Про психологию. Учения и методики

Популярные рассказы как жили египетские фараоны. Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов

Фараон - титул царей в Древнем Египте, а также титул греческой династии Птолемеев. Происхождение слова «фараон* точно неизвестно. Одни переводят его как «пер-о» - большой дом, другие связывают его со словом «фра* или «пра», т. е. солнце. Фараон считался сыном солнца Ра , земным воплощением Хора и наследником Осириса. Использовался для обозначения царей Египта с XV в. до н.э. Чтобы божественная кровь не смешалась с человеческой, фараоны женились на сестрах или, в крайнем случае, внутри родственного круга. Жизнь фараонов была подчинена ритуалу, ведь он был ответственен за благосостояние страны, за разливы Нила, за урожаи. Он был главной фигурой в религиозных ритуалах.

Фараон Хатшепсут

Хатшепсут (Мааткара Хатшепсут Хенеметамон), дочь фараона Тутмоса I и царицы Ясмос. Ее мать была из рода фиванских царей, отец же - не царского происхождения. Правила Египтом на протяжении почти 22 лет в конце XVI - начале XV веков до нашей эры. Хатшепсут является первой известной женщиной в мировой истории и одной из самых известных египетских правительниц. Она одевалась в мужские одежды и носила накладную бороду, чтобы походить на мужчину. Во время ее царствования Египет переживал экономический расцвет, закончилось восстановление страны после нашествия гиксосов и воздвигнуто множество памятников.

Когда ее мать царица Ясмос умерла, Хатшепсут, по мнению легитимистов, была единственным отпрыском древней линии, и царь вынужден был назначить ее своей преемницей, несмотря на то, что египтяне никогда еще до того не подчинялись правлению царицы. В определении степеней родства двух фараонов Тутмос I и Тутмос II между собой и с царицей Хатшепсут существует много версий, но ясно одно, что этой яркой умной женщине пришлось первое время прикрывать свое фактической исполнение царских обязанностей фиктивными правителями.

Хатшепсут стала царем - факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором». Слово «величество» получило женскую форму (так как по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут поддерживали жречество и высшие административные чиновники страны. Ее соправитель Тутмос III был удален отправлять жреческие функции в храм Амона.

Хатшепсут мало внимания уделяла военным делам, но много строила храмов. Величайшим творением ее правления является храм в Дейр-элъ-Бахри . Здание было задумано совсем иначе, чем большие храмы той эпохи. План был составлен по образцу небольшого ступенчатого храма Ментухотепа II в соседнем углублении скал. Он поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где была высечена святая святых. Перед этими террасами находились чудные колоннады, удивляющие своей исключительной пропорциональностью. Это первые внешние колоннады в истории архитектуры. Создателем храма был фаворит царицы Сенмут.

После смерти царицы ее соправитель Тутмос III вернул себе власть и сделал все, чтобы стереть память о царице. Все упоминания о ней уничтожались. Стерлись имена ее приближенных, высеченные на их гробницах; а ведь это означало смерть души. Пережившие царицу сторонники покинули страну.

Фараон Аменхотеп IV

Аменхотеп IV - египетский фараон из XVIII династии. Правил в конце XV в. до н. э., по другим данным во второй половине XIV в. до н. э. Аменхотеп женился на знатной египтянке Нефертити , презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии - фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона. Впрочем, женой его отца Аменхотепа III и его матерью была тоже не дочь фараона, а дочь провинциального жреца Тия. Этот брак осуждался жрецами Амона и не был ими признан. Аменхотеп IV попытался провести религиозную реформу, заменив культ фиванского бога Амона-Ра, а также многочисленные местные номовые культы новым государственным культом бога Атона.

Он установил в Египте солнцепоклонничество (атомизм). Солнечный диск (Атон) фараон объявил единственным богом, себя же самого - сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога». Он запретил старые культы, конфисковал храмовые владения, сделал столицей государства новый город Ахетатон (Эль-Амарна). В честь Атона строились роскошные храмы, появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. Фараон принял новое имя Эхнатон («полезный Атону»). Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III.

Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Аменхотепе IV - Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих подвластных ему территорий. Вторжения кочевых племен хабиру в азиатские владения Египта еще более осложнили обстановку. В этих условиях жрецам Амона, по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-еретика и насылает кару на Египет: такая мысль напрашивалась сама. Новая религия просуществовала лишь да окончания царствования Аменхотепа IV, когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет. Обстоятельства смерти Аменхотеп IV неизвестны. Серия документов с его именем обрывается на 1402 г.

При преемниках Эхнатона, Сменхкаре и Тутанхамоне, столица возвращается обратно в Фивы и восстанавливается культ Амо-на-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества. Изображения царственной четы - Эхнатона и Нефертити - уничтожаются. Однако в искусстве традиции реализма ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях, отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства.

Фараон Тутанхамон

Тутанхамон (годы правления предположительно 1333-1323 г. до н.э.) - египетский фараон, последний представитель XVIII династии. Он был женат на Анхсенпаатон, одной из дочерей Аменхотепа IV, приходясь ему родственником.

Тутанхамон пришел к власти в возрасте 8-9 лет. Он воспитывался еще в духе культа бога Солнца Атона, введенного в Египте Аменхотепом IV, и первоначально был назван в честь нового бога страны. Столица номинально была возвращена в Фивы, однако в реальности Мемфис был тем городом, в котором Тутанхамон провел большую часть правления. Однако реально правление в стране перешли в руки двух воспитателей и регентов малолетнего фараона - Эйе и Хоремхеба, былых соратников Эхнатона, которые после смерти этого фараона предали учение своего бывшего покровителя анафеме (упоминания о нем всячески истреблялись, имя Эхнатона выдалбливалось из картушей). Эйе был некогда одним из апологетов культа Атона, однако при Тутанхамоне он уже был жрецом Амона. Хоремхеб был видным военачальником, он не мог смириться с тем, что в результате пацифистской политики Эхнатона от Египта отпало Восточное Средиземноморье.

При Тутанхамоне под предводительством военачальника Хоремхеба впервые после крушения «египетской империи» Тутмо-сидов, были осуществлены успешные военные кампании в Нубию и близкие к Египту области Азии.

На момент смерти Тутанхамону было 18-19 лет. Столь ранняя смерть фараона долгое время считалась достаточным основанием для того, чтобы считать ее неестественной. Из этого следовало, что Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, ставшего после смерти Тутанхамона новым фараоном. Однако новейшие исследования, проведенные в 2005 г., выдвинули на первый план предположения о смерти Тутанхамона в результате травмы - открытый перелом ноги привел к гангрене и заражению крови. По-видимому, фараон получил ее во время охоты, до которой был большой любитель.

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти неразграбленная гробница, дошедшая до ученых в первозданном виде, хотя ее и вскрывали дважды гробничные воры. Вход в усыпальницу оказался засыпанным строительным мусором при сооружении гробницы одного из фараонов сто лет спустя.

Фараон Рамсес II

Рамзес II Мериамон (Усермаатра Сетепенра), или Рамсес II Великий (в старой литературе также Рамзес; жил предположительно в 1314 до н.э. - 1224 до н. э. или 1303-1212 дон.э.) - третий царь XIX династии. При Рамзесе Египет достиг своих максимальных границ. Имя означает «Ра родил его».

Став соправителем своего отца Сети I в возрасте всего 10-ти лет, Рамзее был сначала наместником фараона в Эфиопии, где ему приходилось бороться с набегами туземцев. Вступив на престол, он продолжил походы своего отца, восстановил власть Египта в Палестине. Основным внешнеполитическим событием во время правления Рамсеса II стало обострение отношений и, наконец, кровопролитная война с царством Хатти. Переломный момент этой войны - знаменитая битва при Кадеше, в результате которой были защищены интересы Египта в Сирии-Палестине. Среди источников, повествующих о битве при Кадеше, выделяется замечательное историко-литературное произведение, так называемая «Поэма Пентаура», повествующее о недюжинной храбрости Рамсеса II и той помощи, которую во время битвы ему оказал бог Амон. Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абу-Сим-беле, Луксоре и Дерре и воспета придворным поэтом в эпосе Пентаура. Рамсес II построил множество статуй и храмов в свою честь в различных уголках Египта. Самыми крупными на сегодняшний день являются две 20-метровые статуи сидящего Рамсеса II в Абу-Симбеле на юге страны. Борьба с хеттами завершилась заключением мирного договора с царем Хетасиром III; это был первый известный в истории международный договор. Договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности владений и предоставление помощи пехотой и колесницами в случае нападения на одну из договаривающихся сторон или восстания подданных. Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. К хеттскому двору отныне часто посылались египетские врачи, известные своим искусством. В целях укрепления мира Рамзее женился на дочери хеттского царя (по другим данным сразу на двух), который затем посетил Египет.

