Про психологию. Учения и методики

Основные жизненноважные потребности человека заключаются в. Зрелый возраст

17.1 Понятие о потребностях

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности , которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира , фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза . Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему , где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 17.1:

Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.

17.2 Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.


Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха ), выше - потребность в любви , затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 17.3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 17.3.

Табл. 17.3 Содержание уровней пирамиды потребностей

Уровень

потребностей

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.

§ 2 Потребности общества и способы их удовлетворения

Что такое потребность

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.

Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?

Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.

Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».

Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

Физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

Потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

Потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека

Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);

Развитой интеллект (творческое мышление);

Высокая культура человеческого общения;

Свободное владение одним-двумя иностранными языками;

Умение пользоваться компьютером;

Высоконравственное поведение.

Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.

Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.

Как взаимосвязаны потребности и производство

Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.

Производство прямо и непосредственно воздействует на потребности в нескольких направлениях.

1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.

2. Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.

3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую

культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре, которое он руками разрывал на части. Нашему современнику для приготовления из того же куска мяса жаркого требуется газовая, электрическая плита или гриль, а также столовые приборы.

В свою очередь, потребности оказывают обратное воздействие на производственную деятельность.

1. Потребности являются предпосылкой и определяют направление созидательной деятельности человека. Каждое хозяйство заранее намечает свое производство полезных продуктов с учетом выявленных потребностей.

2. Возвышение потребностей часто обгоняет производство. Примечательно, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды с учетом нового уровня потребностей.

3. Возвышение потребностей придает им ведущую роль в поступательном развитии производства – от его низшей ступени ко все более высоким.

Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействие от запросов общества.

Изучение взаимодействия производства и потребностей позволяет понять место и роль новых нужд людей в кругообороте экономических благ.

В чем состоит роль потребностей в кругообороте благ

Прежде всего важно обратить внимание на особый характер развития экономики – ее круговое движение.

Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ. Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде. Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.

Рассматриваемый кругооборот состоит из пяти основных звеньев, неразрывно связанных между собой:

Рис. 1.2. Кругооборот экономических благ

Производство;

Распределение;

Потребление благ;

K обновление потребностей.

Теперь рассмотрим, как происходит экономический кругооборот. Цепочка неразрывных зависимостей между ее отдельными звеньями наглядно изображена на рис. 1.2.

Кругооборот создаваемых благ рассмотрим на конкретном примере крестьянского хозяйства. Производитель сначала выращивает, например, овощи. Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а остальное идет на продажу. На рынке излишние для семьи овощи обмениваются на нужные в хозяйстве продукты (например, мясо, обувь). Наконец материальные блага доходят до конечного пункта – личного потребления. Если потребности крестьянской семьи увеличиваются (в связи, допустим, с увеличением семейства), то производство овощей, наверное, расширится.

Теперь можно представить кругооборот продуктов в самом общем виде.

Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ. В это время работники приспосабливают вещество и энергию природы для удовлетворения человеческих потребностей.

Распределению подлежит доход от производственной деятельности. В процессе распределения определяется доля всех участников такой деятельности в созданном богатстве.

Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны для личного потребления в полученном количестве. Поскольку людям необходимы совершенно иные вещи, то происходит обмен, во время которого полученные блага обмениваются на другие вещи, нужные для человека.

Потребление – заключительный этап движения продукта, который идет на удовлетворение нужд людей. По мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые.

Потребности взаимосвязаны со всеми звеньями кругооборота благ. В процессе потребления возникают новые запросы, которые вызывают обновление производства.

Может показаться, что теоретически описанный здесь кругооборот благ однозначно характеризует взаимосвязь производства и потребностей. Однако на практике во многих странах существуют разные варианты соотношения производства и потребностей. Что же это за варианты?

Каковы современные варианты изменения производства и потребностей общества

Во всей мировой экономике в конце XX– начале XXI столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.

Первый вариант. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение можно видеть, в частности, в отдельных странах Африки (например, в Республике Конго, Эфиопии), где в конце XX в. сокращался доход общества в расчете на душу населения.

Второй вариант. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.

Первый и второй варианты характеризуют явно ненормальное соотношение в изменении производства и потребностей.

Третий вариант. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.

Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.

