Про психологию. Учения и методики

Будет ли война на ближнем востоке. Начнётся ли на Ближнем Востоке большая война

Копірайт зображення Getty Images

Обострившееся военное противостояние между Ираном и Израилем странным образом совпало с выходом США из соглашения по иранской ядерной программе.

В ответ на обстрел израильских позиций на Голанских высотах Израиль накрыл иранские военные объекты в Сирии.

Впрочем, в Тегеране утверждают, что никаких иранских военных в Сирии нет, хотя еще в прошлом году источник в разведке одной из западных стран сообщил Би-би-си, что иранские военные создали свою базу в расположении сирийских правительственных войск в Аль-Кисве.

Так или иначе, в районе Голанских высот снова неспокойно, и израильтяне отмечают заметно возросшую активность иранских сил. Пессимисты вновь заговорили о перспективах большой войны на Ближнем Востоке.

Сдержанная реакция

Интересно отметить, что обычно скорая на расправу с "большим и малым сатанами" иранская пресса в этот раз ведет себя довольно сдержанно, да и израильские и американские флаги на улицах иранских городов жгут не чаще обычного.

Иран выжидает. Президент Хасан Роухани ожидает результатов переговоров иранских дипломатов с Францией, Германией, Великобританией, Россией и Китаем, чтобы оценить возможность сохранения ядерного договора.

  • США ввели новые санкции против Ирана

Если Европа реально, а не в форме деклараций, будет придерживаться Совместного всеобъемлющего плана действий, возможно повторение ситуации 1996-2006 годов, когда американские санкции против Ирана формально действовали, но против европейских компаний не применялись.

Если этого удастся добиться, то Иран, скорее всего, из соглашения по ядерной программе не выйдет, хотя и громогласно подвергнет США публичному порицанию.

  • Израильская разведка нашла секретный ядерный архив Ирана

Аналитики указывают, что в действительности цель маневров вокруг иранской ядерной программы - это не лишить Тегеран возможности обзавестись ядерным оружием. Этот момент, похоже, уже упущен, а после недавних событий в Ираке и Ливии желание иранского режима (как и северокорейского) гарантировать свое выживание "ядерным зонтиком" только окрепло.

Задача в том, чтобы поставить Иран в некие более-менее приемлемые рамки. Однако эти рамки в далеком Вашингтоне и не столь далеком Тель-Авиве видятся неодинаково.

Угроза Израилю

Укрепление Ирана в Сирии, которое сейчас, по-видимому, идет форсированными темпами, Израилю, разумеется, не нужно. Потенциальная опасность иранского режима, вооруженного ядерными боеголовками и средствами доставки, очевидно, еще выше. А северокорейский опыт показывает, что "ядерный рывок" вполне возможен, вопреки оценкам западных разведок.

Копірайт зображення Getty Images Image caption Израиль серьезно отнесся к росту иранской военной активности в районе Голанских высот

При этом надо понимать, что противостояние Ирана и Израиля - это и своего рода ритуальное действие, предназначенное в обеих странах для внутреннего потребления. "Большой Сатана" США и его приспешник Израиль - это неотъемлемая часть иранского политического словаря. У Биньямина Нетаньяху тоже немало проблем на домашнем фронте.

Однако полномасштабной войны, ядерной или нет, ни в той ни в другой стране, разумеется, не хотят. Это не означает, что ее гарантированно не случится, но надо понимать, что, по большому счету, она никому не нужна.

"Ближний Восток - это одна большая общая комната", - удачно сказал политолог Николай Кожанов. Разумеется, война отразится на всех ее обитателях, тем более война с применением ядерного оружия: это одинаковая катастрофа для всех.

  • Макрон: разрыв соглашения с Ираном может открыть ящик Пандоры

К тому же в Тегеране помнят, что у Израиля ядерное оружие есть (Израиль принципиально никогда не признает этот факт официально). А значительная часть населения Ирана сосредоточена в городах. Ответный удар, если до этого дойдет, будет апокалиптическим по своим последствиям.

В неядерном сценарии традиционные соперники Ирана - монархии Персидского залива - будут наращивать давление на Иран, но от прямого участия в конфликте, скорее всего, воздержатся. Выжидать будут и Турция с Египтом.

  • Кто против кого может воевать в Сирии

Более или менее активно в конфронтацию могут вмешаться союзники противоборствующих государств: США и Россия. Но и тут, вероятно, дело ограничится моральной поддержкой и поставками оружия, хотя и Дональд Трамп, и Владимир Путин уже удивляли аналитиков, отдавая приказы о нанесении ударов по позициям различных группировок в Сирии.

Вмешательство извне

Захотят ли они вмешиваться - другой вопрос. Трамп провозгласил Америку "превыше всего", хотя оставить многолетнего и самого надежного союзника в регионе совсем без поддержки он едва ли захочет.

  • Власти Ирана предостерегли граждан от участия в "нелегальных собраниях"

У российского президента другая дилемма. У России довольно хорошие отношения с Израилем, это едва ли не единственное связующее звено между Москвой и западными столицами. Однако оно может быть утеряно, если в Кремле продолжат активно поддерживать Иран.

В то же время союз с Ираном - это существенный, если не решающий, аспект тактических успехов России в Сирии. Отказаться от альянса с Ираном - значит уйти из Сирии, оставив режим Асада в крайне неустойчивом положении, то есть лишиться всех приобретений последних лет. Вряд ли Владимир Путин готов с этим примириться.

Продолжать сотрудничество и активную поддержку государства, которое постоянно угрожает физическим уничтожением своему соседу, в XXI веке тоже едва ли правильно, а главное - выгодно. Не говоря уже о том, что, кроме Ирана, на Ближнем Востоке у России есть и другие партнеры - та же Саудовская Аравия, например.

  • Россия ввела ответные санкции против США

Пока Москве удавалось поддерживать ровные отношения с главными ближневосточными игроками. Поддержка Ирана в его конфронтации с Израилем и главное, в его стремлении заполучить ядерное оружие грозит нарушить этот баланс.

Копірайт зображення Getty Images Image caption Израиль никогда не поддерживал ядерную сделку с Ираном, утверждая, что ядерная программа по-прежнему существует

А то, что Иран не распрощался окончательно с идеей обзавестись ядерным арсеналом, у большинства экспертов сомнения не вызывает.

Ядерный Иран

Ядерный Иран представляет серьезную угрозу мировой безопасности в первую очередь потому, что это пример для подражания. Саудовское королевство будет первым, хотя наверняка не единственным, государством, которое пожелает это пример повторить. Ну а дальше это вопрос времени - и окончательный крах Договора о нераспространении ядерного оружия.

Израиль, очевидно, не пожелает мириться с такой угрозой.

  • США и Саудовская Аравия заключили оружейную сделку на $110 млрд

С одной стороны, израильские спецслужбы раньше уже саботировали иранские ядерные проекты, и их возможности не стоит недооценивать. А в случае с Ираком израильтяне вообще не постеснялись нанести удар по ядерным объектам, и нельзя исключать возможности повторения этого сценария в Иране.

Однако для того, чтобы это произошло, в Израиле должны быть уверены, во-первых, в серьезности угрозы со стороны Ирана, и во-вторых, в своей возможности нанести удар, который останется без ответа. В нынешних условиях это вряд ли возможно, имея в виду разветвленность иранской ядерной инфраструктуры.

Факт наличия у самого Израиля ядерного арсенала должен послужить хорошим аргументом для Тегерана. Однако все эти конструкции, к сожалению, носят умозрительный характер.

Да, воевать "по-взрослому" не хочет никто. Опыт предыдущих столкновений с Израилем, равно как и нынешняя тупиковая с военной точки зрения ситуация в Сирии, когда серьезные изменения в положении на фронте невозможны без участия России или США, не позволяет надеяться на быстрое уничтожение еврейского государства.

Но это не означает, что конфронтация всегда будет ограничиваться эпизодическими взаимными обстрелами. Любой случайный выстрел может стать началом большой войны.

Следите за нашими новостями в

О.БЫЧКОВА: Добрый вечер, это программа «Обложка-2», как всегда мы в эфире обсуждаем темы, которые кажутся наиболее важными для иностранных еженедельников. Сегодня будем говорить о том, возможна ли война на Ближнем Востоке, потому что новости приходят на сей раз с границы Турции и Сирии – там происходят странные обмены ударами. Сразу представлю гостей – Нордун Хаджиоглу, Мазен Аббас и Евгений Сатановский.

Сегодня пришло еще одно сообщение - турецкая артиллерия снова открыла ответный огонь, откуда был обстрелян город Акчекалле, там на сирийско-турецкой границе взорвался снаряд, выпущенный с территории Сирии. Он попал в сад одного из местных сельхозурпавлений, жертв и пострадавших нет, но за последние два дня это уже 4-й случай попадания на турецкую территорию снаряда с сирийской территории. Попросим Нордуна объяснить, что это за место.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Если говорим о деревушке Акчекале, это населенный пункт, в прямой близости, даже граничит с КПП переходного пункта в Сирию, небольшой населенный пункт, жителей не больше 10 тысяч человек. Почему туда эти снаряды попадают? - вглубь территории Сирии примерно 10 километров от границы, по журналистским сведениям – идут бои между сирийскими властями и оппозицией, и по утверждению сирийского правительства, прилетают случайно. Первый снаряд был объяснен случайностью, был дано заверение, что случайностей больше не будет, но по истечении нескольких часов, в тот же день, вечером, в город Ширна, поблизости, тоже попал второй снаряд, и также турецкая артиллерия дала ответ залпом на этот инцидент. Кстати, их уже не 4, а пять случаев.

