Про психологию. Учения и методики

Язык в кругу других знаковых систем. Язык в сопоставлении со знаковыми системами иных типов

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак). В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки не­сут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о раз­веденном костре, всплеск на реке - об играющей в ней рыбе, мо­розный узор на стекле окна - о температуре на улице. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках-символах (рисунок соединен­ных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира). Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка. Язык – это тоже знаковая система. Но он – самая сложная из всех систем. Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака.

Что же общего у языковых знаков со знаками искусственных знаковых систем. 1. Экспоненты морфем и слов, как и экспоненты дорожных и иных знаков, материальны: в процессе речи морфемы и слова воплощают­ся в звуковой материи, в звучании (а при письменной фиксации – в материальном начертании). 2. Все морфемы и слова обладают, как и неязыковые знаки, тем или иным содержанием: в сознании людей, знающих язык, они свя­зываются с соответствующими предметами и явлениями, вызывают мысль об этих предметах и явлениях и, таким образом, несут опре­деленную информацию. 3. Содержание знаков искусственных систем есть отражение в сознании человека предметов, явлений, ситуаций дей­ствительности, эти знаки служат средством обобщения и абст­ракции. Это в еще большей мере относится к знакам языка, фикси­рующим результаты абстрагирующей работы человеческого мыш­ления. Только так называемые имена собственные (Нева, Эльбрус, Саратов, Софокл) обозначают (и, следовательно, отражают в своем содержании) индивидуальные предметы (определенную реку, опре­деленную гору и т.д.). Все остальные языковые знаки обозначают классы предметов и явлений, и содержание этих знаков представля­ет собой обобщенное отражение действительности. Таким образом, знаки языка во многом сходны со знаками других знаковых систем, искусственно созданных людьми. Но вместе с тем язык - знаковая система особого рода, заметно отличающаяся от искусственных систем. Язык - универсальная знаковая систе­ма. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельно­сти и потому должен быть способен выразить любое новое содержа­ние, которое понадобится выразить. Искусственные системы - специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных типах ситуаций.

Кроме того, язык - система, по своей внутренней структуре значительно более сложная, чем искусственные сис­темы. Сложность структуры языка проявляется в том, что в языке есть не только ярус, лежащий «выше» знаково­го, - ярус предложений и свободных (переменных) словосочетаний, но также и ярус, лежащий «ниже» знакового, ярус «незнаков», или «фигур», из которых строятся (и с помощью которых различаются) экспоненты знаков.

Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что язык -- это универсальная знаковая система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержание. Это не означает, что естественный язык может передать все оттенки содержания, например, музыкального произведения или даже, казалось бы, одной из самых простых вещей -- цвета. Известная ограниченность языка чувствуется и литераторами. См. строки из стихотворения С.Есенина (выделено мною. -- А.Ч.):

Я хотел бы опять в ту местность, Чтоб под шум молодой лебеды Утонуть навсегда в неизвестность И мечтать по-мальчишески -- в дым.

Но мечтать о другом, о новом, Непонятном земле и траве, Что не выразить сердцу словом И не знает назвать человек.

Однако нередко в процессе общения человек прибегает к помощи иных знаковых систем, иных «языков» (далее употребляется без кавычек). Обычно они группируются в несколько классов. Укажем основные.

  • 1) Международные искусственные языки. Наиболее известен язык эсперанто. Он изобретен польским врачом Заменго- фом во второй половине XIX в. Свое название язык получил по псевдониму изобретателя: эсперанто -- надеющийся. В наше время на эсперанто издается литература, а также Интернет-газета, работает новостное радио; на одном из сайтов размещены песни на эсперанто.
  • 2) Символические языки науки. Эти языки объединяют формулы математики, химии, лингвистики и других наук и правила их составления и использования.
  • 3) Языки программирования. Это языки, которые предназначены для записи компьютерных программ.

Названные в группах 1--3 языки (искусственные знаковые системы) используются в коммуникативных целях, но в ограниченных сферах. По принципу искусственных языков в художественной литературе писателями изобретаются языки несуществующих (вымышленных) народов. Таков, например, эльфийский язык в романах Дж. Толкиена (1892--1973).

