Про психологию. Учения и методики

Проблемы и перспективы развития образования в современной россии. «Общие требования к реализации образовательных программ Каковы общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Консультации юриста по ст. 13 Закона Об образовании в Российской Федерации

    Олеся Дорофеева

    Детский сад. В нашем городе есть проблема, куда отдать ребёнка, в гос детсад-вандалам или...вот как раз и встает вопрос о создании платного детсада. Есть ли такая возможность у частного предпринемателя?

    • Ответ юриста:

      Это возможно сделать, но имейте ввиду, что детсад по российскому законодтельству относится к категории образовательных учреждений. Это значит, что Вам надо создавать юр. лицо (некоммерческое) . В уставе, помимо обычных требований, надо будет прописывать кучу всего (см. ст. 13 Закона РФ "Об образовании"), получать лицензию, желательно аккредитацию и т. д.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании"Статья 11. Учредитель образовательного учреждения1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы) ;3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;4) общественные и религиозные организации (объединения) , зарегистрированные на территории Российской Федерации;5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.Статья 11-1. Государственные и негосударственные образовательные организации1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.Статья 18. Дошкольное образование 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.Статья 33. Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности1. Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.2. Утратил силу с 1 января 2005 г.См. текст пункта 2 статьи 333. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в пункт 4 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.См. текст пункта в будущей редакции4. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) .См. схему "Лицензирование"7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.См. :

    Полина Суханова

    • Ответ юриста:

      1. Ненавижу вопрос в котором ссылка на другой вопрос!2.Читай Конституцию и комментарий к ней Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Комментарий к статье 43 В ч. 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г. <53>. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР о языках народов РСФСР (1991 г.). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона об образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Под системой образования понимается совокупность: - системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; - системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст. 9 Закона об образовании. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона об образовании) . Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих

    Федор Уржумцев

    что значит ФЕПО (связано с федеральными тестами)

    • Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования ....

    Никита Садомов

    Мне срочно нужно найти нормативный акт, согласно которого можно внести изменения в устав учреждения, подскажите где взят. В учреждении имеется действующий Устав 2006 года, но он не соответствует ст. 13 закона Об образовании, в связи с чем мне необходимо привести его в соответствии с законом, где взять нормативный акт, и вообще как он называется.

    • Ответ юриста:

      Порядок внесений изменеий в устав должен быть прописан в самом уставе.З-н "Об Образовании"Статья 13. Устав образовательного учреждения1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

    Никита Олупкин

    Оттвете плзз на эти вопросы**. Билет № 111. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.Билет № 241. Экономические цели и функции государства.2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

    • Надо ознакомится с договором между студентом и организацией которая предоставляет эту услугу Что там написано на этот щет.почитай статьи ст13,ст14и ст 15Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1

    Егор Ковырулин

    Вопрос к педагогам и родителям: Можно ли удалять ребёнка с урока?..

    • Отрицательно! Ни при каких обстоятельствах учитель не должен удалять ребёнка с урока! Если ребенком получена травма во время нахождения в школе, дошкольном учреждении, то ответственность несет образовательное учреждение. Хотя зачастую в...

    Михаил Сенюшкин

    Органы управления негосударственного образовательного учреждения.. Пишу Устав "негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...Институт" (далее Институт) Основные виды деятельности: Аспирантура, различные курсы. Институт учреждается одним учредителем (это наше ОАО) . Так как это мой первый опыт создания подобных учредительных документов, возникла дилемма: Кто будет управлять обществом. ТО, что будет в наличии директор понятно. В НПА много чего написано об управлении гос. учреждениями (автономные) и о собрании учредителей и прочее.. . Я Вот не могу определиться как будет правильно: Управлять будет учредитель единолично? (Через Совет директорв что ли?) или можно создать наблидательный совет (как в автономных) . Очень прошу помощи.. . Желательно со ссылками на нпа.

