Про психологию. Учения и методики

Статья ступишина new сладостный stil читать. Новый сладостный стиль

«Удивительный мир научных книг» «Энциклопедия аргументов» «Удивительный мир научных книг» «Энциклопедия аргументов» Работу выполнила: Акимовская Марина, обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ 2 г.Петровска Руководитель: Полякова М.В., учитель русского языка и литературы.


План написания сочинения-рассуждения: 1. Выделяется проблема исходного текста. Выполняется её комментарий. 2. Формулируется авторская позиция в исходном тексте. 3. Формулируется собственная позиция (согласие/не согласие с мнением автора) 4. Проводится аргументация выраженного мнения: Аргументация выполняет определенную функцию и занимает то место в композиции сочинения, которой этой функцией определено.Таким образом аргумент должен удовлетворять двум главным требованиям: обосновать сформулированный тезис; обеспечить композиционную целостность текста. 5. Заключение.


Русский язык является одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература и в котором полностью отражен исторический опыт русского народа. Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности. Развитие и сохранение русского языка одна из тем, предлагаемых для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Русский язык является одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература и в котором полностью отражен исторический опыт русского народа. Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности. Развитие и сохранение русского языка одна из тем, предлагаемых для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ.


Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги – авторская точка зрения на этот вопрос. Для аргументации данной темы можно использовать следующую литературу:




К.И. Чуковский «Живой как жизнь» В книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский видит семь основных проблем русского языка, волнующих его читателей: иностранщина, вульгаризмы, засоренность диалектами и наоборот изгнание их из своей речи, ханжеские вкусы, канцелярит и сложносоставные слова. Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.


Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, свидетельствующих о неумении выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка. « New сладостный stil ? На каком языке мы говорим и пишем» В. Ступишин Для аргументации данной проблемы Вы можете использовать и публицистические статьи:


А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В своей иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими. «- Сегодня день индепендности эврибади. Пейджер президента выразил фрустрацию и регрет, что электоратчики Костромского Прованса выступают за индепендизацию ареала.»


«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) Хорошим аргументом для вашего сочинения могут послужить некоторые цитаты и высказывания известных людей: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «...Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)


Многие писатели восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо одноименное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он воспевает "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Для писателя язык и народ - неразделимые понятия: "но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!" Неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность родины напрямую зависит от целостности языка. "Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово", - писала поэтесса в стихотворении "Мужество" в годы Великой Отечественной войны.


…русский язык красив, богат, многозначен и способен к видоизменениям. Это утверждение принимается без возражений. Но можно ли считать, что его потенциал неистощим? К сожалению, состояние современного русского языка с каждым днем вызывает все больше беспокойства. Сохранение языка, забота о его распространении и обогащении гарантия сохранения национальной культуры. Любите русский язык и оберегайте его от искажений, помните, что этот могучий язык был дан великому народу.


Василий Аксенов

Новый сладостный стиль

В досужий час читали мы однажды

О Ланчелоте сладостный рассказ.

Данте. «Божественная комедия»

1. Три ступени

10 августа 1982 года Александр Яковлевич Корбах впервые ступил на американскую землю. Пока стоял в огромной очереди к паспортному контролю терминала ПанАм, эта дата все крутилась у него в голове: какой-то в ней был еще дополнительный смысл. И только за контролем, уже возле багажной карусели осенило: день рождения! Каждый год в этот день ему что-то «исполнялось», вот и сейчас что-то исполнилось: сорок два, что ли, нет, сорок три. Думал ли год назад в Крыму, что через год буду отмечать день рождения в нью-йоркском аэропорту! 10.8.82, сорок три года, болит голова от вчерашнего, виза Н-1, в кармане полторы тысячи долларов, три тысячи франков, ничего не испытываю, кроме «самума чувств».

