Про психологию. Учения и методики

Экологическая ситуация в сахалинской области. Ролевая игра "экологические проблемы сахалинской области" с презентацией Список экологических проблем сахалина сообщение

Экологическая ситуация на территории Сахалинской области остается на острие обсуждений среди жителей островного региона. Тема волнующая многих и она неразрывно связана с самочувствием населения, здоровьем островитян. К сожалению, обстановка вокруг нас оставляет желать лучшего.

ТОР Горный Воздух.

Реализация планов правительства Сахалинской области по строительству горно-лыжного курорта в рамках ТОР Горный Воздух периодически сопровождается скандалами, связанными с экологией. По мнению независимых от местного правительства экспертов, в ходе проводимых работ на склонах гор Большевик и Красная, жители Южно-Сахалинска могут остаться без качественной питьевой воды. Повышается риск схода селевых потоков. Этому способствует массовая вырубка деревьев в окрестностях областного центра.

Фото – SAKH.INFO

И повод для беспокойства есть – прокуратура фиксирует отсутствие со стороны управления Ростехнадзора по Сахалинской области контроля за соблюдением градостроительного законодательства при строительстве СТК “Горный воздух” пассажирской подвесной канатной дороги.

Для предотвращения негативных последствий жителями было предложено провести процедуру общественных слушаний, в ходе которых планировалось утвердить проект лесопаркового зеленого пояса в восточной части города, на всем ее протяжении. Слушания состоялись, однако их результатами не все остались довольны. Островные чиновники предложили свой вариант “зеленого пояса”, который ограничен территорией в северо-восточном районе города Южно-Сахалинска и не затрагивающий площадь застройки горно-лыжного курорта. Похоже, это как раз тот случай когда “размер имеет значение”. Обсуждение проекта перенесли “по подследственности” – на площадку Сахалинской областной Думы.

Свалка.

Существующие на территории области полигоны бытовых отходов (в народе – свалка) зачастую не выдерживают требований законодательства и не в состоянии соблюдать технологические процессы по утилизации и хранению бытового и промышленного мусора. Оказалось, Долинская свалка физически не в состоянии выполнить требования закона, Холмский полигон полигон используется с нарушениями требований действующего санитарно-эпидимиологического законодательства.

Ситуация с новым полигоном ТБО в Южно-Сахалинске, который расположился неподалеку от карьера Известковый, далека от совершенства. Его площадка находится среди живописных гор, в распадке, где берут свое начало многочисленные ручьи и реки. О переработке мусора в данном случае речь пока не идет.

Напомним, Сахалинская область, ежегодно, генерирует более одного миллиона кубометров твердых отходов, которые не проходят стадии переработки и подвергаются примитивному захоронению.

Рыба.

Путина-2017 оказалась по своим результатам провальной. Как следствие – ограниченные обьемы рыб лососевых пород на прилавках Сахалинской области и удорожание розничных цен. В ходе проведения путины уже в этом году сотрудниками “Эковахты Сахалина” выявлены факты превышения длины 31 ставного невода. Возможно, рыбопромышленники решили компенсировать потери прошлого года.

“Анализ спутниковых снимков за 7 – 23 июля 2018 года показал, что 31 ставной невод имеет длину центрального каната более 1500 м. Часть ставных неводов на момент съемки еще не была оборудована ловушками, а на некоторых и центральные канаты, и даже ловушки выходили за пределы рыбопромысловых участков. Превышения зафиксированы в Долинском (8 неводов), Корсаковском, (3 невода), Охинском (1 невод), Поронайском (2 невода), Ногликском (8 неводов) и Томаринском (8 неводов) районах. Полный список всех неводов, длина которых превысила 1500 м, размещен на интернет-сайте “Эковахты Сахалина”

Ранее, сотрудниками экологической организации зафиксирован массовый выброс сельди в районе залива Пильтун.

“Здравствуй лето – пляжа нет”

Казалось бы, жители области, окруженной со всех сторон морским побережьем и имеющей бесчисленное количество озер и рек на своей территории, не должны испытывать трудности с отдыхом на воде. Однако…

В настоящее время, на территории региона существует только ОДНО место для купания – в Холмском районе. Тысячи отдыхающих вынуждены использовать для своего отдыха “дикие” водоемы, не оборудованные должным образом и не обеспечивающие требуемый уровень безопасности отдыха на воде. Излюбленные пляжи Анивского побережья оказались под прямым запретом – качество воды не отвечает санитарным нормам.

Еще в 2017 году результаты экспертизы сточных вод, которые попадают в Анивский залив нас просто поразили – вода отравлена.

Справка: приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 13.10.2017 года №372 утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации “Техническая документация на новую технику (установка новозных и сточных вод свиноводческого комплекса “New logic Reserch”)

В ее составе оказалсяцелый «зоопарк» болезнетворных бактерий и их количество в пробах превышало ПДК (предельно допустимые нормы) в 700 (!!! ) раз. Об этом контролирующие органы еще год назад, которым до сих пор не хватило времени привести к норме экологическую обстановку в районе.

Река Сусуя, протекающая через территорию областного центра, несет в своих водах следы фекальных загрязнений.

Тем временем, география запретов распространяется на север. В Поронайске канализационные стоки попадают в залив без соответствующей очистки.

“Даешь Родине угля – черного и…много!”

Аппетиты сырьевых компаний выливаются в проблемы для жителей районов Сахалинской области. Директор ООО “Солнцевский угольный разрез” к административной ответственности за загрязнение реки Углегорки. Предприятие сбрасывало технологическую воду, минуя очистные сооружения. Тем самым жители Углегорска были лишены качественной питьевой воды. Цена вопроса оказалась смехотворной – 20 000 рублей штрафа, который обязал суд выплатить руководителя сахалинского разреза. Для сравнения, зарплата его коллеги в Барнауле составляет 200 000 рублей.

Угольщики не перестают “радовать” регион. Сход селевых потоков отработанной породы на юге Сахалина достиг окраины села Горнозаводска.


Фото – SAKH.INFO

По результатам проверки, проведенной Сахалинской областной прокуратурой, размещение отвалов размываемых грунтов в водоохранной зоне ручья Бамбучки осуществлялось ООО “Сахалинуголь-3” в нарушение требований Водного Кодекса Российской Федерации.

Должностные и юридические лица, по итогам проверки, привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов достигла 275 000 рублей.

Тем временем, в реке Шебунинка местные следы разлива нефтепродуктов и обвиняют в этом местный карьер.

Печальные итоги…

Наш перечень нарушений в сфере экологической безопасности населения наверняка не полный. Не все воды рек прошли независимый анализ, не все свалки (или ТБО) попали в сферу внимания общественности. Да и промышленные выбросы фиксировать достаточно сложно – предприятия огородились заборами, батальонами охраны и юристами, которые уже запаслись заготовками в “защиту репутации, следов чести и достоинства”.

Об экологической обстановке в регионе можно судить по сведениям, изложенным в «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году». В нем свою негативную оценку получили условия труда сахалинских граждан, условия обучения и воспитания детей, качество питания островитян, степень загрязнения воздуха и качество питьевой воды. К сожалению, в 2017 году максимальные уровни загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном наблюдались на территории Сахалинской области. Снижение смертности и заболеваемости населения не затронули островной регион – Сахалин и Курилы в этот перечень не входят.

Кто виноват и что делать?

Судя по итогам Государственного доклада и публикаций в региональной прессе, проблема экологической безопасности жителей Сахалинской области так и не получила должной, комплексной оценки со стороны местного правительства, с выявлением всех причин и разработкой комплексного плана по их устранению и нормализации обстановки. Возможно, сделать это не представляется возможным в силу целого ряда причин, в том числе и кадровых. Некому в регионе встать над ситуацией и оценить ее негативное влияние на перспективу.