    • Ответ юриста:

      Закон Российской Федерации «Об образовании» ([ссылка появится после проверки модератором] .educom .ru /ru/documents/education.php) "...Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.. ." Нормативная база создания и деятельности Попечительских советов (http://www.websib.ru/education/normbasa/m_popechit.htm) Гражданский кодекс РФ (ст. 52). Закон РФ "Об образовании" (ст. 36, п. 1.2, ст. 35, ст. 13, ст. 2). Закон РФ "О некомерческих организациях" (ст. 28, ст. 14). Закон РФ "Об общественных объединениях" Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. №1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. №1379 "Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения". Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 №1008 Рекомендуем необходимый минимум примерных локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Попечительского совета для определения его функций в системе управления образовательным учреждением: Положение о Попечительском совете образовательного учреждения, состоящее из следующих блоков: общие положения, состав Попечительского совета, задачи Попечительского совета, его права, ответственность, делопроизводство. Распоряжение руководителя образовательного учреждения о количественном и персональном составе Попечительского совета. Положение о временных комиссиях при Попечительском совете образовательного учреждения для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и использования целевых финансовых средств фонда для развития образовательного учреждения. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения, Положение о стипендиях для обучающихся (воспитанников) из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения. Положение об организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий с призовым фондом для обучающихся, воспитанников, педагогических работников. Положение об организации международного культурного обмена, в том числе профессионального. Попечительский совет образовательного учреждения желательно создавать при формировании внебюджетного фонда. А вот для примера подобные уставы: http://internetpravo.narod.ru/0030-01.htm http://www.dogovor-info.ru/topic1625.html

    Анатолий Водкин

    Скажите за что могут отчислить из института?

    • за академическую неуспеваемость, это когда не сдаешь вовремя сессию или за драку или за подделку документов Как и за что могут исключить из учебного заведения, должно быть прописано в уставе вуза (п. г ст. 13 Закона РФ Об образовании).. ..

    Борис Тяпушкин

    пособие по уходу до 1,5 лет. Если женщина вышла работать на неполный рабочий день до достижения ребенком 1,5 лет будет ли ей выплачиваться пособие. Если будет то как это оформить? Утратил ли силу п. 39 Постановления правительства РФ № 865 в котором говорится что пособие в указанном мной случае должно выплачиваться?

    • Ответ юриста:

      Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет предоставляется женщине или другим лицам, подлежащим социальному страхованию и осуществляющим уход. Право на получение пособия сохраняется, если в период отпуска по уходу за ребенком лицо, находящееся в отпуске, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (ч. 3 ст. 256 ТК РФ и ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ) . Федеральный закон от 29.12.2006 N 255- 2. сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Ст. 256 ТК "во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. " В соответствии со ст. 423 ТК РФ действуют нормативные акты бывшего СССР в части, не противоречащей ТК РФ. Одним из таких актов является Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51, которым утверждено Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время (далее - Положение) . Согласно п. 8 Положения при установлении режимов труда с неполным рабочим временем продолжительность рабочего дня (смены) , как правило, не должна быть менее 4 часов и рабочей недели - менее 20 - 24 часов соответственно при пяти- и шестидневной неделе. В зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени. При этом действующим трудовым законодательством предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели не установлена. Судебная практика (Женщина на 12 мин. в день работала меньше - для нее установлена была рабочая неделя 39 ч. вместо 40 ч.) - Постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2008 N Ф09-9217/08-С2 по делу N А71-2756/08 - Решение регионального отделения Фонда социального страхования РФ в части непринятия к зачету расходов, произведенных предприятием на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, признано незаконным, поскольку установленный для работника режим работы соответствует признакам сокращенного рабочего дня и сокращенной рабочей недели. т. е. имеет право на пособие по уходу за ребенком http://otvet./question/40357523/ http://otvet./question/39502007/ Постановление № 865 утратило силу с 01.01.2010. Взамен него действует Приказ Минздравсоразвития № 1012н от 23.12.2009: Пункт 43. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

