Про психологию. Учения и методики

Миниатюрный сад в японии. Японские сады

История японского сада

Европейцам ландшафтное искусство и сады Японии стали известны сравнительно недавно, около 150 лет назад, в последней трети XIX века. Причина столь позднего открытия древнего японского садового искусства состояла в том, что многие столетия правители Японии проводили политику изоляционизма, и страна была закрыта для иностранцев.

После революционных внутренних реформ императора Мейдзи в 1867 году внешняя политика страны изменилась, и японцы стали активно привлекать иностранцев для развития своей экономики, а также интенсивно осваивать западную культуру. Страна стала открытой для европейских капиталов и для европейского искусства. В Европе же в конце XIX века сложилась мода на все японское, особенно ярко отмеченная в искусстве стиля модерн. В эти годы остальной мир познакомился с древним и гармоничным ландшафтным искусством Японии. Тогда же на Западе появились первые Японские сады, созданные за пределами Японии, - в 1894 году в американском Сан-Франциско, а в 1903 году в голландской Гааге.

В качестве самобытного художественного явления японский сад сложился в X–XII веках. Три столетия спустя он достиг расцвета. В этот период были созданы сады, ставшие каноном ландшафтного искусства и послужившие образцом для многих сотен японских садов, создаваемых до настоящего времени. Наиболее древние сохранившиеся относятся к монастырскому типу и представляют эпоху Хэйан. К немногочисленным образцам древних относится сад храма Моцудзи в Хираидзуми, начатый строительством в 1124 году.

Философия японского сада

В эпоху Камакура (1185–1333) в религиозных воззрениях правящей аристократии господствующее положение стала занимать школа Буддизма Дзэн – религиозно-философская концепция созерцания мира и внутреннего духовного состояния. В учении Дзэн самым важным считался духовный труд, внутренняя работа над собой. Для совершения ритуальных процедур созерцания, постоянных медитаций японские князья и военачальники создавали небольшие монастырские и светские сады, ставшие новым самобытным этапом развития ландшафтного искусства. До наших дней дошел выдающийся образец сада этого времени – Тэнрюдзи в Киото. Здесь на месте небольшого дворцового сада мастер садов Мусо Сосэки (1275–1351) выполнил новую планировку и осуществил посадку деревьев. Главная достопримечательность сада – группа камней, символизирующих водопад. Постановка водопада в центре композиции связана с древней легендой о карпе, который с усилием преодолевал пороги водопада и, преодолев преграды, стал драконом, обретя его силу.

Правила японского сада

Как и всякое другое средневековое искусство, ландшафтное искусство Японии этого времени было глубоко каноничным, т.е. соответствовало набору четких правил и подчинялось жесткой регламентации элементов и приемов. Уже в XI веке был создан объемный трактат по садовому искусству «Сэндзай Хисё», в котором излагались указания по построению сада и созданию композиций, а также давалось описание «правильных» современных садов.

Центром сада считалось искусственно созданное озеро с островом. О значении озера и острова в композиции говорит то, что иероглифом «остров» (сима) иногда обозначался весь сад. Другим обязательным элементом были крупные камни, собранные в единую композицию и бывшие символом горного природного ландшафта страны. Деревья, кустарники и цветы не всегда выдвигались на первое место композиции и часто играли второстепенную роль.

Предписанные в трактате правила были нацелены на создание определенного эстетического результата – формирование ландшафтных условий для того, чтобы побудить зрителя к возвышенным философским размышлениям о мире и своем месте в нем. Искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали и составляли в композицию в зависимости от формы, цвета, фактуры, а также в соответствии с общим замыслом сада, его стилем и назначением.

Сад «Сухой пейзаж»

К началу XIV века сложились три новых основных типа сада: для созерцания из интерьера храма или дома, символический сад под названием «Сухой пейзаж» и сад для чайной церемонии.

Каждый из этих типов возник из особенностей образа жизни жителей Японии и был важной составной частью общественных и жилых построек. В Европе не было аналога таким типам садов. Наиболее известным и характерным типом японского сада этого времени был «Сухой пейзаж». Формы и элементы его сведены к минимуму и следуют четко сформулированной философской программе. Сад создается как символическая модель мира и содержит только самые необходимые элементы – символы Воды, Земли, Движения, Пустоты, созданные с помощью камней, мелкой гальки и мха.

Настоящая вода в сухом саду отсутствует. Ее заменяет мелкая морская галька светлых тонов, разровненная и уложенная подобно течению воды. Растения в сухих садах либо отсутствуют вообще, либо представлены несколькими строго отобранными кустарниками и мхом. Из этих форм создаются все образы сада – покой и волнение, гармония и порядок (иерархия), стремительные перемены и безмятежность. Большие плоскости разровненной гальки становятся символами «Моря жизни», а группы камней, собранные в сухие водопады, говорят о резких изменениях.

