Про психологию. Учения и методики

Апартаменты Николая Второго и молодой супруги в Зимнем дворце (11 фото). Мемориальный кабинет императора Николая II

В предыдущем посте мы заглянули в рабочие помещения российских императоров: Николая I и Александра II. Сегодня на очереди кабинеты последних царей.

Александр III

Будущий русский император Александр III родился в 1845 году в Петербурге и, будучи вторым ребёнком в венценосной семье, готовился к карьере военного. Его наставниками были генерал Борис Перовский, а также известный экономист Александр Чивилев. Молодому Александру Александровичу было бы не суждено занять российский престол, если бы не роковое стечение обстоятельств. Старший сын императора Николай Александрович скоропостижно скончался в 1865 году от туберкулёза спинного мозга, развившегося после сильного ушиба.

Смерть наследника грозила стране катастрофой. В высших кругах общества ходили слухи, что второй сын Александра II, человек обыденного ума и «мужицкой» наружности, совершенно непригоден для высшего императорского титула. Но находящийся при смерти Николай Александрович мудро заметил: «Вы Александра, не знаете - у него сердце и характер вполне заменяют и даже выше всех других способностей, который человеку могут быть привиты».
Уже в 1865-1866 годах будущему императору были прочитаны несколько дополнительных курсов, необходимых для управления государственными делами. Курс по русской истории был прочитан ведущим специалистом в данной сфере Сергеем Соловьёвым, а правовые дисциплины преподавал консерватор и будущий обер-прокурор Синода Константин Победоносцев.

Действительно, взглянув на обилие книг в кабинете Александра III во дворце в Гатчине, предположения, что император был неотёсанным малообразованным мужиком, отпадают. Несмотря на это, в помещении всё же ощущается какая-то легкая, исконно-русская неопрятность:

Интересно, что император решил расположить свой кабинет в восьмигранной башне Гатчинского дворца, прямо над кабинетом Николая I. Едва ли это случайное стечение обстоятельств, ведь после убийства народовольцами своего отца Александр III стал проводить жёсткую консервативную политику и, что вполне вероятно, видел идеалом именно деда, Николя I.

Рабочий кабинет государя в Александровском дворце также находился рядом с покоями Николая I. В помещении стояла тяжёлая дубовая мебель, а огромный диван в турецком стиле, называемый оттоманкой, достигал, судя по сохранившимся описаниям, 5 метров в длину. В кабинете также находилась детская мебель, фотографии которой до нас, к сожалению, не дошли. Очевидно, император любил поиграть со своими домочадцами:

Стоит отметить, что эта фотография сделана приблизительно в 1930 году, как и многие другие фото помещений иных императоров. Отсюда следует несколько парадоксальный факт, что советские власти по необъяснимым причинам до определённой поры сохраняли в неприкосновенности интерьеры столь ненавистных новому режиму царей. Почему именно - тайна за семью печатями.

В большом кабинете Александра III в Аничковом дворце было несколько столов для приёмов и работы. По сохранившимся свидетельствам государь никогда никого не подпускал к своему рабочему столу, «сам его убирал и ревниво оберегал от вторжения». Также известно, что император любил присесть на подоконнике и подумать, наблюдая кипящую жизнь Невского проспекта:

В октябре 1888 года царский поезд потерпел крушение неподалёку от Харькова, вагоны были сильно покорёжены, не обошлось без жертв, но императорская семья была цела. По свидетельствам очевидцев, Александр в одиночку удерживал на своих могучих плечах обвалившуюся крышу вагона, защищая тем самым родных до тех пор, пока не подоспела помощь.

Так выглядел роскошный кабинет императора до крушения поезда:

А так выглядели императорские вагоны после крушения:

Вскоре после происшествия государь стал жаловаться на боли в пояснице. Болезнь быстро прогрессировала, причиной недуга стал нефрит - острое воспаление почек. Государь слабел с каждым днём, в нём уже нельзя было увидеть того мужчину титанических сил, который мог вынести на своих плечах не только крышу царского поезда, но и всю тяжесть государственной власти. Император Александр III скончался на лечении в Ливадии в возрасте 49 лет, передав своему сыну Николаю страну с окрепшей экономикой, с промышленностью, развивающейся семимильными шагами, со стабильной внутри- и внешнеполитической обстановкой.

