Про психологию. Учения и методики

Критерии оценивания егэ по химии задание 34. Структура теста ЕГЭ

Расписание проведения ЕГЭ по химии в 2017году (11 класс)

Дата проведения

Досрочный период

Резервные дни

Основной этап

Резервные дни

Количество заданий

Время на выполнение

210 минут

Критерии оценивания

Минимальный проходной балл

Максимальный балл

Разрешенные материалы

Критерии оцениван и я ЕГЭ по химии 2017

Количество заданий уменьшилось до 34. Известно, что минимальный балл остался прежним – 36. Максимальный же первичный балл уменьшился до 60. Баллы начисляются за правильно или частично правильно выполненные задания.

Новая демоверсия 2017 по химии от ФИПИ.

Оптимизирована структура экзаменационной работы:

В экзаменационной работе 2017 года 34 задания, которые разделены на два неравных блока. Первая часть содержит 29 заданий, а вторая – 5.

1. Принципиально изменена структура части 1 КИМ: исключены задания с выбором одного ответа; задания сгруппированы по отдельным тематическим блокам, в каждом из которых есть задания как базового, так и повышенного уровней сложности.

2. Уменьшено общее количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34.

3. Изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения заданий базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (9 и 17).

4. Максимальный первичный балл за выполнение работы в целом составит 60 баллов (вместо 64 баллов в 2016 году). Физика – существенные изменения Изменена структура части 1 экзаменационной работы, часть 2 оставлена без изменений.

Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по химии

Вот список веб-ресурсов и учебных материалов, которые помогут подготовиться к экзамену по химии.

Демоверсия . Самый простой вариант. Изучив демонстрационный КИМ, вы будете в курсе структуры будущего экзамена. А ещё вы можете решить представленные в нём задания. Благо, что демоверсия содержит и ответы.

Examer.ru . Онлайн-репетитор, состоящий из большого количества тренировочных заданий.

4ege.ru . Крупнейший портал, посвящённый Единому государственному экзамену. В нём вы найдёте пробники, сборники решённых тестов и различные тренировочные работы. В общем, всё, что нужно, чтобы насытить самостоятельную подготовку к ЕГЭ по химии 2017 подготовительным материалом.

Egeiria.ru . В специальном разделе этого образовательного сайта можно обнаружить крупнейшую подборку учебной литературы, которая посвящена государственному экзамену по химии .

Программа дополнительных занятий «Готовимся к ЕГЭ

По химии», 11 класс.

Дополнительные занятия «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для обучающихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Основной акцент при разработке программы делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач повышенного и высокого уровня контрольно- измерительных материалов ЕГЭ.

Задачи дополнительных занятий :

–подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;

–развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;

–выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

–научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

–закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

–способствовать интеграции знаний обучающихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

–продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.

Тематическое планирование дополнительных занятий

«Подготовка к ЕГЭ по химии»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по теме

Теоретическое обучение

Практиче

ские работы

Контрольные работы

Неорганическая химия

Органическая химия

Итого

Календарно-тематическое планирование занятий

«Готовка к ЕГЭ по химии»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения занятий

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ

Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.

Теоретические основы химии. Общая химия

Химический элемент и химическая связь.

Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь».

Химическая кинетика.

Решение задач по теме: «Химическая кинетика».

Теория электролитической диссоциации.

Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации».

Окислительно-восстановительные реакции.

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции».

Неорганическая химия

10ч

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения».

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород).

Решение задач по теме: «Галогены».

Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород».

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода).

Решение задач по теме: «Подгруппа азота».

Решение задач по теме: «Подгруппа углерода».

Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений.

3.10

Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений».

Органическая химия

10ч

Теория строения органических соединений. Изомерия.

Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины, алкадиены.

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды».

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды».

Ароматические углеводороды.

Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот).

Решение задач.

Решение задач.

4.10

Решение задач.

Обобщение и повторение материала за школьный курс химии

Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

Литература

Нормативная база элективного курса

1) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

2) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

4) Спецификация экзаменационной работы по химии единого государственного экзамена 2010 год.

5) Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 год.

Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.) и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. М. Дрофа, 2007).

2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.

