов делать Беларусь «одной из основных киносъемочных площадок Голливуда здесь, в Восточной Европе». Похожие обещания звучали из уст высокого начальства и ранее, однако голливудизации «Беларусьфильма» и близко не видно.

Зато недавно Беларусь заключила соглашения с Китаем о сотрудничестве в кинопроизводстве, а замминистра культуры Владимир Карачевский говорил об интересе к китайскому опыту в этой сфере.

Однако рынки двух стран принципиально различаются, и желаниям Минкульта вряд ли суждено сбыться. Китай - это огромный замкнутый рынок, потенциально - более миллиарда человек. У иностранной кинопродукции большие сложности с доступом, но крупнейшие кинопроизводители, вроде Disney и Marvel Studios, готовы идти на компромиссы, чтобы угодить китайским властям и зрителям. Понятно, что ничего такого нельзя сказать о кинорынке Беларуси.

Не несет реформаторского потенциала и проект Кодекса о культуре: для сферы кинематографа измененияпланируются косметические. Разве что президент страны должен будет лично принимать решения о съемках национального фильма.

Таким образом, у Минкульта не видно полноценной перспективной модели реформирования кинематографа. А какой бы она могла быть сегодня?

Что можно сделать здесь и сейчас?

Зачастую предложения различных реформ для Беларуси спотыкаются о необходимость политической демократизации. Это можно сказать и о варианте реформирования национального кинематографа по сценариям западных стран.

Голливуд, про который говорил министр культуры, в сегодняшней Беларуси невозможен. Равно как и широкое применение европейского опыта, который, тем не менее, было бы неплохо обсудить хотя бы «на вырост» в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью».

Однако и в развивающихся странах есть примеры успешных кинореформ - причем не только китайского образца, но и таких, опыт которых можно сегодня использовать в Беларуси.

В частности, еще в августе 2012 года на основе анализа The Economist Intelligence Unit"s Democracy Index мною были предложены наиболее имплементируемые для Беларуси примеры опыта очень разных, но успешных в кинематографе стран - Индии, Турции, Узбекистана.

В частности, речь шла о съемке частными компаниями малобюджетных фильмов, ориентированных на внутренний рынок; создании кинопродукции, ориентированной на региональный рынок соседних стран, долгое время входивших в общие образования (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР). Хотя, конечно, и в этом случае для должного эффекта напрашиваются рыночные реформы, требуется ослабление государственного контроля, что привлечет в страну опытные и успешные международные кинокомпании.

К сожалению, белорусские власти, как правило, не реагируют на предложения независимых экспертов. Им не хочется дискомфорта, ломки привычной системы.

В итоге, отвечая на вопрос о белорусских фильмах, общественность скорее вспомнит снятые вне рамок официального кинематографа «Выше неба» Дмитрия Маринина и Андрея Курейчика, «Снимать на поражение» Криса Нонга, «Жыве Беларусь» Кшиштофа Лукашевича и Франака Вячорки (хотя белорусскость последнего, снятого в Польше, и под вопросом).

При этом продукция «Беларусьфильма» создана на деньги налогоплательщиков, а популярные фильмы независимых авторов, которые по просмотрам в интернете обгоняют фильмы государственной киностудии, обходятся без дотаций из бюджета Беларуси.

Казалось бы, вывод прост как огурец: следует прекратить бессмысленные бюджетные траты и заняться системными реформами в кинематографе. Но само слово «реформы» вызывает у высокого начальства зубную боль.

В Беларуси на сегодняшний день работает около 46 радиостанций.

Сегодня в Минске работает 14 станций, вещающих в FM-диапазоне. Некоторые радиостанции охватывают всю территорию Беларуси (Первый национальный канал, «Радиус-FM»), некоторые вещают только на отдельные города и области («Юнистар», «Альфа Радио», «Минская волна»). В каждом областном центре существуют местные радиостанции, которые в некоторых городах более популярны, чем столичные (например «Радио Гродно», «Радио Брест», «Радио Могилев»). Как правило, эти станции работают как подразделения Национальной Белтелерадиокомпании.