С чем вас не поздравляем…


Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

Проект "Сахалин-2" - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой. Поэтому проблему значительного негативного воздействия проекта на окружающую среду и биоресурсы острова экологи стали поднимать задолго до начала строительства.
Конфликт между компанией "Сахалин Энерджи" (Sakhalin Energy) и природоохранными организациями страны в 2006 году обрел статус скандала. Росприроднадзор выявил ряд нарушений природоохранного законодательства в работе оператора проекта "Сахалин-2" - компании Sakhalin Energy при строительстве трубопроводов по проекту и выдал предписания по их устранению.

Министерство природных ресурсов России вынуждено было отменить свой приказ от 15.07.2003 года №600 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков".

Компанией Sakhalin Energy был представлен план-график по устранению нарушений, согласованный с ОАО "Газпром" и утвержденный министерством.

В 2006 году общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов.

По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов. Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России с 2004 года проводит исследования по воздействию на серых китов шельфовых нефтегазовых проектов. Эксперты отмечают, что в течение нескольких лет киты подвергаются воздействию шума при установке платформы, прокладке подводного трубопровода, сейсморазведке и других видов работ. Беспокойство от шума, производимого нефтяниками, может нарушить нормальный ритм питания китов и привести к недокорму, ослаблению и, в конечном итоге, гибели животных (прежде всего самок и молодняка).

Поскольку гибель даже одной размножающейся самки может при современной численности популяции подтолкнуть ее к исчезновению, очень опасны и столкновения с судами, обслуживающими нефтегазовые проекты. Кроме того, очень серьезную опасность представляют собой аварийные разливы нефти.

В феврале 2009 года в Отчете международной консультативной группы по сохранению охотско-корейской популяции серых китов было высказано предложение о введении моратория на работы на шельфе Сахалина, которые могут привести к воздействиям на западную популяцию.

В апреле 2009 года оператор проекта "Сахалин-2" компания Sakhalin Energy приняла решение на год отложить проведение сейсмической съемки в районе обитания серых китов.

В апреле 2008 года инспекторы Росприроднадзора выявили нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации при строительстве трубопроводной системы в рамках проекта "Сахалин-2". Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к оператору проекта компании Sakhalin Energy о возмещении вреда окружающей среде в размере 390 миллионов 198,646 тысячи рублей. В досудебном порядке ответчик добровольно ущерб не возместил.

В Сахалинском арбитражном суде состоялось несколько заседаний, на которых были заслушаны аргументы сторон. На этих заседаниях компания Sakhalin Energy представила документы о ходе реализации широкомасштабного плана природоохранных мероприятий. Согласно им, на мероприятия, входящие в план, компанией было израсходовано 647 миллионов рублей.

В июле 2009 года компания Sakhalin Energy и Росприроднадзор заключили мировое соглашение по урегулированию иска. Стороны приняли решение признать проведенную компанией работу и отнести понесенные затраты в счет возмещения ущерба по иску Росприроднадзора, а это решение было утверждено 1 июля арбитражным судом Сахалинской области.

В октябре 2009 года региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" направила обращение в Управление Ростехнадзора и Управление Росприроднадзора по Сахалинской области с просьбой не принимать в эксплуатацию магистральные трубопроводы по проекту "Сахалин-2" в связи с многочисленными нарушениями на трассе трубопроводов, связанных с риском нефтяных разливов.

С мая по сентябрь сотрудники "Экологической вахты" и эксперты Дальневосточного геологического института ДВО РАН неоднократно обследовали трассу трубопроводов компании Sakhalin Energy и выявляли случаи активизации опасных геологических процессов, причиной которых стало нарушенное берегоукрепление.

Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима , выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, "собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Среднегодовые приземные концентрации в атмосферном воздухе городов, превышающие ПДК:

г. Александровск-Сахалинский - сажа - 1,2 ПДК;

г. Корсаков - взвешенные вещества - 3,1 ПДК; сажа - 2,3 ПДК;

г. Новоалександровск - взвешенные вещества - 1,5 ПДК; сажа - 2,0 ПДК; диоксид азота - 2,6 ПДК;

г. Оха - диоксид азота -1,4 ПДК;

г. Южно-Сахалинск - сажа -3,5 ПДК; диоксид азота - 2,7 ПДК; оксид азота - 1,3 ПДК; взвешенные вещества - 1,3 ПДК; бенз(а)пирен - 3,8 ПДК. формальдегид - 6 ПДК

В течение ряда лет г. Южно-Сахалинск включается в Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2007 г. составил 99,5 тыс. т. Уловлено и обезврежено 83,7% количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выделения, в том числе твердых веществ - 92,1%.

Вклад автотранспорта в суммарное загрязнение атмосферного воздуха превышает 42,2%.

Одной из самых загрязненных рек Сахалина остается р. Охинка, источниками загрязнения которой являются нефтедобывающие предприятия, расположенные по всей длине реки. Причины загрязнения - отсутствие необходимых очистных сооружений и неудовлетворительная работа имеющихся, а также открытая система нефтесбора, потери нефти при транспортировке.

р. Охинка : нефтепродукты - 178 ПДК; цинк - 1,4 ПДК; медь - 13,9 ПДК; железо - 12,6 ПДК; марганец - 9,9 ПДК.

Основными источниками загрязнения морских прибрежных вод являются предприятия нефтедобычи и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, сбрасывающие сточные воды в море без очистки вследствие неудовлетворительного состояния очистных сооружений или их отсутствия. Наибольшему загрязнению подвергается Охотское море (сброс в 2007 г. увеличился на 8,1 млн. м 3) в связи с наращиванием мощности разработки шельфовых проектов по добыче углеводородов.

Высокий уровень загрязнения водоемов регистрируется в Александровск-Сахалинском, Корсаковском, Ногликском, Долинском, Макаровском, Поронайском, Смирныховском, Тымовском районах, г. Южно-Сахалинск.

Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2007 г. составил 275,95 млн. м 3 , в том числе 44,71 млн. м 3 (16%) загрязненных сточных вод, менее 0,5% нормативно очищенных.

Крупнейшие источники сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты: ООО “Сахалинский Водоканал”, г. Южно-Сахалинск - 19,32 млн. м 3 ; ОАО “Сахалинскэнерго” ОП “Сахалинская ГРЭС” - 8,65 млн. м 3 .

В Сахалинской области не решены проблемы водоснабжения населенных пунктов и целых районов. Наиболее остро стоит вопрос о водоснабжении западного побережья (Александровск-Сахалинский, Томаринский, Углегорский, Холмский районы) и отдельных городов и поселков в Долинском, Макаровском и Корсаковском районах на восточном побережье Сахалина. В последние годы возникли проблемы с хозяйственно-питьевым водоснабжением Южно-Сахалинска.

На начало 2007 г. на балансе предприятий области имелось в наличии 10,26 млн. т отходов производства и потребления; образовалось за год 34,59 млн. т отходов, из которых использовано и обезврежено 90,4%. В конце 2007 г. количество отходов на балансе предприятий соответствовало началу года.

Количество мест организованного захоронения отходов в области - 61, в том числе не отвечающих действующим нормативам - 14.

Общая площадь объектов размещения отходов уже превышает 1 тыс. га.

Наибольшими объемами образования отходов характеризуются предприятия (млн. т): ООО “Сахалинуголь-2” (9,2); ООО “Сахалинуголь-7” (8,6); ОАО “Бошняковский угольный разрез” (6,5); ООО “Сахалинуголь-4” (4,0); филиал ООО “Старстрой”, г. Южно-Сахалинск (2,6); ООО “Сахалинуголь-3” (2,1).

