Профессиональные интересы :
Социология личности, личность и идеология, гуманистическая идеология.
Исследовательские проекты :
2007 г. - Российский государственный научный фонд: «Этнократии на Северном Кавказе: механизмы формирования и пути трансформации в региональную элиту» (совместно с А.В. Лубским, В.В. Черноусом и др.); Южный федеральный университет (внутренний грант) «Молодежь Юга России: проблемы самоорганизации, технологии социального управления и профилактика экстремизма» (совместно с Г.И. Герасимовым, В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.).
2006 г. - Межрегиональный институт общественных наук: Ислам в России: Научный семинар «Радикальное направление в исламской идеологии».
2005 г. - Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области «Изучение жилищных проблем молодых семей Ростовской области» (совместно с В.В. Черноусом, А.В. Сериковым и др.);
2004 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Глобальные и социокультурные факторы конфликтогенности и стабильности на Юге России» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В. Черноусом и др.); Межрегиональный институт общественных наук: «Кавказ после холодной войны: пути стабилизации»; Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации: «Динамика общественного мнения молодежи Ростовской области по проблемам экстремизма и терроризма»;
2003 г. - Российский фонд фундаментальных исследований: «Федеративные отношения на Юге России: состояние и пути развития» (совместно с А.В. Лубским, Н.И. Чернобровкиной, В.В.Черноусом и др.).
1996 г. - Фонд «Культурная инициатива»: «Легитимность политической власти» (совместно с А.В. Лубским и др.).
1995 г. - Фонд Сороса: «Философия»; Фонд фундаментальных исследований: «Социология» (совместно с И.В. Мостовой).
Учебные курсы :
«Многомерный мир современного человека», «Идеология и личность», «Социология личности», «Современные идеологии», «Ключевые понятия социологии», «Гуманизм - идеология для России».
Публикации :
2007 г.:
Обществознание: Учеб. пособие М., (в соавт.).
Социология: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
Социология: Учебник. Изд-е 3-е. Ростов н/Д..
Социология: история и современность. Изд. 2-е. Ростов н/Д.,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д., (в соавт.).
2006 г.:
Идентичность и идеология: взгляд в будущее. М..
Трансформация системы ценностей современного российского общества. М..
Социология: Учебник. М.
Социология: Учебник. М.; Ростов н/Д.. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.
Социология: Курс лекций. Изд. 2-е. перераб. и доп. Ростов н/Д..
Профессиональная переподготовка: Учеб.-метод. указания. Ростов н/Д., (в соавт.).
2005 г.:
Региональная политика и идеология в современной России. Ростов н/Д,.
Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д.
Гуманистическая перспектива как общенациональная цель российского общества. М.
2004 г.:
Идеология и гуманизм. М., (в соавт.).
Социология: Учебник. Ростов н/Д,.
2003 г.:
Дополнительное профессиональное образование в Ростовском государственном университете. Ростов н/Д.
Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). Ростов н/Д.
2001 г.:
Обществознание: Учеб. пособие. М.,(в соавт.).
Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, (в соавт.).
Идеология гуманизма и современный мир. М., (в соавт.).
2000 г.:
Молодежь современной России: Условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д,(в соавт.).
Социология: Учебник. М.,(в соавт.)
Молодежь современной России: условия социального становления в период трансформации. Ростов н/Д.
Проблемы формирования идеологий регионального развития. Ростов н/Д, (в соавт.).
Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее Росси). М..
Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология
Предисловие
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
§ 1.1. Социология как наука
Социология и другие науки
Определения предмета социологии
§ 1.2. Развитие социологии
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Становление социологии как науки
Классические социологические теории
Русская социологическая мысль
Современные социологические теории
§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы
Уровни анализа
Социологические парадигмы
§ 1.4. Теоретические подходы в социологии
Функционализм
Теория конфликта
Символический интеракционизм
§ 1.5. Социологическое исследование
Основные понятия
Этапы социологического исследования
Методы исследования
Исследовательская этика
Социологическая перспектива
Социологическое воображение
Глава 2. КУЛЬТУРА
§ 2.1. Определения культуры
§ 2.2. Компоненты культуры
Нормы
Ценности
Символы и язык
§ 2.3. Культура и миф
Основные теории
Идеология
§ 2.4. Единство и разнообразие культур
Культурные универсалии
Культурная интеграция
Этноцентризм
Культурный релятивизм
Субкультуры и контркультуры
Культурная эволюция
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
§ 3.1. Основы социализации
Значение социализации
Природа и воспитание
Социальная коммуникация
Определение ситуации
§ 3.2. Личность
Характеристики личности
Самость
Теория “зеркального Я”
Понятие “обобщенного другого”
Процесс “управления впечатлениями”
§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла
Жизненный цикл в разных культурах
Детство
Подростковый возраст
Ранняя зрелость, или молодость
Средний возраст, или зрелость
Пожилой возраст, или старость
Смерть
§ 3.4. Ресоциализация
Глава 4.
