Про психологию. Учения и методики

Историческое комментирование фактов современного русского языка. Словарное слово "дрожжи" Историческое объяснение написания слов дрожжи и сожженный

1. Двойное ж (жж) пишется в корнях слов во жж и, дро жж и, жж ение, жу жж ать, мо жж евельник и однокоренных. Ср.: воз ж ечь (воз-+жечь) — воз жж ёшь (воз-+жжёшь), также воз жж ённый.

При наличии чередования звуков [зг//зж], [зд//зж] пишется зж (а не жж ): ви зж ать (ср. ви зг ), прие зж ать (ср. прие зд ), бре зж ить, брю зж ать, дреб езж ать, мо зж ечок и т. п.

Примечание. В редких словах бры ж ейка, бры ж и пишется только одно ж .

2. Двойное с (сс) пишется в слове сс ора и однокоренных (о написании слова рассориться см. § 27, прим. 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенного слова, представляющей собой основу, которая оканчивается двойными согласными, пишется только одна согласная: гра м пластинка, гру п ком, гру п орг, ко н армеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: пятибалльный ← балл, галльский ← галл, гуннский ← гунн, компромиссный компромисс, группка группа, диаграммка диаграмма, программка программа, телеграммка ← телеграмма. Ср.: Канберрский университет ( Канберра), Каннский кинофестиваль ( Канны), Лозаннская конференция (← Лозанна).

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная:

1) кристальный, финский, колонка, пятитонка, финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетка;

2) Алка ← Алла, Анка ← Анна, Кирилка ← Кирилл, Римка ← Римма, Савка ← Савва, Филипка ← Филипп, Эмка ← Эмма.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной: во зз вание, по дд елать, чере сс едельник.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (‘перестала оставаться в первоначальном положении’). — Дверь поддалась ударам лома (‘не сдержала напора, нажима’).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю:

аббревиатура

абсцисса

агрессия

акклиматизация

аккомодация

аккредитив

аккредитовать

аксессуар

аллитерация

аммиак

аммонит

апелляция

аппендицит

аппликация

аппретура

аппроксимация

асессор

атолл

аттракцион

баббит

балласт

баллотироваться

беллетристика

босс

гиббон

гиппопотам

гуммиарабик

гуттаперча

дилемма

дистиллировать

дифференциал

дифференциация

идиллия

иллюминация

индифферентный

иррациональный

ирригация

каллиграфия

кассация

клемма

коллежский

баллон

колосс

коралл

коррозия

коррупция

коэффициент

кристалл

мантисса

муссон

оппозиция

параллелепипед

параллелограмм

пассат

перрон

пессимизм

рессора

сеттер

сеттльмент

силлабический

симметрия

стеллаж

стрептококк

теннис

терраса

террикон

территория

троллейбус

хлорофилл

целлюлоза

эксцесс

эллипс

эссенция

Запомните: данные слова пишутся с одной согласной в корне:

агрегат

алюминий

атрибут

бакалавр

балюстрада

баркарола

вернисаж

волейбол

галерея

десант

десерт

децибел

дилетант

импресарио

карикатура

катар

лилипут

нивелир

пилигрим

политес

привилегия

продюсер

пудинг

ресурс

росомаха

русизм

тротуар

унисон и др.

Правильное написание словарного слова "дрожжи", которое содержит удвоенные согласные, с сомнительными буквами:

дрожж и

Следует запомнить, что словарное слово "дрожж и" пишется с буквами "жж ".

Словосочетания и предложения с другими словами:

Возница, перевозивший мешки с дрожж ами, натянул вожж и.
Привкус дрожж ей всегда вызывал у нее легкое жж ение на кончике языка.
В кастрюле с дрожж ами вдруг раздалось чуть слышное жужж ание.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Противоречие - дрожжи понимания. (Афоризм,

Идея жиреет и пухнет на дрожжах войны, сантиметр за сантиметром поднимается уровень пролитой за нее крови. И вот она уже самодовольно восседает на троне... (Афоризм,

Деньги - как дрожжи : на них хорошо разбухают потребности. (Афоризм,

Фразеологизмы и цитаты со словом "дрожжи" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Отпустит память, но не сразу и с трудом -
Замучает, встряхнёт и растревожит.
Сомнение швырнёт, и не одно,
На старые, едва живые дрожжи .