Длительное расстройство хозяйства в ряде стран Содружества Независимых Государств в 1990-х гг. отрицательно сказалось на величине национального продукта (отечественного производства) в расчете на 1 жителя и на расходах на потребление домашних хозяйств. Например, в 2002 г. (в процентах к 1990 г.) такие расходы составили: в Белоруссии – 131, Казахстане – 60, Украине – 59 %.

Рис. 1. . Возвышение потребностей, связанных с автомобилем

Такое изменение можно проследить на примере отношения людей к покупке автомобиля (рис. 1.3).

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества. Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Как установил немецкий статистик Э. Энгель, если денежные доходы населения растут, то оно относительно меньше тратит средств на продовольственные товары, больше покупает промышленных товаров широкого потребления (обувь, одежда и т. п.), а при дальнейшем увеличении доходов приобретает высококачественные вещи и товары длительного пользования.

Наиболее быстрое возвышение потребностей по вертикали и по горизонтали в XX в. характерно для западных – экономически наиболее развитых стран. Здесь рост производства и потребления можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

Все рассмотренные варианты изменения производства и потребностей имеют общую черту. В них в той или иной форме выражается противоречие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что им дает реальная экономика.

Противоречие между потребностями и производством – основное противоречие хозяйственной деятельности во всяком обществе.

В следующем параграфе мы выясним, какими способами и средствами разрешается основное противоречие экономики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

100. Очередность удовлетворения требований кредиторов Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

1.1. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении

Из книги Основания политической экономии автора Менгер Карл

§ 6. Совокупность благ, находящихся в распоряжении индивида для удовлетворения его потребностей Потребности людей разнообразны, и жизнь и благосостояние их не обеспечены, если в их распоряжении имеются средства для удовлетворения лишь одной какой-либо потребности, хотя

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 2.1. Общественное производство. Простые моменты процесса труда. Производительные силы и экономические отношенияОбщественное

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

8. ВЫХОД УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВА ИЗ ОБЩЕСТВА 8.1. Участник Общества вправе в любое время выйти из Общества независимо от согласия других Участников.8.2. В случае выхода Участника из Общества его доля переходит к Обществу с момента подачи заявления о выходе. При этом Общество

автора

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Назначение данной главы состоит в том, чтобы:– познакомить читателя с естественными и социальными условиями жизни;– рассмотреть условия функционирования производства;– выяснить,

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем,

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

Глава III. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА. ИМУЩЕСТВО ОБЩЕСТВА Статья 14. Уставный капитал общества. Доли в уставном капитале общества1. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.Размер уставного капитала общества должен быть не менее

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности) После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности. В этой группе? потребности в дружбе, любви, общении и

автора Армстронг Майкл

ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (ПОТРЕБНОСТЕЙ) Эта теория основана на убеждении в том, что неудовлетворенная потребность создает напряжение и неравновесное состояние. Для того чтобы восстановить равновесие, ставится цель, которая удовлетворит данную потребность, и выбирается

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОТ РАБОТЫ Уровень удовлетворения работой можно измерить, определив коллективные групповые установки. Это можно сделать с помощью четырех способов:1. Использование структурированных опросных листов. Этот метод можно применять для всех

Из книги Бархатная революция в рекламе автора Зимен Сержио

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

54. Качество продукта и степень удовлетворения (Кано) ИнструментВолнует ли ваш продукт потребителей?Этот вопрос и связанные с ним аспекты подробно рассмотрены в модели разработки продукта и обеспечении удовлетворения потребителей, которую создал Нориаки Кано. Если

автора Шугерман Джозеф

Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

22. Незамедлительное получение удовлетворения Незамедлительное получение удовлетворения – крупнейшее преимущество покупки товаров и услуг в предприятиях розничной торговли. Подумайте над этим. В розничной торговле вы можете взять продукт, подержать в руках, потрогать

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Шаг 4. продумайте возможные варианты удовлетворения интересов всех сторон Задайте вопросы, которые бы прояснили скрытые интересы каждого в сохранении или разрешении проблемы. Изучите парадоксы, противоречия, загадки и полюсы проблемы. Резюмируйте невысказанные

Основные потребности человека - стабильность и комфорт

Я уже упоминала в своих статьях о потребностях человека и о важности их распознания, как у себя, так и у людей, с которыми мы контактируем. Это даст нам возможность лучше понимать наши собственные целеустремления, а также мы научимся понимать поведение и поступки других людей.