Раздел1. Состояние воды, воздуха, земли, почвы, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов.

В Сахалинской области насчитывается 65 175 рек, общей протяженностью 105 260 км, из них на острове Сахалин протекает - 61 178 рек, на Курилах - 3 997, включая водотоки протяженность менее 10 км.

Сахалинская область, включая Курильские острова, в соответствии с водным кадастром относится к Амурскому бассейновому округу – гидрографической единице бассейнового уровня с кодовым № 20. В составе гидрографической единицы № 20 водные объекты Сахалинской области, включая Курильские острова, наделены речным кодом № 05, и при отсутствии градации подбассейнового уровня (код № 00), на территории области выделены три обособленных водохозяйственных участка (ВХУ): - ВХУ 20.05.00.001 – бассейн реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.002 – водные объекты острова Сахалин без бассейна реки Сусуя; - ВХУ 20.05.00.003 – водные объекты Курильских островов.

Бассейн р. Сусуя составляет 1,3 % площади острова Сахалин и 1,15% площади Сахалинской области. Сусунайский бассейн является самым населённым местом на острове Сахалин, в основном за счет жителей города Южно-Сахалинск и в меньшей степени – сельских населенных пунктов.

До настоящего времени в городе Южно-Сахалинске остро стоит проблема устаревших технологий и оборудования для очистки сточных вод. Основным нарушением, при проведении Управлением надзорных мероприятий в отношении предприятий ЖКХ на территории Сахалинской области являются превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДС) загрязняющих веществ, при сбросе сточных вод в водные объекты. Сброс с превышением нормативов ПДК по загрязняющим веществам осуществляется по причине неудовлетворительного состояния очистных сооружений канализации, их разрушением и морально-техническим устареванием, практически 100% физическим износом водопроводных и канализационных сетей, недостаточностью финансирования на ремонт и содержание действующих очистных сооружений или вообще их отсутствием. Одним из самых крупных предприятий осуществляющим водоотведение сточных вод на территории Сахалинской области является ООО «Сахалинский Водоканал». Приемниками сточных вод, сбрасываемых Обществом являются притоки р. Сусуя (р. Красносельская, р. Рогатка, руч. Пригородный, р. Еланька, р. Владимировка, р. Лепель, р. Зима). Сброс сточных вод осуществляется 16 выпусками. Из них 10 выпусков оборудованы сооружениями биологической очистки. При проведении Управлением надзорных мероприятий выявлено, что при сбросе сточных вод в руч. Пригородный (выпуск 7а) без очистки наблюдаются превышение нормативов ПДК по взвешенным веществам, азоту аммонийному, нитратам, фосфатам, фенолам, железу, БПК полн., СПАВ., в руч. Пригородный (выпуск ОСК-7) через городские очистные сооружения (производительностью 1737,5 м3/час в составе: ГКНС, решетки, отстойники, аэротенки, контактные резервуары (не используются), биопруды, иловые площадки, хлораторная) наблюдаются превышения по взвешенным веществам, фосфатам, азоту аммонийному, БПК полн., фенолам, железу, в р. Красносельскую через очистные сооружения (производительностью 700м3/сут в составе: КНС, приемной камерой, блоком аэротенков отстойников, хлораторной, компрессорной, скорыми фильтрами, биологическими прудами, иловыми площадками) наблюдаются превышение по хлоридам, БПК полн., фенолам, железу, в р. Владимировка через очистные сооружения биологической очистки (производительностью 100 м3// сут.) наблюдаются превышения по нитратам, нитритам, фенолам, фосфатам. Действующие очистные сооружения большей частью нуждаются в ремонте и модернизации. Неудовлетворительная работа объясняется перегрузкой по гидравлике, несовершенством конструкции, нарушением правил эксплуатации, неудовлетворительным техническим состоянием сооружений и вспомогательного оборудования. Вместе с тем, в деятельности Водоканала намечена и положительная тенденция. Так, в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами ЖКХ на период 2014-2020 годов" на условиях софинансирования (90% - областной бюджет, 10% - городской) на реконструкцию ОСК-7 (выпуск сточных вод в р. Пригородный) запланировано 2,7 миллиарда рублей, с учетом приобретения современного оборудования, произведенного в России, Швеции и Норвегии. В мероприятия по развитию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры местного значения со сроком исполнения до 2017г. включены работы по расширению и реконструкции городских очистных сооружений (ОСК-7), что позволит исключить выпуски № 7а и №7б без очистки, переключению ОСК малой производительности северных районов города, планировочного района Луговое (ОСК-4, ОСК-4а, ОСК-5), с. Дальнее (ОСК-8) на ОСК-7. Реконструкция проводится в две очереди. В рамках первого этапа (июнь 2013 года - декабрь 2015 года) предполагается реконструкция существующих объектов с увеличением производительности очистных сооружений до 60 000 кубических метров в сутки, включая строительство нового блока глубокой биологической очистки и др. Второй этап начнется в феврале 2015 года и продлится до марта 2016 года. Он включает строительство двух вторичных радиальных отстойников, монтаж основного технологического оборудования и др. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на март 2016 года. В настоящее время разработан проект реконструкции ОСК-7, специалисты подрядной организации приступили к работам.

Водохозяйственный участок 20.05.00.003 охватывает Курильские острова, которые простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает около 30 островов, в том числе наиболее крупные – Парамушир, Онекотан, Уруп,Итуруп, Кунашир. По данным государственного водного кадастра на территории Курильских островов зарегистрировано 11 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, находящихся в ведении предприятий энергетики, коммунального и сельского (рыбозаводы) хозяйства. Суммарная мощность канализационных очистных сооружений (КОС) перед выпуском в водный объект составила 0,66 млн.м 3. . К наиболее крупным по мощности относятся очистные сооружения рыбокомбината «Островной» (0,59 млн.м3). В Курильском ГО централизованная система канализации имеется в г. Курильске, селах Рейдово, Горячие Ключи и Горное. Практически все стоки сбрасываются без очистки. Имеющиеся в районе очистные сооружения (4 шт.) осуществляют только механическую очистку. Значительная часть жилого фонда использует выгреба. Мощность очистных сооружений г. Курильск – 200 м3/сутки. Протяженность уличной канализационной сети – 39 км, из них требует замены 12 км. В г. Северо-Курильск системой централизованного водоотведения охвачен практически весь жилой фонд. Система водоотведения представляетсобой полную раздельную систему канализации. Город не имеет канализационных очистных сооружений. Дождевые стоки отводятся без очистки с территории населенного пункта системой лотков. Сброс дождевых сточных вод осуществляется в ручьи и на рельеф. Южно-Курильский ГО не имеет канализационных очистных сооружений. По состоянию на 1 января 2012 года физический износ основных фондов водоотведения составил – 52,3 процентов. В настоящее время идут работы по строительству очистных сооружений как на о. Кунашир, так и на о. Шикотан . Приемниками сточных вод, сброшенных предприятиями в2013 г. являются морские воды и реки суши бассейнов Охотского моря и Тихого океана, в том числе: - в бассейне Охотского моря - реки Курилка и Рейдовая с притоками, реки побережья; - в бассейне Тихого океана – реки Матросская и Серебрянка. По данным Росгидромета на территории ВХУ находятся: - действующий гидрологический пункт наблюдений на реке Китовая – с. Китовое, открытый 10.08.1962 (Сахалинское УГМС), - действующий гидрохимический пункт наблюдений 4 категории на реке Озерная - пос. Шумный, открытый в 1960 г (Камчатское УГМС). По данным других ведомств гидрохимический режим на реках Курильских островов не изучен.