Альфа Радио - 107,9 FM

Мелодии века - 96,2 FM

Новое Радио - 98,4 FM

Первый национальный канал - 106,2 FM

Пилот FM - 101,2 FM

Радио ВА - 104,6 FM

Радио Минск - 92,4 FM

Радио Мир - 107,1 FM

Радио Рокс - 102,1 FM

Радиус FM - 103,7 FM

Русское радио - 98,9 FM

Хит FM - 100,4 FM

Минская волна - 97,4 FM

Юнистар - 99,5 FM

Первый национальный канал - 70,91 УКВ

Радиоканал «Культура» - 71,9 УКВ

Радио «Столица» на белорусском языке - 72,5 УКВ

Брест

Радиус-FM (Минск) - 103,7 FM

Радио Брест - 104,8 FM

Радио Би-Эй (Минск) - 106,2 FM

Новое радио - 92,8 FM

Radio Brest - 69,68 УКВ

Юнистар - 102,3 FM

Витебск

Первый национальный канал - 100,5 FM

Радиус ФМ - 105,5 FM

Радио Рокс - 103,0 FM

Радио Люкс - 104,6 FM

Альфа Радио - 107,6 FM

Европа+ - 97,8 FM

Радио Витебск - 91,2 FM

Гомель

Первый национальный канал - 105,1 FM

Радиус ФМ - 100,1 FM

Радио Би-Эй - 91,0 FM

Радио Рокс - 102,6 FM

Гродно

Первый национальный канал - 95,7 FM

Радиус ФМ - 100,5 FM

Радио Би-Эй - 95,7 FM

Радио Гродно - 101,2 FM

Радио Рокс - 106,9 FM

Могилев

Радио Могилев - 96,4 FM

Наше Радио - 98,6 FM

Первый национальный канал - 105,9 FM

Радиус ФМ - 100,9 FM

Радио Би-Эй - 104,5 FM

Радио Рокс - 103,4 FM

ТЕЛЕВИДЕНИЕ БЕЛАРУСИ

На сегодняшний день наиболее эффективным и технологичным видом доставки информации населению является эфирная трансляция телевизионных и звуковых программ.

В Республике Беларусь телевизионное вещание государственных, региональных и коммерческих телепрограмм обеспечивает более 300 телевизионных передатчиков различной номинальной мощности от 10 Вт до 40 кВт.

На территории Республики Беларусь осуществляется эфирная трансляция следующих государственных телевизионных программ в аналоговом формате:

· 1. Беларусь 1;

· 2. Общенациональное телевидение (ОНТ);

· 3. Столичное телевидение (СТВ);

· 4. Беларусь 2 + Областное вещание;

· 5. РТР-Беларусь;

· 6. НТВ-Беларусь.

Количество телевизионных программ, доступное для просмотра, зависит от количества транслируемых телепрограмм с радиотелевизионной предающей станции (РТПС) и условий организации приема (высоты подвеса приемной антенны, коэффициента усиления, направления антенны, наличия прямой видимости до РТПС и других факторов).

Охват населения Республики Беларусь аналоговыми телевизионными государственными программами по состоянию на 1 мая 2013 года:

Достоинством аналогового телевидения является возможность приема сигнала без приобретения дополнительного оборудования.

Основными недостатками аналогового телевидения является низкая помехозащищенность (сильное влияние шумов и помех на принимаемый сигнал), возможность передачи на одной радиочастоте только одной телепрограммы, высокая потребляемая мощность аналоговых телевизионных передатчиков и другое.

В целях устранения указанных недостатков, а также внедрения новых и перспективных технологий, оптимизации использования радиочастотного спектра, принято решение о переходе на эфирное цифровое телевизионное вещание. Разработаны и утверждены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь “Концепция программы развития в Республике Беларусь системы цифрового телевизионного вещания DVB до 2015 года”, а также “Государственная программа внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 года”.

