Про психологию. Учения и методики

Французская академия. Французская академия наук Медали, награды и призы

Существует популярная легенда о том, что Французская академия наук в конце XVIII века отказалась признать существование метеоритов и наложила запрет на их изучение, в результате чего многие метеоритные коллекции оказались на помойке. Эту легенду особенно почитают альтернативные учёные, предлагающие её в качестве свидетельства косности «официальной науки». Однако на самом деле всё было не так просто.

До начала XVIII века представление о веществе в межпланетном пространстве не было предметом широкой научной дискуссии. Метеоры и камни, падающие с неба, считались атмосферными явлениями. При этом никаких заминок с объяснением их природы не было: то ли что-то горит в верхних слоях атмосферы, то ли так в тех же слоях проявляются необычные электрические явления - фактических данных было слишком мало, чтобы считать метеоры неразрешимой загадкой. Хуже обстояло дело с падающими камнями. Камень - это совершенно конкретный, осязаемый предмет с размером, формой, цветом, температурой. И камни падали-таки с неба! Точнее, об их падениях с неба рассказывали летописи, легенды, картины старых мастеров.

Некоторые из упавших камней на столетия сохранились не только в памяти. Первое зафиксированное падение метеорита, сохранившегося до наших дней, произошло в мае 861 года. Небесный камень упал в японской провинции Ногата и уже больше 11 веков хранится в храме. Его метеоритная природа была достоверно установлена в 1979 году. В Европе самый старый упавший метеорит появился намного позже. Он обрушился на пшеничное поле близ эльзасского города Энзисхайм в ноябре 1492 года и в силу турбулентной европейской истории сохранился гораздо хуже японского собрата. За пять веков от него так часто откалывали по кусочку, что исходная масса в 135 кг сократилась до 56-килограммового фрагмента, но этот фрагмент уцелел и на протяжении столетий напоминал об истории своего появления.

После Энзисхайма были и другие падения. До поры до времени происходили они редко, точнее, редко фиксировались из-за небольшой плотности населения и неэффективного распространения новостей, что не способствовало систематизации и анализу информации о камнях. К тому же багаж физических и химических познаний в те годы был невелик, и потому падающие с неба камни тоже не казались чем-то необъяснимым. Ну падают и падают. Может быть, их заставляют взлететь в небо какие-то земные процессы, может быть, они конденсируются там, наверху, из каких-то испарений.

В XVIII веке наступила пора перелома. Развитие естественных наук всё навязчивее указывало, что соткать из испарений многокилограммовую каменную, а то и железную глыбу весьма затруднительно. Привязка к вулканам тоже становилась менее убедительной. Но сообщения о падениях камней продолжали поступать!

У парижской Королевской академии наук необходимость разобраться в проблеме назрела после падения метеорита в Люсэ (Франция) в сентябре 1768 года. Академия создала специальную комиссию, в которую вошли минералог Фужеро, фармацевт Каде и химик Лавуазье. Хотя в этой тройке Лавуазье был младшим и по возрасту, и по должности, в будущем он прославился больше своих коллег, и потому выводы комиссии связываются главным образом с его именем. О результатах работы комиссии можно подробно прочитать . Я же хочу подчеркнуть следующее: говоря о том, что «камни не могут падать с неба», комиссия отвергла земное (вулканические выбросы) или атмосферное (конденсация на больших высотах) происхождение метеоритов. И была в этом отношении совершенно права! Отвергнуть их космическое происхождение комиссия не могла, так как оно в то время всерьёз не рассматривалось.

Просчёт комиссии состоял в том, что она вместе с ошибочными истолкованиями падающих камней отвергла и саму реальность падения. Однако следует помнить, что тогда не было видеорегистраторов и комиссии пришлось опираться на словесные показания не самых образованных слоёв населения, которые наряду с историями о падениях камней охотно рассказывали и о других чудесах. Лавуазье был яростным борцом со всяческими суевериями, и именно его рвением в некоторых текстах объясняют, почему он в анализе падающих камней слегка перегнул палку.

