Про психологию. Учения и методики

Целесообразность и необходимость государственных образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос): требования, программы, планы

Понятие и правовая природа ГОС. Наряду с принципами и критериями отбора содержания образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Образовательные стандарты в Российской Федерации сегодня становятся реальностью теории и практики образования, а также образовательного права. Но так было не всегда. Впервые за всю историю нормирования в образовании в текст Конституции внесено положение о том, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты (ст. 43). Тем самым издавна существовавшая проблема нормирования в образовании была переведена на качественно новый уровень. Это связано с тем, что школа, автор учебника, преподаватель, получили исключительную прерогативу разработки и использования основных нормативных документов в образовании (учебных планов, образовательных программ, учебников).

Раскрытие понятия государственного образовательного стандарта предполагает обращение к исходному понятию образовательного стандарта, разновидностью которого и выступает государственный стандарт. Известный исследователь проблематики ГОС В.И. Байденко приводит обширный перечень смысловых значений термина «образовательный стандарт» :

Средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

Форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

Метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;



Путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики (а не способ, заметим кстати, удушения свобод, многообразия инноваций и творчества в образовании, чего так опасаются противники стандартов);

Ключ к решению проблемы объективизации контроля за результативностью образовательных систем и качеством образования;

Фактор динамичного (в оптимальных для каждой страны темпах и формах) роста образованности граждан на каждом из принятых в этих странах этапах, ступенях и уровнях образования;

Способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

Механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

Направление демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;

Средство поддержания общецивилизационного уровня образованности в мире;

Основа типологизации образовательных учреждений по их типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

Один из путей упорядочения академического и профессионального признания документов об образовании.

Согласно определению ЮНЕСКО в узком смысле образовательный стандарт определяется как стандартный результат обучения, достичь которого учащимся должна помочь образовательная программа. В более широком и описательном плане он может быть определен как уровень обучения, на который нацелен этот стандарт с учетом всего комплекса характеристик образовательной программы, например, соотношения ученик/учитель, квалификации учителей, необходимых учебников, материально-технических условий и Т.П., связанных с этим стандартом. В широком смысле термин "образовательный стандарт" фактически является синонимом "качества образования".

Перед разработчиками образовательных стандартов всегда встают множество вопросов, ответы на которые выражают собой как собственно образовательную, так и политико-правовую природу этого феномена. К числу наиболее существенных таких вопросов относятся, в частности:

· Какие необходимо создать правовые и административные механизмы, содействующие обеспечению справедливости в получении образования?

· Какую защиту необходимо внедрить для учащихся из групп национальных меньшинств и из семей с низкими доходами?

· Как решить вопросы культурных и языковых различий?

· Как обеспечить достаточное и справедливое распределение ресурсов?

· Как обеспечить академическую и финансовую подотчетность школ и органов управления образованием всех уровней обществу?

· Как достичь баланса между общей культурой и общими потребностями общества в целом и разнообразными перспективами, потребностями и возможностями подгрупп и отдельных индивидов внутри него?

· Какие принципы и методы необходимо использовать для отбора содержания стандартов?

· Удовлетворяет ли современным требованиям оценочная модель, сложившаяся в школе, или по примеру развитых стран, она должна быть заменена национальной системой тестирования?

· Современное состояние российского среднего образования обеспечивает доступ к высшему образованию в Европе?

Наконец, следует обратить внимание на те идеи, которые также, с одной стороны, выражают правовую природу образовательного стандарта и, с другой стороны, моделируют действия его разработчиков. К этим идеям специалисты относят следующие.

1. Стандарты должны быть краткими и целенаправленными. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о сложностях, возникающих в процессе разработки и внедрения стандартов и, как правило, все усилия заканчиваются минимальными стандартами с длинным перечнем легко измеряемых, но зачастую совершенно не нужных показателей. Краткость, т.е. наличие нескольких стандартов, основанных на четкой и оправданной концептуальной модели того, что мы хотим оценить, должны помочь решить эту проблему. Одновременно решается, используя общепринятую международную терминологию, проблема европейского измерения среднего образования, международной сопоставимости российских стандартов и выполнение российских обязательств по международным конвенциям и соглашениям ЮНЕСКО и Совета Европы, включая Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО.

