Про психологию. Учения и методики

Феодальное владение рыцаря 9 века. §4

общая характеристика феодального строя Европы дана в статье Феодализм на Западе

Феодальная собственность, аллод, феод, держание

Самой заметной чертой феодального порядка. заставившей дать ему это имя, является форма землевладения.

До IX в. нормальным видом владения был аллод. полная собственность, без всякой подати, с безусловным правом отчуждения. Но с тех пор, как собственники раздали свои земли в виде держаний крестьянам и в виде феодов рыцарям. существовало три способа владения: аллод феод, пользование при условии благородной службы и держание (в виде цензивы, виленажа и серважа), пользование при условии уплаты повинностей. На основании обычного права средних веков эти владения сделались наследственными, и появилось три вида наследования. Эти формы владения могут соединяться, подчиняясь одно другому: три различных владельца владеют одной и той же землей как цензивой, феодом и аллодом, не считая наследственного приказчика, который также имеет непреложные права. В этом смысле выражения «аллод», «феод», «цензива», неточны, следовало бы говорить: владение «в виде аллода», «в виде феода», «в виде цензивы».

Принесение феодальной присяги. Средневековая миниатюра

Но положение владельца, в конце концов, прикрепилось к его участку, так что всякая земля получила неизменное качество, которое переходит на всякого нового владельца. Теперь эти земли называются уже цензивами, виленажами, феодами, аллодами . а так как феодом может владеть только дворянин, то стали различать дворянские и недворянские земли. Недворянскую землю составляют держания крестьян дворянская земля – это запасная часть (indominicata), эксплуатируемая благородным владельцем феода или аллода. Дворянин, приобретая цензиву, уже не может обратить ее в дворянскую землю крестьянин, владея феодом (когда обычное право позволяет ему это), уже не лишает его качества дворянской земли.

Аллод может быть обращен собственником в феод феод уже нельзя сделать аллодом. Поэтому аллоды встречаются все реже и реже. Наконец, в XIII в. особенно на севере Франции, они становятся так редки, что на аллод смотрят как на исключительный и неправдоподобный вид владения. Его называют иногда franc alleu (свободный аллод), и говорят, что он никому ничем не повинен и зависит только от Бога но в его существование верят только тогда, когда представляют формальные доказательства, потому что каждый уверен, что всякая земля есть или феод, или держание: «Nulle terre sans seigneur» (Нет земли без сеньора).

Английские юристы говорят, что существует только один собственник – король.

На юге Франции осталось гораздо больше аллодов. Когда в 1273 г. английский король производил перепись своего Гиенского герцогства, многие дворяне заявили, что ничем никому не повинны, или даже что не обязаны отвечать на вопросы герцога.

Право феодального наследования

Земля передается по двум противоположным системам наследования. По древней системе, общей для римского права и германских обычаев. собственность делится поровну между детьми без различия пола. Это правило продолжает применяться в феодальную эпоху к аллодам, как дворянским, так и недворянским, и распространяется на все недворянские земли (обремененные повинностями, которые наследник – кто бы он ни был, – может нести) различают только – в том случае, когда нет детей, – наследственную землю, она, как достояние фамилии, должна вернуться к линии, от которой происходит, и благоприобретенную, ею собственник может распоряжаться по своему произволу. Таково обычное право.

Напротив, в наследовании феодов право наследников идет вразрез с правом сеньора. По строгой логике феод должен быть неделим и находиться во владении наследника, способного к службе: он переходит целиком к старшему и всегда к мужчине право старшинства и исключение женщин – отличительные черты феодального права. Но принцип – более или менее, смотря в какой стране, – отступил перед всеобщим обычаем: младшие были допущены к дележу феодального наследования со старшим (это называется parage), дочери – к наследованию в случае отсутствия сыновей. Только старший получал более крупную часть и мужчины имели преимущество перед женщинами-наследницами одинаковой с ним степени.

В течение всех средних веков встречаются примеры недворянских феодов, и даже не доказано, что феод не был первоначально недворянским держанием. Здесь идет речь лишь о наиболее обычной форме.

Кроме того, есть еще много других вторичных феодальных прав, когда (как это обычно бывает) существует несколько степеней вассалов.

Крайне неточный язык средних веков применяет иногда понятие аллода к феодам, когда хочет обозначить, что они наследственны или что подлежат незначительным повинностям.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.

Глава 5

ПЕРЕДАЧА СТАТУСА ПО НАСЛЕДСТВУ

Посвящение в рыцари есть акт безвозмездный, как для посвящающего, так и для посвящаемого. В принципе он зависит от наличия материальных условий: оружия, предполагающего немалое благосостояние посвящаемого или огромную щедрость «крестного», и моральных: чести и достоинства, но никак не зависит от происхождения.

Очевидно, что во французском рыцарстве торжественное вручение оружия, в отличие от аналогичного обряда у германцев, о котором рассказывает Тацит, не означал перехода из одной возрастной группы в другую, из юношей в воины для посвящаемого это достижение цели, для посвящающего – выбор, причем вовсе не обязательно, что между первым и вторым существуют семейные или родственные узы.

Однако можно сказать, что рыцарство, каким мы его знаем и пытаемся дать ему определение, возможно лишь в рамках феодализма, что влечет передачу земли сюзереном вассалу или предложение земли вассалом сюзерену для верховного управления ею, что делает его верным человеком это действие влечет за собой обязанности: со стороны более могущественного оказывать покровительство, а со стороны менее могущественного – оказывать помощь. Сложная система взаимоподчиненности землей влекла возникновение системы взаимоподчиненности людей, заменившей свойственную Античности общую подчиненность индивида государству-суверену.

Теперь, когда мы это выяснили, бросается в глаза разница между феодализмом и рыцарством. С одной стороны, понятие рыцарства не влечет ни передачи феода или аллода, ни возникновения личной зависимости между принимаемым и «крестным». Нельзя быть «чьим-то рыцарем», «рыцарем кого-то», однако необходимость рекрутирования конной армии, особенно в условиях быстрого наступления арабов в VIII веке, значительно способствовала созданию и развитию рыцарства.

Другое важное отличие заключается в отсутствии кровных уз между посвящаемым и посвящающим и, вследствие этого, в отсутствии требований посвящающего к посвящаемому в исполнении обязательств в отношении его рода.

Следовательно и в принципе – но только в принципе – не обязательно иметь благородное происхождение, то есть быть уже избранным, принадлежать к феодальной и земельной аристократии. Достаточно быть свободнорожденным или вольноотпущенником, поскольку серв был прикреплен к земле, а мобильность – важнейшая характеристика рыцарского сословия, отсюда такой многочисленный и непоседливый класс странствующих рыцарей, о котором мы еще поговорим.