Попробуем разобраться с потребностями человека подробнее. Всё, что мы делаем в жизни, все наши действия и поступки направлены на удовлетворение каких-то наших потребностей.

Стабильность и комфорт

Рассмотрим физиологические потребности . Тут собралось всё, что нам необходимо, чтобы физически выжить. Мы не сможем выжить без пищи, воды, без крыши над головой, без отдыха, без сна; нам нужно здоровье, половое влечение и т.д. Каждый человек, кем бы он ни был, бомжем или миллионером, имеет одни и те же потребности к выживанию. Наличие денег создает лишь больший комфорт проживания. Но и бомж, и миллионер хотят кушать, только один добывает еду, роясь в мусорных контейнерах, а миллионер питается в ресторане. Разница в том, что бомж вынужден предпринимать действия, чтобы удовлетворить свою нужду, а миллионер, скорее всего, вообще не сосредотачивает на еде своего внимания.

Но стоит нашему миллионеру попасть в одиночку на необитаемый остров, его неудовлетворенная потребность в пище выползает на первый план, она не даст ему покоя, ни о чем другом он не сможем думать, все остальные проблемы отойдут на задний план, пока он не отыщет хоть что–нибудь съедобное.

Потребности в безопасности - вторая по значимости группа потребностей - это всё, что обеспечивает нам безопасную жизнь, что защищает нас от различных угроз, и избавляет от различных страхов. Мы стремимся к защищенности, стабильности, к постоянству, правильности, потому что хотим быть уверены, что никто, и ничто не угрожает нашей жизни. Мы не хотим, чтобы нам на голову упал кирпич, не хотим, чтобы наш самолет захватили террористы или он вообще не приземлился, не хотим остаться без заработка, и переживаем, как бы нас не выставили на улицу. Нам нужна уверенность, что врачи нас действительно лечат, а учителя действительно учат наших детей и многое, многое другое.

Нестабильность окружающего мира, зачастую, очень негативно влияет на нашу уверенность в жизни и порождает в нас множество страхов. Поэтому мы боимся неопределенности и предпочитаем стабильность (застой) новым и непонятным переменам в жизни.

Любовь и отношения


Любовь и отношения

Это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми . Потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни с самого момента своего появления на свет. Сначала нам необходима забота и любовь родителей, иначе мы просто не выживем в этом мире - мы просто не способны выжить в одиночку. Потом с каждым днем в нашей жизни появляется все больше и больше новых лиц, с которыми у нас складываются какие–то отношения.

Именно через контакты с этими людьми мы познаем жизнь, узнаем, что мир разный и люди в нем разные. У нас начинает формироваться свое отношение к этому миру, которое проявляется в нашем поведении. Затем детский садик, школа, институт, работа - мы уже становимся частью какого-то коллектива. И мы стремимся стать частью этого коллектива, мы не хотим быть выброшенными из него. Более того, мы нуждаемся в хороших отношениях с другими людьми. Так в нашей жизни появляются и друзья и недруги, приятели и просто знакомые.

И, наконец, в нашей жизни появляется человек, который нам становится дороже всех, ближе и роднее - в нашу жизнь входит романтическая любовь. Каждый человек, даже если он пытается это отрицать, испытывает потребность в общении, и все люди стремятся друг к другу в надежде на любовь, уважение и признание.

Значимость


Значимость

Это потребность чувствовать себя значимым , каждый человек хочет быть важным, нужным. Это, во-первых, потребность в самоуважении. Мы, конечно, хотим быть уверенными в себе, хотим чувствовать себя компетентными, гордиться своим мастерством и своими достижениями, своей независимостью и свободой. С другой стороны, для нас не менее важна потребность в оценках со стороны других.

Нам не безразлично, как нас оценивают, каков наш престиж и репутация, признаются ли наши достижения, как нас принимают в обществе и какие нам оказывают знаки внимания. Значимость - это наша лакмусовая бумажка, с помощью которой мы проверяем свои целеустремления и правильность их направления. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. Мы можем чувствовать себя значимыми, потому что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или, наоборот, мы можем добиваться важности, разрушая все на своем пути и опровергая кого-либо или что-либо.