(Стихотворение Ларисы Пятковой)

И тоска твоя безутешная
Вдруг покажется шуткой вздорною.
Жизнь на многих дрожжах замешана -
Полубелая, получерная…

(Стихотворение Екатерины Рустамовой)

Быть одному опасно неразумным:
В них дерзость, гнев растут, как на дрожжах …
Порок души, среди компаний шумных,
Их вынуждали скрыть и стыд, и страх.

(Стихотворение Луция Аннея Сенеки)

Чтение стихотворений с использованием словарного слова с удвоенными согласными – увлекательный способ запоминить правописание слова.


Смотрите также в орфографическом словаре:

Дрожжи - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Дрожжи"

Смотрите также в толковом словаре:

Дрожжи - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Дрожжи, -ей. Вещество из микроскопических грибков, вы...

Другие словарные слова по теме "еда".

Как на дрожжах Разг. Экспрес. Очень быстро (расти, подниматься и т. п.). Решили строиться. Средства позволяли, дед Василий и Анатолий, оба превосходно владевшие плотницким и столярным делом, сами взялись за топоры. Дом вырос, как на дрожжах (В. Ткаченко. Тяжба у родного очага).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Как на дрожжах" в других словарях:

    как на дрожжах - как грибы, стремительно, быстро Словарь русских синонимов. как на дрожжах нареч, кол во синонимов: 3 быстро (300) … Словарь синонимов

    росший как на дрожжах - прил., кол во синонимов: 1 увеличивавшийся (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    как грибы - быстро, стремительно, как на дрожжах Словарь русских синонимов. как грибы нареч, кол во синонимов: 3 быстро (300) … Словарь синонимов

    быстро - Живо, бойко, бегло, проворно, поспешно, спешно, скоро, стремительно, торопливо, борзо, резво, оживленно, лихо, шибко, мгновенно, опрометью, вскачь, рысью. Несется на всех парусах. Бежать со всех ног, во весь дух, во весь опор, во всю мочь, во всю … Словарь синонимов

    Приток капитала - (Cash inflow) Приток капитала это поступление денежных средств в экономику страны от иностранных источников Приток капитала и его влияние на экономику государства, роль иностранных инвестиций в национальных экономиках стран, ввоз и вывоз… … Энциклопедия инвестора

    стремительно - См. впопыхах … Словарь синонимов

    опара - ы; ж. Бродящее жидкое тесто (на дрожжах или закваске). Поставить, выдержать опару. О. подошла. // Закваска из этого теста. Всходить на опаре (о тесте). Как на опаре расти, всходить (очень быстро, как на дрожжах). ◁ Опарный, ая, ое. О ое тесто … Энциклопедический словарь

    опара - ы; ж. см. тж. опарный а) Бродящее жидкое тесто (на дрожжах или закваске) Поставить, выдержать опару. Опа/ра подошла. б) отт. Закваска из этого теста. Всходить на опаре (о тесте) Как на опаре расти, всходить (очень быст … Словарь многих выражений

    Критика президентства Владимира Путина - Владимир Владимирович Путин президент Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года. Исполнял обязанности президента также с 31 декабря 1999 года по 6 мая 2000 года. Содержание 1 Передача власти от Ельцина … Википедия

    Список персонажей серии мультсериалов «Total Drama Series» - В этой статье содержится информация о персонажах серии мультипликационных сериалов «Total Drama Series». Содержание 1 Появившиеся в «Остров отчаянных героев» 1.1 Участники … Википедия