В принципе проблема расы и национальности тоже не возникает, но если, за исключением короля Бальтазара и черных дев, мы ничего не слышим о рыцарях-неграх, то сарацины или арабы из рыцарского сословия не исключаются. Национальное происхождение им нисколько не мешает, достаточно, чтобы они перешли в христианскую веру – это главное. Поэтому не бывает рыцарей евреев, турок, татар, финнов, не говоря уже о китайцах и японцах, о которых средневековая Европа мало что знала, за исключением рассказов Марко Поло. Что же касается греков, их герои, Ахилл или Аякс из поэм Гомера, Цезарь или Александр из истории, в модернизированном на средневековый манер виде предстают идеальными рыцарями еще до возникновения этого понятия. Такими их изображают романисты и миниатюристы.

А теперь рассмотрим внимательнее факты в их историческом развитии. «Созданный в 1119 году для защиты владений в Святой земле орден Храма объединял две группы воинов, различавшихся по костюмам, оружию и крови: вверху «рыцари» внизу – простые «сержанты» – белые плащи против коричневых». Старейший устав, 1136 года, не упоминает, что эта разница вызвана разницей в происхождении, но второй устав, 1250 года, прямо говорит об этом.

Чтобы надеть белый плащ, соискатель еще до вступления в орден должен быть посвящен в рыцари, а кроме того, он должен быть «сыном рыцаря или происходить от рыцарей по отцовской линии» одним словом, быть дворянином. Только при этом условии человек должен и может быть посвящен в рыцарское звание. У госпитальеров аналогичное правило.

Здесь очевидно преобладание кастового духа над духом демократическим. То поразительное равенство, которого придерживается церковь и которое позволяет любому – серву или вольноотпущеннику, простолюдину или виллану – достичь любой высоты, даже епископской кафедры и папского престола, здесь не соблюдается. Рыцарство могло бы стать кадровым резервом дворянства, внося в него струю свежей крови, вбирая в себя самых лучших, самых храбрых и самых добродетельных, невзирая на их происхождение. Но оно мало-помалу отошло от этой тенденции, несмотря на традиции церкви, доминировавшей над рыцарством.

С 1140 года король Роже II Сицилийский, а с 1294 года граф Карл II Прованский требуют посвящать в рыцари лишь потомков рыцарей.

Правоведы двора Людовика Святого и собственно право высказываются аналогичным образом: «За исключением особой милости короля, ни одно посвящение в рыцари не будет действительным, если отец посвящаемого либо его дед по отцовской линии не были рыцарями».

Некоторые обычаи Шампани допускали передачу рыцарского достоинства по материнской линии.

Как бы то ни было, но данное требование меняет саму природу института рыцарства, о чем можно только пожалеть. Но следует сразу же заявить о существовании многочисленных исключений, допускаемых обычаем или покупаемых за деньги.

Филипп де Бомануар, юрист XIII века, в своих «Кутюмах Бовези» номер 1100 говорит о правовом акте, для которого требуются четыре свидетеля-рыцаря. Но найти удается только троих. Тогда они изобретают хитрость, чтобы заполучить четвертого: они встречают простолюдина, «зажиточного человека, направляющегося по своим делам, и посвящают его в рыцари, дают ему оплеуху и заявляют: «Будь рыцарем!»

Очевидно, что такой акт посвящения был аннулирован, но не из-за какой-то мелкой формальности, а из-за мошенничества посвящающих.

Так что «подлорожденный» может стать рыцарем. «Господи! Как плохо поступает воин, делающий из сына виллана рыцаря!» – восклицает около 1160 года автор «Жирара де Руссильона», но само его возмущение свидетельствует о возможности такого действия.

В 1302 году, в битве при Куртре, фламандские принцы (а Фландрия являлась вассальным владением французской короны) дали оплеуху нескольким буржуа, достаточно богатым, чтобы приобрести коня и необходимое вооружение.

Принц дю Пюи (персонаж «Игры листа» Адама Горбуна, называемого Галльским) в Аррасе, около 1276 года, выдает себя за рыцаря и участвует в турнирах, что порой ставит его в смешное положение. Подражание буржуазии дворянству вызвано жаждой наряду с богатством получить и почести. Нам это хорошо знакомо. Именно этим способом и увеличивалась численность правящего класса. Слуги сеньоров и юристы, пополнявшие дворянство, поначалу тоже не были наследственными сословиями.

Итак, изначально «всякий рыцарь имеет право посвящать в рыцари», но посвященный ничем не обязан посвятившему его, кроме как благодарностью, и не несет никаких обязательств, кроме как соблюдение моральных норм ордена.

Удивляет, что в цивилизации, иерархизированной от подвассала к вассалу, от вассала к сюзерену, в рыцарстве полностью отсутствует градация по титулам, возрасту и рангу. В то время как профессиональные корпорации (которые в то время никто так еще не называет) знают степени ученика, подмастерья и мастера, оруженосец разом становится полноправным рыцарем, который обязан старшим лишь уважением к их возрасту как рыцарь же он вообще чувствует себя равным королю.

Все это уводит нас очень далеко не только от германской инициации, но и от грубых нравов XI века, отражением которых является литература.

Но рыцарство легко порождает братство по оружию – эту очень сильную связь, которую я сам почувствовал в войну 1914 года великолепными ее примерами являются Оливье и Роланд в литературе, Танкред и Боэмунд в Первом крестовом походе. Это чувство превосходно выражено в следующих словах (Рол. стихи 1734–1735) :

Сегодня окончится наша дружба: еще до вечера мы оба умрем.

Иногда «Песнь о Роланде» подчеркивает связь друзей-соратников сходством имен, словно предопределяющих ее: Амис и Амиль, Базиль и его брат Базан (Рол. 326), Ивори и Ивон (Рол. 1895), Герье и Герен (Рол. 794). Это эпическая пара воинов.

§ 12. В рыцарском замке

Зачем и на каких условиях франкский майор- дом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

Какие отношения связывали сеньора и вассала? 1.

Замок феодала. С VIII века, сначала для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе строились замки. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок, в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Рыцарское войско на привале.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надёжной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъёмный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чем вооружение и доспехи рыцарей на рисунке отличаются от изображённых на с. 96-97?

Чтобы проникнуть в замок, приходилось преодолевать много препятствий. Враги должны были засыпать ров, на открытом пространстве преодолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

Замок в Эдинбурге - древней столице Ворота с подъёмным мос-

Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

На головы врагов бросали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня, в которой феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов.

Единственная железная дверь располагалась высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. С помощью приставных лестниц надо было пробиться через люки, которые закрывались тяжёлыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница по ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в спасительный

подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Рыцарь XI-XIII вв. 2.

Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружён большим мечом и длинным копьём нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжёлой дубиной с утолщённым концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетённая из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, тренированных лошадях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших. 3.

Воспитание рыцаря. Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приёмам и тактике боя.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда чтению, письму, арифметике.

Нередко с семи лет мальчик - сын рыцаря - покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вёз

доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью или мечом плашмя по спине либо по плечу - единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьём. Но нередко посвящение в рыцари происходило и на поле боя, за проявленную доблесть и верность.

Принесение вассалом клятвы верности сеньору.

Миниатюра XIV в. 4.

Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами.

Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра

Опишите эпизод, запечатлённый на рисунке, от имени одного из изображённых персонажей (участника боя, дамы, наблюдателей-мужчин).

4 - Е. В. Агибалова Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время господа отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.

Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъярённым диким кабаном или медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде по пересечённой местности.

Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. 5.

«Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода

Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены. Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг другу. Тупым турнирным копьём рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьёзными увечьями и даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побеждённого противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепями друг против друга.

Обычно турнир завершали пиром. А торжественные пиры по случаю праздников, побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания, а нередко и посвящения в рыцари. Вечерами обитатели замка и гости собир’ались в общей зале, где горел огромный очаг - камин играли в кости, шашки и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела.

На пирах вино лилось рекой, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Дамы и господа танцевали всех веселили шуты и карлики, приглашённые артисты и, конечно, придворные поэты. и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Рыцарь танцует с прекрасными дамами. Средневековая миниатюра

Рыцарю полагалось презирать расчётливость, бережливость, проявлять щедрость.

Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

Другим важным качеством рыцаря считалась верность сеньору: служить ему - главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву», - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: совершать подвиги, бороться с

Из сочинения Робера де Блуа «Хороший тон для дам»

Знатные средневековые женщины были приятными образованными собеседницами, умели сыграть с кавалером в шахматы. Для них существовали специальные правила поведения.

«Дама, которая не встаёт с места и прячет лицо, когда её приветствует сеньор, считается дурно воспитанной, поскольку могут подумать, что у неё болят зубы. Если дама едет верхом, то пусть надевает вуаль. Если случается засмеяться, то должно изящно прикрыть рот рукой. Если у вас хороший голос, пойте, но не слишком долго, ибо это нередко утомляет. Если дама оказывается в ситуации, когда с ней говорят в малоподобающей манере, то самый лучший выход - промолчать, сохранив при этом своё доброе имя.

Следите за собой за столом, это очень важно. Смейтесь мало, говорите умеренно. Если вы едите вместе с кем-либо из одной тарелки, оставляйте лучшие куски ему. Не тяните в рот кусков ни слишком горячих, ни слишком больших. Каждый раз, когда пьёте, вытирайте губы, но остерегайтесь приближать салфетку к глазам или носу либо пачкать пальцы. Пусть ваши руки будут чистыми, ногти - хорошо подстриженными и светлыми. Нет красоты, которая могла бы заставить забыть об опрятности». т

я 1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама - хозяйка средневекового замка? 2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны и в наши дни?

врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Но эти правила рыцарской чести применялись обычно в отношениях между господами. Всех, кого считали неблагородными, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Впрочем, и в отношениях между благородными людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда.

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду. 2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов. 3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря? 4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? 5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Р7| 1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну фео- ?J дала. Почему его не делили между всеми сыновьями? 2. В чём была сила, а в чём - слабость рыцаря как воина на поле боя? 3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и моё право», «Слава - награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»? 4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась - геральдическая). 5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность? 6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ. 7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.

к середине XI века в Европе установился феодальный строй

крестьяне находились в поземельной или личной зависимости от сеньора и несли в его пользу повинности

крестьяне объединялись в общину для совместных дел и взаимопомощи

в феодальных поместьях господствовало натуральное хозяйство

центром поместья был укреплённый замок феодала

рыцари с детства готовились к военной службе, имели тяжёлое вооружение и доспехи рыцарство выработало свой кодекс чести, отличалось особым образом жизни и культурой.

Вопросы и задания к главе IV 1.

Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе? 2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев - феодалов? 3. Что в жизни крестьян определяла община? 4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века? 5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его: а) сеньором б) рыцарем в) вассалом г) феодалом. 6.

Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство, в котором для производства товаров используются только натуральные сырьё и материалы б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке

г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что даёт природа?

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Средневековая деревня». Нарисуйте план местности и нанесите на него объекты так, чтобы получился план средневековой деревни. Продумайте, как вы расположите их относительно друг друга и природных объектов: леса, лугов, пригодных для пастбища, реки (например, где вы поставите мельницу, кузницу). Дайте своей деревне название. Отметьте одним цветом те объекты, которые находились в общем пользовании всех крестьян деревни, а другим - те, которые принадлежали отдельной крестьянской семье. Определите время года, о котором будете писать. Составьте распорядок одного дня для воображаемой крестьянской семьи. Продумайте, что и в каком порядке будет делать глава семьи, чем займутся дети и хозяйка.

Коллективный информационный проект «Рыцарский замок». Разделитесь в классе на четыре группы. Темы для изучения: «Строительство замка», «Оборона замка», «Нападение на замок», «Жизнь в замке». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет- ресурсов каждая группа должна собрать сведения по своей теме. Систематизируйте информацию, напишите план своего выступления, подготовьте иллюстрации и (по возможности) модели замка, осадных орудий. Проведите в классе урок-презентацию «Рыцарский замок». ІИ/Т"Т."Г»М

10. Устройство феодального общества раннего Средневековья

Европейское феодальное общество было разделено на три сословия. На первом месте стояли те, кто молятся – монахи и духовенство.

Феодальное общество на протяжении столетий оставалось бедным в материальном и техническом отношениях, опираясь преимущественно на физическую силу людей, занятых производством сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Народ жил впроголодь. Но не считаясь с затратами средств, сил и времени, жители Европы возводили грандиозные соборы и бесчисленные церкви, отдавали духовенству десятину – десятую долю урожая и иных доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные собственники дарили церковным учреждениям и монастырям свои земельные владения. Церковь представляла собой не только огромную политическую и экономическую силу, но вместе с тем и силу духовную. Естественно, что духовные лица занимали большую часть государственных должностей и активно воздействовали на политику светских государей.

Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа, на второй ступеньке стояли кардиналы – ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов – управлявших церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей – аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Священники давали обет не иметь личной собственности, семьи, отказывались от мирских удовольствий. Они освобождались от уплаты налогов и подчинялись только церковному суду. Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, пользовавшегося большим влиянием на верующих, поэтому папа римский претендовал не только на духовную власть церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папа обладал и реальной светской властью, являясь правителем Папской области.