Первая встреча на американской земле оказалась приятной, если не сказать волнующей. Вдруг среди первых прибыл чемодан, выскочил из преисподней, демонстрируя странную подвижность, чтобы не сказать развязность. Склонный к неадекватным размышлениям на не относящиеся к делу темы, Александр думал, глядя на чемодан: вот ведь, затасканный по гастролям чемоданишко, а как-то душевно дорог. Вот ведь, по сути дела, что получается: забили где-то большое животное, из шкуры сделали в Латвии чемодан, и вот все зверское уже испарилось, чемодан превратился в предмет ностальгии.

Чемодан проехал мимо, столкнулся с индусским тюком, шлепнулся плашмя. На следующем обороте Корбах выхватил свое из чужого и стал пристраиваться к очереди на таможенный досмотр.

Индивидуум сует бумажку: «Декларэйшн! Декларэйшн!»

Э, да он по-английски не понимает! Джим Корбетт показывает: резкий поворот кистей рук и затем элегантный умеренный подъем ладоней: «Если не возражаете, сэр».

Ничего привлекательного, но и ничего особенно отталкивающего в чемодане не было. Среди пропотевших рубах книга в старинном переплете, большая «D» златой печатью на томе том. Двойного дна явно нет. Джим Корбетт заглядывает в паспорт. Гош, этот малый из редких птичек, советский!

– Водка есть? – шутит офицер.

– Только здесь, – шутит в ответ приезжий, похлопывая себя по лбу.

Отличный малый, смеется Корбетт, хорошо бы с ним посидеть в «Tony’s».

Как много интересного каждый русский несет в себе, еще несколько минут думал Корбетт, пропуская потенциальных нарушителей без проверки. Страна исключительного порядка, все под контролем, никакого гомосексуализма, как это все там организовано?

Александр Корбах тем временем шагал в толпе ко входу в зияющий тоннель, за которым, собственно говоря, начиналась свободная земля. Тело, только что перелетевшее через океан, быть может, пребывает еще не в полном составе. Быть может, астральные-то нити, чакры-то все эти, иды, пингалы, кундалини не совсем еще совместились из-за не свойственной человеку авиационной скорости. Так думал он не без грустного юмора. Шарканье подошв еще ни о чем не говорит, просто движения бытовых автоматов, желающих в Америку. Должно пройти какое-то время, чтобы все опять запылали страстью.

Впереди вставали перед толпой три ступени, которые казались Александру Яковлевичу тремя уступами разных цветов: один белый, мраморный, второй шершавый, как бы из обгорелого камня и пурпурный до черноты, третий – огненно-алый порфир. Толпа молча втягивалась в тоннель.

Впереди, в конце тоннеля появилась другая, стоящая толпа, встречающие. Над ней уже торчали лампы телесъемки. Держаться сдержанно, сказал себе Корбах. Говорить только по-русски. Никаких унизительных попыток тарабарщины. Простите, господа, ситуация неопределенная. Театр пока существует. Вопрос о моем художественном руководстве подвешен в воздухе. Цель приезда – контакты с родственными по духу и стилистике творческими силами Соединенных Штатов.

Ну что ж, пока этот не отталкивающей внешности, вроде Лермонтова, хоть и с Андрея Белого залысинами, ростом 175 сантиметров главный герой подходит к телекамерам, мы, пользуясь романным пространством, можем слегка размахнуться по его curriculum vitae.

2. Curriculum vitae

В 1982 году советский человек еще понятия не имел, с чем едят эти два плохо выговариваемых слова. Не знал он, конечно, и сокращения CV, которое произносится как «си-ви» и всякий раз напоминает некую сивиллу, то есть предсказательницу будущего. В этом есть некоторый резон, поскольку си-ви, эта смесь анкеты и биографической справки, относясь к прошлому, всегда содержит в себе надежду на благие изменения в дальнейшем. По сути дела, это не что иное, как реклама отдельно взятой личности, сделанная в расчете на то, чтобы купили.