И даже нашему бомжу совсем небезразлично, как отреагируют его «коллеги по несчастью», если ему удастся добыть продуктов гораздо больше.

Разнообразие


Разнообразие

Это потребность в любознательности , в желании узнавать и понимать что–то новое для себя. Другой аспект этой потребности – это внесение разнообразия в свою повседневную жизнь. Наша жизнь станет совершенно однообразной и скучной, если мы будем каждый день выполнять одни и те же действия. Если мы каждый вечер на ужин будем подавать жареную картошку, то, какой бы аппетитной она ни была, буквально на 3-4 день наша семья откажется ужинать. Сюда же относится и потребность в периодической смене какой-то нашей деятельности.

Если мы выполняем долгое время одну и ту же работу, она превращается в рутину, и у нас пропадает желание ее выполнять, эффективность наша падает, и мы переключаемся на что-нибудь более приятное для себя, разнообразим свое бытие. Это может быть и перерыв на чашечку кофе, просмотр какой нибудь телевизионной передачи, а может и отпуск на Лазурном берегу или прогулка по улицам в Париже. К разнообразию относится и наше стремление к преодолению препятствий и решению сложных ситуаций. Мы все нуждаемся в удовлетворении всех этих потребностей, но ценим их по-разному. Если для нас более ценным является потребность в стабильности, то в нашей жизни всё будет подчиняться этой потребности. Мы будем работать на одном месте много лет, жить в дорогих нашему сердцу стенах, мы не меняем друзей, как перчатки, не меняем супругов, но любые кардинальные изменения в жизни выводят нас из зоны комфорта и приносят душевные боли.

И, наоборот, если мы больше ценим разнообразие, то у нас будет совершенно другой стиль жизни и другие цели. Мы легки на подъем, меняем много профессий, не любим все, что привязывает наши действия, устаем от постоянных отношений, любим путешествовать. Когда, например, в супружеской паре - один супруг любит стабильность, а второй разнообразие, в семье закономерно будут возникать нерешаемые ситуации. Простой пример - один хочет приобрести дачу, а другому супругу жутко становится от перспективы все выходные проводить на грядках, и он всячески будет сопротивляться подобному приобретению. Но дискомфорт может возникнуть и внутри самого человека, если у него одновременно есть большая потребность в стабильности, так и потребность в разнообразии. Человек не будет знать, какую из потребностей удовлетворять в первую очередь, поэтому будет топтаться на месте.

Потребность в значимости также плохо совместима с потребностью в отношениях. Тяжело любить того, кто постоянно считает себя важным. Поэтому много успешных людей, которые, удовлетворяя свою потребность в значимости, имеют проблемы в личных отношениях и часто ощущают, что они сами любят неискренне и неглубоко. Как только мы определимся, какие самые важные потребности мы удовлетворяем, мы сможем чётко увидеть, что нужно изменить для повышения уровня счастья нашей жизни и чувства удовлетворения нашими отношениями.

Ранее мы говорили, что предметом потребностей могут выступать физические (объектно-ориентированные потребности), социальные (субъектно-ориентированные потребности) и культурные (личностно-ориентированные потребности) аспекты мира. Соответственно в результате удовлетворения потребностей происходят определенные телесные (физиологические), социальные и личностные изменения. Данные изменения могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ или радость от достижения высокого социального статуса) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются кровеносные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму.

Отметим, что у человека способ активной реализации любой потребности носит социокультурный характер. Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который ест с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с представителями животного мира) заключается в следующем:

  • 1) человек способен производить новые предметы для удовлетворения своих потребностей (например, изобрести синтетические волокна);
  • 2) на определенном этапе своего развития он приобретает возможность произвольной регуляции потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста);
  • 3) в его деятельности постоянно формируются новые потребности;
  • 4) человек включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может менять (в том числе осознанно выбирать) предметы потребностей.

С точки зрения адекватного удовлетворения потребности критически важным являются процессы их опредмечивания и распредмечивания. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Суть процесса опредмечивания потребности состоит во встрече живого существа с миром, когда внутренняя готовность к действию приобретает конкретную направленность – становится деятельностью. Деятельность всегда мотивирована, т.е. детерминирована мотивом – предметом, на который она направлена. Возможность противоположного процесса – распредмечивания потребностей – обеспечивает гибкость и вариативность поведения как при изменениях внешнего мира (среды обитания животных или условий жизни человека), так и в связи с изменениями самого субъекта, что особенно важно для жизнедеятельности личности.