Вторым сословием средневекового общества являлись феодалы – воины и землевладельцы. Вызванная новой волной нашествий потребность в тяжеловооруженном профессиональном воинстве привела к возникновению рыцарства. Рыцарь – конник, но он был не просто всадником, а представлял собой самостоятельную боевую единицу. Рыцарь одет в кольчугу (в дальнейшем ее сменили кованые латы) на его голову надевали шлем (со временем лицо рыцаря стало защищать забрало). Помимо этого он прикрывался в бою щитом, на котором был изображен его герб. Рыцарское вооружение составляли меч и длинное тяжелое копье. Боевая броня делал рыцаря почти неуязвимым для ударов противника. Рыцарь на коне – своего рода маленькая подвижная крепость. Вооружение и снаряжение стоило очень дорого, на них уходила значительная часть дохода, получаемая с крестьян, которые населяли его феод. Рыцарскую службу мог нести только очень обеспеченный феодал.

Сын рыцаря обычно получал одностороннее и довольно грубое воспитание. С малых лет его учили ездить верхом и владеть оружием досуги он проводил на охоте. Чтение, письмо, арифметика не интересовали знатных подростков, за одним немаловажным исключением. Дело в том, что целью рыцаря было – не допустить раздробления рыцарского феода. Он передавался целиком по наследству только старшему сыну, который и получал посвящение в рыцарское достоинство. Младшие братья оставались ни с чем, и многим из них приходилось постригаться в монахи. И именно они, предназначенные к духовному званию, нередко изучали чтение, письмо и другие «искусства». Старший сын рыцаря в 7 лет покидал родной дом и становился пажом у знатного феодала. К 15 годам он уже был оруженосцем рыцаря. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари. Становясь рыцарем, юноша проходил через процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимную верность, посвященному надевали знак рыцарского достоинства – шпоры. Раз и навсегда установленные обряды сопровождали все важные моменты жизни рыцарей. Эти ритуалы и обряды, жесты и произносимые одновременно с ними клятвы и присяги делали связи между людьми нерушимыми. Торжественность этих процедур способствовала тому, что они навсегда оставались в памяти их участников и многочисленных свидетелей. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода, и свой девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Рыцари гордились своим благородством, древностью рода и победами в бою. Готовность к подвигу, борьба с врагами христианской веры, верность слову – вот кодекс рыцарской чести. Однако на деле рыцари часто изменяли правилам, особенно при общении с теми, кого считали «неблагородными», подневольными. Любимыми занятиями рыцарей были охота и турниры – военные состязания в ловкости и силе.

Для того чтобы отразить многочисленные нашествия извне, нужно было возводить укрепления нового типа, каких не знали ни римляне, ни германцы, – каменные замки и крепости с постоянными гарнизонами в них. Замок господствовал над сельской местностью. Его окружал наполненный водою ров, и проникнуть в крепость можно было лишь по охраняемому подвесному мосту. Над крутыми стенами замка высились сторожевые башни. Нередко в замке было два ряда стен – внутренние и внешние, так что даже если враг овладел наружней стеной, владелец замка мог укрыться во внутреннем укреплении. Центральная башня замка – донжон – состояла из нескольких этажей, где находились жилище феодала и службы, кухня, пиршественный зал и складские помещения, в которых хранились запасы, необходимые для того, чтобы выдержать длительную осаду. В подвальном помещении была расположена темница – в ней содержали пленников и осужденных феодалом преступников. Внутри замка был колодец, из которого брали воду. В замке мог быть подземный ход, через который можно было выбраться наружу.

Третье и самое многочисленное сословие составляли крестьяне. Они обеспечивали всем необходимым духовенство и феодалов. Крестьяне образовывали основание феодальной иерархии, находясь официально вне ее. Но крестьяне были не вассалами, а поданными и с ними не заключались договоры о верности, как с благородными. Для того чтобы избежать худшего – разграбления хозяйства вооруженным и воинственным соседом, простым людям приходилось искать защиты у того или иного могущественного феодала или монастыря. Повелитель крестьян присваивал себе право собственности на их земли, нередко включая и общинные угодья – выпасы для скота, леса и пустоши. Он требовал с них исполнения барщины на господской части деревенского поля (так называемом домене) и уплаты оброков. Зависимость крестьянина от феодала выражалась в том, что он был подвластен ему лично крупный землевладелец судил его в собственном поместном суде крестьянин не имел права покинуть своего господина и без его позволения или уплаты пошлины переселиться в другую местность (но в действительности многие крестьяне попросту убегали от своих господ в те области, где надеялись расчистить из-под леса новые участки).

Городское население в раннее Средневековье было немногочисленным. В структуре средневекового общества горожане, несмотря на то, что были политически и экономически активной силой, не выделялись в отдельное сословие.

Учебно-тематический план работы исследовательского кружка Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества

Актуальность методической разработки исследовательский кружок «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»

Проблемы изучения положения рыцарского сословия в западноевропейском обществе является одной из актуальных в медиевистике. Рыцари выделились в обществе, были носителями определенных идеалов и ценностей, которые служили ориентирами для современников.

Эпохой расцвета рыцарства в историографии считается времяXI-XIIIвв. однако и вXIV– началеXVIIвеке рыцари как сословие не исчезли, хотя их роль в обществе не велика.

Актуальным вопросом медиевистики является изучение рыцарства как отдельной структуры в рамках сословия феодалов. Причем в этом качестве рыцарство не изучено, в наибольшей степени в литературе представлена другая сторона истории рыцарства – этика, образ жизни.

В школе знакомство с рыцарством начинается в начальных классах на уроках окружающего мира и продолжается в основном звене на уроках истории Средних веков в 6 классе.

Фрагмент тематического планирования истории Средних веков в 6 классе

Понятия и персоналии

Феодал, рыцарь, замок

Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни

научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия)

При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести

после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его»

Крестовые походы, еретик, инквизиция.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена.

самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем.

учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного.

научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира.

Таким образом, изучение рыцарства как сословия носит ознакомительный характер, несмотря на то, что данная тема имеет большой воспитательный и исследовательский потенциал. Рыцарский идеал демонстрировал, предоставлял модель и нормы "благородного" поведения и остался привлекательными для последующих поколений. Рыцарство положило начало светской этике в западноевропейском мире. Французские историки много занимались воссозданием рыцарской культуры, как элемента всей средневековой культуры.

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты своей деятельности.
Методологический аппарат исследовательского кружка «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»

Объектом исследования является средневековое западноевропейское общество.

Предметом исследования является рыцарское сословие в X-XIV вв.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования находятся в пределах с X по XIV вв. Нижняя граница взята нами, как время начала формирования западноевропейского рыцарства. Верхняя граница-период утверждения в средневековом обществе морально-этических ценностей. Указанные временные границы относительны, так как в данной работе мы рассматривали положение сословия в разных странах.

