Про психологию. Учения и методики

Игры по теме психология убеждения. Коррекционная работа психолога в школе

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫСТУПЛЕНИЕ»

Вступительная часть. Ведущий предлагает участникам мысленно подготовиться к краткому выступлению на любую тему. Время выступления ограничивается одной‑двумя минутами. Задача выступающего заключается в том, чтобы убедить аудиторию в истинности высказанных соображений, увлечь слушающих темой своего выступления и затратить на все это не больше, но и не меньше отведенного времени. Часами пользоваться нельзя.

Процедура и ее обсуждение. Ведущий приглашает участника для выступления перед группой. Время выступления фиксируется только ведущим. Остальные члены группы ориентируются на свое внутреннее ощущение времени. Ведущий не прерывает выступающего до тех пор, пока тот сам не почувствует, что исчерпал свое время. После этого ведущий записывает на листочке бумаги три варианта показаний времени выступления. Это реальное время речи, личное ощущение выступавшего от того, сколько времени заняла его речь, а также субъективные впечатления об истекшем временном интервале слушавших членов группы. Среднее арифметическое общегрупповых впечатлений вычислять здесь ни к чему. В качестве третьего показателя лучше записать несколько, пусть даже очень отличающихся друг от друга субъективных впечатлений слушавших. Листочек с записанными таким образом временными показателями отдается выступавшему после того, как будет завершено обсуждение его речи и он получит от группы еще одну информацию о себе. Каждый участник из тех, кто слушал речь, на маленьком листочке бумаги проставляет две оценки, которые он дает выступлению. Первая оценка – «за убедительность». Вторая – «за увлекательность». Оценки даются по десятибалльной шкале. Листочки не подписываются. Неплохо, чтобы выступивший перед получением обратной связи от группы сам оценил свое выступление по тем же критериям. Это ему позволит сравнить данные самооценки с данными групповой формализованной обратной связи.

Как правило, большинство участников данной процедуры с удивлением обнаруживают, что оценки, данные группой, выше самооценок. На этом можно попробовать сосредоточить групповое обсуждение.

Некоторые участники объясняют получившееся соотношение оценок тем, что группа отнеслась к ним более чем снисходительно, или, попросту говоря, завысила свои оценки. Ведущий может поинтересоваться, что стало причиной такого поведения группы с точки зрения отдельных ее членов. Выдвигаемые объяснительные версии неизбежно оказываются весьма различными, даже противоречащими друг другу. От ведущего при этом требуется лишь, чтобы он «озвучил» все версии и даже, быть может, предложил несколько своих вариантов объяснения, подчеркнув уязвимые и сильные стороны каждой из версий. Например, если предположить, что группа решила польстить выступающему, то возникает вопрос, зачем это надо. Ведь здесь люди собрались для серьезной работы над личными средствами убеждающего воздействия, а не для светского общения. Можно персонально обратиться к каждому участнику и спросить его, чем он руководствовался при оценке речи выступавшего.

Все выступившие суммируют баллы отдельно по «увлекательности», по «убедительности», а затем вывешивают на модерационную доску результаты своих оценок. Так можно определить самого убедительного и увлекательного оратора группы, выступление которого может быть повторено и отдельно проанализировано.

Вместо формализованных анонимных оценок можно использовать открытую неформальную обратную связь. В этом случае ведущий после каждой речи очередного оратора предлагает желающим высказаться по поводу выступления. Любопытные и значимые для участников эффекты могут возникать, если все высказывания по поводу каждой прозвучавшей речи будут касаться лишь ее достоинств. Участники обсуждения (и об этом им может периодически напоминать ведущий) как бы отвечают на вопрос, чем им понравилась только что произнесенная речь. Непроизвольное и постоянное сползание дискуссии к критике становится предметом самостоятельного осмысления в группе. Важным здесь будет обнаруженное некоторыми участниками состояние растерянности и неловкости, испытываемое ими, когда перечисляют достоинства их речи. Действительно, многие люди чаще сомневаются в искренности того, кто их хвалит, чем того, кто их ругает. Наверное, это как‑то связано с самоотношением.