3. Забродина Р.И., СоловецкаяЛ.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.

4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.

5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.

Послесловие

Итак, мы разобрали главные аспекты предстоящего тестирования по химии. Теперь вы знаете точную дату государственного экзамена, структуру КИМов и последние изменения, связанные с итоговой аттестацией по химии в 2017 году. Более того – представленный вашему вниманию перечень образовательных веб-порталов и учебных материалов, поможет начать самостоятельную подготовку к сдаче экзамена уже сейчас.

Предварительный просмотр:

Государственная итоговая аттестация, что ждет обучающихся в учебном 2017 году.

Расписание проведения ОГЭ по химии в 2017году (9 класс)

Дата проведения

Досрочный период

Основной этап

Резервные дни

Количество заданий

Время на выполнение

120 минут

Критерии оценивания

Минимальный проходной балл

Максимальный балл

Разрешенные материалы

Непрограммируемый калькулятор.

Структура ОГЭ по химии

Экзамен состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.

Часть 1: 19 заданий (1–19) с кратким ответом. Записывается в виде цифры либо в виде последовательности цифр.

Часть 2: три задания (20–22) с развернутым ответом. Дайте полный ответ, включающий в себ я необходимые уравнения реакций и расчеты.

Критерии оценивания ОГЭ по химии 2017

Минимальный порог по химии в 2017 году равен девяти баллам. Чтобы набрать необходимый минимум, достаточно верно выполнить первые девять заданий теста. Экзамен оценивается по пятибалльной системе , в зависимости от набранных баллов выставляется соответствующая отметка. Максимальный балл, равен 34.

Количество баллов

27-34

18-26

9-17

Оценка

Программа подготовки к ОГЭ по химии в 9 классе.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, базовый и профильный уровни.

Программа предназначена для проведения консультационных занятий с учащимися 9 класса.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 на проведение консультаций по химии в 9 классе отводится 1 час в неделю во втором полугодии.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является консультационная поддержка, индивидуальные занятия, лекционные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

План подготовки:

  1. Изучение ДЕМО версии.
  2. Изучение кодификатора 2016 – 2017 г.
  3. Изучение инструкции по заполнению бланков.
  4. Повторение учебного материала в следующей последовательности.
  1. Вещество
  2. Химическая реакция
  3. Химия и жизнь
  1. Тренировочные занятия по заданиям КИМов.
  2. Правила поведения на экзамене.
  3. Пробный экзамен.
  4. Анализ пробного экзамена, ликвидация пробелов.

Календарно – тематический план подготовки к ОГЭ по химии в 9 классе.

Тема

Дата

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1.

Вещество

12.01.2017

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

19.01.2017

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Степень окисления химических элементов.

26.01.2017

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

2.

Химическая реакция

02.02.2017

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.

09.02.2017

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

16.02.2017

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

3.

Элементарные основы неорганической химии

23.02.2017

Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-неметаллов.

02.03.2017

Химические свойства классов неорганических соединений. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

09.03.2017

Химические свойства оснований, кислот, солей (средних).

4.

Представления об органических веществах

16.03.2017

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен

23.03.2017

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)

06.04.2017

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

5.

Экспериментальные основы химии

13.04.2017

Качественные реакции на ионы в растворе

20.04.2017

Получение газообразных веществ. Качественные

реакции на газообразные вещества (кислород,

водород, углекислый газ, аммиак

27.04.2017

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

6.

Химия и жизнь

04.05.2017

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

11.05.2017

24.04.2017

Решение тренировочного текста ОГЭ.

Послесловие

После ознакомления с общей информацией об экзамене сразу приступайте к

подготовке. Экзамен в этом году совсем не отличается от прошлых лет, поэтому готовиться можно по материалам и 2015, и 2016 года.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)
27.02.2019г. № 10-151

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее - Порядок), направляет для использования в работе рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - минимальное количество первичных баллов), рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) в пятибалльную систему оценивания в 2019 году .

В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, в том числе определяют минимальное количество первичных баллов, а также обеспечивают перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания. Приложение: на 14 л.

Заместитель руководителя: А.А. Музаев

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Химия .

2019 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2018 год.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

2017 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2016 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2015 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2014 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2013 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.

