Про психологию. Учения и методики

Презентация на тему личность темперамент характер способности. Презентация на тему "темперамент и характер"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характер и темперамент. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич.

Характеристики человека. Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете на школьный звонок. Одни всё бросают и сломя голову бегут в класс. Другие, если заняты были разговором, сначала все-таки договорят и только потом бегут на урок. Третьи, не торопясь, степенно возвращаются в класс.

Характеристика человека – это особенность нервной системы. Эти характеристики человека – быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании, доведя дело до конца или бросая в середине дела – зависят от особенностей его нервной системы.

Темперамент. Особенности нервной системы человека называются темпераментом. В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

Типы темперамента. Условно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сагвиник. Сангвиник – человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик. Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик. Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстроговорящий человек.

Меланхолик. Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко всё переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устаёт.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлечённо болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, то есть прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока.

Помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком.

Однако! Экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда долго приходится заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнёт лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия меланхолик наверняка впадёт в глубокое уныние и начнёт представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности.

Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия сангвиник, скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найти в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним.

Вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы. Если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением). Если вы будете тренировать свои психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение).

Чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

От кого зависит формирование нашего характера? В основе характера человека лежит его темперамент, который дан нам от природы, а характер – это то, за что ответственны мы сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.

Несамостоятельный характер. Если при любой ситуации, даже самой незначительной опасности вы привыкли постоянно прятаться за чью-нибудь спину (папину, мамину, брата, сестры, друга), то, значит, у вас вырабатывается несамостоятельный характер.

Помните! В случае опасности, когда никого не окажется рядом, несамостоятельный характер может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать сами, советуясь вначале с более опытными и знающими людьми.

Помните! Любые чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера страшны прежде всего тем, что они, как правило, внезапны. Двадцать первый век богат такими происшествиями в разных частях планеты и нашей страны.

Помните! Тем не менее в значительной мере вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайным ситуациям свои знания, умения, силу воли, характер и способности.

Источники. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. http:// nova.rambler.ru http://images.rambler.ru

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Психология
Тема:Темперамент.Характер.
Способности
Работу выполнила
Студентка 1 курса
КФУ ИФМК
Группы 10.1-606
Вакульчик Диана

Темперамент

Темперамент- индивидуальносвоеобразные свойства психики,
определяющие динамику психической
деятельности человека, которые,
одинаково проявляясь в разнообразной
деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются
постоянными в зрелом возрасте и во
взаимосвязи характеризуют тип
темперамента.

Общая активность определяется
степенью интенсивности
взаимодействия человека с
окружающей средой -
природной и социальной. Здесь
можно выделить две крайности.
Один тип людей отличается
своей явно выраженной
вялостью, пассивностью, а
другой - высокой активностью,
быстротой в действиях.
Представители других
темпераментов располагаются
между этими двумя полюсами.

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет
устойчивые стремления и настроение,
внешне скуп на проявление эмоций и
чувств. Он проявляет упорство и
настойчивость в работе, оставаясь
спокойным и уравновешенным. В работе
он производителен, компенсируя свою
неспешность прилежанием.
Холерик - быстрый, страстный,
порывистый, однако совершенно
неуравновешенный, с резко меняющимся
настроением с эмоциональными
вспышками, быстро истощаемый. У него
нет равновесия нервных процессов, это
его резко отличает от сангвиника. Холерик,
увлекаясь, безалаберно растрачивает свои
силы и быстро истощается.
Сангвиник - живой, горячий, подвижный
человек, с частой сменой настроения,
впечатлений, с быстрой реакцией на все
события, происходящие вокруг него,
довольно легко примиряющийся со
своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиники обладают
выразительной мимикой. Он очень
продуктивен в работе, когда ему
интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не
интересна, он относится к ней
безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик - человек легко ранимый,
склонный к постоянному переживанию
различных событий, он мало реагирует на
внешние факторы. Свои астенические
переживания он не может сдерживать
усилием воли, он чересчур впечатлителен,
легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так
и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и
самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как
человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и
эмоциями; флегматику, как выдержанному, без
скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко
отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как
страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у
меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика -
безразличие к людям, сухость; у сангвиника -
поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика -
поспешность решений.

