Про психологию. Учения и методики

Умение разговаривать с людьми. Как научиться общаться с людьми? Постигаем искусство эффективного общения

Почему одни люди умеют без всяких проблем в считанные минуты найти общий язык и завоевать доверие совершенно чужих людей, а другие неспособны договориться даже со своими родными? Ответ на этот вопрос один: эти люди имеют разные навыки общения.

Один из самых действенных и в то же время простых способов улучшения своих коммуникативных способностей можно выразить всего одним словосочетанием - будьте хорошим слушателем.

Умение слушать заключается в том, что вы не просто закрываете рот, чтобы ваш собеседник успел вставить несколько фраз. Вы должны действительно внимательно и заинтересовано внимать чужим словам. Это не только поможет вам наладить контакт, но также является отличным способом продемонстрировать уважение к собеседнику.

Когда люди чувствуют такое отношение к себе, это сразу меняет атмосферу ваших взаимоотношений. Просто вспомните о том, как вы здорово себя чувствовали, когда кто-то пристально слушал вас в то время, как вы увлечённо рассказывали о важном для вас событии.

Все люди хотят быть услышанными. Даря им эту возможность, вы сразу приобретёте много друзей. Только не притворяйтесь: следите за рассказом, задавайте уточняющие вопросы, реагируйте на ключевые моменты. Иногда это бывает не так просто, особенно если ваш собеседник не блещет ораторским мастерством.

Кроме умения слушать вам могут пригодиться ещё несколько советов, которые помогут улучшить ваши навыки общения.

1. Никогда не перебивайте

Это свидетельствует о реальном отсутствии уважения. Перебивая кого-либо, вы ему явным образом сигнализируете: «Меня не волнует, что ты говоришь, я должен сказать гораздо более важные вещи».

2. Никогда не заканчивайте чужое предложение

Да, человеческая мысль намного опережает возможности речи, и иногда так и хочется помочь собеседнику выразить мысль. Сделав это, вы не поможете, а покажете свои сомнения в умственных и ораторских способностях человека и вызовете в ответ только чувство досады. Так что лучше прикусите язык в такие моменты.

3. Парафраз

Если вы хотите показать, что вы действительно поняли кого-то, то просто повторите ключевую мысль собеседника. Прежде чем соглашаться на что-либо или выступать с протестом, просто зафиксируйте своё понимание услышанного. Половина недоразумений в мире происходит из-за того, что люди думают одно, говорят другое, а слушатели понимают третье.

4. Слушайте активно

Как уже было отмечено выше, особое значение имеет ваша активность как слушателя. Покажите свою заинтересованность рассказом, дайте ответную реакцию рассказчику, и благодарность собеседника не заставит себя ждать.

5. Поддерживайте зрительный контакт

Не отводите взгляд на посторонние вещи, а сосредоточьтесь на говорящем. Глядя другому человеку в глаза, вы скажете ему, что вы заинтересованы в его рассказе. Прекратите все свои занятия и старайтесь не отвлекаться.

Сложный процесс установления и развития отношения между людьми.

На протяжении всей жизни мы общаемся с разными категориями личностей: по возрасту, по положению в обществе, по профессиональным навыкам. Благодаря общению мы обмениваемся информацией, получаем полезный опыт, учимся слушать и быть понятными окружающим.

Получается, что умение общаться с людьми - это большая наука. В зависимости от того с кем нам предстоит столкнуться, мы должны научиться навыкам общения в разных ситуациях. Например, переговоры в процессе деловой встречи будут весьма отличаться от разговора с родными и близкими людьми - содержанием, эмоциональным окрасом, временем.

Умение общаться с людьми очень важно в современном обществе. В любом коллективе встречаются разные по характеру и убеждениям личности и важно, чтобы общение имело положительный оттенок и приносило радость и удовольствие. С рождения и на протяжении всей жизни длится наш обмен информацией с окружающими. Слова всегда помогают преподнести информацию, истолковать мысли. Но главное, чтобы наша речь располагала к себе собеседника и была понятна.

