Про психологию. Учения и методики

Психологический тест на вождение автомобиля. Психологические тесты для водителей

Современные условия труда, производительность и качество выполняемой работы, все больше требуют от соискателей соответствующей работоспособности, личных, психологических и деловых качеств. Для этого многие серьезные организации используют тестирование при приеме на работу, особенно в такие ведомства как ФСБ, МВД, РЖД.., банки, в том числе Сбербанк.., а также в большие корпорации.

Тесты при приеме на работу проводятся и для бухгалтеров, и для менеджеров, для полицейских и пожарных, для летчиков и машинистов, и для юристов, и даже для продавцов-консультантов…


На этой странице психоаналитического сайта сайт вы сможете бесплатно и онлайн пройти психологические тесты, используемые при приеме на работу в различные ведомства и организации онлайн и бесплатно.

Однако имейте ввиду, что здесь представлены примеры тестов, применяемых при устройстве на работу, т.к. каждый работодатель может использовать свое тестирование, в зависимости от необходимых личностных, психических, эмоциональных, моральных и деловых качеств соискателя на конкретную должность или профессию, в конкретном предприятии или учреждении.
(Большие корпорации используют тесты SHL, Talent Q, Ontardent, Exect)

Какие психологические тесты при приеме на работу проходят соискатели

Примеры основных психологических тестов, используемых при приеме на работу в различных ведомствах, организациях и на предприятиях, таких как ФСБ, МВД, МЧС…, Банки (Сбербанк), торговля…, тестирование на должности менеджера, главного бухгалтера, полицейского, пожарного, спасателя, торгового работника (продавца-консультанта), юриста…и т.д. (тест на выбор профессии)

Психологические тесты

Общие психологические тесты при устройстве на работу используют не так часто, как специализированные для тех или иных профессий.
Однако результаты тестов на скорость протекания нервных процессов (темперамент), акцентуацию характера, память, внимание и внимательность, могут заинтересовать некоторых работодателей.

  • Тест на характер — (программный вариант)
  • Тест на темперамент — (программный вариант)
  • Тест на внимательность (переключение внимания)

Вербальные тесты

Вербальный тест при приеме на работу — основа проводимого собеседования с соискателем на должность и профессию, где необходимы вербальные (речевые) способности соискателя.

Математические тесты

В некоторых корпорациях при приеме на работу используют математические тесты для определения аналитических способностей соискателя.

  • Математический тест (с ответами)
Числовые тесты

На некоторые должности, например бухгалтер, работодатели используют числовые тесты при приеме на работу.

  • SHL тест

Логические тесты

Логические тесты при устройстве на работу дают информацию работодателю о способностях соискателя находить правильные решения в незнакомых ситуациях.
Тест на логическое мышление

Эмоциональные тесты

Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость — необходимые показатели аттестации — тестов при приеме на работу и последующей переаттестации — соискателей и действующих работников на должностях, где нужно работать с людьми, в опасных, чрезвычайных и стрессогенных ситуациях (например, полиция, МЧС, торговля…)

Личностные тесты

Основным , широко используемым личностным тестом при приеме на работу является тест СМИЛ (Стандартизированный Многофакторный Метод Исследования Личности) — он же Миннесотский Многомерный Личностный Опросник (MMPI) и его сокращенный вариант MMPI Мини-Мульт

Интеллектуальные тесты

Уровень, коэффициент интеллекта (IQ) соискателя — зачастую является важнейшим показателем тестирования при устройстве на работу, где необходимы интеллектуальные способности будущего работника.

  • Тест КОТ онлайн (краткий ориентировочный опросник на определение общих умственных способностей — иногда используют в ЦПД МВД)
  • (с программной обработкой результатов)

  • Тест на гениальность (он же тест на реакцию «Красный квадрат» — иногда используют в ЦПД МВД)

Творческие тесты

Во многих современных организациях требуются креативные, творческие люди, у которых иногда должны быть организаторские и даже предпринимательские способности, поэтому при приеме на работу используют и творческие тесты.

Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского ведет разработку новой методики психологического тестирования будущих водителей. Вскоре без прохождения этого обследования нельзя будет получить права. Основная цель тестирования – определить уровень агрессивности и враждебности обследуемого.
По мнению специалистов центра, грубое нарушение скоростного режима водителем является признаком отклонений в психике. Впрочем, объяснением такого поведения может быть и стресс на работе.
Сегодня чтобы получить водительские права достаточно пройти врача-психиатра без каких-либо дополнительных исследований. Электроэнцефалограмма проводится только в случае обнаружения показаний для этого врачом-неврологом. Те, кто по профессии являются водителями проходят медицинский осмотр (приложение 2 Приказа 302н от 12.04.2011 г.) и обязательное психиатрическое освидетельствование (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695).
Специалисты центра считают, что возможность допуска или не допуска к вождению, кроме психиатра, должен устанавливать медицинский психолог. Отличие психиатра от медицинского психолога в том, что первый больше направлен на поиск у пациента глобальных отклонений в психическом здоровье. Медицинский психолог работает непосредственно с личностью и индивидуальностью человека, а не с конкретным заболеванием. К тому же психолог сможет выявить агрессивность и враждебность у водителя, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений ПДД.
Сообщество автомобилистов не поддерживают данную идею. Они считают, что это предварительное психологическое тестирование не имеет отношение к безопасности на дорогах. Более действенным, по их мнению, является тестирование водителей хоть раз грубо нарушивших правила. Например, в Германии существует так называемый «тест на идиотизм» для тех, кто сел за руль пьяным. Прохождение теста платное, и некоторые его вопросы и правда, звучат комично. Например, «Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?» или ««Что вы будете делать, если в гостях, куда вы приехали на машине, вам предложат выпить?». В первом случае правильный ответ – «Переходить дорогу», во втором – «Я не поеду к людям, которые могут предложить выпивку человеку за рулем».
Впрочем, за рубежом при обучении будущих водителей больше времени и уделяется психологии, приемлемому реагированию на агрессивность, соблюдению культуры и этики за рулем.
Применение новой методики пока еще в планах, а по факту законодатели уже ведут работу по устранению опасного стиля вождения у автомобилистов. Так, в скором времени Госдума одобрит законопроект, устанавливающий штрафы за опасное вождение. Водителям-лихачам будет грозить штраф в размере 5 тысяч рублей.

Пожалуй нет смысла дискутировать о пользе психологических тестов, так как она не вызывает сомнений. Это касается абсолютно всех сфер нашей жизни, ну или, по крайней мере, тех, в которых предполагается участие человека. С помощью тестов удается получить массу полезной информации, и на основании этой информации сделать соответствующие выводы.

На заметку : Обратившись на dragonparts.com.ua/ вы сможете приобрести оригинальные запасные части для китайских автомобилей. В интернет-магазине «Dragonparts» действительно приемлемая стоимость комплектующих, они отличаются высоким качеством, да и быстрая доставка потребителю купленного товара обеспечена.

В частности, как пример можно привести автомобилистов, число которых в мире исчисляется миллионами, тем более что и количество новых машин, которые предлагает к продаже автопром, постоянно растет. Что бы там ни говорили, но современный человек уже привык перемещаться с помощью автотранспорта и это реалии нашей жизни, но одно дело сидеть на пассажирском сидении и наслаждаться поездкой, и совсем другое сесть за руль и взять на себя ответственность за жизни других пассажиров. Несмотря на то, что права сейчас получают люди разного возраста, пола и социального положения желательно, чтобы каждый из них был психологически устойчив, ведь на дороге бывает немало стрессовых ситуаций и к ним всегда следует быть готовыми.

