Про психологию. Учения и методики

Диагностическая методика "художник или мыслитель". Кто ты: художник или мыслитель? Тест художник или мыслитель результаты

Приложение 3

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области

Диагностическая методика

"Художник – Мыслитель"

Быкова Людмила Митрофановна

педагог дополнительного образования

г. Бирюч, 2014

Тест "Художник – Мыслитель"

Инструкция: Ответьте на вопросы, пользуясь 10-ти балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

Вопросы:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учили.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов:

Л= 1,2,5,8,9 (левополушарный)

П= 3,4,6,7,10 (правополушарный)

Если ваш (л) результат более, чем на 5 баллов превышает (п) результат, то у вас преобладает логический тип мышления (мыслитель)

Если у вас (п) больше (л), то вы человек художественного склада (художник).

Вместе с тем в этой методике используется практическая часть с заданиями, эти задания является наиболее показательными при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность.

Тест: “Цветные зонтики”

Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”.

Тест: Игра “Закорючка”

Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.

Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

Тест: “Я чайник”

Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.

Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности.

Тест: “Тайна отпечатков”

Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

Тест: “Орнамент”

Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.

Тест: “Маэстро”

Дети выступают в роли великих художников живописи:

Задание №1. Скомпоновать слова в четыре группы, по определенным признакам:

Чувства

Персонажи

Состояния

Место

Радостный

Счастливый

Печальный

Молодая девушка

Дружелюбный

Сердитый

Озабоченный

Путешественник

Испуганный

Спокойный

Завистливый

Героический

Удивленный

Таинственный

Задание №2. Выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.

Данное тестирование позволяет определить душевное состояние ребенка в данный момент времени.

Далее на 3 этапе используется задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени.

Задание: “Фантазеры”.

Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками).

Задание: “Волшебник”.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города).

Задание: “Дизайнеры”.

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.

Задание: “Бегемотик Буби-Бу”.

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е.Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет.

Задание: “Волшебные краски”.

Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы.

Задание: “Что попало в сети”.

Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение.

Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.

Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

Для художественного типа, т.е. людей, у кото-рых доминирует правое полушарие мозга, характер-ны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительно-го типа - левопролушарного - преобладают аб-стракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого вос-приятия мира. Мыслитель со слабыми художествен-ными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистра-ция и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, пред-ставить общую картину явлений, без художественно-го мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мысли-тельным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конеч-но, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавля-ющее большинство художников, скульпторов, музы-кантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональ-ной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция:

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрица-нию соответствует 0 баллов, безоговорочному согла-сию - 10. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в Вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему училась несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу пра-вильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первой начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настрое-ние.

Результат:

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).

1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем га 5 баллов превышает «правополушарны» (П), то значит, Вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимистка, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоя-тельно.

Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полу-ченной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требую-щие логического мышления. Если профессия, к кото-рой Вы стремитесь, требует именно логических спо-собностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструк-тором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником... продолжите этот список сами.

2. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетаю-щим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных техни-ческих систем, лектор и переводчик - все эти проф-ессии требуют гармоничного взаимодействия проти-воположных типов мышления.