Японские садики

Наряду с монастырскими и княжескими садами в Японии широко развивалось и традиционное искусство небольших садиков при жилых домах. Их площадь порой ограничивалась несколькими квадратными метрами. Небольшие размеры тем не менее, вмещают в себя все необходимые элементы – миниатюрные пруды, камни, деревья, дорожки, цветы. В традиционном искусстве садов сложилось три типа таких садиков при жилых домах: «ке» планируется для домашних и хозяйственных нужд; «харе» создается для семейных ритуалов и церемоний и «суки» предназначены только для эстетических функций.

Японский ландшафтный дизайн в 20 веке

В ХХ веке традиционное ландшафтное искусство Японии начинает испытывать влияние со стороны европейских школ, однако, сохраняет свое значение как главное направление во всех сферах садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна. Достоинства классических японских садов столь очевидны, а гибкость применения классических приемов столь высока, что и во времена послевоенного модернизма знаменитые японские архитекторы дополняют новые авангардистские здания садами в традиционном японском стиле.

Такой подход характерен для первых послевоенных построек Кендзо Танге (мемориальный парк Мира; композиция у здания префектуры Кагава) и для более поздних архитектурных проектов Сатио Отани и Тадао Андо (Международный центр конференций в Киото и Детский музей в Химэдзи). К числу ведущих традиционных садовых мастеров довоенного и послевоенного времени, относится знаменитый историк ландшафтного искусства и автор многочисленных садовых комплексов Мирэи Сигэмори (1896–1975). К числу его наиболее значительных шедевров относятся Сады монастыря Тофукудзи в Киото.


В течение всего ХХ века традиционное японское садовое искусство становится все более популярным на всех континентах Земли. Школы ландшафтного дизайна предлагают курсы японского садового искусства. Во многих городах мира множество людей создали сотни своих частных японских садов и садиков. Традиции и приемы классического японского сада продолжают оставаться одними из самых популярных в современном ландшафтном дизайне.

Японский сад в наше время

В настоящее время одним из самых интересных японских мастеров традиционного направления является выпускник университета Тамагава в Токио Шанмио Масуно. Начиная со второй половины 1980-х годов он создал более двух десятков проектов в традиционном японском стиле для благоустройства гостиниц, библиотек, университетов, современных жилых комплексов. Поэтичные по названиям и впечатляющие по форме, классические по композиции и современные по использованному оборудованию, проекты Масуно твердо опираются на японскую традицию в решении актуальных задач благоустройства.


Показательны и интересны два проекта, выполненные им для гостиниц, – «Сад Синих Гор и Зеленой Воды» в гостинице «Койджимаши Кайкан» в Токио и «Сад Большого Водопада и Сосен» в гостинице «Имабари Кокусай» в Имабари.

Японский сад в Иркутске

Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и .

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.




А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Статья посвящена одному из самых самобытных и ярких стилей этнического направления ландшафтного дизайна — японскому саду. Для его создания необходимо не только изучить стилистику и принципы устройства ландшафтного дизайна, но и постичь философскую и духовную составляющую паркового искусства Японии.

Этническое направление ландшафтного дизайна — это способ придать участку индивидуальный и неповторимый вид, создать для себя и своих близких атмосферу и антураж полюбившегося этноса. Очень многие этнические сады вступают в противоречие с существующей экосистемой. Результатом серьезных усилий и материальных затрат становится создание на участке уменьшенной копии какой-либо части света со своими законами, концепцией, колоритом.

Этнический стиль ландшафтного дизайна многоцветен, разнообразен, непредсказуем, как и сами этносы, населяющие Землю, однако некоторые общие принципы построения этнических садов выделить можно:

  1. Все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Это касается всего: сооружений, ограждений, малых форм, водоема и растений. Именно поэтому достаточно сложно переделать уже обустроенный участок в этническом направлении.
  2. Важно привести в соответствие и сам ландшафт. Например, для скандинавского или альпийского стиля потребуются скалы и склоны гор. Именно поэтому дизайнеры советуют отталкиваться от природных особенностей участка, а не наоборот.
  3. Продуманные малые формы и предметы быта выбранного этноса — способ сведения всех элементов воедино, создания национального колорита.
  4. В каждой стране есть свои национальные цвета. Их использование помогает сделать стиль узнаваемым.
  5. Растения выбранной части света — логическое завершение стилистического образа. Они должны быть ухоженными и цветущими. Не стоит пытаться развести те растения, которые категорически не смогут жить в нашем климате, в этом случае стоит продумать устройство зимнего сада, где теплолюбивые растения могут пережить суровую зиму.
  6. Использование только природных, натуральных материалов — обязательное условие создания любого ландшафтного дизайна в этническом стиле.