Основой мониторинга поверхностных вод и водохозяйственных систем на территории водохозяйственных участков о. Сахалин является государственная наблюдательная сеть (ГНС) Росгидромета, по которой ведет наблюдение федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу природной среды»(ФГБУ «Сахалинский УГМС»). На Курильских островах наблюдательная сеть за состоянием подземных вод практически не развита. Наблюдательные пункты государственной сети для изучения гидрогеодеформационного поля расположены только на трех крупных островах: Итуруп, Кунашир, Парамушир.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области в связи с распоряжением Правительства РФ № 671-р от 06.05.2008 г. и поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) осуществляет формирование статистической отчетности по форме 2-тп (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 29.12.2012 г. № 676. Проведя анализ предоставленных сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы по форме № 2-ТП (рекультивации) установлено, что в 2014 г. площадь нарушенных земель составила- 1118 га, что в 2,3 раза больше по сравнению с предыдущим годом, площадь отработанных земель в 2014 г. составила -383 га, что больше в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом, площадь рекультивированных земель в 2014 году составила 330 га, что меньше по сравнению с предыдущим годом в 5 раз.

Основным видом деятельности организаций, предоставивших отчетность является: добыча нефти и газа, разработка полезных ископаемых, геологоразведка, строительные работы.

В 2013 году отчетность предоставили- 39 респондентов, за 2014г. - 57 респондентов, что на 46% больше чем в 2013г.

Хочется отметить, что на территории области, начата работа по рекультивации объектов прошлого экологического ущерба на месторождениях дочерних компаний ОАО «НК» Роснефть», рекультивированные участки не включены в отчетность по причине отсутствия актов приемки постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель. Так, Согласно информации ООО «РН- Сахалинморнефтегаз» по данным инвентаризации Обществом земель и шламонакопителей на территории месторождений, накопленных до консолидации, площадь нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров месторождений Ногликского района составила -67,07004 га, месторождений Охинского района – 87,346094 га. Работы по рекультивации нефтезагрязненных земель проводятся согласно разработанной «Программе ликвидации накопленных экологических ущербов, накопленных на территории деятельности ООО «РН – Сахалинморнефтегаз»: 2012г. рекультивированно 8,1 га, 2013г. – 16,2 га, 2014г. – 5,4 га, запланировано на 2015г. – 24,7 га.

Превышение нарушенных земель над рекультивированными в 3,4 раза за 2014г. обусловлено тем, что респонденты имеют лицензии на недропользование с продолжительным сроком действия 2015г.- 2020 г., в связи с чем, проведение работ по рекультивации земель сразу после их нарушения не является обязательным условием для владельцев лицензии.

По состоянию на 12.01. 2015 года, на территории Сахалинской области действуют 883 лицензий на пользование недрами (включая 24 лицензии на шельфе Сахалина), из них 62 лицензий на углеводородное сырье (суша-47, шельф-15), 34 – на уголь, 6 – на благородные металлы и драгоценные камни, 580 – на подземные воды, 1 - черные, цветные и редкие металлы, радиоактивное сырье, 4 - горнохимическое неметаллическое сырьё, 53 лицензии не связанные с добычей полезных ископаемых (суша – 44, шельф – 9), 143 - общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).

Раздел2. Экологическая угроза, риск для окружающей среды, а также химические, физические и биологические воздействия на состояние окружающей среды и их источники.

Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. По данным Росгидромета г. Южно-Сахалинск на протяжении 20 лет входит в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, и этот уровень определяется максимальными концентрациями сажи, формальдегида и бенз(а)пирена, которые имеют выраженную тенденцию к увеличению значений. Особенно это характерно для холодного времени года, когда отмечается наибольшая повторяемость неблагоприятных для рассеивания примесей метеоусловий.
В среднем ежегодно улавливается около 82,00 % загрязняющих веществ от объема отходящих газов от всех стационарных источников. Такой уровень достигнут за счет самой высокой степени улавливания на предприятиях электроэнергетики, но и она не обеспечивает пылегазоочистку до требуемой эффективности по причине наличия морально устаревшего оборудования.
Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования – садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов, которое остается неудовлетворительным.
Использование устаревшего и изношенного газоочистного оборудования предприятиями, вносящими значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна, увеличивающееся количество источников выбросов от предприятий и организаций за счет оборудования автономных источников теплоснабжения и резервных источников энергоснабжения способствует дополнительному загрязнению воздуха и ухудшению условий проживания населения.
Одним из основных факторов роста заболеваемости органов дыхания среди населения Сахалинской области является высокое загрязнение атмосферного воздуха селитебных территорий населенных мест.
В перечень загрязняющих веществ, среди которых регистрируется превышение ПДК в атмосферном воздухе населенных пунктов Сахалинской области, входят: окислы азота, серы диоксид, углерода оксид, пыль. При хроническом ингаляционном воздействии указанные химические вещества воздействуют на органы дыхания, сердечнососудистую систему, органы кроветворения, ЦНС, кроме того, эти вещества влияют на формирование врожденных аномалий у детей, онкологию и показатели смертности.
Сложившаяся в области критическая ситуация с образованием, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду Вопрос обращения с отходами производства и потребления является одним из важнейших условий для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала области.

Раздел3. Деятельность организаций и предприятий, подлежащих федеральному экологическому надзору, отрицательно влияющих или могущих повлиять на природные объекты и меры по охране окружающей среды, в том числе правовые, административные и иные.

Сахалинская область является территорией интенсивного использования природных ресурсов. Ведущее место в хозяйственном комплексе Сахалинской области принадлежит промышленным отраслям, в том числе нефтегазодобывающей отрасли, интенсивное развитие которой сопровождается образованием значительных объемов отходов.

Нефтегазодобывающие предприятия в Сахалинской области представлены компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд», ЗАО «Петросах», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

В качестве позитивного решения проблемы размещения отходов можно привести пример Компаний «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд» которые на некоторых участках в целях обеспечения экологической безопасности и в соответствии с утвержденным ТЭО строительства, все отходы бурения (буровой шлам, отработанные буровые растворы, в т.ч. нефтесодержащие, и др. технологические отходы) размещают в пластах горных пород и в глубоких горизонтах недр через нагнетательные скважины для закачки отходов.

Ежегодное увеличение объемов образования отходов требует принятия эффективных мер по организации их переработки и утилизации в целях получения материальных и энергетических ресурсов и улучшения экологической ситуации.

На сегодняшний день на территории Сахалинской области отсутствуют объекты размещения твердых бытовых отходов (полигоны ТБО), соответствующие требованиям природоохранного законодательства.

Всего на территории Сахалинской области расположено 3 полигона ТБО, 21 санкционированные свалки твердо-бытовых отходов.

При этом, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), который утвержден Приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», в ГРОРО включен 41 объект размещения отходов .

На данный момент на территории Сахалинской области сложилась такая ситуация, что объекты, связанные с захоронением твердых бытовых отходов не подлежат включению в ГРОРО (3 полигона ТБО; 21 санкционированная свалка), вследствие того, что данные объекты не соответствуют требованиям законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления.

Так, полигон ТБО «Городской полигон «Ногликский» и модернизируемый полигон ТБО «Корсаков» расположены на землях населенных пунктов и в границах населенных пунктов. Это является нарушением ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением), и ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», (запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Полигон ТБО «Муниципального образования «Смирныховский», расположен на землях лесного фонда, что противоречит ч.2 ст.7 Земельного кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ (земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением). При этом, согласно ст. 25 Лесного кодекса от 04.12.2006 № 200-ФЗ к разрешенным видам использования лесов не относится захоронение ТБО на землях, относящихся к землям лесного фонда.