В ответ на известие о кончине русского императора мировая пресса вторила словам В.О. Ключевского: «Он оставляет Россию более великой, чем её получил», французские газеты писали: «Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости», народная молва прозвала императора Миротворцем, при котором не было ни одной войны. Все это свидетельства бесконечного уважения и исторической роли Александра III?

Николай II

Последний русский государь Николай II появился на свет 6 мая 1868 года в день, когда православная церковь почитает память Иова Многострадального, испытавшего «и коварство от ближних своих, и оскорбления от друзей, и нападения от рабов, и гибель детей, и потерю богатства». Действительно, насколько же схожая судьба ожидала будущего императора! Вот только драма ветхозаветного персонажа имеет счастливый конец в отличие от истории нашего сегодняшнего героя. Подобные удивительные роковые совпадения преследовали последнего российского самодержца на протяжении всей его жизни.

Император был страстным любителем различных приёмов, балов, светских приёмов, парадов и прочих официальных мероприятий. В то же время государь славился безграничным уважением и прямо-таки отеческой любовью к простым людям, не чурался работы руками и простого солдатского обмундирования. Для более глубокого понимания личности последнего русского императора мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие по рабочим кабинетам Николая II.

Интерьер кабинета Николая II в отремонтированном в 1896 году Александровском дворце очень походил на рабочее помещение предыдущего императора Александра III. Массивная мебель из ореха, диван-оттоманка, персидские ковры - всё, как в кабинетах отца последнего императора:

Отличительной чертой рабочих кабинетов Николая было обилие разнообразных книг по истории, а также множество исторических полотен. Император с трепетом и почтением относился к предыдущим правителям династии, в особенности к Алексею Михайловичу, в котором видел идеал русского государя. В «новом» кабинете Николая в Александровском дворце даже находилась небольшая статуэтка «Тишайшего», наряду с огромным портретом отца - Александра III:

Несмотря на упрёки в чрезмерной мягкости и подверженности влиянию супруги, в военное время Николай II никому не позволял входить в кабинет в своё отсутствие, даже жене и детям, а ключи носил при себе. Изображений кабинетов императора в Зимнем дворце сохранилось немного, ввиду разграбления дворца в ходе октябрьской революции. Император предпочитал работать за столами в форме буквы Г при свете нависающей над столешницей лампы.

Вот одна из редких фотографий царского кабинета в северо-западном крыле Зимнего:

Рабочие места подобной формы (комбинация основного и приставного столов) хорошо известны современным офисным работникам. Но следующее фото такого работника может удивить: на столешнице таких размеров особо не разгуляешься.

Рабочие дни русских самодержцев не были нормированными, если на вечер было запланировано светское мероприятие, то незавершённые дела императоры доделывали по ночам. Даже транспортные средства глав Российской Империи в обязательном порядке были оборудованы рабочими кабинетами.

Так, кабинет Николая II на императорской яхте «Штандарт», спущенной на воду в 1896 году, был оснащён по последнему слову техники - он был электрифицирован и, помимо электрических ламп, в нём был даже вентилятор. На столе находились письменные принадлежности и, непременно, стояла пепельница - император много курил. Примечательно, что вместо традиционных корабельных иллюминаторов, в императорском кабинете были обычные окна:

Мягкие кресла были накрепко прикручены к полу, чтобы оставаться на месте во время качки, с этой же целью, в отличие от многочисленных резиденций, стены которых изобиловали различными массивными картинами, здесь мы видим лишь многочисленные фотографии царской семьи.

Интересна судьба яхты после отречения Николая II: корабль, многократно переименованный, успел поучаствовать в Октябрьской революции и даже потопить немецкую подлодку во время Великой Отечественной войны. В 1960 судно было выведено из состава флота и в середине 60-х разобрано на металлолом.