Но что значит в данном случае «перегнуть палку»? Академия назначила комиссию, члены которой проанализировали образцы и свидетельские показания и пришли к заключению, что падений не было, а образцы возникли в результате удара молнии в богатый пиритом песчаник. Это заключение оказалось ошибочным - такое бывает. Оргвыводов академия по этому поводу не сделала, исследования падающих камней продолжались. Больше того, сам отчёт комиссии далеко не сразу увидел свет. Лавуазье зачитал его в апреле 1769 года, а в печатном виде он впервые в краткой форме появился в 1772 году - с примечанием секретаря академии Фуши о том, что вопрос заслуживает дальнейшего изучения.

К сожалению, нельзя сказать, что выводы французских учёных оказались совершенно безобидными. С учётом их авторитета им и не нужно было принимать формальных решений. Отмечены, например, случаи, когда люди молчали о падающих камнях из опасения быть высмеянными. Возможно, что пострадали и некоторые коллекции упавших камней, но это явление не носило массового характера. Точнее сказать, об этих актах «просвещённого вандализма» написал в 1819 году «отец метеоритики» Эрнст Хладни , упомянув музеи Дрездена, Вены, Копенгагена, Вероны и Берна. Однако он, по-видимому, опирался не на документальные подтверждения вандализма, а на представление о том, что в этих музеях должны были присутствовать образцы метеоритов, фактически отсутствующие. Уже в XX веке Джон Бурке в замечательной книге «Cosmic debris. Meteorites in history» привёл свидетельства того, что по крайней мере некоторые из этих «исчезнувших» образцов либо находились в частных коллекциях, либо оставались в упомянутых музеях.

Во всяком случае, отчёт Фужеро, Каде и Лавуазье не затормозил развитие метеоритики. Вообще, взрывная эволюция этой науки весьма поучительна. После столетий весьма вялого прогресса она прочно встала на ноги буквально за десять лет: в последние пять лет XVIII века и в первые пять лет XIX века. Возможно, свою роль в этом сыграло развитие средств массовых коммуникаций: если на протяжении второй половины XVIII века регистрировалось четыре-шесть падений за десятилетие, то в первые 10 лет XIX века их было зафиксировано уже девятнадцать. К концу XVIII столетия всё больше становилось сообщений о связи между падающими камнями и болидами, появились данные о высоте появления болидов и скорости их движения, которые совершенно не согласовывались с идеей об их атмосферном происхождении.

То, что сложить воедино все имеющиеся факты удалось именно Хладни, — вероятно, не случайность. Он по образованию был юристом и понимал, что если у вас нет ничего, кроме словесных показаний, нужно работать с тем, что есть, подходя к анализу крестьянских рассказов не с позиции их физической достоверности, а с позиции фактической согласованности друг с другом. Собрав исторические и современные свидетельства, он первым сказал то, что, как кажется сейчас, лежало на поверхности. Камни падают. Камни не могут образовываться в атмосфере. Камни часто падают после появления болидов. Болиды образуются за пределами плотных слоёв атмосферы… Значит, камни падают на Землю из космоса.

Небольшую книгу с этими выводами Хладни опубликовал в 1794 году, и, словно для их подтверждения, в последующие годы произошло несколько ярких и хорошо документированных падений. Их венцом стал метеорит Л’Эгль, упавший в апреле 1803 года в Нормандии, подробное и убедительное описание которого составил молодой тогда физик Био - и также по поручению академии наук (в ту революционную пору она называлась иначе). После этого в реальности падающих камней не сомневался уже практически никто…

P.S. …До 15 февраля 2013 года. Теперь ситуация обратилась в противоположную сторону. Вот уже два месяца «академики» твердят, что над Челябинском пролетел космический камень, но есть немало людей, которые не верят этим утверждениям. Нет-нет да и скажет кто-то с хитрым прищуром: «А ведь это был не метеорит!» И дальше начинаются такие сказки, по сравнению с которыми идея о конденсации камней из воздуха кажется верхом здравомыслия.

Герцогом Ришелье в 1635 году было предложено основание Французской академии, с помощью которой кардинал предполагал составить единый словарь французского языка и следить за его правильностью и чистотой. Девиз на печати академии, подаренной кардиналом, было высечено «Ради бессмертия». Смысл данных слов указывал на бессмертие знатоков французского языка.