2012 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 33 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2011 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 6 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2010 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-19 баллов - отметка «3»

    20-28 баллов - отметка «4»

    29-34 баллов - отметка «5»

2009 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-18 баллов - отметка «3»

    19-27 баллов - отметка «4»

    28-33 баллов - отметка «5»

Экзамен по химии в 11 классе отнюдь не простой. Требуется он для поступления в вузы, которые предполагают продолжение химического образования. В первую очередь, это вузы химико-технологической направленности, медицинские вузы и классические университеты. Во время подготовки к ЕГЭ по химии 2019 надо осуществить достаточно большую работу: систематизировать и обобщить знания, повторить самые важные химические понятия и потренироваться в решении заданий.

Изменения в ЕГЭ 2018 года по химии

  • Увеличено общее количество заданий с 34 до 35-ти за счёт того, что во второй части добавилось ещё одно задание. Теперь в части №2 не 5, а 6 заданий. Достигнуто это в связи с введением задания с единым контекстом.

Что проверяют задания 30-е и 31-е? Умение составлять окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена.

  • Изменена шкала оценивания некоторых заданий в части первой.

Это задание №9 повышенного уровня сложности, которое теперь оценивается максимально двумя баллами.

Задание 21 базового уровня сложности будет оцениваться одним баллом. Это тоже реакция окислительно-восстановительная в формате на установление соответствия.

Задание 26 базовый уровень сложности – оценивает усвоение экспериментальных основ химии и общие представления о промышленных способах получения наиболее важных веществ. Идёт это задание тоже в формате соответствия букв и цифр в левой и правой части. Оценивается одним баллом.

Задание №30 высокого уровня сложности находится во второй части экзамена и ориентировано на проверку усвоения заданий по окислительно-восстановительным реакциям. Оценивается максимально 2-мя баллами.

Задание 31-е направлено на проверку усвоения темы «Реакции ионного обмена» и тоже оценивается двумя баллами.

Структура КИМов по химии

Экзаменационный вариант состоит из 2-х частей:

Задания 1-й части расположены в порядке возрастания уровня сложности и распределены по содержательным блокам и линиям, которые изучаются в курсе химии:

  • «Строение вещества»
  • «Строение атома»
  • «Химическая реакция»
  • «Неорганическая химия»
  • «Органическая химия»
  • «Химия и жизнь»
  • «Методы познания и применение веществ»
  • «Расчёты по уравнениям химических реакций».

Для подготовки к экзамену очень важно знать те особенности, которые он имеет. Об этом даются сведения на сайте ФИПИ, где можно найти демоверсию ЕГЭ по химии и познакомиться со структурой экзаменационных заданий.

Вторая часть экзамена

Эта часть вызывает наибольшие трудности у выпускников.

Задание №30 – новое задание, появившееся в 2018 году. Дан список из 5-ти веществ. Из этого списка необходимо выбрать те вещества, которые вступят в окислительно-восстановительную реакцию. Для этого надо найти пару окислителя и восстановителя. Затем, если возможно, определить среду раствора (кислую, щелочную или нейтральную). Потом нужно определить продукты реакции в соответствии с данными исходными веществами. Далее надо составить электронный баланс реакции и на его основе уже расставить коэффициенты в уравнении.

Задание №31 – это то задание, которого не было в ЕГЭ 2017 года. Здесь проверяют, как одиннадцатиклассники умеют составлять реакции ионного обмена, которые протекают между электролитами и обязательно в направлении связывания ионов. Ученик выбирает пару ионного обмена и показывает своё понимание протекания данной реакции. Для этого надо записать полное и сокращённое ионное уравнение.

№32 – это задание часто называют заданием по выполнению мысленного эксперимента. Идёт описание того или иного эксперимента, а ученик должен составить уравнение химических реакций протекающих процессов. Шкала оценивания – 4 балла.

№33 – органическая химия, где необходимо осуществить цепочку превращений. При решении цепочки надо записывать структурные формулы веществ, которые однозначно отражают порядок соединения атомов в молекуле. Допустимо записывать сокращённые структурные формулы таких веществ, как этан, ацетилен.

