Про психологию. Учения и методики

Самопожертвование во имя любви в литературе. Самопожертвование

Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Наталья Фонвизина… Кто не слышал этих имён!
Но мало кто знает, что в действительности их было одиннадцать. Одиннадцать молодых женщин, совершивших подвиг самопожертвования во имя любви…

Самой старшей в небольшой женской колонии, образованной жёнами декабристов в Чите, куда сослали осуждённых участников восстания на Сенатской площади, была Александра Васильевна Ентальцева.

Жизнь ее лишена была ярких страниц. Ни одной из жен декабристов не пришлось столько претерпеть и выстрадать, сколько выпало на ее долю.

Она не была ни богата, ни родовита – в отличие от большинства своих подруг по несчастью. У неё не было ни родителей, ни состоятельной родни. Александра Васильевна рано осталась сиротой. Воспитывали её старшие сёстры. Быть может, сиротское детство было причиной того, что главной мечтой жизни стало желание иметь семью – доброго мужа, здоровых детей, собственный дом.
Казалось, мечта сбылась. Молодая, красивая, умная, весёлая девушка не долго сидела в невестах.

Мужем её стал некто Лисовский. Она родила ему дочь, и будущее рисовалось только в розовых тонах. Увы... Муж Александры Васильевны оказался игроком. И даже с этим разочарованием можно было бы смириться, если бы не одно «но»… Лисовский решил использовать красавицу жену в качестве приманки, - она должна была завлекать в дом гостей, которых хозяин потом весьма успешно обыгрывал в карты. Александра Васильевна долго сопротивлялась бесчестным замыслам мужа, плакала, умоляла пощадить её и дочь, но Лисовский остался глух к просьбам жены. Отчаявшись, Александра Васильевна решилась на последний шаг – она ушла от мужа. Для женщины начала 19 века это было поистине героическое решение, - по существующим тогда канонам церковь могла разрешить это только в случае нарушения одной из сторон супружеской верности.
Александра Васильевна обрела свободу, заплатив за неё немалую цену: Лисовские не отдали матери дочь.

Андрей Васильевич Ентальцев, командир конно-спортивной роты, был старше Александры Васильевны. Всё его образование уложилось в два года. Некрасив, угрюм, неразговорчив. Но - с доброй душой, и это искупало его недостатки. Она - полная противоположность – живая, общительная, прекрасно образованная. Как бы сегодня сказали, - душа компании. И всё же Александра Васильевна приняла предложение руки и сердца сурового подполковника-артиллериста. С ним она обретала семью, покой, статус жены, а, следовательно, и определённый вес в обществе.
Александра Васильевна искренне привязалась к буке – мужу. Но Синяя птица счастья лишь коснулась её своим крылом и исчезла, растаяла за горизонтом.


Андрей Васильевич Ентальцев

В начале 1826 года подполковник Ентальцев был арестован за участие в антиправительственном заговоре и осуждён как государственный преступник по IV разряду. Ему ещё «повезло»: он был приговорен всего лишь к году каторжных работ с последующей ссылкой на поселение в отдалённых районах Сибири.
Андрей Васильевич Ентальцев считал себя невинно пострадавшим. Да, в тайном обществе состоял, бывал на совещаниях заговорщиков, но не участвовал ни в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года, ни в событиях 3 января 1826 года под Белой Церковью. Впрочем, таких, как он из ста двадцати одного осуждённого по делу об антиправительственном заговоре было большинство. По сути, их наказали за недонесение.
У Александры Васильевны выбор был небольшой: остаться в Москве в роли жены государственного преступника, одной, без семьи, без друзей, без средств к существованию или последовать за мужем в Читу, куда его отправили на каторжные работы, а спустя год разделить с ним ссылку.
В Москве Ентальцеву ничто не держало. Ей было тридцать шесть лет, и рассчитывать на то, что удастся начать жизнь сначала, в третий раз, не приходилось. В Сибири же был шанс вести хотя и не столичную, пусть трудную, но всё же семейную жизнь. Александра Васильевна добилась высочайшего разрешения следовать за мужем.

В 1826 году сибирский генерал-губернатор Лавинский издал предписание иркутскому губернатору Цейдлеру, в котором он сообщал о приезде в Иркутск двух жён декабристов – Нарышкиной и Ентальцевой и предписывал принять все возможные меры, чтобы убедить дам отказаться от их намерения. Для этого он советовал сначала действовать ласковым убеждением, представляя путешественницам, что, вернувшись в Россию, они сохранят свои сословные и имущественные права, а не сделаются бесправными жёнами каторжан. В случае, если бы Цейдлер не достиг своей цели уговорами, ему предписывалось сменить ласковый тон на резкий, действовать устрашениями и не скупиться на преувеличения и самые чёрные краски. Генерал – губернатор давал самые подробные указания, как запугать двух слабых женщин. Ни одна не дрогнула.
Нарышкина и Ентальцева были не первыми, кто приехал в Читу. Дорогу им проложили Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Ентальцеву, несмотря на то, что она была «безродной», две княгини приняли с радостью.
«Этой прекрасной женщине, - писала в своих воспоминаниях Мария Волконская, - минуло уже 44 года (здесь Мария Николаевна ошиблась, в 1827 году Александре Васильевне было 37 лет). Она была умна, прочла всё, что было издано на русском языке, и её разговор был приятен. Она была предана душой своему угрюмому мужу, бывшему подполковнику артиллерии…»
В Чите Александра Васильевна пробыла лишь несколько месяцев. В том же 1827 году Ентальцевых перевели в дикий по тем временам Берёзов – место ссылки сподвижника Петра I светлейшего князя Александра Меншикова. К этому времени в Берёзове уже отбывали ссылку два декабриста – И.Ф. Фохт и А.И. Черкасов. Прибытие четы Ентальцевых внесло свежую струю в их скучную, однообразную жизнь. И, в первую очередь, благодаря лёгкому, весёлому характеру Александры Васильевны.


