Про психологию. Учения и методики

Цифра «6. Дидактический материал по математике

Согласно школьной программе, первоклашки должны уметь автоматически решать примеры на сложение и вычитание в пределах чисел первого и второго десятков.

Для того, чтобы успешно справиться с поставленными задачами, детки должны знать из чего эти числа состоят . Вся проблема заключается в том, что информация эта — абстрактная и запомнить непоседливому малышу не так просто.

Поэтому преподносить ее нужно в форме увлекательной, наглядной и понятной . Лучше всего для нее подходят так называемые числовые домики — картинки и карточки, созданные специально для освоения дошколятами азов счета.

Мы тоже решили создать на нашем сайте тему «Состав числа до 10 домики» и предложить вамраспечатать картинки и карточки в готовом виде.

Пример карточки:

В конце нашей статьи приведены такие карточки — разного формата и разных авторов.

Также подобные карточки для детей вы можете нарисовать сами . Это совсем не сложно и не требует каких-то особых знаний и талантов. Просто рисуем от руки прямоугольники — многоэтажки на листах бумаги.

Рисуем карточки и объясняем ребенку правила

Как нарисовать числовой домик самому? Да очень просто:

  1. Сначала от руки на чистом листе бумаги изображаем каркас «пятиэтажки», затем делим его на этажи и дорисовываем крышу.
  2. На каждом этаже нужно изобразить по две квартиры (или два окошка). На крыше вместе с ребенком пишем цифру и объясняем малышу, что эта цифра — хозяин домика, который разрешает в нем жить только такому количеству жильцов, которое равно ему самому.
  3. Для «заселения» на первых порах можно использовать счетные палочки — чтобы ребенок не сбился со счета и не запутался.

Помогаем ребенку освоить состав числа до 10 в игре

Помните о том, что маленькие детки очень охотно и быстро учатся на примерах. Поэтому первую карточку вы должны будете заполнить сами . Не забывайте рассуждать вслух о том какая у вас цифра-хозяин и сколько жильцов вам нужно заселить в каждую квартиру, чтобы не нарушать его «правила».

Следующий домик ребенок должен «заселить» сам при вашей помощи. Помогите ему рассуждать и высчитывать сколько жильцов должно быть заселено в каждую квартиру и на каждый этаж.

Закрепляем пройденное

Как помочь ребенку быстрее и легче запомнить состав числа до 10 и научиться считать? Ниже мы приводим еще несколько полезных советов и правил работы с карточками.

  1. Количество жильцов следует менять от этажа к этажу. При этом ребенок активно осваивает новые комбинации чисел. Например, в домике с цифрой-хозяином «6» они будут 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.
  2. Когда ваш малыш будет хорошо ориентироваться в комбинациях, можно переходить от счетных палочек к написанию цифр. Эта задача более трудная, поэтому прибегайте к постоянному повторению и помогайте своему чаду освоиться с новой деятельностью.
  3. Старайтесь постоянно освежать в памяти ребенка игру с карточками. Также старайтесь постепенно усложнять задание, переворачивая одну из карточек чистой стороной вверх и прося ребенка нарисовать этот домик и вспомнить состав числа, которое на нем изображено.
  4. Не забывайте о том, что без регулярного повторения и соответствующей заинтересованности в процессе вашему ребенку будет сложно запомнить пройденный материал.

Ну а для того, чтобы красивые и интересные карточки у вашего малыша всегда были перед глазами, используйте иллюстрации в нашей статье. Все эти красивые и разноцветные картинки можно распечатать и развесить в комнате ребенка, чтобы он постоянно их видел.

Вопрос :

Здравствуйте, подскажите ответ на задание: «Расселите соседей по домикам», стр. 62 в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька…», часть 1, 5-6 лет, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.

Ответ :

Благодарим Вас за вопрос.