В работе используются – историко-генетический метод, позволяющий выявить истоки формирования рыцарской модели поведения во время сражений и поединков историко-сравнительный метод, позволяющий в процессе сопоставления отдельных исторических фактов и явлений, сделать определенные выводы историко-системный метод, позволяющий выявить ряд закономерностей при анализе представленного материала и достигнуть цели исследования.

Источниковая база включает письменные источники, переведенные на русский язык, в которых освещено положение средневекового рыцарства. К ним относятся: «Иерусалимская хроника о священной войне» Альберта Аахенского (XII в.), «История франков, которые взяли Иерусалим» Раймунда Ажильского(XII в.), «Деяния франков и прочих иерусалимцев»(XI в.),«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия (XIIIв.),мемуары Жоффруа Виллардуэна «О завоевании Константинополя»(XIIIв.),«История» Никиты Хониата (XIVв.),указы Фридриха II (XIIв.) и другие.

Источники можно сгруппировать следующим образом. Одна группа – средневековые хроники (Альберт Аахенский, Раймунд Ажильский, «Деяния франков»), повествующие об участии рыцарства в крестовых походах. Автор «Деяний франков» – неизвестный итало-нормандский рыцарь. Раймунд Ажильский был духовником графа Раймунда Тулузского и состоял в его свите. Все эти хроники достоверны и являются важными источниками по истории крестоносного движения. Авторы хроник подмечали жизненно важные стороны происходящего.

«Иерусалимская хроника о священной войне» Альберта Аахенского охватывает события с 1095 до 1121 г. Альберт Аахенский не был участником первого крестового похода. Но, будучи современником описываемых событий, он решил, по его собственным словам, «передать воспоминанию потомства» все, что ему рассказывали и объясняли очевидцы завоевания Иерусалима. Труд Альберта Аахенского написан живо, обстоятельно, по первым впечатлениям возвратившихся крестоносцев, передающих то, что они сами видели и испытали. Историк не пытается обелить в своей работе рыцарей, наоборот, он показывает их подлинное поведение, их жадность, жестокость и те страдания, которые они несли мирному населению.

Другая группа источников, так же характеризует период крестовых походов, но посвящены отдельным важнейшим событиям. Так мемуары Жоффруа Виллардуэна «О завоевании Константинополя» (XIII в.), написаны на французском языке, рассказывают о событиях с 1198 по1207 г. и являются важным источником по истории крестоносного движения, ценны материалом о подготовке рыцарей к крестовым походам, а также тем, что написаны светским лицом, отразившим в мемуарах свои впечатления. «Хроника» византийского писателя Никиты Хониата, показывает поведение рыцарей в пределах Византийской империи во время Четвертого крестового похода. Дополнительные данные об участии крестоносцев в Четвертом крестовом походе содержит «Хроника» Робера де Клари (начало XIIвека). Автор был рыцарем-крестоносцем, его записки интересны и ценны, как суждение современника и рыцаря.

Особую группу источников составляют две работы: Раймонда Луллия «Книга о рыцарском ордене» (XIII в.) и Жоффруа де Шарни «Книга о рыцарстве» (начало 50-х годов XIV в.). Они использованы как источники, в которых авторы теоретически обосновывают идеалы рыцарства. Труд Луллия считается классическим источником по истории европейского рыцарства.

Автор предлагает читателю занимательную историю о благородном оруженосце (т.е. юноше, еще не посвященном в рыцари), который, пробираясь по лесу к королевскому дворцу, где он (вместе со многими другими) и должен пройти обряд посвящения, теряет дорогу и, заблудившись, обнаруживает одинокую хижину престарелого отшельника. Как выясняется, отшельник этот в течение многих лет носил рыцарские доспехи, но впоследствии удалился в леса, желая провести остаток жизни в молитвах и размышлениях. Узнав, куда и зачем направляется молодой путник, отшельник обнаруживает, что тот на удивление несведущ в плане своих будущих обязанностей рыцаря, и начинает читать ему разные отрывки из маленькой книжки, разъясняющей само понятие рыцарства. Р. Луллий воспевал рыцарство как самое существенное звено в социальной иерархии.

В сочинении Жоффруа де Шарни «Книга о рыцарстве» (начало 50-х годов XIVв.) мало теоретических рассуждений, но много практических советов и, преимущественно, молодым людям желающим стать рыцарями. Автор, опираясь на собственный опыт, советует им быть веселыми и красивыми, остерегаться одиночества и пьянства, не быть скупыми и расточительными, держать данное слово, обходить по дальше публичные дома. В сочинении Шарни представлена реалистичная картина войны и турниров.

В качестве источников использовались выдержки из недоступных средневековых письменных памятников, которые находятся в монографических трудах исследователей.

Таким образом, в данной работе представлены источники разновременные с XI по XIV век, в которых отражены разные стороны жизни рыцарей.

Цель кружковых занятий

Целью является анализ состояния и положения рыцарства в средневековом обществеX-XIII вв.
Задачи


  • дать анализ происхождения средневекового рыцарства

  • изучить положение рыцарей в средневековом обществе

  • раскрыть особенности рыцарской культуры

  • Практическая значимость.

    Ряд положений и выводов могут быть использованы при подготовке уроков в общеобразовательной школе, а также в воспитательных целях при работе с молодежью в исторических объединениях.

    Курс рассчитан на первое полугодие (13 часов) в 6-7 классе. Занятия проводятся один раз в неделю. Заключительное занятие проводиться в форме круглого стола, где подводятся итоги.

    Учебно-тематический план работы исследовательского кружка «Западноевропейское рыцарство как сословие средневекового общества»

    Наименование разделов, тем

    2.1.Сеньоры и вассалы. Чтобы иметь свой отряд воинов, каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами более мелким феодалам в награду за службу. Владелец земли был по отношению к этим феодалам сеньором (страшим). Феодалы, получившие земли, становились его вассалами (военными слугами).

    Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, должен был выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и от восставших крестьян.

    2.2.Феодальная иерархия. Главой всех феодалов в стране считался король, он был высшим судьей и командующим войсками. Король был сеньором для герцогов и графов, во владениях которых находились сотни деревень. Они имели крупные военные отряды.

    После герцогов и графов стояли их вассалы – бароны и виконты. Они управляли двадцатью-тридцатью деревнями и из жителей этих деревень формировали свои вооруженные отряды. Баронам подчиня­лись рыцари – мелкие феодалы у которых не было своих вассалов.

    Отношения между феодалами напоминали лестницу: на верхних ступенях стояли самые крупные феодалы, на нижних – мелкие. Такая организация феодалов получила название феодальной лестницы (иерархии). Крестьяне не входили в фео­дальную лестницу. Они обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания, ремес­ленными изделиями и одеждой.