Но вернемся к императору.
Во время Первой мировой войны Николай как главнокомандующий вооружённых сил империи постоянно пребывал в дороге между Петербургом и Могилёвым, где располагалась ставка армии. Царский поезд был оборудован всем необходимым для комфортной работы и отдыха как самого императора, так и членов его семьи. Примечательно, что стены вагонов были мягкими, ведь наследник престола царевич Алексей страдал гемофилией - нарушением свёртываемости крови, когда даже малейший ушиб грозил самыми тяжёлыми последствиями:

После отречения Николая II царскую семью сначала выслали в Александровский дворец Царского Села, затем - в Сибирь. Последний русский самодержец и его семья не падали духом и до самого конца надеялись на лучшее. В ночь с 16 на 17 апреля 1918 года венценосная семья и трое членов прислуги были расстреляны и заколоты штыками в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Как современники крайне неоднозначно относились к личности и деятельности Николая II, так и в глазах потомков образ последнего русского императора весьма противоречив. Возможно, история ещё расставит всё на свои места.

В связи с юбилеем царского дома Романовых, пик которого придется на июнь, а также в связи с печальной годовщиной истребления последних Романовых, включая братьев, племянников, вдов, девушек и мальчика-калеку, которое случилось в апреле 1918 года - давайте виртуально посетим кабинеты русских царей (продолжив имевшийся у нас цикл статей о кабинетах ).

Николай I

Менее чем за двести лет своего существования Российская империя превратилась из отсталой страны «третьего мира» в сильнейшее государство, которое подарило нам не только выдающихся художников, поэтов и литераторов, но и государственных деятелей. Легко ли руководить крупнейшей на всём земном шаре страной с многомиллионным населением, где вести из Петербурга доходят на Дальний Восток месяцами? Отнюдь. Действительно, не было в отечественной истории императора, который бы дожил до глубокой старости. Рабочий день венценосных особ почти всегда начинался с первыми лучами солнца и продолжался порой до глубокой ночи и ни Пётр I, ни один из его потомков не позволял себе «поспать ещё 15 минуточек».

Рабочий день русских императоров проходил в кабинетах, которые были оборудованы во всех резиденциях государства, всех царских поездах и морских судах. Режим секретности из-за большого количества важных документов был строжайшим, никто не мог войти в кабинет без высочайшего разрешения императора.

После смерти самодержца Николая I, наречённого Незабвенным, была положена новая традиция: кабинет умершего императора превращали в мемориальное помещение, сохраняя всё на своих местах для будущих поколений в качестве музея. Именно поэтому до нас дошло достаточно большое количество фотографий и изображений царских кабинетов во дворцах Петербурга и его окрестностей.

В главной резиденции страны — Зимнем дворце у главы государства было несколько рабочих кабинетов на разных этажах. Так, большой кабинет с высокими сводчатыми потолками мы можем увидеть на картине художника Эдуарда Гау, который был мастером «портретов интерьера»:

В помещении находилось сразу три стола: первый (на переднем плане) — по современной классификации это стол переговоров — предназначался для совещаний с министрами, второй (тот, что слева) служил для карт и военных занятий, горячо любимых императором, третий, рабочий стол Николая скрыт от нашего взора и находился у окна.

Проследуем по длинным коридорам Зимнего дворца в малый кабинет Николая I. Можно заметить, что стены в кабинетах русских императоров в буквальном смысле «увешаны» картинами. Начало этой традиции положил Пётр I, который привозил картины из европейских поездок и размещал их в своих кабинетах.

Картина малого кабинета принадлежит кисти Константина Ухтомского и написана в середине XIX века:

В кабинете на первом этаже дворца помимо картин мы видим походную кровать императора, на которой он и скончался от пневмонии 2 марта 1855 года «в двенадцать минут первого часа пополудни», то есть в 12:12. Интересно, что император терпеть не мог пышных огромных кроватей и, будучи большим любителем армии и солдатского «спартанского» быта, предпочитал спать на жёстких походных кушетках, таких как эта раскладушка:

Считается, что интерьер зачастую отражает черты личности человека. Тем более, что русские императоры не прибегали к услугам тогдашних «дизайнеров», а обставляли кабинеты по своему усмотрению. Николай I предстаёт перед нами в образе императора-воина, любящего порядок и строгость в быту. Недаром считают, что его неосмотрительное появление в мороз в мундире связано с тяжёлым переживанием поражений в Крымской войне.