Вид Читы, снятый из-под горы. Акварель Н.А. Бестужева. 1829 – 1830 гг.

В Берёзово Ентальцевы приобрели небольшой домик из трёх комнат. В средствах они не нуждались, - деньги посылали из России родственники Андрея Васильевича. Так что у супругов была возможность помогать и товарищам по несчастью, и даже местным жителям.

К слову. Можно много рассуждать о жестокости самодержца по отношению к государственным преступникам, хотя она и не идёт ни в какое сравнение с жестокостью будущих кровавых правителей России, но факт остаётся фактом: Николай I был более чем лоялен не только к родственникам декабристов, оставшимся в России, но и к их жёнам, последовавшим за осуждёнными в Сибирь. Если говорить про Ентальцевых, то Александра Васильевна привезла с собой трёх дворовых крепостных людей, принадлежавших её сёстрам, хотя лица, осуждённые Верховным уголовным судом, не имели права держать при себе крепостных, принадлежавших жёнам или другим родственникам. Помимо этого с 1829 года по Высочайшему соизволению Александра Васильевна получала из казны ежегодное пособие – 250 рублей ассигнациями. Это пособие выдавалось Ентальцевой вплоть до амнистии 1856 года, когда ей, наконец, было разрешено покинуть Сибирь. Но об этом чуть позже.


Дом одного из ссыльных декабристов в Сибири.

В Берёзово Ентальцевы прожили недолго – два года. Их маленький домик благодаря живому и общительному характеру Александры Васильевны стал своеобразным клубом, кружком трёх декабристов. И всё бы ничего, если бы не слабое здоровье Андрея Васильевича. Год, проведённый в камере Петропавловской крепости, Нерчинские рудники, суровый северный климат – всё это не могло не повлиять на его состояние. Физические недуги усугублялись страданиями моральными. Трудно понять почему, быть может, благодаря несдержанному, вспыльчивому характеру, но Ентальцев, как никто другой, подвергался бесконечным придиркам и проверкам полиции. Симптомы будущей тяжёлой болезни проявились уже в Берёзово, и Александра Васильевна стала писать письма губернатору с просьбой перевести мужа на поселение в место с более мягким климатом. В 1829 году супругов перевезли в Ялуторовск.


Ялуторовск.

«Александра Васильевна, - вспоминала Августа Созонович, воспитанница декабриста
М.И. Муравьёва-Апостола, - … в молодости славилась красотой. Это была живая, умная, весьма начитанная женщина, как видно, много потрудившаяся над своим образованием, и женщина довольно самостоятельного характера. Манерами и умением просто и со вкусом одеваться она долго считалась образцом в Ялуторовском женском обществе, молодые девушки пользовались её особым расположением и добрыми советами».
Сначала Ентальцевы купили домик, состоявший из одной комнаты с пристройкой для кухни, погребом и кладовой, принадлежавший купцу Минаеву, а спустя два года - более просторный дом коллежского советника Шеншина.
От того ли, что не мог похвастаться крепким здоровьем, потому ли, что нужно было чем-то себя занять, но в Ялуторовске Андрей Васильевич увлёкся медициной. Накупив всевозможных медицинских справочников, он стал собирать травы и готовить из них простые, безвредные лекарства. Причём, не только принимал их сам, но и не отказывал добрым жителям Ялуторовска.
«Старик, несмотря на своё нездоровье, с юношеским жаром занимался медициною, - вспоминал современник декабристов ялуторовчанин Н. Голодников, - не отказывая в своей помощи ни богатому, ни бедному и покупая иногда необходимые для этого домашние средства, даже из собственности своей. Бедняки долго вспоминали этого благодушного бессеребренника».
«Старику», кстати, в это время едва исполнилось пятьдесят лет…
«Андрей Васильевич и характером больше соответствовал обязанностям врача, нежели воина, - писала А. Созонович, - всегда ровный, со всеми одинаково приветливый, он не только был добр, но был и смиреннейший человек в мире».

Однако не всё в жизни Ентальцевых шло так гладко, как хотелось бы. Во-первых, не прекращалось преследование полиции, слишком много поступало доносов, обвиняющих Андрея Васильевича в антигосударственных замыслах. Они не могли не влиять на здоровье и душевное равновесие Ентальцева и неумолимо подталкивали его к краю, за которым начинается безумие. Во-вторых, уже в начале 30-х годов перестали поступать деньги от родственников из России, и нужда постучалась в уютный, с любовью обустроенный неунывающей Александрой Васильевной дом. И если с доносами, в конце концов, разобрались, - «Ентальцев ни с кем не дружных связей не имеет, - писал А. Бенкендорфу полковник корпуса жандармов Кульчевский после очередного дознания, - и никуда не выходит, ведёт жизнь замкнутую», то умопомешательство всё чаще и чаще давало о себе знать.

Бенкендорф Александр Христофорович

Чем иначе объяснить внезапное увлечение немолодого ссыльного крепостной девкой Пелагеей, принадлежавшей жене? Можно только предположить, какое чувство стыда и унижения должна была испытывать Александра Васильевна.
«В домашнем быту, - доносил Кульчевский Бенкендорфу, - (Ентальцев) ведёт себя неприлично: жена его, разделяя его участь, привезла с собой в Сибирь для прислуги человека и девку, и Ентальцев, влюбившись в эту девку, и ревнуя к ней этого человека, жестоко поступает с ними обоими».
Однако высокое начальство факт прелюбодеяния ввиду невозможности его доказать, - не брать же в свидетели жену! - оставило без внимания. Пелагею же предложили продать или выслать в Россию.