Листочки с записанными тремя показателями времени выступления раздаются участникам после окончания всех дискуссий по поводу переживаний положительной обратной связи.

Интерпретации полученных данных могут быть предложены как самими участниками, так и ведущим. Вот наиболее простая: если субъективное ощущение времени у выступавшего оказывается больше реального, значит, в волнующей жизненной ситуации этот человек ощущает «секунды как вечность», его внутренние часы замедляются, он как бы вязнет в собственных переживаниях. Если обнаруживается обратное соотношение субъективного и реального времени, то, по‑видимому, у такого человека волнующая ситуация инициирует высокую моторную активность, деятельностную энергию, благодаря которой и «день за час» может пролететь. Первая крайность иллюстрирует тенденцию застревать, цепенеть, испытывать «паралич от волнения». В противоположном случае человек, волнуясь, мельтешит и суетится. Предлагая подобные интерпретации, не следует, конечно, жестко настаивать на них. Если для кого‑то из членов группы такие объяснения будут выглядеть сомнительными, можно предложить им поискать другие, ограничившись, например, репликой, что важен сам факт, выявленный в ходе процедуры. Теперь есть о чем размышлять. Один вариант размышления был предложен. Анализ соотношений реального времени с субъективными временными ощущениями, сообщенными группой слушавших, также довольно очевиден. Если групповое ощущение времени больше реального, значит, время для слушателей тянулось медленно, и речь, наверное, слушать было тяжело. Обратное сочетание для выступавшего является, конечно же, более желаемым.

Упражнение «Индеец Джо»

Цели:

Развитие навыков аргументации;

Стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершен­ствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности. «Индеец Джо купил лошадь за $6, на следующий день продал ее за $7. Занял один доллар у соседа и купил лошадь за $8, после чего продал ее за $9. Вопрос: каков доход индейца Джо?»

Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении 3 минут ведущий предлагает участ­никам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах. Например: «Мой от­вет - один доллар, и я уверен в этом на сто процентов»; «Мой ответ - три доллара, но я уверен в этом только на пятьдесят процентов».

Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверен­ных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Например, «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял шесть долларов?» За­дача доказывающего не просто изложить ход своих рас­суждений, а на каждом шаге достичь понимания и согла­сия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказатель­ства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Со­гласны ли вы с тем, что...» Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколь­ко назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Согласны ли вы с тем, что индеец Джо вложил шесть долларов, а в конечном итоге получил девять долларов?

Нет, не согласен. Один доллар ему пришлось отдать, потому что он его занимал. И вообще я не понимаю...

Простите, что я не совсем удачно сформулировал воп­рос. Согласны ли вы рассмотреть каждую отдельную опе­рацию индейца Джо?

Согласен.

Согласны ли вы с тем, что в первой операции он истратил шесть долларов?

Согласен.

Согласны ли вы...? (и т. п.)

В процессе доказательства у некоторых участников могут изменяться ответы. Эти изменения фиксируются ведущим. Как правило, сразу ни одному из участников не удается доказать свою точку зрения всем членам группы. Часто остаются несогласные с чужим ответом, даже если в процессе доказательства у них не было возражений.

Это упражнение очень хорошо демонстрирует все плю­сы и минусы данного метода аргументации: те участники, у кого не было своего решения, испытывают облегчение, получив его, те же, у кого было подготовлено собственное решение, остаются неудовлетворенными, так как они так и не поняли, в чем ошибка их решения.


Упражнение «Двойная аргументация»

Цели:

Отработка метода двусторонней аргументации;

Освоение активного стиля общения и развитие в груп­пе отношений партнерства.

Метод двусторонней аргументации предполагает ука­зание как преимуществ, так и слабых сторон предлагае­мого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллекту­ального собеседника.