Инстинктивное удовлетворение потребностей

Наиболее значимые с точки зрения эволюции потребности приобрели в филогенезе фиксированные способы удовлетворения. Поведение по удовлетворению потребностей, которое осуществляется на основе врожденных программ, называется инстинктивным поведением. Инстинктивное удовлетворение потребностей носит гомеостатический характер. Принцип гомеостаза является хронологически первым объяснительным принципом механизма действия потребности. Он заключается в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как напряжение, которое организм стремится минимизировать.

Реализация инстинкта представляет собой цепочку фиксированных действий, которая инициируется врожденным и специфичным для данного вида животных сигнальным раздражителем, т.е. каким-либо аспектом среды (цвет, размер, запах и т.д.), а не целостным объектом. Например, у самца небольшой рыбы – трехиглой корюшки – в брачный период брюшко становится ярко-красным. Красное пятно на брюшке рыбы выступает в качестве сигнального раздражителя, который запускает инстинктивное поведение защиты территории у других самцов. В период размножения самцы корюшки будут совершать грозные наскоки даже на грубый муляж с красным пятном, сохраняя при этом полную индифферентность по отношению к самцу своего вида, у которого краснота будет замаскирована.

Классическая концепция инстинктивного поведения была сформулирована К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, которым в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Ученые утверждали, что для реализации инстинкта важны как внутренние, так и средовые факторы. Модель, предложенная Лоренцем и Тинбергеном, получила название гидромеханической модели мотивации (рис. 4.2).

Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях. Во-первых, в "резервуаре" может скопиться настолько большое количество "энергии" инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животное искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает; а некоторые птицы исполняют весьма сложные брачные танцы в отсутствие потенциального партнера просто потому, что "пришло время".

Рис. 4.2.

1 – резервуар, в котором накапливается "энергия" активации, различная для каждой потребности. Накопление энергии связано с физиологическим состоянием организма; 2 – внешние сигнальные раздражители ("гирьки"); 3, 3", 3" – варианты интенсивности реализации инстинктивного поведения; 4 – порог запуска инстинктивного поведения

Во-вторых, достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. Ярким примером такого механизма является миграция лосося (А. Хаслер, 1960). Тихоокеанский лосось появляется на свет в ручьях западной части США и Канады. Затем мальки вместе с течением уходят в Тихий океан. Спустя два года, когда в их организмах накапливается необходимый уровень половых гормонов, лососи устремляются обратно к месту своего рождения. Реализация полового инстинкта лосося включает в себя ориентацию на минимальную концентрацию химических веществ родного ручья, которая дает им возможность безошибочно выбирать направление и идти на нерест туда, куда нужно. Не достигшие половой зрелости рыбы остаются безразличными к такого рода сигнальным раздражителям, в то время как зрелые рыбы демонстрируют фантастическую чувствительность: буквально капли родной воды достаточно для запуска инстинктивного поведения.

Рис. 4.3.

При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга, т.е. мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета. Открытие явления импринтинга принадлежит Дугласу Сполдингу (D. Spolding, 1875), который, наблюдая за развитием вылупившихся из яйца цыплят, обнаружил, что в первые дни после рождения цыплята следуют за любым движущимся предметом. Они как бы "считают" его своей матерью и впоследствии демонстрируют привязанность к нему. Однако наблюдения Сполдинга не были оценены при его жизни и получили широкую известность только в 1950-х гг.

К. Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга. Он считал, что явление импринтинга возможно только па строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды ). Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинг матери) только в период 5–25 часов после вылупления из яйца. После завершения этого периода при приближении аналогичного объекта он, скорее, будет демонстрировать реакцию страха. Наличие сензитивных периодов для инстинктивного опредмечивания потребностей биологически целесообразно. Действительно, существо, которое детеныш увидит сразу после рождения, скорее всего, окажется его матерью, а тот, кто придет позже, может быть опасным хищником. В свою очередь, у матери также наблюдается импринтинг своего детеныша. Так, у коз имеется особая чувствительность к запаху детеныша, которая быстро исчезает. Если в этот сензитивный период подменить козленка, то, согласно данным П. Клопфера и Дж. Гэмбла, коза будет воспринимать его как своего, а родного детеныша отвернет (Р. Klopfer, J. Gamble, 1966).