    Подчиненность вассалов своим сеньорам в различных странах была разная. Так, в Англии все лица, входившие в фео­дальную лестницу, считали себя вассалами короля. А во Франции су­ществовало правило: «Вассал мо­его вассала – не мой вассал». Когда начиналась война, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско.

    2.3.Феодальные быт и традиции. Феодалы проводили время в войнах, пирах и воинских развлечениях. Феодалы, занимавшиеся только военным делом, с конца X в. стали называться рыцарями. Основным занятием рыцарей была война, поэтому они постоянно занимались воинскими упражне­ниями и приучали к этому своих детей. Проводились различные воен­ные состязания рыцарей в силе и ловкости – турниры. Любимые развлечения рыцарей – охота и турниры – были связаны с военным делом. Турнир – это военное состязание рыцарей в силе и ловкости.

    Правила поведения и обязанности рыцарей содержались кодексе рыцарской чести. На войне рыцари обязаны были проявлять героизм и отвагу. Они считались защитниками слабых и обиженных, а также христианской церкви. У рыцарей существовал культ поклонения прекрасной даме. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами.

    В средние века в Османской империи сословие, наподобие рыцарей Западной Европы, называлось сипахи, в Япо­нии – самураи. В ХIV-ХVI вв. с распространением огнестрельного оружия рыцари потеряли свое значение, но они не исчезли, составив сословие дворян.

    2.4.Феодальный замок. От нападений врагов и восставших крестьян феодал укрывался в замке. Замок – это жилище феодала и его крепость. Там хранились запасы одежды, орудия труда, ору­жие и припасы. В случаях наводнения, засухи или пожара каждый крестьянин мог получить помощь из этих хранилищ и поправить свое положение. Голодная смерть крестьян была невыгодна феодалам.

    Замки служили защитой от врагов. Мно­гие из них были построены в связи с частыми нашествиями норман­нов и венгров. Замки обычно строились на высоких берегах рек, на холмах, удобных для обзора окрестностей и обороны. Вокруг зам­ка возводились высокие стены и баш­ни, они окружались рвом, наполнен­ным водой. Через ров к воротам был перекинут подвесной мост, который на ночь или при нападении врагов поднимали на цепях.

    Замки феодалов служили не только жилищем, продовольственным хранилищем, но укрытием, убежищем и крепостью.

    Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают «те, что воюют», то есть светские феодалы. Существовала система васса-литета , своеобразная иерархическая феодальная лестница.

    На её вершине был король — самый богатый владелец земли. Он считался верховным сеньором, или сюзереном всех феодалов. Ниже разместились крупные светские феодалы — герцоги, маркизы, графы, которых наделял землей сам король. Поэтому как вассалы они формально подчинялись королю. Соответственно их вассалы — ба-роны — занимали более низкую ступеньку феодальной лестницы. Последняя ступенька принадлежала рыцарям, которые могли и не иметь своих вассалов.

    Каждая европейская страна, невзирая на общие ха-рактеристики системы вассалитета, имела и некото-рые особенности. Например, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это, в частности, означало, что вассал служил и был верен лишь тому, от кого он непосредственно получал феод. В Англии же это правило не действовало: тут все фео-далы подчинялись непосредственно королю.

    Передача феода происходила в торжественной ат-мосфере. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу флажок, перстень, перчатку, ветвь дерева или виноградную лозу, горсть земли и т. п. Эти символы свидетельствовали о том, что вассалу передаются права на владение землями. Такая процедура на-зывалась инвеститурой . Ей предшествовал обряд посвящения. Претендент опу-скался на одно колено перед сеньором и брал его за руки. Потом провозглашал себя вассалом и присягал сюзерену на верность.

    Вассал обязывался охранять честь, жизнь и имущество сеньора, выступать по его приказу в поход, выкупать его измена, принимать участие в заседании сеньори-ального совета, то есть своеобразного судебно-административного органа. В число вассальных обязанностей входили подарки сеньору, его старшему сыну на момент посвящения юноши в рыцари, а также дочери — в день её бракосочетания.

    Со своей стороны сеньор обязывался защищать и поддерживать вассала, забо-титься о его владениях и потомстве на случай плена или смерти. Сеньор нередко определял судьбу наследников своего вассала — устраивал их браки, был опекуном до достижения ими совершеннолетия, ведь благополу-чие потомков вассала касалось непосредственно инте-ресов сеньора. Наследники, вступая во владение феодом отца, платили сеньору надлежащую сумму и клялись в верности.

    В XI—XII вв. велись междоусобные войны, поэтому, чтобы приструнить феодальную вольницу, церковь при-няла несколько постановлений о Божьем мире, запре-щавших феодалам воевать во время религиозных празд-ников и еженедельно — от среды к понедельнику.

    В бесконечных внутренних и внешних войнах посте-пенно формировалась психология и идеология средне-векового рыцарства. Сначала «рыцарь» был просто воином, который нёс вассальную, обычно конную, во-енную службу. Впоследствии это понятие приобрело более широкое значение — стало синонимом знатности и благородства. У рыцарей сформировались свои идеа-лы, понимание чести. Рыцарь должен был бороться за христианскую веру, защищать более слабого, держать слово, быть верным своему сеньору, уметь постоять за себя. Со временем основой рыцарского поведения ста-ла куртуазность , то есть соблюдение правил хорошего тона. Куртуазный кодекс предусматривал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, щедрость, тактичность, умение слагать стихотворения и играть на музыкальных инструментах, владеть искусством легкого непринужденного разговора с другими рыцарями и прекрасными дамами.

    Почётное звание рыцаря нужно было заслужить. Это могло произойти после посвящения в рыцари за особые заслуги на поле битвы или после специального военного образовагшя до достижения совершеннолетия. Ради получения такой под-готовки будущего рыцаря в раннем возрасте отдавали на службу ко двору сеньора. Мальчик служил пажом, с 15-tit лет становился оруженосцем рыцаря-покровителя и везде его сопровождал. В битве юноша стоял возле коня рыцаря, держал его щит, подавал запасное оружие и сражался. Если парнишка хорошо выполнял службу, то его посвящали в рыцари.

    Перед посвящением будущий рыцарь всю ночь мо-лился. После исповеди, причастия и обязательного ритуала купания на него надевали белые одежды. Они символизировали чистоту и искренность намерений.

    Юноша клялся: «Положив руки свои на Святое Еван-гелие, в присутствии моего Господа и моего властелина, обещаю и клянусь тщательно соблюдать все законы и беречь наше славное рыцарство». После этого один из старейших рыцарей (или отец претендента) вынимал свой меч и трижды касался им плеча новобранца. Потом, так же трижды, его целовал. Наконец, юношу опоясы-вали поясом с мечом, с которым он уже никогда не смел расставаться, надевали шпоры, вручали щит и шлем.