Ведущий предлагает всем участникам по очереди ме­тодом двусторонней аргументации обосновать правиль­ность или неправильность выдвигаемого ими положения.

Например, убедите, пожалуйста, своего партнера в том, что студенты сами могут выбирать себе предметы, которые они собираются изучать, не считаясь с учебным планом, а преподаватели могут сами выбирать себе сту­дентов, не считаясь с их пожеланиями.

Вариант для самостоятельной работы

Попробуйте поработать методом расчленения с соб­ственными аргументами в пользу того или иного реше­ния. Например, убедите себя, что профессиональная де­формация психолога - это его личностный рост.

Кроме названных и отработанных методов ведущий дает описание и других методов аргументации, которые в групповых занятиях не отрабатываются, но могут дать материал для самостоятельной работы.

Упражнение «Попробуй, убеди!»

Цель:

Отработка всех полученных навыков аргументации в

Участники садятся друг против друга в два круга - внутренний и внешний. Ведущий предлагает различные ситуации, в которых сидящие во внутреннем кругу долж­ны убеждать тех, кто сидит в наружном. Ситуаций задает­ся, как правило, три.

Например, необходимо убедить коллегу отказаться от участия в тренинге, которого он давно ждет; убедить дирек­тора школы в необходимости создания комнаты психологи­ческой разгрузки для учителей; убедить коллегу по курсу от­казаться от валютной стипендии в пользу товарища по кур­су. Чем труднее предлагаемые задания, тем жестче тренинг.

Убеждаемые должны фиксировать, какие методы аргу­ментации были использованы и насколько удачно.

Во время обсуждения результатов участники отмеча­ют сильные и слабые стороны каждого из методов, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства их исполь­зования, а также вспоминают, какими другими механиз­мами воздействия они пользовались для более эффектив­ного убеждения партнера в своей правоте.


Как стать психологически сильным и уверенным человеком? Жизнь состоит из борьбы, и от нее не уйти. Нельзя вечно прятаться и убегать, надеясь, что кто-то решит все проблемы за нас. Приведенные ниже техники позволят Вам развить уверенность в себе и стать психологически устойчивее.

Развитие психологической силы

Безусловно, есть люди, которые с ранних лет проявляют исключительную смелость и решительность, быстро реагируют на смену обстановки и умело справляются со своими страхами, но, к сожалению, таких счастливчиков чрезвычайно мало.

Большинство людей постоянно сталкиваются с собственной застенчивостью, сомнениями, неуверенностью, боятся рисковать, что-то менять, дать сдачи хулиганам или оспорить несправедливость начальника.

Замечательный факт в том, что боятся все. Нет таких, кто никогда бы не боялся. Когда боксер-чемпион выходит на ринг, в его крови зашкаливает количество адреналина - гормона страха, даже если против него новичок, вчера надевший перчатки. После поединка у обоих боксеров адреналин замещается гормоном ярости - норадреналином. Организм перестал бояться, он настроен только на продолжение действия.

6 упражнений для развития психологической силы


Очевидно, что страх никогда не уйдет. Он всегда будет внутри, отговаривая нас делать то, что нужно. Но с ним можно и нужно бороться, и в этом помогают различные способы тренировки психологической устойчивости:

Техника «Клетка»

Если вы чувствуете скованность, неуверенность, находясь в группе людей, например, в очереди в поликлинике или в метро, встречаясь взглядом с незнакомцами - представьте, что вы смотрите на зверя, запертого в клетке. Не они наблюдают за каждым вашим движением - это вы пришли в зоопарк! Представьте, как вы непринужденно и легко любуетесь медведицей - что вам грозит, когда она в клетке? Повторяйте технику при любом возможном случае - это не только рассеивает неуверенность от чужого внимания, но и помогает раскрепощаться и становиться устойчивее к внешним раздражителям.

