Про психологию. Учения и методики

Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"

Антиуто́пия или дисто́пия (англ. dystopia, словослияние от dysfunction - «дисфункция», и utopia) - жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее - и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia - синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия - это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия - это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин «антиутопия» распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.

Отличия антиутопии от утопии

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако, если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило - в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»: «…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».



Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, также как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним согласился крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.

Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина роман “Мы” сыграл важную роль. Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман Замятина. Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.



Под названием романа “Мы” автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман “Мы” написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.

Основная проблема - поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития. Мир, задуманный автором, казалось, дол жен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек - винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира - абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели несильного счастья. Второй проблемой романа “Мы” является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель - это Бог, сошедший на землю. Благодетель - единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”.

Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя “Интеграла”. С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город”.

В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Роман “Мы” мне показался интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие его.

Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире. “Мы” - роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа села Амзя городского округа Нефтекамск

Урок литературы в 11 классе

По теме

«Развитие жанра антиутопии в романе

Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности

В тоталитарном государстве»

Подготовила учитель

Русского языка и литературы

Файзуллина Гульназ Мухаметзяновна

2011- 2012 учебный год

Цели

  1. Определение жанра утопии и антиутопии
  2. Показать мастерство Е. И. Замятина, гуманистическую направленность произведения, утверждение человеческих ценностей.
  3. Развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование: слайды, распечатанные тексты-отрывки из романа.

Эпиграфы к уроку:

(Слайд 1)

Ход урока

  1. Знакомство с целью урока.

Вы дома прочитали роман Е. И. Замятина «Мы». На прошлом уроке мы ознакомились с историей создания, публикации произведения. Сегодня мы проанализируем его.. Постараемся ответить на вопросы, которые, наверно, возникли.

  1. Проверка домашнего задания. 2 группы учеников подготовили сообщения по темам «утопия» и «антиутопия» (Слайд 2)

С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре утопии (основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам - и вот вам земной рай, который совершеннее небесного.

Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

Как вы думаете, к какому жанру относится роман Е. Замятина: к утопии или антиутопии?

Выслушиваются все ответы.

  1. Анализ романа. Судьба личности в тоталитарном государстве.

1 . Анализ заглавия романа.

Роман называется «Мы». Как вы думаете, почему он так назван? Какой смысл вкладывал автор в это заглавие?

Ученики дают ответы. Примерные ответы: «мы» - это государство, это масса; индивидуальное теряет смысл, все одинаковые, в одинаковых одеждах, одинаково мыслят, всё подчинено строгому графику, который нельзя нарушать.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я».

2. Анализ композиции, сюжета. Как построен роман? Какова его композиция?

Это дневниковые записи. Рассказ в рассказе .

Почему именно такой способ повествования выбрал автор? Для чего он служит?

Для передачи внутреннего мира героя.

Давайте рассмотрим структуру Единого Государства. Какие институты оно включает. Как контролирует жизнь граждан. Контролю подлежит всё. Вплоть до таких интимных сфер жизни, как близость мужчины и женщины и рождение детей.

Сейчас я попрошу вас составить таблицы. Первая группа напишет понятия, из которых состоит «мы», вторая – «я»

Примерные таблицы

Мы

Власть Единого Государства

Бюро Хранителей

Часовая Скрижаль

Зелёная Стена

Государственная газета

Институт Государственных Поэтов и Писателей

Единая Государственная Наука

Стабильность

Разум

Математически безошибочное счастье

Музыкальный завод

Идеальная несвобода

Детоводство

Нефтяная пища

Равенство

Состояние свободы

Любовь

Эмоции

Фантазии

Творчество

Искусство

Красота

Религия

Душа, духовность

Семья, родители, дети

Привязанности

Неорганизованная музыка

«Хлеб»

Оригинальность

(Слайд 3)

Надо отметить, что в Едином Государстве живут нумера, у героев нет имён. Главный герой – Д-503

Противоборство между «мы» и «я» составляет сюжет романа. Очень трудно превратить личность в винтик государственной машины, отнять его уникальность, отнять у человека желание быть свободным, любить, даже если любовь приносит страдания. И такая борьба идёт внутри героя на протяжении всего романа. Форма дневниковых записей помогает заглянуть во внутренний мир. «Я» и «мы» уживаются в нём одновременно. В начале романа герой ощущает себя лишь частью «мы» «…именно так: мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей». Но Замятину удалось передать трудный психологический процесс, происходящий внутри Д-503.