2. Цель стандартов, ориентированных на содержание обучения, должна заключаться в выработке операционных подробных определений для оценки того, представляет ли школа своим учащимся возможность изучения содержания и овладения умениями и навыками, определенным и базисным учебным планом. Ориентация на содержание базисного учебного плана и обучения обеспечивает краткость и четкость стандарта.

3. Стандарты обладают потенциалом выравнивания ключевых компонентов образовательной инфраструктуры (подготовка учителей, аттестация, непрерывное повышение квалификации, материалы учебного плана и оценка), которые формируют базу для определения необходимого ядра соответствующих ресурсов, обеспечивающих равенство в получении образования и всем учащимся возможность овладеть содержанием базисного учебного плана, несмотря на географическое расположение школы и доходов семьи.

3. Стандарты состоят из 3-х частей, которые четко и исчерпывающим образом описывают критерии, определяющие:

а) стандарты на ресурсы;

b) стандарты на практическое осуществление;

с) стандарты деятельности и результатов.

4. Стандарт - явление динамичное, способствующее с течением времени повышению качества обучения во всей школьной системе.

5. Стандарт включает следующие компоненты: институциональный, местный, региональный, федеральный, международный.

6. Стандарты обеспечивают академическую подотчетность органов управления системой образования, школ, учителей и учащихся обществу, так как в их разработке принимают участие родители, представители всех общественных групп, течений и партий, а также академического сообщества.

7. Стандарты обеспечивают финансовую подотчетность школы.

8. Являясь отражением национальных традиций, опыта, культуры, социально-экономических отношений, норм и ценностей, российские стандарты должны быть обращены к мировому сообществу с тем, чтобы быть признанными и обеспечивать формирование навыков межкультурной коммуникации, т.к. образование должно формировать более тесные связи между народами, воспитывая международное взаимопонимание и гармоничное сотрудничество в поликультурном обществе.

9. Стандарты отражают самые передовые знания относительно усвоения и относительно того, каким образом наиболее эффективно преподавать ту или иную область.

10. Стандарты международно конкурентоспособны и сопоставимы с самыми лучшими в мире.

Одним из основных «нравственно-педагогических» принципов, в котором как бы аккумулируются все названные идеи разработки государственных образовательных стандартов был и остается принцип «не навреди », то есть в стандарт не могут и не должны включаться теоретически не обоснованные и не проверенные практикой нормативы и компоненты содержания образования.

В образовательной системе России образовательные стандарты, занимая «заслуженно» важнейшее место, являются стандартами государственными, поскольку они утверждаются государственными нормативно-правовыми актами. И это и справедливо, и обоснованно, так как государство, будучи основным социально-политическим институтом способно наиболее полно и адекватно отразить, обеспечить и гарантировать наиболее насущные общественные потребности и интересы, в том числе образовательного характера. Поэтому, когда заходит речь о том, какое у нас в России должно быть образование - государственное, общественное или общественно-государственное, здесь происходит смешение (нередко искусственное, политизированное) различных смыслов и понятий. При любом «раскладе», любом подходе государство не может и не должно оставаться в стороне от решения вопросов образования, и прежде всего, связанных с их правовым урегулированием. Именно в этом смысле и само образование всегда было, есть и останется делом государственной важности, и стандарты образования также будут всегда иметь государственный характер.

Исходя из сказанного, под государственным образовательным стандартом понимается обязательный уровень предъявляемых государством (в лице законов и подзаконных актов) требований к подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Другими словами, ГОС – это государственно определенные и установленные образовательные «нормы», «образцы», «мерила» знаний, умений и навыков. Еще один исследователь – специалист в области научного обоснования стандартизации образования В.С. Леднев полагает, что стандарт образования есть система основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании». Основные положения этой статьи заключаются в следующем.

1) В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

2) Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3) Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4) Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Как видно из текста закона, содержание образовательных стандартов неоднородно и включает в себя компоненты: федеральный и национально-региональный. Однако в практической деятельности образовательных учреждений существует третий компонент стандарта – компонент образовательного учреждения (иногда его называют местным (применительно к высшим учебным заведениям – вузовским )компонентом).

Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.

Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.

Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьёй 32 п.2 Закона РФ «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

· описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;

· требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

· максимально допустимый объемучебной нагрузки по годам обучения.

1) владение базовыми понятиями и умениями;

а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.

6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:

· Критериально-оценочная – стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс.

· Сохранение единства образовательного пространства страны – стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений.

· Повышение качества образования – стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь.

· Обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование , которое гарантируется государственными образовательными стандартами.