Техника «Гвардейский отряд»

Представьте, что за вашими плечами - лучшие бойцы вашей гвардии, готовые отдать за вас жизнь. Вы когда-нибудь восхищались чьей-нибудь храбростью? Представьте, что он рядом! Разве вы сможете спасовать, когда ваши спину прикрывают те, кто глядит страху в лицо? Эффект плацебо здесь действует безотказно, просто опробуйте этот способ на улице, представляя, как вы идете во главе храбрецов, и со временем станете решительнее.

Техника «Царская осанка»

Важную роль в нашем психологическом состоянии играет наша поза. Попробуйте встать перед зеркалом, сделать грустное лицо, опустить голову и тихо сказать: «Я здесь король, я контролирую ситуацию!». Верится? Вряд ли. Король горд и уверен в себе, его плечи расправлены, грудь колесом, спина прямая, походка размеренная. Взор короля спокоен, расчетлив, величав. Король не косится в сторону - он поворачивается всем телом туда, куда направляет взгляд. Особенное внимание уделите осанке - и результат не заставит себя ждать.

Техника «Животный взгляд»

У вас всегда есть великолепное оружие - ваши глаза. В животном мире прямой взгляд - признак силы и агрессии, слабая особь не может себе такого позволить. Попробуйте, глядя на противника, представить, как вы его ненавидите, вложите во взгляд всю вашу злость, разозлитесь и посмотрите на него взором разъяренного зверя, готового растерзать! Попробуйте, глядя на того, кто вам симпатичен, вложить во взляд всю вашу любовь, все теплые чувства, всю доброту - и человек это почувствует. Возможно, это звучит слегка странно, но все техники, приведенные здесь, опробованы много раз и принесли шикарные результаты.

Техника «Первый шаг»

Видите красавицу, но боитесь подойти и познакомиться? Просто сделайте один шаг в ее сторону, начните движение, и не останавливайтесь! Есть замечательная поговорка: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим!». Начало, первый импульс, рывок - то, что отличает храбреца от труса.

Взрывные фразы

У вас есть любимый персонаж фильма или книги, проявивший смелость? Используйте его фразы, чтобы вспомнить момент храбрости, вызвать то самое чувство решительности, которые вы испытывали при просмотре/чтении.

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде. А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж. Ведь общение - это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение , имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель : тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников : любое.

Время : 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель : потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как « восточный рынок » ? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: - Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: - Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

- Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель : тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время : 20–25 мин.

Количество участников : любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение :

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель : развитие навыков уверенного общения

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию - кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой - какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»


Цель
: обучить участников приемам активного слушания.

Время : 35–40 мин.

Количество участников : любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах - «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение :

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

  • Упражнение «Презентация директора топ-составу»


Универсальное и результативное упражнение
, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом , создающим соревновательный момент.

  • Упражнение «Повышение - Увольнение»

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации . В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение «Приходите в следующий раз»


Мощное упражнение
, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Убеди другого!

    Глубокое упражнение для тренингов продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар. Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка , и упражнение-вызов , которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально , его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

перейти к оглавлению

Проблема убеждающего воздействия настолько актуальна, настолько жизненна, что, на мой взгляд, допускает огромное количество вариан­тов ее осмысления.

Убедить в чем-то – значит расширить области сходства убедившего с убежденным. Это сходство может быть в сфере значений, представлений, наме­рений, отношений к какому-то событию или челове­ку, целей и ценностей, а также способов движения к целям, то есть способов действия. Если посмотреть на всех людей как на возможные объекты убеждаю­щего воздействия, то они для убеждающего их субъекта могут разделиться на три группы. Я, субъект, могу взяться за убеждение в чем-то како­го-то единственного другого. Я могу попробовать убе­дить в чем-то целую группу людей. Наконец, я могу захотеть убедить в чем-то самого себя. В этом слу­чае говорят: "Я хочу убедиться".

Подозреваю, что трудно придумать доказательный ответ на вопрос, что легче: убедить в чем-то одного-единственного человека, группу или себя?