  1. Психологизм в романе.

Группа ребят должна была написать психологическую характеристику героя, используя цитаты. Посмотрим, что у них получилось.

«Я, Д-503, строитель Интеграла,– я только один из математиков Единого Государства.

Я победил старого Бога и старую жизнь.

На меня эта женщина действовала так же неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член.

Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико… - человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза.

Я почувствовал страх, почувствовал себя пойманным.

Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понёсся вниз…

Я стал стеклянным. Я увидел – в себе, внутри.

Было два меня. Один я – прежний, Д-503, а другой… Раньше он только

высовывал свои лохматые лапы из скорлупы. А теперь вылезал весь… И этот

другой - вдруг выпрыгнул…

Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки.

Мы шли двое –одно. Весь мир – единая необъятная женщина, и мы – в самом её чреве, мы ещё не родились, мы радостно зреем…всё – для меня.

Созрело. И неизбежно, как железо и магнит, со сладкой покорностью точному непреложному закону – я влился в неё… я – вселенная. …Как я полон!

Ведь я теперь живу не в нашем разумном мире, а в древнем, бредовом.

Да, и туман…всё люблю, и всё – упругое, новое, удивительное.

Я знаю, что это у меня есть – что я болен. И знаю ещё – не хочется выздороветь.

Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово… Почему ни у кого нет, а у меня…

Я хочу, чтобы она каждую минуту, всякую минуту, всегда была со мной – только со мной.

…праздник – только с нею, только тогда, если она будет рядом, плечом к плечу.

А я поднял на руки I. Крепко прижал её к себе и понёс. Сердце во мне билось – огромное, и с каждым ударом выхлёстывало такую буйную, горячую, такую радостную волну. И пусть там что-то разлетелось вдребезги – всё равно! Только бы так вот нести её, нести, нести…

…кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» - разве я – знаю.

Я – растворился, я бесконечно малое, я – точка…

Был страшный сон, и он кончился. А я, малодушный, я, неверующий, - я думал уже о своевольной смерти.

Мне было ясно: все спасены, но мне спасения нет, я не хочу спасения…

«В тебе, наверно, есть капля лесной крови… Может быть, я тебя оттого и…»

Никто не слышит, как я кричу: спасите же меня от этого – спасите! Если бы у

меня была мать – как у древних: моя – вот именно мать. И чтобы для неё – я не

Строитель «Интеграла», и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок – кусок её же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный… И пусть я прибиваю или меня прибивают – может быть, это одинаково, - чтобы её старушечьи, заросшие морщинами губы - -

Мне кажется – я всегда её ненавидел, с самого начала. Я боролся… А впрочем – нет, нет, не верьте мне: я мог и не хотел спастись, я хотел погибнуть, это было мне дороже всего…то есть не погибнуть, а чтобы она…

…а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там – дальше?

Неужели я когда-нибудь чувствовал – или воображал, что чувствую это? Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто.

На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа).

… за одним столом с Ним, с Благодетелем, - я сидел в знаменитой Газовой комнате. Привели ту женщину. В моём присутствии она должна была дать показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво.

Она смотрела на меня,… смотрела, пока глаза совсем не закрылись.

И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить.»

Какое чувство оказывается сильнее «мы»? Любовь. Именно любовь помогает герою найти себя. К каким ещё духовным ценностям приближается герой? К религии, он хочет, чтобы у него была мать.

«Мы» побеждает. Но мы не испытываем чувство облегчения, радости. А какие чувства возникли у вас при прочтении романа. Представьте себя жителями Единого Государства.

Что вас прежде всего не устраивало бы в таком мире?