  • 4) Параязыки (др.-греч. приставка para -- около). Под понятие параязыка подводятся звуковые и графические средства: тембр, темп, громкость, мелодика, особенности произношения, тип почерка, шрифта, размер буквы, цвет, подчеркивание и др. Речь идет о средствах сверхнормативных с точки зрения языка как системы, а потому факультативных. Так, например, в рекламе название рекламируемого товара может быть обозначение при помощи средств параязыка: МУКА / МУКА / мука и др.
  • 5) Кинетические средства (др.-греч. kinetikos -- приводящий в движение): язык тела и его частей (более узко -- язык жестов). Общеизвестный пример из русской коммуникативной культуры: кивок означает согласие. Особенности невербального поведения человека описаны Г.Е. Крейдлиным (Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004). Приведем один пример из его работы. О значении жеста палец у виска: в немецкой культуре -- человек несколько не в себе в некоторых африканских культурах -- погрузился в размышления", во Франции: человек, о котором говорят: глупый, в Голландии, наоборот, -- умный («обладает интеллектом»).

Функции языков 4-й и 5-й групп многообразны: они используются для усиления экспрессии высказывания (4), как его замена (5). Например: при обращении к ребенку: -- Беги ко мне! (с протянутыми к слушающему руками) (4); Едем? -- В ответ только кивок (5).

К числу знаковых относят также сложные знаковые системы, которые называют знаковыми системами культуры («художественные семиотики»). Это языки художественной литературы, фольклора, танца, музыки, скульптуры, графики, кино, фотографии и др. Их специфика состоит в том, что выраженное ими содержание выступает основой, которая наполняется смыслом, или, говоря языком семиотики, означающее знака выступает означаемым нового знака -- из сферы художественной семиотики. Так, герой повести И.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин на 2 / 3 изъясняется предложениями неполными, прерванными, местоименными, междометными, состоящими из служебных слов и под. См. диалог Акакия Акакиевича с портным:

- А я вот к тебе, Петрович, того...

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того...», а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил.

  • - Что ж такое? -- сказал Петрович...
  • - А я вот того, Петрович... видишь шинель-то, сукно... вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того... на спине, да еще вот на плече одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко -- видишь, вот и все. И работы немного....

Неполнозначность слов, составляющих основу речевой партии персонажа, в данном случае есть знак безгласного чиновника.

Произведения художественной литературы, публицистики и другие при «перенесении» их в кинофильм, на телевизионный экран, на театральные подмостки видоизменяются, так как их язык начинает жить по законам жизни соответственно «языков» кино, телевидения, театра. Поэтому обязательно происходят изменения в языке, иногда еле уловимые.

Сравните фрагменты двух текстов:

  • (1) ...а несчастный статский советник и вовсе окаменел;
  • (2) ЭП сидит, будто костыль проглотил.

Фрагмент (1) извлечен из романа Б. Акунина «Статский советник». Здесь внешнее положение героя передается через метафору окаменел, призванную усилить впечатление от внутреннего дискомфорта героя (с чем связано добавление частицы вовсе), произвести художественный эффект.

В тексте киносценария (2) используется иная метафорическая конструкция: будто костыль проглотил, которая сохраняет все функции метафоры окаменел, но обладает большей «наглядностью», а это-то и нужно в киносценарии -- как указание актеру.

Знаковая система - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения.

Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные «знаки».

В качестве примера знаковой системы обычно приводят язык (как в письменной форме так и, в случае естественных языков, в форме речи).

Изучает знаковые системы семиотика .

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

Жестовая речь.

Дорожные знаки.

Морские семафоры.

Азбука для глухонемых.

С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:

1. Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

3. Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

4. Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативнs.

5. Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

6. Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.

При общении мы пользуемся языковыми знаками - заместителями предметов. Мы не передаем предмет А, а вызываем образ Б.

В языковом знаке выделяются два значения:

конкретное - определяется неповторимыми качествами знака

абстрактное - определяется отношением данного знака к другим знакам языка

Язык служит посредником между мышлением и звуком, при этом их нельзя отделить друг от друга. Языковой знак связывает понятия и акустический образ.

Акустический образ - не только звук, но и психологический отпечаток звука, или представления, которое мы получаем о нём.

Языковой знак имеет следующие свойства :

произвольность - любое понятие может быть связано с любым другим сочетанием звуков

линейность - мы воспринимаем языковые знаки по одному; при этом важно положение языкового знака относительно других языковых знаков

Языковой знак обладает двумя функциями :

перцептивной - он может быть объектом восприятия

сигнификативной - он имеет возможность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, предложения.

Различия между буквами (графическими языковыми знаками) и звуками (фонетическими языковыми знаками) являются не функциональными, а материальными.

Слова человеческого языка являются знаками предметов. Слова - самые многочисленные и значимые знаки.

Таким образом, языковой знак представляет собой заместитель предмета, используемый в целях общения и позволяющий говорящему вызывать в сознании собеседника образы предмета или понятия.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Сознание не могло бы возникнуть без наличия языка, который и служит «зеркалом», позволяющим человеку рефлектировать, «видеть» и «слышать» свои и чужие мысли.

Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.

Понятие «знание» многозначно. В самом широком смысле о знании говорят как о всяком содержании сознания или даже о бессознательных умениях («Я знаю, как надо плавать»). Но научное познание пользуется более строгим понятием знания и отличает его от веры (мнения), убеждения, понимания. Тогда к знанию предъявляются требования быть выраженным в знаковой форме, общезначимым, интерпретируемым, обоснованным, доступным оценке на истинность или ложность, рефлексивным (ученый всегда знает, что он знает). Любое научное знание еще и системно - или само предъявлено в системном виде, или включено в некоторую систему как ее составная часть.

Человеческое общество невозможно без широкого использования различных знаковых систем, особенно таких, которые называют языками. Животные также пользуются знаковыми системами. Иногда эти системы тоже называют (в переносном смысле) «языками». В начале XX в. математик и логик Г. Фреге предложил структурировать всякую знаковую систему в виде «треугольника»: знак - денотат - смысл. Знак - это любой предмет, который служит средством указания на иной предмет (выступает его «представителем»). Обычно различают знаки иконические («икона» - образ, изображение, предполагает сходство с оригиналом) и символические (условное обозначение предмета). Денотат (или «значение», «десигнат») - предмет, на который указывает знак. Смысл - образы или понятия, которые пользователи знаков приписывают этим знакам. В семантическом треугольнике Фреге обнаруживаются различные проблемы соответствия: один знак может указывать на разные денотаты, один денотат может быть представлен разными знаками, а разные пользователи могут «нагружать» неодинаковым смыслом одни и те же знаки. Взаимопонимание осуществляется в процессе «языковых игр» - путем прояснения того, как знаки употребляются людьми в процессе общения.

Любая знаковая система служит средством приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Однако язык, в отличие от других таковых систем, имеет еще и конструктивную (оперативную) функцию: он позволяет не только отображать существующие объекты, но и получать (конструировать) новые. Владея языком, можно написать небывалые стихи или получить новую математическую формулу, которая позволит обнаружить ранее неизвестный денотат. Таким образом, «языки» животных на самом-то деле не языки, поскольку не позволяют решать такого рода творческие задачи. Система знаков дорожного движения - также не язык, поскольку допускает только суммирование информации, а не создание новой. Математика - это целое множество языков, которые созданы искусственно. Искусственные языки создаются из практических потребностей с мелью борьбы с полисемией («многосмысленностью» в употреблении знаков) или для упрощения общения (язык эсперанто и др.). Полисемия - не всегда враг культуры. Неопределенность в общении нужна людям ничуть не менее определенности и однозначности.

Язык имеет еще и ту особенность для человека, что он неизбежно накладывает отпечаток на весь процесс восприятия мира («лингвистическая относительность»). Речь идет не только о различии в понятиях, которые скрываются за словами разных языков, как будто имеющих одинаковый денотат, но и о структурах миропонимания, предполагаемых грамматикой различных языков. Вопрос о том, структурируем ли мы мир только так, как это позволяет используемый нами язык, или сами структуры языка лишь и отображают действительные структуры мира, остается открытым - как и другие фундаментальные, философские вопросы о первичности.

Язык – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Языкэто знаковая система. Материя в языке – это звук.

Отличие от др знаковых систем – изобретён не для узкопрофильной сферы общения. Язык обслуживает любую сферу общения . Синхрония, Диахрония . Знак - элемент определённой знаковой системы, матер нос-ль немат инф-ии. Семиотика – наука изуч знаки и знаковые системы. Когда есть договоренность , соб-е счит знаковым. Св-ва знаков 1) преднамеренность - в любой сист знак исп-ся целенаправленно 2) двусторонность – у каждого знака есть мат сторона – ПВ/означающее (форма), воспр органами чувств (слух) и идеальная – ПС/означаемое (значение). Речь первична, письменность вторична. 3) конвенцион-ть – (обусл усл связью) обязат договоренность (связь м/у ПВ и ПС должна быть известна всем участникам разговора). 4) противопоставленность – нет такой зн системы в кот сущ только 1 знак, всегда должна присутствовать противопост-ть (при нулевом ПВ). Не все мат св-ва важны для противопоставл-я. 5) консервативность – всякая зн система ост постоянной 6) изменчивость - Я – постоянно развив система. Harvest – autumn -> ПВ изм-ся ПС ост прежним. Асимметрия Я знака 1) Омонемия ПС>ПВ приблизиться (дв-е) и пригубить (неполнота дейст-я), 2) синонимия ПС<ПВ. Правила поведения знаков: Знаковые системы разбивают на 3 вида : 1 иконические индексы символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости. 3 аспекта функционирования знаков: 1. семантика синтактика прагматика Социальные формы языка: 1) идиолект – самая меньшая - это язык одного конкретного носителя данного языка 2) говор – это множество очень близких идеалектов, обслуживающих одну территориальную замкнутую группу людей (посёлок) 3) диалект – множество говоров структурно неразличаются 4) Язык – множество диалектов (не меньше 2), диалекты структурно отличаются друг от друга. 5) литературный язык – если норма в языке орфографическая, наличие разных функциональных стилей (художественный, публицистический, научный) Идиолектов столько сколько людей в мире.