Главная > Инструкция

Тест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

    У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д. 2. П больше Л означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и пи этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. Тест 2 «Художник или мыслитель» Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ. А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат. Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Если предмет сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то ведущий – левый глаз и наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. В. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат. Интерпретация результатов. ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпелив и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. ПЛЛЛ – этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Интерпретация: сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП – мыслительному. Остальные сочетания отражают многообразие психологических структур. Тест оценки общих умственных способностей (КОТ) (краткий отборочный тест) Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно – не верно». Если ПТ оптанта равен или выше нормы, то испытуемому можно рекомендовать обучение (если не требуется более тонкой диагностики по тестам специальных способностей), которое связано в первую очередь не только с отработкой практических навыков, но и с развитием потенциального интеллекта. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15-20 минутами. Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15-20 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. ВОПРОСЫ. 1. Одиннадцатый месяц года – это: 1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль 2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий; 2 – строгий; 3 – мягкий; 4 – жесткий; 5 – неподатливый 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 – определенный; 2 – сомнительный; 3 – уверенный; 4 – доверие; 5 – верный 4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)? 1 – да; 2 – нет 5. Какое из следующих слов отлично от других? 1 – звонить; 2 – болтать; 3 – слушать; 4 – говорить; 5 – нет отличающихся слов 6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный; 2 – непристойный; 3 – неподкупный; 4 – невинный; 5 – классический 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1 – сладкий; 2 – язык; 3 – запах; 4 – зубы; 5 – чистый 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Fielder E.H. Filder E.N. Connor M.C. Conner M.G. Woesher O.W. Woerner O.W. Soderguist P.E. Soderguist B.E. 9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 – очевидный; 2 – явный; 3 – недвусмысленный; 4 – отчетливый; 5 – тусклый 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины? 13. Сколько из следующих шести пар чисел являются полностью одинаковыми: 5296 5296 66986 69686 834426 834426 7354256 7354256 61197172 61197172 83238324 83238234 14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1 – дружеский; 2 – приятельский; 3 – чужой; 4 – родной; 5 – иной 15. Какое число является наименьшим? 1) 6; 2) 0,7; 3) 9; 4) 36; 5) 0, 31; 6) 5 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение: ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ 17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 1 2 3 4 5 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ 21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1) держать нос по ветру; 2) пустой мешок не стоит; 3) трое докторов не лучше одного; 4) не все то золото, что блестит; 5) у семи нянек дитя без глаза 22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ? 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне; 2) марте; 3) мае; 4) ноябре 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключение будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Все передовые люди – образованные. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые образованные люди занимают крупные посты. 25. Поезд проходит 75 см за ¼ сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени. 27. Пять полукиллограмовых пачек мясного фарша стоят 20 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 рублей? 28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. 5 4 6 3 7 2 8 1 13 11 9 14 12 10 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей. 31. Автомобиль «Жигули»,стоимостью 2400 долларов, был уценен во время сезонной распродажи на 33,33%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция? 1 2 3 4 5 . 33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней. 35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину. 37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 39. Если полкило картошки стоит 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно купить за 50 центов? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? 1/4 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/6 41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м? 43. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью. 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? ¼ 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14 46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 рублей, К. -35000 рублей, П. – 20000 рублей. Если прибыль составит 24000 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 47. Какие из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл? 1. Куй железо, пока горячо. 2. Один в поле не воин. 3. Лес рубят, щепки летят. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Не по виду суди, а по делам гляди. 48. Значения следующих двух фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь. 49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие? 1 2 3 4 5 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом? Обработка результатов. Обработка производится при помощи ключа правильных ответов. Подсчитывается общее число совпавших с ключом ответов. КЛЮЧ

ответ

Ответ

ответ

ответ

Ответ

ТАБЛИЦА НОРМ

Выборка

Норма

Уровень

Стандартные отклонения

Школьники 7 – 9 классов

Школьники 10 – 11 классов

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:
  1. Тесты по обществознанию. Введение

    Тесты

    ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.

  2. Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?

    Документ

    Профессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,

  3. Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3

    Документ

    Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

  4. Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.

    Книга

    Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,

  5. Внутри вас

    Документ

Задания.

A. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

B. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверку?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисмен-ты». Какая ладонь сверху?

Анализ.

ПППП- обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ- темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП - характер сильный, энергичный, артис-тический. При общении с таким человеком не помеща-ют решительность и чувство юмора.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность, Избегает конфлик-та, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ-ность идти на конфликт.

ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоян-ством и аналитическим складом ума.

ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практи-чески со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП - это самый сильный тип характера, настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.

Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мяг-костью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛШ1 - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с реши-тельностью приводит к непродуманным поступкам.

Энергичен.

ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взгля-нуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некото-рой замкнутостью.

Совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости лич-ностей, в то время как полные антиподы совместимы

очень редко.

Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответству-ет художественному типу, а ПППП присуще мыслите-лям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречают-ся нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологичес-ких структур.

Инструкция: Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик. Поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям. Но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. постарайтесь поставить себе справедливую оценку.

      У меня преобладает хорошее настроение.

      Я помню то, чему учился несколько лет тому назад.

      прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

      Когда я слушаю рассказ, я представляю его в образах.

      Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

      Мне трудно дается алгебра.

      Я легко запоминаю незнакомые лица.

      В группе приятелей я первым начинаю разговор.

      Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

      У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов по вопросам:

Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополшарный»)

П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)

Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.

Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного типа.

Методика «Незаконченные предложения».

Цель: определение степени выраженности направленности на себя.

Инструкция: допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание.

    В ситуации…

    По сравнению…

    В действительности…

    Несколько лет назад…

    Это неверно, что…

    Будет время, когда…

    Основная проблема в том, что…

    Самая большая…

При анализе результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма, направленности на себя. Увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма.

Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»

Исследование состоит из двух серий.

Первая серия. Испытуемым зачитываются пары слов. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.

Материал: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Вторая серия. Испытуемым зачитываются пары слов, не связанных по смыслу. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.

Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, палка – завод, рыба – пожар, топор – кисель.

Результаты первой и второй серии сравниваются и делается вывод о преобладании механического и смыслового запоминания. Если у испытуемого больше результат в первой серии, то у него преобладает смысловое запоминание. Если же больше результат во второй серии, то преобладает механическое запоминание.