На территории остальных муниципальных образований официальными объектами размещения ТБО являются санкционированные свалки, которые не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, и, в большинстве своем, практически исчерпали вместимость, либо являются переполненными (по данным инвентаризации данных объектов, проведенной организациями, эксплуатирующими свалки, предоставленной в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области).

Кроме того, практически все свалки ТБО на территориях муниципальных образований введены в эксплуатацию в 80-х годах XX века и расположены на территориях населенных пунктов, что является прямым нарушением природоохранного законодательства (ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 415 утверждена государственная программа Сахалинской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (вместе с «Подпрограммой № 1 «Отходы производства и потребления в Сахалинской области»). Согласно государственной программе, одной из целей является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов в Сахалинской области. Задачей 1.1 является строительство 11 полигонов ТБО .

Основной целью подпрограммы № 1 является создание условий для обеспечения экологически безопасного размещения (обезвреживания) отходов и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов.

Задачами данной подпрограммы является:

1. Обеспечить проведение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) полигонов ТБО;

2. Обеспечить проведение проектно-изыскательских работ для выполнения рекультивационных мероприятий на объектах размещения отходов.

Реализация настоящей Госпрограммы позволит к 2020 году:

Построить 11 полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях области:

1. городской округ "Город Южно-Сахалинск",

2. "Тымовский городской округ",

3. Углегорский муниципальный район,

4. "Городской округ Ногликский",

5. "Томаринский городской округ",

6. "Макаровский городской округ",

7. "Холмский городской округ",

8. Корсаковский городской округ,

9. "Анивский городской округ",

10. Поронайский городской округ,

11. "Невельский городской округ"

Провести рекультивацию 8 объектов размещения отходов , общей площадью 26,1 га в следующих муниципальных образованиях Сахалинской области, в том числе:

1. МО «Корсаковский ГО»,

2. МО «Томаринский ГО»,

3. МО «Тымовский ГО»,

4. МО «ГО «Охинский»,

5. МО «Углегорский муниципальный район»,

6. МО «ГО «Ногликский».

7. МО «Холмского ГО»

8. МО «ГО «Поронайский»

На реализацию мероприятий в 2014 году предусмотрено финансирование в размере 814 439,4 тыс. рублей, в том числе 12787,5 тыс. рублей из средств федерального бюджета, 779519,0 тыс. руб. из средств областного бюджета, 22132,9 тыс. руб из средств местного бюджета.

Оценка ситуации с отходами производства и потребления на территории Сахалинской области осуществляется Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на основе данных Федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», которую представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

В 2014 году на территории Сахалинской области образовано всего 14,276 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2013 г. – 23,432 млн. тонн), из них:

Использовано 12,989 млн. тонн (в 2013 г. - 12,222 млн. тонн);

Передано отходов другим организациям с целью использования 0,910484 млн. тонн (в 2013 г. - 0,214227 млн. тонн);

Обезврежено 0,032 млн. тонн (в 2013 г. - 0,026 млн. тонн);

Передано отходов другим организациям с целью обезвреживания – 0,422617 млн. тонн (в 2013 г. – 0,038709 млн. тонн);

Размещено на собственных объектах размещения – 11,759 млн. тонн (в 2013 г. – 1,852 млн. тонн),

Передано другим организациям с целью размещения в 2013 г. – 0,104407 млн. тонн (в 2013 г. – 10,747 млн. тонн).

На конец отчетного года наличие отходов в организациях составляет 12,052 млн. тонн (в 2013 г. - 12,001 млн. тонн).

По форме государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2014 год отчитались 757 субъектов хозяйственной деятельности

Таблица Динамика образующихся отходов в Сахалинской области*

Большинство из существующих на Сахалине мест размещения ТБО являются несанкционированными - они не имеют согласования на отвод земельного участка и находятся на грани заполнения, либо переполнены.

В отношении большинства из существующих мест размещения ТБО, документация, регламентирующая их эксплуатацию не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства. Проводится перевод земельных участков в категорию «земли промышленности».

В 2014 г. в ходе проведения рейдовых мероприятий Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области на территории Сахалинской области выявлено
564 места несанкционированного размещения ТБО (на суммарной площади 30,841 га) из которых: 480 мест несанкционированных свалок ТБО (на общей площади 12,216 га) выявлено главами Муниципальных образований, 79 в результате рейдовых мероприятий, 5 на основании поступивших обращений граждан.

По 84 фактам несанкционированного размешения отходов возбуждены административные расследования по результатам которых вынесены постановления о прекращении административных производств по ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административных правонарушений. Материалы направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Всего ликвидирована 181 несанкционированная свалка ТБО. Сумма понесенных затрат на ликвидацию составила 11 200 418 рублей.

В результате проведенных рейдовых мероприятий рассчитанные размеры причиненного вреда почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате несанкционированного размещения отходов ТБО не предъявлялись в связи с невозможностью установления лиц виновных в совершении данных нарушений. Материалы дел переданы в Сахалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия соответствующих мер реагирования.

Приказом от 02.07.2013 г. № 262 при Управлении Росприроднадзора по Сахалинской области создана межведомственная рабочая группа по организации мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО, в состав которой входят представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, Управление Росреестра по Сахалинской области, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры. На регулярной основе проводятся заседания рабочей группы по вопросам организации взаимодействия в части выработки плана действий при проведении мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения ТБО.

Постановлением Администрации Сахалинской области от 22.09.2008 г № 293-па утверждена Долгосрочная областная целевая программа «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)», согласно которой на территории Сахалинской области запланировано строительство новых свалок и полигонов.

Управление Росприроднадзора по Сахалинской области осуществляет государственный надзор за соблюдением юридическими лицами на территории области требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Ведется работа по выявлению, пресечению и профилактике нарушений требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Управлением, в части соблюдения правил охраны атмосферного воздуха в 2014г. проведено 11 плановых, 36 внеплановых, 2 – рейдовых мероприятия.

В ходе надзорных мероприятий за 2014 год выявлено 45 нарушений, основным из которых является отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Устранено нарушений – 24, выдано 30 предписаний об устранении нарушений, исполнено – 24.

Привлечено лиц к административной ответственности: юридических лиц – 21, должностных лиц – 16, физических лиц – 0.

Наложено штрафов – 3 662 000 рублей, из них на юридических лиц 3 080 000–рублей, на должностных – 582 000 рублей, взыскано – 1 562 000 рублей, из них с юридических лиц – 1 240 000 рублей, с должностных – 322 000 рублей. Размер штрафов на общую сумму 1 620 000 рублей снижен до 440 000 рублей по решениям суда. Срок оплаты на сумму 480 000 рублей по состоянию на 12.12.2014г. не вышел, постановления о назначении административного наказания на сумму 3 580 000 рублей находятся на обжаловании в судебном порядке. Составлено протоколов и направлено в адрес Мирового судьи на рассмотрение по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 13, по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ – 19.

Раздел.4 Сведения о деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за 2014 год.

В 2014 году планом контрольно-надзорной деятельности Управления запланировано провести 42 контрольно-надзорных мероприятия, завершено 42 плановые проверки. План контрольно-надзорных мероприятий за 2014год выполнен на 100%.

За отчетный период проведено 154 внеплановых проверок, в том числе:

по запросу прокуратуры – 4, по предписаниям – 148, по поручению Правительства РФ – 2.

В 2014 году Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:

Плановые проверки – 42, внеплановые проверки – 154, рейдовые проверки –72, административные дела, переданные по подведомственности из другого ФОИВ –79.

За 2014 год Управлением проведено 347 контрольно-надзорных мероприятия, что составляет 95,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – 363 мероприятия.