Интроверты - это молчуны и общаться с ними достаточно сложно. Они тихони и достаточно замкнуты, свои победы, и переживания они прячут глубоко внутри. Поддерживать беседу с интровертами достаточно сложно, но научиться вполне реально.

Иногда нам приходится общаться с людьми, разговор с которыми нам неприятен. Как общаться с неприятными людьми, с теми, кто вызывает негативные эмоции и даже раздражает? Бывает достаточно просто избегать общих тем с такими людьми. Однако, ведь часто тематика связана с профессиональной деятельностью. Поэтому самый главный совет - это стараться разговаривать спокойно и сдержанно, эмоции при этом не показывать. Всегда старайтесь найти в таком общении, да и в самом собеседники положительные стороны. Ваша тактика и однозначно приведет к хорошему результату.

Если вам необходимо обсудить деловые вопросы и это неизбежно, ваш тон должен быть официальным и корректным. Тема переговоров должна касаться профессиональных моментов. Обращение к коллеге на «Вы», четкие вопросы и ответы, рабочая атмосфера помогут вам. Главное помнить, что неприятный вам человек - всего лишь сотрудник по работе, который имеет свою точку зрения и не обязан вам нравиться.

Существует еще и беседы с неприятным родственником. Такого общения часто не избежать. Постарайтесь по возможности игнорировать разговор, а еще лучше перевести в шутку неприятную тему. Спокойствие и уравновешенность с неприятным родственником станут вашими козырями.

Как перестать общаться с человеком

Часто мы нуждаемся в положительном и даже отрицательном опыте, ведь именно так мы учимся. Но иногда возникает необходимость перестать общаться с человеком. Перед тем как вы решите так поступить, подумайте, стоит ли так делать. Возможно, стоит взять кратковременный таймаут, и вы разберетесь в себе и в причинах такого поступка. Не стоит сразу прекращать общение, а потом жалеть об этом.

Умение общаться с людьми приходит с опытом. Никогда не поздно научиться понимать человека и уважать его мысли и чувства. Станьте более открытым и общительным.

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Дэнни - как раз такой ребенок. Это сообразительный, живой трехлетний мальчишка, который посещал утренние занятия в подготовительном классе пять раз в неделю. Дэнни очень хотелось иметь друзей, но у него из этого ничего не получалось. В начале года он обычно редко подходил к другим детям и большую часть времени мог бродить сам по себе. Он заметно выделялся на уроках пения, когда пускался в пространное воспроизведение выученных дома песен. В течение семестра Дэнни неоднократно пытался стать участником детских забав, но все его попытки были безуспешными. Например, подойдет он к Элисон и Бекки, которые разгадывают головоломку, и встанет рядом. Элисон ему спокойно говорит: «Уходи отсюда». «Почему?» - спрашивает Дэнни. «Потому что ты мне здесь не нужен». Дэнни тихонько исчезает. В другой раз Дэнни подходит к столу, за которым трудится Джош, и говорит ему: «Привет». Джош не откликается, и Дэнни просто-напросто удаляется. Поскольку Дэнни не удалось привлечь к себе внимание других детей, он пытался общаться с учителями. Так, во время игры некоторых детей с цветными пластиковыми трубками Дэнни берет несколько трубок и, обращаясь к старшей воспитательнице, спрашивает: «Вы соберете их со мной, миссис Бенсон?» Когда же в ответ воспитательница предлагает ему поиграть с Диланом, Дэнни с трубками в руках уходит к дальнему столу один, напевая при этом какую-то песенку сам для себя. Другой случай: Дэнни и Кэвин качаются вместе на канатах. Потом Кэвин убегает и зовет присоединиться к нему своего лучшего друга Джейка. Дэнни оставили качаться одного. Он медленно идет к школьному забору и долго смотрит в щелку на соседний школьный двор, где играют незнакомые дети из параллельного класса. На вопрос, кто его лучший друг в школе, Дэнни отвечает «Кэлеб». Когда же Дэнни спрашивают, почему Кэлеб его друг, он отвечает: «Потому что я этого хочу».

Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками . Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт.

Овладение такими навыками может оказаться трудным делом. Как показывает опыт Джэнни, в детском саду дети, предпринимающие непосредственные попытки включиться в уже сложившуюся групповую деятельность, подвергаются риску получить резкий отказ. Вильям Корсаро отмечает, что, как только двое или более детей придумали и определили для себя определенного рода деятельность, будь то разгадывание головоломки или полет на борту космического корабля, они часто «защищают» свою деятельность, не подпуская никого из посторонних, кто мог бы осмелиться попроситься к ним. На приветствие они могут не отозваться, на вопрос «А что вы делаете? - ответить: «Мы-то куличики делаем, а ты - нет», и на прямой вопрос: «Можно мне с вами?» - дать такой же прямой ответ: «Нет». Таким образом, чтобы включиться в деятельность, ребенку, видимо, нужно быть осторожным, уметь искусно маневрировать и быть настойчивым после первого отказа - мастерство, которым Дэнни еще не овладел.

Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми , с которыми одноклассники любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И напротив, детей, которые часто игнорируют, высмеивают, обвиняют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, одноклассники обычно недолюбливают.

Значит, для того, чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать». Надо признать, однако, что «дружеское» поведение не всегда вознаграждается дружбой. Будет ли проявление нежности действительно оценено другим ребенком по достоинству, зависит от того, как выражена эта нежность и как ее понимает получатель. Если некоторым детям надо научиться вести более дружелюбно, то другим надо научиться сдерживать слишком бурное проявление дружеских чувств.

По мере развития у детей чуткости они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу. Даже четырехлетние дети могут проявлять такой такт, особенно если речь идет о близких друзьях. В качестве подтверждения этих слов я могу, например, сослаться на подслушанный мною разговор между Дэйвидом и Джошем, которые прогуливались вместе, изображая роботов:

ДЭЙВИД. Я - робот-ракета и могу пускать ракеты из пальцев. Я могу пускать их из любого места, даже из ног. Я - робот-ракета.

ДЖОШ (поддразнивая). Нет, ты - пукающий робот.

ДЭЙВИД (протестуя) Нет, я - робот-ракета.

ДЖОШ. Нет, ты пукающий робот.

ДЭЙВИД (обижен, почти плачет) Да нет, Джош!

ДЖОШ (поняв, что Дэйвид расстроен) И я - робот пук-пук.

ДЭЙВИД (вновь развеселившись) Я - робот пи-пи.

Во время этой ссоры Джош сообразил, что сказал нечто такое («Ты пукающий робот»), что очень расстроило его друга. Он искусно вышел из положения, унизив и себя («И я - робот пук-пук»), показав, таким образом. что его издевательство не стоит принимать всерьез. Ответ Дэйвида («Я робот пи-пи») на ход Джоша означает, что Джош точно оценил ситуацию и с успехом избавил друга от унижения.

Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых. Детские сады часто служат «испытательным полигоном» для развития таких навыков.

Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Навыкам общения дети учатся также под непосредственной опекой своих сверстников или на их примерах. Когда однажды Дэйвид захныкал: «А Гарри толкнул меня», Джош уверенно ему посоветовал: «Скажи просто, чтобы он прекратил». В других случаях дети знакомят своих друзей друг с другом, помогают другим найти общее дело или показывают, как им разрешить конфликты. И я склонен считать, что такого рода советы и помощь уважаемых ровесников зачастую более действенны, чем подобное же вмешательство со стороны учителей или родителей.