Задание №34 – расчётная задача, требующая знаний химических свойств веществ. Необходимо по тексту составить уравнение химических реакций, обязательно продумать, всё ли вещество вступило в реакцию или часть его не прореагировала с одним из реагентов. Математические расчёты, которые необходимы для нахождения ответов на поставленные в условии задачи вопросы, могут выполняться с помощью калькулятора, периодической системы. Выпускник должен показать при решении логически обоснованный ответ с учётом всех физических величин, которые даёт условие задачи. Максимальная оценка за выполнение – 4 балла. Эксперт снимет только 1 балл, если допущена ошибка в вычислениях.

Задание №35 – это определение молекулярной и структурной формулы органического вещества. Последовательность действий выпускника:

  1. Произвести математический расчёт, то есть соотношение атомов в составе того или иного органического вещества.
  2. Составить структурную формулу, используя условия, которые даны в задаче.
  3. Написать уравнение химической реакции, в котором обязательно использовать именно структурную формулу вещества.

Результаты ЕГЭ по химии помогут ученикам, сдающим данный предмет, поступить в выбранный вуз и осуществить свою мечту стать врачом или учёным, химиком-технологом или учителем по химии.

Дата проведения экзамена утверждается в Министерстве просвещения РФ и будет опубликована в следующем учебном году.

Более подробную консультацию о проведении экзамена «ЕГЭ-2018. Химия» можно посмотреть здесь:

Cколько баллов дается за каждое задание ЕГЭ по химии. Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2020: баллы и оценки, таблица перевода, а также структура экзамена, методика проверки и основные изменения в новом году. В 2020 задания для ЕГЭ по химии стали содержать большее количество математических элементов, расчетов физических величин, более глубокой стала проверка и основного теоретического курса химии. В то же время, количество заданий снизилось, теперь вместо 40 вопросов, учащемуся придется решить 35 (по другим данным 34). Соответственно, изменилась шкала оценки, за ЕГЭ по химии 2020 первичный балл стал ниже – на 4 единицы.

Все задания оцениваются по-разному, за сложные задачи можно заработать до 5 баллов. Поэтому для поступления в профильные ВУЗы необходимо максимально глубоко изучать предмет.

Таблица критериев оценки заданий ЕГЭ 2020 по химии с учетом новых требований:


Номер задания

Максимальный балл

35 3

Оценка заданий осуществляется по установленной методологии, при этом за сложные задания, где требуется логика, баллы выставляются посредством специальных аналитических таблиц. Если ответ максимально соответствует требования анализа, за него можно получить до 5 баллов. Если учащийся развил тему только частично, то количество баллов снижается. За невыполненное задание начисляется 0 баллов.

Проверка сложных заданий осуществляется двумя экспертами. Если есть сильное расхождение баллов, то привлекается третий специалист. Это обеспечивает максимально эффективное и объективное оценивание знаний выпускников.

Таблица перевода ЕГЭ-2020 по химии из баллов в оценки:

Количество баллов

Оценка

Структура заданий ЕГЭ по химии в 2020 году включает 29 вопросов с кратким ответом, а также 5 с развернутым.

Продолжительность экзамена составляет 210 минут, по нормативу на простые вопросы должно уходить около 3 минут, на сложные - до 15. Что касается минимального балла для прохождения в специализированные ВУЗы, то каждое высшее учебное заведение устанавливает свои требования. Например, для поступления на химический факультет МГУ, либо престижного Московского медицинского университета необходимо набрать не менее 50 баллов.

Но обычно общий проходной балл в престижные ВУЗы составляет 400-470 (на химический факультет минимум меньше, на медицинский - больше), и только от химии поступление в то же МГУ не зависит, поэтому если баллов не хватает, можно добрать по математике, биологии, русскому и внутренним вступительным экзаменам.

Значительные изменения в ЕГЭ наблюдаются также и по другим предметам.

Для успешной сдачи химии рекомендуется уделять большую часть времени решению задач и уравнение. Во время сдачи можно пользоваться калькулятором, таблицей Менделеева и растворимости солей. Также разрешен электрохимический ряд напряжения металлов.

Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2020 описаны достаточно четко в регламенте, но у каждого выпускника есть право на подачу апелляции.