По состоянию на 1 мая 2013 года цифровым телевизионным вещанием охвачена территория Республики Беларусь, на которой проживает 95,65 процента населения республики. Введено в эксплуатацию 65 цифровых телевизионных передатчиков для трансляции общедоступного пакета и одной звуковой программы Первый национальный канал Белорусского радио. В республике идет параллельная трансляция эфирного телевизионного вещания в цифровом и аналоговом форматах. Планируемый срок перехода с аналогового телевизионного вещания на цифровое – 2015 год. Более подробная информация по эфирному цифровому телевидению находится в разделе Цифровое телевидение.

Информация по количеству абонентов кабельного и эфирно-кабельного телевидения на основании сводных статистических данных государственной статистической отчетности по форме 1-тв (Минсвязи) ”Отчет о технических средствах телевизионного и звукового вещания“, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 13.09.2010 № 192, приведена в таблице:

Более 330 радиовещательных передатчиков различных диапазонов волн обеспечивают эфирную трансляцию звуковых программ: “Первый Национальный канал Белорусского радио”, “Радиоканал Культура”, “Радиус-FM”, “Столица” и других программ (включая областные, региональные и коммерческие программы). Осуществляется вещание национальных программ на страны ближнего и дальнего зарубежья.

Главными задачами, стоящими перед организациями телерадиовещания, являются увеличение объёмов трансляции телевизионных и звуковых программ, расширение территорий обслуживания передающего оборудования, повышение качества оказываемых услуг.

Для решения поставленных задач предусматриваются следующие основные направления развития:

· строительство новых РТПС, в том числе автоматизированных РТПС;

· дальнейшее развитие передающей сети звукового вещания в диапазоне ОВЧ (65,9 – 74 МГц; 87,5 – 108 МГц);

· дальнейшее развитие наземного цифрового телевизионного и звукового вещания на территории Республики Беларусь;

· оснащение действующих РТПС современным измерительным оборудованием.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ:

Общая материалоемкость отрасли: 24% - отрасль нематериалоемкая

Доля затрат на отечественные продукты: 83% - отрасль неимпортозависимая

Частные показатели емкости:

В структуре затрат на отечественные материалы на первом месте стоит отрасль электроэнергетики и теплоэнергетики (6%), на втором – услуги транспорта (5,4 %), на третьем - услуги финансового посредничества и страхования(5,41 %), на 4 – продукция нефтяной промышленности (4,4%), на 5 – продукция пищевой промышленности (5,2%), на 6 – отрасль торговли (2,7656%), на 7 – отрасль культуры (2,178%)

Добавленная стоимость:

Трудоемкость = 82 % (отрасль трудоемкая) >10%

Доля прибыли = 3%

Степень эксплуатации труда отрасли: 23,6 % - низкая (<50%)

Доля смешанных доходов: 3,7%

Анализ структуры потребления:

Отрасль ориентируется удовлетворить потребности (показатель технологичности – 28,5%)

Потенциальная емкость рынка. Ниша занята нами во всех отраслях

Домашнее хозяйство предпочитает нашу отрасль (67,8% от всего потребления)

Доля потребления домашнего хозяйства в стоимости продукции отрасли: 39,9 %

Доля гос.закупок в стоимости всей продукции = 0,01

Доля инвестиции в основные средства = 0,17

Доля складских запасов = 0,15 %

Доля экспорта = 13,1 %

Реэкспорт составляет 17 636 млн. руб, его доля = 0,0703 %

Внешнеторговое сальдо положительное и составляет 15 674 052 млн.

ВВП = 2 710 000 руб = 1,7%

СОГЛАСНО ГОС.ПРОГРАММЕ «Культура Беларуси» на 2011-2015 год, Стратегической целью государственной политики в сфере культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, поддержка культурных инноваций. В связи с этим требуется провести структурные преобразования организационно -хозяйственного механизма в сфере культуры, разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки, продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг, активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Цель Государственной программы - повышение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры.

