Про психологию. Учения и методики

Дайте определение понятию эллинизм. Значение слова эллинизм

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вылепленная из глины и алебастра голова зороастрийского священника, носящего отличительный головной убор бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, III-II вв. до н. э.

Эллинизм - период в истории Средиземноморья , в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта , во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.) . Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» ( - гг.) понятие вошло в историческую науку .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет .

Хронология

Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
Предлагается вычленение трёх периодов:

Также иногда используется термин предэллинизм .

Эллинистические государства

Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:

  • Государство Селевкидов центром сначала в Вавилоне, а потом в Антиохии.
  • Греко-Бактрийское царство отделилось от государства Селевкидов в III в. до н. э., центр которого находился на территории современного Афганистана .
  • Индо-греческое царство отделилось от Греко-Бактрийского царства во II в. до н. э., центр которого располагался на территории современного Пакистана .
  • Понтийское царство образовалось на территории современной северной Турции.
  • Пергамское царство также существовало на территории современной западной Турции.
  • Коммагенское царство отделилось от государства Селевкидов и располагалось на территории современной восточной Турции.
  • Эллинистический Египет образовался на территории Египта, во главе которого стали Птолемеи .
  • Ахейский союз существовал на территории современной Греции.
  • Боспорское царство существовало на территории восточного Крыма и восточного побережья Азовского моря, одно время входило в состав Понтийского царства .

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии , основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия , пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

Отмечают отход в III-II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року» .

Эллинизация Востока

Историография

Традицию сосредоточения внимания исследователей на классическом периоде античности окончательно прервал видный немецкий филолог-классик Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф , расширив область изучаемого антиковедением материала включением эпохи эллинизма .

Эллинизм — период в историческом развитии государств средиземноморского региона, продолжавшийся после кончины Александра Македонского и вплоть до доминирования Древнеримской империи.

Для эллинизма характерно преимущественное использование греческого языка в завоеванных Македонским странах.

Древнегреческая культура тесно переплелась с местными традициями (в первую очередь персидскими). Политическая организация по типу полисов сменяется монархическим режимом с наследственной передачей власти, прочные позиции занимает классическое рабство. Египет и другие страны Африки становятся центрами культурной и экономической жизни.

Хронологическая последовательность

Эллинизм существовал на протяжении трех столетий. Выделяют три основных этапа этого исторического явления:

  1. Ранний — создание и разрушение империи Александра (334-226 годы до нашей эры).
  2. «Классический» — период равновесного существования государств (280-220 годы до нашей эры).
  3. Поздний — римское господство (230-220 годы до н.э.).

Поскольку черты эллинизма наблюдались в более ранний период, существует термин предэллинизм.

Государства эллинистической направленности

Победы Александра привели к культурной экспансии Древней Греции в страны Востока, но это явление не носило черты имперского завоевания.

В географической зоне завоеванного Персидского царства были образованы эллинистические государства , которые возглавили полководцы Македонского (а позже их потомки):

  • царство Селевкидов;
  • Греко-Бактрийское государство (современный Афганистан);
  • Индо-греческое царство (территория Пакистана);
  • Пергамское, Понтийское и коммагенское царства (находились на территории Турции);
  • Египетское царство под управлением династии Птолемеев;
  • Ахейский конклав (область современной Греции);
  • Боспорское царство — включало восток Крымского полуострова и восточное Приазовье.

Эллинистический мир имел своеобразную систему управления, которая представляла синтез традиций древнегреческого полиса и местных деспотий. Конклав государств представлял стабильное политическое образование с объединенной финансовой системой. Особенностью того времени была оживленная миграция населения, в результате чего перенаселенная Греция стала страдать от нехватки человеческих ресурсов.

Эллинистические культурные традиции

Культура эллинизма отличается от предшествующей эпохи греческого классицизма. Уходят в лету основополагающие принципы полисной системы, политические и экономические связи приобретают вертикальный характер. Культурные традиции Древней Эллады активно интегрируются с восточными традициями. Постепенно происходит сакрализация монархической власти и приписывание правителям божественных качеств.