Характер

Характер (греч. - примета, отличительное
свойство, отличительная черта, черта, знак
или печать) - структура стойких,
сравнительно постоянных психических
свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности.

Науки

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития.
Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов
характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение
человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием
личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся
внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является
объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и
характера человека получили название гороскопов.
Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis -
“природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его
принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам
могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в
характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia -
“гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по
кожному рельефу ладоней.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако
изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало
толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Структура характера

отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность,
чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и
противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость,
презрение к людям, индивидуализм);
черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие,
склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им
черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность,
безответственное отношение к делу, пассивность);
черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство
собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней
самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение,
иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость,
застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно
о своем личном благе);
черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или
неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными
руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые,
серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При
расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с
мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные,
невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике;
не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах
психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или
склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом
с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди
общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к
новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакальнодепрессивному психозу.

Характер определяется и формируется в течение всей
жизни человека. Образ жизни включает в себя образ
мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве.
Поэтому по мере того, как формируется определенный
образ жизни человека, формируется и сам человек.
Большую роль здесь играют общественные условия и
конкретные жизненные обстоятельства, в которых
проходит жизненный путь человека, на основе его
природных свойств и в результате его деяний и
поступков. Однако непосредственно формирование
характера происходит в различных по уровню развития
группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная
команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от
того, какая группа является для личности референтной и
какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут
развиваться у ее членов. Черты характера также будут
зависеть от позиции индивида в группе, от того как
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого
уровня развития создаются наиболее благоприятные
возможности для становления лучших черт характера.
Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности,
развивается и сам коллектив.

Взаимоотношение характера и темперамента

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРА И
ТЕМПЕРАМЕНТА
В науке среди господствующих взглядов на
взаимоотношения характера и темперамента можно
выделить четыре основных:
отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер,
А. Ружицкий);
противопоставление характера и темперамента,
подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В.
Вирениус);
признание темперамента элементом характера, его
ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С.
Городецкий);
признание темперамента природной основой характера
(Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Способности

Способности - это индивидуальнопсихологические особенности, имеющие
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности, не сводимые к
знаниям, навыкам и умениям личности, но
объясняющие быстроту и легкость их
приобретения.

Задатки - это природная предпосылка
способности, анатомо-физиологические
особенности, лежащие в основе развития
способностей. Нет способностей, как вне
деятельности, так и вне задатков. Задатки
врожденны и статичны в отличие от
динамических способностей. Задаток сам по
себе не определен, ни на что не направлен,
многозначен. Он получает свою
определенность, только будучи, включенным в
структуру деятельности, в динамику
способности.

Способность и деятельность

СПОСОБНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за
ним стоят работы многих отечественных исследователей,
начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее
разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как
знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия
(1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (19301972) и др.
способности проявляются не в самих знаниях, умениях и
навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько
быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От
способностей зависит качество выполнения деятельности, ее
успешность и уровень достижений, и также то, как эта
деятельность выполняется.

Знаниевый подход
Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию
связей способности и деятельности. Его главное отличие от
предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании
способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой
позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (19171989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном
аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет
динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития
способностей обеспечена только соответствующими операциями и
знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не
предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания,
навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания,
функционирования и развития способностей. Поэтому
многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены
математическим, умственным, педагогическим способностям, как
правило, широко известны и перспективны.