Книги

  • , Марк Херст. О чем эта книга Вам знакома ситуация, когда в ваш электронный почтовый ящик ежеминутно падают письма, ваш список задач пугающе растет как на дрожжах, ваш рабочий стол загроможден файлами и… Купить за 724 грн (только Украина)
  • Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач , Хёрст М.. Вам знакома ситуация, когда в ваш электронный почтовый ящик ежеминутно падают письма, ваш список задач пугающе растет как на дрожжах, ваш рабочий стол загроможден файлами и ярлыками, телефон…

ИСТОРИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ФАКТОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

ФОНЕТИКА

1. Праславянское наследие в современном русском языке «затем­нено» многочисленными фонетико-словообразовательными и морфо­логическими процессами. Докажите, что следующие слова восходят к одному праславянскому корню.

Злак – желтый – золото – зола – зеленый; лань – олень – лось; зоркий – заря – взор – зеркало – зрачок – зрение; еда – яд; петух – пою; пожар – гореть; каракатица – окорок; клюв – клеве­та; нельзя – легкий; рыть – ров – рвать; слово – прослыть – слава; сердце – середина; речь – срок; теперь – первый; продажа – дать; мерцать – сумерки; бровь – белобрысый; будить – бодрый – бди­тельный; плод – племя; наука – привычка; уснуть – спать; руда – ржавчина – рыжий; отвага – важный; крушить – кроха.

2. Докажите, что слова в следующих группах слов восходят к од­ному праславянскому корню. Распределите однокоренные слова на две группы: сохраняющие, по Вашему мнению, семантическую связь в со­временном языке и утратившие ее.

Забвение – будущее; жнец – жатва – рукопожатие – ужимки; плоский – площадь; растение – роща; оскомина – щемить; гость – угощение; изощренный – острый; обида – зависть; обод – вожатый ; обертка – вернуть; обет – совет – привет; время – воротник; пропа­жа – пропасть – пропасть; подушка – ушат; узел – связать; ужин – юг; закуток – куща; коза – кожа; грызть – грыжа; сугроб – грести; заноза – нож; завивка – веник ; кузнец – подкова; брякнуть – брен­чать; кров – крыша – откровенный; ведьма – повесть; ясли – съел – яд; кто – почему; мех – мешок; шить – швея; горожанин – гражда­нин – изгородь; король – кролик.

3. Пользуясь этимологическими словарями, установите, являют­ся ли родственными слова в следующих группах. Обоснуйте генети­ческое родство (там, где оно есть), учитывая древнюю семантику слов и пути их появления в русском языке.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей.

Но пруд уже застыл.

Друзья мои: прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу - поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Некрасов)

Я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

Я лопухи любила и крапиву,

Но больше всех серебряную иву.

И, благодарная, она жила

Со мной всю жизнь, плакучими ветвями

Бессонницу овеивала снами.

И - странно! - я ее пережила.

(Ахматова)

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь.

Но за любовью - зреет гнев, Растет прозренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья иль признанья.

9. К какой гласной фонеме восходят выделенные гласные в сло­вах из текстов ХУШ-Х1Х вв.?

1. Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет (Тютчев).как из стремян вы вышибли его (Пушкин).и много зайцов весьма по тем местам (Сумароков). 4. Нужно, как петровкам варежки (Поел. Даль). 5. Нужда рукавицу с варьгой сроднила (Поел. Даль).

С какими событиями в истории Руси связано происхождение слова варежка?

10. Рассмотрите выражение «закрывается вовнутрь». Найдите ис­конный корень и объясните, какие изменения произошли, прежде чем возникло современное слово. Нормативна ли форма вовнутрь?

11. Как можно объяснить фонетические расхождения в произно­шении корня в словах, составляющих данные пары:

один - единственный, осень - Есенин, олень - Еленский, ёжик, укр. ожик;

лодка - ладья, ровный - равный, работа - землероб, рост - рас­тительность, розлив - разлив;

Ульяна - Юлия, ужин - юг, уха - юшка, агнец - ягненок.