На смену одухотворенным идеалам античности приходят творческие направления, которые основное внимание уделяют личным переживаниями и проблемам индивидуальности. Наряду с воспеванием внутренней гармонии значение придается фатализму.

Эллинизация восточных государств

Государства на территории восточного Средиземноморья активно перенимали традиции Греции в общественной, политической и культурной жизни. Элитными слоями общества была греческая аристократия и примкнувшая к ним правящая верхушка восточных деспотий. Активно интегрировался в общественное устройство греческий язык и культурные традиции .

Тотальная эллинизация привела к активному внедрению в высшие слои общества греческих принципов жизнеустройства, а простой народ в городах стремился копировать поведение аристократических кругов. Среди сельского населения наблюдалась приверженность местным традициям.

Строительство городов в эпоху эллинизма

Градостроительство символизировало собой доминирующий характер греческой культуры и велось колоссальными темпами. Только Селевком Первым было возведено больше 70 полисов. Город в эпоху эллинизма представлял собой центр культурной и политической жизни.

Архитектура отличалась изысканностью и утонченностью, улицы возводились согласно четкому планированию. Широкое распространение получило украшение фасада зданий барельефами . Города представляли собой не просто скопление жилых зданий, но имели вид комплексов с роскошными садами, парками, храмовыми сооружениями. Площади были украшены памятниками, которые символизировали могущество и славу правителей.

История исследования эллинизма

Терминология и начало изучения данного периода принадлежит немецкому историку Дройзену. Филолог классического направления Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф расширил понятие греческой античности и сместил акценты с изучения только классического периода.

) . Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» ( - гг.) понятие вошло в историческую науку .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
    Предлагается вычленение трёх периодов:

    Также иногда используется термин предэллинизм .

    Эллинистические государства

    Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:

    • Государство Селевкидов центром сначала в Вавилоне, а потом в Антиохии.
    • Греко-Бактрийское царство отделилось от государства Селевкидов в III в. до н. э., центр которого находился на территории современного Афганистана .
    • Индо-греческое царство отделилось от Греко-Бактрийского царства во II в. до н. э., центр которого располагался на территории современного Пакистана .
    • Понтийское царство образовалось на территории современной северной Турции.
    • Пергамское царство также существовало на территории современной западной Турции.
    • Коммагенское царство отделилось от государства Селевкидов и располагалось на территории современной восточной Турции.
    • Эллинистический Египет образовался на территории Египта, во главе которого стали Птолемеи .
    • Ахейский союз существовал на территории современной Греции.
    • Боспорское царство существовало на территории восточного Крыма и восточного побережья Азовского моря, одно время входило в состав Понтийского царства .

    Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

    По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

    Культура эллинистического общества

    Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

    Отмечают отход в III-II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року» .

    Эллинизация Востока

    На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, в то время как сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

    Когда в истории человечества произошло тесное взаимодействие и взаимовлияние греческой и восточной цивилизаций.

    Эллинизм ‑ время, последовавшее вслед за походами греко-македонского войска во главе с Александром Македонским на Восток и открывшее новую эпоху в истории древнего мира - эллинистическую. Основные проблемы эллинистической цивилизации, просуществовавшей около трех веков, являются объектом пристального внимания многих историков-античников.

    Предпосылки эллинизма

    Не прекращаются упорные дискуссии о самой сущности эллинизма, его характере, хронологических и территориальных рамках этого исторического явления. Дело в том, что сложность понимания основных проблем эллинистической эпохи заключается в их двойственности, имеющей два корня - греко-македонский (западный) и восточный (местный). В связи с этим радикальным образом меняется система социальных, экономических, политических, международных и идеологических отношений различных народов ойкумены древнего мира. Эти отношения приобретают новые черты и особенности, нередко совершенно уникальные и неповторимые, в отличие от прежних, традиционно имевших более локальный и предсказуемый характер.