· Гуманизация образования – стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся.

· Управление процессом и качеством образования – стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки обучающихся.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым обучающемся определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространенные определения данного понятия:

Образовательная программа – это:

· Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

· Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

· Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

· Совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

· Организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

· Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливается в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Виды образовательных программ. Существует несколько категорий образовательных программ:

· Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.

· Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования.

· Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;

в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Обратим внимание, что разделение на основные образовательные и дополнительные образовательные программы приводится в рамках двух образовательных структур, где есть обязательный минимум содержания основной программы (общеобразовательной или профессиональной), установленной в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основная образовательная программа имеет четко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.

Исходя из этого, следует, что дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, меняют, исправляют образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. содержание, характер и особенности организации превращают это право сначала в потребность, а затем в осознанную необходимость. Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная- программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются рабочие программы , в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

· пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

· методический комментарий о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Проблемой, известным недостатком школьного образования было то, что учащиеся обязаны осваивать, запоминать разнообразную информацию, которая не имеет для них никакого личного или жизненного смысла. Культурные способы мышления и деятельности, выработанные прошлыми поколениями людей и закрепленные в этих знаниях для решения исключительно практических вопросов, остались неизвестными выпускникам средних школ, техникумов. Усвоение учащимися навыков и умений сводилось к отработке и доведения известного автоматизма простого набора специализированных операций в стандартной ситуации. Способность импровизировать, гибко реагировать на нестандартные ситуационные изменения, грамотно строить свои действия и доводить решения до конца, практически не прививались на личном уровне. Эта тенденция, к сожалению, прослеживается, иногда, и сегодня.

Для правильного определения содержания образования важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше – к признанию содержания образования как способа развития личности.

Образовательная программа, составленная правильно, творчески – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми. Средство активного общения. Это не программный документ, который составляется единожды и обязателен для всех, кто будет делать то, что в нем зафиксировано.

Не менее значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, и учении каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Иными словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти, какой то объем информации, умений, навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.

Опираясь на практику и современное состояние программной деятельности учреждения можно проследить тенденцию понимания общественным сознанием образовательной программы как альтернативной, возвращающей образованию развивающую функцию.

Образовательные программы также разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определенный тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными ее ступенями.

Помимо основных образовательных программ в образовательном учреждении могут функционировать и дополнительные образовательные программы. В Типовом положении термин дополнительные образовательные программы используется и как выражение помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации досуговой, внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациями по договору с ними (п. 24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводится понятие программа деятельности . Это самостоятельно разрабатываемая учреждением программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений, разнообразных общественных организаций, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет определение цели и задач образовательной деятельности. Программа деятельности – это продуманная, планомерно организованная инструментальная, техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности учреждения очевидна.

Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.

· Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов.

· Способ разработки образовательной программы на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Образовательная программа должна четко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Направленность образовательной программы – это обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону РФ «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определенный, унифицированный объем предметных знаний, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· Развитие общества;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

· Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

· Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· Развитие кадрового потенциала общества.

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задает общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

_________________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

Евплова Екатерина Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Аннотация
В статье обоснована актуальность перехода основного общего образования на стандарт нового поколения. Перечислены основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сделана попытка проанализировать недостатки традиционной системы образования и преимущества стандарта второго поколения. Осуществлена сравнительная характеристика стандартов старого и нового поколения по следующим показателям: роль учителя, учебная задача, структура понятия «образование», содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе, результаты обучения, материально-техническое оснащение образовательных организаций, последний этап занятия, документальное сопровождение урока, дифференциация целей обучения, используемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся. Раскрыто определение понятий: «личностные результаты», «метапредметные результаты», «предметные результаты», «универсальные учебные действия» (познавательные, регулятивные, коммуникативные)», «учебная задача», «учебные действия». Изменению подвергается роль учителя в системе образования. На сегодняшний день, учитель перестает быть источником информации. Роль учителя расширяется. Современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютор. Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. По результатам изучения данной проблемы сделаны выводы о том, что уже сейчас заметны существенные различия стандартов старого и нового поколения. Однако наибольшее отличие можно будет заметить, сравнивая личности учеников, подготовленных по старым и новым стандартам. Оценить же эффективность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования можно будет только после его повсеместного введения.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