А болезнь Андрея Васильевича прогрессировала. В июне 1841 года он, по всей видимости, перенёс инсульт - «почувствовал лёгкий паралич», а вскоре впал в слабоумие. Александра Васильевна, как могла, боролась за мужа. Добилась разрешения отвезти его на лечение в Тобольск, в «столичный» город в надежде, что местные эскулапы смогут помочь мужу, на глазах теряющему разум. Чтобы раздобыть денег, продала дом вместе со всей обстановкой и домашней утварью. Лечение не помогло, и Ентальцевы вернулись в Ялуторовск. Бездомных приютил декабрист Тизенгаузен, позже Александра Васильевна смогла купить небольшой деревянный флигель.


«

«Кое-как добрались до нашего Кургана… - писал И.И. Пущину Н.В. Басаргин в марте 1842 года, -в Ялуторовске мы провели более трёх суток… Ентальцев поразил меня, - у него паралич подействовал на мозг и сделал его идиотом, - смотрит в глаза, улыбается и медленно скажет бессмыслицу».
Сознание уменьшалось с каждым днём. Не понимая своих поступков, Андрей Васильевич убегал из дома, бродил по лесам. Александре Васильевне пришлось нанять для мужа сиделку.
Это мучение продолжалось несколько лет. В январе 1845 года бывший подполковник артиллерии А.В. Ентальцев умер.

Казалось бы, со смертью мужа наступало освобождение. От мук душевных – да, может быть. Но не из Сибири. По существовавшему положению вдова преступника имела право вернуться в Европейскую Россию. С такой просьбой Ентальцева обратилась к губернатору. Однако в случае возвращения она лишалась средств на содержание. А они были не малые. По закону она получала ежегодно 400 рублей до тех пор, пока находилась в Сибири. Кроме того, по Высочайшему повелению Ентальцева получала ещё 250 рублей. На эти деньги в Сибири при дешевизне продуктов, рабочей силе и налаженном хозяйстве можно было жить безбедно. Всё это Александра Васильевна учла. Не смутил её и тот факт, что за ней установили полицейский надзор, чего не было на протяжении всей жизни в Сибири. Она была включена в общий список лиц, состоящих под надзором полиции, как и прочие вдовы государственных преступников.

Ещё долгих одиннадцать лет Александра Васильевна прожила в Ялуторовске, сохранив, несмотря на тяготы жизни, душевную доброту и весёлый характер. А, собственно говоря, кто ждал её в Москве? Единственный родной человек – дочь, но и та была воспитана во вражде к матери. Здесь же, в маленьком городке, ставшем родным, у неё была семья – её друзья-декабристы, раз и навсегда установившийся порядок жизни: в четверг – у Пущина, в воскресенье – у Муравьёвых - Апостолов. Здесь её любили, хотя, бывало, и подшучивали над ней, но всегда были готовы придти на помощь.

В 1856 году после Манифеста Александра II, даровавшего прощение декабристам, Александра Васильевна Ентальцева вернулась в Москву, где и умерла спустя два года в полном одиночестве.

***
Испокон веков,да и поныне,
Судьба всех женщин такова:
Хранить очаг семьи любимой,
И верность мужу навсегда.

И быть готовым женам надо,
За мужем хоть куда идти:
То будь холодный снег с туманом,
Иль тропы темные тайги.

Восставши люди за свободу,
На каторгу обречены.
Но их не побросали жены -
За ними и в Сибирь пошли.

То был в истории момент особый,
Пережилось так множество невзгод.
Восстание масонов-декабристов,
Век девятнадцатый и двадцать пятый год.

Диана Мустафина

Отдельная благодарность Никите Кирсанову за любезно предоставленное фото из личного архива.

Сочинение на тему «Ради чего можно идти на самопожертвование» Вы можете написать используя представленный вариант.

Сочинение «Самопожертвование ради других»

Что делает человека человеком? Для кого-то это деньги, для кого-то - подвиг, а для кого-то - даже самопожертвование. Этот феномен обыденности случается крайне редко в современном обществе.
К сожалению, так сложилось, что не каждый человек на это способен. И только смелая, чуткая личность способна на такой поступок. Такие люди, как правило, служат пожарными, врачами, военными.

Но я считаю, что жертвовать своей жизнью ради других должны не только люди, ограниченные определенной профессией. И не важно знаешь ли ты этого человека или нет. Самопожертвование - это высшее проявление благородства. Это еще раз доказывает, что в мире до сих пор существуют доброта, человечность, бескорыстие. Даже Библия об этом говорит.

Проявление героизма может быть различным. И в мире, к счастью, существует немало таких примеров. Нужно иметь большую чистую душу, большую силу духа, мужество чтобы отдать душу и жизнь ради другого. Практически каждый родитель отдаст жизнь за своего ребенка. Ради этого как раз и нужно идти на самопожертвование.

Ну а раньше такими героями были и военные, стоящие на обороне нашей Родины. Они, как никто, знали, что такое смерть, они не раз смотрели ей в глаза. Их самопожертвование не было напрасным. Эти мужчины действительно достойные звания героев.

⁠аргументы к сочинению

Говоря о жертвенности, самопожертвовании, хочется вспомнить строки А. Вознесенского:
Самый знаменитый пример жертвенности – это, конечно же, пример Христа. Согласно Библии, он принял смерть на кресте для того, чтобы спасти человечество. Его смерть стала искупительной жертвой за грехи людей. Главная заповедь Иисуса в том и состоит, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя, а следовательно, прожить свою жизнь в заботе о других людях и помощи им. Истинная жертвенность никогда не требует благодарности: всё, что делается для людей, делается с открытым сердцем и абсолютно бескорыстно, потому, что по-другому просто нельзя.