    Одной из предпосылок эллинизма был кризис и крушение классического греческого полиса IV в. до н.э. Полис был взорван изнутри внутренними противоречиями, и на смену ему пришла более широкая и мощная государственная форма - эллинистическая монархия. Бесконечные внешние войны между греческими полисами, соперничество между относительно слабыми (по сравнению с V в.) военно-политическими союзами материковой Греции мешали торговле, ослабляли их и не давали возможности объединенными силами прорвать персидский барьер и захватить богатства Востока. Когда же Филипп II силой оружия объединил Грецию, ему удалось положить конец внутренним и внешним войнам. Его сын, Александр Македонский, бросил силы Македонии и Греции на Восток. Греко-македонский поход на Восток помог разрушить этнические, социальные, экономические перегородки между народами всего Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и привел к созданию т.н. эллинистических государств, в течение почти трех веков определявших историю эллинов и многих древневосточных народов, ранее контролировавшихся царями Ахеменидской династии.

    Эллинизм как явление сформировался путем военной экспансии греко-македонцев во главе с Александром Македонским на Восток, на земли раздираемой внутренними противоречиями уже одряхлевшей Персидской державы Ахеменидов. В результате произошел насильственный захват, завоевание силой оружия огромных территорий с проживавшими там многочисленными народами, находившихся на разном уровне развития социально-экономических отношений, народами, различавшихся в языковом, этническом и культурном отношениях.

    Завоеванное население достаточно быстро впитало в себя многие достижения греческой цивилизации. Сами же пришельцы-завоеватели, носители иных экономических и культурных традиций, также оказались весьма восприимчивы к новациям во многих областях жизни местного населения. Все эти обстоятельства и стали благодатной почвой для формирования эллинизма и основных особенностей этого исторического явления в истории античного мира.

    Походы Александра Македонского

    Походы Александра Македонского позволили осуществить греко-македонскую колонизацию Востока, создали условия для распространения здесь рабовладельческих отношений классического типа, многих передовых достижений эллинского общества. Благодаря этому процессу начался интенсивный процесс слияния и взаимного обогащения культур многих народов, как Запада, так и Востока. Сложилась синкретическая эллинистическая культура, впитавшая в себя лучшие достижения как завоевателей, так и завоеванных. Именно она впоследствии стала фундаментом европейской и ближневосточной арабской культур.

    С другой стороны, греко-македонцы оказались под влиянием привычек и представлений местного населения в рамках сформировавшихся после походов Александра эллинистических государств. Этот синтез и взаимовлияние в области политики, экономики, международных, социальных и культурных отношений, в идеологии стал ведущей особенностью новой эпохи. При этом важно отметить, что на фоне активизации социально-экономических и политических процессов сформировалась новая система как внешних, так и внутренних международных отношений, в рамках которых традиционное право силы по-прежнему осталось основным элементом формирования межгосударственных и межрегиональных связей. Колонизация, как мирная, так и насильственная, формировала своеобразное отношение завоевателей к местному населению, определяла ряд новых форм складывавшегося общежития. В рамках этого процесса первичные условия жизни завоеванных народов не могли не определять уровень и характер контактов, а также степень взаимодействия с ними пришельцев в рамках международных и межэтнических отношений.

    Важно отметить, что эллинистический период является частью истории не только античности, но также и древнего Востока. Дело в том, что после походов Александра Македонского к древней Греции присоединились территории Ближнего (Малая Азия, Восточное Средиземноморье, Египет, Вавилония) и Среднего Востока (Центральная Азия, часть Индии и восточная часть современного Ирана). Торговые связи (как внешние, так и внутренние) в рамках этого нового мира приобретают более регулярный и активный характер.