Таблица переводов баллов в оценки ОГЭ-2020 по химии

Для выпускников 9-х классов предусмотрены свои критерии оценивания. Согласно всем КИМ и ГИА, максимально можно набрать 34 балла. А вот, если выпускник хочет пойти в медколледж, профильный класс или на еще какое-то средне-специальное образование, связанное с химией, фармацевтикой и медициной, ему нужно набрать от 23 баллов и выше.ээ

Таблица переводов баллов по химии для ОГЭ-2020


Вопреки кажущейся простоте, набрать 9 баллов для минимального проходной оценке не так просто. Нужно уметь решать задачи, ориентироваться в формулах, хотя бы минимально владеть теорией. Кто сдал на двойку, останется на второй год, если провалит и пересдачу.

Таблица оценки баллов по заданиям:


Номер задания

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если верно на 2/3)

2 (1 – если верно на 2/3)

Многие школьники, чтобы перестраховаться, начинают решать сразу со сложных заданий. Если решить их все без ошибок, можно набрать сразу 19 баллов, то есть, на «четверку». Однако, это подразумевает полное решение задания, иначе оно будет оценено в 1 балл, а то и вовсе нет.

Критерии оценивания тестирования по химии каждый год меняются, правила становятся жестче, поскольку среди правительства существует идея о недостаточно качественном образовании. Это, конечно, не имеет под собой оснований, ведь школьники учатся хуже не из-за программы, а по большей части из-за перегруженности.

Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку?

Если ЕГЭ по химии не сдан, а по математике и русскому нормальные оценки, школьнику просто выдадут аттестат. И еще дадут сертификат ЕГЭ, где химию просто не впишут. При этом экзамен можно пересдать через год. Минус тут один - может не хватить общего балла для поступления, а если ВУЗ требует химию в обязательном порядке, то вообще не примут документы. Соответственно, школьник теряет время, а юношей могут и вовсе в армию забрать, после которой пересдать будет еще сложнее.

Если за год оценка 4 или 5, а ЕГЭ по химии сдан на 3 или 4 (то есть понижение балла), что пойдет в аттестат? Пойдет годовая отметка. Если ЕГЭ сдан на 5, а за год 3, то тоже на аттестат не влияет. Но каждая конкретная школа , где обязали считать среднее арифметическое.

Почему так происходит? Потому что этот подсчет никто потом не проверяет. Исходя из этого - решать вопрос лучше заранее с учителем химии и классным руководителем, обычно в нормальных школах педагоги стараются идти навстречу выпускникам. Если у ребенка 4-ка, но он поднажал и сдал ЕГЭ на 5, почему бы ему не помочь?

Но! Надо помнить, что оценки в аттестате при поступлении никому не нужны, и, особенно, по химии. Смотрят сегодня в 99% случаев только на сертификат ЕГЭ. Теги:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 30-35 ЕГЭ по химии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий)

Основу методики оценивания заданий с развернутым ответом составляет ряд общих положений. Наиболее важными в их числе являются следующие:

Проверка и оценивание заданий с развернутым ответом осуществляется только путём независимой экспертизы на основе метода поэлементного анализа ответов экзаменуемых.

Применение метода поэлементного анализа делает необходимым обеспечение четкого соответствия формулировки условия задания проверяемым элементам содержания. Перечень элементов содержания, проверяемых любым заданием, согласуется с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.

Критерием оценивания выполнения задания методом поэлементного анализа является установление наличия в ответах экзаменуемых элементов ответа, приведенных
в модели ответа. Однако может быть принята и иная модель ответа, предложенная экзаменуемым, если она не искажает сути химической составляющей условия задания.

Шкала оценивания выполнения задания устанавливается в зависимости от числа элементов содержания, включенных в модель ответа, и с учетом таких факторов, как:

Уровень сложности проверяемого содержания;

Определенная последовательность действий, которые следует осуществить при выполнении задания;

Однозначность трактовки условия задания и возможных вариантов формулировок ответа;

Соответствие условия задания предлагаемым критериям оценивания по отдельным элементам содержания;

Приблизительно одинаковый уровень трудности каждого из элементов содержания, проверяемых заданием.

