Про психологию. Учения и методики

Эргономика изучает закономерности. Что такое эргономика

Экономический словарь терминов

(от греч. ergon - работа и nomos - закон) эргономика

наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии.

Словарь медицинских терминов

эргономика (эрго- + греч. nomos закон)

научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда для повышения его производительности и качества; по многим аспектам тесно соприкасается с физиологией и гигиеной труда.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эргономика

ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon - работа и nomos - закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы "человек - машина", в т.ч. и т.н. эргатические системы; метод исследования - системный подход.

Эргономика

(от греч. érgon ≈ работа и nómos ≈ закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Э. возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Э. сформировалась на стыке наук ≈ психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

Человек, машина и окружающая их среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система . Основной объект исследования Э. ≈ система «человек и машина »; Э. изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия (см. Человеческие факторы), разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека (группы людей) и т. д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Э. не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием новой техники.

Методологическую базу Э. составляет системный подход . Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Э. опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Э. органически связана с художественным конструированием. Проблемы Э. разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры.

Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение Э., относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда. Термин «Э.», предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование Э. как самостоятельной научной дисциплины. С середины 50-х гг. Э. интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по Э.; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет «Эргономика». В Великобритании с 1957 издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области Э. в университетах и других высших учебных заведениях.

В СССР развитие Э. связано с возникновением и становлением в 20≈30-х гг. 20 в. научной организации труда (А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др.). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию Э., которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах Э. в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи Э. в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но прежде всего общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника. С 60-х гг. в СССР ведутся исследования по всем основным направлениям Э.; разработка эргономической проблематики и решение ее практических задач осуществляются во многих организациях и производственных предприятиях страны. Разработан комплекс стандартов общих эргономических требований к системам «человек ≈ машина». Издается ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика» , в котором освещаются вопросы теории, истории и современной практики Э. Всесоюзный НИИ технической эстетики издает научные труды и методические рекомендации по Э. В 1974 странами ≈ членами СЭВ подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области Э.

Лит.: Введение в эргономику, М., 1974; 3инченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л., Эргономические основы организации труда, М., 1974; Ломов Б. Ф., Человек и техника, 2 изд., М., 1966; Синглтон В. Т., Введение в эргономику, пер. с англ., (М.), 1974; Эргономика, пер. с польск., М., 1971; Harris D. Н., Chaney F. В., Human factors in quality assurance, N. Y., 1969; Glivický V. (a kolektiv), Úvod do ergonomie, Praha, 1975; Meister D., Behavioral foundations of system development, N. Y., 1976.

В. М. Мунипов.

Википедия

Эргономика

Эргоно́мика - в традиционном понимании - наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Более широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной ассоциацией эргономики, звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы »..

Примеры употребления слова эргономика в литературе.

Он тридцать лет бился за то, чтобы авиационная эргономика работала не на модное пресмыкательство перед Западом, а на безопасность полета.

Эргономика — наука о системах

Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве и быта. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой и бытовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых и бытовых функций.

Эргономика сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой и бытовой деятельности человека.

Методологическую базу эргономики составляет системный подход. Он позволяет использовать в эргономическом исследовании в том или ином сочетании методы различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек и машина». Эргономика опирается на комплекс наук, предметом исследования которых является человек, и развивается в тесном взаимодействии с инженерной психологией, кибернетикой, системотехникой, исследованием операций, технической эстетикой, а также с научной организацией труда и охраной труда. Эргономика органически связана с художественным конструированием. Проблемы эргономики разрабатываются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, антропологи, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры.

Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.

Термин «Эргономика», предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины.


Эргономика — система

  1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах:
  • человек;
  • вещь;
  • среда;
  • Эргономика — наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.

  • Эргономика — отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.

  • Эргономика — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ.

  • Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

  • К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

    1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

    2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

    3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.


    Эргономика — комплексная наука

    Эргономика — наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель v разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

    Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика — результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.