Иерархия способностей

ИЕРАРХИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности существуют и
развиваются или погибают
в личности точно так же, как
психологически “исходные”
потребности, мотивы
деятельности. В личности
наблюдается своя динамическая
иерархия способностей. В этой
структуре выделяются и особые
личностные образования,
называемые одаренностью.
Одаренность - качественно
своеобразное, личностное
сочетание способностей.
Гениальность - это качественно
наивысшая степень развития и
проявления одаренности и
таланта.

Проблемы диагностики способностей

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ
Проблемы диагностики способностей никогда
не теряли своей актуальности. По-особому
остро стоят они и в сегодняшней России в
условиях модернизации образования.
Обозначим лишь некоторые спорные,
нерешенные вопросы, например, проблема
создания элитных школ и других учебных
заведений для одаренных детей. Одаренность
молодых поколений - это залог достойного
будущего для любой страны. Но основной
вопрос в том, существуют ли в науке надежные
объективные критерии одаренности. Следует
сказать, что для широкомасштабных измерений
таких валидных критериев в современной
научной психологии нет. Но тогда их место
займут полупрофессиональные, статусные,
финансовые и прочие критерии детской
одаренности. Быть может, целесообразнее и
гуманнее вложить соответствующие усилия и
средства в работу с “обыкновенными” детьми?

Тема: Темперамент.

Цель урока : Ознакомить учащихся с понятием «темперамент», его видами.

Оснащение урока: Проектор

Ход урока.

Организационный момент.

Урок начинается с цитаты

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком». В.Вундт

1 слайд

Сегодня мы с вами поговорим о темпераменте. Скажите, а что вы знаете о темпераменте, что это такое? (ответы учеников)

Прежде чем дать определение темперамента, давайте отправимся в небольшое историческое путешествие по психологии (работа с проектором)

2 слайд

В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Гиппократ - вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

3 слайд

Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов.

Виды темперамента:

n Холерический – от слова «желчь»

n Сангвинический – от слова «кровь»

n Флегматический – от слова «слизь»

n Меланхолический – от слова «черная желчь»

Темперамент исследовали на протяжении долгого времени, такие ученые как: Гален, И.Кант, П.Ф.Лесгафт, А.Галлер, Г.Врисберг, И.Генле, А.Фулье, П.П.Блонский, Н.А.Белов, Б.М.Завадовский, Мак – Дауголл, В.М.Русалов, И.Павлов.

В XIX веке исследованием темперамента занимался И.П.Павлов.

4 слайд

И.П.Павлов - русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью .

«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи

Гиппократа.

Особенности нервных процессов

Типы

нервной

системы

Слабый

Сильные

инертный

живой

безудержный

Сила

Уравновешен­ность

Подвижность

Слабый Неуравнове­шенный Подвижный или инертный

Сильный Уравновешен­ный Инертный

Сильный Уравновешен­ный Подвижный

Сильный Неуравнове­шенный Подвижный

Темперамент

Меланхолик

Флегматик

Сангвиник

Холерик

Реакции

Медленные Сильные

Медленные Сильные

Быстрые Умеренные

Быстрые Чрезмерные

И ХАРАКТЕР

ТЕМПЕРАМЕНТ

Под темпераментом следует понимать индивидуальносвоеобразные свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека, которые, одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания, целей,
мотивов, остаются
постоянными в зрелом
возрасте и во
взаимосвязи
характеризуют
тип темперамента.

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Создателем учения о темпераментах считается
древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он
утверждал, что люди различаются соотношением 4
основных “соков организма” - крови, флегмы, желтой
желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из
его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач
античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал
первую типологию темпераментов, которую он изложил в
известном трактате “De temperamentum” (лат.
“соразмерность”, “правильная мера”). Им были выделены
темпераменты, которые и в наше время пользуются
широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis -
кровь), флегматика (от греч. phlegma -
флегма), холерика (от греч. chole -
желчь), меланхолика (от греч. melas chole - черная
желчь)

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший
интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента,
понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с
индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти
типологии получили название конституциональных типологий. Среди
них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
В психологической науке большинство
конституционных концепций стало объектом
острой критики, т.к. в них недооценивается,
а иногда просто открыто игнорируется роль
среды и социальных условий в формировании
психологических свойств индивида.

ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Давно известна зависимость протекания психических
процессов и поведения человека от
функционирования нервной системы, выполняющей
доминирующую и управляющую роль в организме.
Теория связи некоторых общих свойств нервных
процессов с типами темперамента была предложена
И.П. Павловым.
Он понимал тип нервной системы как врожденный,
относительно слабо подверженный изменениям под
воздействием окружения и воспитания. По мнению И.
П. Павлова, свойства нервной системы образуют
физиологическую основу темперамента, который
является психическим проявлением общего типа
нервной системы. Типы нервной системы,
установленные в исследованиях на животных, И. П.
Павлов предложил распространить и на людей.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая Пластичность и ригидность свидетельствуют,
сила внешних воздействий, необходимая для
насколько легко и гибко приспосабливается человек
возникновения какой-либо психологической реакции.
к внешним воздействиям (пластичность) или
насколько инертно и его поведение.
Реактивность характеризуется степенью
непроизвольности реакций на внешние или
Темп реакций характеризует скорость протекания
внутренние воздействия одинаковой силы
различных психических реакций и процессов, темп
(критическое замечание, обидное слово, резкий тон
речи, динамика жестов, быстрота ума.
- даже звук).
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего
Активность свидетельствует о том, насколько
преимущественно зависят реакции и деятельность
интенсивно (энергично) человек воздействует на
человека - от внешних впечатлении, возникающих в
внешний мир и преодолевает препятствия в
данный момент (экстраверт), или от образов,
достижении целей (настойчивость,
представлений и мыслей, связанных с прошлым и
целенаправленность, сосредоточение внимания).
будущим (интроверт).
Соотношение реактивности и активности определяет, Эмоциональная возбудимость характеризуется тем,
от чего в большей степени зависит деятельность
насколько слабое воздействие необходимо для
человека: от случайных внешних или внутренних
возникновения эмоциональной реакции и с какой
обстоятельств (настроения, случайные события) или
скоростью она возникает.
от целей, намерений, убеждений.

САГВИНИК
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него
уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его
внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По
незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно
его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету
или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень
слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и
будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое
дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится,
дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и
непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума,
находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая
пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов,
стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым
требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на
другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на
субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

ХОЛЕРИК
Как и сангвиник отличается малой
чувствительностью, высокой
реактивностью и активностью. Но у
холерика реактивность явно
преобладает над активностью, поэтому
он не обуздан, несдержан, нетерпелив,
вспыльчив. Он менее пластичен и более
инертен, чем сангвиник. Отсюда -
большая устойчивость стремлений и
интересов, большая настойчивость,
возможны затруднения в переключении
внимания, он скорее экстраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

ФЛЕГМАТИК
Флегматик обладает высокой активностью, значительно
преобладающей над малой реактивностью, малой
чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно
рассмешить и опечалить - когда вокруг громко
смеются, он может оставаться невозмутимым. При
больших неприятностях остается спокойным. Обычно у
него бедная мимика, движения не выразительны и
замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом
переключает внимание и приспосабливается к новой
обстановке, медленно перестраивает навыки и
привычки. При этом он энергичен и работоспособен.
Отличается терпеливостью, выдержкой,
самообладанием. Как правило, он трудно сходится с
новыми людьми, слабо откликается на внешние
впечатления, интраверт.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ПО Я.СТРЕЛЯУ

МЕЛАНХОЛИК
Человек с высокой чувствительностью и малой
реактивностью. Повышенная чувствительность при
большой инертности приводит к тому, что
незначительный повод может вызвать у него слезы,
он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.
Мимика и движения его невыразительны, голос
тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе,
робок, малейшая трудность заставляет его опускать
руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко
утомляется и мало работоспособен. Ему присуще
легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и
замедленный темп всех психических процессов.
Большинство меланхоликов - интраверты.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных
свойств коррелируют со свойствами темперамента. В то же время, являясь
фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную
функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность,
эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально
оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам
выступает как регулятор поведения и связанных с ним
внутренних процессов.
Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой
психические маневры, которые направлены на поддержание
самооценки и сохранение состояния
внутреннего равновесия. МПЗ оказывают существенное
искажающее влияние на восприятие субъектом
окружающего мира, самого себя и других людей.