    Анастасия Герасимова

    Моему сыну 1,2.. В данный момент я не работаю в отпуске, получаю пособие по уходу за ребенком по месту работы. В 1 апреля я выхожу на работу. Имею ли я право получать далее пособие, или мне его можно (или нужно) переоформить на другого (не считая мужа - он ИП

    • Ответ юриста:

      Если будете работать на условиях неполного рабочего времени, тогда право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сохранится. Право на получение пособия сохраняется, если в период отпуска по уходу за ребенком лицо, находящееся в отпуске, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (ч. 3 ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком 2. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Часть 3 статьи 256 Трудового кодекса РФ "...во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. " Приказ Минздравсоразвития № 1012н от 23.12.2009 "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей": Пункт 43. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения. При этом действующим трудовым законодательством предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели не установлена.

    Маргарита Денисова

    Как написать жалобу на постановление судебного-пристава. Как написать жалобу на постановление судебного-пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства. Должник ИП, судебным приставом установлено, что в И/Л не указано место рождения должника. Насколько я знаю, для ИП, как и ЮЛ это совсем не обязательно. достаточно место нахождения. Ну может быть я не права

    • Ответ юриста:

      Насколько я понимаю, индивидуальный предприниматель - это все-таки физическое лицо, т. е. гражданин. Просто у него правовой статус особый. Поэтому судебный пристав рассматривает предпринимателя именно как гражданина и требования к исполнительному документу предъявляет соответствующие. В данном случае пристав опирался на положения ст. 13 закона "Об исполнительном производстве". В ней перечислены обязательные реквизиты исполнительного листа, среди которых: "... для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно) ", т. е. в данном случае необязательно - место работы, а вот год и место рождения - обязательны. Из практики - приходилось обращаться в суд для внесения этого реквизита в исполнительный лист в аналогичном случае - при взыскании задолженности с ИП.

    Мария Щербакова

    Можно ли насит нож в собой без разрешение если его блина лезвия равно 125-149 мм а ширена лезвия 25-35 мм

    • Ответ юриста:

      Федеральным законом «Об оружии» гражданам России предоставлено право приобретать в свою собственность гражданское холодное и метательное оружие и конструктивно сходные с таким оружием изделия для отдыха и развлечения, спорта и охоты, для ношения с казачьей формой и национальными костюмами, а также для коллекционирования. Право то дано, но не каждый гражданин знает, как можно им воспользоваться, не попав в поле зрения наших доблестных правоохранительных органов, сотрудники которых, из-за большой загруженности и занятости своими проблемами, сами не очень хорошо знают, какое холодное и метательное оружие и какие, конструктивно сходные с таким оружием изделия разрешены к свободному обороту на территории Российской Федерации, что запрещено, а что должно приобретаться гражданами по соответствующим лицензиям. Вы спросите, зачем поднимать эту тему, по истечении стольких лет действия основных нормативных документов. Но, как говорили древние: «Все течет и все изменяется» . Идет постоянная ротация кадров государственных служащих, в том числе и сотрудников МВД (разрешительной, экспертной службы, сотрудников управлений по борьбе с экономическими преступлениями и др.) . Такой вот объективно-субъективный процесс (старение опытных кадров и уход их на пенсию, «бегство» на большую зарплату молодых и способных сотрудников в коммерческие структуры) . На смену опытным работникам приходят юные и ничего не знающие, а часто и не желающие знать «специалисты» , которые сами трактуют не читанные ими законы, и таким образом создают свое «прецидентное право» , т. е. как хочу, так и ворочу. Эксперты ничего не ведают о сертификации и об обязательности для них ее результатов, сотрудники милиции, осуществляющие «охрану общественного порядка» , сами решают, кого и за что забрать. Кроме того, за прошедшее время действия закона «Об оружии» была создана большая нормативная база подзаконных актов (правила оборота различного оружия, криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию, государственные стандарты на оружие и конструктивно сходные с ним предметы) , которые установили четкие критерии отличия оружия от не оружия и т. п. Программы же преподавания в ведомственных высших школах соответствующих предметов отстали от этого процесса. Так, рассмотрение вопросов о сертификации холодного и метательного оружия и обучение новой экспертной методике решения вопроса о принадлежности предмета к оружию было включено в учебные программы только в 2001 г. , а выпускники предыдущих лет учились по старым программам, когда решение этого вопроса базировалось на «социалистическом правосознании» эксперта. Когда один и тот же нож в Воронеже «признавали» оружием и человека сажали, а в Ярославле – он же оружием не являлся. Когда, для того, чтобы задержать человека, достаточно было найти в кармане любой нож и неважно, относился он к оружию или нет, т. к. сотрудник уголовного розыска мог обратиться к своему эксперту о получении соответствующей справки, а тот мог ее безнаказанно написать. В связи с этим мы и решили остановиться на этой теме, т. к. «спасение утопающих, дело рук самих утопающих» . То есть, если государственные люди не знают нормативных документов, то граждане им должны помочь, напомнив их содержание и растолковав их смысл, к сожалению, достаточно часто через адвоката и в суде. Поэтому, после этого «лирического отступления» продолжим рассмотрение интересующих нас проблем. Граждане Российской Федерации , достигшие 18-летнего возраста, имеют право в соответствии со ст. 13 указанного закона, приобретать спортивное холодное и метательное оружие, охотничье холодное клинковое оружие, а также коллекционировать холодное и метательное оружие, иметь и носить холодное оружие с казачьей формой и национальными костюмами. И все это после получения соответствующих лицензий в органах внутренних дел по месту жительства. Конструктивно сходные с холодным и метательным оружием изделия могут приобретаться гражданами свободно без каких-либо ограничений.