    Распад державы Александра Македонского

    Огромная держава Александра Македонского оказалась непрочной. После смерти ее создателя на ее развалинах силами наследников царя были созданы достаточно сильные на первых порах эллинистические государства, уже далекие от традиционного полисного типа. Полис хорошо подходил к греческому обществу узкого Эгейского бассейна в V - IV вв., выражал общее мнение мелких коллективов греков. Но эта форма совершенно не годилась для огромных территориальных государств эллинистической эпохи, выросших на базе древневосточных монархий. Только сильная централизованная монархия могла оградить интересы незначительного правящего меньшинства (сначала греко-македонского, а впоследствии туземного) на необъятных территориях Востока. В условиях ирригационного земледелия только такая монархия могла держать в покорности массы завоеванного населения, и то лишь при условии союза монархов с греками и македонцами, пришедших сюда в рядах армий Александра и диадохов. Завоеватели были организованы в полисные структуры нового, модифицированного типа, получившие в исследованиях ряда ученых определение «восточноэллинистический полис». Именно такая централизованная монархия (пример - держава Селевкидов) могла организовать сильную армию и флот, осуществлять контроль над местным населением, создать новые торговые пути и установить достаточно прочные связи с отдаленными уголками завоеванных территорий. При этом была создана и новая система международных отношений - как внутренних, так и внешних, система, отражавшая реалии тогдашнего времени.

    Во всей этой деятельности, как было сказано, царская власть привлекла надежных союзников - гражданские коллективы восточноэллинистических полисов, получившие от монарха землю в обмен на поставку в случае необходимости контингентов своих граждан-воинов в постоянную наемную армию царя, а также право эксплуатации и контроля местного завоеванного населения.

    В становлении и функционировании системы внешних международных отношений любой эллинистический монарх исходил из права решения насущных вопросов международных отношений с позиции силы. В эту систему периодически вовлекались различные союзники, цинично рассматриваемые эллинистическими монархами как временные. По достижению генеральных целей, от их услуг можно было отказаться, предоставив им право решать свои проблемы уже самостоятельно.

    Таким образом, за почти три столетия мировой истории были созданы огромные по территории и населению эллинистические государства с разветвленной экономикой развитого типа и продвинутыми социальными отношениями, а также синкретической культурой, включавшей в себя и эллинские, и восточные элементы. В новую систему межгосударственных и международных отношений эпохи эллинизма вошли также и более мелкие государства, различные союзы народов и городов, многие полисные структуры Балканского полуострова и Малой Азии.

    Понятие «эллинизм»

    Само понятие «эллинизм» было введено в историческую науку в 30-е годы XIX века крупным немецким историком И.Дройзеном. Для этого исследователя оно означало тот период истории античности, который начался вслед за походами Александра Македонского на Восток. Конец эллинистической эпохи, как считает ныне большинство исследователей, падает на 30 г. до н.э. Именно в этом году последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей агрессивной Римской державы. С точки зрения сущностного определения эллинизма, И.Дройзен считал, что под ним скрывается, прежде всего, культурное явление: «распространение греческого господства и образованности среди отживших культурных народов». Иначе говоря, с его точки зрения, это было время, когда в области культуры (в первую очередь религии) происходил процесс взаимодействия Греции и Востока.

    В течение достаточно длительного времени подобный подход оставался господствующим в антиковедении, причем указанный процесс рассматривался на фоне широкого распространения и почти исключительного влияния «передовой» эллинской культуры на сравнительно «отсталое» по своей сути культурное развитие народов Древнего Востока. В последнее время, однако, в зарубежной историографии появились и противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что образовавшиеся после походов Александра эллинистические государства по сути своей остались древневосточными и новации эллинистической эпохи ничего в них не изменили.

    В отечественном антиковедении проблема сущности эллинизма также пока не получила однозначного решения. В течение многих десятилетий наибольшим признанием пользовалась концепция, согласно которой эллинизм - это закономерный этап в развитии рабовладельческой формации (А.Б. Ранович , С.И. Ковалев). В начале 50-х годов прошлого века в отечественном антиковедении утверждается концепция сущности эллинизма, предложенная К.К.Зельиным. Согласно ей, эллинизм - это конкретно-историческое явление, родившееся в результате походов Александра Македонского и характеризующееся синтезом античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах. При этом подчеркивалось, что это сочетание происходило в конкретно-исторической обстановке, определившейся в результате греко-македонского завоевания.