Рамсес также реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря, окончательно подчинил Египту Нубию. Рамсес увековечил свое имя грандиозными постройками по всей территории Египта и Нубии. Из-за продолжительных войн столица была перенесена из Фив в Тунис. Рамсес II был одним из самых популярных властителей Египта, о его храбрости и мудрости слагали легенды, делавшие его олицетворением египетского могущества.

Рамсес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя, к этому времени - мужчина средних лет.

Это конспект по теме «Фараон в древнем Египте (Хатшепсут, Аменхотеп IV, Тутанхамон, Рамсес II)» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Аменхотеп III хранит загадочную полуулыбку.

Череп Аменхотепа III. Передних зубов нет, остальные источены кариесом. Неужели такие же зубы были и у Нефертити?

Аменхотеп III был одним из величайших правителей Древнего Египта. Страна достигла при нем расцвета: возводились огромные статуи и великолепные храмы, золото текло рекой, не было недостатка в хлебе, пиве и рабах. Фараон и его приближенные жили в холе и неге. Однако изучение его мумии показало недавно, что жизнь Аменхотепа была сплошной пыткой: каждый кусок пищи вызывал мучительную боль. Его зубы (те, которые еще оставались) сгнили до корней. Но почему он не обращался к врачам?

Вопреки распространенному даже в научных книгах мнению, в Древнем Египте не было стоматологии. Исследование более 500 египетских черепов из музейных коллекций, проведенное англичанкой Джудит Миллер, переквалифицировавшейся из зубного хирурга в египтологи, выявило ужасающую картину состояния зубов древних египтян. На челюстях не обнаружено никаких следов лечебного воздействия. Так что если у кого-то из жителей богатейшей и культурнейшей империи начинали болеть зубы, оставалось только сжать их и терпеть.

Исследованы черепа детей и взрослых за период от додинастических времен (6000 лет назад) до оккупации Египта римлянами (2000 лет назад). Почти во всех черепах не хватает хотя бы одного зуба, а оставшиеся стерты до пеньков и изъедены кариесом. Во многих случаях видны следы абсцессов или хронической инфекции челюстных костей. Но основным стоматологическим бедствием на протяжении почти всей истории Египта был износ зубов.

Чем же питались египтяне тысячи лет назад? Об этом можно узнать по содержимому мусорных куч и свалок, раскопанных археологами, из папирусов с перечислением съестных припасов, отпущенных для питания солдат и рабов, из надписей на стенах храмов, где перечислены припасы, предложенные в жертву богам, и, наконец, о диете египтян можно судить по пище, запасавшейся в пирамидах для загробной жизни похороненных.

До возникновения государства с династиями фараонов кочевники добывали пищу охотой, рыболовством и собирательством. В рационе было много белков. Около 4000 года до н.э. люди начали оседать по берегам Нила и браться за полеводство, что привело к увеличению доли углеводов в питании. К появлению первых фараонов египтяне уже выращивали ячмень и примитивную пшеницу-двузернянку, овощи, бобовые культуры, фруктовые деревья. Держали скот, пили молоко, возможно, делали сыр. В рационе простого человека мясо было редкой роскошью, но фараоны и придворные потребляли много говядины.

При такой здоровой диете что могло портить зубы? Основным виновником износа был хлеб. Его выпекали из мелких зерен примитивного предка современной пшеницы, смолотых сначала в ручных каменных мельницах, потом - жерновами из песчаника. В любом случае хлеб содержал мелкий песок от жерновов, песок пустыни залетал в тесто при обработке и выпечке, так как пекарни находились прямо под открытым небом. А иногда песок нарочно добавляли к зерну, чтобы улучшить его перемалывание и получить более мелкую муку. Такой хлеб нещадно истирал зубы. Кроме того, хлебный мякиш из двузернянки был очень липким. Он долго оставался на зубах и застревал между ними, давая приют микробам, вызывающим кариес. А чистить зубы египтяне еще не додумались.

С появлением греческой династии Птолемеев в начале IV века до н.э. в Египет пришла более высокая греческая культура производства муки и хлебопечения. Пшеницу-двузернянку сменила близкая к современным сортам твердая пшеница, хлеб стал мягче и не таким липким.