Ответы могут быть разными.

Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало. Почему же этого не произошло?

В отличие от героев романа Хаксли «О дивный новый мир», запрограммированных на генетическом уровне, замятинские нумера все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имея дело с живыми людьми Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Залог стабильности граждан «воспламеняться» верой и любовью к государству. Счастье нумеров уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным.

Не убитая до конца личность пытается вырваться из установленных рамок и, может быть, найдет себе место в просторах Вселенной. Но сосед главного героя стремится доказать, что Вселенная конечна. Единая Государственная Наука хочет и Вселенную огородить Зеленой Стеной. Вот тут-то и задает герой свой главный вопрос: «Слушайте, -дергал я соседа. – Да слушайте же, говорю вам! Вы должны, вы должны мне ответить, а там, где кончается ваша конечная Вселенная? Что там дальше?»

На протяжении всего романа герой мечется между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, его фантазию. Фанатик Единого Государства, он освободился от его оков, заглянул за грань дозволенного: «А что дальше?»

Рассмотрю, чем заканчивается в романе попытка противостоять насилию.

Бунт не удался, I-330 попадает в газовый Колокол, главный герой подвергается Великой Операции и хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен, но означает ли это, что писатель не оставляет нам надежду? Замечу: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить собственного ребенка, а не государственный нумер.

  1. Подведение итогов.

Роман «Мы» – новаторское и высокохудожественное произведение. Создав гротескную модель Единого Государства, где идея общей жизни воплотилась в «идеальную несвободу», а идея равенства – всеобщей уравниловкой, где право быть сытым потребовало отказа от свободы личности, Замятин обличил тех, кто, игнорируя реальную сложность мира, пытался искусственным образом «Осчастливить людей».

Роман «Мы» – это пророческий, философский роман. Он полон тревоги за будущее. В нем остро звучит проблема счастья и свободы.

Как сказал Дж. Оруэлл: «…этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого».

Это произведение будет актуальным всегда – как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности. Такие произведения, как «Мы», выдавливают из человека рабство, делают его личностью, предупреждают о том, что нельзя преклоняться перед «мы», какими бы высокими словами это «мы» не окружали. Никто не имеет право решать за нас, в чем наше счастье, не имеет права лишать нас политической, духовной и творческой свободы. И поэтому нам, сегодняшним, решать, что в нашей жизни будет главное- «я» или «мы».

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

О чём предупреждает Замятин своим произведением?

Антиутопия Антиуто́пия (англ. dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

Смысл названия романа «Мы» в романе означает Единое Государство, которое является утопией. Это государство, где существует только «стадное» чувство и неоформленность личностных качеств, человек не существует как личность и бессознательно сосуществует с другими подобными ему. Местоимение «Мы» после публикации романа стало иметь негативный смысл…

Конфликт между «мы» и «я» МЫ Я Власть Единого Государства Состояние свободы Бюро Хранителей Любовь Часовая Скрижаль Эмоции Зелёная Стена Фантазии Государственная газета Творчество Институт Государственных Поэтов и Писателей Искусство Математически безошибочное счастье Семья, родители, дети Единая Государственная Наука Красота Стабильность Религия Разум Душа, духовность Музыкальный завод Неорганизованная музыка Идеальная несвобода Привязанности Равенство Оригинальность Детоводство Сексуальные отношения)))

Женские и мужские образы в романе В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 - сильные характеры, - не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини - совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.

Религия в романе “ Тем двум в раю – был представлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано, Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. и только мы снова догадались, как вернуть счастье …. Благодетель, машина, куб, газовый колокол, Хранители – все это добро, все это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье. Чудовищную логику Единого государства демонстрирует сам Благодетель, рисуя перед воображением трепещущего Д-503 картину распятия, он делает главным героем этой “величественной трагедии” не казненного Мессию, а его палача, исправляющего ошибки преступной индивидуальности, распинающего человека во имя всеобщего счастья.

Заключение Все таки «Мы» победило. D-503 согласился на «операцию». Он спокойно смотрел как I-330 погибает в газовом колоколе, его возлюбленная …


Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы»»

(урок-открытие).