Александр II

Будущий император Александр II родился весной 1818 года и с самого детства готовился к высочайшей государственной должности государя – императора. С цесаревичем занимались ведущие умы России, среди наставников были и поэт В.А. Жуковский, и реформатор М.М. Сперанский, и финансовый гений Е.Ф. Канкрин. Юный Александр был сентиментален и влюбчив, история даже сохранила факт о мимолётной взаимной привязанности наследника престола к молодой английской королеве Виктории. Интересно, что Александр II является последним правителем России, родившимся в Москве.

С 16 лет наследник престола привлекался к государственным делам, присутствовал на заседаниях государственного совета, привлекался к деятельности различных комитетов, в том числе к комитету по крестьянской реформе. Николай I мечтал передать своему сыну страну «в спокойствии и благополучии», но скончавшись в марте 1855 года, оставил 37-летнему Александру огромную страну, раздираемую целым сонмом внутренних и внешнеполитических проблем.

Александр остался в истории как реформатор и освободитель, при нём были осуществлены крестьянская, земская, городская, военная, образовательная реформы, а также ряд других. Более того, доподлинно известно, что 4 марта 1881 года должно было произойти обсуждение с дальнейшим вступлением в силу конституции Российской империи, которая так и не была принята из-за трагической гибели Александра II от рук народников 1 марта 1881 года, то есть всего за три дня до предполагаемого принятия конституционного проекта.

Безусловно, реформаторская деятельность Александра II требовала значительных усилий и комфортных условий работы. Первые апартаменты будущего самодержца располагались в Екатерининском дворце в Зубовском флигеле, названном так в честь последнего фаворита престарелой Екатерины II Платона Зубова.

Кабинет Александра в Зубовском флигеле мы можем увидеть на фотографии 30-х годов XX века. Интересно, что не всё из апартаментов государей было разворовано и перепродано в первые годы советской власти. Судя по «завалу» разнообразных мелочей на рабочем столе, государственным делами цесаревич в этом кабинете занимался нечасто:

Флигель был поделён на две половины – самого Александра, а также его жены Марии Александровны. В половине Александра II было 10 помещений, и если важные встречи проходили в приёмной или кабинете, то своеобразной «зоной отдыха» можно считать «турецкую комнату» с мягкими диванчиками, множеством подушек и прочей тематической «азиатской» атрибутики:

Замечательное свидетельство о том, каким был кабинет Александра II в Зимнем дворце, оставил нам художник Эдуард Гау. На картине изображён сам Александр за рабочим столом с двумя детьми. Множество бумаг и печатей, портфели, стоящие на стуле слева от императора свидетельствуют, что дети пришли «поотвлекать» папу в не самый подходящий момент. На стена мы можем увидеть портреты именитых предков государя – Петра I (слева от дверей) и Александра I, окружённого полотнами с батальным исценами. Справа находится неизменная «Николаевская» кушетка с собачкой, которых император очень любил:

На нарисованной Эдуардом Гау в 1862 году картине изображён кабинет Александра II в одной из башен дворца в Гатчине. Помимо выдающейся лепнины на потолке, любимой собаки и множества мягких кресел и дивана, свидетельствующих о частых приёмах гостей в этом помещении, стоит отметить один интересный факт. Если обратить внимание на рабочий стол государя, можно заметить, что стоящий слева стул императора явно уступает в удобстве и красоте находящемуся справа креслу для гостя. Всё же Александр II перенял от отца привычку к некоторому аскетизму:

Помимо рабочих кабинетов, в распоряжении императора были письменные столы в библиотечных помещениях. Еще одна картина Гау доносит до нас облик «Военной библиотеки» в Зимнем дворце:

В этом месте позволю себе отклониться от темы. Поскольку наша компания представляет широкий ассортимент офисной мебели, то для тех, кто заинтересовался царскими интерьерами, можем предложить мебель, похожую на ту, которая показана на картинках. Ведь классика не исчезает, она востребована и сегодня. Мебель класса «элита», которую мы называем президент-комплектами, изготавливается на заказ нашими партнерами, известными фабриками Италии и Испании. В частности, мебель на картине Эдуарда Гау очень напоминает серию STILUM от испанской компании Inter Classic Mobilia:

Но вернемся к Александру II.