Письмо и его типы.

Письмо вторично по сравнению с речью. Оно возникло значительно позже устного Я. Инвентарь письма – это начертат знаки (буквы, цифры, знаки препинания…) Многократно повт в тексте ед-ца – граммема . Письму ~ 6 тыс лет. Письма и надгробн надписи – первые памятники письма. Первонач-но письмо представляло собой пиктографию (письмо рисунками). Рисунки представл конкретно сущ объекты. Пиктограммы исп и в наше время (разл знаки, символы). Пиктография не связана с алфавитом. Идеография (запись идей) – разновидность пиктографии, отобр > абстр понятия. N - (идеограммы) видеть, смотреть, плакать и тд. Иероглифы – более схематичные идеограммы. Изм-я связ с потребностью в убыстрении письма и обработкой сложных текстов. Фонография – на письме выр-ся ПВ а не ПС. Фонографич письмо зародилось в странах ближнего востока. Слова были односложн. Др Шумеры – клинопись. Силлабическое письмо – на письме обозначаются слоги, здесь графич знаки не буквы, а силлабемы . Консонантное письмо – на письме обозн согласные и гласные # в арабском Я – на письме обозн согл а глачные отобр диакритич знаками – точками, черточками и тд. Первый полноценный звуко-буквенный алфавит представили греки . С развитием книгопечатанья возникли знаки пунктуации. В древнерусских рукописях письмо было контактным (без пробелов). Этапы развития письма : I – идеографич письмо (ПС): пиктогр -> идеогр -> иероглифы. II – фонографическое письмо (ПВ): силлабическое письмо -> консонантное письмо -> звуко-буквенное. III этап – фонография + идеография (ПВ+ПС). Графика Алфавит – система граф знаков передающ звуковое (фонетич) значение. Фонема – звук со смыслоразличимой ф-ей. Средства пополнения алфавита 1) Диакритич знаки # Щ, 2) Лигатуры: b – объед-е B и S. 3) сочетание неск букв для передачи звука (диграфы, полиграфы) ch, ph, sh. Транскрипция и транслит-я – искусств сист письма.

Графика и орфография.

Вместе охват всю сов-ть правил ф-ия знаков графич письма. Графика – все знаки, исп в опр системе письма (буквы, знаки препинания, ударения и тд) Орфография – сов-ть форм и правил графич письма. Принципы орфографии: 1) фонематич 2) фонетический 3) этимологический 4) традиционно-ист 5) морфологич 6) символич . 1,2 – напис-е зависит от произношения, 3,4 – написание отр ту или иную ист традицию. 5 – на письме отр грамматика /туш-тушь 6 – близок к 5 отобр лексич омонимы Любовь(имя) – любовь sea – see.

Язык и мышление.

Стр-ра Я определяет стр-ру мышления. Также как общение, мышление м/б вербальным и невербальным . Невербальное мышление осущ с помощью наглядно-чувств образов, в рез-те восприятия впечатлений… Вербальное мышление оперирует понятиями (слова, суждения, умозаключения, строит гипотезы, теории). Я организует знания человека о мире, расчленяет, закрепляет и передает их послед поколениям. Я – ср-во формирования мысли. Здесь важны след ф-ии : а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез – влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости в) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

Понятие языкового знака.