Начало образования академии

В доме писателя Валантена Конрара собирался небольшой кружок литераторов, где велись беседы главным образом об искусстве. Когда поданное прошение в парламент кардиналом Ришелье о создании Французской академии было утверждено, членами кружка был избран ее директор, канцлер, секретарь. В начале января 1635 года Людовиком XIII был пожалован патент, который подтверждал открытие Академии. Покровителем Французской академии считался кардинал Ришелье, после смерти которого, были объявлены его новые приемники — советник Сегъер, Людовик XV, наследные короли, император и руководители правительства.

Изначально миссией членов академии была стандартизация и очистка французского языка с целью сделать его понятным и качественным для всего народа Франции. Возникла необходимость создания Словаря Академии, первое издание которого вышло в 1694 году.

Другой задачей являлось распределение пожертвований, оказание материальной помощи ученым и литературным обществам, обездоленным, многодетным семьям и вдовам. Академией была утверждена Большая литературная премия, ежегодное вручение которой свидетельствовало о внимании Академии к распространению единого французского языка.

Происхождение кресел

Во Французской академии в период ее образования существовало только одно кресло, которое принадлежало ее директору, остальные члены, независимо от должности, имели только стулья. Когда совершенно немощный кардинал д’Эстре попросил дать ему более удобное для сидения кресло, его просьба была передана Людовику XV. Король приказал внести в зал заседаний 40 кресел, таким образом, утвердив навсегда равенство среди академиков.

Среди знаменитых писателей было много талантливых кандидатов в члены академии. Писатель Арсен Все ввел в обращение выражение «сорок первое» кресло, таким образом, награждая тех, кто никогда не был членом Французской академии, но в полной мере заслуживал этого звания. Среди них были знаменитые Бальзак, Декар, Дидро, Бомарше, Золя, Лесаж и многие другие.

Избрание в члены Французской академии

В период существования Академии ее членами были утверждены более 700 выдающихся людей – поэтов, писателей, философов, ученых, медиков, представителей театрального искусства, художественных критиков, государственных и военных деятелей, представителей церкви. Все они имели огромные заслуги перед Францией и ее государственным языком. Выбор в члены Французской академии считался наивысшей честью – своего рода посвящением. Первой женщиной, избранной членом академии стала Маргерит Юрсенар, после которой еще четыре женщины заслужили такую честь.

Французская академия смогла удержать свои институты в течение почти трех с половиной веков, работая регулярно, кроме периодов революции и директории.

Как добраться

Адрес: 23 Quai de Conti, Paris 75006
Телефон: +33 1 44 41 43 00
Сайт: academie-francaise.fr
Метро: Métro Saint Germain des Près, Mabillon,Pont Neuf, Louvre - Rivoli
Обновлено: 18.05.2016

Во времена Реомюра Французская Академия наук была признанным центром мировой науки и приближалась к своему пятидесятилетию. Она была основана в правление Людовика XIV, в 1666 г., вскоре после того, как в должность генерального контролера (министра) финансов вступил знаменитый своими реформами Жан Батист Кольбер.

Он-то и способствовал развитию Академии, перед которой с самого основания ставилась задача практического применения научных знаний на благо государства. В этой работе с большим энтузиазмом принял участие и Реомюр.

Визит короля Людовика XIV
в Академию наук в 1671 г.

Остановимся немного на структуре Академии наук Франции начала XVIII в. и посмотрим, какими вопросами занимался в ней Реомюр в разные годы. В 1699 г. Людовик XIV ввел регламент Академии наук, оставлявший за ним привилегию вводить в ее состав членов по представлению Академии. Президента и вице-президента король назначал из числа почетных членов. Всего в состав Академии входили 70 человек:

  • 10 почетных членов, которые назначались королем, должны были являться подданными французского монарха, обладать значительными познаниями в области математики и физики;
  • 20 пансионеров, которым выплачивался пансион: по три человека на каждую из шести областей знаний (геометрию, астрономию, механику, анатомию, химию, ботанику), а также секретарь и «вечный» казначей. Собственно пансионеры и обеспечивали повседневную работу Академии наук;
  • 20 ассоциированных членов: 12 французских подданных (по два на каждую дисциплину) и восемь «вольных» – независимо от специальности, в том числе иностранцы;
  • 20 слушателей (адъюнктов), прикрепленных к пансионерам соответствующей специальности. В их обязанности входила подготовка экспериментов и оформление бумаг.

