Про психологию. Учения и методики

Что понимается под охраной природы. Международные организации по охране природы

Охрана природы как система мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия общества с природной средой, охватывает не только пути сохранения и оптимизации среды обитания человека, но и вопросы рационального использования всех видов природных ресурсов. Оба эти аспекта охраны природы тесно взаимосвязаны.
Предупреждение разрушений или потери ресурсного и экологического потенциалов – основное направление охраны природы в настоящее время.

Конкретной единицей природной среды, охраняемой от загрязнения и нежелательного изменения, является ландшафт. Вид преобладающего хозяйственного использования природных ландшафтов (сельскохозяйственный, лесопромышленный и др.) позволяет определить основные направления охраны природы. Дальнейшая дифференциация территорий и акваторий по степени необходимой охраны проводится на основе оценки экологического состояния отдельных компонентов природных комплексов.
Рекомендуемый уровень интенсивности (степень) необходимых природо-охранных мер рассматривается как величина, обратно пропорциональная естественной устойчивости ландшафта и прямо пропорциональная силе антропогенного воздействия на него. Чем устойчивее или меньше нарушен ландшафт, тем менее интенсивные мероприятия требуются по его охране и наоборот.

В системе природоохранных мероприятий выделяются два основных направления:

  • охрана природы путем изъятия территорий и акваторий из хозяйственного использования или ограничения на них хозяйственной деятельности для сохранения генофонда растений и животных и ландшафтов в целом как эталонов природы;
  • охрана природы в процессе использования природных ресурсов (рациональное ).

Первое направление реализуется на основе существующей законодательно закрепленной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и акваторий разной природоохранной значимости, в которых выделяются основные категории: государственные заповедники и национальные природные парки, а также заказники федерального значения. Особо выделяются территории, на которых находятся объекты всемирного природного наследия.

Из общего числа (101) государственных особое место занимают биосферные, имеющие международное значение. Обязательной функцией биосферных заповедников, наряду с охраной генетического фонда растений и животных того или иного региона страны, является осуществление мониторинга состояния .

Особым объектом сети охраняемых природных территорий являются государственные природные национальные парки. В них охраняются малоизмененные деятельностью человека ландшафты с богатой флорой и фауной. Охрана природы здесь сочетается с организацией отдыха населения и массовым туризмом, а природные ресурсы используются с интенсивностью, не наносящей ущерба ландшафтам. В парках могут выделяться и абсолютно заповедные участки.

Содержание и интенсивность охранных мероприятий в процессе использования природных ресурсов определяется видами воздействия и степенью преобразованности природных ландшафтов. В России значительные пространства занимают ландшафты, где природные экосистемы трансформированы незначительно и не утратили способность к саморегуляции. Прежде всего это ландшафты территорий ограниченного или экстенсивного хозяйственного освоения, отнесенные к Крайнему Северу: арктические (полярно-пустынные и арктотундровые), субарктические ( и лесотундровые) и северотаежные (лесоболотные восточно-европейские, западно-сибирские и восточносибирские). К этой же категории относятся, разбросанные по всей территории России, слабо используемые болотные, пойменные и дельтовые ландшафты, а также ландшафты верхних поясов среднегорий и высокогорий. Для всех перечисленных легко уязвимых, неустойчивых ландшафтов рекомендуются ограничения в крупноочаговом освоении и интенсивном использовании природных экосистем.

Территории с антропогенно измененными ландшафтами требуют осуществления мероприятий не только по сохранению, но и восстановлению их природного экологического потенциала. Все наиболее преобразованные ландшафты (вплоть до полного уничтожения отдельных компонентов) сосредоточены на промышленно-урбанизированных территориях (городах и промышленных пунктах). Здесь необходимы наиболее сложные и дорогостоящие инженерные (технико-технологические) мероприятия, предотвращающие и сокращающие объемы вредных стоков и выбросов в водную и воздушную среды, а также мероприятия, направленные на защиту и восстановление морфолитогенных и биогенных компонентов преобразованных ландшафтов.

Для сельскохозяйственного и лесопромышленного типов использования территории характерны наиболее крупные ареалы трансформации и модификации природных ландшафтов. Здесь охрана предусматривается в двух направлениях:

  • сохранение и повышение естественного плодородия почв и продуктивности лесов (поддержание на высоком уровне экологического потенциала);
  • охрана земель и лесов от разрушения и резкого ухудшения их качества (сохранение ресурсного потенциала).