При разработке критериев оценивания учитываются особенности элементов содержания всех пяти заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную работу. Принимается во внимание и тот факт, что записи ответов экзаменуемых могут быть как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими
и недостаточно аргументированными. Пристальное внимание уделяется выделению элементов ответа, оцениваемым в один балл. При этом учитывается неизбежность постепенного повышения трудности получения каждого последующего балла
за правильно сформулированный элемент содержания.

При составлении шкалы оценивания расчетных задач (33 и 34) учитывается возможность различных путей их решения, а следовательно, присутствие в ответе экзаменуемого основных этапов и результатов выполнения заданий, указанных
в критериях оценивания. Проиллюстрируем методику оценивания заданий с развернутым ответом на конкретных примерах.

2017-2018 учебный год

Задания

Максимальный балл

Уровень задания

Задание 30

2016-2017 год

Задания 30 ориентированы на проверку умений определять степень окисления химических элементов, определять окислитель и восстановитель, прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, устанавливать формулы веществ, пропущенных в схеме реакции, составлять электронный баланс, на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Шкала оценивания выполнения таких заданий включает в себя следующие элементы:

 составлен электронный баланс – 1 балл;

 указан окислитель и восстановитель – 1 балл.

 определены формулы недостающих веществ и расставлены коэффициенты
в уравнении окислительно-восстановительной реакции – 1 балл.

Пример задания:

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Na 2 SO 3 + … + KOH K 2 MnO 4 + … + H 2 O

Определите окислитель и восстановитель.

Баллы

Вариант ответа

Mn +7 + ē → Mn +6

S +4 – 2ē → S +6

Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счёт серы в степени окисления +4) является восстановителем.

Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца
в степени окисления +7) – окислителем.

Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + 2KOH = Na 2 SO 4 + 2K 2 MnO 4 + H 2 O

Ответ правильный и полный:

    определена степень окисления элементов, которые являются соответственно окислителем и восстановителем в реакции;

    записаны процессы окисления и восстановления, и на их основе составлен электронный (электронно-ионный) баланс;

    определены недостающие в уравнении реакции вещества, расставлены все коэффициенты

Максимальный балл

При оценивании ответа экзаменуемого необходимо учитывать, что единых требований к оформлению ответа на это задание не предъявляется. Вследствие этого в качестве верного ответа принимается составление как электронного, так и электронно-ионного баланса, а также указание окислителя и восстановителя может быть сделано любыми однозначно понятными способами. Тем не менее, если в ответе содержатся взаимоисключающие по смыслу элементы ответа, то они не могут считаться верными.

За­да­ния формата 2018 года

1. Задание 30 (2 балла)

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, хлороводород, хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Пояснение.

Запишем уравнение реакции:

Составим электронный баланс:

Хлор в степени окисления −1 является восстановителем. Марганец в степени окисления +7 - окислителем. ИТОГО 2 балла

    выбраны вещества, записано уравнение окислительно-восстановительной реакции, расставлены все коэффициенты.

    записаны процессы окисления и восстановления, и на их основе составлен электронный (электронно-ионный) баланс; которые являются соответственно окислителем и восстановителем в реакции;

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементов ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задания формата 2018 года

1. Задание 31 (2 балла)

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Пояснение.

Вариант ответа:

2. Задание 31

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: хлороводород, нитрат серебра(I), перманганат калия, вода, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

Пояснение.

Вариант ответа:

Задание 32. Задания формата 2018 года

В условии задания 32 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания сохраняется, как и в 2016 году, равной 4 баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.

Пример задания:

Железо растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество нагрели с железом.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Написаны четыре уравнения описанных реакций:

1) 2Fe + 6H 2 SO 4
Fe 2 (SO 4 ) 3 + 3SO 2 + 6H 2 O

2 ) Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6NaOH = 2Fe(OH) 3 + 3Na 2 SO 4

3) 2Fe(OH) 3
Fe 2 O 3 + 3H 2 O

4) Fe 2 O 3 + Fe = 3FeO

Все уравнения реакций записаны неверно

Максимальный балл

Необходимо отметить, что отсутствие коэффициентов (хотя бы одного) перед формулами веществ в уравнениях реакций считается ошибкой. Балл за такое уравнение не выставляется.