12. Укажите в словах фонетические признаки старославянского и древнерусского языков .

Юноша, ягненок, жребий, жеребенок, ужин, яблоко, ворочать, ра­венство, уха, вращать, единица, вождь , молодой, роща, пища, очередь, бремя, надежный, азбука, лодка, вперед, берег, озеро, предупреждение, полотенце, наперекор, олень, платье, одинаковый, страна, куча, кража, юродивый, береза, порошок, провожать, утро, среда, вредный, пленка, осуждать, мощный, вражда, ровный, разный, ладья, главный, медвежий, нравиться, бранить.

13. В русском литературном языке, в текстах художественной лите­ратуры встречаются следующие примеры второго полногласия:

остолоп, сумеречный, бестолочь, скоромный, черемуха (черемха), веревка, золовка, посолонь (по солнышку), молонья, коза-дереза.

Подберите к ним однокоренные слова без полногласной формы и определите, в каких условиях «второй гласный» мог сохраниться в пе­речисленных лексемах.

14. Объясните происхождение полногласных форм в следующих примерах:

1. Рука у него просто как молонья летает (Лесков). 2. Как в полымя кинулся (Никитин). 3. Бакшей непременно свалится, потому что у него уже и глазища совсем обостолопели и губы веревочкой собрались и весь оскал открыт (Лесков). 4. Маленько еще на четвереньках я у лоша­дей промеж ног полозил (Лесков). 5. Зовут меня зовуткою, а величают уткою, - и с этими пустыми словами пополоз было со свечечкою в какой-то малый угол (Лесков). 6. Могу повелеть, чтобы при мне вас поломя рассечь или привязать вас к конским хвостам да и размыкать вас по полю (Лесков). 7. Так ворог-то смущает. Он ведь в мире так не смущает, а здесь, где блюдутся, он тут и вещует (Лесков).

15. Данные полногласные формы употребляются в современных го­ворах и в просторечии. Определите их исходную форму и объясните про­исхождение полногласного варианта. Можно ли предполагать, что неко­торые из подобных форм станут употребляться и в литературном языке?

Водерень "совсем, навсегда", набередье "деталь ткацкого станка", же - ледь "тростинка", коромной "сытный", молость "непогода", затолочье, сутоломня "возня", сверебит, черёмный "рыжий", раздерёжный "веселый", таволожник, кочерёжка, солоноворот, полость, ополонка "прорубь".

16. Чем объясняется наличие подобных фонетических вариантов?

Ветер дул, печально воя (Пушкин). - Попутный веет ветр (Пуш­кин). Пожарный огнь их домы истребил (Пушкин). - Уж чувствует она огонь его дыханья (Пушкин).

Что общего и в чем различие между словами группы а) и группы б) с исторической точки зрения?

а) Огонь, песен, ветер, басен, уголь, хитер, земельный, сестер.

б) Журавль, добр, театр, жизнь, рубль, корабль, смугл, кругл.

17. Имели ли место редуцированные ъ, ь (не на конце слов) в следу­ющих формах слов, извлеченных из поэтических текстов прошлого века?

Вихорь, вэтеръ, огонь, пепелъ, плэсень, причеть, замыселъ, заму­жество, мужеский родъ, креслице, пришелецъ, служебъ, бодоръ, иголъ, игоръ, искоръ, укромонные местечки, ласокъ, вётелъ, барышенъ, свадебъ, сосенъ, усадебъ, басенъ, возмнилось, вёдеръ, чиселъ, ядеръ, круголъ, подошовъ, рэзовъ, хитеръ, плосокъ, узолокъ, остёръ, тепелъ, оконъ, изобъ, стёколъ, тыквъ, маселъ, сумерокъ, яствъ.

Какие из форм сохранились в современном языке? Сравнивая приведен­ные слова по определенному общему признаку, попытайтесь установить условия, приведшие к разграничению форм (например: кругл хитёр).