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Учебный план - один из основных нормативных документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», регламентирующих содержание образования в части набора учебных предметов, количества часов на них, режим учебной деятельности (продолжительность урока, учебной недели, года), некоторые вопросы организации учебного процесса (деление класса на группы).


Учебный план школы разработан на основе Закона РФ «Об образовании» и нормативных документов федерального, регионального уровней и документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51», регламентирующих содержание образования:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», пункты 33, 34, 35, 36, 38, 41, 42 ;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2003 года. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (об увеличении предельно допустимой учебной нагрузки);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (о введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года).


-Закона Кемеровской области от 28 декабря 2000 года № 110-03 «Об образовании», статья 6 «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»;

Приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 28 февраля 2012 № 460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-1213 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

Письма департамента образования и науки Кемеровской области от 22 мая 2003 года № 1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» ,
-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденного приказом Управления образования от 22.12.2011г № 669;

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденной приказом МБОУ «Школа №51» от 01.09.2011г № 366;

Рабочих программ по учебным предметам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью школы является с оздание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников.

Задачи:

1. Повышать качество образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта ФГОС начального общего, основного общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2. Развивать систему выявления и поддержки талантливых детей и создавать условия реализации их образовательного потенциала.

3.Формировать кадровый резерв, повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

4.Совершенствовать систему сохранения, укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий и обеспечения безопасных условий организации воспитательно-образовательного процесса.

5. Укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации проекта перспективного развития на 2011-2015 гг.


Главное назначение учебного плана - гарантировать освоение обучающимися ФГОС начального общего образования, обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования на базовом и профильном уровне.

Учебный план предполагает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, повышение качества знаний, умений, навыков, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития и подготовку выпускников основной школы к профессиональному самоопределению и выбору профиля дальнейшего обучения в старшем звене.


Учебный план для 1, 2, 3 классов обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3 разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Недельное количество часов в 1 классе – 21 час, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при пятидневной учебной неделе.