Однако бывают случаи, когда детям необходима помощь взрослых, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения. Порочный круг - когда дети хотят дружить, но не имеют навыка дружеского общения - можно привести в движение. Одинокие дети должны общаться со своими ровесниками, чтобы приобрести уверенность в себе и навыки, необходимые для успешного общения. Но отсутствие у них навыков общения - например, если они неспособны обратиться к другим детям или часто отпугивают их - может лишить их именно такой возможности. В подобных случаях может потребоваться вмешательство родителей или учителей. Один способ - это свести ребенка, у которого нет друзей, с каким-то другим конкретным ребенком - иногда с тем, у которого тоже нет друзей, - с которым, по мнению взрослых, он мог бы поладить. По крайней мере в некоторых случаях такое «сводничество» помогает двум замкнутым детям приобрести первоначальный и ценный опыт общественного признания. Другой способ заключается в том, чтобы составить пару из ребенка постарше возрастом, который слишком любит помериться силой или чересчур агрессивен, и ребенка помоложе, к которому первый (задира) будет относиться как «старший брат» и, выступая в этой роли, узнает, что можно завоевать признание, не будучи задирой.

Психологи разработали также ряд программ для обучения навыкам общения детей дошкольного и школьного возраста. По таким программам с детьми, отнесенными к категории одиночек или «изгнанников», проводится ряд занятий с показом особых навыков общения, предоставлением возможности попрактиковаться в нем и отзывами о результатах. В соответствии с одной из таких программ не пользовавшиеся популярностью ученики третьего и четвертого классов участвовали попарно в ряде тренировочных занятий, нацеленных на приобретение четырех групп навыков: как принять участие в определенных играх, делать что-то поочередно и вместе, общаться с другими детьми более многословно и как поддерживать ровесников, уделяя им внимание и оказывая помощь. По крайней мере в некоторых случаях такие программы обучения заметно способствовали вовлечению в общение первоначально непопулярных в кругу ровесников детей.

Поскольку в программах обучения навыкам общения прослеживается тенденция уделять основное внимание тому, чтобы способствовать признанию детей в обществе или их популярности, возникают некоторые мучительные вопросы о системе ценностей. Действительно ли эти программы помогают детям развить способность дружить или же они подогнаны под американский идеал бойкой общительности и добродушия, который мало связан с настоящей дружбой. (Питер Сведфельд поясняет склонность нашего общества выступать «за то, чтобы все вместе») Ответ на данный вопрос зависит как от деталей программы, так и от системы ценностей у тех взрослых, которые ее реализуют. С точки зрения некоторых, во всяком случае ведущих, практиков, «цель обучения навыкам общения не в том, чтобы создать «популярных» или «общительных» детей, а в том, чтобы помочь детям, к какому бы типу личности они ни относились, развить настоящие отношения... по крайней мере с одним ребенком или двумя. Можно также усомниться и в том, этично ли навязывать обучение навыкам общения детям, у которых в этом вопросе почти нет выбора и которые в отдельных случаях могут на самом деле не испытывать желания превратиться в «более дружелюбных». В конечном счете, самый убедительный довод в защиту таких программ - это то, что они, видимо, могут повысить у ребенка уровень самоконтроля собственной жизни:

«Ребенок, который способен положить начало игре или общению с себе подобными, может все же предпочесть проводить время в одиночестве. Но такой ребенок сможет успешно общаться, когда он (она) этого захочет или если того потребует обстановка. С другой стороны. ребенок, не владеющий навыками общения, может оставаться один или быть «изолированным» скорее по необходимости, чем по своей воле» .

Чтобы обучить детей навыкам дружеского общения в школьной или домашней обстановке, родителям и учителям не обязательно открывать официальные курсы; достаточно прибегнуть к демонстрации подобных навыков, объяснениям и отзывам о ним. Хотя взрослым при обучении детей навыкам общения приходится играть роль, лучше, если они будут играть ее ненавязчиво. В особенности же взрослым нужно остерегаться «поправлять» на виду у всех не овладевших еще какими-то навыками детей и таким образом смущать их, а также публично называть детей «застенчивыми», ибо и они начнут считать себя как раз таковыми.

