Про психологию. Учения и методики

История штурманской службы. Анатолий Комарицын: «Одиннадцать из выпуска стали адмиралами! – Вы – счастливый человек

Вчера, шестого июня, свой 70-летний юбилей отметил доктор технических наук, профессор, председатель Гатчинского Морского собрания адмирал Анатолий Комарицын. За 25-летнюю военно-морскую карьеру Анатолий Александрович прошел большой путь: от лейтенанта – командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок Тихоокеанского флота.

Адмирал – это звучит гордо! О том, что стоит за этим званием, как складывался путь к нему, что было потом и что стало сейчас, мы поговорили с Анатолием Комарицыным в «штаб-квартире» Гатчинского Морского собрания – в Гатчинском Дворце молодежи.

Морская душа

Такие, как он, учатся всю жизнь. Отличная учеба в школе, сразу же по окончании ее получение технической специальности, практика на заводе…

В 1969 году Анатолий Комарицын окончил Тихоокеанское Высшее военно-морское училище им. С. Макарова по военной профессии штурман. В 1974 году – Высшие специальные Ордена Ленина классы ВМФ, в 1981 году – Военно-морскую академию, а в 1986 году – Академию Генерального штаба.

Офицерскую службу начал в 1969 году на атомной подводной лодке проекта 627. В 30 лет уже командовал атомоходом, в 35 – стал заместителем командира дивизии, а в 40 – стал командиром противоавианосного соединения атомных подводных лодок.

– Анатолий Александрович, что все-таки привело вас на военный флот?

– Я родился в городе Советская Гавань, на Дальнем Востоке. При царе он назывался Императорской Гаванью. Город расположен на берегу одноименного залива, который известен тем, что когда-то там, в бухте Постовой, после возвращения из экспедиции в Японию затонул знаменитый фрегат «Паллада». Семья моя была военно-морской – отец и мама воевали, служили в Военно-морском флоте, и мне просто было предначертано стать моряком.

После второго хрущевского сокращения Вооруженных сил в 1956 году мы уехали жить в Сибирь, в город Ангарск, который тогда еще только строился. Там я окончил одиннадцатилетнюю школу с политехническим обучением (я, кстати, токарь четвертого разряда). Параллельно учился в Высшей заочной математической школе при Новосибирской академии наук. Мы собирались там на учебу два раза в год. Лекции читали нам Холмогоров, Ландау, Иоффе…

– Вам было интересно?

– Очень интересно! Мы учились в удовольствие, никто нас не заставлял. Решали, консультировались друг с другом, с учителями. Я окончил Высшую математическую школу с правом поступления в Высшее техническое училище им. Баумана в Москве, но профессию выбрал другую. Сразу после Карибского кризиса был комсомольский набор в армию, и я отправился служить. Прошел курс молодого бойца и поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. Макарова. Выпуск у нас был выдающимся – одиннадцать из нас стали адмиралами! Считаю, что мне повезло – меня не бросали во время учебы никогда, я не учился по кругу, как это часто бывает, а постоянно двигался вперед.

– Как складывалась ваша служба в дальнейшем?

– Я прослужил двадцать пять лет на Камчатке, пройдя путь от курсанта-стажера до командующего флотилией. Как-то подсчитали, что из этих двадцати пяти лет я полных пять лет провел в море и три года – под водой. Несколько лет я командовал противоавианосной дивизией, единственной на Дальнем Востоке (еще одна такая есть на Севере). Наша дивизия была нацелена на то, чтобы найти в океане и уничтожить противника. Чем мы и занимались. Они знали, по крайней мере, что мы есть, и побаивались…

– Вы были командиром большого соединения. Сложно было управляться с таким огромным коллективом?

– Когда я командовал дивизией, у меня было 22 экипажа подводных лодок – это пятнадцать кораблей и полторы тысячи человек! Естественно, построить их, и как-то наказать перед строем какого-нибудь разгильдяя было невозможно. Как до них докричаться?

Мои друзья-одноклассники, «бауманцы», сбросились и подарили мне телевизионную студию. В каждом помещении казарм офицеры установили телевизоры – по типу кабельного телевидения. Центр управления находился у меня. В кубриках велось наблюдение, и все знали, что оно ведется. Во второй раз ни один не попадался! За все это время у меня в таком огромном коллективе не было ни суицидов, ни побегов, ничего такого… Неуставные отношения были только поначалу, когда приходили новобранцы.

К тому же, мы очень много плавали, работа была у нас такая – некогда было ерундой заниматься. Воспитание шло постоянно: на лодке невозможны неуставные отношения – они там все одним воздухом дышат, одеты в одинаковую форму, едят одну и ту же пищу – что матрос, что офицер…

Главный океанограф

Анатолий Комарицын «сошел на берег» 1 сентября 1994 года – в звании вице-адмирала. В том же году был назначен начальником Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ (ГУНиО). Основным достижением адмирала Комарицына на этом посту стало поддержание на высочайшем уровне мировой морской картографической коллекции России.