Для обрабатываемых земель сам характер сельскохозяйственного производства указывает общую направленность охранных мероприятий. Так, при орошаемом основными являются мероприятия по предотвращению вторичного засоления и .

При неорошаемом земледелии несоблюдение норм и правил (местной) агротехники приводит к активизации на значительных площадях и дефляции почв, оврагообразованию. Борьба с этими процессами основывается на комплексе организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесо-луго-мелиоративных и других мероприятий. Для пастбищ и сенокосов охранные мероприятия направлены на оптимизацию нагрузок на пастбища, сроков сенокошения и выпаса скота.

Система природоохранных мероприятий для лесохозяйственных территорий определяется главными функциями леса, природными и социально-экономическими условиями. Эта система реализуются не только в виде прямой охраны (запретов, норм и т. п.), но и в самом ведении , технологии лесозаготовок.
В настоящее время во всем мире возобладал многоцелевой подход к лесу, т. е. получение древесины, как это было раньше, не считается главной целью лесопользования. Воспроизводиться должна не только древесина, но и лесной ландшафт в целом со всем комплексом его продуктов и полезностей.

С природоохранной точки зрения, прежде всего должны сохраняться защитная и средообразующая функции леса, независимо от того, к какому функциональному подтипу он относится – для всех подтипов идентичны общие мероприятия, касающиеся охраны леса от пожаров и защита от насекомых-вредителей и болезней. Однако их конкретные формы, виды и интенсивность могут существенно меняться в зависимости от местных природных условий, главной функции и расположения леса в социально-экономической структуре страны (например, вблизи городов или в слабо освоенных районах).

Общее природоохранное значение имеет также наиболее полное использование срубленной древесины, т.е. не только стволовой, но и отходов лесозаготовок (порубочных остатков, валежа и т. п.). Это соответствует современному курсу на всемерную экономию ресурсов и представляет своеобразный вариант «безотходной технологии». В результате не только сокращаются площади, отводимые под лесоэксплуатацию, но и создаются условия для быстрого восстановления леса на очищенных лесосеках, снижается пожароопасность и опасность развития болезней и размножения насекомых-вредителей. К этому же разряду мероприятий принадлежит удлинение сроков службы изделий из древесины (пропитка и т. п.).|

В лесопромышленном (защитно-эксплуатационном) подтипе использования территории главная функция леса - сырьевая. Вырубка леса и транспортировка древесины - действия, приносящие наибольший ущерб лесным ландшафтам, особенно когда речь идет о сплошных концентрированных рубках. Основная задача природоохранных мероприятий в этом случае состоит в оптимизации соотношения лесосырьевой функции, с одной стороны, и защитной и средообразующей функции - с другой.

Важнейшее значение в обеспечении сохранения лесных ландшафтов и их защитных свойств не только в настоящем, но и в будущем имеет соблюдение норм отпуска леса под вырубку - так называемая расчетная лесосека. Она определяется по соотношению ежегодного отпуска леса с годичным приростом запаса древесины, с учетом наличия спелого древостоя и других факторов. Для горнотаежных лесов рубки должны быть всегда меньше годичного прироста, чтобы сохранить защитную функцию этих лесов. А в районах интенсивной лесоэксплуатации в Европейской части России расчетная лесосека должна строго соответствовать возможности неистощительного использования лесов.

Защита вод от загрязнения не может рассматриваться вне проблемы эффективного их использования. В системе рекомендуемых мероприятий для водных объектов, способных исключить или существенно уменьшить загрязнение и истощение речных и озерных вод, прежде всего относятся такие мероприятия, которые сокращают забор свежей воды. К ним относятся: предельное уменьшение или полное прекращение сбросов неочищенных сточных вод путем введения систем повторно-оборотного использования воды, внедрение бессточных производств, строительство современных очистных сооружений и их эффективная эксплуатация.

Водные объекты сельскохозяйственных территорий загрязняются продуктами эрозии почв, ядохимикатами, удобрениями, с животноводческих ферм и особенно с крупных свиноводческих комплексов. Меры по охране вод в этих случаях должны носить профилактический характер. Все конкретные направления охранных мероприятий перечисляются в легенде карты.