    В последнее время ряд исследователей подвергают эту трактовку понятия «эллинизм» оказалась небезупречной. его вполне обоснованной критике. Прежде всего - являлись ли собственно Греция и Македония, породившие сам эллинизм, частями этого мира? Дело том, что ни в их социальной и в политической структурах ничего восточного проследить не удается, а так же в культурной сфере восточные черты практически не прослеживаются. С другой стороны, на территориях эллинистического мира, располагавшихся восточнее реки Евфрат, ожидаемый с точки зрения этой концепции, процесс активного культурного синтеза начинается лишь по завершению формальных хронологических рамок периода эллинизма.

    Что же касается хронологических рамок истории эллинизма, то, несмотря на ряд расхождений, большинство исследователей в целом солидарно в их определении. Это - время от походов Александра Македонского на Восток (последняя треть IV в. до н.э.) вплоть до 30 г. до н.э., когда последнее крупное эллинистическое государство - Птолемеевский Египет, полностью теряет свою независимость и становится добычей Рима.

    Три периода эллинизма

    В рамках этого почти трехвекового исторического отрезка времени обычно выделяют три основных периода. Первый из них включает в себя собственно восточные походы греко-македонского войска во главе с Александром, короткое существование его «мировой» державы и ее распад на ряд эллинистических царств во главе с бывшими сподвижниками македонского владыки (334 - 281 гг. до н.э.). С точки зрения анализа начала становления эллинизма, э то было время, заложившее основу этого исторического феномена. Консолидация новых государств на развалинах империи Александра Македонского, формирование и развитие межгосударственных связей различного характера происходит уже в следующий период эллинистической эпохи, характеризующийся расцветом эллинистической государственности, экономики и культуры (281 г. - сер. II в. до н.э.).

    Третий, заключительный период истории эллинизма, приходится на вт. пол. II в. до н.э. - 30 г. до н.э. Это было время угасания творческого потенциала эллинизма, появления на международной арене эллинистического региона новых сил в лице агрессивной Римской республики и Парфянского царства. Это - время кризиса и распада эллинистической государственности, формирования новой, биполярной системы международных отношений, пришедшей на смену многополярным международным связям эллинистического мира.

    Завершается эллинистическая эпоха в конце I в. до н.э. когда система эллинистических государств, уже испытывавших давление с запада со стороны Рима, а с востока - Парфянской державы, были ими завоеваны. С этих пор история регионов древней Греции и бывших эллинистических государств рассматривается уже в рамках истории древнеримской истории.

    Столь же неоднозначно трактуются территориальные границы эллинистического мира. Строго говоря, если следовать трактовке этого понятия, предложенного К.К.Зельиным, это все те территории, которые вошли в состав державы Александра Македонского. Однако в настоящее время очевидна тенденция к расширительному пониманию эллинистического мира, согласно которой в него включаются, например, Боспорское царство, некоторые части Малой Азии, Понтийское царство, Сицилийское царство Гиерона II и некоторые полисы Балканской Греции. Основанием для этого служит то обстоятельство, что они были греческими по своей структуре и цивилизации, не отличаясь в этом отношении от остального эллинистического мира. Некоторые исследователи идут еще дальше вплоть таких крайних утверждений о том, что эллинистическая история - это в сущности, всемирная история того времени, и территориальные рамки эллинизма охватывают рамки всей известной тогда ойкумены древности. Окончательное решение данной проблемы еще впереди.

    С.В. Новиков

    Рекомендуемая литература

    Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.

    Биккерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

    Гафуров Б.Г., Цибукидес Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

    Дройзен И.Г. История эллинизма. Т.1-2. СПб, 1997.

    Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950.

    Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

    Левег П. Эллинистический мир. М., 1989.

    Хрестоматия по истории древнего мира

    Эллинизм

    ЭЛЛИНИ́ЗМ -а; м.

    1. Эпоха расцвета греко-восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке (с конца 4 до конца 1 в. до н.э.).

    2. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка.

    Эллинисти́ческий, -ая, -ое (1 зн.). Э-ая культура.