Для реализации цели Государственной программы требуется решение следующих задач:

охрана историко -культурного наследия;

обеспечение сохранности Музейного фонда Республики Беларусь и общедоступности музейных предметов;

обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам и библиотечных фондов для различных групп населения;

развитие профессионального искусства;

поддержка отечественных производителей фильмов (продюсеров) и развитие кинематографии;

поддержка и развитие народного творчества;

развитие системы эстетического воспитания, профессионального художественного образования, поддержка талантливой молодежи;

совершенствование научного обеспечения сферы культуры;

укрепление имиджа национальной культуры в стране и за рубежом;

совершенствование нормативной правовой базы и экономическое стимулирование развития сферы культуры.

Эффективность реализации задач Государственной программы определяется достижением показателей согласно приложению 1 , которые представлены по годам в течение всего срока ее реализации.

Ресурсный ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В 2011-2015 годах на реализацию Государственной программы потребуются средства в сумме 1 355 698,7 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 673 898,8 млн. рублей, местных бюджетов - 676 318,9 млн. рублей, других источников - 5481 млн. рублей.

Ресурсное обеспечение Государственной программы осуществляется согласно приложению 2.

МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И Планируемые результаты

В результате выполнения Государственной программы возрастет социальная и экономическая эффективность функционирования сферы культуры за счет внедрения и совершенствования механизмов рационального и эффективного использования государственных ресурсов, реформирования системы менеджмента, внедрения инновационных технологий в практику управления в сфере культуры, развития государственно -частного партнерства, поддержки культурных инициатив и проектной деятельности, привлечения дополнительных внебюджетных средств в сферу культуры, развития внебюджетной коммерческой деятельности.

Реализация мероприятий Государственной программы согласно приложению 3:

позволит:

создать предпосылки, условия и государственные гарантии для духовного совершенствования общества в соответствии с общечеловеческими ценностями и традиционными ценностями народов Республики Беларусь;

обеспечить максимальную доступность культурных благ и образования в сфере культуры, преодолеть диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в городской и сельской местности;

будет способствовать:

формированию единого культурно -информационного пространства;

интеграции белорусского культуры в мировой культурный процесс;

формированию и закреплению позитивного культурного имиджа Республики Беларусь в стране и за ее пределами.

Обоснование необходимости использования импортных товаров ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Государственная программа разработана с учетом минимизации закупок импортных товаров, в том числе оборудования.

Всего по мероприятиям Государственной программы на осуществление закупок по импорту согласно приложению 4 предусматриваются средства в размере 209 799,6 млн. рублей, что составляет 15,5 процента общего объема ее финансирования, в том числе по годам (процентов) : 2011 - 5,7 , 2012 - 12,7 , 2013 - 18,5 , 2014 - 14,5 , 2015 - 17,5 . По импорту планируется закупить кинотехнологического и проекционное оборудование, звукоусиливающую аппаратуру, осветительное оборудование сцены, автотранспорт и музыкальные инструменты, которые в настоящее время в Республике Беларусь не производятся и не имеют аналогов в отечественном производстве.

При организации в Республике Беларусь производства новых видов импортозамещающих товаров в ходе реализации Государственной программы предусматривается постепенный переход на закупку товаров отечественного производства в целях снижения импортоемкости Государственной программы. Закупки будут проведены в соответствии с законодательством о государственных закупках.

  • V. Творческая практическая деятельность учащихся. Регулятивные и личностные УУД
  • V. Творческая практическая деятельность учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку

  • Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в современных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесообразно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

    Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках.

    Информационно-просветительная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

    Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

    Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные средства, умелое использование которых помогает посетителям данного учреждения проникнуть в суть проблемы.

    Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные интересы в знаниях. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

    Термин “художественно-публицистическая деятельность” произошел от широко используемого в научной литературе термина “художественно-массовая работа”. Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в организации которой соединялись средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определась формами художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях.

    В современных условиях художественно-массовую работу следует называть “художественно-публицистическая деятельность”. Она отличается от информационно-просветительной тем, что в основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

    Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

    Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она деятельность позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

    Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры?