Император часто упоминал в разговорах, что «сейчас вот доделаю всё и уеду с женой в тихое местечко где-нибудь во Франции». В последние годы жизни Александр II всё чаще думал об этой своей мечте, которой так и не суждено было сбыться после взрыва 1 марта 1881 года на берегу канала Грибоедова. Впоследствии врачи в один голос заявляли, что самодержца можно было спасти, но не оказалось подле государя нужного человека, который смог бы предотвратить потерю крови, от которой Александр II и скончался через час после смертельного ранения в кругу близких в Зимнем дворце.

Наследник престола, император Александр III разгромил «Народную волю», отказался от предложенного Лорис-Меликовым ещё Александру II проекта конституции и взял совершенно иной политических курс, но и это уже совсем другая история.

Интересно, каким был бы ход отечественной истории в случае подписания Александром II российской конституции ещё в 1881 и дальнейшей либерализации различных сфер жизни общества?

Окончание следует

Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в , зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.

// Часть 30


1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.

2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.

3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.

5.

6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.

7.

8.

9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.

11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.

12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.

13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.

15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.

16. Побитый временем камин.

17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.

18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.

19. На стене - портрет императрицы.

20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.

21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.

22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.

23.

24. Шкафы из царской библиотеки.

25.

26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.

27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.

28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».

29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.

30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.

31.

32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.

40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.

41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.

42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.

44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.

45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.

46.

47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.

48. Немецкие фарфоровые куклы.

49. Ярмарочный гиньоль.

50.

51. Наряд ослика, катавшего Алексея.

52. Мягкие игрушки.

53.

54.

55. Костюмы цесаревича.

56. Платья княжон.

57.

58.

59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.

Санкт-Петербург – это город, который можно изучать всю жизнь, слишком много значительных и талантливых людей приложили усилия для его строительства и развития как культурной столицы нашей огромной родины. В Санкт-Петербург сложно не влюбиться, а влюбившись – не потратить множество дней на прогулки по его улицам, музеям, театрам, концертным залам и культовым барам.

  • Этот рассказ – один из серии материалов по нашей двухнедельной поездке в Питер.

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга – это Эрмитаж . Один из ключевых музеев мира и один из главных музеев России. Центральный корпус Эрмитажа – Зимний дворец . Только на изучение этого корпуса можно потратить два-три дня, да и то, если вам повезет оказаться не в самом конце огромной очереди за билетами.

Основные экспозиции – на втором этаже. Одна из выставок, которые нужно посетить обязательно – это ряд залов, которые посвящены дворцовым интерьерам разных эпох . Большинство залов довольно небольшие и представляют из себя небольшие коллекции мебели, сгруппированной по создателю, эпохе или одному из модных в прошлом направлениях. Но один из залов требует отдельного рассказа.

Библиотека Николая II

Библиотека и кабинет Николая II – единственный зал, чья обстановка полностью соответствует прошлому.

В первую очередь, это библиотека. Практически все стены закрыты книжными шкафами из массива дерева, и сейчас заполненные книгами прошлых эпох. Даже на взгляд со стороны коллекция книг впечатляет. О ней, правда, ничего не сказано. Но скорее всего на полках – различные географические, экономические и другие научные труды.



Библиотека Николая II . Современная Экспозиция в Эрмитаже.

Николай II с супругой, решив однажды вернуться в столичную резиденцию, то есть в Зимний дворец, поручили обстановку комнат архитектору Красовскому, чья основная задача была создать внутри огромного дворца обособленное по стилю и обстановке крыло, которое император с супругой назвали «квартирой» и которое должно было стать уютным семейным «гнездышком» для главной семьи империи.

Библиотека императора точно соответствует этой задаче – зал небольшой, во всем лаконичность и строгость. Есть место и для спокойных размышлений и для того, чтобы ходить из угла в угол, обдумывая что-то на ходу. Столики в библиотеке небольшие, но они вполне могут быть не именно такими, какими пользовался Николай II, или же император мог работать не именно за этими столами. Хотя возможно, небольшие столики – это дань моде. Больших массивных столов в дворцах Санкт-Петербурга не наблюдается вообще.

