Про психологию. Учения и методики

План работы с молодыми специалистами в доу. План работы с молодым специалистом

В данном плане описана система работы по повышению профессиональной компетенции молодых специалистов (воспитателей). Планирование мероприятий разделено по месяцам и разделам. Данный план расчитан на учебный год.

Просмотр содержимого документа
«План работы с молодыми специалистами»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ПГО

«Детский сад №51(60)

Д.В. Девяшина

«____» ___________2015г.

План работы старшего воспитателя с молодыми специалистами

МБДОУ ПГО «Детский сад №51» на 2015-2016 учебный год.

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

    Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ;

    Познакомить с формами и методами работы воспитателя ДОУ;

    Механизм использования дидактического и наглядного материалов;

    Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;

    Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности;

    Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.).

Месяц

Формы и методы работы

Сентябрь

1. Знакомство с нормативно – правовой базой учреждения;

2. Мониторинг детского развития;

3.Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду

1.Изучение документов:

Закон об образовании Российской Федерации

Конвенция о правах ребенка

Устав МБДОУ ПГО «Детский сад №51»

Санитарно-эпидемиологические правила (Сан Пин 2.4.1.3049-13)

2. Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.

3. Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы.

1. Оформление и ведение документации в группе;

2. Проведение родительского собрания;

3. Виды и организация режимных моментов в детском саду.

1. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению;

2. Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года;

3. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.

1. Методика проведения праздников в детском саду «День матери», «До свидания лето, здравствуй осень!»;

2. Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий Консультация, подбор литературы.

1.Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.

2. Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в МДОУ». Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры».

1. Организация образовательной деятельности;

2.Формы взаимодействия с семьей, (консультации «Здоровый образ жизни в семье» «викторины «Города России» и т. д.);

3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год».

1.Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности;

2. Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями;

3. Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.

1. Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений.

2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей;

3. Проведение родительского собрания в форме викторины.

1. Консультация, просмотр, обсуждение НОД

2. Консультации, советы по целесообразности их использования;

3. Обсуждения темы, составления плана, помощь в подготовке и проведении молодым специалистом.

1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста;

2.Использование педагогических проектов для развития детей;

3.Развивающая предметно пространственная среда ДОУ.

1. Консультация и ответы на интересующие вопросы;

2. Совместное планирование проекта, помощь его в осуществлении.

3. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).

1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду;

2. Итоговый мониторинг.

3.Современные образовательные технологии.

1. Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления;

2. Изучение особенностей проведения мониторинга;

3. Изучение анализ использования в работе.

1. Использование ИКТ в деятельности воспитателя;

2. Проведение мониторинга;

1. Консультация, приемы использования в работе;

2. Контроль за проведением.

3.Консультация, приемы использования в работе;

1.Подготовка к летней – оздоровительной кампании;

2. Самообразование воспитателя Выбор методической темы.

1. Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка;

2.Написания плана самообразования на будущий учебный год.

План работы наставника Рассадиной Е.Ю. с молодым специалистом Заремба Е.А. на 2015-2016 учебный год.

Цель : развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
Задачи:
Продолжать изучение нормативно-правовой документации.
оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию, диагностика)
Формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста
Механизм использования дидактического и наглядного материалов
Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программ.
Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности
Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.)Сентябрь
1. Знакомство с норматино – правовой базой учреждения.
Изучение документов:
Закон об образовании
Конвенция о правах ребенка
Гос. Стандарт.
- изучение целей и задач годового плана;
- структура перспективно-календарного планирования;
- структура комплексно-тематического планирования.
2. Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
3. Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду
Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы)
Октябрь:
1. Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.
2. Проведение родительского собрания Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
3. Виды и организация режимных моментов в детском саду. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.
4.Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.
Ноябрь:
1.Методика проведения праздников в детском саду «Здравствуй осень! » Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.
2.Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год.
3.Посещение занятий коллег с целью обмена опытом в старшей группе. Рассадина Е.Ю.
Декабрь:
1. Организация образовательной деятельности. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности.
2. Формы взаимодействия с семьей, (консультации «Здоровый образ жизни в семье» «Нравственное воспитание дошкольника». Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями.
3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Январь
1. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течении учебного года Консультация, просмотр, обсуждение.
2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей Консультации, советы по целесообразности их использования.
Февраль
1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
2. Развивающая среда дошкольника во второй младшей группе детского сада. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала.
Март
1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления
2. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Апрель
1. Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.
2. Посещение занятий. Обсуждение.
3.Помощь в ведении портфолио.
Общие вопросы ведения портфолио.
Май
1. Составление аналитической справки наставника с молодым специалистом за 2014 – 2015 учебный год. Составление презентации, обсуждение итогов и планы на будущий учебный год.
2. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.