Заявление было сделано давно, после сбитого, упавшего – не знаю, как назвать, - разведывательного самолета Ф-4, это было в начале лета, прошло 3-4 месяца, после этого инцидента Турция заявила, что в дальнейшем будет адекватно реагировать и извинениями и нотами рассматривать этот вопрос больше не будет.

О.БЫЧКОВА: Все-таки случайно, или не случайно? Как это комментируют в Турции?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Если бы это было настолько случайно, то турецкое правительство наверняка не реагировало бы так, как реагирует сегодня – не стреляло бы в ответ. Сначала скажем следующее – в чьем доме бардак? Бардак в Сирии. Если кто-то выпил 10 бутылок водки на верхнем этаже и дебоширит, первое, что вы сделаете? – позвоните в полицию, полиция приедет, один раз спросит – что делаете? Если под ними живет пенсионер, он будет сидеть тихо, а если под ними спортсмен, он поднимется и даст дебоширу по морде. Примерно так можно объяснить положение.

О.БЫЧКОВА: Евгений, вас что смущает?

Е.САТАНОВСКИЙ: Поскольку я не сириец и не турок, меня здесь вообще ничего не смущает, и будет ли война между двумя этими государствами, или обойдется пограничными инцидентами – это абсолютно не российская проблема – нас там нет, и, слава богу. То, что это, безусловно, случайность – это понятно: серьезные операции так не начинают, ни турецкая армия, ни сирийская. И с той с другой стороны в армиях сидят профессионалы, накачана не только Турция, но и Сирия. Но продолжая красивую метафору коллеги, хотелось бы отметить, что когда у вас в стране начинают гражданскую войну, оплачивают ее, переводят боевиков, поставляют оружие и играют одну из наиболее активных ролей в разжигании этой самой гражданской войны, пробивают коридоры для боевиков, которых концентрируют и обучают на своей территории.

О.БЫЧКОВА: Территории Турции.

Е.САТАНОВСКИЙ: Абсолютно точно. При этом рассказывая всем сказки о том, что турецкая внешняя политика это ноль проблем соседями – она уде давно не ноль, уже мало соседей, с которыми у Турции не т больших или маленьких проблем. Не следует полагать, что эта деятельность, в конечном счете, в том числе, поддержание состояния гражданской войны в приграничных районах, не перенесется на территорию той страны, которая поддерживает боевиком – в том числе, радикальных исламистов.

Понятно, что эмират Катара и Саудовская Аравия, которые играют здесь главную роль, пожалуй, более важную, чем Турция, далеко. А Турция государство соседнее. И понятно поэтому, что на катарской или саудовской границе бои не идут, а Турция, к сожалению, платит за политику Эрдогана - платят невинные люди.

О.БЫЧКОВА: По-вашему, в чем политика должна заключаться?

Е.САТАНОВСКИЙ: Это совершенно не мое дело – я не турецкий избиратель за партию «Справедливости и развития» не голосую, и советов им не даю.

О.БЫЧКОВА: Я не прошу вас дать совет. Я спрашиваю, как вы интерпретируете эту политику как наблюдатель.

Е.САТАНОВСКИЙ: Турция влезла по самое горлышко в войну в Сирию в качестве одного из главных ее организаторов инициаторов - сточки зрения стороннего наблюдателя, что удивляться, что происходит то, что происходит.

О.БЫЧКОВА: А зачем это ей нужно?

Е.САТАНОВСКИЙ: А это надо спрашивать руководство в Анкаре. Великодержавные амбиции, новая Оттоманская порта, идея о том, что Эрдоган вот-вот становится президентом новой президентской республики, а времени у него мало – тяжелое раковое заболевание. Поэтому мы наблюдали резкое отношение Турции с Израилем – после флотилии, - много чего Турция сделала в Ливии. Поэтому безвизовый режим с Ливией и Сирией, кстати, разговор о создании некоторого «ближневосточного братства» под предводительством Турции, кончились свержением и Линчем Каддафи, после чего доверие к Турции и ее политики в Сирии меньше нуля. Тем более что Сирия получает все от Турции напрямую, как одного из трех главных антисирийских игроков.

При этом, с моей точки зрения, конечно, инцидент случайный, потому что ни в Турции, ни в Сирии большой войны между ними никто не хочет по-настоящему. И может быть, будут стараться этого избегать.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Я с этим категорически не согласен. Потому что кроме как голословных утверждений, я не могу принять эти ваши высказывания.

Е.САТАНОВСКИЙ: Читайте источники, включая места концентрации боевиков.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Я руководствуясь тем, что знаю - что видел и что понимаю. Если кто-то так голословно утверждает, не поймав кого-то за ухо, я такого неприемлю.

Е.САТАНОВСКИЙ: Турция этого не скрывает.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Я должен это увидеть.

Е.САТАНОВСКИЙ: Тогда надо на границе с Сирией сидеть.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Но речь идет о другом. Вы говорите, что Турция развязала эту войну.

Е.САТАНОВСКИЙ: Нет, развязали Катар и Саудовская Аравия.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Это началось 19 месяцев назад, когда сирийская власть, а именно, их спецслужбы, подняли оружие на обычную свадьбу, были убиты три человека, которые на этой свадьбе высказались против режима - вот начало. Почему этого не произошло в Швеции, когда Брейвик убил 70 человек.

Е.САТАНОВСКИЙ: А сколько турки перебили?

О.БЫЧКОВА: Нет, не стоит уходить в другую сторону.

М.АББАС: Конечно, многие российские аналитики очень любят геополитику и забывают, что в Сирии не бараны живут, а люди. 19 месяцев назад там мирные демонстранты были убиты. Да, Турция виновата – приняла 100 тысяч беженцев, и никто не помог туркам обеспечивать этих людей. А теперь мы начинаем говорить о геополитической конспирации и мировой войне, которая будет из-за того, что какие-то бедные люди в Сирии пытались получить свободу, и вмешались в это и Россия, Иран, Катар, Саудовская Аравия - все вмешались.

Мы не видим эту картину в России, почему-то российские аналитики не видят эту картину, а пытаются всегда обвинять революцию в том, что они террористы. То, что происходит – это теракты. Не видят, что режим Асада пытается провоцировать - с самого начала, в мае прошлого года, отправил мирных, ничем не вооруженных людей, в сторону Израиля - из них было убито 38, и понятна реакция: люди пытались перейти границу. Вы знаете об этом случае?

Е.САТАНОВСКИЙ: А как же.

М.АББАС: Это не провокация со стороны сирийцев? Провокация. Когда бывший министр по договоренности с главой спецслужб Сирии подготовил взрыва среди христиан и мусульман, чтобы их спровоцировать на религиозную войну в Ливане. Этот человек арестован, есть даже суд, который принимает решение по его судьбе. Так что видно – режим пытается организовать провокации, чтобы спасти себя от народа.

Е.САТАНОВСКИЙ: Главная провокация недели – заявление канала «Аль-Арабия», который вы представляете…

М.АББАС: Я не представляю канал, я работаю корреспондентом.

Е.САТАНОВСКИЙ: Тем более. О том, что турецких летчиков, которые погибли после того, как был сбит разведывательный самолет, расстреливали Российские военнопленные.

М.АББАС: Ничего подобного - эти документы были представлены оппозицией. И в этом документе то, что вы говорите, не было.

Е.САТАНОВСКИЙ: Отлично. Врать можно бесконечно долго. Ваш канал, так же, как и «Аль-Джазира», разжигает гражданскую войну.

М.АББАС: Я не знаю, откуда вы берете эту информацию и начинаете рассказывать, что якобы это правда.

Е.САТАНОВСКИЙ: Мы знаем и об антироссийской деятельности канала «Аль-Арабия» и о том, что вы играете одну из главных, провокационных ролей - абсолютно точно. И о подтасовках, которые и «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» играют в гражданской войне играют.

О.БЫЧКОВА: Давайте не будем обвинять ни каналы, ни журналистов. Мазен Аббас не занимается лично фальсификациями.

Е.САТАНОВСКИЙ: Мазен Аббас работает на этом канале в России. Этот канал произвел в России на прошлой неделе сенсацию – эфир был раскален от вопросов журналистов и дипломатов на тему той лживой информации, которую российский МИД четко именно так и назвал.

О.БЫЧКОВА: Мне не кажется, что Мазен Аббас должен сейчас отвечать за правдивость или лживость этой информации.

Е.САТАНОВСКИЙ: Безусловно, он за них не ответит, это точно. Но вопрос о том, кто тут провокатор, откровенно говоря, достаточно бессмысленнен, потому что вся «Арабская весна» - большая игра по переделу Ближнего Востока и созданию халифата перед большой войной аравийских монархий с Ираном, в которой, конечно, Сирия и союзник Ирана и одновременно правят там алавиты, они вообще с салафитской точки зрения еретики, их обязательно надо свергать. Не случайно Завахири, глава «Аль-Каиды», объявил джихад.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Он его объявил 15 лет назад.

Е.САТАНОВСКИЙ: Он его объявил после того. Поэтому когда вы начинаете рассказывать трепетные истории о мирных людях…

Н.ХАДЖИОГЛУ: А вам это не нравится.

Е.САТАНОВСКИЙ: Мне нравится объективность и правда, а не вранье.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Если не стоит о мирных людях, тогда не знаю, о чем стоит.

Е.САТАНОВСКИЙ: В Египте они представляют страну, которая успешно предала своего президента в рамках того, что вы называете «революцией», а в России часто называют «смутой».

О.БЫЧКОВА: В России тоже по-разному называют.

М.АББАС: Россия против, чтобы была демократия в какой-то арабской стране.

Е.САТАНОВСКИЙ: Да ради бога, режьте друг друга в рамках демократии в арабской стране. О.БЫЧКОВА: Евгений, я еще раз вас прошу – не надо говорить «режьте друг друга».