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н.А. Бердяев

Назначение утопии состоит прежде всего,

в том, чтобы указать миру путь к совершенству,

задача антиутопии, предупредить мир об опаснос-

тях, которые ждут его на этом пути.

М.А. Нянковский.

Цели:

- образовательные : углубить представление учащихся о жанре антиутопии; познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.И. Замятина; дать представление о противоречиях в творческой судьбе писателя; познакомить с историей публикации романа; развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной и исследовательской деятельности;

- воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация «Роман Е.И. Замятина «Мы»»:

    портрет Е.И. Замятина;

    иллюстрации к роману;

    лозунги-цитаты из романа.

2. Схемы к проекту.

3. Таблицы для оценки проекта.

4. Слайды с тестом и ответами.

Словарь урока: утопия, антиутопия, оксюморон.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель. Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.

(Утопия - вымышленная картина идеального жизненного устройства.)

Учитель. Итак, утопия – мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока.

Учитель. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра – антиутопического романа.

Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.

II . Возникновение жанра антиутопии (сообщение ученика)

Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве, на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с XVI по XIX столетие в мировой литературе создается немало утопий.

Н а и б о л е е я р к и е п р и м е р ы: (слайд 1).

    Т. Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478 – 1535 гг.), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся и все счастливы;

    итальянский гуманист Т. Кампанелла «Город солнца» (1568 – 1639 гг.);

    английский писатель – социалист В. Моррис «Вести ниоткуда»;

    Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны);

    М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города» (Угрюм – Бурчеев).

Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех.

В XX веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.

Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда – возникновение нового жанра, жанра антиутопии.

III. Краткие биографические сведения о писателе и истории публикации романа «Мы».

Замятин Евгений Иванович (1884 – 1937 гг.) – прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905 -1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906 – 1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, когда была опубликована повесть «Уездное».

Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.

Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь - ненависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, её готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости.

Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутёвый» автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду. В 1916 году писатель уезжает в Англию, возвращается в Россию осенью 1917 года, где встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. Существенным было творчество Замятина тех лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, повести, рассказы, сказки, драматические произведения, в которых писатель касался «больных» сторон революционной и послереволюционной действительности. Литературными критиками и многими писателями это было воспринято как отступничество, измена.

Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое общество.

«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдалённого будущего, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее математически выверенное счастье путём упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь, одинаковой нефтяной пищи, строжайшей дисциплины.

Счастье достигнуто – воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина – Интеграл, долженствующий распространить это принудительное счастье на всю Вселенную.

К концу 20-х годов вокруг Замятина складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатора Г.Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой. В 1929 году в пражском журнале «Воля России» без ведома автора был напечатан с сокращениями. Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обречённый на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И.В.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году просьба была удовлетворена.

Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

IV . Защита проекта творческой группой по теме: Противоречия в судьбе и творчестве писателя. Жанр и смысл названия «Мы». История публикации. (5 мин) .

Учитель: У каждого на парте лежат таблицы, в которых вы должны оценить защиту информационного проекта по критериям: содержание; эмоциональность и речь; практическая значимость.

Итак, слово – творческой группе.

Проблема: почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял своей актуальности?

Е.И.Замятин прожил недолгую (1884-1937 гг.), но до отказа наполненную событиями, размышлениями, творческую жизнь. Судьба его – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Творческая группа комментируют схемы, изображённые на слайдах).

Вся жизнь Замятина построена на противоречиях.

антисоветчик

антисоветчик

Революционер-

большевик

Писатель

Замятин - анти

Эмигрант

Любит Родину

Неореализм

Символист

Писатель не принимал шаблонов в жизни, неустанно искал свежие образы, метафоры.

Замятин – мастер русской литературы.

Замятин –

продолжатель традиции Гоголя,

Салтыкова – Щедрина, Достоевского

ГОСУДАРСТВО

Роман «Мы»

Антиутопия 1921, 1924, 1952, 1988


Античность

Библейские

Миф о Прометее

Вавилонская

Адам и Ева

Учитель. В курсе изучения литературы мы не раз встречались с утопией. Что это за жанр?