Реклама все-таки не должна обманывать, и поэтому автор в роли кадровика должен сразу открыть, что у героя в его си-ви имелись некоторые неясности, если не двусмысленности. Вот, например, вечно тревожный «пятый пункт» советского жаргона. Во всех документах Александр Яковлевич Корбах значился как еврей, а ведь не всегда он был таковым, должны мы признаться. Не всегда и фамилия его так сильно «ахала» по-ивритски. Да и отчество когда-то звучало приятней для красного уха.

В детстве и в раннем юношестве прогуливался наш друг в роли Саши Ижмайлова, русского мальчика. Был у него и соответствующий отец, Николай Иванович Ижмайлов, прихрамывающий и опирающийся на массивную палку герой ВОВ, которым Саша, как и полагается, гордился. Со своей стороны Николай Иванович относился к Саше со сдержанной строгостью, которую можно было принять и за сдержанную любовь, и только лишь в сильном подпитии называл его непонятным словом «ублюдок», после чего мама пронзительно кричала: «Умру! Умру!»

Работая в номенклатуре, Николай Иванович повышал жизненный уровень, и его семья, как в народе говорят, горя не знала. В послевоенные годы Саша обогатился братишкой, а потом и сестренкой. Николай Иванович нередко возился в кабинете на коврах со всеми тремя и лишь иногда, обхватив Валерку и Катюшку, горячо шептал: «Родные вы мои», делая ударение на каждом слове.

Это мы сейчас с вами, читатель, можем догадываться, а мальчик тогда не понимал, почему с годами восхищение отцом сменялось у него какой-то неясной настороженностью.

На периферии этого непростого семейства между тем всегда присутствовала бабушка Ирина, которая так звалась вроде бы просто по возрасту, но в то же время и не совсем только по возрасту. Она старалась появляться в те дни, когда Ижмайлов отправлялся в свои ответственные командировки. Привозила Саше сначала игрушки, потом коньки и клюшки, любовно смотрела на него, часами без устали вела беседы то об индейцах Америки, то о водителях фрегатов, то о мировой политической арене.

Бабка была нетипичная. Военврач, она прошла всю войну в полевых госпиталях. Ходила твердым офицерским шагом, в зубах неизменный «Казбек», большие очки приводили всю фигуру к общему знаменателю женщины-выдвиженки. Вдобавок ко всему этому облику все детские годы Саши бабка водила свой собственный автомобильчик, трофейный «опель-кадет».

Мальчик не понимал, с какой стороны эта примечательная особа приходится ему бабушкой, чувствовал какое-то семейное искривление, но не желал вдаваться в подробности. Иной раз он слышал, как бабушка Ирина и мама начинают говорить, что называется, на повышенных тонах. Бабка как будто предъявляла на него какие-то права, а мать со свойственной ей экзальтацией эти права отвергала. Только лишь в пятьдесят третьем, то есть на четырнадцатом году Сашиной жизни, все выяснилось.

Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. .. добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Б. Васильев «Летят мои кони...»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.

Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Герой повести - сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герои повести - Кузьмёныши - находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Развития и сохранения русского языка

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»

В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.



М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

В. Ступишин сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем»

Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.

А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»

Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости».

Цитаты

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

«.. .Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.»

(В. Распутин)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)

Н. Галь «Слово живое и мертвое»

Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь;

о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию - русскому языку.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь»

Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Бессердечия, душевной черствости

А. Алексин «Раздел имущества»

Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»

Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

ЯЗЫК.РЕЧЬ

Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает людей, которые не говорят, а "плюются словами". За этими словами кроется обыкновенная трусость и духовная пустота.

"Заговори, чтобы я тебя увидел", - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас стоит задуматься о том , какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.
Многие писатели восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо одноименное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он воспевает "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Для писателя язык и народ - неразделимые понятия: "но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
Неразделимы эти два понятия и для Анны Ахматовой: будущность родины напрямую зависит от целостности языка. "Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово", - писала поэтесса в стихотворении "Мужество" в годы Великой Отечественной войны.

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»


В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»


Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги - авторская точка зрения на этот вопрос.

