Про психологию. Учения и методики

Археологическая школа. Археологические институты и археологические школы

Уже в период между первой и второй мировой войной формируются основные направления или школы библейско-археологических исследований, которые достаточно ярко проявляются во второй половине XX века.

Европейская школа

В отличие от немецкой и французской школы, у которых в это время наблюдается некоторый упадок, сохранила свое значение английская школа библейско-археологических исследований. С 1937 года ею издается журнал «Библейский археолог» («Biblical Archaeologist»), отдельные ученые проводят раскопки Иерусалима. Представительницей именно этого научного направления была Кетлин Кеньон, проводившая раскопки Иерихона и Иерусалима с использованием нового метода, названного ее именем. Кеньон вела раскопки в Иерусалиме на холме Офел с 1961 по 1967 г. и достигла значительных результатов. Она проложила глубокую траншею вдоль восточного склона города Давида, на основании чего сделала первое общее описание всех культурных слоев Иерусалима. Она определила местоположение Иевуса и нашла городскую стену времени Давида (внизу холма, ближе к источнику Тихон, чем считалось ранее).

В 1960-1980 годы возвращается интерес к вопросам библейской археологии в Германии, но уже на уровне размежевания между светскими исследователями древнего Востока и представителями библейской археологии.

Американская школа

Сформировалась в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма и вначале ставила цель собирать археологические сведения, подтверждающие Библию. Американская библейская археология существовала параллельно со светской археологией.

Созданные в 1900 г. Американские школы восточных исследований (ASOR) проводили свою деятельность в русле библеистики. Этому немало способствовало то, что школы много лет возглавлял упомянутый В. Олбрайт. При нем журнал («Bulletin of the ASOR») и ежегодник («Annual of the ASOR») школ (издающиеся с 1921 г.) стали важнейшими периодическими изданиями по библейской археологии. Кроме школы в Филадельфии, были основаны еще три школы: в Иерусалиме - для исследования Палестины, в Багдаде - для исследования Междуречья (была закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре - для исследования Малой Азии и прилегающих территорий.

Археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются также ученые Американского университета в Бейруте. Они действуют, исходя из принципа региональной археологии и изучают все памятники Ливана от каменного века до периода арабского завоевания.

Особое внимание американские библейские археологи уделяли теме, долго разрабатывавшейся В. Олбрайтом - археологическому подтверждению завоевания Палестины израильтянами во времена Иисуса Навина и в период Судей, как палестинскими, так и другими ближневосточными памятниками.

Американская школа библейской археологии обладала еще двумя особенностями. Первая - разработка новозаветной археологии, продолжающей традиции католического аббата Ф. Вигуру, но базирующейся при этом на протестантском понимании истории Нового Завета. Вторая - популяризация своих достижений.

Одним из первых американских археологов, не побрезговавшим популяризацией своих трудов, был Самуил Крамер. Он был гебраистом, египтологом, ассириологом и шумерологом, написал более двухсот работ, в том числе двадцать семь монографий. В 1956 г. он опубликовал книгу «История начинается в Шумере», изданную позже во многих странах, в том числе и в СССР, в которой на хорошем научном уровне, но при этом доступным языком изложил историю Шумера.

Подобно С. Крамеру, многие американские ученые издавали популярные книги, в которых обобщали и анализировали результаты археологических исследований древних народов, подогревая тем самым общественный интерес к своим исследованиям.

Следствием подобной целенаправленной политики американских археологов-библеистов стало открытие в 1930-1950 гг. во многих университетах США кафедр археологии Ближнего Востока.

Израильская школа

Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-30-е гг. XX в., когда на Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи-евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю. Так, вспоминая о раскопках 1936 г. в Бет-Шериме, Б. Мазар говорил: «Каждый был глубоко заинтересован в раскопках, поскольку обнаружение еврейских памятников древности усиливало значение сионизма и подкрепляло основания для создания еврейского государства. Мы были заинтересованы в создании своей родины, а еврейские памятники древности явились частью ее основы». Подобный подход к целям археологического исследования свойственен и современным израильским ученым.