Сегодня Российская Федерация осуществляет поэтапный переход на обучение по стандарту второго поколения - «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования» (ФГОС ООО).
Однако в процессе введения и реализации ФГОС ООО у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает множество вопросов:
1) В чем актуальность данного стандарта?
2) В чем отличие стандарта нового поколения от старого стандарта?
3) Как работать по новому стандарту? и многое другое.
Ответы на эти и некоторые другие вопросы представлены в настоящей статье.
Актуальность перехода системы образования на новый стандарт обуславливается возникшей необходимостью. Реальность такова, что в настоящее время меняются технологии производства товаров, меняется политическая система, экономическая система, меняются даже границы государство. Кардинально меняется среда, которая становится более мобильной и информационной. Соответственно, меняется и общество. Причем, изменения общества наиболее заметно, если сравнить детей 1980-90-х гг. и детей «эпохи нулевых» и позже. Современные дети практически с пеленок отлично ориентируются в информационных технологиях, для них не составляет труда открыть Интернет и найти любую интересующую их информацию, они легко приспосабливаются к внешней среде, легко усваивают новую информацию (с учетом того, что она им интересна) и т.д.
Поскольку меняется общество, то должны измениться и стандарты, по которым мы обучаем и воспитываем подрастающее поколение.
Введение стандартов второго поколения обуславливается еще и обострившимися в последнее время недостатками образования старого формата.
Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не все умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, быстро переучиваться.
Усугубляет ситуацию и снижение познавательной активности современного школьника. В последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10–11 лет и продолжает неуклонно снижаться.
Актуальность введения стандарта нового поколения заключается еще и в так называемом «парадоксе отличника». Практика показывает, что нынешний отличник не способен добиться успеха в реальном мире. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого человека. Тогда люди получавшие в школе обычно неудовлетворительные оценки нередко добиваются в жизни большего только за счет развитых у них коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и многое другое.
Данная мысль ни в коем случае не компрометирует основное общее образование, однако предлагает передвинуть в нем акценты.
Изменению подвергается даже роль учителя в системе образования. На сегодняшний день, учитель перестает быть источником информации. Роль учителя расширяется. Современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер.
Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам.
К тому же, в связи с введением стандарта нового поколения, в лексиконе работников системы образования появились новые понятия: личностные, предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности, универсальные учебные действия и т.д.
Охарактеризуем вышепредставленные понятия.
Так, под личностными результатами образовательной деятельности в стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .
К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
самоопределение;
мотивация к учебной деятельности;
любовь к семье;
нравственно-эстетическое оценивание;
патриотизм и т.д.
Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».
К видам УУД принято относить :
познавательные – умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.;
регулятивные – умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.;
коммуникативные – умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.
Как можно сделать вывод, главным становится не достижение предметных результатов образования, а развитие личностных и метапредметных результатов.
И это далеко не единственное отличие стандартов старого и нового поколения. Далее, представим сравнительную характеристику двух интересующих нас стандартов (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика стандартов старого и нового поколения

Показатели

Стандарт старого поколения

Стандарт нового поколения

Роль учителя

Источник знаний

Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер

Учебная задача

Цель, которую ставит учитель

Цель, которую перед собой ставит ученик

Структура понятия «образование»

Обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение

Развитие, воспитание, самореализация (как следствие)

Продиктовано вышестоящими организациями

Социально сконструировано и обновляется в зависимости от потребностей общества и государства

Передача знаний

Осуществляется от учителя к ученикам

Знания добываются учениками самостоятельно в ходе индивидуальной и/или совместной деятельности

Отношение родителей к школе

Как к одному из этапов образования – этап подготовки к высшему учебному заведению

Возможность для детей научиться учиться

Результаты обучения

Преимущественно предметные (знания, умения, навыки)

Личностные, метапредметные (УУД), предметные

Материально-техническое оснащение образовательных организаций

Слабое, не достаточное

Школа оснащена всем необходимым, материально-техническая база используется повсеместно и регулярно

Занятие завершается

Выдачей домашнего задания

Рефлексией учебной деятельности обучающихся

Документальное сопровождение урока

Конспект урока

Технологическая карта

Дифференциация целей обучения

Цели обучения одинаковые для всех учеников

Цели обучения различны в зависимости от индивидуальности обучающихся

Используемые методы обучения

Преимущественно пассивные

Активные и интерактивные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Парная, групповая