Всего проверено 102 хозяйствующих субъекта, из которых 54 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 52,9%. За 2013 год проверено 143 хозяйствующих субъектов, из которых 64 с выявленными нарушениями («нарушители»), что составляет 44,7%.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены хозяйствующие субъекты являющиеся «злостными нарушителями» к которым ранее уже были применены административные меры воздействия государственными инспекторами Росприроднадзора:

За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение:

ООО «Сахалинская коммунальная эксплуатационная компания»

По причине неоднократного неисполнения предписаний:

ООО «Сахалинский водоканал»

МУП «Глена»;

ООО «Сахалинуголь - 6»;

МУП «ЖКХ Ныш» МО ГО «Ногликский»;

ОАУ «Восточное лесное хозяйство»;

ООО «Углегорские воды».

За 2014 год выявлен факт причинения вреда почвам на территории Холмской городской свалки в результате загрязнения нефтепродуктами ГУП Сахалинской области «Управление по обращению с отходами». Предъявлен ущерб, причиненного почвам в размере 300 тыс.рублей. Постановление обжаловано в суде. Дата рассмотрения судом назначена на 14.01.2015г.

В 2014 г. рассчитано и предъявлено к оплате в добровольном порядке 7 ущербов, причиненных окружающей среде, на сумму 1 млн. 143 тыс. 694 руб. из них:

· 4 ущерба водным объектам, на сумму 824 тыс. 294 руб., в результате:

Сброса сточных вод с превышением установленных нормативов ПДК загрязняющих веществ в р. Зима (Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД»), р. Лангери (АС «Восток-2»), р. Казачка (МУП «Невельские коммунальные сети»),

Аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» и попадании нефтепродуктов в р. Даги.

· 3 ущерба почвам, на сумму 319,4 тыс. руб. в результате:

ДТП на ж/д переезде с. Арсентьевка (ИП «Степашко»),

Сброса хозяйственно- бытовых сточных вод на почву ФКУ ИК-1 УФСИН по Сахалинской области,

Аварии на нефтепроводе «ЦНК УСН «Монги»-ЦСПН «Даги» ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добровольно оплачено 2 ущерба (ИП «Степашко» и АС «Восток-2») на сумму 124 тыс. 531 руб., исковые заявления по 2 ущербам приняты Арбитражным судом Сахалинской области, по 1 ущербу проводится работа по взысканию в судебном порядке, по 2 ущербам сроки добровольной оплаты не истекли.

Итого за отчетный период по Сахалинской области 7 «злостных нарушителей».

Хозяйствующие субъекты, стабильно выполняющие природоохранные мероприятия согласованные с Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области, отсутствуют.

Всего по результатам надзорных мероприятий (проверок, административных производств и расследований):

Возбужденно 104 административных дел, из них составлено:

2 протокола по ст. 19.5 КоАП РФ составлены по результатам проверок исполнения предписаний проведенных в декабре 2013 года (переданы мировым судьям для принятия решений, решения суда приняты в пользу Управления, общая сумма штрафов составила 20,0 тыс. рублей, штрафы оплачены);

6 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ составлено по результатам проверок проведенных в 2014 году (переданы мировым судьям для принятия решений, принято 5 решение в пользу Управления, назначен штраф на общую сумму 50,0 тыс. рублей, оплачено 50,0 тыс. руб.), материалы 1 дела находятся на рассмотрении;

4 протокола по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ (переданы мировом судьям для принятия решений, по 2 решениям Управлению отказано), одновременно не оплаченные постановления направлены в службу судебных приставов;

1 протокол по ст. 19.7 КоАП РФ (передан мировому судье для принятия решения, решение суда принято в пользу Управления).

Рассмотрено 137 административных дел (с учетом 46 административных дел переданных в Управление по подведомственности), из них прекращено 11, привлечено к административной ответственности 59 юридических и 65 должностных и 2 физических лица, на общую сумму 2444,5 тыс. рублей. Взыскано штрафов на общую сумму 2320,7 тыс. рублей с учетом ранее наложенных.

Прогнозные показатели деятельности Управления Росприроднадзора по Сахалинской области за 2014 год согласно приказов Росприроднадзора от 17.04.2014 № 235 и 20.03.14 № 166 достигнуты.

Главная > Документ

Публикации СМИ; видеоматериалы; иллюстрации.

Термины и понятия

Экологическая катастрофа, экологический кризис.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся, дискуссия «Проблема ждет твоего решения».

Экологические проблемы Сахалина

1). Проблемы, связанные с воздействием на редкие виды животных, прежде всего серых китов западно-тихоокеанской (охотско-корейской) популяции, занесенных в Красную книгу Р Ф. Уже сейчас ученые отметили смещение китов, в том числе и самок, выкармливающих детенышей, на север их нагульного участка. В южной части района нагула, киты испытывают беспокойство от постоянных полетов вертолетов и движения судов – неподалеку работает нефтяная платформа Моликпак. По проекту Сахалин –2 в пределах участка нагула кормящих самок китов предполагается возвести еще одну платформу. Работы по сооружению подводного трубопровода проводятся вблизи кормящихся китов и непосредственно через южную часть пастбища. По оценкам специалистов, шумовое воздействие, связанное со строительством, является беспрецедентным по силе и влиянию на китов.

2). Проблемы, связанные со строительством наземного трубопровода. Важнейшим элементом проекта Сахалин-2 является строительство трубопровода. Трубопровод длинной около 850 км строится по сейсмоактивной зоне и пересечет 1103 рек и ручьев, большинство из которых являются нерестилищами лососей. В 1995 году город Нефтегорск, расположенный в 40 км от планируемой трассы трубопровода, был до основания разрушен землетрясением

3). Проблемы, связанные со строительством завода сжиженного природного газа и отгрузочного терминала в п. Пригородное. В процессе строительства предполагается сброс одного миллиона тонн грунта, изъятого в ходе дноуглубительных работ в залив Анива. Компания «Сахалинская Энергия» фактически отказалась рассмотреть вариант сброса отходов дноуглубительных работ за пределами залива и уже приступила к сбросу. Сброс грунта в залив Анива, который является важнейшим рыбохозяйственным водоемом приведет к непредсказуемым последствиям для его экосистемы (увеличение мутности воды, дефицит кислорода в воде, который будет вызван окислением органического вещества грунта), а строительство и эксплуатация отгрузочного терминала неизбежно нарушит миграционные пути лососей, промысел которых составляет основу экономики острова.

4). Проблемы аварий и разливов нефти при добыче и транспортировке.

Оценки независимых экспертов показывают, что быстро ликвидировать последствия большого разлива нефти в районе нефтедобывающих платформ не удастся. Разлив погубит уникальный кормовой биотоп серых китов и биоценозы лагун, которые рассматриваются как водно-болотные угодья мирового значения. Значительную проблему представляет обеспечение безопасности круглогодичной танкерной транспортировки нефти от терминала в п. Пригородное. Авария крупного танкера будет катастрофой, сопоставимой с гибелью танкера «Престиж» у берегов Испании в 2003 г. Никакие страховки не покроют ущерба, нанесенного природе и жителям острова и вся тяжесть последствий ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

5). Проблема захоронения боевых снарядов.

Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. О том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил знали все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. Что делать? На этот вопрос ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы. К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов. Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.

6). Проблема радиоактивного загрязнения.

В 1987 и в 1997 годах вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, выполняя сложное техническое задание министерства обороны, доставляли на маяки радиоизотопные энергетические установки, а по сути две настоящие атомные электростанции, хотя и очень компактные, работающие на стронции-90. Во время полета из-за аварийных ситуаций вертолетчики вынуждены были сбросить опасный груз в Охотское море.