Задание 33. Задания формата 2018 года

Задания 33 проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и предусматривают проверку пяти элементов содержания: правильности написания пяти уравнений реакций, соответствующих схеме – «цепочке» превращений. При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ. Наличие в ответе каждого проверяемого элемента содержания оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение таких заданий – 5.

Пример задания:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:

Правильно записаны пять уравнений реакций

Правильно записаны четыре уравнения реакций

Правильно записаны три уравнения реакций

Правильно записаны два уравнения реакций

Правильно записано одно уравнение реакции

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Отметим, что в ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул разного вида (развёрнутой, сокращённой, скелетной), однозначно отражающих порядок связи атомов и взаимное расположение заместителей и функциональных групп
в молекуле органического вещества.

Задание 34. Задания формата 2018 года

Задания 34 – это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:

– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;

– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, установить молекулярную формулу).

Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из них могут использоваться неоднократно.

Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо проверить правильность промежуточных результатов, которые использовались для получения ответа.

Пример задания:

Определите массовые доли (в %) сульфата железа(II ) и сульфида алюминия
в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,
и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Баллы

Вариант ответа

Составлены уравнения реакций:

Рассчитано количество вещества сероводорода:

Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминия и сульфата железа(II ):

Определены массовые доли сульфата железа(II ) и сульфида алюминия в исходной смеси:

ω(FeSO 4 ) = 10 / 25 = 0,4, или 40%

ω(Al 2 S 3 ) = 15 / 25 = 0,6, или 6 0%

Ответ правильный и полный:

    в ответе правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания;

    правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания;

    продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты;

    в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

При проверке ответа, экзаменуемого необходимо учитывать тот факт, что в случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Задание 35. Задания формата 2018 года

Задания 35 предусматривают определение молекулярной формулы вещества. Выполнение этого задания включает следующие последовательные операции: проведение вычислений, необходимых для установления молекулярной формулы органического вещества, запись молекулярной формулы органического вещества, составление структурной формулы вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле, запись уравнения реакции, отвечающего условию задания.

Шкала оценивания задания 35 в части 2 экзаменационной работы будет составлять 3 балла.

В заданиях 35 используется комбинирование проверяемых элементов содержания – расчетов, на основе которых приходят к определению молекулярной формулы вещества, составление общей формулы вещества и далее – определение на ее основе молекулярной и структурной формулы вещества.

Все эти действия могут быть выполнены в различной последовательности. Иными словами, экзаменуемый может прийти к ответу любым доступным для него логическим путем. Следовательно, при оценивании задания главное внимание обращается на правильность выбранного способа определения молекулярной формулы вещества.

Пример задания:

При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды.

Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества (указывайте единицы измерения искомых физических величин);

запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

3) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(II), используя структурную формулу вещества.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Найдено количество вещества продуктов сгорания:

Общая формула вещества – C x H y O z

n (CO 2) = 35,2 / 44 = 0,8 моль; n (С) = 0,8 моль

n(H 2 O) = 18, 0 / 18 = 1, 0 моль; n(H) = 1,0 ∙ 2 = 2,0 моль

m (O ) = 14,8 – 0,8 ∙ 12 – 2 = 3,2 г; n (O ) = 3,2 ⁄ 16 = 0,2 моль

Определена молекулярная формула вещества:

x : y : z = 0,8: 2: 0,2 = 4: 10: 1

Простейшая формула – C 4 H 10 O

M прост (C 4 H 10 O ) = 74 г/моль

M ист (C x H y O z ) = 37 ∙ 2 = 74 г/моль

Молекулярная формулаисходного вещества – C 4 H 10 O

Составлена структурная формула вещества:

Записано уравнение реакции вещества с оксидом меди(II ):

Ответ правильный и полный:

    правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества; записана молекулярная формула вещества;

    записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания;

    записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания, с использованием структурной формулы органического вещества

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементах ответа

Допущены ошибки в трёх из перечисленных выше элементах ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

ИТОГО 2 часть

2+2+ 4+5+4 +3=20 баллов

Список литературы

1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года. Статья «Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым вопросом». Москва, 2017 год.

2. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

4.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

5.Сайт «Решу ЕГЭ»: химия, эксперту.