Как представлено в таблице, «учебная задача», с точки зрения нового стандарта, – цель, которую перед собой ставит ученик. Соответственно, становится весьма актуально такое понятие как «самостоятельность», поскольку работа по новому стандарту предполагает активную самостоятельную роль учеников. В связи с этим, учебная деятельность понимается как самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
В свою очередь, под понятием «учебные действия» будут понимать алгоритмы, которые построил ученик для самостоятельного выполнения задания.
Нововведения системы образования вводит в активный оборот и такие понятия как «самоконтроль» и «самооценка». Как предполагает стандарт, для успешной учебной деятельности, школьники должны уметь определять качество выполнения своей работы, степень соответствия результатов деятельности эталону и осуществлять рефлексию.
Сравнительную характеристику стандартов старого и нового поколения можно продолжать. Однако уже сейчас, с помощью представленной таблицы, заметны существенные различия стандартов.
Разумеется, наибольшее отличие можно будет заметить, сравнивая личности учеников, подготовленных по старым и новым стандартам. Однако оценить эффективность ФГОС ООО можно будет только после его повсеместного введения.

Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновные идополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ , утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы , в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы - список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.



Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания


1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Практическая работа Модуль 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе.

Ф.И.О. слушателя Шереметова Оксана Алиевна

Группа № 4 Дата выполнения работы 10 мая 2014 года

Вопрос 1

Определите цель государственной политики в области образования на современном этапе.

Ответ

Цели государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов:

1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

Вопрос 2

Какие нормативные документы определяют основу и введение Федерального государственного образовательного стандарта?

Ответ

Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

1. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС

ООО».

2. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового

поколения ООО»

3. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового

поколения основного общего образования».

4. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».

5. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».

6. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».

7. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей)».

8. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных

к использованию в образовательном процессе ОУ».

9. Проект модернизации образовательной системы основного общего

образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения

10. План-график введения ФГОС нового поколения основного общего

образования.

11. Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС

12. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО.

13. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной

программы.

14. Положение о Совете по введению ФГОС ООО.

15. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по

реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-

воспитательной работы ОУ).

16. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО (вторая ступень)

образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа

самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.

17. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

(приложение к ООП ООО школы).

18. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего

образования ОУ).

19. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными

перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в

образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).

20. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или)

физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

21. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями)

обучающихся о предоставлении основного общего образования.

22. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством

Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО

Вопрос 3

Какие задачи поставлены ФГОС перед современной школой?

Ответ

Задачи ФГОС:

- обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования» ;

Обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране ;

Обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования;

Повышение объективности оценивания реализации, которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов.

Вопрос 4

Определите основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения.

Ответ

Особенности подхода к построению и введению ФГОС:

Стандарт рассматривается как общественный договор;

Стандарт задает ориентиры развития системы образования;

Стандарт ориентирован на результаты образования;

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход;

Стандарт – совокупность трех систем требований.

Вопрос 5

В чем, по-вашему, заключается реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС?

Ответ

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Вопрос 6

Должны ли, на ваш взгляд, измениться требования к профессиональной подготовке учителя, приступающего к реализации ФГОС? Аргументируйте свой ответ.

Ответ

Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

А это значит, что решение современных задач потребует серьезной подготовки учителя.

Вопрос 7

Какая роль отведена Основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в образовательном пространстве школы?

Ответ

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Вопрос 8

Каковы особенности планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте требований стандарта?

Ответ

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет Требования к результатам освоения общего образования.

Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ Федерального образовательного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования.

Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт определяет три группы результатов, то возникает необходимость формирования новой системы оценки достижений учащихся.

Вопрос 9

Назовите основные понятия, которые определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Ответ

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

    нравственного примера педагога;

    социально-педагогического партнерства;

    индивидуально-личностного развития;

    интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

    социальной востребованности воспитания.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше";

    укрепление нравственности - основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

    формирование морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

    развитие нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

    принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

    позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

    готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

    свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

    сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

    готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

    укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

    повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

    укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

    сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

    приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

    бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

    законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

    преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

    В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    укрепление и совершенствование правового государства;

    повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

    повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

    укрепление национальной безопасности.

Вопрос 10

В чем, по-вашему мнению, заключаются основные отличия стандарта нового поколения от ранее существующего

Ответ

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС :

    Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.

    Поменялось представление о . Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.

    Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ . Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.

    Образовательные стандарты прошлого не затрагивали . Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.

    Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.

    Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.

    Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.

    Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.

    Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.