18. Объясните появление форм типа: «с уст возбужденного жерца божеским тем жаром» или «законы писаны все на деках» (- аковский).

19. Какие фонетические процессы привели к появлению следую­щих исторически соотносимых пар слов:

греческий – грецкий; купеческий – купецкий (уст.); мужской – мужеский (уст.); сбор – собор; созвать – созывать; отошел – отшель­ник; швец – Шевцов (фамилия); доска – цка (профессионализм из речи иконописцев); почва – подошва; собачник – Сабашников (фа­милия); свечной – Свешников (фамилия); рукавица – Рукавишников (фамилия); калачный – Калашников (фамилия); точный – дотошный?

20. Объясните, почему возможно произношение мягкого р в следу­ющих словах: наверх, верба, первый, четверг, церковь, зеркало.

21. Предложения, заключенные в кавычки, запишите: а) в совре­менной орфографии; б) в соответствии с правильным написанием в XIX в.

Какие фонетические особенности речи можно восстановить на основе приведенных образцов ненормативного, полуграмотного письма?

1. По сторонам этого художественного произведения было написа­но: «Сдесь пьявки! стригут ибреют! идамские головы убирают! и раш - ки!» (Я. Бутков). 2. Два трактирных заведения и цирюльня с надписью, буквально гласившею: «Сдеся кров пускают и стригут и бреют козлов» (Н. Лесков). 3. «Ксему щоту кухмейстер махаев сопственаручно руку приложил» (Я. Бутков). 4. «Сумлеваюсь штоп позину эфто дело оболва­нить кюлю» (резолюция военного министра Сухозанета, середина XIX в.; позин – Позен, оболванить – "изготовить"). 5. «Ешели кдо-то фистреляет на бупличном месте з пулею и упьет трухого...» (П. Боборыкин. Из лекции немецкого профессора в столичном университете).

22. Объясните, какие процессы исторической фонетики обуслови­ли трансформацию следующих падежных форм существительных в наречия: домови > домой, долови > долой.

Как Вы думаете, почему аналогичная форма ежегодовь не стала на­речием в современном языке?

23. Почему стали возможными следующие варианты произношения и написания одного корня в словах современного литературного языка: воин – военный; заем – взаимный; иметь – наемник?

Вследствие каких фонетических изменений происходило «раздвое­ние» корня слова, нет ли в таком расхождении влияния «книжной» речи?

24. Объясните мену гласных в следующих парах слов современно­го литературного языка:

боец – бойца; удостоен – достойный; стоек – стойкий; житие – житьё; бытие – бытьё; заяц – зайчатина; колодец – колодяжный; ле­бедь – лебяжий; рыть – рою.

Напишите эти слова по-древнерусски. Сравнивая современные и древнерусские формы, скажите, какие изменения произошли в них. Только ли фонетические изменения способствовали преобразованию

слов?

25. Объясните, почему не осуществился переход е > "о в следую­щих словах:

конец, деревенский, день, дед, вселенная, манеж, ненависть, зем­ский, белый, верба, балет, тема, душевный, жертва, молодец, зрелый, первый, котлета, четверг, девушка, небо, смоленский, некогда, интерес, церковь, медный, хлеб, крест, перст, конверт, зеркало, царевна.

26. Объясните, почему осуществился переход е > "о в следующих словах:

зелёненький, на берёзе, крёстный, шёлковый, берёте, молодёжь, тётя, струёй, нёбо, жёлудь, удивлённый, напёрсток, весёленький, жёны, на подъёме, плёнка, мешочек, увлёк, колёсико, двухколёсный.

27. Объясните, почему оказались возможны следующие варианты слов (в том числе диалектные и просторечные):

опрометчивый – опромётчивый; надежда – надёжа; афера – афёра; современный – совремённый; поперечный – поперёчный; согбен­ный – согбённый; жестче – жёстче; валежник – валёжник; одеж­да – одёжа; вдохновенный – вдохновлённый; опека – опека.