Знак – это член определённой знаковой системы. Различительная ф-ция знаков – знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством диакритики (Щ) Звуковые знаки языка обладают 2 функциями : 1) перцептивная – быть объектом восприятия (артикуляционные и акустические свойства звуков) 2) сигнификативная – способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения (нот, бот, тот, лот)

Семиотика – наука изучающая знаки и знаковые системы. Св-ва знаков: 1) преднамеренность 2) двусторонность (материальная, идеальная – план выражения(форма), означающее; план содержания (значение) 3) конвенциональность (договорённость) 4) противопоставленность 5) консервативность – стабильность 6) изменчивость Асимметрия языкового знака : 1) омонимия – план содержания преобладает над планом выражения (зелёный – недозрелый – молодой) 2) синонимия – план выражения преобладает над планом содержания (лингвистика – языкознание – языковедение) Знаком языка является слово. Предложение – суперзнак, надзнак. Слово – знак. Морфема – субзнак, подзнак. Звуки не являются знаками. Правила поведения знаков: 1) не существует системы состоящей только из одного знака. 2) Исчезновение одного знака приводит к перестройке всей системы в целом (2-1=0) Знаковые системы разбивают на 3 вида: 1 иконические – изображение, картина, форма. 2 индексы – нет подобия м/у планом содержания и планом выражения (высокая температура – болезнь) 3 символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости 3 аспекта функционирования знаков : 1. семантика – отношение м/у знаком и означаемым 2. синтактика – отношение м/у знаком и другими знаками 3. прагматика – отношение м/у знаком и говорящим.

Язык и речь.

Я и речь противопост друг другу. Я сущ в созн-ии носителей, Я попадает в созн-е носителя извне. Я сущ только тогда когда он функц-ет в речи. Фердинанд де Соссюр разделил 2 понятия – язык и речь.Я – это определённый класс знаковых систем (язык вообще). Я – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Я – явление социальное. Речь – индивидуальна. Л.В. Щерба предл разгр-ть 3 аспекта : 1 речевая деятельность 2 языковая система – словарь, грамматика языка 3 языковой материал – тексты (сов-ть всего говоримого и понимаемого в пр-се общ-я) Речь – это процесс говорения, так и результата этой деятельности (тексты) Речь – сознательна, целенаправленна, социальна Признаки речи как деят-ти 1) мотивац сторона , 2) целевая стор 3) исполнит сторона . Речь - в норм усл двустор пр-с, охват с одной стороны процесс говорения (письма) и восприятия/понимания с др стороны. Черты речевого акта : 1) намеренность 2) целеустремлённость – речевые действия говорящего согласованы с его намерением 3) конвенциональность – у говорящего и воспринимающего должен быть единый знаковый код, общ фон знаний об окр мире, общ реч навыки и умения (реч компетенция).

речевая компетенция

Адресант код адресат

общ фон зн-ий

Речевые ситуации – канонические, неканонические Каноническая – время говорящего и слушающего совпадают (в одном месте, в одно и то же время) Неканоническая – время говорящего и слушающего не совпадают (телефонный разговор, письма) Характеристики языка и речи : 1) Язык – орудие общения, Речь – вид общения 2) Язык – идеальное (разум), Речь – материальное (слух, зрение, осязание) 3) Язык – иерархичен, Речь – линейная 4) Язык – независимость от ситуации, Речь – ситуативная обусловленность 5) Язык – социальное, Речь – индивидуальное. Параметры речи : 1) темп речи 2) громкость 3) акцент 4) тон 5) продолжительность Речь – устная и письменная, речь ребёнка, молодёжи, прямая и косвенная, деловая, художественная, поэтическая, эмоциональная, насмешливая, грубая, (связная, не связная, логическая) – смысловой аспект. Речь и речевой акт – это формы применения языка в различных ситуациях общения.

Уровни Я системы.

Всякое явл-е в природе можно рассм с 3 позиций : 1) как сов-ть отношений , 2) как сов-ть элементов , 3) как целое 1+2 garden flower -> flower garden Стр-ра зависит от эл-тов, эл-ты зависят от стр-ры. Функциональность системы – каждый эл-т направлен на реализацию цели. Подсистемы внутри Я : 1) уровень – обнаружение в Я крупных блоков, установление отн-ий м/у ними. 2) композиция (иерархия) .

Предложение

Лексема - знаковые эл-ты парадигматич отн

Синтагматич отн

Фонема - незнаковый уровень

Уровнеобр-ие единицы . Самая мелкая ед-ца Я – фонема . Морфемы – полузнаки, потому что морфема всегда выступает в составе слова. Лексема – слово - эл-т предложения. Лексема – самостоятельность, номинация – слово называет что-либо. Предл-е – коммуникация. Синтагматические отн-я – линейные отношения м/у ед-ми одного уровня в пр-се речи или составе ед-ц более высокого уровня. Фактическая сочетаемость # ворон кричит, но не кричу/кричишь .

Парадигматич отн-я – объед-е элементов или ед-ц в группы в памяти (сознании) говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Установление взаимных противопоставлений м/у ед-ми одного уровня так или иначе связ по смыслу. Ворона – ворону - противопоставление окончания у разных падежных форм им сущ.