Пример истинной христианской жертвенности мы видим

Он показан в образе родственницы отца Сергия, Прасковьи Михайловны. Была она обедневшей дворянкой, которая, чтобы прокормить дочь, пьющего неврастеника зятя и пятерых внуков, вынуждена подрабатывать, давая уроки музыки. Но она не ропщет, а смиренно принимает то, что послала судьба, любит больного зятя и не попрекает ни за что. И только здесь отец Сергий с горечью осознает, что он-то всю свою жизнь прожил для «славы людской», а истинно жить для Бога – это жить для людей и не требовать от них благодарности.
Ярким примером жертвенности может служить образ Сони Мармеладовой

Она готова жить по «желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Но эти страдания только укрепляют душу Сони (страдание как путь к духовному спасению – одна из центральных идей творчества Фёдора Михайловича Достоевского). Идея страдания за других также воплотилась в образах Дуни Раскольниковой, ради родных готовой выйти замуж за Лужина, и Миколки, который берёт на себя вину другого (не отказывается от обвинения в убийстве старухи процентщицы) и готов

всю свою жизнь жила как-то незаметно, добротой её постоянно пользовались другие люди и зачастую даже не благодарили за это. А Матрёна Васильевна Григорьева, или попросту Матрёна, и не требовала к себе особого отношения. Всю жизнь она прожила как будто не для себя. Работая постоянно то на колхоз, то на соседей, героиня выполняет тяжелую, «мужицкую» работу и не просит за это не то что денег, но даже благодарности. Родственники, не дожидаясь её смерти, забирают избу, завещанную ею приемной дочери, и разбирают на брёвна, чтобы сложить новый дом. При перевозке через железную дорогу этих самых брёвен Матрёна и погибает. И только после её смерти люди как будто начинают понимать, кем в действительности была эта неприметная женщина, о которой Солженицын сказал:

Еще одним примером жертвенности может служить персонаж

Мария Николаевна, баба Маша – сестра Николая Николаевича Бессольцева – деда главной героини повести. Он говорит о ней

Её жениха убили под Плевной, она же после получения известия о его смерти не пожелала выходить замуж, а посвятила свою жизнь делу образования и просвещения. Создала женскую гимназию, выпускницы которой работали в деревнях учителями. И работали они

Именно на Марию Николаевну похожа Лена Бессольцева, которая в своей ещё такой короткой жизни тоже успела показать себя как жертвенница, взяв на себя вину за не совершенный ею очень некрасивый поступок, чтобы спасти одноклассника.

В современном мире, в мире развитых технологий и повышенного уровня стрессовых ситуаций, времени изменения нравственности человека, все еще существует такое понятие как самопожертвование.

Что означает слово самопожертвование

Согласно словарным толкованиям, самопожертвование – это личностное пожертвование, человек жертвует собой, своими личностными интересами ради единственной цели, ради благополучия других, отречение от самого себя ради чего-то или кого-то.

Самопожертвование ради других

Существует такое понятие как приоритетный инстинкт. Он способен управлять человеком в определенной ситуации. Но не всегда при одних и тех же обстоятельствах человек поступает одинаково. Самопожертвование, как во имя любви, так и ради других чувств, людей относится к человеческому инстинкту защиты рода, потомства, группы людей, семьи, родины (последнее приобретается вследствие воспитания).

Можно сказать, что эгоизм и самопожертвование являются противоположными значениями. Ведь случается и такое, когда в сложной ситуации, когда один человек смог бы пожертвовать своей жизнью ради спасения кого-то, другой, в свою очередь, занялся бы спасением собственной души. В подобной ситуации инстинкт самопожертвования сменяется, замещается или иным словом выдавливается инстинктом самосохранения.

Самопожертвование может быть как неосознанным (к примеру, спасения человека при экстремальных обстоятельствах), так и осознанным (солдат на войне).

Проблема самопожертвования

В настоящем времени являет в себе угрозу проблема самопожертвования в виде терроризма. Согласно мнению современного человека, действия террористов-самоубийц вполне логичны для нас и объясняются с точки зрения его мировоззрения. То есть главными мотиваторами к действиям такого типа является рационализм тактики террористических организаций и его решение разрешения различных личных проблем таким образом.

Но на самом деле к личностным стимулам террористов-смертников относится их видение самопожертвования во имя религии. У террористов исламского фундаментализма наиболее ярко проявляется такая логика в действиях. Так, самые крупные террористические организации под названием «Хезболлах», «Хамас» осуществляя террористические акты, свой главный упор видят в жертвенном самоубийстве.

Также, помимо личных мотиваций экстремистов, существует мотивация в самопожертвовании еще в связи с якобы общественном необходимостью. Так, используя восприимчивость общества по отношению к терроризму, группы экстремистов поддерживают, таким образом, повышенное внимание к себе, своим требованиям и действиям.

Примеры самопожертвования

Пожертвовать своей жизнью ради другого человека – это самый смелый поступков жизни каждого человека. Это достойно всеобщего уважения и памяти. Приведем пример героических поступков современности.

На самопожертвование способен не каждый человек, но люди, которые уже стали героями способны вдохновлять жить будущие поколения.

Admin

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой и. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

В средствах массовой информации изредка мелькают сообщения о героических поступках тех или иных людей. Тем не менее, это лишь крохи из целого.

В этом списке представлены десять таких благородных героев, истории нескольких из них могут показаться вам известными, однако о большинстве из них, вы, скорее всего, не слышали.

10. Чернобыльская тройка

Чернобыльская авария является одним из самых ужасающих примеров того, какую опасность может представлять собой ядерная энергетика, если её не держать под постоянным контролем. Однако сама авария могла бы обернуться чем-то гораздо более ужасным, если бы не действия трёх человек.

Ситуация была следующей: камера, в которой находился огромный кусок радиоактивного углерода была на опасной грани расплавить пол камеры и упасть прямо в резервуар с водой. Если бы это случилось, это бы вызвало паровой взрыв невиданных масштабов, который в свою очередь привёл бы к тому, что тысячи тонн радиоактивного материала были бы с силой выброшены в воздух.

Было быстро решено, что кому-то нужно было как можно скорее осушить резервуар, для того, чтобы спасти жизни миллионов человек. Трое мужчин вызвались это сделать. Алексей Ананенко, Валерий Безпалов и Борис Баранов самоотверженно решили прыгнуть в воду и открыть клапан. Позже все они погибли от огромных доз радиации, которые они получили, спасая жизни своих соотечественников.