Содержание деятельности

Ответственный

Первый год работы молодого специалиста

Август

Собеседование с молодыми специалистами

Ст. воспитатель

Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Ст. воспитатель

Сентябрь

Организационные мероприятия:

· анкетирование;

· выбор и назначение наставника

Ст. воспитатель

Консультация: «Адаптация к условиям ДОУ»

Ст. воспитатель

Октябрь

Участие молодого специалиста в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинарах и т.д.

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД»

Ст. воспитатель

Выбор темы по самообразованию

Наставник

Ноябрь

Участие в семинаре

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания»

Наставник

Декабрь

Изучение методических разработок «Формы работы с родителями»

Наставник

Консультация «Разнообразные виды планирования»

Ст. воспитатель

Январь

Консультация «Работа с родителями по адаптации ребенка к детскому саду »

Ст. воспитатель

Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа»

Ст. воспитатель

Февраль

Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Ст. воспитатель

Консультация «Структура и содержание портфолио»

Ст. воспитатель, наставник

Участие в педагогическом совете

Ст. воспитатель

Март

Посещение НОД опытных педагогов

Ст. воспитатель

Презентация по теме самообразования

Ст. воспитатель

Апрель

Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее»

Ст. воспитатель

Тренинг «Твое оригинальное начало НОД»

Наставник

Май

Подведение итогов работы Школы молодого специалиста

Ст. воспитатель, наставник

Приложение 1

Памятка для молодых специалистов

"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Приложение 2

Анкета молодого специалиста

  1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
  2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Актуальность:

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". Число молодых специалистов приходящих на их место очень мало. Часто на вакантное место педагогов принимают людей не имеющих

специального (дошкольного) образования (учителя начального образования, преподаватели музыкальных школ и т.д.), либо студентов обучающихся в ВУЗах. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Цель: формирование профессиональной деятельности молодого специалиста.

  • Помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе.
  • Создание условий для выявления профессиональной ориентации.
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми.
  • Формирование своего стиля в работе.
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности

Предполагаемый результат:

К концу проекта молодые педагоги адаптируются в новом коллективе, закрепят и отработают на практике усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

План реализации проекта:

Проект можно разделить на три этапа:

I этап - предварительный - 1-я неделя сентября:

  • вступление молодых специалистов в ряды педагогов ДОУ (приложение №1)
  • анкетирование, тестирование молодых педагогов (совместно с педагогом -психолог) (приложение № 2)
  • выбор наставника;
  • выбор методической темы

II этап - основной:

тема формы работы сроки ответственные
1. Особенности развития детей раннего возраста Теория:

1. Особенности развития детей 2-го и

3-го года жизни.- консультация

2. Психологические особенности детей раннего возраста- консультация

Практика:

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (К.Л. Печора)

2-4 неделя

сентября

Молодые специалисты

Педагог-психолог

Педагоги группа раннего возраста

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Теория:

Мини-педсовет "Адаптация детей в ДОУ" Приложение №3

Особенности развития речевой активности детей в период адаптации. - консультация

Практика:

Создание картотеки игр по адаптации

Оформление документации

октябрь Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Молодые специалисты

3. Особенности режима дня и игра детей раннего возраста. Теория:

Живу по расписанию- консультация.

Правила организации режимных процессов.- памятка

Особенности игры детей 2-3 года жизни.-консультация

Организация игровой деятельности- консультация

Практика:

Тест по организации игровой деятельности (Приложение №4)

Взаимопросмотр режимных моментов и игры в группах раннего возраста.

Разработать перспективный план развития игры в раннем возраста

Посещение режимных моментов и показ игровой деятельности педагогами - наставниками.

ноябрь Ст. медсестра

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагог-наставник

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги -наставники

4. Оздоровление детей раннего возраста. Теория:

Планирование и организация физкультурных мероприятий- консультация.

Советы по обучению плаванию детей раннего возраста- консультация.

Оздоровление детей в условиях детского сада.- консультация

Практика

Игры на воде с детьми раннего возраста

Показ педагогом -наставником корригирующих и закаливающих мероприятий

Круглый стол "От чего зависит здоровье ребенка в раннем возраста"

декабрь Ст. воспитатель

Инструктор по

Ст. медсестра

Инструктор по ф/к

Педагоги -наставники

Ст. воспитатель

5. Работа с родителями Теория:

Как проводить родительское собрание- консультация

Формы работы с родителями- памятка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию -консультация

Взаимодействие с семьей. Нетрадиционные формы работы с родителями- консультация

Практика:

Взаимопосещение родительских собраний.