– Под вашим руководством в ГУНиО был создан грандиозный многотомный труд «Атлас океанов»…

– Это была целая государственная система, которая лицензировала карты, поддерживала коллекцию морских навигационных карт на уровне мировой потребности. Всего в мире было три таких коллекции – у нас, в Великобритании и в Америке. Но те же американцы пополняли свою коллекцию, закупая уже готовые карты. У нас же было много именно таких материалов, которые мы сделали сами – наши гидрографы, в частности, отпахали всю Африку, весь Карибский бассейн.

Наши карты были, во-первых, красочнее, а во-вторых, они были точнее. В 1998 году наша карта Северного Ледовитого океана стала лучшей среди подобных. Сейчас она является единственной, которую используют во всем мире. Всего в нашей картографической коллекции было шесть с половиной тысяч экземпляров!

В «Атласе океанов», который был создан всем нашим коллективом, были и «Атлас проливов», и «Атлас Антарктиды»… Это огромный труд! Мы охватили все – гидрологию, животный и растительный мир, розу ветров, розу течений, соленость, прозрачность, гравитационное поле…

Пятый океан

В 2002 году Анатолий Комарицын стал одиннадцатым президентом Русского географического общества (РГО). Благодаря сформированному Комарицыным попечительскому совету, Общество выжило в период отсутствия государственной поддержки, были спасены его уникальные фонды.

– Какие задачи пришлось решать во время вашего президентства в РГО?

– Русское географическое общество было создано в 1845 году для пропаганды географических исследований. Это было время множества очень значимых открытий – первая кругосветка, открытие Антарктиды… Миклухо-Маклай, Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский… Результаты всех этих исследований аккумулированы в библиотеке РГО – всего более 285 тысяч эксклюзивных раритетных изданий, сделанных при жизни самих путешественников и первооткрывателей!

Когда я возглавил РГО, ситуация в нем была очень плачевной, впрочем, такой она была тогда везде. Управления не было, деньги не приходили, мне нечем было выдавать людям зарплату. Но у меня было право заниматься коммерческой деятельностью – у нас была картографическая фабрика, которая тиражировала нашу продукцию. Используя это право, я брал всю прибыль под честное слово и выдавал нашим сотрудникам зарплаты. В общем, как-то вышли тогда из положения…

В советское время Общество существовало при Академии наук СССР, а потом началось – денег не стало: «Плывите, как хотите…». Мы боролись за то, чтобы историческое здание, в котором изначально размещалось РГО (СанктПетербург, переулок Гривцова, 12), передали в собственность. За эти девять лет я смог добиться у чиновников денег, чтобы хотя бы закрыть «дырки»: починить ветхую крышу, старую систему отопления… Все ведь там было уникальным – даже задвижки на окнах остались еще с тех времен!

Русское географическое общество тогда удалось уберечь от развала. Это была заслуга очень большого коллектива единомышленников, и я им очень благодарен за сотрудничество. К сожалению, многие из них оказались не у дел после реформирования РГО, когда центр общества переместился в Москву…

В 2009 году Анатолий Комарицын, сочтя свою миссию по сохранению РГО выполненной, предложил кандидатуру нового президента Русского географического общества генерала армии Сергея Шойгу, на тот момент министра по чрезвычайным ситуациям. Свои права и обязанности Комарицын передал новому президенту в ноябре 2010 года.

Байкал – новый океан?

В 1999 году под руководством адмирала Анатолия Комарицына была создана первая цифровая карта озера Байкал. В 2000 году он выступил в ЮНЕСКО с докладом «Байкал – экологическая модель пятого океана», где предложил создать под эгидой ООН еще одну часть «Атласа океанов» – «Озеро Байкал. Атлас зарождающегося океана».

– Байкал – пятый океан? Что это значит?

– У меня есть друг, географ и историк, член Русского географического общества Леонид Колотило. Его дед был первым исследователем Байкала, и сам Леонид Григорьевич многие годы изучает это озеро. В те времена Байкалом занимались военные моряки, туда отправляли целые экспедиции. Систематические наблюдения показали, что зеркало озера Байкал прирастало каждый год на три сантиметра. Расчеты ученых показали, что эта тенденция, возможно, когда-либо приведет к образованию еще одного – пятого по счету океана.

– Эта теория все еще актуальна, или что-то изменилось за последние годы?