Но с установлением государства Птолемеев появился еще один бич для зубов - мед. До того собирали мед диких пчел, он из-за своей редкости высоко ценился, но был доступен в основном фараонам и жрецам. Так что Аменхотеп III ел абразивный и липкий хлеб с не менее липким медом. Но, когда в Египте завелись пасеки, медом смогли баловаться и те, кто до тех пор удовлетворял любовь к сладкому финиками и фигами. Так что истирание зубов ослабло, а кариес усилился.

Из папирусов известны имена семи зубных врачей, причем шесть из них жили в Древнем царстве (2800-2250 годы до н.э.), а седьмой - на полторы тысячи лет позже. Чем они занимались - неясно, возможно, заговаривали зубы заклинаниями или предлагали отвары из растений, способные ослабить зубную боль. В начале ХХ века немецкие археологи нашли в одной из египетских гробниц два человеческих зуба, соединенных золотой проволокой, и предположили, что это зубопротезный мост. Но, скорее всего, это был просто амулет, который носили на одежде. Во всяком случае, на изученных Миллер черепах нет никаких следов искусства дантистов. Даже в тех случаях, когда источенный болезнями зуб еле держался в челюсти, его не удаляли, хотя это могло избавить пациента от мучений.

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

Согласно мифологии, в древние времена Египтом правили боги. Но потом боги покинули Египет, оставив на своем месте фараонов - своих сыновей.

Титул и атрибутика

В 5 классе вы узнали, что изначально Египет был разделен на два царства - Верхнее и Нижнее. В каждом из них правил свой самодержец, однако, позже, в ходе войн, Египет был объединен под властью одного правителя.

Именование фараона состояло из пяти имен. Первое было связано с богом Гором. Оно говорило о вере народа в его святость. Второе связывалось с богинями Нехбет и Уаджет, покровительницами Верхнего и Нижнего Египта. Третье имя - золотое, символизирующее вечность. Четвертое имя было тронным, а пятое было личное и получаемое при жизни.

Фараонам было запрещено быть на людях без головного убора, именуемого пшент, представляющего собой объединение отдельных корон Верхнего и Нижнего Египта. Также в отличие от белых платков простолюдинов, фараоны Древнего Египта носили золотые платки с голубыми полосами.

Символами власти фараона был короткий жезл с крюком наверху, плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и голову шакала наверху, а так же крест с петлей, именуемый анкх - символ вечной жизни.

Важной особенностью правителей была накладная борода, которые носили и женщины-фараоны.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

После смерти фараонов, которые имели безусловное божественное происхождение, подвергали бальзамированию, а затем и мумификации. Их тело помещалось в каменные саркофаги и погружалось сначала в мастабы, а со времен фараона Джосера - в пирамиды, являющимися их усыпальницами. Там фараоны должны были воссоединиться с богами.

Список и описание фараонов Древнего Египта

Первым фараоном Первой династии был Нармер Менес (3060-3007 до н.э.).

Именно он объединил Египет и начал править обеими его частями.

Рис. 1. Карта Верхнего и Нижнего Египта.

Золотой век переживал Египет при фараоне Джосере, второго представителя 3 -ей династии. Именно при нем началось строительство пирамид. Джосер осуществил много военных походов и смог подчинить Синайский полуостров.

При фараоне Хеопсе (Хуфу) была возведена самая высокая пирамида, являющаяся единственным сохранившемся чудом света.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Правление царицы Хатшепсут также было прекрасным для Египта. Она организовала экспедицию в Пунт, развивала архитектуру и проводила военные походы.

В список фараонов, которые вели захватнические войны и занимались расширением своих границ, также входят Аменхотеп 4, Сети 1, Аменхотеп 3, Тутмос 3.

При Тутмосе 3 Египет достиг своего максимального расширения на северо-запад, владея Сирией и восточным побережьем Средиземного моря. Только войска Ассирии и Вавилона смогли остановить Тутмоса 3 в его походах.

Основными направлениями захватнической деятельности фараонов был не только Ближний Восток. На юге, на плато Тигре с 5 по 4 век до н.э. находилось царство Д’мт, а недалеко на запад от него был самый злой враг Египта - Нубия. Нубийские рабы очень ценились в Египте.

Религиозные реформы активно проводились при Эхнатоне. Он отменил поклонение богам, заменив их культом фараона. Реформы не нашли поддержки в народе и после смерти правителя их отменили.

Последний великий фараон - Рамзес 2. Он смог объединить под своей властью все исторические территории. После смерти Рамзеса Египет значительно ослаб, погрузившись в междоусобные войны за власть.