Е.САТАНОВСКИЙ: А можно я буду говорить то, что я хочу? Вы меня можете не звать, я могу встать и уйти, но затыкать меня не удастся никому - ни арабам, ни туркам.

О.БЫЧКОВА: Давайте все-таки придерживаться каких-то правил. Мы здесь обсуждаем ситуацию. Насколько я понимаю, каждый из вас в этой ситуации наблюдатель, осведомленный по той или другой стороне этой истории. Поэтому говорить «вы режьте друг друга» - не очень правильно.

Е.САТАНОВСКИЙ: А мне кажется, что если меня пытаются взять на понт, как это называется в России, по поводу того, почему мы против демократии, повторяю еще раз – демократия в арабском мире это право большинства перерезать и перебить меньшинства, сделав это самым негуманным образом. Линчевать того, кто еще вчера управлял страной и сделал эту страну страной.

М.АББАС: Это не расизм оценивать арабов таким образом?

Е.САТАНОВСКИЙ: Нет. Те люди, которые бегут от этой демократии, тоже арабы, многие спасаются.

М.АББАС: Скажите, кто бегает? У вас информации больше, чем у меня?

Е.САТАНОВСКИЙ: У вас информация есть, Другое дело, что вы работаете на том канале, где не принято давать честную и объективную информацию.

М.АББАС: Канал это не партийная обязанность.

Е.САТАНОВСКИЙ: А кто знает? Зарплату платят. Четверть миллиона коптов у вас не бежало из страны только за последний конец года?

М.АББАС: Вы говорите за последние 5 лет.

Е.САТАНОВСКИЙ: Я говорю о последней осени.

М.АББАС: Ваша информация совершенно неверна.

Е.САТАНОВСКИЙ: Отлично. Вот и поговорили. От журналиста «Аль-Арабии» что ожидать?

М.АББАС: От г-на Сатановского, Института Ближнего Востока, главного защитника Израиля – что ожидать?

О.БЫЧКОВА: Прошу прощения. Вернемся к теме, не будем заниматься выяснениями непонятно, чего. После эфира. Вернемся к теме Турции и Сирии. Все-таки, то, что происходит сейчас в этом месте, Акчекалет – это ведь не место, где находятся лагеря беженцев.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Это старый населенный пункт Турции.

О.БЫЧКОВА: Логично было предположить, что существуют лагеря беженцев из Сирии на территории Турции, их там много, и люди там разные - это и беженцы, боевики, военные, какие-то спецслужбы, - сложная история.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Нет, речь идет о турецкой деревне, где в настоящее время беженцев из Сирии нет. Это сугубо старый населенный пункт, он не связан с беженцами.

О.БЫЧКОВА: Можно предположить, кому это может быть нужно? Самое простое объяснение – это нужно оппозиции.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Хочу немножко по другому подойти к этому вопросу. Я бы сказал, что налицо следующее: в соседней стране, так или иначе, конфликт - некоторые его называют власть борется с оппозицией, кто-то называет внутренней гражданской войной. Надо исходить из того, что в Сирии происходят боестолкновения. Я не говорю – давайте Турция возьмет на себя шефство и будет регулировать положение. Очень просто – мы в таком же составе 6 месяце назад сидели и обсуждали, что будет, что изменилось с того дня? Абсолютно ничего. Что произошло? два собрания Совета Безопасности ООН, международная конференция в Женеве, - опять ничего не изменилось. Ну, раз вы считаете, что Турция это страна, которой нельзя доверять регулировать безопасность на сирийской границе, тогда есть пункт ООН, который предусматривает отправление в данную зону «голубых касок». Но даже этого не может принять Совбез, которые разговаривают между собой примерно так, как разговаривает г-н Сатановский с нами. Что делать в данном положении? Значит, опять все упирается в Совбез ООН, который вроде бы объявил себя ответственным за это положение, а с другой стороны, эту ответственность не выполняет. Как быть, кто будет регулировать это положение, чтобы сирийские снаряды не падали на турецкую территорию.

Е.САТАНОВСКИЙ: Вопрос - кто будет регулировать положение, чтобы на турецкой территории не концентрировались боевики и их не тренировали американские, французские спецслужбы, чтобы из Ливии туда не переводили исламистов.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Опять. Предположим, убежал сирийский генерал – прибежал в Турцию, что сделаешь? Сорвешь погоны?

Е.САТАНОВСКИЙ: И вы не правы - многое изменилось. Во-первых, Багдад отказался продлить заключенное еще при Хусейне соглашение о возможности турецкой армии легально, с разрешения иракской стороны, действовать против курдских боевиков в приграничных районах Ирака.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Если мы сейчас и про Ирак будем говорить…

Е.САТАНОВСКИЙ: Это произошло наделю назад. Во-вторых, Ирак находится на грани полного разрыва сотрудничества с Турцией по курдским террористам. И это результат ровно той активности турецкой стороны в сирийском гражданском конфликте. Поэтому произошло очень многое. И война эта, конечно, не будет хороша ни для кого – нет сомнений, если турецкая армия ударит по Сирии всерьез, наверное, Сирию разгромит, но победа это будет Пирровой, в том числе, для Турции.

О.БЫЧКОВА: Сделаем перерыв на новости и вернемся в студию.

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу. Говорим о том, будет ли война на Ближнем Востоке. Сейчас мы слышали очередные новости с границы Сирии и Турции – сегодня вновь был ответный удар турецкой артиллерии на снаряд, прилетевший случайно или не случайно с сирийской стороны. Это действительно доказано, что снаряд прилете со стороны войск Асада. Анне оппозиции, или у них нет таких вооружений?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Могу повторить заявление министра иностранных дел Турции, сделанное вчера: «Турецкие военные эксперты исследовали снаряд, и было установлено, что это орудие типа Д-30, которое находится на вооружении Сирийской армии». На этом турецкая констатация заканчивается. Конечно, можно предположить, что это орудие сирийского Минобороны или предположить, что оппозиция захватила это оружие – можно и так предположить. Но факт есть факт - снаряд был выпущен из орудия, принадлежаще6го сирийской армии.

О.БЫЧКОВА: Евгений Сатановский справедливо сказал – не будет ничего хорошего, если разразится более серьезный конфликт.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Согласен. Кто бы хотел войны?

О.БЫЧКОВА: Но если предположить гипотетически, что это все-таки происходит, что может быть? Это сдвигает, например, с мертвой точки ситуацию с сирийской гражданской войной - они уже несколько месяцев находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и это может продолжаться достаточно долго.

М.АББАС: Давайте посмотрим – если будет война, кто будет сторонником, а кто противником этой войны. Кому действительно нужна эта война, а кто против?

О.БЫЧКОВА: У кого есть корысть.

М.АББАС: Да. И это определяет как раз геополитическая картина. Я считаю, что, во-первых, конечно, у Турции нет интереса воевать против Сирии, поскольку у турок несколько проблем – не только беженцы и военные, сбежавшие из армии. Еще есть курды, которых сирийский режим очень профессионально использует против Турции, причем это началось еще во время отца Асада, Башара. Поэтому не интересно ни Турции, ни Иордании, думаю, что Израиль не поддерживает беспорядок в регионе. Участие американцев в сирийской проблеме – это только заявления, хорошие слова, поддержка свободы человека, и все. Единственно, кому нужна эта война - режиму, потому что он должен объединить свои силы против какого-то врага, чтобы остановить революционный процесс, который идет в Сирии.

Е.САТАНОВСКИЙ: Я бы сказал, что это с ильный ход, потому что ожидать, что режим Асада, который на грани выживания, нуждается в войне, зная, что такое Сирийские вооруженные силы…

О.БЫЧКОВА: То есть, для Асада фактически второй фронт открывается?

Е.САТАНОВСКИЙ: Нет, это не второй фронт Война с Турцией это не гражданская война. И попробую сказать еще справедливые слова – какая разница, кто стрелял по территории Турции с точки зрения турецкого военного командования и с точки зрения политического руководства страны? На территорию Турции попал снаряд не один. Вообще-то говоря, эти люди получают зарплату за то, чтобы такие вещи не происходили – как минимум совершенно неважно, кто снаряд выпустил. Тот район, откуда эта ракета прилетела, должен быть подвергнут ответу той же самой турецкой артиллерии, что и произошло - уж это точно обязанность турецких Вооруженных сил, для этого их там держат. Турция не так давно, в начале 20 века, испытала тяжелейший удар, когда ее пытались расчленить западные державы, и большая часть ее современных соседей, как минимум, стран арабского мира, это бывшие турецкие велоеты, которые отложились от турецкой империи и не вошли в состав турецкой республики Ататюрк. Поэтому люди выполняют свои обязанности.

Беда в том, что здесь никакая теория не работает. Вы можете не хотеть войны – Первой мировой войны никто не хотел. Но ситуация может сложиться так, что вы не можете избежать войны, даже если она фатально окончится для всех воюющих сторон.

В этом плане все-таки, поскольку и турецкое, и сирийское руководство прекрасно понимают ситуацию и действительно, ни с той, ни с другой стороны – несмотря на все заявления и холодную войну против Сирии, в которой участвует Турция, - с моей точки зрения, - горячей войны – это должно произойти что-то невероятное и хочется надеяться, что этого не произойдет.

М.АББАС: Вы считаете, что Турция должна сама решать проблемы, которые навязываются ей со стороны Сирии, или все-таки это проблема международная, международного сообщества?

Е.САТАНОВСКИЙ: Я очень низкого мнения о международном сообществе. Полагаю ООН пустопорожним скопищем бюрократов, которые на протяжении поколений проедают обильные зарплаты и командировочные, но ни в каком случае, в том числе, миротворческом – уж за миротворцами я пристально слежу, наблюдаю практически все миссии – не сделано ничего полезного.