Утопия (греч. «и» - нет, «топос» - место) – литературный жанр, описывающий искусственно созданное идеальное государственное и общественное устройство.

Произведения.(Роман Чернышевского «Что делать?», 4-й сон Веры Павловны.) Но роман Замятина – антиутопия. Что это за жанр?

Антиутопия – это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда.

Нам знакомы его черты. (« История одного города» Салтыкова-Щедрина.)

    Рисунки по ассоциациям.

(Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного государства. (Слова литературоведа Жолковского: «Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на отрицании бога, свободы человеческой природы».)

Насколько прав был в своих предсказаниях Замятин, считавший, что возникновение тоталитарных режимов вызвало серьёзные сомнения в существовании идеального общества. Поэтому и возник жанр антиутопии.

Писатель мечтал опубликовать «мы» в России, но цензура сказала: «Нет!» Роман получил известность за границей – в 1924 году, тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. Лишь в 1988 году роман вышел в России.

Рамки романа – антиутопия, думается, для Замятина слишком узки. Иными словами, наличие фантастики порождено не столько спецификой жанра. сколько стремлением художника выйти за пределы действительности и проверить истинность тех или иных идей.

А фантастический сюжет обретает «достоверность», поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Учитель. Кто вспоминает миф об изгнании из рая?

Учащиеся. Р – 13.

Учитель. О распятии Иисуса?

Учащиеся. Благодетель.

Учитель. Легенду о Прометее?

Учащиеся. Д – 503 и «некий государственный поэт».

Учитель. С кем сопоставимо судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

Учащиеся. С Адамом.

Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.

Учитель. Как вы поняли смысл названия романа?

Учащиеся. Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие романа, автор показывает трагедию одного человека.

Работая над данной темой, мы задумались над тем, почему роман «Мы» актуален сегодня, и пришли к выводу, что он предостерегает любое общество от опасности, в котором «Я» не существует, разоблачает идеи механизированного общества. (Лица без эмоций, душа без лирики, люди запрограммированные.) Каждый человек в России, да и вся страна в целом сегодня должны задуматься о сохранении своего имени – необычного, загадочного, индивидуального. Не хотелось бы вновь превратиться в серую массу.

Оценивается проект по критериям (учащиеся заполняют таблицы).

Учитель. (подводит итог выступления группы). Вы показали свою компетентность при обобщении материала о Замятине, его произведении в виде схем. Чувствуется, что проведена большая поисковая и творческая работа.

V . Анализ романа.

Учитель. вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?

Учащиеся. Далёкое будущее, XXXI век. Казалось бы, создано, наконец, то государство – мечта, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. будущее ему всегда представлялось прекрасным, ещё со времён долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры – самолёты и сапоги – скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть – самобранка для достатка и сытной жизни…

Учитель. Для чего изображается столь далёкое будущее - XXXI век?

Учитель. Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.

Учитель. Что в центре внимания автора?

Учащиеся. Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники – это ещё не прогресс человечества.

Учитель. Сегодня на уроке уже говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрёл статус «романа – предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.

После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории.

Е.И. Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привёл к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого, гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов – романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй.

В нём не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы»; в котором не человеческое общество, а сложный неодушевлённый механизм, т.е. полная противоположность желаемому.

На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своём произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.

VI . Словарная работа.

Учащиеся записывают определение в тетради.

Оксюморон (от греческого oxymoron – буквально: остроумно – глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

Учитель. Приведите примеры оксюморонов из романа.

Учащиеся. Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; наш долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь – жестокость.

Учитель. Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?

Учащиеся. ( делают вывод ) Именно оксюмороны подчёркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приёма показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

VII . Проверка усвоения изученного материала.

Учитель. На слайдах представлен тест, в котором вы должны выбрать правильные ответы.

1 . Какие особенности и черты романа Е.И. Замятина «Мы» убеждают нас в том, что по жанру это антиутопия? (Три ответа )

1. Изображение машинизированного будущего, построенного в соответст вии с утопическими идеями.