Во 2, 3 классах продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, недельное количество – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной рабочей неделе, продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение государственного стандарта начального общего образования. Продолжительность учебного года для 4 классов – 34 учебные недели, продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 4 классах – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 5-9 классов обеспечивает освоение обучающимися государственного стандарта основного общего образования. Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 5 классах – 32 часа, в 6 классах -33 часа, в 7 классах - 35 часов, в 8,9 классах - 36 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на освоение обучающимися государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом и профильном уровнях. Продолжительность учебного года для 10-11 классов–34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 10-11 классах – 37 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.
Начальное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-3 классы)
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно - деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Цель начального образования формулируется как гармоническое физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Начальная образовательная программа в школе предполагает достижение следующих приоритетных целей:

Формирование основ здоровья;

Всестороннее развитие ребенка и социализация, соответствующие возрастным возможностям;

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром;

Формирование учебной деятельности и готовности к образованию в среднем звене школы.

Начальное общее образование реализуется по модели четырехлетней начальной школы, по образовательной системе «Школа России».

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части, части, формируемой участниками образовательного процесса и представлен следующими предметными областями: Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Физическая культура, Технология.

Предметная область Филология в 1-3 классах представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение. Изучение Русского языка и Литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и письму». Его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Учебный предмет обеспечивается программой «Обучение грамоте» авторов В.Г. Горецкого и В.А. Кирюшкина. После курса «Обучение грамоте и письму» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На изучение учебных предметов Русский язык и Литературное чтение в 1 классе отводится 5 часов и 4 часа в неделю соответственно. Во 2-3 классах на изучение предмета Русский язык отводится 5 часов в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 1 -3 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой и др. Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 1-3 классах отведено 4 часа в неделю.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части во 2-3 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе « Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Изучение Математики направлено на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 1 - 3 классах 4 часа в неделю.

Предметная область Обществознание и естествознание (окружающий мир) представлена в 1-3 классах учебным предметом Окружающий мир. Цель изучения предмета Окружающий мир – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. На изучение Окружающего мира в 1 - 3 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание введены элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Предметная область Искусство представлена следующими учебными предметами: Музыка и Изобразительное искусство и направлена на достижение следующих целей: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. На изучение Музыки в 1-3 классах отводится 1 час в неделю. Учебный предмет обеспечен программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Учебный предмет Изобразительное искусство изучается по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Б.М.Неменского, В.Г.Горячего и др. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 1-3 классах.

Особенностями предметной области Технология являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Учебный предмет Технология изучается по программе Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В., на изучение технологии отводится в 1-3 классах 1 час в неделю.

Изучение предметной области Физическая культура направлено на достижение следующих целей: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

На учебный предмет «Физическая культура» в 1-2 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях. В первых классах вводится динамическая пауза в целях создания здоровьесберегающей среды.

В 1-3 классах курс предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета, распределены на учебный предмет Окружающий мир.

Обязательная часть учебного плана в 1 классах составляет 21 час, во 2 классах – 23 часа, в 3 классах – 23 часа.

Во 2-3 классах часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 3 часа. В эту часть включен 1 час учебного предмета «Информатика и ИКТ» и 2 часа учебных курсов «Риторика», «Я – исследователь », обеспечивающих различные интересы обучающихся.

Обучение Информатике и ИКТ во 2-3 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

Учебный курс « Я – исследователь» включен с целью познавательного развития обучающихся, формирования умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа учебного курса реализуется на основе рабочей программы «Я-исследователь», разработанной учителями начальных классов МБОУ «Школа №51».

Учебный курс « Риторика» дает возможность младшему школьнику познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Программа учебного курса реализуется на основе авторской программы Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, Т.М. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы.