Дело не в том, что Турция не может и не должна рассчитывать на поддержку международного сообщества в случае агрессии против своей территории. А в том, что даже блок НАТО, у которого есть соответствующая статья, на сегодняшний момент не решил использовать эту статью и соответственно, Турция на сегодняшний момент в одиночестве. Предполагать, что она завтра и послезавтра будет в одиночестве - даже не про ООН говорим, про НАТО. Потому что ливийская кампания истощила натовские резервы, как высокоточных боеприпасов, так и финансово, потому что у Обамы президентская кампания, он лауреат Нобелевской премии Мира и он не Буш. Турция осталась один на один со своими проблемами – это факт.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Тогда почему вы возражаете против того, чтобы Турция решала свои проблемы?

Е.САТАНОВСКИЙ: Я только что сказал, что не только не возражаю, но прекрасно понимаю обязанность.

М.АББАС: Кто будет принуждать Асада к миру?

Е.САТАНОВСКИЙ: Если Турция решится на это, ее вряд ли кто будет осуждать, но это будет вся ответственность турецкого руководства. В конце концов, Турция слишком серьезный игрок в международной политике, чтобы любое осуждение или неосуждение Турции играло для турецкого руководства какую-то роль. Когда катарский эмир говорит что-то насчет того, что пора уже свергать арабским силам сирийский режим, то мы сразу называем, что Катар называют «лающей мышью». Когда и если Турции примет такое решение - так простите, одна из великих держав еще 19 века. И вполне возможно, одна из великих держав будущего, 21-22 века, - ради бога.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Извините, мы не говорим о величине государства, мы говорим о поступках.

Е.САТАНОВСКИЙ: Великая держава это не размер.

О.БЫЧКОВА: Насколько велика готовность Турции насколько далеко зайти в этой истории? Какие могут быть варианты?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Могу как дилетант ответить – она может зайти далеко настолько, насколько ее принудит ситуация.

М.АББАС: Принято такое для Турции вообще очень сложно. Давайте думать о внутренних факторах. У нас курды, которые воюют – это не просто оппозиция, а они получают очень большую поддержку сирийского режима, у нас есть турки-алавиты, которые живут на границе – это тоже фактор разрушения. И война сама по себе фактор разрушения. Это не так просто принять такое решение. Но с другой стороны, мы видели первый удар со стороны сирийского режима, когда он извинялся и сказал, что больше такое не повторится - но повторил.

Е.САТАНОВСКИЙ: Если предположить, что это режим.

М.АББАС: Я предложил решение – введите «голубые каски», тогда и не будет сомнений, чье это орудие или чей это снаряд.

Е.САТАНОВСКИЙ: Да что вы, когда и где «голубые каски»…

М.АББАС: Тогда вы будете удовлетворены – чье это оружие.

Е.САТАНОВСКИЙ: Ни в коем случае не буду по той причине, что «голубые каски» - организация ООН, это одна из самых бесполезных и затратных жульнических авантюр ООН.

О.БЫЧКОВА: Но на Балканах же работало.

Е.САТАНОВСКИЙ: Не работало. Очень сильно зависело от того, чей был контингент.

О.БЫЧКОВА: Тем не менее, между вставали.

Е.САТАНОВСКИЙ: Если брать в среднем – кто вставал, а кто не вставал, и какова была роль, когда убирали «голубые каски» с пути колонн, которые шли на геноцид – было очень много и этого. В Южном Ливане абсолютно провалена ситуация, и много где. Поэтому никакие «голубые каски» - красьте кого хотите, - в данном случае никакой роли не сыграют. Турецкая армия, безусловно, одна из самых профессиональных в мире. И если ее руководство примет соответствующее решение, согласованное, или политически отдаст соответствующий приказ – будет война. Не примет – не будет войны. Иншалла.

О.БЫЧКОВА: Мы видим, что в этой ситуации беспомощность и недееспособность международных институций проявляется очень отчетливо.

М.АББАС: Я уже начинаю думать, что всем выгодна такая позиция.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Конечно. Потому что никто не хочет сделать первый шаг.

М.АББАС: Я считаю, что я миролюбивый человек и считал, что международное сообщество думает о мире больше, чем о войне.

Е.САТАНОВСКИЙ: Оно вообще ни о чем не думает.

М.АББАС: Но ситуация показывает, что больше думают о войне.

О.БЫЧКОВА: Или международное сообщество, как Совбез и ООН, и все их структуры – они, может быть, и думают о мире больше, чем о войне, но просто исчерпали свои возможности?

М.АББАС: Тогда пускай сдадут мандат и скажут: мы больше не можем справляться с этим делом.

Е.САТАНОВСКИЙ: У них нет мандата и никогда не было.

М.АББАС: Я говорю в общем.

О.БЫЧКОВА: Повлиять на ситуацию в Сирии никто не может. А до этого мы наблюдали Ливию и Ирак.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Исходя из того, что режим заинтересован провоцировать войну с Турцией, потому что партия «Диван», которая сидит и смотрит на это, естественно, будет поддерживать его, и он создает очень серьезный фронт и это будет его естественная поддержка - если союзники режима будут давить на него, чтобы он не пошел на такую авантюру, тогда войны не будет.

О.БЫЧКОВА: Но это же окончательное самоубийство для него.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Было такое давление со стороны МИДа России – когда была первая бомбежка. Но смогут ли союзники продолжать дальше – это главный вопрос.

Е.САТАНОВСКИЙ: Россия не является союзником режима Асада, она является стороной, у которой своя точка зрения на происходящее в Сирии.

О.БЫЧКОВА: Бескорыстная, ничем не обоснованная.

Е.САТАНОВСКИЙ: Бескорыстная или нет, - это вопрос к Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу. Дело в том, что союзником Асада, безусловно, является Иран и в этом качестве себя активно проявляет. Советских военнослужащих, в отличие от всех предыдущих войн Сирии с соседями там на сегодня нет.

О.БЫЧКОВА: Слава богу.

Е.САТАНОВСКИЙ: И в этом качестве то, что российская позиция после Ливии не совпадает и не совпадает ни с позицией НАТО, ни запада в целом, ни с позицией аравийских монархов, ясно даже и ежу. Поэтому насчет союзников - это к Ирану. Но он сосед еще и Турции, и сосед важный, и если он примет важное решение, то может быть, Асад и послушает. Но в любом случае, логика выживания режима для Асада будет главной. Он прекрасно понимает, что падение режима означает физическую ликвидацию его, его семьи, и значительной части алавитов, что страны этой больше не будет и что всякие сказки про демократию в арабском мире хороши на Западе, но они даже в России для местных не проходят, а уж в Сирии не проходят тем более.

М.АББАС: Это вам там кажется.

Е.САТАНОВСКИЙ: Мне кажется, что там гражданская война? Вы имеете в виду тех бандитов из Алжира, Египта, Ливии, «Аль-Каиды»…

М.АББАС: Давайте договорим – они на юге Ливана воевали против Израиля. Там тоже были наемники?

Е.САТАНОВСКИЙ: Я добровольцев называю бандитами. Я их и в Афганистане называл бандитами – ваших арабских бандитов со всего мира, я их в Чечне называл и называю бандитами. А для вас они добровольцами.

М.АББАС: Афганистан и Чечня это чужая земля, а в арабском мире есть арабская солидарность. Если вы этого не знаете, это другая проблема.

Е.САТАНОВСКИЙ: Да пойдите и повесьтесь с вашей арабской солидарность вместе.

О.БЫЧКОВА: Зря вы, Евгений.

Е.САТАНОВСКИЙ: Да уж как есть. Потому что арабская солидарность стоила…

М.АББАС: Я просто молчу.

Е.САТАНОВСКИЙ: Я вам скажу – вы с нами воюете с Афганистана с вашей арабской солидарностью.

О.БЫЧКОВА: Аббас с вами не воюет.

М.АББАС: Не надо меня пугать.

Е.САТАНОВСКИЙ: Кто вас пугает? Вы на себя в зеркало посмотрите.

М.АББАС: Не надо так говорить. Арабы, которые воевали в Афганистане это не арабы, которые живут в арабских странах. И, между прочим, гражданин России, чеченец, тоже воевал в Сирии – его недавно похоронили. Так что давайте не будем делать кашу из меда и рыбы.

О.БЫЧКОВА: Исходить будем из того, что есть бандиты и не бандиты – люди, у которых разная мотивация. Вам тут пишут: «Вы поддерживаете дамасского мясника» - давайте не будем обсуждать в таких терминах. Смешно.

Е.САТАНОВСКИЙ: Если бы я поддерживал, я бы был на фронте. Но в данном случае я поддерживаю Вестфальскую систему вместе с Россией, которая говорит о том, что есть страна, государство, на своей территории, со своими террористами, гражданской войной. Разбирается государство. А когда там начинается солидарность. Она у нас в Гражданскую войну тоже была – то Бела Кун заходил, перерезал в Крыму кучу народа, то другие добровольцы.

О.БЫЧКОВА: Понятно. Но отношение к этим людям, террористам или не террористам, не отменяет их факт существования и того, что с этим приходится иметь дело другим людям. Один вопрос остался без должного прояснения – Иран и Сирия, Иран и Турция. Каков интерес Ирана может быть в этой ситуации?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Давно известно, что Иран и Сирия это один тандем на Ближнем Востоке, который, по крайней мере, давит нащ израильским фактором в регионе. Если их разлучить, то конечно, ослабится позиция именно Ирана вокруг Израиля. Поэтому считается – по крайней мере, большинство наблюдателей так считают, что дверь в Тегеран открывается из Дамаска.