2. Прославление Благодетеля и Единого Государства.

3. Несоответствие идей всеобщего счастья конкретным судьбам героев – нумеров.

4. В романе высмеивается современная Замятину Россия.

5. Превращение людей в нумера.

2. По структуре роман «Мы» представляет дневник, состоящий из сорока конспектов строителя Интеграла. Какие сюжетные линии оказываются для Д – 503 наиболее важными? (Два ответа )

1. Любовь «по розовым талончикам» между Д – 503 и О – 90.

2. Отношения с другими нумерами и Благодетелем.

3. Любовь с первого взгляда к I – 330.

4. Любовь и предательство Ю.

5. История Единого Государства.

3. Против каких явлений действительности 1920 – х гг. направлен роман Е. Замятина? (Один ответ )

1. Против интеллигенции и культуры.

2. Против современного писателю общественного строя.

3. Против мещанства как социального и духовного явления.

4. Против бездуховности, подозрительности, доносительстве как норме жизни.

5. Против социалистической революции.


Деятельность учащихся:

В каждом вопросе подчёркивают верные ответы. После выполнения меняются работами и проверяют друг у друга по «ключу», предложенному учителем. За каждый верный ответ – 1 балл. Подсчитывают количество полученных баллов в данном задании.

Ключ к проверке теста.

1, 3, 5

3, 5

Учитель подводит итоги, задавая вопросы:

    Кто получил 6 баллов? 5 баллов? 4 балла? 3 балла?

VIII . Итог урока.Учитель. Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным? Учитель. Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия, предупреждение об опасностях о пути реализации утопической идеи.

Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?

Выставляются оценки за урок.

IX . Домашнее задание: написать сочинение – эссе: «Предсказания и предостережения романа Замятина «Мы»».

Открытый урок по литературе

В первой половине 1920-х годов главной темой в русской художественной литературе была гражданская война. Но роман Евгения Замятина «Мы» (1920) затрагивает совершенно друге темы.
Написано произведение в жанре философской антиутопии. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир, предстающий перед восхищённым взором стороннего наблюдателя. В антиутопиях основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, чтобы показать чувства человека, на которого влияют законы идеального государства.
Действие романа «Мы» происходит в далёком будущем. Некий талантливый инженер, номер Д-503, строитель космического корабля «Интеграл», ведёт записки для потомков, рассказывая о жизни Единого государства и его руководителе Благодетеле. Что же представляет собой Единое государство? Граждане его, лишённые имён и вместо них наделённые номерами, ведут однообразную жизнь по системе Тэйлора: все они в одно время встают, одинаково питаются, одновременно начинают и заканчивают работу. Их нельзя отличить друг от друга, они разучились фантазировать и индивидуально мыслить, а любовь у них распределена по дням. Все граждане живут под одним большим стеклянным колпаком и отделены от внешнего мира стеной. Руководит Единым Государством Благодетель, власть которого абсолютна и безоговорочна. Только он имеет право на обдумывание и принятие решений.
Замятин как автор антиутопии показал, что одним воспитанием саму природу человека изменить невозможно, потому необходимо более глубокое вмешательство государства и даже медицины. Поэтому от рождения до смерти всё ставится на конвейер. Воспитываются человеческие автоматы, а не люди. В романе существует Материнская норма (бедной О-90 недостаёт десяти сантиметров до неё, и потому она не имеет права быть матерью). Дети Единого Государства воспитываются роботами и не знают своих родителей. И всё же только в конце романа Государство и Благодетель добиваются кардинального решения проблемы всеобщего счастья: во всех человеческих бедах виновата фантазия, которую можно удалить лучом лазера. Великая Операция завершает, наконец, процесс полного уничтожения личности, путь к всеобщему спокойствию и благополучию найден.
Пока Д-503 находился в состоянии несвободы, то был счастлив. Но когда ему встретилась загадочная «незнакомка с очень белыми и острыми зубами», курящая папиросы, пьющая ликёр и заставляющая конструктора Интеграла сделать глоток в поцелуе – всё меняется в его сознании. То есть на протяжении развития действия в романе мы наблюдаем процесс развенчания этой утопической идеи «всеобщего счастья несвободы» в результате столкновения «идеальных» рационалистических представлений главного героя с реальными особенностями человеческой натуры и закономерностями бытия. Так, любовь, ревность, жалость разрушают в сознании Д-503 казавшуюся идеальной гармонию машинного мира, а природа, искусство, творчество, постижение опыта прошлого ставят под сомнение правильность и незыблемость законов тоталитарно-технократической системы.
Номерам Единого Государства, воспитанным в духе послушания, спокойствия, благополучия, нравится такая «счастливая» судьба. Замятин предупреждает о возможности возникновения общества, в котором не будет места чувствам. Многие социалисты-утописты проповедовали государство всеобщего благоденствия с полным комфортом и единым мнением. Роман «Мы» развенчивает такое «счастье».
В произведении рисуется стерильный и по-своему благоустроенный мир «идеальной несвободы». Но несвобода не гарантирует райского изобилия и комфорта – ничего, кроме убожества, серости и нищеты повседневной жизни.
Написанный в 1920 году роман Е. И. Замятина отличался принципиальной новизной. Несомненная уникальность замятинского произведения заключается в том, что, открывая ряд антиутопий в литературе ХХ века, «Мы» одновременно расширяет и «перерастает» рамки этого жанра. Помимо реализации основных целей антиутопии (предвидение высокоцивилизованного общества будущего и предупреждение о последствиях его завоеваний), этот роман имеет глубокое философское значение. Он затрагивает «вечные» темы и общечеловеческие проблемы: свободу, счастье, любовь, творчество, духовный поиск. Читая записи Д-503, мы видим, что внешне масштабная, грандиозная модель «идеального» общества будущего при более глубоком рассмотрении оказывается сознательно упрощённой автором схемой, иллюзией.
Поэтому вполне очевидно, что антиутопия для Замятина не является самоцелью художественного творчества, но выступает удобной формой для выражения авторского взгляда на мир. Роман «Мы» представляет собой художественный документ человеческой истории ХХ века.