    Эргономика — эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

    Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

    Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

    Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы.

    Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — системы «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда». Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.

    Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

    1. Инженерная психология;
    2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология;
    3. Конструирование;
    4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда;
    5. Антропология, антропометрия;
    6. Медицина, анатомия и физиология человека;
    7. Теория проектирования;
    8. Теория управления.


    Мидиэргономика

    Мидиэргономика — исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив- организация». Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов мидиэргономики входят:

    1. Проектирование организаций;
    2. Планирование работ;
    3. Обитаемость рабочих помещений;
    4. Гигиена труда и быта;
    5. Проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов.

    Это — исследование и проектирование систем «человек — рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация», сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое.


    Микроэргономика

    Микроэргономика — исследование и проектирование систем «человек - машина». Сюда-же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины — например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» — это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек — программа, ПО, ОС».

    Система «человек-машина» Man-machine system. Человеко-машинная система — система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации.


    Макроэргономика

    Макроэргономика (англ. macroergono-mics) — раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы. В своей основе это социо-технический системный подход сверху — вниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек — работа, человек-машина, человеко-программное обеспечение. С помощью макроэргономического подхода достигается полная согласованность и гармоничность всех компонентов рабочей системы.


    Ещё немного об эргономике.

    Эргономика, так или иначе, связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания, общения и жизненного бытия. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности человека и его быта. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда и быта, которые являются предметом изучения. Она тесно связана с физиологией труда и быта, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и быта, и физиологическому обоснованию научной организации, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на самом высоком уровне.

    Эргономика использует данные гигиены труда и быта, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда и других жизненных процессов человечества. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда и быта, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда, быта и сохранения здоровья людей.

    06Сен

    Эргономика – это наука, основанная на физиологии, технике и психологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей средой. Цель данной науки, это предоставление рекомендаций по повышению эффективности и комфорта при обустройстве рабочей среды.

    Простыми словами, эргономика – это наука которая изучает:

    • как правильно организовывать рабочее место;
    • как проектировать удобную и практичную мебель;
    • как проектировать инструменты и гаджеты, таким образом, чтобы они были удобны в использовании с учетом всех особенностей человека.

    Ярким примером работы специалистов по эргономике могут послужить дизайны современных смартфонов или джойстиков для компьютерных игр. Все эти устройства обладают так называемым «эргономическим дизайном», который позволяет им удобно лежать в руке. Из чего можно сделать простой вывод, что эргономика — это наука которая делает предметы более удобными, эффективными и полезными.

    Что такое Эргономичность.

    Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, ориентирован на человека, и на удобство использования, окружающие предметов. Он направлен на обеспечение того, чтобы ограничения и возможности человека удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна.

    Почему эргономика, это важный шаг при создании продукта.

    Массовое производство продукции часто не учитывает того, что люди бывают разных форм и размеров. К примеру, при производстве обыкновенного кресла в котором не применен эргономический дизайн, создатели не учитывают тот фактор, что его высота может подходить не всем. Помимо этого, на нем может быть неудобно сидеть полным или слишком худым людям. Именно в данном случаи на помощь приходит эргономика. В конструкцию кресла может быть добавлена возможность регуляции высоты или наклона спинки. Также могут быть добавлены различные фиксирующие элементы, которые будут «обхватывать» тело человека фиксируя его положение.

    Что нужно для создания эргономичного дизайна.

    Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен предмет, является центральным для достижения эргономической цели проектирования. Когда разработчикам дают список всех возможных манипуляций с предметом, они приступают к разработке при помощи которого будут проводиться различные тесты. На основании данных опытов, и после внесения множества изменений и правок формируется финальный дизайн предмета.

    Когда появилась потребность в эргономике и эргономическом дизайне?

    Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если будут учитывать потребности солдат. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и безопасность их использования. Бизнесмены и производители быстро подхватили данную тенденцию и взяли на вооружение принципы эргономического проектирования, что в свою очередь повысило качество выпускаемых товаров.