Данное задание направлено на закрепление знания состава чисел в пределах пяти из двух меньших. Число на крыше домика обозначает количество жильцов на каждом этаже. Белые клетки – квартиры. Числа в клетках показывают, сколько соседей в каждой квартире. Задача ребёнка заполнить пустые клетки, т.е. написать, сколько соседей в этих квартирах.

Спросите у ребёнка:

– Что написано на крыше первого домика? (Число 2)

– Что обозначает это число? (Оно показывает, сколько жильцов всего в домике (на каждом этаже домика – для последующих домиков).)

– Сколько соседей в квартире слева? (Один)

– Сколько соседей в квартире справа? (Тоже один, потому что число 2 можно составить из двух частей: первая часть – 1 и вторая часть – 1.

Затем предложите ребёнку записать в пустую клетку число 1.

Аналогично разбирается ситуация со вторым домиком. Число 3 можно представить из двух частей по-разному. Поэтому на каждом этаже соседей надо расселить по-разному. Зная состав числа 3, ребёнок определяет, что в квартире справа на верхнем этаже – 2 соседа, на нижнем этаже – 1 сосед.

Если ребёнок ещё не запомнил состава какого-то числа из двух меньших, можно использовать счётный материал, например, счётные палочки.

Желаем Вам удачи!

С уважением,

методист отдела дошкольного

образования ЦСДП "Школа 2000..."

Королева Светлана Ивановна

Полное описание

Здесь представлены ответы на вопросы , подсказки (решебник ) по пособию Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной («Раз-ступенька, два-ступенька …» Математика для детей 5-6 лет, часть 1) в помощь родителям учеников.

Во второй статье даны решения по занятиям 10-16 (страница 16 – страница 29). Автор решебника – Воробьева Нина Федоровна (сайт www .strana -znaek .ru ).

Некоторые задания с очевидными решениями здесь не разбираются.


стр. 16

Занятие 10

3. Прочитайте ребенку задание 2 или 3 раза. Если он скажет, что понял, как выполнять – пусть выполнит. Проконтролируйте точность выполнения задания.

Над чертой должно быть два синих круга, а под чертой – три желтых треугольника.

стр. 17

Занятие 10

4.

5.


стр. 18

Занятие 11

2.



Два раза прочитайте ребенку задание, проверьте: справа от линии должно быть 3 желтых круга, слева – 2 зеленых квадрата.

стр. 19

Занятие 11

4. Внимание! В подобных примерах ошибки подразумеваются только в сумме. В слагаемых ошибок нет. Для сравнения можно подчеркивать элементы слева и справа от знака равно.

а) дорисовать зеленый треугольник в сумме;

а) в сумме необходимо раскрасить квадрат в синий цвет;

б) поменять слагаемые местами.

а) вычеркнуть синий круг в сумме;

б) поменять слагаемые местами.

стр. 20

Занятие 12

1. В правом задании есть некоторая неоднозначность (методическая недоработка): по правую лапу от крокодила Гены стоит Чебурашка, а в правой части рисунка – щенок. Можно просто пропустить задание 1б.

2. Аналогичное соображение для рисунка справа.

3. Должно быть 3 желтых квадрата справа от красной линии, слева от зеленой линии – 3 синих овала.

стр. 21

Занятие 12

4. Лишний элемент – ветка сосны.

а) первое слагаемое – синий цветок;

б) второе слагаемое – желтый треугольник и красный круг.

а) сумма: зеленый квадрат, красный треугольник, желтый круг, синий треугольник;

б) первое слагаемое: синий треугольник.

Предлагаю выучить с ребенком правило: от перестановки слагаемых сумма не меняется.

7. Каждый раз убираем справа по одному квадрату и добавляем по одному кругу слева.



стр. 22

Занятие 13

1. Знак «минус» обозначает действие вычитание.

С чем сравнивают вычитание для детей:

В большом мешке были какие-то предметы. То, что стоит слева от знака «минус» – было в мешке. То, что стоит справа от знака «минус» – вытаскивают из мешка. То, что стоит справа от знака «равно» – остается в мешке.