На крупных реках и озерах, используемых как транспортные пути, загрязнение усиливается речным флотом (главным образом нефтесодержащие сточные воды и мусор). Борьба с такого рода загрязнениями связана с правильной организацией работы транспорта и проведением профилактических мероприятий.
Одним из обязательных природоохранных мероприятий при рациональном использовании являются меры по соблюдению установленных норм и правил рыболовства, промысла морского зверя и охоты на водоплавующую дичь.

За последние столетия человечество совершило небывалый технологический рывок. Появились технологии, способные существенно изменить мир. Если раньше воздействие человека на природу не могло нарушить хрупкий экологический баланс, то новые хитроумные изобретения позволили ему добиться этого прискорбного результата. В результате многие виды животных были уничтожены, немало живых существ находится на грани вымирания, на Земле начинаются масштабные климатические изменения.

Результаты человеческой деятельности наносят столь чудовищный ущерб окружающей среде, что всё больше людей начинают беспокоиться за будущее нашей планеты. Результатом нарастающего беспокойства стали многочисленные общественные организации по охране природы. Сегодня они ведут свою деятельность повсюду, следят за сохранением уникального природного наследия, объединяя миллионы энтузиастов по всему земному шару. Но так было не всегда, большой путь был проделан первопроходцами экодвижения, чтобы добиться нынешнего положения дел.

Зарождение организаций по охране природы

Началом создания международного экологического сообщества можно считать 1913 год, когда в Швейцарии состоялась первая Международная конференция, посвящённая охране природы. В ней приняли участие 18 стран, но встреча носила чисто научный характер, не предполагая никаких действий в Через 10 лет в Париже проходит первый Международный конгресс по защите природы. Затем в Бельгии открылось Международное бюро защиты природы. Однако оно не пыталось хоть как-то повлиять на экологическую обстановку в мире, а просто собирало статистические данные о заповедниках и природоохранном законодательстве.

Затем, в 1945 году, была создана которая перевела экологическое сотрудничество между государствами на совершенно новый уровень. В 1948 году в ООН было создано специальное отделение — международный совет защиты природы. Именно он отвечал за международное партнёрство в деле защиты окружающей среды. Учёные вдруг начали понимать, что невозможно решить экологические проблемы на уровне одной страны, ведь экосистема — это тонкий механизм, полный неочевидных, затейливых взаимосвязей. Изменение природного баланса в одном месте планеты может катастрофически отразиться на других, казалось бы, очень далёких местах. Необходимость совместного решения проблем экологии стала очевидна.

Дальнейшее развитие

В дальнейшем международная стала одной из важнейших тем для обсуждения на крупнейших научных и культурных событиях. В 1972 году в Швеции прошла конференция ООН по окружающей среде, в которой приняло участие 113 стран. Именно на этом мероприятии были заложены основы современного движения по охране природы. Этот день стал международным праздником — Всемирным днём окружающей среды.

Затем в экологическом движении наступили годы застоя, когда общественные организации по охране природы начали получать всё меньше финансирования, а популярность их идей пошла на убыль. Но в начале 1980-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, результатом чего стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Бразилии. Это мероприятие проходило в Рио-де-Жанейро и продолжило дело, начатое в Швеции. На конференции были приняты основные понятия, затрагивающие тему дальнейшего гармоничного развития человечества. Рассмотренная в Рио модель устойчивого развития предлагает абсолютно новый взгляд на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. В ней предполагается контролируемое развитие в определённых рамках, дабы не навредить окружающей среде. Конференция в Бразилии обозначила деятельность организаций по охране природы вплоть до наших дней.

Наши дни

На сегодня общество сильно встревожено изменениями в экологии, вызванными деятельностью человека. Многие страны приняли ряд законов, контролирующих а такие организации, как "Гринпис" или Всемирный фонд дикой природы, приобрели миллионы сторонников по всему миру. Практически в любой более-менее крупной стране есть представительства международных организаций по охране природы. Интернет-сообщества и тематические сайты позволяют получать быстрый и удобный доступ к информации, связанной с экологией. Также интернет позволяет координировать усилия людей по всей планете — здесь каждый сможет сделать вклад в защиту экологии.