Не менее трудно изобрести набор приемов убеж­дающего воздействия для общего пользования, хотя этому посвящено немало разных книжек.

Возможности тренинга позволяют каждому его уча­стнику самостоятельно поискать индивидуальные, только для него приемлемые способы и методы убеж­дающего воздействия, учитывающие неповторимость методики моделирования и анализа ситуаций и уникальность ищущего. Сделать поиск более интен­сивным помогут игры, упражнения и процедуры тре­нинга, собранные в этой части книги.

Сюжетно-ролевые игры

перейти к оглавлению

Игра "МАФИЯ"

Предлагаемая игра очень популярна сре­ди самых разных людей. В нее играют не только школьники и студенты. В 1990 году на семинаре-тре­нинге руководителей колхозов и совхозов Ставрополь­ского края из-за "Мафии" была сорвана половина за­планированной работы. Описание игры

1. Подготовка. Ведущий раздает играющим карты, предлагая не показывать их друг другу. Перед каж­дым участником на столе или на полу помещается горящая свечка.

2. Распределение ролей. Объявляется, что те, у кого на руках оказался туз, король, валет пиковые, являются мафиози. Те, кто получил бубновые карты того же достоинства, становятся представителями органов правопорядка. Например, бубновый туз соот­ветствует должности прокурора города, бубновый ко­роль – начальнику полиции, а валет – сыщику.

Такое ролевое разделение совсем необязательно, поскольку не предполагает разнотипных действий участников. Вместе с тем подобные подробности спо­собствуют дополнительной театрализации обстанов­ки, игровой вовлеченности участников.

3. Введение в игру. Ведущий сообщает, что группа теперь становится жителями простого мирного горо­да, где действует мафия. Она среди нас. Попытаем­ся, говорит ведущий, выявить ее сейчас же своими силами. Горожане могут своей властью, в открытом обсуждении высказывать подозрения по отношению к тем жителям города, которые почему-либо вызы­вают сомнения, невольные, пусть даже трудно объяс­нимые догадки об их принадлежности к мафии. Подо­зреваемые должны держаться до последнего вне за­висимости от того, какая карта им выпала. Задача подозреваемых – убедить остальных в том, что подо­зрения их напрасны. Ответив на уточняющие вопросы участников, ведущий предлагает начать. Чаще всего на этом предварительном туре группа ни до чего не договаривается. Ведущий, примерно через 1-3 мину­ты объявляет, что наступает "ночь".

4. "Ночь мафии". Все горожане, вещает ведущий, засыпают и закрывают глаза. Проследив за тем, что глаза у всех закрыты, ведущий объявляет о том, что мафия выходит на дорогу. Мафиози могут открыть глаза и, стремясь не выдать себя посторонними зву­ками, одними переглядками договариваются о том, кто из горожан сейчас падет жертвой мафии. Веду­щий гасит свечку этого участника. Теперь ведущий должен не забыть о том, что мафия обязана "зас­нуть", т. е. закрыть глаза, а потом уже объявить "на­чало нового дня".

5. "День". Ведущий продолжает комментировать происходящее. Горожане, говорит он, просыпаются и видят, что жертвой мафии пал житель Ч. Житель Ч. предъявляет всем свою карту. В зависимости от его карты ведущий комментирует развитие игры. Если "жертвой пал" обладатель одной из трех бубновых карт, обозначающих силы правопорядка, значит, ма­фия начала побеждать. Горожане вынуждены бороться за себя. Повторяется групповая дискуссия вокруг вза­имных подозрений, описанных в п. 3. Если относитель­ное большинство горожан настаивает на "аресте" од­ного из подозреваемых, а подозреваемому так и не удается переубедить упорствующих, ведущий дает подозреваемому право на последнее слово. Все за­молкают и слушают. Цель последнего слова – исполь­зовать оставшийся шанс переубедить упорствующих в своих подозрениях горожан. Если это не удается, подозреваемый выводится из игры. Его свеча гасится. Подозреваемый раскрывает свои карты. Ведущий мо­жет несколько усиливать эмоциональную сторону со­бытия. Полусерьезно-полуиронично он может сокру­шаться о несправедливости и слепоте общества, по­каравшего невинного, или даже работника правопорядка (если у "пострадавшего" оказалась со­ответствующая карта).