28. Установите причину отсутствия перехода е > "о в одном из слов в каждой паре приведенных примеров:

учёный – учебный; лёд – гололедица; мешок – мешечек (уст.); сёла – сельские; желчь – желчный; горшок – горшечек (уст.); надеж­да – надёжный; сёстры – сестринский; галдёж – мятеж; со времён – современный; вёл – ведший; небо – нёбо; крест – перекрёсток; перст – напёрсток; подёнщица – день.

29. Можно ли объяснить различие в произношении подударного [е] различиями между старомосковской и старопетербургской норма­ми в следующих словах:

желчь – жёлчь, щелка – щёлка; кулечек – кулёчек, мешечек – мешочек, твоей – твоёй, моей – моёй.

Какое произношение стало нормой литературного языка?

30. Прокомментируйте наличие чередований гласных и согласных звуков или отсутствие таковых в следующих примерах:

разбуженный, но: пробуждённый; обретёте, но: обрящете; горячий, но: горящий; лицо, но: личной; дружина, но: друзья; печёт, но: (диал.) пекёт; хребет, но: хребёт; кануть и капнуть; утонуть и (прост.) утоп - нуть.

31. Нарушение какой фонетической закономерности обнаружива­ется в произношении данных слов?

Гнёзда, звёзды, цвёл, приобрёл, сёдла, вёдра, позёвывать, сёк, убёг (диал.), бесёда (диал.).

32. Объясните, почему орфография данных слов не соответствует их этимологии.

Паром (ср.: др.-р. поромъ, пол. prom, чеш. pram);

стакан (ср.: др.-р. дъстъканъ, совр. сев.-р. стокан);

барсук (заимствовано из тюрк, яз.; borsuk);

калач (ср.: др.-р. коло - "круг", совр. р. около, колесо);

крапива (ср.: укр. кропива, болг. коприва);

лапта (ср.: лопата, лопух, лопоухий);

кавычки (ср.: заковыка);

каракатица (ср.: окорок, болг. крак - "нога", пол. krok - "шаг");

махровый (ср.: мох, мохнатый);

33. Пользуясь этимологическими словарями, установите происхож­дение выделенных гласных в следующих словах:

ми зинец, ма хровый, ле бе дь, ре сница, ме тель, па ром.

34. Каков исторический корень в следующих словах? Почему дан­ные слова изменились не только в произношении, но и в написании?

Карман, касатка, лапша, ребенок, мизинец, сидит, теперь, барахло, баран, пискозоб "пескарь".

35. При подготовке орфографической реформы в 1905 г. было пред­ложено ввести написание доброго, рыжего, лучшего, куцого (как худо­го, чужого) вместо добраго, рыжаго и т. д., но оставлено синиго, зимниго, тощиго, синиму, зимниму, тощиму. Не нарушался ли при этом общий принцип передачи заударного гласного в различных позициях?

36. Сделайте исторический комментарий к следующему положению «Правил русской орфографии и пунктуации» (М., 1956): «При установ­лении написания о или а в неударных корнях глаголов не следует прини­мать в расчет формы несовершенного вида на - ывать (-ивать) с ударяе­мым а, например: топтал, потому что топчет (хотя вытаптывал), мол­чать, молчат, потому что молча (хотя умалчивать)».

37. Как исторически объяснить чередования и связанные с ними правила правописания данных слов:

расти - росток, выровнять - сравнить, плавать - пловец, кланять­ся - поклониться, коснуться - касаться, собирать - соберу?

38. Возможно ли двоякое произношение и написание следующих слов:

двурушник, аптечный, лотошный, Столешников переулок, коричне­вый, точный, античный, дачный, солнечный, булочная?

Чем объясняются расхождения в произношении и написании слов, имевших в прошлом сходное сочетание - чьи-?

39. Объясните происхождение долгих согласных звуков [ж"] и [ш"], обозначенных в современной орфографии различным образом:

ищу, дрожжи, счастье, разносчик, позже, вожжи, еще, доезжачий, дождь, овощной, дощечка, теща, изъезжен, площадь, чащоба, щука.

40. «Приведем литературные и нелитературные (в скобках) вари­анты слов щи, дождь (в им. п. и род. п. ед. числа) и визжат; для русско­го литературного языка все же существует какая-то норма произноше­ния, на которую и ориентируется письмо:

вижьджят

(виждят)».

(Щерба русского письма. - Л., 1983. - С. 24).

В данной цитате из книги, написанной в 1943 г., разбе­рите предлагаемые типы произношений и установите современный ли­тературный вариант (варианты). Исходя из происхождения соответству­ющих форм, определите исконное произношение каждой из них. Можно ли на основании перечисленных типов произношения установить ис­торическую последовательность в изменении произношения данных словоформ? Какими процессами в языке определялись изменения в про­изношении конкретно этих слов?

41. В современном литературном языке встречаются варианты про­изношения следующих слов:

усомниться – усумниться, прикорнуть – прикурнуть, строгать – стругать, камешек – камушек, перышко – перушко, солнышко – солнушко, донышко – донушко.

Каково происхождение каждого из этих вариантов и какой из них является исконным? Какое произношение предпочтительно в современной норме и ка­кое предпочитаете Вы сами?

Для справок пользуйтесь показаниями словарей, особенно этимоло­гических и исторических.

42. В русском литературном языке XIX в. существовали следующие варианты произношения слов:

мяконький - мякенький - мягонький - мягенький; мелконький - мелкенький; плохенький - плохонький; лёгонький - лёгенький; крепонький - крепенький - крепконький.

Чем вызвано появление этих вариантов? Какие из них являются бо­лее старыми, почему? Какие варианты слов употребляются сейчас?

43. Сравните пары слов и объясните появление звука [в]:

«чудище обло» – вобла; «осьмнадцатое столетие» – восемь; отец – вотчина; острый – вострушка; оспа – воспеник; отчим – вотчич; (прост.) вохра – (литер.) охра.

44. Пользуясь этимологическим словарем, определите, исконная ли форма сохранилась в произношении следующих слов современного языка: крыло, прыткий, грымза, крынка, хрыч.

Если произношение слова изменилось, объясните почему.

45. Объясните, каким образом диалектное произношение мягких заднеязычных в данных словах связано с падением редуцированных.

Батькя, бочкя, Колькя, Ванькя, наверхю.

46. Известно, что сочетания tl , dl , tj , dj , kt еще в доисторический период развития русского языка подверглись изменениям. Объясните, почему в современном русском языке возможны такие слова, как седло, заядлый, метла, светлый, судья, сватья, локти.

47. Объясните происхождение фонетических явлений, свойствен­ных диалектам и просторечию, в следующих словах:

унук, бухвет, фост, снех, квет ("цвет"), корабель, восем, вутка, ради­во, одевало, хулюган, обарить ("ошпарить"), наверёх, верьба, бесёда, мешечек, Ванькя, робята, топерь, боран.

48. «Говор старинный, косолапый, крупный. Он говорит: "що, каго, яго, маяго, табе, сабе, таперь", но все как-то так, что слушать его большое удовольствие... Что однодворец, сразу заметно по говору» (Бунин).

В речи изображенного писателем однодворца из-под Козлова (ныне Мичуринск) еще встречаются такие особенности произношения: «Ма­яго кобелькя нынче что-й-то весь день не видать, весь день на гумне мышкуя. А это уж обязательно к дожжу, она, мышь-крыса усякая, перед дожжом сильней пахня».

«Ну, що ж, и намоча маленько, авось не сахарные, не растаем».

«Вот чаек сабе налаживаю. Самоварчикя, признаться, нету, да эта одна баловство, и из чугункя попьем».

«Мая душа прямая, все примая».

«С прикашшыком варяжить»; «на речькю»; «твяты усякие»; «село богатая была»; «мине у зяленам саду»; «хунтик колбаски» (Бунин).

Дайте исторический комментарий к фонетическим и морфологиче­ским диалектизмам в приведенных цитатах.

Судя по фонетическим особенностям речи, мог ли герой рассказа быть родом из-под Тамбова?

49. Почему в современной русской графике не сохранилась буква a, хотя парная ей буква а имеется, а слоговой принцип русской графи­ки требует парной графемы?

50. Запишите в транскрипции следующие слова современного рус­ского языка и объясните, какого происхождения выраженные в ней вто­ричные значения соответствующих букв:

Дедка, подсадил, подзорный, наводчик, подсчет - для д;

Воз, везти, низшим, изжарить, возчик, езжу - для з;

Конечно, лечь бы, исчез, возчик, веснушчатый, мужчина - для ч;

Село, цена, еще, шесть, наше, поле, счастье, черный, шелк, ёжик-для е;

В каких фонетических позициях чаще всего происходит развитие вторичных значений у традиционных букв русского алфавита ? Можно ли изменения, отмеченные для разных случаев, свести в общие группы и объяснить одинаковым образом?

51. В каких из приведенных слов буква ь - рефлекс редуцирован­ного звука [ь], а в каких - написание чисто традиционное:

рожь, мышь, несешь, носишь, спрячься, ешь, мажьтесь, стричь, сплошь, вскачь, настежь, прочь, вишь, ишь, лишь?

52. Дайте исторический комментарий к некоторым орфографиче­ским правилам современного литературного языка (см. Свод правил по орфографии и пунктуации 1956 г.).

§ 13 и 14--объясните закономерности чередований о//а (скакать - выскочить, кланяться - наклониться, предлагать - предложить, макать - мочить) и е//и (сжечь - сжигать, постелить - пости­лать, вычесть - вычитать, опереться - опираться).

§ 17 - почему столик - столика, дворник - дворника, стакан­чик- стаканчика, но ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек - барашка?

§ 4 - какая историческая закономерность обнаруживается в прави­лах правописания о и е в корнях слов, почему пишется черный, шел­ковый, жернов, но шов, обжора, жом, поджог (сущ.)?

§ 7 - когда и почему возникла необходимость во введении этого правила: при сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, со­гласно с произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий и т. д.?

§ 42 и 43 - почему пишем доволен Иваном Тургеневым, но Гри­ном, Псковом, Крюковом?

§ 49 и 50 - когда возникла необходимость определить правила на­писания в таких случаях, как дуб, плошка, бегство? Почему пристав­ки на с пишутся не по общему правилу? Почему нельзя проверить пра­вописание слов свадьба, лестница, отверстие?

§ 56 - почему пишется конечно, прачечная, но лотошник, дву­рушник, городошник, золотушный, суматошный, наушник?

§ 57 - как объяснить написание доброго, синего, его, того, всего, моего (пишется г, произносится в)?

§ 63 - в какой мере согласуется с историческими данными написа­ние одного н в прилагательных (жареный) и двух нн в причастиях (жа­ренный)?

Дайте исторический комментарий к трем-четырем другим правилам русской орфографии.

53. Дайте полный исторический комментарий к стихотворным тек­стам. Определите, какие звуки и сочетания звуков использует автор для создания поэтической звукописи. Дайте фонематическую характери­стику этим гласным и согласным, покажите, какие из них отличаются своими фонематическими характеристиками от древнерусских XI в.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: «На дне у меня Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города...»

(Лермонтов)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

О, как же я хочу,

Нечуемый никем,

Лететь вослед лучу,

Где нет меня совсем.

А ты в кругу лучись, - Другого счастья нет

И у звезды учись

Тому, что значит свет.

Он только тем и луч,

Он только тем и свет,

Что шепотом могуч

И лепетом согрет.

И я тебе хочу

Сказать, что я шепчу,

Что шепотом лучу

Тебя, дитя, вручу.