ХАРАКТЕР

В буквальном переводе с греческого, напоминаем,
характер означает чеканка, отпечаток. В
психологии под характером понимают
совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются у
личности в типичных условиях и выражаются в
присущих ей способах деятельности в подобных
условиях. Характер - это индивидуальное
сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к
действительности и проявляющихся в его
повелении, в его поступках.

ХАРАКТЕР И ТЕМЕПРАМЕНТ

Темперамент не предопределяет черт характера, но между
темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:
от
темперамента
зависят
динамические
особенности проявления характера;
существует и обратная зависимость проявлений
темперамента от его характера - благодаря
определенным чертам характера человек может
сдерживать
нежелательные
при
данных
обстоятельствах проявления темперамента;
в зависимости от типа темперамента ребенка
необходимо использовать индивидуальные приемы
воздействия на него, чтобы воспитать нужные
свойства характера;
темперамент влияет на развитие отдельных
черт характера. Одни свойства темперамента
способствуют формированию определенных черт
характера, другие противодействуют.

ХАРАКТЕР И СПОСОБНОСТИ

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и
способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления
характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С другой стороны, и сам
темперамент перестраивается под влиянием характера. С характером неразрывно
связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм*, вера в свои силы и возможности, соединенная с
постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с
умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач,
работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей
выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие,
инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той
же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Коллективизм* - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага.

ХАРАКТЕР

Существует разделение черт личности человека
на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют
деятельность, поддерживают ее, а
инструментальные придают ей определенный
стиль. Характер можно отнести к числу
инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера
выполнения деятельности. Правда, как было
сказано, характер может проявляться и в выборе
цели действия. Однако когда цель определена,
характер выступает больше в своей
инструментальной роли, т.е. как средство
достижения поставленной цели.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ХАРАКТЕРА

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека
в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как
определенные характерологические черты могут проявиться
рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к
действиям, направленным на достижение поставленных целей:
настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также
альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане
характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты,
непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия,
спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность.
переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих
черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному
типу.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

Акцентуация характера - это крайний
вариант нормы, при котором
отдельные черты характера
чрезмерно усилены, вследствие чего ФПБ-32
с/б 1032145162
Москва, 2016

Темперамент Природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Действие цвета на характере человека Темперамент Характер, основные черты. Действие теплых цветов. Действие холодных цветов Холерик Вспыльчивый сорвиголова легкомыслен ность сдержанность Сангвиник Веселый жизнелюб Несознательн Уравновешеннос ость ть Флегматик Равнодушный Интеллектуал Отстраненность медлительный Меланхолик Серьезный обособленный Контактность Замкнутость, уход в себя

ХОЛЕРИК Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Инициативный, принципиальный, энергичный.

Флегматик Медлительный, спокойный, неторопливый В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Как правило доводит начатое дело до конца В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи

Сангвиник Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Мимика богатая, подвижная, выразительная

Меланхолик Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке

ХАРАКТЕР – ЭТО СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ, ОБОБЩЕННЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИЕЙ ИНДИВИДА. ХАРАКТЕР – ЭТО ПЕЧАТЬ ОРИЕНТАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ИНДИВИДА.

Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида. ". . . Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам. . . все многообразие таких особенностей может быть исчерпано некоторыми основными классами типических случаев.

ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА – ОБОБЩЕННЫЙ ИТОГ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ. ЧЕЛОВЕК ВЫНУЖДЕН ВЕСТИ СЕБЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВНЕШНИМИ УСЛОВИЯМИ.