9. Офицер Артур Каспрзак (Artur Kasprzak)


Во время урагана Сэнди погибло много людей. Однако количество погибших было не настолько большим, насколько оно могло быть, и за это люди должны благодарить Артура Каспрзака. Когда вода начала затоплять район, Каспрзак быстро перенёс шесть взрослых и своего молодого племянника на чердак своего дома.

Поняв, что его отца нет среди тех людей, которых он спас, Каспрзак ещё раз пошёл в затопленную часть своего дома. Молодой офицер полицейского департамента Нью-Йорка не знал, что его отец к этому моменту уже был в безопасности. Каспрзака нашли мёртвым спустя несколько часов.

8. Максимилиан Кольбе (Maximilian Kolbe)


Монаха Максимилиана Кольбе послали в Освенцим (Auschwitz), что само по себе описывает деликатность его ситуации.

Однако, будучи человеком бога, Кольбе остался решительно настроенным против нацистов. Когда нацисты решили, что они заморят десять человек голодом до смерти для того, чтобы доказать свою точку зрения, многие люди заволновались, «многие» - это читайте все кроме Кольбе.

Когда один из заключенных выбранных для того, чтобы его заморили голодом, воззвал к своей семье, Кольбе вышел вперед и предложил умереть вместо него. Затем, он громко пел в течение трёх недель, чтобы поддержать других голодающих, он пел до тех пор, пока нацистам это не надоело, и они не решили его убить с помощью смертельной инъекции. Однако время расставило всё по своим местам, Кольбе был канонизирован как святой, а нацисты стали предметом несметного количества шуток.

7. Муельмар Мегалланес (Muelmar Magallanes)


В 2009 году, наводнения нанесли серьёзный ущерб Филиппинам. Примерно в это время, восемнадцатилетний Муельмар Мегалланес решил, что если природа попытается убить всех людей, то это произойдёт только через его труп.

Когда Муельмар заметил повышение паводковых вод, он привязал верёвку к поясу и спас всю свою семью, затем своих соседей, а затем и соседей своих соседей, потому что в тот день Муельмар решил сразиться со смертью. К сожалению, последний спасательный заплыв Муельмара наконец добил его, после того, как он будучи изнеможенным после спасения двадцати людей решил плыть ещё раз.

По показаниям людей, Муельмар увидел молодую мать с ребёнком, которых тащило течением. Невзирая на ту опасность, которой он себя подвергал, и, наверное, думая о том, каким потрясающим будет его надгробный камень, Муельмар ещё раз прыгнул в воду, чтобы спасти мать с ребёнком, перед тем как, наконец, сдаться на волю течения.

6. Кейси Джонс (Casey Jones)


Кейси Джонс это американский герой, память о котором была увековечена в песне - эту честь он заслужил тем, что спас целый поезд полный людей.

Машинист Кейси, который находился в поезде, мчавшемся в Миссисипи на огромной скорости, чтобы нагнать потерянное время, заметил, что на путях стоит застрявший грузовой поезд. Не раздумывая ни минуты, Кейси приказал своим помощникам выпрыгнуть из поезда, а сам решил остаться и что есть мочи давить на тормоза. Поразительно то, что Кейси смог замедлить поезд настолько, что в результате столкновения погиб только один человек - он сам.

5. Джордан Райс (Jordan Rice)


Также как и Муельмар, Джордан Райс спас члена семьи во время наводнения. Однако в отличие от Муельмара ему на тот момент было тринадцать лет - и он даже не умел плавать. Когда наводнение настигло машину его семьи по дороге в Квинсленд, Джордан оказался в западне, вместе со своим младшим братом и матерью.

Вскоре спасатели добрались до них - и когда они попытались спасти Джордана, он самоотверженно попросил их сначала доставить его младшего брата в безопасное место. К сожалению, сразу после того, как спасателям удалось освободить его брата, машину накрыло стеной воды. Джодж и его мать погибли на месте. Тем не менее, брат Джордана выжил - несомненно, из-за самопожертвования своего брата.

4. Альфред Вандербильт (Alfred Vanderbilt)


Альфред Вандербильт был спортсменом, носившем высокие шляпы, джентльменом и хорошим парнем во всех отношениях. Будучи членом безумно богатого хозяйства Вандербильтов, Альфред наслаждался роскошной жизнью и тем, что ему хотелось делать.

Однако под маской добряка-богатея скрывалось сердце настоящего героя. В то время как Вандербильт был на борту океанского лайнера «RMS Lusitania», экипаж немецкой подводной лодки принял решение торпедировать судно. Когда торпеды проделали в судне брешь, Вандербильт немедленно приступил к раздаче спасательных жилетов другим пассажирам, направляя их в близлежащие спасательные шлюпки. Будучи джентльменом, Вандербильт отдал свой спасательный жилет молодой матери с ребёнком на руках. Оказалось, что он не умел плавать.

Но вот что потрясает больше всего, Вандербильт на самом деле должен был быть на Титанике, но отказался от поездки в последнюю минуту. И вот спустя три года он умер именно так, как он бы погиб при крушении Титаника. И некоторые люди ещё сомневаются в реализме серии фильмов «Пункт Назначения»…

3. Молодые люди с расстрела на премьере «Тёмного Рыцаря»


Расстрел, произошедший в 2012 году в городе Орора (Aurora) отозвался волной шока по всей Америке, волной шока состоящей из злости, страха и непонимания того, как такое могло произойти. Однако истинные герои всегда найдут способ вдохновить людей, несмотря на то, что умалишённый человек пытался доказать обратное - будь это в фильме, или, как оказалось, в реальной жизни.

Когда Джеймс Холмс (James Holmes) открыл огонь в кинотеатре, три молодых человека инстинктивно прыгнули, чтобы прикрыть своих девушек, заслонив их от пуль, спасая их таким образом ценой своей жизни.