Деловая игра "Что? Где? Когда?" на тему "Плюсы и минусы в работе с родителями"

январь Педагоги ДОУ

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги-наставники

Педагоги-наставники

Ст. воспитатель

6. Сенсорное развитие и изобразительная деятельность в группах раннего возраста. Теория:

Организация сенсорного уголка в группе - консультация

Игры с водой и песком- консультация.

Как появляется и развивается детский рисунок- консультация

Практика:

- "Мастерская молодого специалиста"- изготовление сенсорных игр и пособий.

Игры с водой и песком- показ педагогами-наставниками

февраль Ст. воспитатель

Педагоги-наставники

Педагог-психолог

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги-наставники

7. Развитие речи и познавательное развитие детей раннего возраста. Теория:

Особенности восприятия и мышления у детей раннего возраста- консультация.

Познавательные процессы- консультация

Ознакомление с окружающим в раннем возрасте- консультация

Практика:

Взаимопосещение занятий по теме.

Показ занятий педагогами ДОУ

март Педагоги-наставники

Ст. воспитатель

Педагог-психолог

Молодые специалисты

Ст. воспитатель

Педагоги ДОУ

8. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста Теория:

Принципы построения предметно-развивающей среды по Петровскому

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Практика

Брифинг " Предметно -развивающая среда как основа индивидуального подхода к ребенку"

апрель Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Ст. воспитатель

Молодые специалисты участвуют в методической работе ДОУ, посещают городские методические объединения, обсуждают и анализируют, совместно со старшим воспитателем и педагогами наставниками, опыт работы педагогов ДОУ и города.

III этап - заключительный:

  • презентация достижений на мини-педсовете;
  • изготовление альбома или газеты.

Нина Чайковская
План работы наставника с молодым специалистом ДОУ

План работы

наставника

Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В повседневной профессиональной деятельности начинающего воспитателя наставнику следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы необходимые коррективы.

Задача наставника – помочь молодому воспитателю адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы она не разочаровалась в выбранном пути.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет :

отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов на практике;

Освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста , а порой и в его корректировке.

План работы

Цель : наставничество создано с целью научно-методического сопровождения деятельности начинающих воспитателей, повышения их профессионального мастерства, раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи :

Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ

Оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы , календарный план и учет воспитательной работы , табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию , диагностика)

Формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста

Механизм использования дидактического и наглядного материалов

Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программы «Детство»

Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности

Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями , проведение родительских собраний и пр.)

Ожидаемые результаты :

адаптация начинающего воспитателя в учреждении

активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков обучения;

повышению профессиональной компетентности воспитателя в вопросах педагогики и психологии;

обеспечению непрерывного совершенствования качества обучения;

совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности дошкольников;

использованию в работе начинающего воспитателя новых педагогических технологий;

№ Мероприятия Сроки

1. Анкетирование «Выявление знаний и затруднений у молодых педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности» В начале года

2. Оказание помощи в организации работы с документацией .

Изучение программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.

Ознакомление с нормативной базой. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Изучение целей и задач годового плана ;

Структура перспективно-календарного планирования ;

Структура комплексно-тематического планирования Сентябрь

3. Консультация :"Как подготовиться к докладу, выступлению" Октябрь

4. Консультация по вопросам организации работы с родителями Ноябрь

5. Посещение НОД наставника и коллег с целью обмена опытом В. –ср. гр. – воспитатель Чайковская Н. С.

6. Консультация по проведению открытого НОД на базе ДОУ для коллег. По мере необходимости

7. Интернет-общение молодого специалиста и наставника . По мере необходимости

8. Создание развивающей среды В течение года

9. Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения В течение года

10. Методика проведения детских праздников. Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. В течении года

11. Мастер – классы : проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов. Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника .

12. Роль игры в развитии дошкольников. Консультации наставника , наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. В течении года

13. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста . Консультация и решения выхода из этих проблем. По мере необходимости

14. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Консультация и ответы на интересующие вопросы. В течении года

15. Использование в работе проектов . Планирование . Контроль. Подведение итогов.

Проект «Защитники отечества» , «Милая мама» февраль, март

16. Использование в работе ИКТ . Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

17. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. По мере необходимости

18. Подготовка к летне – оздоровительной кампании. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Май, июнь

19. Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения.

В работе с родителями ;

В работе с детьми ;

В работе с коллегами .

В течение учебного года

20. Помощь в ведении портфолио

Общие вопросы ведения портфолио

Отчет о работе Май

21. Рефлексия работы - Самоанализ молодого воспитателя Май