М.АББАС: У нас очень серьезный союз - Тегеран-Багдад-Дамаск-«Хезболла». Тем более, Багдад два года назад, до революции в Сирии, жаловался в ООН из-за того, что к нему попадают сирийские террористы. Теперь он поменял позицию. А это очень связано с национальными интересами Ирана. Иран поддерживает режим Асада, потому что у них свои интересы в регионе. «Хезболла» ливанская, но в основном персидская партия. Я был свидетелем, как эта партия родилась в Ливане. Так что этот союз это главная палка Ирана, чтобы защищать свои интересы в регионе. И до «Арабской весны» у нас был региональный игрок, Иран, Турция и Израиль. И между ними конфликт – защищать свои интересы в арабском регионе, когда владельцы региона не имеют никакого места в этом конфликта.

Е.САТАНОВСКИЙ: У Израиля есть интерес в арабском регионе?

М.АББАС: Конечно. Они же живут прямо в регионе.

Е.САТАНОВСКИЙ: Слава богу, они живут не прямо в регионе, а на обочине.

М.АББАС: В центре региона. Поэтому естественно, что этот союз является главной палкой Ирана защищать свои интересы в регионе.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Все-таки предпочитаю остановиться на Сирии, пока не путать ее с Ираном, хотя многие пытаются это сделать. Есть у них общие интересы, или нет, - на данный момент интересует безопасность территория - суверенных государств. Любое суверенное государство имеет право реагировать, отвечать и обеспечивать безопасность своего населения. Вот что бы я сказал по нашей теме.

О.БЫЧКОВА: Потому что сейчас 100 тысяч беженцев?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Несколько месяцев назад я поднимал этот вопрос, как вопрос перспективы в будущем огромного кризисного момента. Тогда еще этих беженцев было 10-15 тысяч. Сегодня их уже 100 тысяч только на турецкой территории, не считая другие соседние государства с Сирией.

О.БЫЧКОВА: Несколько раз в студию приходили журналисты, которые ездили на границу с Сирией, в лагеря беженцев, где присутствуют разные люди с разными задачами и функциями. И там действительно постепенно складывается впечатление, что в местах лагерей вызревает новый очаг непонятно, чего. Потому что это люди, которые переходят границу по нескольку раз туда-сюда, которые внедряются внутрь Турции, хотят там оставаться.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Есть простой способ – если бы Турция была государством, которое крайне эгоистично относится к проблеме Сирии, то оно выставило бы наряд автоматчиков, и пусть попробует хоть один беженец проникнуть на турецкую сторону – можно было так поступить.

Е.САТАНОВСКИЙ: Перекрыть границу с Курдистаном Турция. Конечно, не может. Поэтому, если бы Турция не поддерживала активно Сирийскую свободную армию, другие оппозиционные группировки, не участвовала фактически, без объявления, в гражданской войне.

М.АББАС: Вы опять о своем. Вытащили свою старую пластинку.

О.БЫЧКОВА: Турция реально заинтересована в том, чтобы был бардак?

Е.САТАНОВСКИЙ: Она может быть ни в чем не заинтересована – она участвует в качестве тыла в организации гражданской войны и операции по свержению Асада.

О.БЫЧКОВА: Чтобы - что?

Е.САТАНОВСКИЙ: Это вопрос к Эрдогану. Поэтому было бы странно, если бои в приграничной полосе минуют турецкую территорию. Кто бросает камень в доме соседа, всегда должен ждать ответа. Здесь это и происходит. Большой войны пока нет. Будет ли она - вряд ли, но исключить ее в принципе нельзя.

О.БЫЧКОВА: Сколько в Сирии продлится эта история и противостояние, которое закончится или победой, или поражением Асада?

Е.САТАНОВСКИЙ: В Ливане оно длится десятки лет. Гражданская война в Сирии выходит на межобщинный уровень и у нас будет просто такой Ливан – резня всех против всех, размером с Сирию. А будет ли Сирия против Асада, это большой вопрос. Было 25 путчей до того, как его батюшка захватил власть. А в 30-е годы это было просто несколько государств.

М.АББАС: Будет ли война, сложно гадать. Ситуация очень сложная. Но когда это все закончится, ничего страшного не будет – останутся 25 миллионов сирийцев, мы заканчиваем с ними, и тогда в Сирии ничего не будет - Асад остается один. Поэтому, конечно, нет, - ситуация сложная, все продолжается, и пока не будет объединена оппозиция, пока не будет конкретного центра оппозиции, военного и политического, Асад, конечно, будет продолжать стрелять, убивать и арестовывать.

Е.САТАНОВСКИЙ: Пока он выигрывает свою гражданскую войну.

М.АББАС: Это только кажется.

О.БЫЧКОВА: Никто не выигрывает.

М.АББАС: Асад уже много чего потерял. Асад уже больше не может продолжать быть президентом – после такого количества убитых.

Е.САТАНОВСКИЙ: Это решат сирийцы.

М.АББАС: Я наполовину сириец, так что имею половину голоса.

Е.САТАНОВСКИЙ: Бедная Сирия.

О.БЫЧКОВА: Нердун, вам виднее.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Ничего подобного. Война это страшное и замешанное дело, где политика, разные страны и многое другое. То, что я из Турции, не позволяет думать, что я могу предположить с точностью, будет война или нет. Эта война Турции невыгодна. Турции выгодно, чтобы быстрее закончился конфликт в Сирии и видимо, Турция за то, чтобы ситуация в Сирии разрешилась.

О.БЫЧКОВА: Спасибо вам большое.

120 тысяч солдат может отправить Пентагон на Ближний Восток, если Иран ускорит свою ядерную программу или нападет на американских военнослужащих. Соответствующая инициатива включена в новый план по сдерживанию Ирана, разработанный и. о. министра обороны США Патриком Шанаханом , как сообщила газета The New York Times со ссылкой на осведомленные источники в военном ведомстве. Президент США Дональд Трамп эту новость опроверг, назвав ее «фейком». Однако за неделю до этого об увеличении американской военной группировки в регионе официально рассказал советник президента по национальной безопасности Джон Болтон.

Новость о новых планах Пентагона по «сдерживанию» Ирана облетела американские СМИ на фоне нападений на нефтяные танкеры в Персидском заливе. 12 мая в Фуджейре (ОАЭ) загорелись четыре танкера. В порту прогремело несколько мощных взрывов. Человеческих жертв удалось избежать, однако суда получили тяжелые повреждения. В тот же день МИД ОАЭ заявил о диверсии.

В США немедленно связали нападение на корабли с силами, «симпатизирующими или работающими на Иран». В самом Иране связь с нападениями отвергли. МИД Ирана назвал атаку на танкеры актом вандализма и предупредил, что эти события могут быть использованы для подрыва мира и безопасности в регионе.

Правда, саудовский канал «Аль-Арабия», занимающий антииранскую позицию, распространил комментарии нескольких иранских журналистов, связанных с КСИР. Они назвали атаки «возмездием» и написали, что их организовали «сыновья сопротивления».

США наращивают силы

Любопытно, что за неделю до нападения на танкеры американская морская администрация предупредила о возможных действиях Ирана против региональной нефтяной инфраструктуры. В Вашингтоне указывали, что под удар могут попасть коммерческие суда или нефтяные танкеры в Красном море, Баб-эль-Мандебском или Персидском заливах.

Предупреждение вышло на фоне очередного обострения в американо-иранских отношениях. 7 мая Иран заявил о приостановке части своих обязательств по «ядерной сделке», из которой годом ранее вышли США. Такие действия тегеранских властей стали ответом на внесение Белым домом в список террористических организаций Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Кроме того, 22 апреля Вашингтон решил не продлевать исключения по санкциям для нескольких стран, покупающих иранскую нефть.

А 5 мая Джон Болтон рассказал, что Белый дом отправил в регион авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Авраам Линкольн». По его словам, это было сделано в ответ на «тревожные новости». Якобы иранские военные разместили на своих кораблях в Персидском заливе баллистические ракеты. Информацию об этом распространила CNN со ссылкой на «источники в разведке».

Напомним, камнем преткновения между Ираном и США стала «ядерная сделка». Американские власти требуют полной остановки ядерной программы Ирана, в том числе и разработок в области мирного атома. Вашингтон возобновил санкции против Тегерана, в том числе ввел ограничения на покупку иранской нефти.

Кому выгодно?

Несмотря на то, что американцы склоняются к увеличению военной группировки на Ближнем Востоке, в нынешней ситуации Трамп явно не хочет нападать на Иран, говорит АиФ.ru эксперт Российского совета по международным делам РСМД Никита Смагин. «Затевать войну Трамп не собирается. Однако он пытается наращивать давление на Иран, в том числе и демонстрируя свои военные возможности. Тем не менее информация о введении в регион 120 тысяч военных — это, скорее всего, фейк. Содержание такой большой группировки стоит много денег, а Трамп, наоборот делает ставку на сокращение американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Но вполне вероятно, что слив информации был организован Белым домом, чтобы заставить Иран нервничать».

Воевать с Ираном Трамп не планирует, потому что это слишком дорого, а результаты непредсказуемы, уверен эксперт: «В США свежа память о войне в Ираке, которая стоила много сил, средств и нервов, но принесла только новые проблемы. А Иран гораздо больше, чем Ирак, иранская армия лучше, чем иракская. Да и воевать здесь гораздо сложнее, потому что Ирак — это пустыня, а в Иране много гор».

Однако если американцы действительно будут наращивать присутствие в регионе, то не исключены эксцессы, говорит Смагин. «Например, могут быть провокации, которые выльются в столкновения между американскими и иранскими войсками», — считает эксперт.

Как раз такой провокацией могло стать нападение на танкеры в Персидском заливе, считает эксперт РСМД: «Сейчас сказать, что там произошло или кто стоял за атакой, очень трудно. В регионе достаточно сил, которые были бы не прочь стравить США с Ираном. Это и Саудовская Аравия, которая рассматривает Иран как главного противника в борьбе за лидерство в регионе. Это и Израиль, который считает ядерную программу Тегерана угрозой своей безопасности. Даже в самом Иране есть силы, например, КСИР, которые выступают против ядерной сделки с США и были бы не против нагнетания напряженности».