Доктор Ливиу Либреску был профессором в Вирджинском политехническом институте (Virginia Tech). Если название этого института не вызвало у вас мурашек, значит вы не знаете о трагедии, произошедшей там.

Когда невменяемый подросток Чо Сын Хи (Seung-Hui Cho) начал расстреливать всех без разбору, Либреску понял, что все студенты в его аудитории находятся в опасности. И он решил не допустить их гибели. Держа дверь закрытой, 76-летний румын остановил Чо и не дал ему пройти в аудиторию. За это он получил пять пуль, включая смертельную пулю - в голову. В результате действий Либреску, всем, кроме одного студента из аудитории удалось выжить.

За его самоотверженные действия, Либреску был провозглашён героем, и это звание он заслужил по праву.

1. Олег Иванович Охрименко


Официальное звание Олега Ивановича Охрименко было гораздо более длинным, чем собрание имён половины состава Ву Танг Клана (Wu Tang clan): «Старший оперуполномоченный омского специального отряда быстрого реагирования»

В дополнение к этому, Олегу удалось заслужить посмертное звание «Героя Российской Федерации» за его выдающийся героический поступок. Олег и его отряд должны были усмирить опасно помешанного преступника, который был вооружён как пистолетом, так и гранатой.

Когда преступник попытался прорваться через полицейскую баррикаду взяв женщину в заложники, штурмовая команда быстро попыталась его нейтрализовать. Понимая, что он имеет дело с русским спецназом, преступник бросил гранату на землю, а Олег, осознав опасность ситуации, бросился на гранату, нейтрализовав взрыв своим телом. Таким образом, ему удалось спасти жизни своих сослуживцев, находившихся неподалёку гражданских и женщины, которую преступник взял в заложники.

Великие идеи живут благодаря колоссальной самоотдаче. И чтобы добиться в жизни чего-то значительного, приходится отдавать себя всего этой идее, даже жертвовать… Порой, это жертва во имя любви.

А умеете ли вы жертвовать собой? Ради великой идеи? Или вам не знакомы возвышенные мотивы?

Есть старый бородатый анекдот времен Октябрьской революции. Анка-пулеметчица отстреливается от белогвардейцев, наседающих на тачанку «красных» со всех сторон. В тачанке сидит Василий Иванович Чапаев. Вдруг пулемет замолчал, «белые» теснят «красных».

— Что случилось, Анка, почему пулемёт молчит? – кричит Чапаев пулеметчице.

— Нечем стрелять, патроны кончились, – жалуется Анка.

— Именем революции, Анка, пулемет должен стрелять! – скомандовал Чапаев.

Анка услышала Чапаева, и пулемет застрочил еще сильнее.

Казалось бы, изыскиваешь ресурс, и все получается…«пулемет строчит еще сильнее». Но нет, надо чем-то жертвовать, рано или поздно придется платить по счетам.

Многие высоконравственные люди ступают на путь колоссальной самоотдачи. Они проповедуют милосердие, сострадание, они готовы жертвовать собой ради других. При этом на их лицах часто лежит тень скорби от избытка самоотверженности и недостатка обычного человеческого счастья.

А знаете ли вы, что если не знать тайны, не знать ключа к слову «жертва», отдать придется самое ценное, если не все.

На эти размышления меня натолкнула собственная история. Когда-то в мою жизнь ворвалось одно незаурядное выражение: «причинять добро и наносить радость». Как специалисту по риторике, мне эти фразы понравились. Ведь в них содержится два исключающих друг друга смысла. Я сразу понял, о чем они… Но вот тогда примерить на себя ситуацию не пришлось, ведь это только фразы:)

Однако, спустя некоторое время, я на своей шкуре почувствовал силу их действия. У меня вышло «причинить добро»… Мною… Другим людям…

Жертва во имя любви

«Любовь милосердствует, долготерпит, не ищет своего…» — это слова Апостола Павла. Они многим западают в душу. Именно эти его слова можно облечь в простые и понятные формы: милосердие и сострадание. Мой разум, как умел, примерил их на себя и решил воплотить эти два простых понятия в жизнь.

Вооружившись милосердием и набравши полные легкие сострадания, я кинулся к страждущим клиентам. Благо, работаю психотерапевтом, целителем. Поэтому выдохнуть весь запас любви всегда есть на кого. Под руку попались две страждущие женщины с серьезными проблемами: одна с воспалением легких, другая с тяжелой депрессией.

Знаете, когда очень хочется помочь человеку, мы становимся всесильными. Жертва ради любви к ближнему творит чудеса. Чтобы исцелить клиентов мне пришлось «вывернуться наизнанку», я отдал все душевные силы. «Любовь и сострадание», в виде реальной помощи, подействовали. Обе молодые дивы получили облегчение из моих рук сразу же после сеанса. А я же… Потерю чувствительности и смысла жизни на ближайшую неделю. Считайте, что это та же депрессия.

Я сразу не понял, что потерял, что пришло мое время платить по счетам. Подумаешь, утратил чувствительность. Но вернуть ее ой как сложно…

Одним из показателей, что присутствует в серце, а душа живет – является чувствительность. Так пианист борется за чувствительность пальцев, а оперный певец, пытается защитить свое горло от холода и сквозняков. Их часто считают малодушными и по малодушию называют капризными, неженками. Но эти неженки очень часто привносят в культурные массы большие перемены.

Наши дети, близкие и любимые часто ждут от нас немногого – простые слова любви и нежности. Однако же, мы настроены на большие подвиги, мы готовы принести себя в жертву на благо великого будущего. Но, увы, своим близким не даем самого простого, того, что от нас ждут.

Кстати, об отдельных жертвах ради великого будущего. Это и строители БАМа, положившие свою жизнь под рельсы. И сталевары, угробившие свое здоровье («вся наша сила в плавках»). И Анка-пулеметчица, пулемет которой строчил, благодаря ее личному энтузиазму.