Наука тоже не стоит на месте, постоянно появляются новые изобретения, приближающие эру экологически чистой энергии. Многие страны начали активное использование природной энергии: энергии ветра, воды, геотермальных источников, солнца и т. д. Конечно, техногенные выбросы не стали меньше, а корпорации всё так же беспощадно эксплуатируют природу ради прибыли. Но всеобщий интерес к проблеме экологии позволяет надеяться на светлое будущее. Давайте рассмотрим крупнейшие общественные организации по охране природы.

"Гринпис"

Организация "Гринпис" на сегодняшний день является популярнейшей природоохранной компанией на Земле. Появилась она благодаря энтузиастам, противостоящим бесконтрольным испытаниям ядерного оружия. Первые члены "Гринпис", они же - его основатели, сумели добиться прекращения ядерных испытаний американцами в районе острова Амчитки. Дальнейшие акции протеста привели к тому, что Франция также прекратила испытания ядерного оружия, позже к ней присоединились и остальные страны.

Несмотря на то что "Гринпис" создавался для протестов против ядерных испытаний, этим его деятельность не ограничивается. Члены организации проводят по всему миру акции протеста, призванные нашей планеты от самоубийственной и глупой деятельности человека. Таким образом активисты "Гринпис" смогли прекратить жестокую охоту на китов, которая ещё в прошлом столетии велась в промышленных масштабах.

Современные протестные акции этой необычной организации направлены на борьбу с загрязнением воздуха. Несмотря на то что вред, который наносят атмосфере выбросы с фабрик и заводов, доказан, корпорациям и их беспринципным владельцам глубоко плевать на всё живое на этой планете, их волнует лишь прибыль. Поэтому активисты "Гринпис" проводят свои акции, призванные остановить варварское отношение к окружающей среде. Печально, но вполне вероятно, что их протесты никогда не будут услышаны.

Всемирный фонд дикой природы

Существуют самые разнообразные организации по охране природы. Список неправительственных объединений будет неполным, если не упомянуть Всемирный фонд дикой природы. Эта организация ведёт свою деятельность более чем в 40 странах мира. По количеству сторонников Фонд дикой природы обгоняет даже "Гринпис". Миллионы людей поддерживают их идеи, многие из них борются за сохранение всех форм жизни на земле не только словом, но и делом, более 1000 природоохранных проектов по всему миру — отличное тому подтверждение.

Как и многие другие общественные организации по охране природы, Всемирный фонд дикой природы ставит своей основной задачей на Земле. Члены этой природоохранной организации пытаются защитить животных от пагубного влияния человека.

Программа ООН по окружающей среде

Безусловно, возглавляет общественные и государственные организации по охране природы Организация Объединённых Наций. Именно её носят наиболее масштабный характер. Практически на каждом собрании ООН затрагиваются вопросы окружающей среды и международного сотрудничества в сфере улучшения экологической ситуации на планете. Отделение, занимающееся проблемами охраны природы, называется ЮНЕП. В его задачи входит контроль за загрязнением атмосферы и мирового океана, сохранение видового разнообразия.

Эта система охраны природы занимается своим делом не только на словах, немало важных международных законов, призванных охранять окружающую среду, было принято именно благодаря ООН. ЮНЕП смог добиться более тщательного наблюдения за перевозкой опасных веществ, также была создана комиссия, которая наблюдает за пытаясь остановить эту напасть.

Российские организации по охране природы

Выше были описаны некоторые международные экологические движения. Теперь давайте рассмотрим, какие организации занимаются охраной природы в России. Несмотря на то что популярность отечественных природоохранных организаций существенно ниже, чем у их международных коллег, всё же эти общества выполняют свою функцию, привлекают новых энтузиастов.

Всероссийское общество охраны природы — крупная и влиятельная организация, занимающаяся проблемами экологии на территории РФ. Она выполняет много различных задач, одна из основных — продвижение знаний об экологии в массы, просвещение людей, привлечение внимания к проблемам окружающей среды. Также ВООП занимается научной деятельностью и следит за соблюдением природоохранного законодательства.