В примере 1а в мешке было: Два больших красных мячи и три маленьких синих мяча. Из мешка вытащили три маленьких синих мяча. В мешке осталось два больших красных мяча.

Вводим слова: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

То, что слева от знака минус называется уменьшаемым.

То, что справа от знака минус называется вычитаемым.

То, что стоит справа от знака равно называется разностью.

В примере 1б разность равна трем маленьким синим мячам.

а) разность – красный круг;

б) разность – два желтых треугольника;

в) разность – два красных круга;

г) разность – два синих квадрата.

3. Все варианты подсказать невозможно. Проконтролируйте правильность выполнения задания. Меняется только один признак (форма, размер или цвет).

стр 24.

Занятие 14

1. Цветок нарисовать у почтальона, красным обвести кота Матроскина.

стр. 25

Занятие 14

а) разность – красный флаг;

б) разность – синий цветок и желтый шар;

в) разность – синий треугольник, красный треугольник;

г) разность – желтый квадрат, зеленый круг.

стр. 26

Занятие 15

1) первое решение – большой треугольник, выделяем по размеру

2) второе решение – круг, выделяем по форме

3) третье решение – красный треугольник, выделяем по цвету

стр. 27

Занятие 15

Вводим понятие «части» и «целого». Для сложения: два слагаемых – это «части», «целое» – это сумма. Для вычитания: уменьшаемое – это «целое», вычитаемое и разность – это «части».

а) сумма – два синих квадрата, два красных круга, желтый круг;

б) поменять местами слагаемые, сумма – та же;


стр. 29

Занятие 16

а) разность – красный треугольник, желтый круг;

б) сумма – синий квадрат, два красных круга, желтый треугольник.

Фигуры сгруппированы по цвету, можно сгруппировать по форме:



Воробьева Нина Федоровна

Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.

Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10

А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.

Вопрос :

Тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька…», часть 2. Как решить задание 3, занятие 1: засели домики числами? По какому принципу заселять домики?

Ответ :

Уважаемый пользователь сайта, благодарим Вас за вопрос.

В указанном Вами задании закрепляется знание составов чисел 2 – 5. Скажите ребенку, что число на крыше дома указывает, сколько жильцов должно жить на каждом этаже дома. Например, на каждом этаже дома с числом 3, должно жить 3 жильца. Спросите у ребенка:

Сколько этажей в первом доме? (Один.)

Сколько всего жильцов должно жить на этом этаже? (2.)

В квартиру слева уже вселился 1 сосед. Сколько нужно вселить соседей в квартиру справа, чтобы всего было 2 жильца? (1.)

Ребенок записывает в клетку справа число 1.

Теперь рассмотрим второй дом. Сколько в нем этажей? (2.)

Сколько всего жильцов должно жить на каждом этаже этого дома? (3.)

Если на первом этаже в квартиру слева уже вселились 2 соседа, то сколько соседей должно вселиться в квартиру справа, чтобы всего их было 3? (1.)

Ребенок записывает в правой нижней клетке число 1.

А сколько соседей нужно вселить в квартиру справа на втором этаже, если в квартире слева уже живет 1 сосед? (2.)

Для расселения чисел-соседей не нужно требовать от ребенка обязательного знания состава числа. Если он затрудняется, пусть попробует выполнить задание с помощью счетного материала, например, счетных палочек. Предложите ему взять столько палочек, сколько всего жильцов должно жить на этаже (написано на крыше), например, 5. Затем предложите отложить в сторону столько палочек, сколько соседей уже вселилось. Затем спросите, сколько палочек у него осталось, а, значит, сколько соседей нужно вселить в пустую квартиру.

Желаем Вам удачи!

С уважением,

Королева Светлана Ивановна

методист отдела дошкольного образования,

ЦСДП «Школа 2000…» ФГАОУ АПК и ППРО