6. Краткое обсуждение впечатлений. На этом эта­пе полезно обратиться к нескольким членам группы, особенно эмоционально участвовавшим в предыдущем туре, с просьбой сообщить об их впечатлениях от про­исходящего, о том, "как им сейчас"... Можно поинте­ресоваться тем, что явилось причиной, вызвавшей догадки группы именно по отношению к подозревае­мому. Нередко обсуждение этого вызывает острый интерес группы. Спонтанная вспышка такого обсуж­дения является, на мой взгляд, наиболее ценным в данной игре. Кроме того, можно попробовать обсу­дить причины неубедительного поведения подозрева­емого с его собственной точки зрения.

Не следует увлекаться обсуждением. Лучше его прервать, чем завершить.

7. "Ночь полиции". Здесь сюжет игры развивается так же, как и в п. 4, с той лишь разницей, что "поли­ция" пытается, руководствуясь своими впечатления­ми, догадками и подозрениями, погасить свечу одно­го из "мафиози".

8. Возврат в п. 3. Игра ведется до тех пор, пока не погаснут все свечи "мафии" либо "полиции". Кроме того, игру можно прервать, что оказывается более предпочтительным, поскольку тогда эмоциональная вовлеченность в игровое существование затухает мед­леннее.

9. Возможно итоговое обсуждение того, что позво­ляло наиболее удачливым игрокам добиваться успе­ха. При этом во время игры ведущему полезно внима­тельно наблюдать за состоянием группы в целом и за отдельными игроками. Нередки случаи острого пере­живания, обиды, проявления агрессии, стихийного группового террора по отношению к кому-либо из участников. Ведущий волен принимать решения либо пускать такие процессы на самотек, либо смягчить их. Оба варианта имеют сильные и уязвимые стороны. Обострение ситуации – это возможность для участ­ников глубже, серьезнее, почти по-настоящему пере­жить такую ситуацию. Возможность испытать пережи­вание, его осмыслить, отнестись к нему в условиях лабораторной группы нередко является жизненным опытом, поистине незаменимым в подобных же ситу­ациях реальной жизни. В то же время переживания, пусть и игровые, оказываются переносимыми не для всех участников. Поэтому, если ведущий не уверен в обоснованности своих прогнозов развития игры, полез­нее будет начать рефлексию происходящего процес­са, интересуясь впечатлениями, переживаниями уча­стников по поводу происходящего.

Игра "Контрабанда"

Предлагаемая игра построена в том же ключе, что и предыдущая. Здесь игрок вновь убеж­дает некую группу не доверяющих ему людей в том, что он заслуживает их доверия.

Вводная часть. Ведущий предлагает рискнуть по­участвовать в предстоящей процедуре нескольким желающим. На вопросы о том, что, собственно, пред­стоит, ведущий конкретно не отвечает, ограничиваясь репликами о появившейся возможности рискнуть. А поскольку риск связан с неизвестностью предстоя­щего, с нехваткой информации, то люди получат пол­ные инструкции лишь решившись взять на себя роль активных участников процедуры. Через некоторое время несколько желающих, раззадоренные репли­ками ведущего вроде "кто не рискует – не выигра­ет, а кто желает выигрывать – тренируется риско­вать", все же соблазняются на игру. Описание процедуры

1. Освоение правил. Ведущий сообщает, что вы­звавшиеся участники будут изображать туристов, стремящихся провести через таможню контрабанду. Контрабанда – это конкретный небольшой предмет, спрятанный в одежде одного из "туристов". Какой это предмет, кто из "туристов" спрячет его на себе, ре­шат они сами за дверью. Когда они возвратятся и ся­дут перед всей группой на стулья, остальные участ­ники игры должны будут угадать того "туриста", кто везет контрабанду. Для облегчения угадывания мож­но задавать "туристам" любые вопросы, обвинять их, совестить, стыдить, разоблачать, упрашивать дать честные показания и т. д. "Туристы" вольны отвечать на атаки спрашивающих так, как им заблагорассудится.