Антиуто́пия (англ. dystopia ) - направление в художественной литературе описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.

“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде.
И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе:
как избежать их окончательного осуществления?”
Н.А. Бердяев

  1. Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
  2. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
  3. Учить их логически мыслить, выделять главное.
  4. Развивать речь учеников.
  5. Воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.
  2. Выписать оксюмороны из текста романа.

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: “Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.”

Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}

Запишем эпиграф.

Теперь вспомним, что же такое утопия ?

{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.

Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924-м году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа драматична, как и история жизни его автора.

– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)

Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.

Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.

Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.

В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.

С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.

– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?

Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.

– Для чего изображается это далекое будущее?

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

III. Работа по содержанию и анализ романа.

– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.

– Как вы понимаете название романа?

“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность. “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.

– В чем суть этого миропорядка?

  1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
  2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.
  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.

– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?

Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.

– На какой идее зарождался новый миропорядок?

На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.

– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?

Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.

Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.

– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?

Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:

– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.

– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.

– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?

Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток) . Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.

– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:

1) Новую идеологию.

  1. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье

2) Новую мораль.

  1. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.
  2. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.
  3. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
  4. “Нумер” Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.

3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.

  1. В музыке идеальную не свободу выражает марш.
  2. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
  3. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)

– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?

Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.

Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.

– Что стало источником этих перемен?

Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.

– Сопоставьте две сцены в романе:

  1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.
  2. И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.

– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?

Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.

– Как вы понимаете финал романа?

Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

– Что вам открыл роман?

– Как этот роман связан с современностью?

– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?

Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.

IV. Итог урока.

Записать в тетрадь выводы:

  1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.

Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.

V. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
  2. Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман “Что делать?” А.Г.Чернышевского) и город из романа Е.Замятина “Мы”. Сделать рисунки.
  3. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
  4. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
  5. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
  6. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
  7. Можно ли согласиться с Д.Фурмановым, что “замятинство – опасное явление”?