Кому это нападение невыгодно, так это властям Ирана. От нарастания напряженности в регионе они ничего не выигрывают. «Сейчас в Тегеране хотят дождаться конца президентского срока Дональда Трампа, потому что там считают, что любые переговоры с ним бессмысленны. Нынешний американский лидер, по сути, требует от Ирана полной капитуляции по всем вопросам, не предлагая ничего взамен. Если Трамп переизберется на новый срок, то это может привести к довольно серьезным подвижкам в иранской внешней политике вплоть до полного выхода страны из нынешней „ядерной сделки“», — считает эксперт.

В СМИ всё чаще рассказывают о беспорядках в том или ином уголке мира. Конфликты случаются как на уровне бандитских группировок, так и между главами стран, а это чревато глобальными военными столкновениями. При уровне современного оружия любая война будет кровопролитной и разрушающей, сравнивающей с землёй города, оставляющей жён вдовами, детей сиротами.

Некоторые считают, что 3 мировая уже давно идёт и она информационная, когда факты искажаются, полуправда выдаётся за истину, а ложь - за альтернативную точку зрения. Клевета не так безобидна, как кажется на первый взгляд в любой стране есть, на основе лжесвидетельств, незаконно осуждённые.

Если назреет глобальный межправительственный конфликт, всё может закончиться военными действиями. Так, начнётся ли 3 мировая в 2020 году? Что об этом думают известные ясновидящие, экстрасенсы, монашествующие, астрологи настоящего и прошлого?

В ХХ в. Ванга была самой известной ясновидящей. К ней за советом приезжали как простые люди, так и правительственная верхушка. После её смерти, спустя годы учёные проанализировали, насколько точно сбывались её предсказания и оказалось, что свыше 80% из того, что она предсказывала, воплотилось в реальности. По мнению исследователей - это очень высокий процент, что говорит о несомненном пророческом даре Ванги.

Предсказания ясновидящей на 2020 г.:

  1. Ванга говорила, что с 2020 г. мировой сверхдержавой станет Китай. Те, страны, которые раньше были лидерами, впадут в различные экономические зависимости, уровень жизни граждан в них упадёт.
  2. С 2020 г. поезда на проводах будут стремительно мчаться к солнцу. Толкователи думают, что она имела в виду изобретение каких-то новых двигателей, питающихся солнечной энергией.
  3. Ясновидящая предупреждала о Сирии, в которой будет идти война. Она падёт и это будет началом 3 мировой.
  4. Ванга говорила, что с 2020 г. по всему миру уже не будут добывать нефть и земля отдохнёт.

Монашествующий утверждал, что в 2020 г. народ РФ сплотится. Он предвещал в этом году начало войны. Авель считал, что тёмное время продлится ни много, немало — 9 лет.

Специалисты и в наше время спорят, как расшифровать тот или иной катрен Нострадамуса? Пророк заглянул на 5 столетий в будущее. Реальность так изменилась, что немудрено, Нострадамус мог чего-то не понять, неправильно описать, где-то ошибиться.

В катренах не проставлены определённые даты, как называются государства, о которых повествуется, в четверостишиях много иносказаний, но исследователям удаётся догадываться о чём говорил пророк. Особенно это касается ключевых и значимых событий, которые уже произошли. Вот что предстоит пережить в ближайшем и более отдалённом будущем:

  • Специалисты расшифровали, что пророк в 2020 г. предсказывал по Европе наводнения. Из-за чего они произойдут? Из-за ливней, которые будут лить, не прекращаясь, 2 мес. Из одного катрена, где упоминается противник в красном, специалисты сделали выводы, что больше других пострадают страны, расположенные у морей океанов и на флаге которых есть красный цвет. Это Италия, с Чехией, Венгрия, с Черногорией, Англия.
  • В начале июня 2020 г. по России вспыхнут сильные пожары. До того как их ликвидируют, центр будет выжжен. Из-за чего так произойдёт? Из-за аномальной жары как в РФ, так и по всему миру. Чтобы спрятаться от духоты и жары, люди начнут переезжать на ПМЖ в северные области. Есть и другая трактовка испепеляющих лучей. Исследователи уверяют, что одна из бандитских группировок из Ближнего Востока воспользуется химическим оружием.
  • На Востоке снова вспыхнет вооружённый конфликт в результате которого погибнет много военных и мирных жителей. Лидеры европейских стран будут действовать необдуманно и война вспыхнет в ряде других стран. Обострится конфликт между теми, кто исповедует и христианство разных конфессий.

3 мировая охватит всю планету. Нострадамус считал, что в то время центром цивилизации станет Сибирь. Жить на территорию России приедут люди со всего земного шара и страна, наряду с Китаем будет сильнейшей в мире.

Как видел будущее Вольф Мессинг?

Многим жаль, что никто не записывал предсказания за Мессингом. Пророчества из-за этого были утеряны, а у других неясная хронология, но исследователи говорят, что кое-что по 2020 г. есть.

Случится ли 3 Мировая? Мессинг, считал, что нет, но различные достижения и перемены человечеству прочил.

По мнению пророка Америка в 2020 г. начнёт военные действия на Востоке. Это будет ошибкой власть имущих. В экономике будет спад, среди народа возрастёт напряжение. Кроме этого, Америка пострадает от различных природных катастроф.

Тайвань, с Японией постигнет природная катастрофа, но что конкретно случится, Мессинг не уточнял. Из-за нестабильности в странах Евросоюза курс евро будет падать.

Предсказания Матроны Московской

Многие православные верующие почитают Матрону Московскую. Ей было духовно открыто многое. Она знала, что дом Романовых падёт и в 1917 г. произойдёт революция.

Открыто было матушке и начало Великой отечественной, Второй мировой. Исследователи утверждают, что наших дней коснётся её зловещее предсказание и люди начнут умирать тогда, когда официально не будет войны, с вечера будут живы, а утром уже все мёртвыми будут лежать. Некоторые исследователи думают, что Матрона имела в виду какую-то духовную смерть народа, другие склоняются, что такое количество, внезапно случившихся смертей, указывает на землетрясение или атомный взрыв.

Предвидение будущего Ионой Одесским

Монашествующий старец, говорил, что в будущем на Россию никто не будет нападать. Не стоит опасаться агрессии от США.

Батюшка утверждал, что 3 мировая начнёт зарождаться в стране, меньшей по размеру, чем РФ. Там, будут внутренние волнения и вспыхнет гражданская война. В ней примут участие РФ, с США и иные страны - это и будет началом 3 мировой.

Кстати, Архимандрит Иона из Одессы утверждал, что он умрёт, пройдёт 1 г. и начнутся те горестные события. Действительно, почил он в декабре 2012 г. Прошёл 1 г. на Украине начались волнения, произошёл «Евро майдан»…

Предсказание астролога Павла Глобы

Считает, что в 2020 г. что-то большее, чем санкции, России не грозит. В мире же происходит «холодная» война.

США и Европу ожидает повышение уровня безработицы, их валюты будут падать в цене. В мире ЕС уже не будет таким влиятельным союзом, как ранее.

Глоба в 2020-2021 гг. не предвидит 3 мировой. Военные столкновения продолжат возникать в тех или иных странах.

На Западе упадок, а РФ в этот период привлечёт к себе, сплотит и будет влиять на страны, которые в прошлом входили в СССР. В мире будет возникать всё больше стихийных бедствий из-за бунтов природы и страны по мере сил будут поддерживать друг друга.

Статья была напечатана в журнале "Современный ислам" (май-июнь 2012 г., стр. 24-28)

Вхождение мировой экономики в 2008 году в понижательную волну шестого Кондратьевского цикла (VI К-цикла) существенно ускорило все экономические и политические процессы, обострив их до предела. В прошлом подобную историческую фазу развития мировое сообщество проходило между двумя Мировыми войнами, когда произошла смена Британского системного цикла накопления капитала Американским, и на смену Великобритании пришел новый лидер мирового экономического развития - США, который и сформировал в конце своего цикла накопления в условиях процесса глобализации однополярный мировой порядок. В ходе прохождения нынешней фазы исторического развития произойдет новая смена системного цикла накопления, и на смену Американскому циклу придет Азиатский, а Китай сменит США в качестве лидера мирового экономического развития.

В процессе перехода к Азиатскому системному циклу накопления на смену глобализации идет процесс "глокализации" (по терминологии С.Ю.Глазьева ) или регионализации мировой экономики. И единая до этого глобальная экономика с одним центром силы - США, и одной резервной валютой - американским долларом, распадется на несколько региональных союзов с потребительским рынком минимум в 400-500 млн человек, с собственными региональными лидерами и региональными резервными валютами. Уже сейчас происходит интенсивное формирование этих региональных союзов. Завершается формирование Европейского Союза на основе евро, создается НАФТА: США, Канада и Мексика (скорее всего к нему примкнет и Великобритания). Китай со странами АСЕАН (в экономике которых господствуют выходцы из Китая хуацяо) уже сформировал зону свободной торговли на основе юаня. Формируется союз стран Латинской Америки и Евразийский Союз (правда, у него явно недостаточный объем потребительского рынка, даже с учетом всех стран СНГ). За ними последуют Индия, исламские и африканские страны, и к 2020 году мировое сообщество будет представлять собой несколько мощных региональных союзов, способных противостоять всевластию западных ТНК.

Объективные предпосылки войны на Ближнем Востоке.

Как лидер Западного мира США пытается всемерно воспрепятствовать переходу к новому системному циклу накопления, т.к. в результате им придется существенно снизить тот высокий уровень потребления, который был достигнут на Западе в процессе Американского цикла. Ведь этот уровень обеспечен благодаря тому, что Запад живет явно не по средствам - за счет "накопление через изъятие", т.е. грабя население других стран с помощью неэквивалентной торговли, когда за реальные товары развивающиеся страны получают ничем не обеспеченные "фантики" - евро и доллары. США и Европа фактически живут в долг, не накапливая средства для дальнейшего развития, живут настоящим, проедая будущее своих потомков. В то время как Азиатские страны, и, в первую очередь, Китай, на накопление направляют до 40% своих доходов, т.к. они думают о своем будущем развитии, а не только о росте сиюминутного потребления. Забота о своем будущем развитии и является главным фактором неизбежности перехода к Азиатскому циклу накопления.

И американские стандарты потребления никогда не станут примером для подражания для азиатских стран, т.к. это "самоедские" стандарты, которые неизбежно приведут к скорому исчерпанию ресурсов нашей планеты, и они просто не имеют будущего. И это так же один из важнейших факторов, почему на смену Американскому циклу накопления, попавшему в цивилизационный тупик потребительства, приходит Азиатский цикл. Именно поэтому центры потребления будущего мирового порядка быстрыми темпами переходят с западных стран в Азиатские и другие развивающиеся страны. К 2020 году количество людей, которые смогут причислить себя к "среднему классу", вырастет в мире на 2,7 млрд человек: 98% этого прироста дадут развивающиеся страны, говорится в отчете Goldman Sachs о потреблении в странах с растущей экономикой. Рост потребления за девять лет вырастет на 10 трлн долл., к 2020 году этот показатель в развивающихся странах достигнет 13 трлн долл. и составит 43% от совокупного мирового уровня.

Аналитики Goldman Sachs считают, что потребление будет расти на 10% каждый год. И очень показательны данные структурных изменений к 2020 году в составе "среднего класса" (с доходом свыше 6000 $ в год): его общая численность во всем мире составит 3,85 млрд человек, из которых доля стран G-7 сократится до 21%, в то время как доля стран БРИКС вырастет до 44%. А к 2030 году "средний класс" мира составит 5,2 млрд человек, из которых более половины (52%) будет в БРИКС, а доля стран G-7 упадет до 15%. Таким образом, по данным Goldman Sachs, мировое потребление переместится из развитых стран в развивающиеся. Но нынешний однополярный мировой порядок с главенствующей ролью США и других развитых стран является объективным тормозом для дальнейшего мирового развития.

Точно так же является тормозом и устаревшая Ямайская мировая финансовая система, основанная на американском долларе, которую страны Запада изменять не хотят, т.к. она обеспечивает свободный переток капиталов из развивающихся стран в развитые. В процессе начинающегося в этом году нового мирового кризиса инициативу должны перехватить именно развивающиеся страны, и в первую очередь страны БРИКС, объединяющие в своем составе пять из восьми будущих потенциальных лидеров региональных союзов. А так как США и ЕС - это лидеры Американского цикла накопления, а среди исламских стран нет явно выраженного лидера, то именно странам БРИКС предстоит сформулировать политическую и экономическую повестку дня для нового этапа мирового развития на ближайшие 30-40 лет. И в первую очередь перед ними станут две важнейшие задачи:

1. Разработать и сформировать новую мировую финансовую систему, так как нынешняя Ямайская финансовая система, основанная на долларе США и на свободной рыночной конвертации всех валют, доказала в условиях кризиса свою полную несостоятельность, и рухнет уже в ближайшие 2-3 года.

2. Всемерно противостоять попыткам США и в целом Запада создать ситуацию "глобального хаоса" на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, превратив ее в новую мировую войну.

Делийский саммит стран БРИКС уже начал решать первую задачу в верном направлении, подписав соглашение о торговле между странами-членами БРИКС в национальных валютах и о создании единого Банка развития. Начинающийся в этом году второй кризис понижательной волны большого К-цикла неизбежно ускорит этот процесс. А вот противостоять попыткам США развязать новую мировую войну будет значительно сложнее, т.к. "Большая война" жизненно необходима США. Без нее американскому правительству не удастся, не только вывести экономику США из депрессии, но и, самое главное, принудить мировое сообщество, покупая казначейские обязательства США, оплачивая таким образом американский невозвратный государственный долг, размер которых уже в этом году может достичь фантастической цифры в 17 трлн долларов.

Даже такой "голубь", как лауреат Нобелевской премии Пол Кругман считает, что сейчас следует тратить деньги в таких же масштабах, как во времена последней мировой войны. "Что нам сейчас нужно, - утверждает он, - так это экономический эквивалент войны. На самом деле Великую депрессию свела на нет программа многочисленных общественных расходов, более известная под именем "Второй Мировой войны". Он заявил, что войны в Ираке и Афганистане, хотя и затратные, слишком малы для оказания стимулирующего воздействия на экономику. Недавно Пол Кругман призвал разыграть трюк с вторжением в Америку из космоса: "Если мы вдруг обнаружим, что инопланетяне планируют атаку, и нам, чтобы противостоять угрозе из космоса, нужно организовывать оборону, то дефициты с долгами отойдут на второй план, а спад закончится в течение полутора лет. А потом мы скажем: ой, мы ошиблись, никаких пришельцев нет". Кстати, такой трюк в 1980-х гг. разыграл Р.Рейган, и назывался он программа СОИ или "Звездных войн". Именно она способствовала преодолению понижательной волны V К-цикла.

Кому выгодна Большая война на Ближнем Востоке?

Но не проще ли будет американским "ястребам", не "разыгрывать трюк" с инопланетной атакой, а разжечь костер войны в таком беспокойном и раздираемом многочисленными противоречиями регионе мира, как Ближний Восток и Центральная Азия. Тем более что он находится далеко от самих США, зато рядом с границами трех главных стран БРИКС: Китая, России и Индии. Война рядом с их границами станет фактором, тормозящим их экономическое развитие, в то время как для США поставки оружия всем противоборствующим сторонам простимулируют американскую экономику. Именно так поступали американцы в двух Мировых войнах. Ни европейцы, ни американцы, ни другие западные страны сами воевать не хотят, да и разучились уже, несмотря на свой очень высокий технологический уровень. Большинство же исламских народов "хлебом не корми", а дай повоевать.

Что же касается войны, то это действительно самое выгодное вложение капитала с точки зрения его прирастания, обеспечивающее бесконечный спрос: самолет собьют, авианосец потопят, мост разбомбят, и нужно будет делать все ЗАНОВО. Но тут есть очень важный нюанс - каждая война приводит к резкому росту государственного долга, ведь и заказчиком и потребителем тут выступает государство, т.к. оно само заказывает и само потребляет военную продукцию. И расширенное воспроизводство, и прирастание капитала здесь обеспечено на 100%, но обеспечено и резкое увеличение государственного долга. Так было в период Первой мировой войны, когда организовавшая ее Великобритания из нетто-кредитора превратилась в нетто-должника, и в период Второй мировой войны, когда госдолг США вырос до небес, и в период Вьетнамской войны, и в период "Звездных войн". Войны - это всегда многократный рост государственных долгов.

Но во всех случаях до начала раскрутки долговой военной пирамиды у США госдолг практически отсутствовал, а сейчас он просто запредельный, и наращивать его военными темпами - это однозначно разрушить нынешнюю американскую финансовую пирамиду, основанную на долларе США, и американскую экономику, которая фактически лишилась своей индустрии. Великобритания ведь так и не сумела выбраться из финансового кризиса после Первой мировой войны. Эта же участь ждет и США, если они организуют войну на Ближнем Востоке. Характерный факт, во время ливийских событий уже после месяца бомбардировок Ливии, у европейцев закончились боеприпасы, а увеличивать их производство означало дополнительные траты государственных бюджетов, которые страны ЕС в последнее время максимально сокращают из-за запредельной долговой нагрузки. В результате, европейцы, которые и проводили основные "бомбометания" в Ливии, обратились к США за помощью, а бывший министр обороны США Р.Гейтс возмущался, что европейцы пытаются переложить свои проблемы на Америку. Та же проблема возникнет и в будущем: где взять деньги на военные расходы, когда все западные страны попали в долговую ловушку, и проводят политику жесткой экономии бюджетных расходов. Для них это тупиковая ситуация.

Но если натравить одни исламские страны на другие, то можно заработать на поставках оружия всем воюющим сторонам, тем более что в этом регионе мира противоречия настолько обострены и запутаны, что трудно определить возможные конкретные противоборствующие стороны. Арабы настроены против персов и Израиля, но персы являются потенциальными союзниками арабов против Израиля, а шииты (в основном персы) категорически настроены против суннитов (арабов). Самый крупный и мощный экономический и политический игрок в этом регионе Турция настроена, с одной стороны, против Сирии и Ирана, с другой против Израиля, а с третьей - против Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива, выступающих против Ирана. В тоже же время Турция воюет против курдов, которые являются основой нового "демократического" Ирака, и борются за создание своего собственного независимого курдского государства, а сам Ирак все теснее сближается с Ираном.

Особую роль в этом регионе играют палестинцы, которые вместе с ливанской "Хезболлой" являются символом борьбы исламских стран против Израиля, всемерно поддерживаемого США, в то время как палестинцев и "Хезболлу" поддерживает Иран. А какую позицию займет Египет, после того как власть там возьмут в свои руки исламисты, большой вопрос. С другой стороны, руководитель "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири призвал к вооруженной борьбе в Сирии, и боевики "Аль-Каиды" и других террористических организаций уже съезжаются со всего мира в Сирию, и хотят превратить Сирию в поле боя. К тому же на рубеже ХХ-XXI в. на часть американских правящих и интеллектуальных слоёв оказал и продолжает оказывать значительное влияние троцкизм. Он усилил их ориентацию на насильственные действия в глобальном масштабе, но только не в левых, как у Троцкого, а в правых целях. И не случайно среди американских неоконов так много бывших троцкистов: есть даже некая злая ирония истории в том, что главным помощником президента Б.Обамы является правнук Троцкого Аксельрод.