§ 4.2. Классификация социальных групп
Социальные связи
Первичные и вторичные группы
Внутренние и внешние группы
Референтные группы
§ 4.3. Групповая динамика
Размер групп
Лидерство
Социальное манкирование
Социальные дилеммы
Групповое мышление
Конформизм
§ 4.4. Социальные организации
Характерные черты организации
Формальные организации
Типы формальных организаций
Бюрократия
Веберовская концепция бюрократии
Недостатки бюрократии
Управление в организациях
Неформальные организации
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 5.1. Природа девиации
Социальные характеристики девиации
Социальный контроль
Социальные эффекты девиации
§ 5.2. Социологические теории девиации
Изучение девиантного поведения
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации
§ 5.3. Преступление и система правосудия
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 6.1. Модели социальной стратификации
Социальная дифференциация
Открытые и закрытые системы стратификации
Измерения стратификации
§ 6.2. Системы социальной стратификации
Рабство
Касты
Кланы
Классы
Гендерное неравенство и социальная стратификация
§ 6.3. Теории социального неравенства
Функционалистская теория стратификации
Конфликтологическая теория стратификации
§ 6.4. Классовая система современных обществ
Социальные классы
Стратификация современного российского общества
Идентификация социальных классов
Значение социальных классов
Средний класс
Бедность в России
Депривация
§ 6.5. Социальная мобильность
Формы социальной мобильности
Социальная мобильность в индустриальных обществах
Процессы достижения статуса
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация
Расы, этнические группы и меньшинства
Предубеждения и дискриминация
Политика доминирующей группы
Функционалистская и конфликтологическая теории
Национально-этнический состав России
§ 7.2. Гендерная стратификация
Женское меньшинство
Гендерные роли и культура
Гендерная самоидентификация
Гендерные роли в России и западных странах
Глава 8. СЕМЬЯ
§ 8.1. Структура семьи
Роль семьи
Типы семьи
Формы брака
Функционалистский подход к проблеме семьи
Конфликтологический подход к проблеме семьи
§ 8.2. Брак и семья в России и США
Выбор партнера для брака
Детность семьи
Статус родителей
Работающие матери
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
Динамика браков и разводов в России
Семьи с неродным отцом или матерью
Забота о пожилых
§ 8.3. Альтернативные жизненные стили
Причины разнообразия жизненных стилей
Холостяцкая жизнь
Незарегистрированные пары
Семьи с родителями-одиночками
§ 9.2. Образование
Обучение и образование
Функционалистский подход к образованию
Конфликтология об образовании
Образование в современной России
§ 9.3. Здравоохранение
Функционалистский подход к здравоохранению
Конфликтологический подход к здравоохранению
Система здравоохранения
Здоровье населения России
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
§ 10.1. Экологическая среда
Экосистема
Эффекты перенаселения
§ 10.2. Народонаселение
Рост населения в мире
Факторы, влияющие на изменение численности населения
Демографические процессы в России
Структура населения
Мальтус и Маркс
Теория демографического перехода
Демографическая политика
Демографический прогноз численности населения земного шара
§ 10.3. Городская среда
Зарождение и эволюция городов
Модели роста городов
Российские города
§ 11.2. Коллективное поведение
Разнообразие моделей коллективного поведения
Предпосылки коллективного поведения
Объяснения поведения толпы
§ 11.3. Социальные движения
Типы социальных движений
Социальная революция
Терроризм
Причины социальных движений
Социальные проблемы
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Изменения в мире
Многополярный мир
Место России в мировом сообществе
Словарь специальных терминов
Литература
МОСКВА
2003
Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология”
Рецензенты:
член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В.Дмитриев, доктор философских наук, профессор Н.С.Слепцов
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.
Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности.