Одним из первых археологов-израильтян был Н. Авигад (N. Avigad). В 1960-1970 годах он проводил раскопки в центре еврейского квартала старого города в Иерусалиме. Он обнаружил немало артефактов Хасмонейского периода и еще больше - времени Ирода Великого, свидетельствовавших, что в то время знать Иерусалима жила в необычайной роскоши. Он также открыл, что ко времени вавилонского завоевания Иерусалим в четыре раза превышал по своим размерам город времен Соломона и, следовательно, его жители в VIII-VII вв. до н.э. составляли подавляющее большинство городских жителей Иудеи.

Современник Авигада, Еммануил Сукеник (E. L. Sukenik), до второй мировой войны занимался раскопками разных объектов в Палестине, в том числе и в Иерусалиме. После войны он стал известен как первый исследователь рукописей Мертвого моря. По сути, им не только основана школа израильского кумрановедения; его взгляды оказывали влияние на всех ученых-кумрановедов вплоть до конца XX века.

Среди исследователей Иерусалима следует особо отметить Й. Шило (Y. Shiloh). В Иерусалиме он продолжил раскопки К. Кеньон в городе Давида и установил, что поселение в этом месте существует, начиная с IV тысячелетия до н.э. - т. е., Иерусалим является одним из древнейших городов мира. Й. Шило также исследовал три сложных системы водоснабжения древнего Иерусалима, которые, как оказалось, были связаны с источником Гион.

Археология библейских стран на протяжении всего времени изучения данной науки вызывает множество споров, дебаты ведутся до сих пор. Множество направлений, своих школ, - яркий тому пример .

Музейная археологическая школа приглашает ребят от 10 лет, их старших сестер и братишек, родителей и всех интересующихся историей родного края в увлекательное путешествие в древний мир.

Занятия представляет собой эксперимент, разъясняющий ключевые понятия археологии. Под руководством научного сотрудника музея девчонки и мальчишки «превратятся» в настоящих археологов, реставраторов и музейных сотрудников. В ходе занятия ребята смогут увидеть и подержать в руках различные инструменты и шанцевый инвентарь, проверить себя на готовность к жизни в полевых условиях, а в завершении все желающие попробуют самостоятельно расчистить «погребение».

Все занятия построены на игровых методиках, что позволяет детям в доступной форме знакомятся с историей родного края и постичь такую интересную науку – археологию.

Ждем вас в школе юного археолога и надеемся, что познание истории края будет для всех увлекательным и эмоционально насыщенным.

Все мероприятия проводятся для групп от 10 человек.
Запись групп по телефону: 25-30-09

Мероприятия

Главная отличительная особенность археологической площадки - это отсутствие классического музейного запрета «руками не трогать», напротив, всем желающим можно не только посмотреть, но и подержать в руках интересующие их экспонаты. Кроме того, под руководством научного сотрудника музея, дети смогут почувствовать себя настоящими археологами и реставраторами, проверить свою готовность к жизни в полевых условиях и попробовать самостоятельно расчистить «погребение». Археологическая площадка включает в себя имитацию пещеры человека периода каменного века и его захоронения, игровую зону с воссозданной обстановкой жизни древнего обитателя степей Южного Урала, выставочные витрины для коллекционного показа предметов археологии из фондов музея и многое другое. Мы всегда рады видеть Вас.

СМИ о нас

Отзывы посетителей

Очень яркая, интересная, позитивная детская площадка, которая доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Большое спасибо музейным сотрудникам.

Студенты исторического факультета ОГТИ

Мне все очень-очень понравилось. Особенно кости животных. Я даже не верю своим глазам, все супер.

От Кати Д. Школа № 4, 4 класс

Археологическая площадка вызывает интерес и восторг у детей разного возраста и взрослых. Спасибо за душу, вложенную сотрудниками музея в создание детской площадки и возможность прикоснуться к истории родного края.