Взрослым не надо навязывать навыки общения без разбора, нужно уважать реальные различия между детьми, которые одних детей побуждают установить дружеские отношения со многими сверстниками, других - сосредоточиться на одной или двух дружеских связях, а третьих - проводить много времени в одиночестве. Любая из этих моделей может удовлетворить отдельного ребенка и подойти ему. Пытаясь помочь детям подружиться, мы должны быть больше заинтересованы в качестве дружеских контактов детей, а не в их количестве.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои .

Как передается сообщение?

Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:

  • Вас неправильно понимают.
  • Вы неправильно трактуете слова других людей.

Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:

  1. Возникновение причины или сказать что-либо.
  2. Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
  3. Кодирование сообщения (речь, жесты).
  4. Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
  5. Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
  6. Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
  7. Расшифровка собеседником вашего сообщения.
  8. Интерпретация вашего сообщения.

Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.

Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.

Пять основных барьеров

На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.

Судить другого человека

Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.

Не проявлять интереса к словам собеседника

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.

Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.

Использовать технический или непонятный язык

Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.

Давать непрошенные советы

Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».

Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.

Не проявлять эмпатию

Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.

После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.

Пять основных навыков коммуникации

За один день вы не станете . И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.

Активное слушание

Чтобы научиться , нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.

Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.

Невербальная коммуникация

Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.

Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.

Задавание вопросов

Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:

  • Каким образом?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Как часто?

Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.

Прояснение

Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:

  • Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
  • Показывает, что вы действительно его слушаете.

Осознанность

Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.

Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.

Игры на развитие коммуникационных навыков

Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.

Коммуникационные оригами

Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.

Для прохождения упражнения требуется от трех человек.

  1. Дайте каждому по листу А4.
  2. Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
  3. Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
  4. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.

Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.

Открыть глаза = слушать и понимать.

Задавать вопросы = уточнять.

Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.

Угадайте эмоцию

Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.

Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.

Инструкция:

  1. Разделитесь на две команды.
  2. Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
  3. Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
  4. Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
  5. Теперь то же самое должна проделать группа Б.
  6. Через несколько кругов подведите итоги.

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
  1. Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.

Книги

Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  • «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг

Желаем вам удачи!

Каждый день человек взаимодействует с другими людьми посредством общения. Люди сталкиваются друг с другом на учебе, работе, различных мероприятиях. Общение играет важную роль в жизни человека, помогая ему развиваться, получать определенную информацию, опыт. Но что делать, если возникает барьер коммуникации? Как научиться общаться с людьми?

Причину, по которой человек не может начать разговор, называют барьером. Почему же он возникает?

  • Во-первых, барьером может выступать неумение человека и отсутствие у него желания слушать своего собеседника. Он пытается начать свою речь тогда, когда оппонент еще говорит. Без умения слушать у человека не получится достичь успехов в тех областях жизни, где главным звеном для достижения положительного результата выступает общение с людьми. Ведь когда собеседник постоянно пытается перебивать, вставляя какую-то свою мысль, это очень сильно сбивает и раздражает.

Отсутствие же желания слушать – это немного другая проблема. В этом случае оппонент не перебивает, а просто показывает свое полное безразличие к разговору. Причиной этому может стать то, что человеку не интересна тема беседы или у него уже есть мнение по поводу обсуждаемой проблемы, и он не собирается его менять.

При этом необходимо помнить о том, что собеседник может сделать вид, что ему интересно. В результате получится, что человек зря теряет время на данный разговор. Можно проверить, слушает ли речь оппонент. Для этого нужно просто задать вопрос: «А что Вы думаете по поводу этого?». Если человек не слышал последнее из сказанного, то он не сможет выразить свое мнение.