Идейная составляющая японского стиля

Японцы считают, что сад является своеобразным отражением души хозяина. Именно поэтому каждая деталь в нем имеет важное символическое значение.

Отрицание духовной составляющей, небрежное отношение к концепции — недопустимая ошибка при устройстве японского сада. Никакая стилизованная мебель, предметы быта или бессмысленно нарисованные иероглифы не смогут вдохнуть в участок дух Японии, не сделают стиль узнаваемым. И хотя это общее правило для всех этнических садов, японский стиль особенно чувствителен к степени философского осмысления и воплощения традиций и верований в ландшафтном дизайне.

Конечно, для устройства ландшафтного дизайна в японском стиле не потребуется глубокое изучение философии дзен, но знать основные принципы этого мировоззрения, в применении к ландшафтному дизайну, важно:

  1. Гармония и духовность.
  2. Символизм, сакральность каждого элемента.
  3. Естественность. Стиль не терпит никаких элементов и украшений, не свойственных окружающей природе.

Типы классических японских садов

Классические японские сады делятся на типы. Это деление имеет под собой серьезное духовное и символическое обоснование:

  • дворцовые;
  • храмовые;
  • сады чайной церемонии;
  • сады у жилого дома;
  • абстрактные сады.

Каждый стиль имеет свои отличительные особенности, но в современном ландшафтном дизайне нашли свое применение в основном последние три типа.

Вопросы зонирования японского сада

Очень важной особенностью японского сада является «контролируемый масштаб». Он не должен создавать впечатления тесноты, замкнутости. И хотя может показаться, что минимализм и небольшие размеры как раз и отличают японский стиль от большинства этнических садов, это абсолютно не верно. Японский стиль гораздо более «мощный» и объемный — даже небольшой участок должен символизировать целый мир.

Можно выделить несколько общих правил зонирования, присущих только японскому стилю:

  1. Прямоугольная или квадратная форма участка.
  2. Плавность переходов и линий.
  3. Центр композиции — либо водоем, либо камни. При этом необходимо соблюдать «зону пустоты» — оставляя пространство вокруг центральных элементов доступным для обзора с любой точки сада.
  4. Ассиметрия и уникальность, нечетность. Ни один элемент сада, ни одна зона не может быть парным, иметь аналогов по пропорциям и размерам.

Цветовые решения

Японский сад почти одноцветен. Пестрота, яркие краски, которые обычно отличают этнический стиль, в данном случае, наоборот, вносят диссонанс и искажают стилистику. Природная цветовая гамма во всех ее оттенках — вот основное и единственно возможное цветовое решение. Зеленый, серый, коричневый должны стать преобладающими.

Чисто белый цвет, являющийся у японцев цветом траура и тоски, в оформлении участка использовать крайне нежелательно.

Дорожки

Все дорожки в японском саду должны иметь произвольные очертания и плавные изгибы.

Строгая геометрия и наличие углов — исключены. При этом ширина дорожек значения не имеет. Их мостят из плоских булыжников или используют натуральное дерево. Допускается определенная «запущенность» и «состаренность» исходного материала. Гравийные или песчаные дорожки, наоборот, содержатся в идеальном порядке, равняются граблями.

Ограждения

Японский стиль предполагает покой и уединенность. Поэтому вполне допустимо высокое каменное ограждение. Высокие каменные стены помимо своего функционального назначения послужат идеальным фоном для общей композиции.

Особенно стильно смотрятся стены, покрытые мхом или лишайником, выращенным по специальной технологии. Также наружные ограждения могут быть глинобитными, бамбуковыми или деревянными. Важно только помнить о натуральном цвете, в случае если понадобится покраска или побелка.

Внутренние ограждения лишь символически делят участок на зоны. Они должны быть сквозными и не затруднять общий обзор.

Малые формы

Как и всем элементам сада, малым архитектурным формам придается большое смысловое и стилистическое значение, для их создания используются только натуральные материалы — дерево или камень. Очень популярным материалом, который часто используется дизайнерами, является бамбук. Из него делаются арки, разделительные ограждения, садовые ширмы.

К традиционным для японского сада малым формам относятся:

1. Стилизованные фонари (чаще всего каменные). Их располагают вдоль дорожек, мостков, над скамейками и композициями растений.

На небольшом участке большой красивый фонарь может стать центром композиции, неся смысловую нагрузку.

2. Пагоды, устанавливаются на самой высокой точке участка.

Специализированные магазины предлагают готовые пагоды из различных материалов, но вполне можно возвести это ритуальное сооружение своими руками из натурального камня или дерева.

Важно: пагода должна быть выше фонарей как минимум в 1,5 раза.