Школа № 35

Все экспонаты очень интересные, но особенно мне понравились раскопки скелетов древних животных и горшочков. Спасибо, обязательно приду еще.

Настя, 11 лет

Уважаемые сотрудники Орского краеведческого музея, спасибо вам за труд и благодарим за то, что сохраняете и доносите до будущих поколений нашу древнюю историю. Дети в восторге.

Новая программа «Школа начинающего археолога» для детей 9-12 лет. Занятия проводятся в форме кружка по субботам в 17.00, начиная с 13 января 2018 г. Помимо археологии, занятия посвящены таким историческим дисциплинам, как палеонтология, палеография, нумизматика, хронология, метрология, геральдика и др. Подробно рассматриваются такие темы, как способы археологического датирования, ранние формы религии и т.п.

Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Продолжительность: 1ч. 20мин – 1ч. 30мин.

Стоимость: 450 руб. с человека.
Посещать можно как весь курс, так и конкретные темы в отдельности.
Обязательна запись по тел. 8-495-692-00-20.

Программа занятий на январь-март 2018 г.

13 января. Вводное занятие. Взаимодействие археологии с другими науками, сходство и различие в методах и подходах.

На занятии разговор пойдёт о месте археологии в системе исторических знаний о прошлом человечества, об особенностях археологических источников и методах их изучения. Слушатели узнают, какие науки скрываются под термином «вспомогательные исторические дисциплины», обсудят, чем именно они занимаются и как взаимодействуют с археологией.

Практическая часть даст возможность участникам на собственном опыте понять, для чего нужна типология и классификация. Будет предложено разделить на группы такие знакомые всем предметы, как почтовые марки, значки, используя различные критерии (материал, форма, изображение и т.п.).

Занятие посвящено очень важным понятиям в археологической науке – хронологии и датировке. Слушатели узнают, что такое абсолютная и относительная хронология, как появился календарь, и чем отличаются календарные системы у разных народов.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники выполнят различные задания по распределению событий и эпох по «ленте времени», попрактикуются в переводе дат из одного календаря в другой.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

На занятии слушатели узнают, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, какие методы являются более точными и как их правильно применять.

Практическая часть даст возможность участникам самим попробовать «продатировать» археологические находки.

На занятии слушатели узнают, чем занимается наука палеонтология, что общего у неё с археологией и чем они различаются, что было на месте Москвы 150 миллионов лет назад и как мы об этом узнаём. Подробно изучим фауну Ледникового периода, включая вымерших животных, обитавших на территории нашего края десятки тысяч лет назад. Участникам предстоит подержать в руках подлинные палеонтологические находки и воссоздать на компьютере облик ископаемых животных.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

Занятие посвящено происхождению и становлению современного человека (Homo sapiens) по данным археологии и антропологии. Слушатели узнают о последних научных открытиях в этой области, подробно познакомятся с методом М.М. Герасимова по скульптурной реконструкции портретов людей по костным останкам и работами его последователей.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники в игровой форме выполнят задания по соотнесению разных стадий эволюции человека и археологических эпох на «ленте времени».

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

На занятии разговор пойдёт о том, когда возникли первые зачатки религии и в чём они проявлялись. Слушатели познакомятся с такими понятиями как тотемизм, фетишизм, анимизм и магия. Обсудим, как данные археологии и этнографии помогают воссоздать верования древних людей, их обычаи и обряды.

Практическая часть даст возможность участникам самим придумать и попробовать изготовить из подручных средств амулеты-обереги.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

Занятие посвящено истории зарождения математических знаний у первобытных людей. Слушатели узнают, как и с помощью чего древний человек осуществлял свои подсчёты, как зарождались первые меры длины и что об этом может рассказать нам специальная историческая наука – метрология.