    Посвящение в рыцари
    Рыцарский герб
    Рыцарский турнир

    Сцены из жизни рыцарей

    Посвящающий будущего рыцаря бил его ладонью либо по затылку, либо по шее, либо по щеке, говоря: «Будь храбрым!» Это был единственный в жизни рыца-ря удар, на который он имел право не отвечать. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости ново-го рыцаря. Он вскакивал на коня и на лету должен был попасть копьём в чучело. В военное время процедура посвящения в рыцари происходила скромнее. Обряд по-священия в рыцари должен был пройти даже король.

    Й. Шрейбер. Пажи. XIX в.

    Охота и военные упражнения забирали всё время рыцаря. Впоследствии к ним прибавились и рыцарские турниры. Это были военные состязания, где рыцари сра-жались либо в индивидуальных поединках, либо груп-пами перед благородной публикой. Почётные места среди зрителей предоставлялись знатным дамам. Главным заданием рыцаря было удержаться на коне и тупым концом копья выбить противника из седла. Случа-лось, что на турнирах приходилось разрешать и вопросы рыцарской чести. Тогда борьба могла идти не на жизнь, а на смерть. Победители получали славу и при-знание, почётные призы, а также коней и оружие побежденных. Остаться рыцарю без вооружения и коня считалось позором, потому победитель возвращал их сво-им невезучим соперникам за выкуп. Немало бедных рыцарей, шествуя от замка к замку, сколачивали себе состояния. Этих искателей приключений стали называть странствующими рыцарями. Материал с сайта

    Гербы чешских городов

    На турниры рыцари выходили в шлемах, полностью закрывавших лицо. Их узнавали и различали по гербам , то есть по знакам и рисункам на рыцарском щите или на флажке (лев, дракон, орёл, сокол и др.). Сложную науку о гербах хорошо знали распорядители турниров — ге-рольды , то есть глашатаи . Рыцарь, прибыв на турнир, останавливался у барьера и, извещая о своём прибытии, трубил в рог. Тогда выходил герольд и громко рассказы-вал присутствующим о гербе этого рыцаря. С герольда-ми связано и развитие специальной науки о составлении и толковании гербов — геральдики .

    Иметь свой герб стремился каждый феодал. Снача-ла гербы были только у крупных феодалов. Простые рыцари носили щиты с гербом своего сеньора. Позже они получили право на собственный герб. В середине XIII в. гербы появляются у духовных лиц, купцов, горо-жан. Дополнением к гербу часто был девиз — короткая надпись на гербе, щите о моральных принципах рыца-ря, событиях в его жизни и т. п. Например, «Иду своим путём» — девиз графов Немур Савойских; «Другим не стану» — девиз бургундского герцога Филиппа Добро-го. Собственные гербы имели и средневековые города.

    Ныне герб является одним из национальных символов каждого государства.

    XI в. Из письма епископа Шартрского герцогу Аквитании о взаимных обязанностях вассала и сеньора

    Кто клянется в верности своему сеньору, всегда должен помнить о таких шести (обя-зательствах): не наносить вреда телу сеньора: не выдавать его тайн и не уничтожать его укреплений... не чинить препятствий праву, суду и всему другому, что касается его положения и прав... не наносить вреда его владениям.» не мешать ему достигать того, чего он легко может достичь, а также не делать для него невозможным то, что на самом деле возможно. Если верный (вассал) убережется от этого вреда, как того требует справедливость, то и (тогда) не заслуживает он феода, потому что не доста-точно не чинить зла, нужно делать благо. Кроме того, чтобы, выполняя упомянутые шесть (обязательств), советовал и помогал своему сеньору без обмана, если хочет быть награждён феодом, а также всегда был верен данной клятве. И сеньор во всём должен поступать так же по отношению к своему верному (вассалу).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии («лестницы»). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, а также высшие представители клира, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей, державшие земли от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX - начале XI в. термин «рыцарь» (miles) обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору (немецкое - Ritter, от которого происходит русское «рыцарь»). Позднее, в XI-XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое зна-чение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся.
    Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала - не мой вассал».

    Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли быть вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, и наоборот.
    Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение - феод, или по-немецки лен, которое вассал держал от своего сеньора (см. гл. 4). В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением, которое могло находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода считался не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и ряд Других вышестоящих по иерархической лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства и верности между сеньором и вассалом. Передача феода вассалу - ввод во владение - носила название инвеституры. Акту инвеституры сопутствовала торжественная церемония вступления в вассальную зависимость - принесение оммажа (hommage - от французского слова 1’homme - человек), - во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого феодала, публично признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называлась «фуа» (по-французски foi - верность).

    Помимо основной обязанности нести в пользу сеньора и по его призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать ему во вред и по требованию сеньора защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определенных феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях - быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.
    Вследствие запутанности вассальных отношений и частого несоблюдения вассальных обяза-тельств конфликты на этой почве были в IX-XI вв. обычным явлением. Война считалась законным спо-собом решения всех споров между феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира» как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни сжигались и опустошались при каждом очередном столкновении их сеньора с его многочисленными врагами.
    Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты внутри господствующего класса, связывала и объединяла всех его членов в привилегированный слой.
    В условиях политической раздробленности IX-XI вв. и отсутствия сильного центрального госу-дарственного аппарата только феодальная иерархия могла обеспечить отдельным феодалам возможность усиленной эксплуатации крестьянства и подавления крестьянских выступлений. Перед лицом последних феодалы неизменно действовали единодушно, забывая свои распри.

    Быт и нравы феодалов.

    Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Любимыми их развлечениями были охота, конные состязания, турниры.
    В X-XI вв. Европа покрылась замками. Замок - обычное жилище феодала - одновременно был крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Он являлся центром политической, судебной, административной и военной власти феодала, позволяя ему господствовать над близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Замки строились обычно на холме или на высоком берегу реки, откуда хорошо обозревалась окрестность и где легче было обороняться от врага.

    До конца X в. замки представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т. п.
    Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить замки из камня, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими стенами с бойницами и башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - «донжон». Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. Обычно замок сдавался врагу лишь в результате многомесячной осады. Мелкие феодалы, не имевшие средств для возведения столь мощных сооружений, старались укрепить свои жилища крепкими стенами и сторожевыми башнями.
    Основным видом войск в Европе X - XI вв. становится тяжеловооруженная конница. Каждый феодал обязан был своему сеньору конной военной службой. Главным оружием рыцаря в то время был меч с крестообразной рукоятью и длинное тяжелое копье. Он пользовался также палицей и боевым топо-ром (секирой); для защиты от врага служили кольчуга и щит, шлем с металлической решетчатой пласти-ной - забралом. Позже, в XII-XIII вв., появились рыцарские латы.