С помощью тестов можно составить психологический портрет претендента

К сожалению достаточно часто аварии случаются, причем, даже если вы очень опытный водитель и ездите только по правилам, это еще вовсе не гарантирует, что сможете избежать аварии. С помощью соответствующих тестов можно определить насколько стрессоустойчив человек, и может ли он осуществлять пассажирские перевозки на городском транспорте, при которых ответственность за жизни людей увеличивается во много раз. На самом деле далеко не каждый сможет справиться не только с физической, но и психологической нагрузкой в подобных ситуациях, поэтому вполне естественно, что необходима проверка каждого претендента.

Вопросы в тестах, обычно связаны не только с правилами дорожного движения, или же различными ситуациями на транспорте, но и многими другими моментами, ведь нужно увидеть полную картину и понять насколько действительно человек соответствует должности, на которую претендует. Водитель транспортного средства должен быть не только специалистом в своей основной профессии, но и в некотором роде психологом, так как пассажиры попадаются разные и всегда нужно быть готовым прийти им на помощь.

Психически нездоровые люди не должны сидеть за рулем, это аксиома. Именно поэтому путь для получения и переоформления водительских прав лежит через кабинет психиатра. Обычно доктор проводит прием за 1-2 мин.

Основные вопросы, которые обязан задать работник поликлиники: Вы курите? Пьете? Употребляете наркотики? Состояли на учете? Были ли у вас когда-нибудь черепно-мозговые травмы?

Внимание! Задавая каверзные вопросы, доктора не хотят поставить вас в тупик, или услышать правильные ответы. Им главное понять, как вы думаете, и оценить уровень общего развития.

Исходя из ответов, доктор может провести дополнительное обследование. Например, предложит назвать геометрические фигуры, проверить скорость реакции с помощью компьютерной программы, или пройти несколько тестов.

Интересно, что в комментариях водителей на эту тему встречаются две крайности. В их практике встречались психиатры, которые быстро ставили желающим долгожданную печать, не задавая никаких вопросов. А были и те, кто предлагал решить оригинальные задачи:

  • от цифры 100 отнимать по 17 единиц и дойти до 0;
  • объяснить, чем отличается пещера от тоннеля;
  • предположить, чем похожи ботинок и карандаш.

Кроме того, психолог может подойти к делу творчески, и поинтересоваться: «А вы у нас не были? Что-то лицо/фамилия знакомые». Неважно, что ответит посетитель, просто врач внимательно посмотрит на реакцию. Ведь любому водителю жизненно необходима выдержка.

Посещение психиатра в военкомате

При прохождении водительской комиссии специалисту выгодно быстро выдать справку, поэтому проблемы могут возникнуть только в особых случаях. В военкомате все гораздо сложнее. С одной стороны, докторам необходимо обеспечить нужное количество новобранцев. А с другой – не допустить к оружию парней с явными отклонениями. Поэтому и вопросы тут гораздо разнообразнее:

  1. Назовите отличие птицы от самолета.
  2. Вы не псих?
  3. Расскажите таблицу умножения.
  4. Бывают ли приступы эпилепсии?
  5. Есть ли фобии?
  6. Что тяжелее, 1 кг кирпича, или ваты?
  7. Тебя что-нибудь мучает?
  8. Где расположена Италия?
  9. В каких войсках хочешь служить?
  10. У вас были мысли о самоубийстве?

Совет. Психиатр, как и нарколог, может попросить показать руки на предмет следов от уколов. Отказываться от осмотра не стоит. Возможно, это единственное, что важно знать специалисту.

В некоторых военкоматах психиатры заранее готовятся к разговору с призывником, изучая характеристику с места учебы или работы. А в других – совершенно не задают вопросов, если у посетителя жалоб нет. Главное, совершенно спокойно вести себя на приеме и не бояться неправильных ответов.

Прием психиатра на медосмотре

Медосмотр обычно проходят при приеме на работу и во время работы ежегодно, или 1 раз в 2 года. Медицинское освидетельствование обязательно для:

  • специалистов сферы торговли;
  • для водителей любого транспорта;
  • работников предприятий и производств с опасными условиями труда (пожарный, кровельщик, сотрудник МЧС и т.д.);
  • сотрудников детских садов, школ и других образовательных учреждений;
  • работников медицинской сферы;
  • для тех, кто проводит и чинит водопроводы.