В нынешнюю эпоху, так называемая жертва во имя любви, часто переходит в разные извращенные формы. Девушки готовы отдать жизнь за любимого, готовы на секс из сострадания. Мужчина, страстно отданный своему делу, может сгореть на работе. Он способен отдать жизнь за друга, отдать жизнь за любовь. Но жалость и сострадание через меру рождают чувство жертвы, но не любви.

Может ли чувство сострадания истреблять, а самопожертвование убивать?… Может!!!

Тот, у кого « » — может обидеть, задарить или задавить любовью. Оно, сердце, уже теряет чувствительность и имеет навязчивые, а порою и убийственные мотивы. А ведь это всего лишь жертва, но уже жертва любовью.

Чтобы жертвовать или же действовать с состраданием, нужно ощущать любовь. Чтобы дарить любовь, нужно иметь к ней чувствительность. Чтобы поддерживать чувствительность, нужно знать чувство меры. Мера в любви, но не в самоотдаче. Именно любовь является мерой всего сущего.

Действуйте в любви, пока полно сердце, пока в нем есть радость, пока не потеряна чувствительность. Иначе сострадание превратится в орудие пыток, а вы — в фанатика. Так «Именем Любви к ближнему», как и «Именем революции» милосердие убивает, оставляя после себя пепелища.

Да, любовь — это жертва. Но оставьте себе право просто на любовь. Любовь сама жертвует столько, сколько может, на сколько хватает ее сил. Любовь жертвует там, где готовы ее достойно встретить, оценить и принять ее дар без излишеств. Любовь измеряется мерой…

Мера измеряется любовью.

Не убивайте любовь излишеством, безмерной самоотдачей и бесчувственным милосердием.

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского Евгения Онегина, после Анны Карениной Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание. Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных это купринский Гранатовый браслет. В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое. Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой.
Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини. Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин. Наверное, просто" невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт. Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое. Эти слова скорее напоминают молитву. Гранатовый браслет это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви... Куприн говорил о Гранатовом браслете, что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине. Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к маленькому человеку. Так возникает повесть Гранатовый браслет, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
В его произведениях звучат доброта, гуманизм, душевная мудрость и романтическая любовь. В них раскрываются близкие мне темы, говоря словами Высоцкого Я не люблю насилья и бессилья, Не выношу, когда невинных бьют. А в повседневной жизни эти проблемы можно увидеть чуть ли не на каждом углу. Ещё мне понравилось то, как Куприн характеризует своих героев. Например, Ромашов думает о себе в третьем лице, и когда читаешь, сразу возникает образ молодого человека, немного смешного, но в то же время жалкого и неуверенного в себе. Картины природы написаны такими яркими, сочными красками, что начинаешь любоваться ими, когда их себе представляешь. У Куприна можно научиться только хорошему, и за это он мне нравится.

    Повесть «Поединок» - звено в длинной цепи произведений Куприна, посвященных русской армии. «Поединку» предшествовали многочисленные рассказы 1890 - начала 1900-х годов («Дознание», «Куст сирени», «Ночлег», «Ночная смена», «Поход»), повесть «На переломе»...

    Повесть А. И. Куприна “Поединок” - вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии. “Поединок” - произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится...

    Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного...

    Подпоручик Ромашов - главное действующее лицо повести “Поединок”. В творчестве А. И. Куприна “Поединок” 245 является самым значительным произведением начала века. В повести писатель синтезировал свои наблюдения над армейским бытом. Он и ранее неоднократно...

Из огромного множества текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили те проблемы, касающиеся самопожертвования, которые встречаются наиболее часто. К ним мы подобрали аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А. Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» сумел показать силу характера русского человека и его самоотверженность. О судьбе простого солдата можно слагать легенды. Герой, конечно, воспринимает войну с горечью, но знает, что должен делать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, которые попали в тяжелейшие условия. С товарищами он всегда пытался шутить и рассказать им что-то интересное, чтобы они не успевали задумываться о том, что ожидает их впереди. Он без каких-либо сомнений готов прийти на помощь любому, в этом заключается его долг. Например, в главе «Переправа» он переплывает ледяную реку, чтобы донести важные сведения до начальства и помочь оставшимся на том берегу товарищам. И самое главное, что за свою самоотверженность он не требует наград или званий, чарка горячительного напитка уже способна сделать его чуть счастливее. Здесь важно понимать, что таких, как Тёркин, во времена войны были тысячи, в каждой роте по одному отважному бойцу, который был готовы пожертвовать собой ради победы и счастья для будущего поколения.
  2. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Ужас войны никого не мог обойти стороной. Каждая семья столкнулась с потерями, горем и ежедневным страхом. Б. Васильев рассказывает нам истории девушек, которые решили уйти на фронт, и у каждой из них была веская причина для подобного решения. Мало кто привык ассоциировать войну с женщинами, и от этого осознания не становится легче. Пять молодых девушек храбро сражались против ненавистного врага, были готовы пойти на что угодно, чтобы выполнить поручения командира. Даже, когда на их глазах начали, одна за другой, умирать подруги, они не сдались, только ещё больше загорались желанием победить. На их жизни пришлось слишком много горя и слез, но это лишь укрепило дух, не дало слабости вырваться наружу. Каждая из них совершила подвиг и отдала жизнь за Родину, нисколько не сомневаясь в правильности своих поступков.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе «Война и мир» существуют описания многих персонажей, и все они ведут себя различно в то время, когда началась война против Наполеона. Но хотелось бы заострить внимание на личности капитана Тушина, который изначально не производит положительного впечатления на читателя. Л. Толстой хочет показать этого человека с совершенного иного ракурса. Сцена сражения, в которой участвует батарея Тушина, впечатляет до глубины души. Никто не мог подумать, что человек, который предстает перед главнокомандующим без сапог, может совершить героический поступок. Храбрость Тушина проявляется в критический момент, когда он, не жалея сил, отражал вражеские атаки. И, когда читаешь о таких самоотверженных подвигах, начинаешь понимать всю суть слова «самопожертвование».