Начиная с 1700 г. из числа 18 пансионеров (т.е. без секретаря и казначея) ежегодно выбирались директор и помощник директора – ответственные должностные лица, замещающие президента и вице-президента в случае их отсутствия. В таком виде, с незначительными изменениями, Академия наук существовала до реформы Лавуазье в 1785 г.

Как уже было отмечено, Реомюр вступил в ряды Академии наук в 1708 г. в возрасте 25 лет на должность слушателя геометрии к пансионеру Пьеру Вариньону. С этого момента он регулярно выступал с докладами и принимал самое активное участие в работе Академии. 14 мая 1711 г. Реомюр занимает освободившееся после смерти Луи Карре место пансионера механики. Исполняя обязанности пансионера, он в разные годы, с 1713 по 1753 г., 10 раз назначался помощником директора и 11 раз – директором.

Сам Реомюр главным делом жизни считал зоологию. В 1715 г. увидела свет его первая работа в этой области. Она была посвящена изучению вещества, придающего блеск рыбьей чешуе. Уже через год была напечатана следующая – о формировании жемчужин в раковинах моллюсков. Впоследствии Реомюр особенно интересовался жизнью общественных насекомых, прежде всего пчел. С1734 по 1742 г. последовательно были изданы шесть томов его наиболее объемного труда «Естественная история насекомых». Однако исследования Реомюра в области зоологии постоянно прерывались в связи с важнейшей работой, за которую он персонально отвечал в Академии наук.

Не следует путать с Французская академия. Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская академия наук (фр.& … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия наук (АН) некоммерческая организация, объединяющая людей, занимающихся различными науками. Членов таких академий называют академиками. Содержание 1 Россия 1.1 … Википедия

Не следует путать с Французская академия наук … Википедия

Мост Искусств ведёт к Французской академии от Лувра Французская академия (фр. Académie Française, её не следует путать с Парижской (Французской) Академией наук), научное учреждение во Франции, целью которого является изучение французских языка и… … Википедия

Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская Академия наук (фр. Académie des sciences) научная организация, основанная в 1666 году Людовиком XIV по предложению Жан Батиста Кольбера, чтобы вдохновлять и защищать французских учёных. Она… … Википедия

Визит Людовика XIV в Академию в 1671 году Французская Академия наук (фр. Académie des sciences) научная организация, основанная в 1666 году Людовиком XIV по предложению Жан Батиста Кольбера, чтобы вдохновлять и защищать французских учёных. Она… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Академия наук. Здание Словенской академии наук и искусств на Новой площади в Любляне … Википедия

Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571) … Википедия

Это статья об Академии Российской, занимавшейся русским языком в конце XVIII середине XIX веков. Об Академии наук того же времени см. Петербургская Академия наук. О современной Российской академии наук см. Российская академия наук. Академия … Википедия

Книги

  • , Э. Безу. Курс математики. Арифметика Этьенна Безу Безу Э., члена Французской академии наук Французская академия наук, экзаменатора воспитанников Артиллерийского и Морского корпусов, была переведена…

К кварталу Сен-Жермен лучше всего подойти от реки, со стороны Лувра , по изящному пешеходному мосту, который называется Мостом искусств.

Отсюда вам откроется прекрасный, уже ставший классическим вид на остров Сите , с баржами, пришвартованными к набережной Конти на Левом берегу и силуэтами башни Сен-Жак и здания Ратуши на Правом берегу.

Грациозный купол и фронтон, который вы увидите в конце моста, принадлежит зданию столичного Коллежа четырех наций, где ныне располагается всемирно признанный Институт Франции (Institut de France).

Из входящих в состав Института пяти академий искусств и наук самая старая и самая известная – Французская Академия (Академи франсез) – достойнейшее собрание лучших писателей и ученых, почетная обязанность которых заключается в том, чтобы присуждать литературные премии и блюсти чистоту французского языка.

Последним достижением в области сохранения языка стало французское слово "баладёр" для обозначения плеера вместо английского "walkman" однако в целом усилия ученых мужей по борьбе с англосаксонскими терминами в науке, управлении и компьютерном деле оказываются безнадежно неэффективными.