Всероссийское общество охраны природы было создано в далёком 1924 году. То, что эта организация смогла дожить до наших дней, при этом увеличив свою численность до трёх миллионов человек, показывает неподдельный интерес людей к экологической проблеме. Существуют и другие российские объединения защитников экологии, но ВООП, безусловно, самая крупная всероссийская организация охраны природы.

Дружина охраны природы

Дружина охраны природы была создана в 1960 году на и продолжает свою работу по сей день. Более того, некоторые из крупных российских университетов присоединились к этой организации и создали собственные дружины. На сегодняшний день ДОП занимается той же деятельностью, что и другие организации по охране природы в России. Они проводят разъяснительную работу, стараясь повысить образованность граждан в экологической сфере. Помимо этого дружина охраны природы занимается проведением протестных акций против уничтожения диких уголков России, помогает в борьбе с лесными пожарами и делает свой вклад в науку.

Будущее природоохранных организаций

Существуют самые разнообразные организации по охране природы, список некоторых неправительственных их представителей таков:

  1. Всемирный фонд дикой природы.
  2. "Гринпис".
  3. Программа ООН (ЮНЕП).
  4. Всемирное общество защиты животных.
  5. Global Nest.

Количество подобных объединений растёт с каждым годом, они набирают всё большую популярность. Это неудивительно, так как последствия варварской экспансии, проведённой человеком, становятся всё более заметны. Учёные и общественные деятели, как и большинство людей на Земле, давно поняли, что нужно что-то менять, пока мы не превратили нашу планету в безжизненную свалку. Конечно, сегодня мнения людей не являются значимыми ни в одном из существующих государств, что позволяет промышленным магнатам продолжать своё грязное дело, пользуясь безнаказанностью и собственной недальновидностью.

Однако надежда на светлое будущее ещё есть. С появлением интернета неправительственные организации по охране природы получили возможность вести свою просветительскую деятельность с миллионами людей. Теперь каждый, кого волнует экология, может пообщаться с единомышленниками и получить любую необходимую информацию об окружающей среде, стало значительно проще объединять сторонников и координировать протестные акции. Конечно, большинство людей всё так же остаются жертвами многолетней пропаганды, выставляющей движения «зелёных» в неприглядном свете. Однако ситуация может измениться в любую секунду, ведь природоохранные организации стали силой, с которой приходится считаться.

Что можно сделать для охраны природы?

Громкие речи о защите экологии и сохранении видового разнообразия способны будоражить умы юных энтузиастов. Но, к сожалению, это всё, на что способны слова, реальную пользу природе можно принести лишь действиями. Конечно, можно узнать, какие организации занимаются охраной природы в вашем городе, и с головой окунуться в их полезную деятельность. Такой путь подойдёт отнюдь не каждому, поэтому лучше всего начать спасение природы с того, что перестать уничтожать и загрязнять её своими руками.

Каждый хоть раз видел прекрасные лесные поляны, заваленные грудами мусора после чьего-то бурного отдыха. Так вот, прежде чем начать природе, сначала нужно перестать причинять ей вред. Как можно призывать других заботиться об экологии, если вы сами загрязняете окружающую среду? Мусор, собранный после отдыха, вовремя затушенный костёр, деревья, которые вы не убили ради дров, — всё это очень просто, но приносит замечательный результат.

Если каждый будет помнить, что Земля — наш дом, и от её состояния зависит судьба всего человечества, то мир преобразится. Для тех же, кто хочет активнее участвовать в защите окружающей среды, многочисленные российские организации по охране природы готовы предоставить такую возможность. Наступила эпоха перемен, именно сегодня решается, что мы оставим своим потомкам — радиоактивную свалку или прекрасный зелёный сад. Выбор за нами!

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. Знания о природе вообще, особенностей минералов, отдельных растений, повадок и образа жизни животных, взаимосвязей в природе передавались из поколения в поколение в виде примет, преданий. От этих знаний и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.

Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, моллюсков, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, дать огню костра перекинуться на окружающий лес или степь, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства - окружающей природы и отдельных её компонентов. Так возникли священные рощи, служившие источником расселения и восстановления растений, священные животные, деревья, камни, ручьи, лежбища животных, места нереста рыб, гнездования птиц.

Из поколения в поколение передавалось «табу» - запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов - «Русской правде».