2. Собственно игра. "Туристы", договаривающиеся за дверью, получают от ведущего некоторую помощь и подсказки. Так, ведущий предлагает "туристам" взять на себя роли, отвлекающие внимание группы. Один из "туристов", например, может стремиться выглядеть взволнованным, говорливым, возбужден­ным, оправдывающимся. Другой – защищать и оправ­дывать кого-то из "соучастников", когда подозрение падает на этого "соучастника", и т. д. Задача настоя­щего обладателя контрабанды – ничем не привле­кать к себе внимание, быть персоной неинтересной ни с какой стороны. Общая задача каждого "турис­та" – убедить группу в том, что подозрения по от­ношению к нему – беспочвенны.

Вторая догадка касается содержания вопросов, за­даваемых в игре "туристам". Легко обнаружить, если обратить на это внимание, например, при просмотре видеозаписи игрового процесса, что большее разоб­лачающее воздействие оказывают не обвинения типа "я знаю, что ты скрываешь", "я знаю, что ты дума­ешь", "я знаю, что ты знаешь". Защиты подозревае­мого против окружающих начинают заметно раска­чиваться от простых и на первый взгляд "невинных" реплик, просто обращающих внимание на легко за­метные телесные проявления подозреваемого чело­века. Например, можно сообщить ему, что когда он настаивает на отсутствии у него контрабанды, он все время теребит свои пальцы, или ерзает на стуле, либо он принимает напряженную позу, неестественно си­дит, его глаза бегают по лицам сидящих и проч. Если реплики подобного типа даются без излишнего обви­няющего напора, то в ответ подозреваемый начинает испытывать некоторую неловкость и, как правило, меняет позу. Некоторые не выдерживают и, если об­ладают "контрабандой", пробалтываются.

Третье соображение касается приемов убеждаю­щего поведения в обстановке подозрительности, по­добной той, что создается в данной игре. Наиболее убедительными кажутся те люди, которые твердят свое с упорством и однообразием "испорченной плас­тинки". Если повторение одного и того же утверж­дения не сопровождается постепенным нарастанием эмоций, звучащих в интонациях, то такой человек воспринимается как говорящий правду.

4. Нередко бывает полезным повторить игру. Во втором туре участники обмениваются ролями и пы­таются использовать на практике те выводы, к кото­рым они пришли после первого тура.

Игра "Козлятушки-ребятушки"

Данная игра построена по той же схеме, что и две предыдущие. Однако здесь используется несколько иной игровой сюжет. В играх, описанных выше, сюжет основывается на современных криминаль­ных темах, ассоциациях с теле- и киноширпотребом. Это, в некотором роде, способствовало созданию обста­новки несерьезности происходящего. Мафия и контра­банда, если воспринимать их так, как они выглядят в средствах массового информационного убеждающего воздействия, оказываются даже привлекательными.

Нехитрый эксперимент в одной из московских школ (Марасанов, 1990) показал реальное отношение к совре­менным понятиям, отражающим антисоциальную на­правленность личности. В двух школьных классах ис­следователи одновременно провели анонимный опрос старшеклассников на тему о криминальных и близких к криминальным видах деятельности. В одном классе предлагалось ответить, являются ли привлекательными деятельность рэкетира, контрабандиста, бизнесмена, путаны. В параллельном классе те же вопросы были заданы другими, менее современными, несущими явно оценочную нагрузку словами: "Являются ли привле­кательными деятельность бандита-уголовника, мошен­ника-спекулянта, проститутки?" Обнаружилось, что бизнесменами, рэкетирами и путанами хотят быть зна­чительно больше юношей и девушек, чем бандитами-уголовниками, спекулянтами-мошенниками и прости­тутками...