  • Во-вторых, барьер может выступать в качестве неспособности продемонстрировать, что человек реально заинтересован обсуждаемой проблемой. Намного легче идет беседа, когда всем ее участникам нравится тема разговора. Однако, если собеседник просто показывает заинтересованность, не имея ее на самом деле, то общение не будет иметь смысла. Но часто страх обидеть человека заставляет молчать о своем безразличии к данной теме разговора.
  • В-третьих, барьером может быть отсутствие желания понять чувства своего собеседника. Нередко происходит так, что человек начинает общение, не обратив внимание на настроение оппонента либо на то, какие чувства у него вызывает именно эта тема. А это очень важный момент в коммуникации.
  • В-четвертых, говорить с людьми мешает страх открыться перед ними. Обычно это в полной мере проявляется, когда люди только познакомились. Не каждый человек готов открыть свою душу другому, ведь для этого необходимо быть уверенным в нем и полностью ему доверять. Хотя некоторые люди могут при первой же встрече рассказать о себе все, что тоже не желательно. Необходимо осторожно рассказывать о себе, выбирая, что стоит поведать, а о чем лучше промолчать.
  • В-пятых, мешать началу разговора может то, что у людей часто бывает слишком разный уровень развития и образования. Проще всего взаимодействуют между собой люди, которые имеют практически одинаковый интеллектуальный уровень. Если у собеседника он высокий, то оппонент старается как-то ему угодить, взять с него пример, приобрести какой-то навык.

Хуже всего, когда у одного человека уровень интеллекта ниже, чем у другого. Тогда интерес к разговору будет минимальным, будет отсутствовать желание поддерживать его. Но даже из такой закономерности бывают исключения.
К примеру, если собеседник весь день занимался умственной деятельностью, то ему вряд ли захочется разговаривать на серьезные тематики. Тогда он может с легкостью поддержать любой непринужденный разговор, пусть даже самый пустяковый. Поэтому в этом случае интеллектуальный уровень оппонента не сыграет никакой роли.

Психология общения с людьми

Психология общения с людьми строится на некоторых правилах. Лучше всего сформировать их сумел известный психолог и писатель Дейл Карнеги. У него в арсенале имеются отличные и всем известные книги об общении, которые были написаны еще в 1930-40-х годах. На данный момент они остались такими же актуальными.

  1. Важно по-настоящему интересоваться другими людьми. Ведь каждый человек считает, что он уникален, поэтому желает быть интересным обществу. Обычно собеседник охотнее вступает в разговор с тем оппонентом, который больше всего проявляет к нему интерес. При этом малое значение уделяется тому, что именно он говорит.
  2. Необходимо всегда улыбаться. Улыбка – это тот инструмент, который помогает расположить к себе собеседника. Она демонстрирует удовольствие от общения.
  3. Не стоит забывать про имя оппонента, ведь это самое приятное слово для любого человека. В процессе разговора нужно называть собеседника. Имя выражает индивидуальность, поэтому многим людям не нравится, когда кто-то неправильно его называет.
  4. Очень важно слушать человека. Этим умением оппонент показывает свое внимание, интерес к беседе. К сожалению, далеко не все люди умеют слушать, пытаясь быстрее вклиниться в разговор, высказав свою точку зрения. Необходимо внимательно слушать собеседника, задавать ему вопросы, проявлять свои эмоции, когда это уместно. Если же еще запомнить какую-то удачную фразу оппонента, а потом высказать ее в процессе разговора, то ему будет вдвойне приятно и не возникнет сомнений по поводу того, был ли он услышан.
  5. Разговор должен быть построен на том, что интересует обоих участников дискуссии. Хорошо, если человек может определить или уже знает тему, которая точно не будет безразлична собеседнику. Это отлично поможет расположить человека к себе.
  6. Всегда нужно показывать человеку, что он значим. При этом делать это необходимо исключительно искренне. Это очень сложный момент в области психологии общения. Оппонент всегда может почувствовать фальшивую заинтересованность в нем, наигранное восхищение. Даже если люди предпочитают лесть, он все равно могут ощутить некий дискомфорт. Поэтому следует находить в человеке те стороны, которые на самом деле кажутся неповторимыми и лучшими, и хвалить его за них.