    Перед информационно-просветительным типом деятельности стоит задача удовлетворения потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имеющимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью.

    Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции.

    В методике информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непосредственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты.

    Широкое использование в устном выступлении приемов ораторского искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - более оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала.

    Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах железнодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с проблематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы.

    Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительской деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира.

    Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.

    Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности - непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ.

    Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры.

    Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности информации является ее достоверность. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. Поэтому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения.

    Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающего информационно-просветительной деятельностью является документальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.

    Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический документ получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, наверное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра.

    Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документа в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.

    Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры.

    Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

    Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

    Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.

    Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

    По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мнении. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории.

    Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирование подлинной информационно-просветительной деятельности.

    Итак, методика информационно-просветительной деятельности учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

    Методика художественно-публицистической деятельности учреждений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наиболее сильным воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.

    Методика художественно-публицистической деятельности сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику:

    Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

    Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;

    Конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы;

    В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их разнообразие значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала.

    Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства, или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ.

    Необходимо помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходимость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминации и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ.

    В сценарии программы - подробной литературной разработке его содержания - излагаются мельчайшие детали будущего действия, создается модель программы. В сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контрастности и связанности.

    Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице.

    Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.

    Режиссура художественно-публицистических программ дело коллективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и создает условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хореографа и др.

    Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он как правило совместно с иллюстрированием и игрой.

    При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

    В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно- публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу. Уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с корректировкой сценария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.

    Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, которая составляется после утверждения плана. В режиссерский план постановки входят: монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема программы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспорта и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.

    Как видим, методика художественно-публицистической деятельности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - восприятие - представление - воображение - переживание. Этот ряд схематичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь названы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а проникают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.

    Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятельности все еще остается низким.

    Отдых и развлечение - это период воспроизводства рабочей силы, а значит, от того, как человек использует эти часы зависит его последующая деятельность.

    Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры требует высокого уровня профессионального мастерства специалистов, их фантазии и выдумки, оригинальных решений.

    Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвоили разницу в понятиях "отдых" и "развлечения". В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Отсюда, развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

    Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

    Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых - значит включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

    В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдается общесемейному проведению досуга. Пока большинство людей предпочитают пассивные формы отдыха - просмотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д. Значительно сократилась роль книг, газет, лекций. Сужение круга интересов можно объяснить расширением объема деловых связей, большой занятостью домашними делами, повышением значимости общесемейных форм досуга. Примерно 68% людей не находят для себя полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растратить свое свободное время впустую, а порой и во вред своему здоровью.

    Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

    Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки на - физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания - на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.

    Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

    Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Игра выступает в двух ипостасях - как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

    Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих.

    Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

    Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальную значимость события, вовлечь максимальное число людей в единое праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подготовке.

    Для повседневного неорганизованного отдыха в учреждениях культуры создаются специальные условия: молодежные гостиные с уютными кафе, читальным залом, кинолекционным залом, зимним садом, зеленой гостиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выставочным залами, игровыми залами. Происходит формирование нового стиля сферы развлечений на основе новой техники и технологий. Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас формы отдыха и развлечений.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Понятие “методика культурно-досуговой деятельности”.

    2. Почему методика культурно-досуговой деятельности является творческим процессом?

    3. Классификация методик в культурно-досуговой деятельности?

    4. Типовые методики культурно-досуговой деятельности. Их специфика?

    1. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политиздат, 1989 .

    2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. - М., 1994.

    3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М.: Просвещение, 1989.

    4. Организация и методика художественно-массовой работи. / Под ред. Генкина Д.М. - М.: Просвещение, 1987.

    5. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГИК, 1991.

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

    Виды и направления внеурочной деятельности.

    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    1. игровая деятельность;
    2. познавательная деятельность;
    3. проблемно- ценностное общение;
    4. досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
    7. трудовая (производственная) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительная деятельность;
    9. туристско – краеведческая деятельность;

    1. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу « Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин.

    На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

    Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

    Причем важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

    В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

    В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии.