Основываясь на сказочном сюжете, интрига в пред­лагаемой игре, как мне кажется, оживляет детские эмоциональные отношения участников к "плохому" и "хорошему" как к недвусмысленным и безусловным понятиям. Именно здесь, на мой взгляд, кроется при­чина удивительной эмоциональной включенности уча­стников, которую нам приходилось наблюдать не толь­ко в юношеских группах, но и в группах взрослых людей, занимающих руководящие посты.

Вводная часть. Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-ко­зел, дедушка, тетя или иной родственник несчаст­ных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность, и, в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом, понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого он себя вы­дает, или это "волк в овечьей шкуре". Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов име­ют скрытые задания не забывать о том, что они вол­ки, тигры, лисы и прочие опасные для козлят персо­нажи. Однако эти задания претендентам надо от "коз­лят" скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить "козлятушек" довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя.

Исполнители ролей "козлятушек" также совеща­ются между собой, стремясь выработать способ при­нятия решений в предстоящей игре. Во время этого обсуждения у "козлятушек" нередко появляются раз­личные планы "выведения на чистую воду" конкрет­ных претендентов.

Собственно игра. "Козлятушки" располагаются по­лукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех пре­тендентов время, например, 1–2 минуты. Можно пе­ред началом очередной попытки спрашивать претен­дента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на "козлятушек".

Претендент может говорить и делать все, что угод­но. Козлята также могут разговаривать с ним и меж­ду собой на любые темы. Придерживаться сказочно­го сюжета и ссылаться лишь на "принесенное моло­ко" совсем не обязательно. Можно использовать любые житейские коллизии, актуальные для участ­ников данной конкретной группы. По истечении за­данного времени "козлятушки" решают, пускать пре­тендента в дом или нет. В любом случае, претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания все­го игрового тура, т. е. до того момента, пока послед­ний из претендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью ока­зывается более эмоционально насыщенной. Для под­ростков – наоборот. С детьми проводить эту игру, наверное, не следует, поскольку обида от несправед­ливого недоверия оказывается непосильной для реф­лексивных возможностей ребенка.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.

Обсуждение итогов игры. Ведущий предлагает пер­выми высказываться претендентам. Претенденты рас­крывают свои роли. Своими впечатлениями и пере­живаниями ситуации делятся сначала те из них, кто получил отказ. Как правило, среди вызвавших недо­верие оказываются и "волки", и "козы". Важно по­пробовать определить, что в их поведении было об­щего. Затем обсуждаются действия тех претендентов, кто добился успеха. "Козлятушки" обязательно дол­жны поведать, что влияло на их решение в большей и в меньшей степени.

Многократное проведение этой игры позволило мне обнаружить нечто общее в возникающих конкретных игровых сюжетах. Так, женские команды "козляту-шек" чаще отказывают первым и последним претен­дентам. "Козлятушки"-мужчины – наоборот. Претен­денты чаще всего добиваются успеха, если они в ка­честве объекта убеждающего воздействия выбирают не всю в целом группу "козлятушек", а обращаются к каждому из них конкретно, особое внимание уде­ляя тем "козляткам", кто настроен к претенденту положительно. Как выяснилось, скрупулезное следо­вание сказочному сюжету не способствует успеху убеждающего воздействия. Кроме того, полезно об­ратить внимание участников, игравших роли "вол­ков-разбойников" и "коз-родителей", на то, какие позиции они занимали в ситуации получаемого ими отказа со стороны "козлят". Некоторые, быть может, начинали заискивать, становясь в позицию "снизу". Другие, наоборот, сбивались на раздражение, воз­мущение, даже гнев. Они властно требовали открыть им дверь, занимая родительскую позицию "сверху". Легко заметить, что чаще добивались успеха те, кто сумел, общаясь с "козлятушками", оставаться в по­зиции "на равных".


Похожая информация.