Звание академика – это высшая степень признания заслуг, поэтому те, кто удостоились этого звания, называются «бессмертными» (иммортель), хотя в этом есть доля иронии. Дело в том, что к тому моменту, когда люди оказываются достойными звания академика, многие из них уже находятся в довольно преклонном возрасте, поэтому на самом деле не имеют перспективы долго наслаждаться своим званием.

Список «бессмертных» невелик: на момент написания данной статьи их насчитывалось около сорока, включая одного кардинала и только двоих женщин. Посетителям разрешается погулять во внутреннем дворике.

Если вы вежливо обратитесь к служащему при входе, вам дадут пропуск для посещения великолепной Библиотеки Мазарини (понедельник-пятница с 10.00 до 18.00; вход свободный) заглянув в зал, вы увидите, как люди, занимающиеся историей религии, сидят в тишине в окружении коринфских колонн, мраморных бюстов и ракушечных подсвечников, наслаждаясь чтением фолиантов XVI-XVII веков, – их в библиотеке насчитывается около 200 тысяч томов.

Организационная структура Института Франции

(Institut de France) – основное официальное научное учреждение Франции, организационная структура которого состоит из объединения пяти национальных академий:

    Французская академия (Academie francaise), учреждена при кардинале Ришельё в 1635 году для совершенствования французского языка и литературы, состоит из 40 членов («immortels»);

    Французская академия надписей и изящной словесности (Academie des inscriptions et belles-lettres), основана Жан-Батистом Кольбером в феврале 1663 года первоначально для составления надписей на монументах и медалях в честь Людовика XIV, позже объединила учёных-гуманитариев в области истории, археологии и языкознания; официальный статус академии с 1701 года насчитывает 55 французских и 40 иностранных членов;

    Французская академия наук (Academie des sciences), основана в 1666 году Людовиком XIV по предложению Жан-Батиста Кольбера для математики, естественных наук и медицины;

    Французская академия изящных искусств (Academie des Beaux-Arts), создана в 1803 году в результате слияния Французской академии живописи и скульптуры (основана в 1648 году, распущена в 1793 году), Французской академии музыки (основана в 1669 году), Французской академии архитектуры (основана в 1671 году); официальный статус академии с 1816 года; в настоящее время добавлены секции кинематографии и фотографии; 57 кресел, из которых на 1 января 2010 года заняты 48.

    Французская академия моральных и политических наук (Academie des sciences morales et politiques), основана в 1795 году, распущена в 1803 году, восстановлена в 1832 году; в настоящее время имеет секции: философии; моральных наук и социологии; законодательства, публичного права и юриспруденции; политической экономии, статистики и финансов; истории и географии; общую.

Окрестности Института Франции

Дом № 11 на набережной Конти, рядом с Институтом Франции – это здание Монетного двора (Отель-де-Моне). В конце XVIII века было переделано под монетный двор, а ныне здесь располагается Музей монетного двора (понедельник-пятница, 11.00-17.30, суббота и воскресенье, 12.00-17.30; 8 евро).

Строгая коллекция музея, содержащая монеты всех видов и приспособления для их изготовления, может произвести впечатление разве что на тех, кто испытывает ностальгию, по доброму старому франку, или же на почитателей Бальзака, желающих своими глазами увидеть деньги, которые текли как вода меж пальцев молодого Растиньяка, от золотого луидора до простого су.

К западу от Института Франции находится Высшая национальная школа изящных искусств (Эколь-де-Боэ-Ар). В солнечные дни ее ученики, начинающие художники, оккупируют набережные, делая многочисленные эскизы в своих блокнотах.

Иногда в школе устраиваются открытые выставки студенческих работ. Еще западнее, в доме № 5-бис по улице Верней жил Серж Гензбур (вплоть до смерти, последовавшей в 1991 году) – человек-легенда, противопоставивший себя традиционному искусству.

Ныне в этом доме проживает его дочь Шарлотта, известная киноактриса. За многие годы стена сада этого дома покрылась несколькими слоями граффити, цитирующими слова наиболее известных стихов Гензбура, типа «Господь курит гаванские сигары»; были также и силуэты, нанесенные с помощью аэрозольной краски.