Люди, которые отличаются замкнутостью, сталкиваются с невозможностью переступить через себя для произнесения какой-либо фразы, чтобы поддержать разговор. Но этот навык необходим каждому человеку также сильно как умение писать и читать. Психологи создали некоторые рекомендации, как научиться общаться с людьми.

Хорошо можно потренироваться на неодушевленных предметах. Можно просто поговорить со своей мебелью, например, рассказать своему письменному столу, как отлично прошел сегодняшний день и какие интересные события происходили.

Специалисты утверждают, что такое упражнение на самом деле позволяет научиться правильно общаться с людьми, выражать свои мысли, логично выстраивать предложения, тренировать свою мимику и жестикуляцию. Однако, для многих людей такая затея кажется бредовой. В любом случае можно сменить мебель на домашнего питомца. Например, собачка всегда будет преданно выслушивать все рассказы своего хозяина.

Другим упражнением является похвала. Когда человек вступает в разговор, ему надо стараться всегда делать комплименты своим собеседникам, выделять их особые качества и умения. Многие стесняются выражать свои чувства, но все прекрасно знают, что люди любят, когда их хвалят.

При этом важно учитывать то, что добрые слова должны быть искренними, исходить от сердца. Не стоит специально льстить, это может быть заметно.

Самым лучшим видом упражнения, как правильно общаться с окружающими людьми, является непосредственное общение со случайными оппонентами. Необходимо поставить себе цель каждый день вступать в разговор с незнакомцем. К примеру, придя в магазин за продуктами, можно поговорить с продавцом о качестве того или иного продукта.

Или когда нужно найти определенный адрес, можно спрашивать у случайных прохожих, как пройти к нему. Также заходя в помещение, можно приветливо поздороваться с консьержкой, спросить о ее настроении, поговорить о погоде и так далее. Беседуя с незнакомцами, важно всегда улыбаться. Это располагает людей друг к другу.

Мимика и жестикуляция в общении

Научиться правильно говорить с людьми – это еще не все. Необходимо приобрести навык верной жестикуляции и мимики. Иногда язык тела говорит больше чем сами слова. Когда собеседник говорит, окружающие люди оценивают не только речь, но и расположение, движение рук, ног, головы, глаз.

Для того чтобы люди слушали речь, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Важно научиться правильно смотреть на собеседника. Иногда у человека бывает такой взгляд, что у другого застревает ком в горле и он боится что-либо сказать. Поэтому необходимо смотреть на оппонента открыто, отводить глаза, постоянно показывать свою заинтересованность в нем. В зависимости от того, на какую тему происходит беседа, взгляд может быть разным. Не стоит смотреть «глаза в глаза», это создает дополнительное напряжение при общении. Если ваш собеседник пытается смотреть вам прямо в глаза, вы можете смотреть в их сторону, но не фокусируя свой взгляд на них. Смотрите как бы сквозь лицо человека.
  • Необходимо следить за своей мимикой и мимикой своего собеседника. Человек всегда выражает на своем лице какие-либо эмоции. Можно научиться распознавать по мимике настроение партнера, а также самим выражать чувства с помощью нее.
  • Нужно уметь определять настрой человека по жестикуляции. Если человек скрещивает ноги, прижимает к себе папку, прячет руки в карманах, то можно с уверенностью сказать, что он пытается отгородиться. Тогда беседа вряд ли получится открытой и интересной с первых минут.

Поза должна быть открытой, жесты плавными и медленными, ладони раскрытыми. Это будет говорить о том, что человек спокоен и готов к разговору. Некоторые люди, которые умело пользуются психологическими приемами, часто применяют метод «отзеркаливания». Он заключается в том, чтобы спустя маленький промежуток времени повторить жестикуляцию или позу партнера. Такой прием позволяет людям лучше раскрыться.

Общение с окружающими людьми является неотъемлемой частью жизни человека. Без этого невозможно развитие личности. Для приобретения навыка общения следует постоянно практиковать его. Чем больше человек будет разговаривать с людьми, тем быстрее он лишится всех сковывающих барьеров, которые были на его пути.