Как известно, морская вода является агрессивной средой, и специалисты полагают, что защитные корпуса генераторов, 18 и 8 лет пролежавших на морском дне, вот-вот могут разрушиться, и тогда произойдет сильнейшее радиоактивное заражение. Активность генераторов, лежащих на морском дне, составляет около 700 тысяч кюри! Попадание одной кюри стронция в организм человека может привести к летальному исходу. А уж 700 тысяч кюри хватит с лихвой, чтобы все жители Сахалина получили смертельную долю радиации, которая, между прочим, не знает границ. Она уничтожит уникальные рыбные и биоресурсы, вызовет необратимые экологические последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более, что поиск генераторов результата пока не дал.

6) Проблема лесных пожаров. Ежегодно на Сахалине возникают локализованные очаги возгораний лесов. Леса горят в Ногликском, Смирныховском, Поронайском и Александровск-Сахалинском районах области. Главной причиной возгорания чаще всего служит небрежное обращение с огнем. Только в 2002 году на Сахалине возникло 38 лесных пожаров, которыми в общей сложности пройдено более 4220 га. Столь крупные потери во многом объясняется слабой материально-техническим обеспечением подразделений ГО и ЧС Сахалинской области.

7) Проблемы общего промышленного загрязнения среды обитания. Объясняются нехваткой средств у промышленных предприятий на природоохранные мероприятия.

Выброс судна «Христофор Колумб»

на Холмский берег

Экологической проблемой являются лесные

пожары, показанные на космическом снимке.

По словам начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Николая Смирнова, первый в России план, утвержденный губернатором области, уже проходит экспертизу в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Создание системы реагирования на нефтеразливы будет согласовано с федеральными и дальневосточными властями, в частности, стороны намерены взаимодействовать с МЧС РФ, Министерствами транспорта и связи и природных ресурсов РФ, а также с Правительствами Хабаровского и Приморского краев. Сахалинские власти готовы представить этим органам власти свои результаты по разработке операций ЛАРН (по ликвидации аварийных разливов нефти). На ближайшие три года на Сахалине также будет принята областная целевая программа «Создание и развитие территориальной системы реагирования на нефтеразливы в Сахалинской области», которая будет разработана также на основе совместного финансирования. Представители МЧС высоко оценивают подписание этого договора. По их словам, он поможет лучше и быстрее скоординировать работу чрезвычайных служб. Проблема ждет твоего решения

Групповые экологические проекты по изучению проблем, социально значимых для Сахалинской области.

Проводится в три этапа. Iэтап – подготовительный. Формируются цель, задачи и метод исследования, определяется участок исследования, определяется участок исследования. Формируются группы учащихся, каждая из которых будет решать конкретные задачи. С помощью учителя составляются вопросники для анкетирования и интервьюирования населения. IIэтап – исследование проблемы. Учащиеся проводят наблюдения, или интервьюирования населения, знакомятся с документами, данными по изученной проблеме, готовят фото материалы. IIIэтап – завершающий. Собранный материал систематизируется и обобщается. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе, составляет социальные карты, таблицы, диаграммы и т. д. Оформление результатов исследований. Ознакомление с ними всех учеников могут проходить в форме: выступления на конференции, диспуте, экспертизе и др., в виде защиты проектов, сюжетно - ролевых игр, организации выставки, лучших работ и т. д. Темы творческих работ определяются по выбору учащихся и учителя.

VI раздел

Уроки 30-32

Экономика родного города

Холмска

Цели и задачи урока Познакомить ребят с экономикой своего родного города; его ролью в хозяйстве области; сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах - экономических, социальных, экологических, и причинах их возникновения; продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации и составлять географический прогноз. Учебно-наглядный комплекс

Видеоматериалы; публикации СМИ; фотографии; иллюстрации.

Термины и понятия

Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся.

Материалы к урокам

Крупнейшие предприятия города.

Холмск – главные морские ворота Сахалина.

СЗМП переживает период усовершенствования. Модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске

осуществляется совместно компаниями: «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), оператор проекта «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи», оператором проекта «Сахалин-2». Принимая во внимание важность бесперебойного и безопасного материально-технического обеспечения морских операций на шельфе Сахалина, в июле 2004 года компаниями был создан объединенный комитет, который разработал проект соглашения и техническое задание на модернизацию существующего порта.

В итоговом соглашении обозначены пути модернизации уже существующего оборудования (32-тонный кран «Сокол») и приобретение нового оснащения (козловые краны, автопогрузчики, трубовозы, мощный 60-тонный портальный кран «Кондор»). В кратчайшие сроки на территории порта планируется построить также современные складские помещения для складирования труб и снабжения плавучих буровых платформ, оснащенные модернизированной системой штабелирования, а также благоустроенное здание офиса администрации порта со столовой, медицинским пунктом, душевыми. В целом намеченная модернизация расширяет возможности порта по обслуживанию всего морского транспортного потока Сахалина, в дополнение к судам, необходимым для поддержки морских операций на промысле нефти и газа (таких, например, как ледокол FESCO Sakhalin, предназначенный для обеспечения круглогодичной доставки материалов и оборудования в район добычи).

Проект модернизации Сахалинского Западного морского порта был профинансирован участниками консорциума «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи» на паритетных началах, причем последняя взяла на себя функции управления всей работой. 5-летний контракт на руководство эксплуатацией порта заключен с сахалинской компанией «Сахалин Шельф Сервис».

По мнению вице-президента ЭНЛ Марка Хакни, модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске является важной составляющей успешного выполнения задач Стадии 1 проекта «Сахалин-1» и даст дополнительные возможности как сахалинцам, так и сахалинской экономике. «Такое принципиальное обновление важного коммерческого грузового узла в то же время увеличит полезность порта для всех, а не только для шельфовых проектов. Это станет еще одним аспектом общего процесса улучшения инфраструктуры, явившегося результатом развития проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и поддерживающего экономику сахалинского региона». В этом году введена в эксплуатацию промплощадка №3 – полноценный контейнерный терминал, оборудованный семью системами. Здесь все готово для концентрации и временного хранения большегрузных контейнеров и других крупногабаритных грузов.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – крупнейшая судоходная компания на Дальнем Востоке. Флот Сахалинского морского пароходства имеет суда ледового класса, может работать практически на всех морских линиях Мирового океана. SASCO – третья в стране судоходная компания по объему перевозки перевалочных грузов и первая по росту внутреннего пассажиропотока. Эта компания играет градообразующую роль и влияет на состояние экономики района.

ООО «Сахмортэк»- дочернее предприятие СМП. Транспортно-экспедиторская компания, осуществляющая услуги и агентскую деятельность пори перевозке грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении паромами и транспортными судами на линии Ванино - Холмск – Ванино. Оказывает сервисные услуги по отправке грузов в страны Юго-Восточной Азии.

Паромная переправа Ванино-Холмск – одно из структурных подразделений SASCO. Она осуществляет доставку до 90 % всех грузов, поступающих на Сахалин. Читая местную прессу, я нашел материал о том, что это предприятие ждут большие изменения. В последние годы стала тормозом для грузоотправителей и грузополучателей. Еще в 2002 году с материка на Сахалин переправлялось в среднем 39 вагонов в сутки, в то же время на Дальневосточной железной дороге скапливалось до 300 вагонов. Об этом заявил заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на встрече с руководством ОАО "Сахалинское морское пароходство". Не только обязательная замена колесных пар вагонов с учетом узкой колеи на Сахалине сдерживает транспортировку грузов. На линии Ванино-Холмск работают всего 4 парома вместо прежних 10. Но и они не загружаются полностью вагонами, поскольку в каждый рейс паром берет еще по 6-8 автофургонов. Руководством МПС принято решение о реконструкции Сахалинской железной дороги и переводе ее на стандартную широкую колею.

Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов от5 до40 тонн, 35 автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены таможенная, карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат.

В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».

ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы» осуществляет регулярные морские перевозки грузов и пассажиров на линии Сахалин – Отару судами «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов».

Рыбопромышленные предприятия.

В общем объеме промышленного производства Холмского района рыбная отрасль занимает от 70 до 80 %. По итогам 1 полугодия 2005 года наибольший удельный вес в общем объёме производства по основным видам экономической деятельности приходится на рыболовство - это 47,4%. Объём производства составил к уровню 2004 года 114,4%.

Предприятиями рыбопромышленного комплекса в 1 полугодии 2005 года перечислено в местный бюджет налоговых платежей в размере 12,5 миллионов рублей, что составляет более 10% в общей сумме налоговых поступлений. Недоимка по налоговым платежам на 1.07.2005 года составила 17,6 миллионов рублей и выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, что объясняет банкротством двух крупных предприятий отрасли (ЗАО "Сахрыбком" и ОАО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28") и сложным финансовым положением ОАО "Сахалинский рыбак".

В 2005 году предприятия РПК Холмского района получили квоты на вылов и добычу водных биоресурсов в промышленных целях в количестве 83,6 тысячи тонн и 14,9 тысячи тонн для прибрежного рыболовства, в том числе 208,8 тонны горбуши. За первое полугодие 2005 года предприятиями уже освоено 40%от выделенных лимитов, хотя промысловая обстановка в районах лова была довольно сложной. Все предприятия (кроме ОАО "Сахалинский рыбак") своевременно оформили разрешительные документы на вылов. Улов рыбы за январь-июнь 2005 года составили 34,5 тысячи тонн, рост к уровню 2004 года составляет 39,1%. Значительно увеличен выпуск пищевой продукции. Производство консервов в отчетном периоде снижено по сравнению с прошлым годом на 40,3%. Снижение допущено в связи с банкротством одного из крупных консервных заводов на Сахалине ООО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28", простоем из-за финансовых проблем и отсутствием сырья ООО "Лаперуз". Сейчас кризисная ситуация ликвидирована и завод РКЗ -28 вновь работает с лета 2005года под новым названием ООО «Холмскэкопродукт» (РКЗ-35). Несмотря на сложности с сырьём, увеличен выпуск ЗАО "Компания "Сакура". Статус портового города поддерживает ОАО «Сахалинремфлот» - единственное в островной области предприятие, которое осуществляет комплексный ремонт судов с гарантийным сроком. Этому предприятию сейчас принадлежит и Байковский судоремзавод. 120 судов в год готовы принять на стапеля Холмские судоремонтники. ООО «Посейдон» - одно из крупнейших предприятий рыбного комплекса Сахалинской области. Создано в 1991 году. Компания имеет промысловый участок на юге Сахалина, несколько единиц маломерного флота, траулер-морозильщик «Мыс Курбатова», суточная производительность которого 50 тонн готовой мороженой продукции. Продукция компании получила признание на российском рынке и за рубежом. Фирма не раз награждалась памятным знаком «Лучший экспортер РФ». Рыболовецкий колхоз «Прибой» (с. Правда) - ведущее предприятие, работающее в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в районе. На предприятии имеются добывающий флот, береговой рыбоперерабатывающий цех, холодильники. Колхоз производит около 60 наименований видов продукции: мороженая, соленая, копченая, вяленая рыба, пресервы (из сельди, трески, морепродуктов); морская капуста мороженая нашинкованная; кулинария; фарш рыбный мороженый; икра лососевая соленая. На предприятии работают 220 человек. Колхоз неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия», благодаря высокому качеству своей продукции. ЗАО «Компания «Сакура» (с. Правда) – занимается изготовлением рыбных консервов и пресервов, рыбной кулинарии, переработкой морепродуктов. На вкус взыскательного потребителя производится 12 видов рыбной кулинарии. Производство оснащено современными консервными линиями. Полностью модернизировано производство и система управления. Используется разнообразная тара: жестяная, алюминиевая, пластмассовая, гофротара. Производственная мощность – 7 200 тонн рыбы и 800 тонн морской капусты в год. Продукция пользуется широким спросом покупателей и имеет призовые места в дегустационных советах передачи «Впрок», журнале «Спрос», выставках ЦСМ и департамента по рыболовству администрации Сахалинской области.

ОАО "Холмская Жестянобаночная Фабрика" является единственным предприятием на Сахалине, выпускающим банкотару для рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности нашей области и других регионов России. Основной вид продукции - банка №6 для консервов - лосось, сайра. Дополнительно выпускает несколько видов банки. Например, №22 – икорная, традиционная банка №25 - для сельди.

В структуру предприятия входят: лакопечатный участок, фотоучасток, цех основного производства по выпуску банкотары №6, №5, №28, №22, №25,цельной банки, крышки СКО, механический, строительный, энергетический, погрузочно-разгрузочный участок и участок КИПиА.

А также лаборатория качества выпускаемой продукции, гараж и ОТК.

Так же производится совершенствование технологий изготовления продукции. Предприятие располагает тремя автоматическими линиями по производству банки со сварным швом. Такая технология изготовления продукции отвечает мировым стандартам и безопасна для хранения консервов. Сейчас был переход к выпуску штампованных банок, предназначенных в основном для хранения икры. Икорую банку усовершенствовали и снабдили ключом. Есть намерения улучшать потребительские свойства и других банок - тоже снабдив их ключом.

Как известно, упаковка - уже половина успеха при продаже товара. Завод применяет литографию при производстве тары уже свыше 30 лет.

Сначала - схематичную, а теперь - яркую, четкую и красочную. В последние годы начали разрабатывать новые способы её изготовления. Для производства лакированной банки используется современное технологическое оборудование фирм "Тойо-Секан" (Янония), "Континенталь" (США), "Маваг АГ ", "Судроник АГ", "Фрай АГ" (Швейцария), "Круп", "Блема", "Каргес-Хаммер АГ" (Германия). Предприятие сотрудничает с крупными отечественными и зарубежными фирмами по поставке лаков, жести и прочих материалов. Среди них - магнитогорский металлургический комбинат, Новосибирский оловянный комбинат, различные японские и немецкие компании. Вся продукция фабрики сертифицирована.

Холмская Жестянобаночная Фабрика - одна из крупнейших производителей металлической консервной тары в России. За достижение высших результатов и вклад в развитие рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности Сахалина области коллектив предприятия неоднократно награждался почетными дипломами. На ежегодных специализированных выставках "Рыбная индустрия" в Сахалинской области продукция фабрики неизменно отмечается высокими наградами. Холмская банка ценится не только в России, но и за рубежом. Так, в 2001 году во Франкфурте на 29-ой церемонии присуждения международных призов качества ОАО "Холмская ЖБФ" была удостоена Приза Европы в номинации "За качество" (награда нового тысячелетия).

Предприятия транспортно-коммуникационной системы.

В Холмском районе создана развитая инфраструктура.

ООО «Холмская автотранспортная компания» располагает парком пассажирских автобусов и большегрузных машин. Работать приходится в условиях сложного рельефа, плохо приспособленных к перевозке грузов грунтовых дорог. Но машины этого предприятия можно встретить на всех дорогах Сахалина и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Холмском районе после 2000 года постоянно растет. ГОРОД Холмск связывается с областным центром и другими городами Сахалина автотрассой федерального значения, которая проходит через Холмский перевал. Коренную реконструкцию этой дороги вели предприятия «Восток – ООО «Перевал», ЗАО «Строй дортранс», ООО «Стройавто» и другие. Автомобильные дороги внутри района содержит государственное унитарное предприятие «Дорожник».