На медосмотре психиатры заинтересованы в том, чтобы хороший специалист работал на своем месте. Поэтому редкий доктор будет тщательно искать отклонения у работника детского сада с сорокалетним стажем. Вопрос, который чаще всего звучит на медосмотре: «Есть ли у вас жалобы?»

Секреты профессиональных докторов

Когда абсолютно здоровый человек слышит неадекватные вопросы от доктора, он удивляется, и путается в ответах. Весь секрет в том, что специалисты по душевному здоровью определяют нарушения психики благодаря нестандартным задачкам.

Внимание! Странные вопросы нужны для выявления показателей психических расстройств.

Рационально мыслящему человеку никакие психиатры не страшны. Какие бы они словесные ловушки не готовили, главное – отвечать спокойно и уверенно.

Прохождение психологического теста - видео

Каждый день в мире совершаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Так, по данным ГИБДД МВД России, за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие. Анализ причин ДТП показывает, что значительная часть из них (96-98%) связана с человеческими факторами вождения, прежде всего – ошибочным или намеренно рискованным и провоцирующим (аберрантным) поведением водителей.

За последние полвека в нашей стране и за рубежом, было проведено множество исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств (ПВК) водителей. В рамках данных исследований было сформировано множество направлений: это и выявление связей между психофизиологическими характеристиками человека и дальнейшей успешностью его деятельности в качестве водителя, и выявление связи между мотивационными и личностными характеристиками индивида и его подверженностью различного рода аварийным ситуациям, включая ДТП, и изучении социально-психологических предпосылок девиантного поведения на дорогах и т.д.

Исследования причин аварийности среди водителей позволили выделить два основных типа нарушителей, согласующиеся с данными мировой литературы. Первый представлен агрессивными экстравертированными социопатами, которые попадают в аварии преимущественно из-за совершения намеренных нарушений правил дорожного движения (ПДД) , в частности, агрессивного стиля вождения и переоценки своих возможностей, подкрепляемых убеждениями в том, что такой стиль поведения на дороге дает им некие внешние (например, экономит время в пути) либо внутренние (поднимает самооценку) преимущества. Второй - невротичными и дезадаптированными лицами с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций и сниженным уровнем самоконтроля, которые могут попадать в аварийные ситуации главным образом вследствие недостаточной стрессоустойчивости, повышенной истощаемости когнитивных процессов и сниженной способности к адекватному реагированию на внезапно изменившуюся ситуацию. Почти 60 лет назад Тиллмэн и Хоббс сформулировали тезис, который в значительной степени сохранил свое значение до наших дней: «водитель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Подытожив результаты всех проведенных исследований, мы приходим к выводу, что ситуация, в которой осуществляется профессиональная деятельность, влияет на то, какое сочетание индивидуальных характеристик окажется оптимальным.

В связи с научно обоснованными подходами о влиянии индивидуально-личностных качеств человека на стиль вождения, в последнее время, специалисты ведут споры о необходимости введения обязательного психологического тестирования кандидатов в водители транспортных средств (ТС).

Почему тестирование необходимо? Во-первых, тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный гонщик).

Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК. С одной стороны, это подразумевает под собой информационную составляющую. Здесь действует общеизвестный принцип: «Предупрежден – значит, вооружен» (например: кандидат в водители ТС, знающий, что его скорость приема и переработки информации низкая, должен рассчитывать безопасную скорость движения своего автомобиля). Как показывает практика, такие водители больше внимания уделяют своему состоянию и здоровью, более адекватно ведут себя на дорогах, а если и случается непредвиденная ситуация – они стараются взять ее под контроль, минимизируя или вовсе предотвращая ее негативные последствия.

С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки , он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня).

В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.

В-четвертых, кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.

Нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи.. Как должно быть организовано проведение психологического тестирования? Где оно должно проводиться? В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах? Профессионалами какого уровня подготовленности? Какой инструментарий при этом необходимо использовать?

Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.

Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.

В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.

Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой. Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.

Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным. Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.

В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.

Но если психологическое тестирование имеет такой уровень значимости, применяется ли оно сегодня при работе с кандидатами в водители ТС?

В декабре 2008 года была предпринята попытка обязать образовательные учреждения проводить подобного рода мероприятия («Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» от 12.12.2008 г.), но эта попытка в силу разных причин потерпела неудачу. Системы специализированных центров по психологическому тестированию кандидатов в водители, поступающих в образовательные учреждения сегодня не существует. Тем не менее, некоторые автошколы, сознательно пойдя на дополнительные издержки, внедрили подобную практику в свою деятельность.

Так, с 2006 года в НУ ДО «Юношеская автомобильная школа г. Москвы» проводится тестирование курсантов с целью прогнозирования успешности их деятельности в качестве водителей ТС. Тестирование проводится на АППДК «Мультипсихометр» АВТО. Комплекс обеспечивает комплексную оценку психологических и психофизиологических качеств курсантов автошкол и водителей различных категорий, определяющих успешность обучения и последующей деятельности по управлению транспортным средством; оценку текущего психоэмоционального состояния; развитие профессионально релевантных навыков и качеств.

Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:

  • готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
  • специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
  • возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
  • автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
  • многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
  • анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
  • сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
  • разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.

Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.

Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.

В интересах развития психофизиологических качеств осуществляется оценка динамических характеристик выполнения тестов, имеются пролонгированные версии тестовых заданий и специальная технология оценки результатов повторных обследований («Навык»).

На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту (рис.1), другое куратору учебной группы (рис.2). В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения. В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.

Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.

Если по результатам тестирования кандидат получает низкую интегральную оценку по профилю «Общие способности», ему необходимо сделать упор на таких дисциплинах как «Основы законодательства в сфере ДД», «Основы безопасности управления ТС», «Устройство автомобиля», «Оказание медицинской помощи». Если низкие результаты по профилю «Общие способности» сочетаются с низкими результатами по профилю «Моторно-перцептивные способности» кандидату необходима пролонгация курса практического вождения и дополнительные усилия при освоении теоретических дисциплин. Так как низкий уровень развития двигательных функций, скорости и точности переработки информации в сочетании со сниженным уровнем развития общих способностей, делают проблематичным усвоение курса обучения и формирование навыков практического вождения в установленные сроки.

При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).

Низкие оценки по профилю «Психоэмоциональная устойчивость» в сочетании с низкими оценками по профилю «Личностные ПВК» предопределяют снижение эффективности обучения и высокую вероятность последующего попадания в аварийные ситуации в качестве как пассивного, так и активного участника ДТП. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий направленных на минимизацию отрицательного воздействия ряда ПВК, с целью формирования безопасного стиля вождения.

Если кандидат получил низкий уровень соответствия ПВК (сниженная способность к поддержанию концентрации внимания на выполнении задачи, недостаточная способность к быстрому переключению внимания между источниками информации, низкий уровень координации (скорости и избирательности) движений рук и ног), входящих в состав профиля «Моторно-перцептивные способности», куратор может предложить ему выполнить пролонгированные версии тестовых заданий для повышения уровня соответствия этих профессионально важных качеств.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Специалисты ЮАШ понимают это в полной мере. Они успешно вырабатывают грамотные стратегии обучения в рамках индивидуального подхода, что позволяет им выпускать подготовленных ответственных водителей и иметь конкурентные преимущества в данной сфере. Уже сегодня, ЮАШ предоставляет своим курсантам возможность своевременно пройти психологическое тестирование, способствующее достижению оптимальных результатов в обучении.

1. Профессионально важные качества - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
2. Аутогенная тренировка - психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
* DIP ® , МУЛЬТИПСИХОМЕТР ® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».