Участникам предстоит на практике применить полученные знания, выполнив математические действия на абаке и счётах, а также измерить в древнерусских мерах свой вес и рост.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич

Занятие посвящено науке, изучающей историю монетной чеканки и денежного обращения. Слушатели узнают, как нумизматика помогает археологии и чем она отличается от обычного коллекционирования. Кроме того, участники занятия познакомятся с существовавшими ранее денежными системами, вариантами изготовления древних монет, а также смогут внимательно рассмотреть некоторые старинные образцы и определить время сокрытия предложенного клада.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

Занятие позволит участникам расширить свои знания и представления о различных денежных знаках и ценных бумагах. Слушателям подробно расскажут об особенностях науки бонистики, её общих чертах и различиях с нумизматикой. Практическая часть предоставит участникам возможность детально изучить различные банкноты, оценить особенности их изготовления и степень защиты.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

На занятии слушатели узнают, как по стилю написания букв можно датировать документы, а также, познакомятся с историей развития письма, средневековой культурой составления актов и историей делопроизводства. В практической части участники постараются определить время составления документа, используя полученные знания.

Занятие проводит заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук, Моисеев Максим Владимирович.

На занятии слушатели узнают, что такое погребальный обряд и какую важную роль он играет в культуре разных народов, какие формы захоронений и виды погребальных памятников известны археологам. Участники познакомятся с методикой обнаружения и расчистки древних погребений, правилами фиксации находок на месте (in situ), подержат в руках подлинную полевую документацию.

Практическая часть даст возможность ребятам самим почувствовать себя «в шкуре» археолога: исследовать «закрытый комплекс», измерить глубину залегания находок и расстояние до них с помощью нивелира, составить опись предметов и заполнить этикетки к ним.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

На занятии разговор пойдёт о том, как учёным удаётся воссоздать женский и мужской костюм древних эпох на основании разрозненных археологических и исторических данных, какова в этом вопросе роль этнографии, экспериментальной археологии и реконструкторов- любителей. Участники программы посетят только что открытую в Музее археологии Москвы выставку «Красота повседневности» и познакомятся с представленными на ней новыми экспонатами.

В конце занятия каждому слушателю, опираясь на полученные знания, предстоит создать самостоятельно красочную аппликацию, реконструирующую праздничный женский убор XII-XIII столетий.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

Открытие V Международной археологической школы, которая пройдет на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, состоялось 21 августа. Организаторами школы, проводимой при поддержке Фонда «История Отечества», выступают Казанский федеральный университет и Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ.

В 2018 году в школе примут участие 102 человека. Среди них более 50 учащихся из 16 стран мира - США, Великобритании, Египта, Индии, Турции, Беларуси, Алжира, Филиппин, Польши, Эстонии, Пакистана, Хорватии, Германии, Швеции, Румынии, России, а также 16 преподавателей из США, Канады, Испании, Филиппин, Болгарии, Румынии и России. Кроме того, участие в организации школы принимают волонтеры.

Главной целью школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых учёных в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и коллаборации. На площадке школы участники имеют возможность представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.

«Международная археологическая школа в Болгаре играет очень важную роль в становлении специалистов не только в Российской Федерации, странах СНГ, но и на всем мировом пространстве. Она является площадкой, на которой традиционно взаимодействуют учащиеся и преподаватели из самых разных стран - всего за пять лет деятельности Международной археологической школы в ней приняли участие представители 26 стран мира, - обозначил руководитель школы, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков . - В школе созданы условия для получения знаний от специалистов в условиях практики и, что немаловажно, непосредственно на объекте всемирного культурного наследия - Болгарском историко-археологическом комплексе. Важно и то, что как занятия, так и общение на площадке школы проходит в билингвальном формате, а следовательно возникает возможность не только получить профильные знания, но и практику общения на иностранном языке. Кроме того, школа способствует выстраиванию межнациональных профессиональных контактов как среди молодых ученых, так и их связей с ведущими специалистами мира в той или иной области ».

Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие - всего учеными КФУ и АН РТ разработаны 12 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов. Так, в 2018 году работа школы будет организована в рамках четырёх научно-образовательных практико-ориентированных программ: геоархеология, археологический текстиль: реставрация, консервация, реконструкция, экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл), палеоантропология.

Так, направление «Археологический текстиль и кожа: реставрация, консервация, реконструкция» разработано для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов в области археологии. Представить любую культуру без людей невозможно, представить людей без костюма невозможно, представить костюм без одежды невозможно, а чтобы представить одежду, надо знать про ткани и кожу всё, что могут дать археологические находки. Но мало найти, надо уметь сохранить и "прочитать" всю информацию, заложенную в данных артефактах. Направление включает отдельный модуль обучения методам исследования, полевой фиксации, консервации, реставрации и реконструкции археологического текстиля и кожи.

В свою очередь направление «Экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл)» сосредоточено на расширении у слушателей теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с различными артефактами из некремниевого сырья в рамках научно-исследовательских и научно-практических проектов различного характера. Лекционный курс посвящен современным проблемам функционального определения и реконструкциям технологий изготовления орудий из некремниевого сырья. Практические занятия включают моделирования древних технологий и экспериментально-трасологический анализ разнообразных орудий.

А направление «Палеоантропология» обращено на расширение теоретических и практических знаний у слушателей, навыков и умений работы с палеоантропологическим материалом. Лекционный модуль посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули охватывают основы работы с черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Учебная программа направления также включает отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологических материалов. Завершающий обучающий блок посвящен описанию патологических изменений зубов, костей черепа и посткраниального скелета.

И, наконец, «Геоархеология» объединяет широкий спектр направлений современных археологических исследований, использующих подходы и разработки естественнонаучных дисциплин - географии, геологии, ботаники, геоинформатики и т.д. В ходе работы предполагается ознакомление участников как с полевыми, так и с лабораторными методами геоархеологических исследований. Слушатели совместно с преподавателями проведут аэрофотосъемку участков местности с использованием БПЛА, полевые работы на стратиграфических разрезах, отбор и предварительную обработку образцов для получения хронологических и палеоэкологических данных. Лабораторные работы предполагают освоение слушателями базовых навыков проведения спорово-пыльцевых и фитолитных анализов, фотограмметрической обработки данных фотосъемки для получения трехмерных моделей рельефа местности, использования ГИС для пространственного анализа данных.

Наряду с научно-практической работой в рамках лабораторий по направлениям, программа школы предполагает проведение общего курса лекций по вопросам теории и методики сохранения и изучения историко-культурного наследия, а также современных технологий полевых исследований.

Участники школы также получают возможность провести исследовательские проекты на специализированных площадках школы под руководством ведущих российских и зарубежных преподавателей, а также опубликовать результаты своих исследований в сборнике материалов Международной археологической школы, который входит в РИНЦ. По окончании обучения все учащиеся получают удостоверение о прохождении повышения квалификации.

В завершение стоит отметить, что опыт организации международной археологической школы в Татарстане заинтересовал руководство ЮНЕСКО. По заявлению генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, посетившей школу в 2017 году, подобная форма интенсивного обучения в непрерывном взаимодействии с ведущими специалистами в области археологии и реставрации непосредственно на объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО является одной из наиболее эффективных из реализуемых в мире.