Постепенно у людей накапливались знания о законах природы. Вместе с тем увеличивалось количество различной продукции, изготовляемой руками людей. Чтобы получать её еще больше, человек использовал новые и новые природные ресурсы. Это привело к большим изменениям в окружающей среде, иногда таким, которые уже нельзя было исправить. Тогда люди во многих странах начали понимать, что необходимо организовать охрану природы, используя самые последние достижения науки, техники, привлекая государственную власть, принимая международные меры. В 1913 г. состоялся I Международный съезд по охране природы.

Но особенно серьезно эта проблема встала перед человечеством в середине нашего века, когда явственно обнаружились изменения, которые вносит хозяйственная деятельность человека в природу планеты. Ныне охрана природы - одна из важнейших задач, которую должны решить люди. И если она будет решена, это станет таким же большим достижением, как создание атомного горючего, выход человека в околоземное пространство, разгадка способа передачи наследственных признаков у живых организмов. От решения проблемы охраны природы зависит будущее всего человечества, возможность дальнейшего развития промышленности, техники, сельского хозяйства и др.

Первыми выступили в защиту природы биологи, так как растения и животные в первую очередь реагируют на изменения, происходящие в результате деятельности людей. Затем обратили внимание и на то, как стали меняться почвы, рельеф, весь ландшафт, воздух, вода, геологические месторождения. Выяснилось, что для того, чтобы сохранить природную среду для всех живущих на Земле и их потомков, нужно бережно относиться к любым природным ресурсам. Планировать их потребление с учетом пользы, которую можно получить не только сейчас, но и в будущем, когда, вооруженные более совершенными знаниями, люди смогут извлечь из них максимальную выгоду, сведя до минимума отходы.

Такое плановое, правильное использование ресурсов природы с учетом её охраны возможно только в странах, ставших на путь социалистического развития, при плановом социалистическом ведении хозяйства, учитывающем настоящие и будущие интересы всего населения, а не отдельных лиц или семей.

Ресурсы природы надо беречь и очень важно использовать их без потерь. Это значит дочиста вырабатывать в шахтах каждый штрек, чтобы там не оставалось ни одного килограмма руды, угля, сланца и других ископаемых, не допускать сжигания в факелах природного газа, бесполезного фонтанирования нефти и артезианской воды из скважин, не оставлять на лесосеках древесных отходов. При переработке сырья нужно стремиться к сокращению отходов древесины, металла, кожи, искать способы использования отходов. Правильное, экономное использование тепла, электроэнергии, воды, пищевых отходов, металлолома, макулатуры позволяет сохранять многие природные источники для будущего.

Загрязнение воздуха и воды, уничтожение зеленых насаждений и лесов, порча окружающего ландшафта, выбрасывание где попало мусора, излишний шум разрушают природную среду, губительно действуют на все живое, в том числе и на человеческий организм. Нарушение протекающих в природе естественных процессов - источник многих болезней людей. Следовательно, охрана природы - это охрана здоровья человека, от этого зависит увеличение продолжительности его жизни и работоспособности.

Вот и получается, что в наше время охрана природы - сложный комплекс государственных, общественных и международных мероприятий, способствующих организации правильного природопользования, охране природных ресурсов, их восстановлению и приумножению в интересах всех живущих и будущих поколений людей.

В нашей любой развитой стране охране природы уделяется огромное внимание, принимаются основы земельного, водного, лесного законодательства, основы законодательства о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. Принимаются законы об охране природы.

Охрана природы - одна из главных обязанностей каждого гражданина любой страны, об этом говорится в Конституциях многих стран.

Помните, от того, как будете относиться к природе вы, ваши друзья и близкие, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих и всех людей нашей великой Родины.

Что бы вы ни делали: сажаете деревья в поселке, помогаете лесникам учитывать и ограждать муравейники, развешиваете искусственные дуплянки для птиц; спасаете мальков из высыхающих водоемов; боретесь с теми, кто ломает кусты и деревья, ходит по газонам, собирает охапками цветы, занимается браконьерством; составляете почвенную карту полей; проводите химический анализ взятых почвенных проб; собираете макулатуру, металлолом или другое вторичное сырье - все это вклад в охрану природы нашей страны.

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.