– Да, изменилось. Последние наблюдения показывают, что прирост зеркала Байкала затормозился, и вроде бы даже намечается его уменьшение. Но это зависит от многих причин. Уменьшился сброс воды – если когда-то в Байкал впадало 367 речек и ручьев, а вытекала из него лишь одна Ангара, то теперь речек и ручьев стало меньше, а Ангара как вытекает, так и втекает в озеро. Когда-то там была тайга непроходимая, а сейчас вырубаются леса, строятся дороги. Изменился климат, появились засухи. Последствия урбанизации…

Гатчинское Морское собрание

Инициатором создания Гатчинского Морского собрания, как известно, стала группа единомышленников во главе с депутатом, директором Гатчинского Дворца молодежи Юрием Назаровым. Получив официальную регистрацию, Морское собрание Гатчины стало членом Ассоциации Морских собраний, куда входят такие города, как Новороссийск, Севастополь, Владивосток, Вологда, Сочи, Екатеринбург.

В числе основных задач Морского собрания – объединение усилий офицеров и мичманов в защите социальных прав, чести и достоинства ветеранов флота и членов их семей. Но это далеко не единственные цели Гатчинского Морского собрания…

– Анатолий Александрович, вы возглавляете Гатчинское Морское собрание с 2002 года. Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности на этом посту.

– В 1999 году в Гатчине при школе-интернате были открыты морские кадетские классы, и именно этих молодых людей стало опекать Гатчинское Морское собрание. Отцы-основатели Гатчинского Морского собрания во главе с Юрием Назаровым придумали действительно нечто новое – такой кадетской организации больше нигде не существует, ведь наши кадеты не являются ведомственными…

– Каковы главные задачи Морского собрания на данный момент?

– Воспитание подрастающего поколения, в том числе патриотическое. У нас сейчас большая беда с историей – в учебниках разнобой, много неправды или слишком мало сказано о важных исторических событиях. Материалы о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне скомканы до неприличия. Так же нельзя! Хорошо, что наконец-то перешли к созданию нового единого учебника по истории.

Мы стараемся восполнять у ребят эту нехватку знаний, проводим уроки мужества. Над этим трудятся воспитатели кадетских классов, кураторы, которые встречаются с ребятами, рассказывают, читают им лекции. Это люди с очень большим опытом.

За эти годы уже более сорока ребят из гатчинских кадетских классов окончили военно-морские учебные заведения и стали офицерами. Они часто приезжают сюда, один выпускник уже работает в Главном штабе ВМФ в Санкт-Петербурге…

– Несмотря на морскую душу, Гатчина все же не морской город. Как вы обходитесь без моря?

– Конечно, я скучаю по морю, хоть оно и не так далеко. Выйдя на пенсию, познакомился с горами. Горы меня завораживают, но к морю тянет по-прежнему.

Есть у меня сейчас такая работа – собрал небольшую команду военно-морских отставников, которые занимаются гидрографическими исследованиями. Иногда с ними в командировки езжу, управляю катерами. Мне это нравится. Но поскольку моря здесь нет, в отсутствие катера езжу на машине…

– Вы – счастливый человек?

– Да, я – счастливый человек. У меня получилось все, что я хотел…


Учёная степень: доктор технических наук

Ученое звание: Профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Родился в 6.06.1946 г. в г. Советская Гавань Хабаровского края в семье моряка-катерника. После печально знаменитого хрущевского сокращения вооружённых сил СССР семья переехала в сибирский город Ангарск, где он окончил среднюю школу. В 1969 г. окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова, в 1981 г. – Военно-морскую академию, в 1986 г. – Военную академию Генерального штаба.

Отслужил на Камчатке, на подводных лодках 25 лет, из них полных 5 лет провёл в мо-ре и 3 года – под водой.

Прошел путь от лейтенанта – командира группы, до командующего флотилией атом-ных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627. В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором С.Н. Ковалевым.

С 1989 г. – первый заместитель командующего, в 1992–1994 гг. – командующий фло-тилией АПЛ Тихоокеанского флота.

Создал теорию борьбы с авианосцами, за что награждён премией правительства СССР.

В 1996 году А. А. Комарицыну было присвоено звание «адмирал».

В 1994–2006 гг. – начальник Главного управления навигации и океанографии Мини-стерства обороны РФ и председатель Национального океанографического комитета РФ, член Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО.

Основным достижением адмирала А.А. Комарицына на посту начальника Главного управления навигации и океанографии МО РФ стало поддержание на высочайшем уровне мировой морской картографической коллекции России, превышающей коллекцию Велико-британии и США вместе взятые.

«Венцом» морской картографической коллекции, безусловно, явился фундаменталь-ный многотомный научный труд «Атлас океанов», пятый и шестой тома которого: «Человек и океан» (1996) и «Атлас Антарктики» (2005) были изданы под руководством и редакцией А. А. Комарицына.