Любовное самопожертвование

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». В самой знаменитой трагедии о любви рассказывается история двух молодых людей, которые были готовы пожертвовать всем ради чувств, которые они испытывали друг к другу. Исторически так сложилось, что их семьям пришлось соперничать друг с другом, но это не могло стать препятствием к зарождению влюбленности между Ромео и Джульеттой. У них было слишком мало времени, но все же любовь, которая разгорелась так быстро, была чистой и настоящей. И Шекспир красноречиво указывает на то, сколь правдивы эти слова, потому как герои жертвуют жизнью ради чувства.
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Это повесть А.И. Куприна, в которой раскрывается мысль о том, на что способен человек ради любви. Образ Желткова дает читателю понять, что глубокие чувства могут быть высокими и благородными. Всю свою жизнь герой посвящает лишь одной женщине, которую не смеет забыть или предать. Он не требует от княгини ничего взамен, просто беззаветно любит. Желтков способен испытывать ощущение счастья от, казалось бы, совсем незначительных вещей. Он делает подарок любимой, зная, что никогда не сможет быть с ней рядом. Вся его жизнь окутана нежными чувствами к этой женщине, которые может пресечь разве что смерть. После объяснения с мужем Веры, Желтков видит лишь один, но очень печальный, выход, так как не хочет приносить несчастья в её жизнь.
  3. Гомер «Одиссея». Древнегреческие мифы полны рассказами о подвигах, но есть ли там место любви? В гомеровской «Одиссее» рассказывается о приключениях героя троянской войны. Одиссей много лет скитался по морям, побеждал чудовищ и никак не мог найти дорогу домой, так как был проклят. Зачем он терпел все эти лишения, когда у него был шанс поселиться на острове с богиней Калипсо и закончить жизнь в вечном спокойствии? Одиссей совершал столь многое именно ради любви к своей жене – Пенелопе. Он пытался любой ценой найти дорогу домой, потому что знал, что она не забыла и терпеливо ждет его возвращения. Ради него она тоже терпела постоянные нападки ненавистных женихов и пыталась сделать все возможное, чтобы дождаться любимого мужа. Даже когда все вокруг перестали верить в то, что он ещё жив, она продолжала хранить надежду в своем сердце.
  4. Рабское самопожертвование

    1. Н.В. Гоголь «Шинель». Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, который обратил внимание на фигуру маленького человека. Конечно, главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает у читателя чувство жалости. Но не стоит забывать, что лишь он сам виноват в собственном положении. Всю свою жизнь он привык выслуживаться перед всеми, кого считал выше себя, и это приводит его к осознанию собственной ничтожности. Он влачит своё жалкое существование, сосредотачивает внимание на абсолютно мелочных событиях. Привычка принижать себя перед остальными делает его рабом собственной жизни, что и приводит его к такому печальному итогу.
    2. А.П. Чехов «Хамелеон». Главный герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» является очередным примером глупого и комичного самопожертвования. Надзиратель Очумелов так сильно стремится показать всем своё уважение к генералу, что совершенно забывает о том, как выглядит в глазах остальных людей. Жертвуя собственной честью и достоинством, он готов облизывать вышестоящие чины при том, что это не принесет ему очевидной выгоды. Чехов пытается показать, в каком невыгодном «цвете» выглядит человек, не имеющий собственной позиции, и готовый подстраиваться под всех, чтобы произвести хорошее впечатление.
    3. Самопожертвование, связанное с профессией

      1. М.А. Булгаков «Записки юного врача». В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
      2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.
      3. Самопожертвование ради людей

        1. Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, который подарил человечеству огонь, является самым знаменитым примером самопожертвования. Прометей хотел, чтобы люди стали чем-то большим, чем просто обычными дикарями, которые живут в страхе перед богами. Он видел в них огромных потенциал и возможности, о которых сами они не могли догадаться. Поэтому он дарит им огонь, а позже показывает, как добыть его самостоятельно. Также он решил обучить людей счету и чтению, искусству приручения животных и мореходным навыкам. Прометей знал, что Зевс покарает его за бунтарское поведение, но намеренно жертвовал собой, чтобы дать человечеству возможность жить иначе.
        2. У. Шекспир «Гамлет». В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой, датский принц, сталкивается с ужасными событиями. Умирает его отец, а позже является в образе духа и просит отомстить тем, кто виновен в его гибели. Гамлет находится в замешательстве и большую часть произведения пытается понять, что именно происходит в его жизни, и как не сойти от этого с ума. Он наблюдает за теми, кто окружал его всю сознательную жизнь, и видит, в каком прогнившем обществе существовал, не замечая столь очевидного порока. Гамлет продумывает ряд действий, чтобы обнаружить убийцу отца, а затем решается на месть. Несмотря на глубокие душевные терзания, принц знает, что должен совершить этот кровавый поступок ради того, чтобы очистить Датское королевство от всех скверных людей, которые принесли столько горя его семье.
        3. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня всю жизнь жертвовала своими интересами ради процветания окружающих людей. В молодости она вышла замуж не по любви, а чтобы помочь семье своего пропавшего жениха. Она стала женой его младшего брата, Ефима. Потом все свои лучшие годы она отдала самоотверженной работе во благо новоиспеченных родственников и местного колхоза. Затем, лишившись своих детей, она взяла на воспитание дочку вернувшегося Фаддея, который ненавидел ее за мнимое предательство. В конце своего жизненного пути добрая женщина решила пожертвовать домом, отдав лучшую его часть Кире. Перетаскивая горницу через рельсы, она и встретила свою смерть. Увы, ее каждодневные бескорыстные труды во имя ближних никто не помнил и не ценил, ведь на похоронах ее родственники и друзья лишь делили скудное наследство, не горюя об утрате. Однако именно этот человек ценой самопожертвования всегда помогал им.