Учебный план

начального общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

(выписка из основной образовательной программы начального общего образования)

1, 2, 3 классы


Предметные области

Учебные

предметы

Классы


Количество часов в неделю

Итого

























Филология

Русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

Литературное чтение

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Иностранный язык

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24



Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

Технология

Технология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Итого

21

21

21

21

23

23

23

23

23

23

23

23

268

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

-

-

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Групповые занятия

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Я – исседователь

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Риторика

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

21

21

-

-

-

-

-

-

-

-

84

Предельно допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

-

-

-

-

26

26

26

26

26

26

26

26

208

Начальное общее образование в рамках реализации государственного образовательного стандарта (4 классы)

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение образовательных программ начального общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:


  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент учебного плана обеспечивает обучающимся единство образовательного пространства и изучение учебных предметов Федерального стандарта начального общего образования. В начальной школе его представляют следующие учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Иностранный язык, Окружающий мир, Искусство (музыка, изобразительное искусство), Технология, Физическая культура. Количество часов каждого учебного предмета соответствует количеству часов базисного учебного плана.

В 4 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 4 классах на выполнение программы «Русский язык » вводятся дополнительные 2 часа в компонент образовательного учреждения.

Важную роль в системе школьного гуманитарного образования играет Литература как учебный предмет, преследующий на каждой ступени свои цели. В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умение осмысленно и выразительно читать, пробуждается интерес к словесному творчеству и к систематическому чтению художественных произведений. Предмет Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 4 классах отведено 2 часа в неделю. В 4 классах на выполнение программы «Литературное чтение » вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На раннее изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части в 4 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе «Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Начальный курс Математика – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Содержание обучения математике направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 4 классах – 4 часа в неделю. В четвертых классах на выполнение программы «Математика» вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

На учебный предмет Окружающий мир в 4 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Изучение Музыки способствует развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы обучающихся, чувства сопричастности к миру музыки и обеспечивается программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры обучающихся. На изучение музыки в 4 классах отводится 1 час.

Учебные предметы Изобразительное искусство и Технология в 4 классах изучаются интегрировано по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Т.Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 4 классах. На изучение предмета «Технология» отводится в 4 классах – 2 часа в неделю.

Особенностью Физической культуры как учебного предмета является деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретают школьники, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. На учебный предмет «Физическая культура» в 4 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях.

В 4 классах курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета распределены на учебный предмет «Окружающий мир».

В учебный план введен комплексный учебный «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов. Реализация данного курса осуществляется по модулям «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основ светской этики» на основании выбора учащихся, родителей (законных представителей).

Вариативная часть учебного плана для 4 классов составляет 5 часов в неделю и включает в себя два блока: региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

В региональный компонент включен 1 час предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классах. Обучение информатике и ИКТ в 4 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования к реализации образовательных программ регламентируются ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

Данная статья предусматривает две формы их реализации организацией, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. самостоятельную;
  2. посредством сетевых форм.

При этом возможность самостоятельной реализации образовательных программ выступает важнейшим механизмом, обеспечивающим автономию образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под автономией понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации. В развитие данной нормы ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает положение о запрете для федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. То есть указанные органы не вправе принимать распоряжения относительно изменения содержания таких важных элементов образовательной программы как учебный план и календарный учебный график в конкретной образовательной организации.

Новеллой закона является регулирование сетевой формы реализации образовательных программ , обеспечивающей возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Новый закон, равно как и Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", не содержит определения понятия "образовательные технологии".

Между тем, ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены следующие возможности образовательных организаций при реализации образовательных программ:

  • использование различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
  • применение модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;
  • применение системы зачетных единиц в целях определения структуры профессиональных образовательных программ и их трудоемкости.

Зачетная единица – это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в т. ч. аудиторную и самостоятельную работу), практику. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе определяется самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 13 также установлены следующие требования при контроле реализации программ образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

основные профессиональные образовательные программы должны предусматривать проведение практики обучающихся на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика также может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность; использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Вы можете прочитать данные материалы в Электронной системе "Образование" после получения бесплатного демо-доступа:

Анализ работы начальной школы по реализации ФГОС Подготовительный этап введения ФГОС основного и среднего (полного) общего образования Проектирование основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации Этапы проектирования основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации О взаимосвязи ФГОС, примерной основной образовательной программы, основной образовательной программы