    Проводившие всю свою жизнь в войнах, насилиях и грабежах, презиравшие физический труд феодалы, особенно светские, были невежественными, грубыми и жестокими. Выше всего они ценили физическую силу, ловкость, отвагу в бою и щедрость в отношении своих слуг и вассалов, в которой видели проявление своего могущества и прирожденного благородства в отличие от презираемых или «скаредных», по их мнению, мужиков и горожан. Идеализированный кодекс «рыцарского» поведения, рисующий рыцаря как благородного защитника слабых и обиженных, сложился в феодальной Европе значительно позднее - в XII-XIII вв. Но и тогда он мало соответствовал действительному облику феодала-рыцаря, оставаясь для большинства лишь недостижимым идеалом. С грубым рыцарем-варваром раннего средневековья этот идеал тем более не имел ничего общего.

    Миниатюра "Рыцарский турнир"

    Классическое Средневековье в Европе ". - XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм » происходит от слова «феод» - наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

    К Х-XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора ». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император - верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам - князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам - баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы - рыцари. Слово «рыцарь » в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение - деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

    Существовало правило: "Вассал моего вассала - не мой вас­сал ». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона - вассала герцоги, а герцог - простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

    Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

    Причины возникновения феодализма.

    В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX -X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

    Рыцарь стал грозной силой , но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.

    Раннее средневековье Позднее средневековье

    Три сословия феодального общества.

    В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся (духовенство, монахи), воюющих (аристократия, рыцари) и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

    В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

    В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов . Подавляющее большинство тех, кто работал, - это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.

    Григорий Турский (ок.538/539-593/594) жаловался, что монахи проводят больше времени в тавернах, чем за молитвой в своих кельях. В 847 г. совет прелатов постановил, что любой член религиозного ордена, который регулярно напивается, должен нести епитимью в течение сорока дней, что в данном случае подразумевало воздержание от мясного, пива и вина.
    Пьянство и употребление вина также рассматривалось в пенитенциариях - руководствах для священнослужителей той эпохи, где перечислялись виды покаяния, которые христиане должны нести, когда они совершают грехи. В целом наказания, налагаемые на духовных лиц, от которых ожидалась большая самодисциплина, были более суровыми, чем для мирян, а священнослужители высокого ранга несли большую ответственность, чем простые монахи и приходские священники. В одном пенитенциарии начала VIII века, авторство которого приписывается Беде Достопочтенному (ок.672/673-735), предписывалось наказание за пьянство до такой степени, когда «вино лишает человека разума, его речь становится бессвязной, а глаза дикими, а впоследствии он страдает от тошноты, несварения желудка и болей во всем теле». Эти симптомы сами по себе кажутся достаточным наказанием, но помимо этого провинившемуся запрещалось употреблять вино и мясо в течение трех дней для мирянина, семи дней для священника, двух недель для монаха, трех недель для дьякона, четырех недель для пресвитера.
    http://gorbutovich.livejournal.com/68961.html
    Поиск информации - Александра Логвинова

    Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители - духовенство - могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом.

    Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

    В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.





    Питер Артсен, 1551 год.
    (Определите, где какое сословие)

    Крестьяне.

    Крестьяне в Средние века помимо земледелия и ско­товодства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них глав­ным делом. Потребности его развития превращали многих сель­ских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником - приспособлением для отвала земли. Придумали и хо­мут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли вспашки полей.

    Крестьянами было освоено трехполье . Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии.

    Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот на­дел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одно­временно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Од­носельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользо­вались лесами и лугами.

    Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту - главу крестьянской общины . Община была необходима крестьянам и к их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

    Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского",XV век

    Феодалы.

    Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора - замок . Замки строились одновременно со складыва­нием самого феодализма. В IX -X ив. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров . 13 замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня - донжон . Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу - его слуги. В подвале находилась темни­ца. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в ма­ленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко про­кладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из полнала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захва­те замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно храни­лись большие запасы продовольствия.

    Рыцарство.

    Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами , ас 14 лет - оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем» , фео­дальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец - с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями . Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

    Постепенно сложились правила рыцарской чести . Одними из глинных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлят ь храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

    Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых - вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

    Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры - военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, цер­ковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.



    Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

    Вопросы для самопроверки

    1. Назовите три основных сословий в Среднего века
    2. Каким хозяйством занимались крестьяне в Средневековье?
    3. Что входило в правила рыцарской чести?

    Подготовка вопросов: Почерняев Н.С

    Дополнительная литература по теме

    ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА В МИНИАТЮРАХ. 15МАНУСКРИПТОВ ВЕКА.

    ВАССАЛ (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa-sawl - служащий, отсюда сред.-век.-лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/37581/ВАССАЛ

    СЕНЬОР (от лат. senior - старший) - в Западной Европе в Средние века: а) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане); б) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы - вассалы

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. 2003.т http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18167

    РЫЦАРЬ (нем. Ritter - первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/260518

    Оруженосец - благородный (в этом случае - обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.
    В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего отрок посвящался в рыцари. Исключением могли являться Королевские Оруженосцы, которые иногда оставались оруженосцами всю жизнь.
    Простолюдин же как правило служил оруженосцем пожизненно, одновременно являясь сержантом. Только в очень редких случаях простолюдин мог быть за особые заслуги посвящён в рыцари, и именно из потомков таких простолюдинов в Священной Римской империи вышло сословие министериалов.

    Википедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/148164

    ПАЖ (фр. le page, от греч. pais - дитя, мальчик). 1) в средние века молодые дворяне, находившиеся в услужении при владетельных особах. В настоящее время, они остались при дворах, как необходимая обстановка в разного рода церемониях. 2) в России, воспитанник пажеского корпуса. 3) пояс с крючками или шнур у женщин для поддержания платья во время грязи.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/25280/ПАЖ

    СОСЛОВИЕ , социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

    Современная энциклопедия. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44678

    ДОНЖОН - ((фр. donjon - господская башня, от ср.лат. dominionus). Прежде главная башня в древних замках и крепостях; теперь башня укрепления для обороны; как же башенка, павильон на домах.
    Словарь иностранных слов русского языка http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/10781/ДОНЖОН

    Трехполье трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Характерен для паровой системы земледелия времён феодализма.

    Большая советская энциклопедия. - М.: 1969. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141012/Трехполье

    НАДЕЛ - земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). В России после крестьянской реформы 1861 превратился в общинную или подворную крестьянскую собственность

    Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/207354

    ОБРОК , натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.:.