Подготовил и издал несколько уникальных картографических произведений:

Лучшая карта Северного Ледовитого океана (2002), получившая международный ди-плом,

Карты Штокмановского месторождения и Териберского берега (где выходит на берег трубопровод Штокмановского месторождения),

Карты побережий Ямала,

Карты шельфа Сахалина,

Цифровая карта озера Байкал,

Карты для прокладок практически всех подводных газопроводов РФ,

И многие другие картографические произведения.

Участвовал в Международном годе океана.

Руководил рядом крупных гидрографических работ. Под его руководством проведены исследования и подготовлена предварительная заявка по расширению и юридическому за-креплению континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль площадью 1,2 млн. км², с ресурсами нефти и газа свыше 5 млрд тонн условного топлива.

В 1999 г. под руководством адмирала А. А. Комарицына была создана Первая цифро-вая карта озера Байкал.

В 2000 году он выступил в ЮНЕСКО с докладом «Байкал – экологическая модель Ми-рового океана», где предложил создать ещё одну часть «Атласа океанов».

В 2000–2002 гг. – вице-президент Русского географического общества, в 2002–2009 гг. – президент.

Один из инициаторов учреждения наградной Золотой медали Русского географическо-го общества им. великого князя Константина Николаевича «За заслуги».

Внес существенный вклад в деятельность Русского географического общества в усло-виях отсутствия государственной поддержки, спас фонды и богатства Русского географиче-ского общества.

Научные публикации:

Основные труды:

1. Объяснительная записка к картам Арктического бассейна / Ред. И.С. Грамберг, А.А. Комарицын. – СПб.: ВНИИОкеангеология, ГУНиО МО РФ, 1999.– 38 с.

2. Комарицын А.А. и др. Цифровая карта озера Байкал.– 2002

3. Комарицын А.А. Гидрография России на службе Родине и флоту // Записки по гид-рографии. – 1997.– № 242.

Комарицын Анатолий Александрович

Начальник Главного Управления навигации и океанографии (ГУНиО МО) Министерства обороны, начальник Гидрографической службы ВМФ.
Родился в июне 1946 года в городе Советская Гавань в семье моряка - катерника. Отец и мать были военными. После знаменитого хрущевского сокращения семья переехала в сибирский город Ангарск, где он окончил среднюю школу.
Образование высшее - Тихоокеанское Высшее военно - морское училище, по военной профессии - штурман. Занимался спортом.
Прошел путь от лейтенанта - командира группы, до командующего флотилией атомных подводных лодок. Начал офицерскую службу на атомной подводной лодке проекта 627. В дальнейшем изучил все корабли, созданные известным конструктором Сергеем Никитичем Ковалевым. Морские офицеры, которым довелось служить под началом Анатолия Комарицына, считают его истинно боевым подводником.
25 лет отслужил на Камчатке. Окончил Высшие специальные Ордена Ленина классы ВМФ, Военно - морскую академию, Академию Генерального штаба.
Сегодня в подчинении ГУНиО МО находятся гидрографические службы флотов и части центрального подчинения, к которым относятся Государственный научно - исследовательский навигационно - гидрографический институт, Центральное картографическое производство и Центральная картографическая фабрика, около 300 исследовательских океанографических и гидрографических судов. Ведется переписка с 70 иностранными гидрографическими службами и организациями. Изучаются, готовятся описания и создаются навигационные карты. В 1999 году, например, в ГУНиО была создана лучшая навигационная карта рельефа дна Северного Ледовитого океана, которая получила международный диплом.
Не любит, когда много болтают и ничего не делают. Себе этого не позволяет.
Кандидат военных наук, профессор Академии военных наук. Действительный член Международной академии информатизации при ООН.
Считает, что быть адмиралом - уже счастье. А три звезды на погоне - удача.
Не сачковал, учился, служил честно. Непосредственно под водой провел более пяти лет. В 30 лет командовал атомоходом, в 33 - ушел в Академию, еще через два года стал заместителем командира дивизии. А в 40 командовал противоавианосным соединением атомных подводных лодок.
Награжден орденами "За военные заслуги", Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах", а также 14 медалями.
Женат. Сын - подводник, выпускник Высшего военно - морского училища подводного плавания.
Хобби - автомобильная езда.
Почетный член Морского собрания. Уверен - должно существовать что - то, объединяющее людей, послуживших морю - и военных, и гражданских. Этой организации необходимо всячески помогать.
Считает, что Военно - морской флаг Советского Союза ничем себя не запятнал, ни в одну войну. Под ним не сдался ни один корабль. И этот флаг незаслуженно заменен на Андреевский. Хотя предлагалось оставить оба флага, придав Андреевскому статус походного.
А океан - он безграничный...