    В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания:

    Для младшей школы

    Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой

    же приятной, как на даче или в деревне?

    Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске?

    Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям?

    2. Проблемно- ценностное общение .

    Проблемно -ценностное общение, в отличии от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно- ценностное общение школьников может быть организованно в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно - ценностных дискуссий.

    Для достижения результатов первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы.

    Этическая беседа – это не лекция педагога по морально- нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

    Хорошо организованная беседа- это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации.

    В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог - Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого - обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребенок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами ценит ли он то, что утверждает, или нет.

    Понять это можно участвуя в дебатах.

    Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

    Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет.

    Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно- ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня -- получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

    3.Досугово – развлекательная деятельность

    (досуговое общение).

    Достичь в досугово - развлекательной деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

    Впрочем, культпоход культпоходу рознь.

    Например, обычно посещение школьным классом музея

    проходит по следующей схеме:

    распространитель музейных билетов приходит в школу;

    классный руководитель по своему усмотрению выбирает

    тему и об этом сообщает учащимся;

    школьники в добровольно- принудительном порядке сдают

    педагогу или ответственному однокласснику деньги на

    класс идет в музей;

    обсуждение, если и происходит, то носит

    спонтанный характер.

    Превращая культпоход в музей из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

    вместе с учащимися встретиться с распространителем

    музейных билетов;

    организовать составление школьниками приветственного

    обращения к музею;

    договориться с работниками музея о том, что кто-то из них

    встретит ребят, введет их в

    пространство музея;

    организовать после просмотра экспонатов, встречу с

    работниками музея;

    предложить желающим школьникам выполнить творческие

    работы и передать их в дар музею.

    На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный « огонёк», разумеется, при условии организации силами самих школьников.

    Для того, чтобы досугово - развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), её необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать в районе школы ярмарку.

    Алгоритм проведения ярмарки включает:

    общий сбор, который может сопровождаться линейкой,

    карнавальным шествием;

    свободное движение участников по пространству;

    свободный выбор аттракциона и участие в нём;

    финальный сбор, с аукционом или без него.

    4.Игровая деятельность.

    В многообразии определений игры в качестве опорного приведём следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения отрешённости и восторга (Й. Хейзинга)

    Во - первых игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

    Игровая позиция педагога, по мнению С.Д.Полякова, вытекает из двух основных признаков игры- двуплановости и роли.

    Двуплановость – развёртывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева - не задачи реальной деятельности общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия.

    Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения.

    Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что помогает педагогу совершать разнообразные манёвры в поле делового и личностного общения.

    5. Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность).

    Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

    Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

    Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности: созидательный процесс; направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

    Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

    Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

    6. Художественное творчество.

    Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных

    противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

    7.Трудовая (производственная) деятельность.

    Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность.

    Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учеба-это настоящий труд» в последнее время стал использоваться к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников мы вводим уточнение - «производственная». Речь идёт о труде, в котором мальчишки и девчонки по меньшей мере производят продукт(вещь, услугу, информацию и т. п.), причем значимый не только для них, но и для других людей.

    Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием и т.д.), домашними ремёслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

    Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами « Лего».

    На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, становится особое производственное общение.

    Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И. П, Ивановым в его книге « Энциклопедия коллективных творческих дел».

    Детско - взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно- полезную продукцию.

    И именно благодаря этому оно является той образовательной

    формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности

    воспитательных результатов третьего уровня – получение детьми

    опыта самостоятельного общественного действия.

    8. Спортивно - оздоровительная деятельность.

    На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.

    В нашей школе ведется 2 часа внеурочной деятельности: « Азбука содержания животных», « Риторика».

    Курс « Азбука содержания животных» рассчитан на 33 часа.

    Цель курса - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения

    к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа курса даёт возможность его использовать.

    На занятиях дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, рисуют, лепят фигурки животных.

    Также получают информацию из дополнительной литературы.

    Много информации берем из периодического журнала « Мой зоомир».

    Рабочая программа по «Риторике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.