    эллини́зм

    период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II-I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

    ЭЛЛИНИЗМ

    ЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом (см. РИМ) , завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта (см. ЕГИПЕТ) .
    Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном (см. ДРОЙЗЕН Иоганн Густав) . Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) , но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима, а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.
    В 323 г. до н. э. умирает завоевавший большую часть известной грекам ойкумены Александр Македонский, к тому времени его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда. Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности: Пердикка (см. ПЕРДИККА) стал регентом при слабоумном Арридее (тронное имя Филипп III, сын Филиппа II) и Александре IV (сыне Роксаны, родившемся после смерти Александра Македонского); Антипатр (см. АНТИПАТР) и Кратер стали править в Греции и Македонии; Фракия была передана Лисимаху (см. ЛИСИМАХ) . В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон - сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (см. ПТОЛЕМЕИ) (Птолемей I Сотер). Важнейшие командные посты были заняты Селевком и Кассандром (сын Антипатра). Пердикка, будучи регентом, претендовал на полноценность, его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет 321 г. до н. э. оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. В это же время Кратер погиб в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом.
    В 321 г. до н. э. в Трипарадейсе (Сирия) между диадохами произошло новое перераспределение должностей и сатрапий. Регентом царской семьи стал Антипатр, к которому вскоре она и была перевезена. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии.
    В 319 г. до н. э. умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту - одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр и поддержавший его Антигон. В новом этапе войны важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила свое значение. Арридей (Филипп III), его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксану с сыном удалось захватить Кассандру, который к тому времени подчинил Македонию и большую часть материковой Греции. После этого военные действия между Евменом и Антигоном проходили преимущественно в Перейде и Сузиане. В начале 316 г. до н. э. Евмен был разбит Антигоном, который, таким образом, становится самым могущественным из диадохов.
    Обеспокоенные усилением Антигона, Птолемей, Селевк и Кассандр заключили союз против Антигона, затем к ним примкнул и Лисимах. Основные сражения проходили на море и на суше преимущественно в Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и, главным образом, в Греции. На этот раз война шла с переменным успехом и завершилась в 311 г. до н. э. заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители возникших таким образом эллинистических государств.
    В 307 г. до н. э. начался новый этап борьбы диадохов, к началу этого этапа по распоряжению Кассандра были убиты Роксана и ее сын Александр IV, таким образом исчезла последняя формальная возможность для объединения бывшей державы Александра Македонского. Военные действия в Греции с целью завладеть Македонией и македонским престолом начал Антигон; его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 г. до н. э. в морском сражении близ Кипра Деметрием был разбит флот Птолемея. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет (см. ДЕМЕТРИЙ I Полиоркет) ) царские титулы. Другие диадохи, Птолемей и Селевк, также провозгласили себя царями.
    В решающем сражении при Ипсе в 301 г. до н. э. Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.
    Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром (см. ПИРР (царь)) - царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Царем Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.
    Расцветом эллинизма считается 3 - нач. 2 вв. до н. э. Военные столкновения на протяжении 3 в. до н. э. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (так называемые Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. Независимым от Селевкидов в 283 г. до н. э. стал Пергам, а в 260 г. до н. э. - Каппадокия. Около сер. 3 в. до н. э. северо-восточные сатрапии державы Селевкидов образовали независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царства.
    Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры - Александрия (см. АЛЕКСАНДРИЯ (Египет)) в Египте, Антиохия на Оронте (см. АНТИОХИЯ) , Селевкия на Тигре; ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. В эпоху эллинизма процветали греческие колонии как в Северном Причерноморье (см. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ) , так и в Испании и Италии. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на Востоке полисы объединяли ремесленников, торговцев и людей других профессий, каждый из которых мог иметь своих богов, принадлежать к любой национальности и к различным социальным группам.
    Общим для всех эллинистических стран и полисов являлся разговорный диалект греческого языка («койне (см. КОЙНЕ) »). По сохранившимся в Египте папирусам можно судить, значительная часть городского населения могла читать и писать по-гречески, были найдены как сочинения классиков и современников, так и личная переписка и деловые записи. Единого культурного центра, как такового, в период эллинизма не было. Наиболее развитым эллинистическим центром являлась основанная Александром Македонским в дельте Нила Александрия, ставшая столицей египетской державы Птолемеев, которые приложили немало усилий для ее процветания. Была создана знаменитая Александрийская библиотека (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА) , в которой были собраны множество как художественных, так и научных и исторических книг, для работы в которой были созваны виднейшие поэты и ученые того времени. Кроме того, крупнейшими центрами эллинистической культуры были Пергам (см. ПЕРГАМ (древний город)) , Афины (см. АФИНЫ Древние) , Селевкия, острова Эгейского моря и сицилийские колонии. Широкое распространение в эллинистическом мире получил греческое (и, главным, афинское) театральное искусство, практически в каждом городе существовал амфитеатр, где регулярно ставили трагедии и комедии.
    Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения - частная собственность граждан и собственность города - осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. Цари, которым формально принадлежала вся земля вне города, предоставляли небольшие участки земли (клеры) воинам, которые назывались клерухами или катэками. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги. Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств.
    Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Греческие полисы пытались сохранить свои во многом более демократические традиции, и поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации, наиболее известными были: Этолийский союз (см. ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ) (в конце 3 в. до н. э. в него входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря) и Ахейский союз (см. АХЕЙСКИЙ СОЮЗ) (возник в 284 г. до н. э., к 230 г. до н. э. союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221 г. до н. э.) объединенные силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введен македонский гарнизон. Последние годы 3 в. до н. э. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии.
    Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с Антиохом III Великим из династии Селевкидов разделили владения Птолемеев за пределами собственно Египта. К Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря. Антиох III после победы при Панионе в 200 г. до н. э. овладел Финикией и Сирией.
    Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 г. до н. э. почти все Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (в 199 г. до н. э.) и Ахейский (в 198 г. до н. э.) союзы, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Вторая Македонская война (см. МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ) (200-197 гг. до н. э.) завершились заключением мира в 197 г. до н. э., по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.
    Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216 г. до н. э., восстание местных династов в 206 г. до н. э. в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) . Приблизительно в 212-205 гг. до н. э. Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию (см. ПАРФИЯ) и Бактрию (см. БАКТРИЯ) признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 г. до н. э. на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III (см. АНТИОХ III Великий) у Магнесии на Сипиле в 190 г. до н. э., в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии. Сразу же после этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделилась находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения.
    Победа римлян над Селевкидами коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из оставшихся эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.
    Во 2 в. до н. э. - конце 1 в. до н. э. происходит упадок и подчинение Риму эллинистических государств. Противостояние между городской знатью (заинтересованной в более тесных связях с римским миром) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства, способствовало возникновению многочисленных дворцовых переворотов, династических распрей, городских восстаний. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.
    В третьей Македонской войне к македонскому царю Персею (см. ПЕРСЕЙ (царь Македонии)) , несмотря на его попытки привлечь на свою сторону для борьбы против Рима греческие полисы, присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (см. ПИДНА) в 168 г. до н. э., после чего Македония была разделена на четыре различных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов, а вспыхнувшие в Македонии в 149-148 гг. до н. э. и в Ахейском союзе в 146 г. до н. э. восстания были жестоко подавлены римлянами. После этого Македония была превращена в римскую провинцию с одноименным названием. Союзы греческих полисов были распущены, в полисах были установлены олигархические режимы.
    Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. В 133 г. до н. э. Пергам (см. ПЕРГАМ (государство)) (в соответствии с завещанием Аттала III (см. АТТАЛ III Филометор) ) перешел под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132-129 гг. до н. э.) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство (см. ПОНТ (древнее государство)) , которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе (см. МИТРИДАТ VI Евпатор) стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138-129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.
    В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. египетская держава Птолемеев, последнее эллинистическое государство, во главе которого находилась Клеопатра (см. КЛЕОПАТРА (царица)) , было завоевано Октавианом Августом. Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей, однако эллинистические культурные традиции и устоявшийся социально-экономический быт оказались сильнее завоевателей, распространив все свои достижения по всей территории Римской империи.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "эллинизм" в других словарях:

      Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… … Википедия

      1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка

      эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»