Вопрос о наличии инстинктивного поведения у человека до сих пор остается дискуссионным. Существуют данные, что явления, подобные импринтингу у животных, наблюдаются и у людей. Термин "бондинг " употребляется для обозначения процесса возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения. Например, отцы, которые присутствовали при рождении своих детей и имели возможность общаться с ними в первые часы жизни, впоследствии проявляли гораздо большую любовь и участие к ним. Альтернативное толкование данных результатов заключается в том, что такие мужчины в целом были в большей степени заинтересованы в отцовстве и именно это повлияло на их отношение к детям.

В другом исследовании было показано, что матери, которые находились в одной комнате с младенцем в течение трех дней после родов, даже по прошествии нескольких лет демонстрировали значительно более высокую привязанность к своим детям, чем те, которым младенцев приносили только для кормления. Есть данные и о том, что у людей, которые провели вместе детство, отсутствует половое влечение друг к другу. Данный факт связывается с действием механизма, аналогичного родственному импринтингу у животных: поскольку близкородственное скрещивание является эволюционно опасным, животные избегают при образовании пары своих семейных собратьев, запечатлевая их в ранний период жизни.

Несмотря на важную роль инстинктивного поведения для биологической эволюции, очевидно, что на уровне человека прижизненно приобретенные формы удовлетворения потребностей играют несравненно большую роль, чем врожденные. Особенно значимо это проявляется в процессе распредмечивания потребностей, т.е. когда потребность меняет свой предмет. Как уже было указано выше, классическое представление об инстинкте включает в себя представление о необратимом характере импринтинга – формировании жесткой мотивационной связи с объектом. Хотя внешне схожие явления можно наблюдать и в человеческом поведении (некоторые мужчины, например, влюбляются только в блондинок), на самом деле об "инстинктах" у человека можно говорить только в метафорическом смысле: человеческая деятельность мотивирована не изолированными характеристиками среды, а целостной картиной мира, имеющей смысловое и ценностное измерения.

Деятельностное удовлетворение потребностей

В жизни человека инстинктивный способ удовлетворения потребностей (если он вообще существует) является скорее рудиментом, чем преобладающей формой. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создаст новые. Можно сказать, что человек выступает в роли "производителя" своих мотивов. Человек ставит перед собой цели (сознательные представления о потребном будущем) и руководствуется ими не в меньшей степени, чем актуальной ситуацией.

Одним из путей порождения новых мотивов в деятельности является механизм сдвига мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. В данном случае новый мотив возникает из цели действия, которое прежде было компонентом иной деятельности. Поясним действие данного механизма на примере. Студентка отправляется на лекцию нового преподавателя, привлеченная интригующим названием его курса. Ею движет познавательная мотивация, а также мотив достижения, так как она хочет наилучшим образом освоить все необходимое для ее будущей профессии. Эти два присущих нашей героине мотива воплотились в действие – поход на лекцию. Но, зайдя в аудиторию, она обнаруживает, что новый преподаватель – очень привлекательный молодой человек. С этого дня она не пропускает ни одной его лекции, и даже те, что читаются на других факультетах и не включены в ее учебный план; преподаватель приобретает для нее мотивирующую силу сам по себе, как интересующая ее личность. Произошел сдвиг мотива на цель, т.е. то, что сначала выступало для студентки целью конкретного действия (прослушивание курса) в рамках деятельности более высокого уровня (обучение и овладение профессией), теперь превратилось в самостоятельный мотив (увидеть данного человека). На этом примере удобно пояснить и еще одно важное в деятельностном подходе разделение на внешние и внутренние мотивы деятельности: внутренние мотивы – это те, что совпадают по содержанию с выполняемой деятельностью, а внешние – те, что выходят за ее рамки. В нашем случае внутренними мотивами студентки остаются мотивы учения и достижения (ведь девушка не перестала интересоваться своей профессией и не стала менее любознательной), совпадающие с тем, что собственно она делает (ходит в институт и посещает лекции). Внешним же мотивом для нее стала привлекательность преподавателя. Этот мотив на первый взгляд не имеет отношения к учебной деятельности, но наделе дополнительно побуждает и поддерживает ее.

Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.