Архитектор А.Ф. Красовский осуществил сочетание исторических стилизаций под средневековье с элементами модного для тех времен модерна и этим сделал апартаменты последнего русского императора настоящим произведением искусства. К сожалению, в случае большинства комнат до нашего времени дошли лишь некоторые фотографии комнат, а также чертежи и архивные документы архитектора.

Кабинет и Библиотека Николая II– это уподобление стилю английского средневековья – отделаны деревом. Детали интерьера и мебель кабинета-библиотеки декорированы стилизованной под средневековую готику резьбой.

Очень важным эстетическим элементом интерьеров стали камины, украшенные в готическом стиле изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт.

  • 23 Июль, 2017

На поисковый запрос об этом покушении для вас будет найдена фотография с описанием, что это столовая дворца после взрыва. Источник изображения происходит с сайта http://rusarchives.ru и подписан как «Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. 1879. Фотограф неизвестен. 18,7 24,7 (ГА РФ. Ф.678. Оп.1. Д.1084. Л.2)». Атрибуция ошибочна и, к сожалению, фотография широко распространилась в Интернете.

На снимке изображён бальный зал в доме Вонлярлярского в Санкт-Петербурге (Английская наб., д.36; архитекторы ЕФИМОВ Николай Ефимович, БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович; год постройки 1840). Снимок сделан в начале XX века перед перестройкой интерьеров дома (1910-1911 гг.) под ресторан «Старый Донон».


ШАРЛЕМАНЬ Иосиф Иосифович (1824-1870) «Зал в особняке Вонлярлярского». 1852 г.
Бумага, акварель.


Зал Зимнего дворца, в котором произошло покушение на Александра II, изображён на акварели Эдуарда Гау. Комната в 1870-х служила Малой столовой (современный зал 160, убранство не сохранилось). Третья запасная половина - это несколько помещений, расположенных вдоль Тёмного коридора с окнами в Большой двор. В состав запасной половины входили: Приёмная, Гостиная («Жёлтая гостиная»), Кабинет и Опочивальня. Этажом ниже располагалась Главная гауптвахта.

ГАУ Эдуард Петрович (1807-1887) «Виды залов Зимнего дворца. Третья запасная половина. Гостиная». 1872 г.
Бумага, акварель. 31,8 x 42,3 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


Сейчас это зал русской культуры первой половины XVIII в., в котором экспонируются станки из придворной токарной мастерской ПЕТРА I: три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колёс. Они были созданы в период с 1712 по 1729 гг. Францем ЗИНГЕРОМ, А.К. НАРТОВЫМ и другими мастерами «Токарни». Экспозицию дополняют печатный пресс типографии Сената, шкафы резного ореха, стулья голландской работы, макет дома в Заандаме, в котором в 1697 г. останавливался Пётр I.

О покушении.

5/17 февраля 1880 г. в 18-22 в Зимнем дворце взорвалась бомба. Неудачное покушение на жизнь АЛЕКСАНДРА II организовал Степан Николаевич ХАЛТУРИН (1857-1882).

Бунтарь, не склонный идти на компромиссы, он был человеком волевых поступков и непоколебимых решений. Добросовестный ученик разночинской народнической интеллигенции, он усвоил революционное воззрение и с воодушевлением воспринял вызревшую в подполье идею цареубийства ради народной революции.

Халтурин устроился во дворец на должность столяра. Степана (по подложному паспорту Батышкова) определили с окладом, довольствием и жильём. Комнату он делил с двумя другими рабочими и специальным надсмотрщиком, отставным унтер-офицером. Степан казался необщительным, молчаливым, смирным и почти простофилей. Новый работник, по сведениям, собранным пезже следствием, отнюдь не отличался профессиональным столярным мастерством. Правда, был хорошим лакировщиком.

Органы политического сыска террориста «проморгали», хотя Халтурин давно был известен III отделению. Террорист предъявил полугодовой паспорт за № 346, выданный ему 8 августа 1879 г. как проживающему в деревне Суток Троицкой волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Но в Каргопольском уезде нет ни Троицкой волости, правление которой должно было выдать ему паспорт, ни деревни Суток. Произошёл трагикомический казус: из народовольческого подполья послали бумагу «на деревню дедушке», а в дворцовой комендатуре, подчинённой министру Императорского двора, её приняли.

