Про психологию. Учения и методики

Общая характеристика сложных предложений виды. Общая характеристика сложного предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Характеристика предложения. Характеристика предложения. 1. По грамматической основе. - Простое (одна грамматическая основа); - сложное (две или более грамматических основы). 2. По цели высказывания. -Повествовательное (содержится сообщение); - вопросительное (содержится вопрос); - побудительное (содержит приказ, просьбу). 3. По интонации. - Невосклицательное; - восклицательное. 4. По составу. Двусоставное (есть оба главных члена предложения); - односоставное (есть только один главный член предложения – либо сказуемое, либо подлежащее). 5. По наличию второстепенных членов. - Нераспространенное (только главные члены предложения); - распространенное (есть главные члены предложения и второстепенные). 6. Чем осложнено. - неосложненное; - осложнённое (ОЧП, обращением, вводными словами(предложениями),обособленными членами предложения(определениями, обстоятельствами)). 14.10.2014. 4.

Слайд 4 из презентации «Какие предложения односоставные» . Размер архива с презентацией 611 КБ.

Русский язык 8 класс

краткое содержание других презентаций

««Обособленные определения» 8 класс» - Объяснение нового материала. Предложение, в котором обособленное определение стоит после определяемого существительного. Найти предложение, в котором обособленное определение относится к личному местоимению. Выберите крылатое выражение. Расставьте знаки препинания. Синтаксический разбор предложения. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Обособленные определения и приложения. Творческое задание.

«Омонимы, синонимы» - На воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. Слова-синонимы. У слова «мир» имеются два значения. «Ключ». Ученик -воспитанник. Ученику очень понравились омонимы. Теперь вы знаете все о славах-синонимах и о словах-омонимах. Слово «красивый». В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. Русский язык. Хвосты. Ученик узнал, что слово «коса» имеет 3 значения. Вышивание. Слова-омонимы. Ученики пятого класса на уроке логики.

«Предложение с обособленным обстоятельством» - Роль обособленных обстоятельств в художественном тексте. Обособленные обстоятельства. Проверь себя. Графический диктант. Случаи обязательного обособления. Обстоятельство согласуется с главным членом предложения. Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого. Учитель читал нам новый рассказ. Тест. Спеша на экзамен, не забывайте то, что выучили. Роль обособленных обстоятельств. Экспресс-опрос.

«ГИА-9 русский язык» - Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении. Я стал изучать английский язык в пятом классе. Составное именное сказуемое. Средство языковой выразительности. Чем выражено подлежащее в предложении. Чем выражено определение в предложении. Чем выражено дополнение. Знаки препинания не расставлены. В каком приложении неверно поставлен дефис. Сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

««Однородные члены» русский язык» - Осенью дни короткие и пасмурные. 1. Русский лес хорош зимой и летом. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых. Осенью дни пасмурные. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых. 2. … Дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения. Осенью дни короткие. Луга опустели. 1. О чём говорили сегодня на уроке? Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.

«Какие предложения односоставные» - Проверьте правильность ответов. Сделайте анализ. Характеристика предложения. Безличные предложения. Способы выражения сказуемого. Заполните таблицу. Разряды назывных предложений. Определите разряды назывных предложений. Тест. Дополните таблицу. Односоставные предложения. Проанализируйте. Отличие двусоставных предложений от односоставных. Определите типы односоставных предложений. Односоставные предложения.

1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.

3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.

4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).

5..По смыслу: полные – неполные.

6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).

7..Типы предложений по наличию главных членов:

1..Двусоставные.

2..Односоставные.

А..С одним главным членом – подлежащим.

1..Назывное.

Б..С одним главным членом – сказуемым.

1..Определённо-личное (подлежащее можно подставить, и только одно (я, ты, мы, вы))

2..Неопределенно-личное (подлежащие можно подставить, их много; обычно кричали – пр.вр.мн.ч. или кричат – 3 л.мн.ч.)

3..Обобщенно-личное (= опр.-личное, неопр.-личное + в поговорках)

4..Безличное (подлежащее нельзя подставить, выражено инфинитивом, пр.вр.ср.род - теплело, наст.вр. 3л.ед.ч. – теплеет, категорией состояния – холодно)

Отличать от неполных. Неполные:

1) в диалоге (- Чай будешь черный? – Черный (опр.личн.- характеризуется по первому полному предложению)

2) в сложном предложении (Мы возьмем топор (двусост.), а вы – пилу (двусост.))

Различение союзов и союзных слов.

1..Наличие и тех, и других указывает на сложноподчиненное предложение.

2..Союзное слово является членом предложения (поверка: заменить не местоимением и не местоименным наречием или задать вопрос).

Неделимые словосочетания.

1..Числительное + существительное.

2..= числительное + существительное

3. Слово (количество) + из + слово(смысл)

4..Слово + с + слово + сказуемое во множественном числе.

5..Фразеологизм.

Также как одно слово подчеркиваются:

1..Обороты (причастный, деепричастный, обособленные определения, обстоятельства, дополнения, уточнения)

2..Составные сказуемые.

3..Сочетания предлога с самостоятельным словом.

4..Составные степени сравнения.

Виды придаточных

Придаточные определительные

Придаточные изъяснительные

--Придаточные обстоятельственные

3..Образа действия как? каким образом?

4..Меры и степени насколько? в какой степени?

5..Места где? куда? откуда?

6..Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

7..Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)

8..Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо

9..Условия при каком условии? если, когда, раз

10..Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни

11. Следствия и..? следовательно..? так что

12..Сравнительные как? как, словно, будто

Она порхала по квартире, (как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать).

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло - подлежащее, выражено существительным; существует - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше - согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное - согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет - обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться - простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда - обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне - косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе - обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом - согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги... (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович - подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал - однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель - приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере - обстоятельство места, выражено существиельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом - обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час - обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием - обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) очевидным - согласованное определение, выражено прилагательным; буравил и прошивал (что?) бумаги - прямое дополнение, выражено существительным; буравил и прошивал (чем?) шнуром - косвенное дополнение,