    Категории: , / / от

    Введение……………………………………………………………………….3

    I Понятие эргономики……………………………………………………6

    1. Объект и предмет изучения эргономики………………………………7

    2. Миди и Микро эргономика…………………………………………….10

    3. Связь с другими науками и направления эргономики ………………11

    II Методы и технические средства эргономики………………………14

    1. Классификация эргономических методов…………………………..15

    III Структура эргономических свойств и показателей техники …..21

    Заключение……………………………………………………………………28

    Список литературы…………………………………………………………..32

    Введение

    С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенное изменение функции, роль и место человека в труде. Соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты исследования трудовой деятельности. Преимущественно энергетический подход к ее изучению, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. С физиологией труда тесно связана гигиена труда – профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и производственной среды на организм работающих. В начале XX века, когда появились сложные виды трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявившие повышенные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, возникла психология труда.

    Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявляться цеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утраты представления о целостности человека в трудовой деятельности. По мере накопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда – к данным гигиены и системотехники и т.д. Это и понятно, поскольку в действительности человек в трудовой деятельности представляет собой не сумму разрозненных элементов, а органичное целое. В результате трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических и социальных. Определенное влияние на них оказывают и технические средства, с которыми человек взаимодействует.

    В конце сороковых – начале пятидесятых годов ХХ века на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой. Но дело, конечно, не только в логике развития наук.

    Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях.

    Различные виды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования.

    Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов и т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.

    До известного времени разделение труда между учеными и практическими работниками, занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике, оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин, оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению и обслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их создании представителей всех наук о труде и сфер практической деятельности.

    Раньше каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом – заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка.

    I Понятие эргономики

    Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - "антропотехника".
    Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса "человек-компьютер". Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.
    Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:
    1950-е - военная эргономика,
    1960-е - промышленная эргономика,
    1970-е - эргономика товаров широкого потребления,
    1980-е - интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,
    1990-е - когнитивная и организационная эргономика.
    К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

    1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

    2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

    Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

    1.Объект и предмет изучения эргономики

    Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие.

    Например, изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартном положении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другие характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а «пространство – движение – время», включенные в двигательную задачу.

    Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок – как по отдельным показателям, так и в сочетании.

    Объектом изучения эргономики является система «человек – машина», а предметом – деятельность человека или группы людей с техническими средствами.

    Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования:

    · удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем «человек – машина»;

    · сохранение здоровья и развитие личности.

    В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость.

    Имея в качестве объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник как эффективного управления так и неэффективного.

    Рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

    Более широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной ассоциацией эргономики (IEA (англ.) русск. ), звучит так: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы ». .

    В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин «инженерная эргономика», а также его методы и методологическая основа . [ ]

    В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью .

    Периодизация

    Разделы эргономики

    Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

    Виды совместимости среды «человек-машина»

    • Антропометрическая совместимость - учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
    • Сенсомоторная совместимость - учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
    • Энергетическая совместимость - учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
    • Психофизиологическая совместимость - учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

    Подходы

    При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем , в современной эргономике наиболее часто применяется системный подход (также называемый «системо-центрическим»). Ранее использовались антропо-центрический, машино-центрический и др. Новым является средо-ориентированный подход .

    Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии , физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии , культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах .

    Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например, человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве , но также в быту , в спорте и даже в искусстве .

    Организация рабочего места

    При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

    Выбор положения работающего

    При выборе положения работающего необходимо учитывать:

    • физическую тяжесть работ;
    • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
    • технологические особенности процесса выполнения работ;
    • статические нагрузки рабочей позы;
    • время пребывания.

    Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

    Пространственная компоновка рабочего места

    Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

    • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
    • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

    Размерные характеристики рабочего места

    Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

    • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
    • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
    • пространства для ног.

    Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

    Взаимное расположение рабочих мест

    Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

    Размещение технологической и организационной оснастки

    • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
    • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
    • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, - справа;
    • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться ниже менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
    • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

    Обзор и наблюдение за технологическим процессом

    Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.