Про психологию. Учения и методики

Что такое икт компетентность учащихся. Доклад на тему "формирование икт-компетентности младших школьников в условиях реализации фгос"

Мажитова Миля Рашитовна,

учитель информатики,

МАОУ «СОШ № 15 г. Челябинска».

Формирование ИКТ-компетенций в преподавании

предмета "Информатика и ИКТ" в школе

Формирование ИКТ-компетентности учителя является одним из приоритетов в направлении информатизации образования, которая позволяет осуществлять переход от репродуктивной модели преподавания и обучения к исследовательским методам.

Для современного учителя ИКТ-компетентность заключается в его способности применять информационные и коммуникационные технологии для осуществления информационной деятельности, а именно, поиска необходимой информации, ее оценивания и умения структурировать, анализировать и пользоваться ею, а также для создания и распространения информационных знаний в разных сферах своей деятельности в зависимости от ситуации. Изменяется старая модель управления учебным процессом, основанная на жестком контроле обучения, иерархии и повторении. Учителю для применения ИКТ на уроках нужна теоретическая и практическая подготовка по обеспечению формирования информационной компетентности учащихся, которые уже умеют самостоятельно и активно действовать, и принимать решения, гибко адаптироваться к вызовам информационного общества. Большое значение современному учителю отводится на то, чтобы оптимизировать время в процессе получения учеником знания, воспроизведения, запоминания и их хранения на уровне школьной системы образования.

Современному ученику в XXI веке нужно формировать на уроках информатики и ИКТ, начиная с начальной ступени образования, навыки по поиску, отбору, анализу, синтезу и оценке необходимой информации для обучения.

Заметим, что важным ключевым моментом является в потенциале ИКТ-обучения возможность ИКТ-технологий действовать, как общая сеть. Поэтому учитель должен быть подготовлен так, чтобы взаимодействовать с учащимися в учебном процессе в области ИКТ для возможности эффективного обучения, как индивидуального, так и коллективного. Предлагаю расширить понимания учителей, коллег, работающих в школе. Мы с Вами понимаем, что современный ребенок, будь он дошкольником, уже владеет навыками «общения с ПК» до поступления в общеобразовательное учреждение. Как применять ИКТ-компетенции, ИКТ-технологии в преподавательской деятельности на уроках в школе? Учителю на практике необходимо постараться думать, чувствовать, и вести себя так, как будто «ВЫ» - ученик. Ребенок внутри каждого из нас с радостным волнением наблюдает за чередой захватывающих событий, которые можно активно исследовать. На рис. 1 изображена ИКТ-компетентность, как система компетентностей.

Рис. 1. Составляющие ИКТ-компетентности учителя.

Содержание ИКТ-компетентности учителя:

технологическая (осознание компьютера как средства обучения);

алгоритмическая (осознание компьютера как исполнителя алгоритмов и средства конструирования алгоритмов);

модельная (осознание компьютера как средства информационного моделирования);

исследовательская (осознание компьютера как технического средства автоматизации учебных исследований);

методологическая (осознание компьютера как основы создания технологической и информационно-обучающей среды).

Рассмотрим понятия компетенции и компетентности, ИКТ-грамотности.

Компетенции - это обобщенные и сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях.

Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

В чем их отличия?

Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность - способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и т.д.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ - представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий .

История компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) берет начало с середины XX века. С этого времени начинается процесс информатизации различных областей деятельности людей, происходит формирование информационно-ориентированного общества. Проблемы информационного общества изучает раздел информатики, который называется социальной информатикой. В настоящее время практически в любой сфере деятельности, профессии, связанной с обработкой информации существует свое специализированное ПО, свои средства информационных технологий. Что же такое информационная технология?

Информационная технология - совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.

Лучший способ современному учителю взаимодействовать с современными учениками на уроке, проводя практические работы, компьютерные практикумы, решая различные задачи - база локальной сети школы, что обеспечивает оперативность, гибкость в принятии решений.

В наше время от уровня образованности, компьютерной грамотности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Мы, учителя, хорошо понимаем, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Рассмотрим понятие ИКТ-компетентности самого ученика.

ИКТ-компетентность - уверенное владение учащимися всеми ИКТ- навыками для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.

Рис. 2. Составляющие ИКТ-компетентности ученика.

Содержание ИКТ-компетентности ученика:

интегрирование;

управление;

получение;

определение:

передача;

представление;

создание;

оценивание.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Он может включать подготовку учащегося к тому или иному виду формальной аттестации ИКТ-компетентности. Разумеется, структура учебного процесса этого курса в его ИКТ-компоненте будет весьма разнообразной, в зависимости от уже сформированного уровня ИКТ- компетентности. Спектр здесь простирается от полного отсутствия работоспособных средств ИКТ (все еще имеющего места в отдельных школах) и традиционной модели уроков Информатики и ИКТ в «компьютерном классе» - единственном месте, где представлены средства ИКТ, которые могут использовать учащиеся, и до современной, соответствующей ФГОС модели, которая как основная представлена в данной Программе. Компонент информатики, также вносящий свой вклад в формирование ИКТ-компетентности, в курсе - более инвариантен, но также зависит от математико-информатической подготовки, полученной учащимися в начальной школе и предшествующих классах основной, как и от практического опыта применения учащимися ИКТ.

Роль учителя информатики при этом может, при его желании, дополняться ролью ИКТ-координатора, методиста по применению ИКТ в образовательном процессе, осуществляющего консультирование других работников школы и организующего их повышение квалификации в сфере ИКТ.

Современная школа - это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.

Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов (предпочтительна стационарная их установка в помещениях регулярного частого использования), цифровых фото- и видеокамер, добавляются мобильные классы с беспроводным доступом к локальной сети, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки и др.). Предлагаю применять учителям, педагогам, учащимся и не только, ИКТ-технологии на уроках по предмету «Информатика и ИКТ».

Счастливого Вам (коллегам, учащимся) путешествия в мир ИКТ-компетентности и отличных результатов!


ИКТ - компетентность – это … способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи / распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества




ИКТ - компетентность учителя предметника Базовая Предметно - ориентационная Под базовой ИКТ - компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю - предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ - технологий общего назначения Предметно - ориентированная ИКТ - компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.


ИКТ - компетенция ученика Под ИКТ – компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.




Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации – умение собирать и / или извлекать информацию; управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;


Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.




Доступ (поиск) Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса. Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса.








Создание Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; Умение обосновать свои выводы; Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов


Сообщение (передача) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу; Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Понимание основных принципов работы устройств ИКТ; Подключение устройств ИКТ к электрической сети; Включение и выключение устройств ИКТ; Базовые действия с экранными объектами; Соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; Информационное подключение к локальной сети и глобальной сети интернет; Вход в информационную среду учреждения;


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; Вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами; Использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком; Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.








Технические средства формирования ИКТ - компетенции Персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети, конструктор, позволяющий создавать компьютерно - управляемые движущиеся модели с обратной связью, цифровые датчики с интерфейсом, устройство глобального позиционирования, цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;


Программные средства формирования ИКТ - компетенции Операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ГИС, редактор представления временной информации (линия времени), редактор генеалогических деревьев, цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он - лайн и оф - лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет - публикаций, редактор интернет - сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений

На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.

Понятие

Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.

Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.

В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.

Базовая структура

В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.

Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:

  • достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
  • обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
  • ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.

Цели педагога

За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:

  • Новые образовательные цели.
  • Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
  • Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
  • Содержание в рамках современной образовательной деятельности.

Понятия грамотности и компетенции

Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.

Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.

При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.

Особенности

Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.

Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.

Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.

В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.

Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава

Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.

Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.

Реальная структура

При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:

  • понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
  • внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
  • управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
  • постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.

Компоненты компетентности педагога

Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:

  1. Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
  2. Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
  3. Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
  4. Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
  5. Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
  6. Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
  7. Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
  8. Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
  9. Формирование цифрового портфолио.
  10. Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.

Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.

Важность компетенции участников образовательного процесса

На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.

Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.

Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.

Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.

Необходимость

Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.

Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.

За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:

  1. Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
  2. Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
  3. Мобилизация внимания учеников.
  4. Воспроизведение и комментирование потока информации.
  5. Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
  6. Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
  7. Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
  8. Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
  9. Усиление мотивации учеников.

Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.

Особенности компетенции

На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.

Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.

Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.

В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.

Разделы: Администрирование школы

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач :

  1. формирование единого информационного пространства школы МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2. Информационный:освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).

4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
  • приказы директора;
  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.

В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005 http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm ), которая включает в себя:

1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.

2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Интерактивные технологии обучения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в Приложении 1 .

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.

Оценка сформированности единого информационного пространства школы:

  • рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
  • удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
  • увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
  • количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
  • количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
  • количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
  • количество сетевых образовательных объединений педагогов.

Оценка ИКТ-компетентности педагогов.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:

  • любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
  • особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
  • выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая указывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные действия. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетентность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) не только в программах отдельных учебных предметов (где формируется предметная ИКТ компетентность), но, в том числе и прежде всего, в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность сущностно связана.

При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
  • Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных приемов работы со средствами ИКТ, которые безопасны для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры (в том числе встроенной в цифровой микроскоп), микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение. Получение оптимального по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результата записи (фото- и видео- изоображений): выбор положения записывающего человека и воспринимающего устройства: настройка чувствительности, плана, учёт ограничений в объеме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Основные правила оформления текста и основные инструменты его создания. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль (подсказка возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу). Набор текста на родном и иностранном языке, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете (срисовывание, дорисовывание, создание собственных рисунков). Создание планов территории. Создание диаграмм взаимодействия. Создание семейных деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).

Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации: перехода к другому сообщению, обеспечения возможности выбора дальнейшего хода изложения, пояснения. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация)

Создание структурированных сообщений с линейной и ветвящейся структурой. Создание письменного сообщения: создание плана текста, добавление ссылок, графических объектов. Описание объекта или процесса по определенному алгоритму, запись аудио-визуальной и числовой информации о нем, с использованием инструментов ИКТ: видео- фото- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков, компьютера. Подготовка устного сообщения: создание плана, выбор аудио-визуальной поддержки, написание пояснений и тезисов. Проведение устного сообщения с аудио-видео поддержкой. Создание игрового видеофильма. Натурная мультипликация (с куклами). Компьютерная анимация. Создание музыкального произведения (с использованием готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»).

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков. Разметка видеозаписи и получение числовых данных по разметке. Сбор числовых данных в ходе опроса людей. Графическое представление числовых данных: в виде графика (непрерывная кривая) и в виде диаграмм (столбчатых и круговых).

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение адресной и телефонной книги, а также других баз данных небольшого объема.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача собеседнику/партнеру сообщения, участие в диалоге, с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видео- конференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Компьютерно-управляемые движущиеся модели. Управление моделями. Управление в виртуальном микромире, исполнители Робот, Черепаха. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий. Планирование и проведение исследований, объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, свое собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

  • естественная мотивация, цель обучения;
  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.