Летом 2019 г. в рамках проекта "Открытая археология" прошла V-я Крымская молодежная полевая археологическая школа

В процессе подготовки к V-ой Крымской молодежной полевой археологической школе были рассмотрены десятки анкет из разных городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Вологды, Керчи, Воронежа, Брянска, Астрахани, Екатеринбурга, Челябинска, Владивостока и др. Кроме того пришли анкеты из Беларуси, Молдовы, Казахстана, Украины и даже Германии. За две смены (27 июня - 6 июля, 28 июля - 6 августа) в Школе-2019 на базе Опушкинской археологической экспедиции смогли поучаствовать 30 человек - по 15 в каждой смене. Работа на раскопе, пешие походы, знакомство с памятниками археологии Крыма (Опушкинский и Нейзацкий могильники, таврский могильник Капак-Таш, палеолитическая стоянка Киик-Коба, городище Кара-Тобе, Неаполь Скифский), жизнь в полевом лагере, посещение музеев в Евпатории и Симферополе, отдых на море и многое другое - всё это разнообразило жизнь участников Школы и подарило им незабываемые впечатления!

Базы проведения Школы в 2019 г.:

    Опушкинская археологическая экспедиция (с. Опушки Симферопольского района Республики Крым),

    Центр инновационной педагогики и экспериментальной археологии "Кара-Тобе" (г. Саки, Республика Крым)

Время проведения Школы-2019:

  • 1-я смена - с 27 июня до 6 июля 2019 г.
  • 2-я смена - с 28 июля до 6 августа 2019 г.

Количество участников:

  • 1-я смена: 15 человек
  • 2-я смена: 15 человек

Программа 10-дневного пребывания в Школе дает возможность участникам поработать на раскопе, прослушать разнообразные лекции по истории древнего и средневекового Крыма, основам проведения археологических исследований и принципам работы с археологическими источниками, поучаствовать в мастер-классах, посетить различные археологические памятники Крыма, пообщаться с профессиональными археологами и найти новых друзей. А еще это замечательная возможность полностью погрузиться в романтику экспедиционного археологического лагеря с полевой кухней, вечерним костром и звездным небом над головой!

Подробная информация о Школе-2019, форма заявки, отчеты о школах, проведенных в 2015-2019 гг. - на нашем сайте http://archaeoschool.ru

Контакты для справок: тел.: +7978 849 08 94, e-mail: [email protected]

Общая информация о Крымской молодежной полевой археологической школе

Крымская молодежная полевая археологическая школа – это коммуникативно-образовательная площадка для активных и любознательных молодых людей, желающих
поближе познакомиться с Крымом, его прошлым и настоящим, своими руками прикоснуться к истории и расширить круг своих друзей. Проект направлен на содействие повышению коммуникативности молодых людей из Крыма и России, интеграции молодежи Крыма в молодежное пространство России и популяризацию знаний об истории полуострова и его культурном наследии.

Школы проводятся в летний период на базе работающих в Крыму археологических экспедиций. Первая Крымская молодежная полевая археологическая школа прошла в 2015 г. на базе Нейзацкой археологической экспедиции. Вторая, третья и четвертая Школы были организованы в 2016-2019 гг. на базе Опушкинской археологической экспедиции.

Всего за 5 сезонов реализации проекта в нем приняли участие более 250 молодых людей из разных уголков России, а также Украины, Белоруси, Молдовы и Германии. В качестве лекторов было привлечено 15 специалистов-археологов из Крыма, Севастополя, Киева и Москвы - кандидатов и докторов наук, сотрудников ВУЗов, академических институтов и музейных учреждений.

Участники обеих смен смогли побывать не только в Опушкинской экспедиции, но и отправиться на Кара-Тобе, поехать на экскурсии и насладиться крымским морем. Участие "школьников" в раскопках не только дает возможность молодым людям "примерить на себя" профессию археолога и расширить свой кругозор. Ребята приносят ощутимую пользу исследователям памятников - благодаря их труду появляется возможность открыть большую площадь памятника, а значит - получить больше новых источников об истории Крыма.

В 2015-2017 гг. проект реализовывался на средства Президентского гранта, выделенного на конкурсной основе обществом "Знание" России (2015 г.), и субсидий социально-ориентированным НКО, предоставленным Министерством труда и социальной защиты Республики Крым (2016, 2017 гг.). В 2018-2019 гг. финансирование Школы осуществляется в рамках проекта "Открытая археология" за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.