    Актуальность выбора определена следующими факторами:

    На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;

    На изучение отведено 33 часа в год(1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

    Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые перед учениками ставит сама жизнь.

    Определением понятия "досуг" является время в промежутках между занятиями полезным трудом. Выявить его функции можно путём компонования культурно-досуговых программ, которые будут характеризовать формы проведения мероприятий в деятельности рекреационно-развивающей, включающей в себя целый комплекс тщательно подобранной культурно синтезированной активной энергии, заполняющей всё пространство досуга.

    Культурно-досуговые программы и их особенности

    Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными.

    Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) - обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий.

    Типы программ культурного досуга

    Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.

    1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.

    2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения состоит в приобретении навыков командной игры.

    Форма КВН

    Конкурсная игровая программа такой формы не проводится без полного сценария, где сформулированы задачи, описана поготовка, дан список рекомендуемой литературы. Новые формы проведения мероприятий дают возможность организации продуманного и ожидаемого публикой праздника.

    Среди особенностей подготовки такого плана конкурсно-игровых программ и их проведения главные аспекты таковы:

    1. Очень важно не превратить эту весёлую игру в скучный экзамен, когда нет места выдумке, фантазии и импровизации.
    2. С другой стороны, самостоятельность должна тонко, но неуклонно сопровождаться руководством ведущих, чтобы избежать дурного тона и всяческой пошлости.
    3. В случае если КВН проводится среди школьников, важно прививать вкус к тонкому юмору, интеллигентной шутке, учить находить смешное и в себе, и в окружающей жизни.

    Игры интеллекта

    Формы и методы проведения мероприятия допускают организацию массовых интеллектуальных игр как вид конкурсно-игровой программы. Здесь успех приходит за счёт эрудиции, интеллекта, мыслительных способностей человека - смекалки, сообразительности, способности предугадать ситуацию.

    Реальная практика предпочитает интеллектуальные игры комбинированных форм. Хороши, например, сюжетные викторины, в которых присутствует экономическая стратегия. Формы проведения досуговых мероприятий здесь не слишком разнообразны: чаще всего это вопросы, предлагаемые участникам. Поэтому наиболее важны для организаторов именно подбор тем и составление вопросов.

    Игра в театр

    Игра-спектакль предполагает наличие ведущих этой игровой программы. Ими чаще всего выступают организаторы праздника, если он для взрослых, и педагоги, если праздник для детей. Формы проведения культурно-досуговых мероприятий предусматривают в данном виде игры обязательность сюжета, выстроенного таким образом, чтобы абсолютно посторонние люди могли без подготовки выполнять задания или играть небольшие роли. Судьба героев этого полуимпровизационного спектакля будет целиком и полностью зависеть от непосредственных участников театрального действия.

    Сюжетная игра

    Это тоже театрализованное мероприятие. Какие бывают формы проведения мероприятий такого плана? Весьма разнообразные. Здесь главное - создание определённой атмосферы и выработка чёткой конструкции игровой ситуации. Период подготовки может быть длительным. Очень интересный ход - подготовка инициативной группы, которая в процессе театрализованной сюжетной игры будет постепенно привлекать к действию посторонних.

    Очень важна заблаговременная информация по тематике. Например, за несколько недель объявляется проведение костюмированного бала под названием "Девятнадцатый век. Пушкин и его Музы". Желающие участники постараются раздобыть или соорудить костюмы и проникнуться обстановкой светского раута. Далее все козыри будут в руках организаторов. Для проведения подобного праздника понадобится подробный план проведения с чётко изложенными задачами, подготовка экспозиции (декорации и так далее).

    Зрелище и праздник

    Основные формы проведения мероприятий как раз зрелищные. Это могут быть концерты, спортивные соревнования и многое другое. Здесь обычно присутствуют исполнители и зрители. Часто подобные формы используются как фрагменты народных гуляний и других массовых мероприятий.

    кафе библиотека развлечение индустрия

    На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

    На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

    Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:

    I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

    II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

    1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

    3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

    4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

    Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.

    III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.

    Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.