В. Ступишин «Сладостный зШ? На каком языке мы говорим и пишем»
Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, свидетельствующих о неумении выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.

А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»


Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости».

Цитаты
«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины , - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»


(И.С. Тургенев)

«...Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)

Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию - русскому языку.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
Бережное отношение к памятникам культуры

В произведении "Чёрные доски" В. Солоухин рассказывает о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.

Та же мысль в статье Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание". В ней академик повествует о "невиданном поругании народной святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!

Рубя свои корни, люди стремятся впитать культуру иноземную, чужую. При этом, однако, как отмечает В. Солоухин в "Письмах из Русского музея", человек спешит укоренить в себе лишь те элементы западной культуры, которые лежат на поверхности, которые "глянцевы и приятны глазу". Рассуждая о реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

Известный российский публицист Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед»

Академик Д.С. Лихачев в книге "Русская культура " и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог "духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге: чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачевым разработана "Декларация культуры" - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания . В тяжелый полереволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево.

Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране».

Выбор жизненного пути

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное "я”. Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» .

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я”.

"Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, - писал А.П. Чехов . Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик ("располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

Имя простой крестьянской девушки Жанны д"Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, наконец, смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфликту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однажды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость.«Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку.

С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.


Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет.
Он ответил:
"Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил".

Дружба-предательство

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана». На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой "сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве , знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

"Бороться и искать, найти и не сдаваться” - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.


Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.

Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя "Тарас Бульба” один из героев восклицает: "Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов "Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

Л. Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни»

Товарищеская поддержка - это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия обнажают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

Милосердие,Отзывчивость.Самопожертвование

В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

Во время Крымской войны известный врач Пирогов, узнав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Севастополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга.

В преданиях древних ацтеков говорилось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. Но чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни.

«Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».


У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке , собрались все окрестные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, чтобы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на великого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим человеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки.

Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству ми роздания, вызывая те или иные последствия.

Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. Набрали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников первой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе слово действительно помогает человеку.

Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хранение, потому что верю в твою храбрость!» В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.

Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, который пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел дальше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля.

В раннем Средневековье любой благовоспитанный, набожный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корысти, тем не менее уже тогда в сознании людей зарождались нравственные законы, которые требовали не обижать обездоленных, жалеть их.

Притча о старике и сыне, который не умел сдержать свой гнев. Отец посоветовал ему вбивать в столб гвозди при каждом всплеске гнева. Когда сын не вбил за день ни одного гвоздя, отец посоветовал в такой же ситуации вытаскивать по одному гвоздю. Вывод: гвозди вытащены, но ямки от них на столбе остались. Так и у человека каждое резкое слово оставляет рану в сердце.

Искусство и псевдоискусство


Яков Матвеевич, герой рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда", однажды находит изумительную по красоте мелодию. Трогательная и печальная, она заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было злобы и ненависти между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не слал друг другу мешать. Яков Матвеевич впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Мальчик Том, герой рассказа Р. Брэдбери "Улыбка", во время очередной "культурной революции", рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить холст, чтобы впоследствии вернуть людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

В рассказе О.Генри "Последний лист" речь идет о двух подругах-художницах. Одна девушка тяжело заболела и решила, что умрет, когда облетит последний лист с плюща. Осенняя непогода наводила на героиню ещё большую хандру, поэтому болезнь наступала. Спас девушку лист, искусно выписанный на кирпичной стене соседом-художником. Он считался неудачником в профессии, но этот его единственный шедевр спас жизнь человека. Художник работал на пронизывающем ветру под дождем, чтобы изобразить лист. Девушка стала выздоравливать, а старик-художник, к сожалению, умер от воспаления легких.

Развития и сохранения русского языка

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»

В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

В. Ступишин сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем»

Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.

А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»

Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости».

Цитаты

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

«.. .Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.»

(В. Распутин)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)

Н. Галь «Слово живое и мертвое»

Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь;

о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию - русскому языку.

К.И. Чуковский «Живой как жизнь»

Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.