В предлагаемом учебнике последовательно излагаются принципы, законы и закономерности возникновения и функционирования человеческих обществ, организованные в систему наукой, которую ее основатель О. Конт назвал социологией.
Учебный курс социологии ставит целью дать студентам достаточно полный компедиум знаний о специфике социологии и ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.
Расположение материала и данные социологических исследований, примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.
В этом учебнике главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов.
Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.
Многие ключевые темы – теория и практика социологических исследований, культура, социализация, группы и организации, девиация и социальный контроль, социальная стратификация, раса, пол, семья, религия, общество и социальные изменения – рассмотрены здесь более полно, чем в большинстве учебников по социологии.
В конце учебника приводится перечень ключевых терминов и определений. Наиболее важные социологические термины выделены шрифтом, их определения приводятся в учебнике по мере появления указанных терминов в тексте.
Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Настоящая книга опирается на материалы лучших зарубежных и отечественных учебников социологии – Э. Аспа, Э. Гидденса, А. Джонсона, Дж. У. Вандер Зандена, Р. Лэмма и Р. Шефера, А. Мендра, Н. Смелзера, Дж. Ритцера, Дж. М. Хинслина, а также многих научных статей.
Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Мы убеждены, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и именно поэтому мы написали эту книгу.
Авторы
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с. ISBN 5-7762-0041-5 (В пер.)
Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического знания. Содержание характеризуется современностью теоретических подходов и доступностью изложения сложнейших сюжетов динамично развивающейся науки, опорой на российский социокультурный контекст в области фактов и примеров, органичным включением теоретических достижений современной российской социологии в тематическое изложение курса.
В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста. В учебнике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен словарь специальных терминов и предусмотрены механизмы «свернутого» изложения и воспроизводства текста (смысловые таблицы).
Предназначен для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и тех, кто неформально интересуется проблемами социального устройства.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ПОЧЕМУ СОЦИОЛОГИЯ?
- ТЕМА 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
- НАУКА, КОТОРАЯ «НЕПРИЛИЧНО МОЛОДА»
- «ГНУСНЫЕ ЭМПИРИКИ, ПОШЛЫЕ СХОЛАСТЫ»
- ЗАОЧНЫЙ СПОР О «ЗАКОНАХ ПЕРСПЕКТИВЫ»
- ДВА УРОВНЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- В ОСНОВЕ СОЛИДАРНОСТЬ ИЛИ БОРЬБА?
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение 1. Материалы к коллоквиуму по русской социологии
- Приложение 2. Программа углубленного изучения истории социологии
- ТЕМА 2 ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
- КЛАССИКА, МОДЕРН И ПОСТМОДЕРН В НАУКЕ
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ПРЕДМЕТЕ» И «МЕТОДЕ»
- КРИЗИСЫ ПОЗНАНИЯ И СТРУКТУРА ЗНАНИЯ
- ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЦИОЛОГИЯ НАУКОЙ?
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. План дискуссии «Проблемы социологического познания»
- ТЕМА 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ
- ВОЗМОЖНОСТИ «СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
- СРЕДА ОБИТАНИЯ – СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
- ЗАГАДКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ
- ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВО»?
- ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
- СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
- ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. Практикум по составлению социоматрицы
- ТЕМА 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
- ОРГАНИЗАЦИЯ «ОТНОШЕНИЙ» И «ПОВЕДЕНИЯ»
- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
- СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
- ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСПОЗИЦИИ
- НЕРАВЕНСТВО КАК ИСТОЧНИК РАССЛОЕНИЯ
- НЕРАВЕНСТВО КАК СТАБИЛИЗАТОР СТРУКТУРЫ
- БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО»
- «КИПЯЩАЯ ВСЕЛЕННАЯ» СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
- ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ, ПРОСТРАНСТВЕ
- АЛГОРИТМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
- ЧТО ДАЕТ ЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. Социодрама «Неравный брак»
- ТЕМА 5 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- КРИЗИС СИСТЕМ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
- ЗАГАДКА «СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
- БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
- БЕЗОПАСНОСТЬ «ТРАНЗИТИВНОГО» ОБЩЕСТВА
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. Конференция «Управление в современном мире»
- ТЕМА 6 СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
- МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
- МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. Деловая игра «Пятница. Суббота. Воскресенье»
- ТЕМА 7 СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
- ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ
- ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОГРЕСС
- УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР
- Портреты социологов
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Приложение. Семинар «Культура как социальное явление»
- СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