3. Скамейки без спинок и низкая садовая мебель (только из камня или дерева).

4. Уникальными элементами японского стиля являются внутренние деревянные калитки, которые встраиваются в композиции.

5. Деревянные мостики устанавливаются не только над водоемами, они могут служить продолжением дорожки, выполняя чисто декоративную функцию.

6. Беседка в японском саду — место уединения и созерцания.

Ее лучше всего расположить так, чтобы открывался максимальный обзор, но при этом она не отвлекала внимание от центра композиции.

Вместо беседки можно использовать открытую террасу или возвести закрытый чайный домик

7. Скульптуры.

Хотя скульптуры в национальном стиле — отличный способ стилизации сада в большинстве этнических садов, в японском стиле есть свои нюансы. Некоторые ландшафтные дизайнеры считают их не свойственными традиционно японской садовой культуре. В любом случае к вопросу стоит подойти со всей серьезностью, если принято решение установить скульптуру, то это должны быть стилизованные изображения таких животных, как восточный лев, черепаха, журавль.

Особенно осторожно нужно отнестись к установке статуи Будды, как несущей определенное религиозно-культовое значение.

8. Фольклорные элементы внесут в общий стиль больше правдоподобности. Например, водяное японское пугало «шиши-одоши» из бамбука.

Водоемы

Идеальным решением для японского сада является пруд. С его помощью создается один из главных стилистических приемов стиля — зеркальность.

Водная гладь должна отражать самые красивые картины пейзажа, создавая тем самым иллюзию бесконечности. Очень интересным стилистическим приемом является размещение у водоема японского фонаря. Иногда его устраивают над водой, так, чтобы его пламя отражалось в воде.

В оформлении пруда широко используются большие валуны. Очень часто устраивается один или несколько островков, соединенных невысокими мостиками.

Также к традиционным японским водоемам относятся:

1. «Звенящие» водопады, в которых вода падает с большой высоты, издавая чистый и громкий звук и разбрасывая брызги. Материалом для устройства фонтана должен служить только натуральный камень.

2. Тсукубаи — каменные сосуды с водой, встроенные в композиции из растений, камней. Рядом с сосудом, можно поместить фонарь, повесить бамбуковый ковш.

3. Каре-сансуи — сухой пейзаж из гальки и песка, имитирующий водоем.

Мини-сады

В ландшафтном дизайне очень часто стилистика упомянутых в начале статьи типов используется для создания мини-садов. Таким образом оформляется в японском стиле не весь участок, а лишь его часть. Это отличный способ создать на участке уголок Японии, не меняя уже устроенный ландшафтный дизайн. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные варианты мини-садов.

Сад цубо

В переводе с японского звучит как «кувшин». В соответствии с названием устраивается на очень небольшой площади в укромном уголке сада. На площади в несколько квадратных метров создается стилистически узнаваемый, полноценный японский сад.

Единственное, что отличает сад цубо от большого японского сада — растения для него лучше высаживать одного вида. Например, только бамбук.

Чайный сад

Место, где проводится чайная церемония. Обязательно наличие «тсукубаи», чайного павильона, низенькой скамейки без спинки (матиая). Чем проще и скромнее выглядит чайный сад, тем лучше. Ничто не должно отвлекать от церемонии. Главное условие — чистота и ухоженность.

Сад камней

Каменный сад несет глубокую философскую нагрузку, поэтому требует ознакомления с основами и принципами. Представляет собой нечетное количество камней (имитирующих острова), разложенных в определенном порядке на песке (имитирующем море). Требует тщательного ухода и даже полива.

Сад бонсай

Его можно устроить на всей территории участка, а можно занять карликовыми деревьями лишь совсем небольшой, не более метра, клочок земли. В саду бонсай в горшках располагаются самые обычные деревья, которые выращивают, подстригая особым образом крону и корни. В результате такой «формовки», дерево вырастает карликовым, с задуманной хозяином формой кроны.

Устройство японского сада дело непростое, требующее не только материальных затрат, но и духовных усилий. Но в результате участок превратится в уголок умиротворения, покоя, гармонии с миром и самим собой.

Философия японского сада имеет глубокие корни. Она основана на влиянии религий и исторических событий и получила отражение в разных стилях японского сада. Даже сейчас, смотря на новые японские сады мы видим, как на них влияют время и современные условия жизни человека.

Краткая история — эволюция японского горного сада (V VIII -й в.в.)

Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.

В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.

С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.

Хейанский период (конец VIII XII в.в.)

Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.

Этот стиль японского сада помимо олицетворения ​​буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.

Период Муромачи (XIV XVI в.в.)

Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.

Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.

В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.

Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.

Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.

Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.

Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками .

Реальность против манипуляций

В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.

Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.