Поэтому неудивительно, что заместитель Хиллари Клинтон по Госдепу Роберт Блейк год назад, выступая с речью в Институте государственной политики имени Дж. Бейкера III при университете Хьюстона, штат Техас, где присутствовала элита энергетических компаний Америки, обнародовал стратегию США в регионе Центральной Азии, назвав этот регион жизненно важным для США. Главная мысль его доклада заключалась в том, что здесь не просто проходит граница с Китаем, Россией, Ираном и Афганистаном, а определяется будущее Евразии. И оно должно быть взято под американский контроль, чтобы воспрепятствовать нежелательному сотрудничеству между странами стратегически важного региона. Взаимодействие здесь должно осуществляться только при посредничестве Вашингтона, и только в той мере, в какой оно будет соответствовать интересам США.

Формирование будущих моделей экономического развития.

Между двумя Мировыми войнами в предыдущую фазу "Великих потрясений" (перехода от Британского цикла накопления капитала к Американскому) в мировой экономике сформировались три основные модели развития:

    Милитаристская тоталитарная псевдорыночная модель, получившая развитие в фашистской Германии, императорской Японии, Италии, Испании и других странах.

    Кейнсианская рыночная модель стимулирование потребительского спроса с помощью государства, получившая развитие в США, а после Второй Мировой войны и в других развитых странах Запада, создавшая повсеместно государства "всеобщего благосостояния".

    Тоталитарная нерыночная модель директивного планирования, существовавшая в СССР и других странах соцлагеря.

Первая модель, в результате Второй Мировой войны потерпела крушение, т.к. это была самоедская модель экономического развития, которая питалась войной, в которой спрос и потребление осуществлялось благодаря уничтожению всего произведенного в горниле реальных военных сражений, и которая не могла существовать без войны. Вторая - просуществовала до новой понижательной волны V К-цикла, начавшейся в 1970 гг., и затем трансформировалась в неолиберальную модель экономического развития вследствие высокой приспособляемости и гибкости рыночной экономики. Неолиберальная модель смогла сформировать в процессе понижательной волны V К-цикла V технологический уклад (ТУ), основанный на микропроцессорной технике, персональных компьютерах, Интернете и мобильной связи. А V ТУ, в свою очередь, позволил США и другим странам Запада вывести свои экономики с понижательной на повышательную фазу К-цикла, обеспечив, таким образом, выживаемость всей западной рыночной модели экономического развития.

Нерыночная советская модель директивного планирования просуществовала до конца 1980-х гг., когда западная экономика, сформировав V ТУ, смогла перейти на повышательную волну, а вот советская система вследствие крайней негибкости своей модели директивного планирования не смогла в 1980 гг. сформировать V ТУ и проиграла экономическое соревнование Западу. Поэтому распад соцлагеря и его лидера СССР, был фактически обусловлен его технологическим отставанием. Интересный факт: предыдущий IV ТУ, основанный на двигателе внутреннего сгорания и конвейерном производстве, начал формироваться еще в ходе Первой мировой войны, а пик его формирования проходил в 1920-30-х гг. И советская индустриализация первых пятилеток сформировала IV ТУ в СССР одновременно с наиболее передовыми странами Запада. Именно поэтому СССР смог победить в Великой Отечественной войне, создать ядерное оружие и первым отправить человека в Космос. А в 1970-х гг. из-за высоких цен на нефть СССР "проспал" формирование V ТУ, проиграв экономическое соревнование мировому капитализму.

В настоящее время мир вошел в понижательную волну VI К-цикла и вновь переживает тот же самый исторический период, который был между двумя Мировыми войнами, только на новом, более высоком витке исторического развития. И мы снова присутствуем при зарождении трех основных моделей будущего экономического развития:

    Это неолиберальная модель американских "неоконов".

    Китайская модель гибкого и прагматичного сочетания плана и рынка, при жестком государственном контроле и регулировании рынка.

    Исламская модель традиционного общества с определяющим влиянием религиозного фактора, воплощенном в теократическом государстве.

В основе противоборства этих трех моделей экономического развития лежит сущностное различие в отношение к общественному устройству. С одной стороны, в условиях господства традиционного, в первую очередь, азиатского общества, который силен своими традиционными связями общинной, кастовой, религиозной и другой коллективной формой самоорганизации, формируются государственные и общественные структуры с укорененными в веках традициями и ведущими себя, как коллективный социальный индивид. С другой стороны, атомизированное и эгоистичное, замешанное на протестантизме англо-саксонское общество, в основе которого отдельный индивид, не связанный никакими традиционными рамками с другими ему подобными индивидами. Первые - это демос, т.е. народ, управлять которым можно только через структуры его внутренней самоорганизации. Вторые - это охлос, т.е. толпа, которой очень легко можно манипулировать.

В конце каждого из последних трех веков происходило усиление финансового капитала, и начиналась его мощная финансовая экспансия. В процессе экспансии финансового капитала каждый раз происходило резкое усиление информационных потоков в условиях западного атомизированного общества и массового сознания атомизированно-агрегированного человеческого материала. Массовый индивид легко поддается манипулированию, а выход масс на сцену истории и формирование неструктурированного массового сознания предоставил финансовому капиталу огромные возможности для манипулирования массовым сознанием. Кто платит, тот и заказывает музыку.

В последнее время манипулирование общественным сознанием и массовое оболванивание общественного сознания достигло просто вселенских масштабов. Одни события начинают раскручиваться с помощью транснациональных СМИ, другие же просто игнорируются или выворачиваются наизнанку, когда черное выдается за белое, а белое - за черное. Вспомним, хотя бы ситуацию вокруг нападения Грузии на Северную Осетию, когда западные СМИ показывали грузинские "Грады", а говорили о том, что это российские войска обстреливают беззащитную Грузию. Тоже самое происходило и вокруг событий в Ливии, в Сирии и т.д. Или когда рассказы о выступлениях оппозиции в России сопровождались телекартинкой греческих погромов. Следующим этапом массового оболванивания станет массовая чипизация людей, когда простым гражданам под каким-нибудь благовидным предлогом будут "вшиваться" чипы, с помощью которых станет возможным полное управление их сознанием.

Китайская модель гибкого и прагматичного сочетания рынка и плана, пожалуй, обладает наибольшей жизнеспособностью и выживаемостью в процессе дальнейшего исторического развития. Более 80 лет тому назад выдающийся русский экономист Николай Кондратьев утверждал, что без планирования стабильное и бескризисное развитие просто невозможно. Но план обязательно должен подтверждаться рынком, а рыночная стихия должна жестко ограничиваться и регулироваться государством, дабы избежать тяжелых и разрушительных последствий экономических кризисов, которые порождаются, прежде всего, бесконтрольностью и алчностью финансового капитала. Именно этот принцип и заложен в китайской модели экономического развития.

Еще одной моделью экономического развития является исламская модель, которая опирается на жестко структурированную организацию общество, выстроенную на основе исламских религиозных догматов. В плане экономического развития особенно важную роль в этой модели играет "исламский банкинг", который является главной альтернативой еврейскому ростовщическому капиталу. Китайская модель использует старую западную банковскую систему, основанную еще средневековым еврейским капиталом, только пытается ее более или менее жестко контролировать.

В "исламском банкинге" нет место (ростовщическому по своей сути) банковскому проценту, а банки выступают равноправными партнерами реального бизнеса, являясь достойной альтернативой современной западной банковской системе. И именно поэтому его успехи и достижения тщательно замалчиваются, и именно против него, а не против ислама, как религии, направлен главный удар западного финансового капитала. Нынешний кризис понижательной волны VI К-цикла убедительно покажет более высокую эффективность и устойчивость в условиях мирового кризиса "исламского банкинга" по сравнению с англо-саксонской системой старого еврейского финансового капитала, центром которого является частная ФРС США и другие "независимые" Центральные банки.

<>И тут огромное значение имеет то, на чью сторону станет Россия, которая 100 лет тому назад уже совершила стратегическую ошибку, став на сторону Антанты во главе с Британской империей. Результатом этой ошибки стали: Первая мировая война, революции 1917 года, развал Российской империи и Гражданская война. Одно неправильно принятое стратегическое решение, и море крови и страданий миллионов людей - вот плата, за неверно выбранных Николаем II союзников России. К тому же он и сам за эту свою ошибку поплатился очень дорогой ценой - жизнью своей и всей своей семьи.

И сейчас перед российским руководством стоит точно такая же дилемма: поддержать уходящий в прошлое, но еще очень мощный господствующий ныне центр мирового экономического развития в лице англосаксов и Израиля, или быстро развивающиеся новые центры мировой экономики, за которыми будущее. БРИКС, ШОС, Евразийский экономический союз - это все движение в правильном направлении. Но России нужно быстрее определяться окончательно, и к примеру, в рамках ШОС необходимо включить в полноправные члены ШОС нынешних наблюдателей: Афганистан, Индию, Иран, Монголию, Пакистан, а возможно и Сирию. И таким образом, раз и навсегда отбить охоту у западных любителей "поиграть в войнушку" желание развязать Большую войну в чрезвычайно взрывоопасном районе мира - на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Этим актом Китай и Россия показали бы Западу, что это не его сфера влияния, и сюда западным странам вход закрыт. Благодаря такому сильному политическому ходу можно было бы предотвратить развязывание "Большой войны" в этом регионе мира. Но пока что решительного, твердого и трезвого голоса России не очень слышно.