Халтурин небольшими партиями проносил взрывчатку, изготовлявшуюся вручную его единомышленниками. Его комната находилась в цокольном этаже, над ней размещались помещения дворцового караула. Цель была выше, на 2-м этаже. По расчётам Халтурина силы взрыва (30 кг динамита) должно было хватить для того, чтобы разрушить перекрытия двух этажей и убить Александра II.

В момент взрыва император должен был находиться в столовой («Жёлтой гостиной»). Александра Николаевича спасло то, что поезд ожидавшегося гостя, принца Александра Гессенского, задержался на тридцать минут, и, соответственно, на полчаса сдвинулся весь распорядок дня монарха. Взрыв застал его и принца на пороге соседней комнаты.

Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал 26). На втором этаже пол приподнялся, прошла трещина по стене, сорвалась люстра и вылетели стёкла окон. Капитальные стены оказались прочнее, чем можно было предположить: Франческо РАСТРЕЛЛИ проектировал и возводил дворец на совесть.

АЛЕКСАНДР ГЕССЕНСКИЙ (брат императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ) вспоминал о тех страшных мгновениях: «Пол поднялся словно под влиянием землетрясения, газ в галерее погас, наступила совершенная темнота, а в воздухе распространился невыносимый запах пороха или динамита. В обеденном зале - прямо на накрытый стол - рухнула люстра».

В этот день, как говорилось в «Правительственном сообщении», «в седьмом часу вечера, когда в Зимнем дворце по случаю ожидающегося прибытия в С.-Петербург Его Высочества принца Александра Гессенского, в покоях, расположенных над помещением главного караула, был приготовлен стол для семейного обеда членов Императорского дома, а Его Императорское Величество <...> изволил выйти навстречу высокому гостю в малую фельдмаршальскую залу, из подвального этажа произошел взрыв, разрушавший помещение главного караула и смежные с ним части здания, а так же несколько повредивший пол тех комнат, в которых предполагался обеденный стол» (Правительственное сообщение // Правительственный вестник. 1882. 21 февр. № 40. С. 2.).

Итоги покушения оказались трагическими: в нижнем этаже дворца погибли 11 чинов лейб-гвардии Финляндского полка, ранены были 56 человек. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны за своё отличие зачисленными на службу в императорский дворец. Жертвами теракта стали недавние крестьяне в солдатских мундирах - люди, за счастье которых и боролись «народовольцы». Трое погибших солдат были вятичами, земляками своего убийцы.

Августейшие особы пережили кратковременный испуг и некоторые неудобства, торжественную трапезу перенесли в другие апартаменты дворца.

Исполнительный комитет «Народной воли» в своей прокламации отделался сентенцией: подобные жертвы неизбежны в борьбе за благо народа, а солдаты должны как можно скорее переходить на сторону революционеров.

Знакомясь, как охранялась резиденция монарха в 1870-х - начале 1880-х годов удивляешься лишь тому, что покушение на императора во дворце не произошло гораздо раньше. Пропускной системы в Зимнем практически не существовало; часовые надеялись на свою зрительную память гораздо больше, чем на пропуска. Прислуга, пользуясь знакомством с солдатами, частенько приводила с собой в царскую резиденцию родных и знакомых, нередко устраивая на кухне свои семейные праздники, благо и продукты, и вина были под рукой.

Причина неудачи покушения крылась не в отложенном семейном обеде из-за опоздания принца Гессенского, а в несовершенной организации всего террористического акта, который постоянно был на грани срыва, а так же в недостаточном объёме динамита. Взрыв все равно не достиг бы своей цели, даже если бы обед и начался вовремя. Хотя народовольческая прокламация и уверяла, что «заряд был рассчитан верно, но царь опоздал на этот раз к обеду на полчаса, и взрыв застал его на пути в столовую. Таким образом, к несчастью родины, царь уцелел».

Халтурину удалось скрыться, но он пребывал в подавленном состоянии. На конспиративной квартире он всё время ждал ареста, однако полиции и политическому сыску напасть на его след не удалось. Через два года его повесили в одесской тюрьме за покушение на военного прокурора СТРЕЛЬНИКОВА.

Кадры фильма «Степан Халтурин» (1925 г., реж. Александр ИВАНОВСКИЙ):






Источники: