Про психологию. Учения и методики

Как понять логическое ударение. Что такое логическое ударение

Логические ударения в стихотворном тексте, как правило, приходятся на конец строки. Это обусловлено ритмообразующими факторами стиха. В прозе дело обстоит по-другому.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

  • 1) тактовое - на слове внутри речевого такта;
  • 2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;
  • 3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

Например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Под ударением мы понимаем выделение определенной части речи усилением звука или сменой интонации, то есть акустическими способами. Если для обозначения ударения в слове "молоко" мы будем произносить последнюю букву более громко, то для выделения логического ударения нужно повысить тон. Также основным отличием логического ударения будет выделения не одной определенной буквы, а слова или группы слов в предложении.

Например, разберем предложение "Дима играет в компьютер". Если мы воспользуемся логическим ударением при произнесении имени мальчика, то этим выделим, что речь идёт конкретно о Диме, а не о Вите или Антоне. Если ключевым словом будет "играет", то для собеседника важно, что он именно играет в компьютер, а не ломает его. Аналогично, если под логическое ударение попадает слово "компьютер", значит важно, что это не приставка или ноутбук.

Разновидности логического ударения

Различают такие виды логического ударения, как:

  • тактовое логическое ударение;
  • фразовое логическое ударение.

Если в тактовом мы выделяем нужное слово интонационно, то во фразовом выделяется главное для нас логическое ударение из всей фразы.

Тактовое мы разобрали на примере выше. Пример фразового логического ударения:

" Сестра моя, Саша , красивая девочка , играла в шахматы ."

Использование логического ударения

Существует несколько правил:

  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях (при сопоставлении это правило не используется);
  • если при повторении каждое последующее слово усиливает значение и смысл предыдущего, то требуется логическое ударение на каждом слове с возрастающим усилением;
  • перечисления требуют самостоятельного логического ударения;
  • логическое ударение ставится на именах существительных и глаголах.

Внимательно прочитайте текст и выделите наиболее значимы слова или словосочетания. Чтобы не потерять внимание слушателя постарайтесь при прочтении текста избежать выделения большого количества слов. Если эта задача оказалась затруднительной, можно выделять ключевые слова через примерно равные промежутки времени.

Не забывайте об интонации. Злоупотребление изменением силы голоса может оставить плохое впечатление. Люди могут подумать, что вы говорите с ними свысока.

Паузы и правильное использование логического ударения помогут вам красиво изложить текст.

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

    "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

    " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

Закон нового понятия

Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

« Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…»

При инверсии на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

Противопоставления

Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку ,

а достал бы я «Казбек» » .

«Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

«Не род , / а ум поставлю в воеводы».

Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

«Вам бы, знаете, во флот

С Вашим аппетитом».

Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро , весела,

Как жизнь поэта , простодушна,

Как поцелуй любви , мила».

Нераспространенное предложение.

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

«Суровая зима . Но: Зима сурова я».

Пояснительные слова при глаголе .

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Перечисление. Однородные члены предложения .

Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

«Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

«Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

«Отселе я вижу / потоков рожденье,/

И первое / грозных обвалов / движенье.»

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

«Виктор , / подай мне мячик ».

«Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

«Не кричи (,) Лена».

Выделение повторяющихся понятий.

« Еду, еду в чистом поле;/

Колокольчик динь-динь-динь …/

Страшно, страшно поневоле /

Средь неведомых равнин».

Обобщающие слова принимают логические ударения.

«Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».

Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес - из деревьев, облака - из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек - атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов - о предложении. На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи. Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.

Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение?

Сравните две строки.

Кот, квадратный, хорошо, пишет.

Кот, рыжий, спит, крепко.

Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать - «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

Попробуем составить предложение из слов второй строки.

Проверьте себя.

Рыжий кот крепко спит.

Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.

Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?

Крепко спит рыжий кот.

Кот рыжий спит крепко.

Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).

Рис. 1. Рыжий кот крепко спит ()

Сделаем вывод: предложение - это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

Выполните задание. Найдите предложения.

Весна, ребята, каникулы, солнце.

Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

Проверьте себя.

В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.

1-е: Весна уже пришла.

2-е: Дует тёплый ветерок.

Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

Таня, не плачь!

В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино?

Ребята ходили в субботу в кино ?

Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.


Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют - восклицательные предложения.

В конце таких предложений стоит восклицательный знак.

Мама приехала!

Это очень интересная книга!

Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

Потренируйтесь.

1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино.

2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

Ребята ходили в субботу в кино!

3. Прочитайте побудительное предложение.

Ребята, сходите в субботу в кино!

4. Прочитайте вопросительное предложение.

Ребята ходили в субботу в кино?

Сделаем вывод. Любое предложение бывает

Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать.

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака недовольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Может, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна её вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может быть, сказать нам хочет:

- Посмотрите, умоляю,

Как же я прекрасно лаю!

Рис. 2. Собака

В этом стихотворении вы увидели ещё один знак - запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

Прочитайте предложение

На диване лежит котёнок.

Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

На диване лежит котёнок.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения - сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

Прочитайте.

На диване лежит котёнок.

Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

Существуют ли правила написания предложений? Да. Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое предложение, и научились отличать предложение от набора слов. Выяснили, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания и какие знаки препинания пишутся в конце предложений в письменной речи. Также на уроке открыли, что такое логическое ударение и как определить его место.

2. Продолжите предложения:

В конце предложения ставится …, или … знак, или … знак. В конце предложений, которые выражают сильные чувства, ставится … … . В конце предложений, в которых содержится вопрос, ставится … … .

3. Придумайте предложение по заданному условию.

Кто? Что делает? Чем? Что? Где?

4. Прочитайте предложения, изменяя место логического ударения.

Мальчик пишет карандашом предложение в тетради.

Мама поливает водой цветы в саду.

5. Назовите строку, в которой записано побудительное предложение:

а) Ира, пойдём гулять в сад.

б) Ира и Света гуляли в саду.

в) Света гуляла в саду?

6. Соберите рассыпанное предложение:

Вместе, петь, хором, лучше, а, порознь, говорить.

6. Придумайте продолжение предложений:

Мой друг занимается… .

Твой друг занимается… ?

7. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира с правильной интонацией так, чтобы стало понятно, кто и как относится к футболу.

Футбол

Сказала тётя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

-Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил: